Научная статья на тему 'Этнодуховная традиция как кредо экокультурных компетенций, составляющих интегративно-целостный базис высшего педагогического образования'

Этнодуховная традиция как кредо экокультурных компетенций, составляющих интегративно-целостный базис высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ / ETHNOSPIRITUAL TRADITION / ЭКОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ECO-CULTURAL COMPETENCE / ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНЫЙ БАЗИС ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATIVE AND HOLISTIC BASIS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркина И. В., Гермашева Н. С., Приходько А. В.

В статье рассмотрен компетентностный потенциал вузовской подготовки педагогов как профессионально-направленный, ценностно-смысловой потенциал целей и содержания педагогического образования; личностно-реализуемый коммуникативный и интерактивный потенциал готовности к реализации этнодуховной традиции через выстраиваемые экокультурные компетенции. Данные посылы являются инструментальным обеспечением кредо экокультурных компетенций, составляющих интегративно-целостный базис гуманитарных технологий высшего педагогического образования. Авторы делают вывод о том, что сущность этноэкодуховной традиции определяется сочетанием собственно этно-, экодуховной общекультурной подготовки, развитием гуманитарно-технологической культуры педагога как приоритетной составляющей личностного качества, стремлением к формированию целостной этноэкодуховной картины мира в сознании будущих «неопедагогов», трансляций инновационной интегративной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркина И. В., Гермашева Н. С., Приходько А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOSPIRITUAL TRADITION AS CREDO ECOCULTURAL COMPETENCES COMPONENTS IN THE INTEGRATIVE HOLISTIC BASIS OF THE PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION

The article deals with the potential competence of university training of teachers as professionally-directed, value-semantic potential of the aims and contents of teacher education; student-implemented communicative and interactive potential of readiness for introduction of ethnospiritual tradition formed through the eco-cultural competence. These ideas are in the basis of the eco-cultural competency, the integrative and holistic ground of humanitarian technologies of the pedagogical higher education. The authors conclude that the basics of ethnoecological tradition is determined by a combination of the actual ethno-, eco-, cultural, spiritual training, development, humanitarian-technological culture of a teacher as a priority component of personal qualities, attempts to form ethnoecological holistic picture of the world in the minds of future “teachers of neopedagogy”, broadcasting innovative integrative educational activities.

Текст научной работы на тему «Этнодуховная традиция как кредо экокультурных компетенций, составляющих интегративно-целостный базис высшего педагогического образования»

6. Schurkova N.E., Muhin M.I. Vospitanie - XXI vek. Metodika i iskusstvo. Moskva: Uchitel', 2016.

7. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: otmodelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.

8. Kabalevskij D.B. Pedagogicheskie razmyshleniya: izbrannye stat'i i doklady. Moskva: Pedagogika, 1986.

9. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov. Moskva: VLADOS-press, 2004.

10. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Psihologiya isoznanie lichnosti. Moskva: MPSl, 1999.

11. Belkin A.S. Situaciya uspeha. Kak ee sozdat': kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1991.

Статья поступила в редакцию 05.11.16

УДК 378

Burkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Germasheva N.S., 2-year student (MA), North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Prikhodko A.V., 2-year student (MA), North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

ETHNOSPIRITUAL TRADITION AS CREDO ECOCULTURAL COMPETENCES COMPONENTS IN THE INTEGRATIVE HOLISTIC BASIS OF THE PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION. The article deals with the potential competence of university training of teachers as professionally-directed, value-semantic potential of the aims and contents of teacher education; student-implemented communicative and interactive potential of readiness for introduction of ethnospiritual tradition formed through the eco-cultural competence. These ideas are in the basis of the eco-cultural competency, the integrative and holistic ground of humanitarian technologies of the pedagogical higher education. The authors conclude that the basics of ethnoecological tradition is determined by a combination of the actual ethno-, eco-, cultural, spiritual training, development, humanitarian-technological culture of a teacher as a priority component of personal qualities, attempts to form ethnoecological holistic picture of the world in the minds of future "teachers of neopedagogy", broadcasting innovative integrative educational activities.

Key words: ethnospiritual tradition, eco-cultural competence, integrative and holistic basis of pedagogical higher education.

И.В. Буркина, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Н.С. Гермашева, магистрант 2 курса, «<Психолого-педагогическое образование», ФГАОУ «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

А.В. Приходько, магистрант 2 курса, «Психолого-педагогическое образование», ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ЭТНОДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК КРЕДО ЭКОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНЫЙ БАЗИС ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрен компетентностный потенциал вузовской подготовки педагогов как профессионально-направленный, ценностно-смысловой потенциал целей и содержания педагогического образования; личностно-реализуемый коммуникативный и интерактивный потенциал готовности к реализации этнодуховной традиции через выстраиваемые экокультурные компетенции. Данные посылы являются инструментальным обеспечением кредо экокультурных компетенций, составляющих интегративно-целостный базис гуманитарных технологий высшего педагогического образования. Авторы делают вывод о том, что сущность этноэкодуховной традиции определяется сочетанием собственно этно-, экодуховной общекультурной подготовки, развитием гуманитарно-технологической культуры педагога как приоритетной составляющей личностного качества, стремлением к формированию целостной этноэкодуховной картины мира в сознании будущих «неопедагогов», трансляций инновационной интегративной педагогической деятельности.

Ключевые слова: этнодуховная традиция, экокультурные компетенции, интегративно-целостный базис высшего педагогического образования.

Инерционные законы технической революции, столкнули человечество со многими трудноразрешимыми проблемами: экологическими, этническими, социальными, нравственными, эстетическими, моральными, культурологическими, мировоззренческими [1]. Предотвращение и решение глобально-локальных обострений названных проблем имманентно влияет на качество жизни будущих поколений и во многом обеспечивается уровнем готовности современных педагогов к холотропной, интегративной деятельности нацеленной на формирование экокультурных компетенций, которые, прежде всего, с позиций качества в основном опираются на этнодухов-ную традиционную основу, в связи с тем, что ближайшие годы станут «стабилизационным этапом», на котором «выяснится способность мобильности человечества обеспечить сохранение и распространение созидательной жизни во Вселенной» [2].

Россия и многие другие передовые страны, прогрессивные международные организации прилагают огромные усилия к рационализации всех видов природопользования и охране окружающей среды. Одним из важнейших условий, обеспечивающих успех этой деятельности, является формирование экокультур-ных компетенций будущих педагогов в процессе высшего образования.

В последние годы в нашей стране вопросам этнодуховной традиционной составляющей высшего педагогического образования уделяется много внимания как на государственном, так и на общественном уровнях, в этом плане постоянно идёт внимательное обсуждение этой проблемы специальными научными комиссиями министерства образования, в том числе и отделам высшего профессионального образования. Многие вузы ведут соответствующую исследовательскую, учебно-методическую работу и уже распространяют удачный опыт, но должный эффект пока недостаточен, а особенно, с позиций требований стандартов третьего поколения и компетентност-ной модели выпускника вуза, тогда как назрела потребность выявить основные аспекты крэдо экокультурных компетенций, составляющих интегративно-целостный базис высшего образования.

При обсуждении методологических основ экологического образования важно удалить границы возможного и определить гармонию в освещении основных аспектов современной экологии. Является ли экология естественной наукой или гуманитарной? Или и той, и другой? По мнению Федерико ди Кастри: «Нет такой естественной науки, которая исключает знания человека, и нет такой гуманитарной науки, которая игнорирует природу. Это наука, которая может сыграть свою роль, если все, кто связан с

ней, глубоко осознают свою ответственность за эволюцию положения человека» [3, с. 35].

Если рассматривать проблему этнодуховных традиций как крэдо экокультурных компетенций в исторической ретроспективе, то можно прийти к заключению о дидактическо-метафизиче-ском интегративно-целостном единстве трех её составляющих: этно-, эко-, духовность, составляющих базис гуманитарных технологий с позиций мироустройства - это гносеологический, прагматический, этический аспекты [4].

Гносеологический аспект обычен для любой науки. Он представляет собой не вполне разгаданный до сих пор феномен природы человека - познание ради него самого, удовлетворение любознательности, лишённое всякого стремления к выгоде и не вызываемое, как будто, никакими внешними вынуждающими обстоятельствами. Экология - наука красивая, она очень привлекательна для пытливых умов. Почти век назад В.В. Докучаев писал: «Генетическая, вековечная и всегда закономерная связь существует между силами, телами и явлениями, между мёртвой и живой природой, между растительным, животным и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром - с другой. Именно это соотношение, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества, ядро истинной натурфилософии - лучшую и высшую прелесть естествознания». В гносеологическом плане самым существенным представляется освоение будущими педагогами основ системного подхода к предмету «этно-, экодуховной культуры» и всем рассматриваемым в нём явлениям. Узловым является освоение понятий экокультурных компетенций составляющих интегративно-целостный базис гуманитарных технологий высшего педагогического образования. С точки зрения «Эко» -это «любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединённое в единое, функциональное целое. О целом как о гносеологическом принципе высказывались многие великие мыслители:

1. Платон: «Целое - всегда нечто иное, чем простая сумма его частей». Вследствие этого экологические системы должны восприниматься как совокупность, образующих в каждом случае самостоятельное целое;

2. А. Тенсли: экосистемы универсальны в устройстве жизни на Земле. Вследствие этого как бы ни была выделена экосистема в виде «трёхмерной высечки» из биосферы, её всегда можно рассмотреть как экосистему;

3. В.И. Вернадский: жизнь приобретает свойство бесконечности благодаря постоянному притоку внешней энергии (от Солнца) и согласованности малых биологических круговоротов органогенных элементов в экосистемах, слагающих биосферу.

Гносеологический аспект имеет в этом плане несомненный исторический приоритет для гуманитарных технологий, и даже с позиции открытий современной физики.

Прагматический аспект - выразился не ранее 70-х годов 21 века в связи с развитием различных видов природопользования на суше и на море. Он гармонично соединялся с гносеологическим. Исследования русских ученых В.В. Докучаева, Г.Ф. Морозова, РИ. Аболина в степных, лесных и болотных экосистемах проведены в интересах земледелия, лесоводства и имели практическую направленность. На их основе А. Тенсли и В. Сухачев создали родственные концепции об экосистеме и биогеоценозе. Экология и теоретически и практически оказалась подготовленной к расцвету, но наступившему позже, в связи с решением задач научно- технической революции и анализом её внутрина-учных проблем. Этноэкодуховность преимущественно в прагматическом аспекте явилось ответом на вопросы, поставленные перед ней практикой в целях рационализации всех видов природопользования и охраны окружающей среды. В этот период вся наука, в том числе экология, стала непосредственной производительной силой, в развитие которой очень выгодно делать материальные вклады.

Библиографический список

Этический аспект возник и развивается на наших глазах. Он заключается в переосмысливании человеком своего положения в природе и социуме. Не чувствуя себя более всемогущим «царём природы» и, действительно, не ожидая от неё милости (при неосмотрительности действий), человек разумный начинает по-новому строить свои отношения с окружающей средой [5].

В международной практике экологическое образование включается в так называемое «образование в области охраны окружающей среды» (ОООС). Участники международной программы ЮНЕСКО ЮНЕП по ОООС полагают, что оно имеет три принципиальные черты: междисциплинарность, подход, направленный на решение проблем и широкий охват населения в целом. Эти три черты должным образом взаимосвязаны, стало быть, с позиций интегративно-целостного базиса гуманитарных технологий высшего образования экодуховность имеет право на свое существование. В докладе межправительственной конференции по ОООС отмечалось, что этноэкодуховность имеет право на свое существование. В международной практике в программах ЮНЕСКО ЮНЕП по ОООС сказано: «главная цель состоит в обеспечении на междисциплинарной основе практико-ориентированного образования, ориентированного на решение проблем окружающей среды или, по крайней мере, на предоставление студентам более широких знаний относительно решения таких проблем, с тем, чтобы научить их участвовать в принятии решений» [5].

Осуществляемая ныне реформа высшей профессиональной школы содержит элементы, соответствующие именно такому базису гуманитарных технологий вузовского образования. Конечно, эта стратегия должна быть реализована и при поддержке педагогов. С эдукологической точки зрения это приводит нас к необходимости глубокого рассмотрения определения понятия экокультурные компетенции, с позиций возможности интегра-тивно-целостного базиса гуманитарных технологий и трактовки инновационных механизмов образования, взращивания и поддержки экокультурные компетенции наилучшим образом приспосабливают опыт минувших поколений к тем новым условиям, в которых появляется в мир и живет человек.

Экокультурные компетенции в позиции крэдо этнодуховных традиций это - не передача опыта, а его восстановление, рекапитуляция, актуализация, переход из подсознательного и пред-сознательного в сознательное, образование опыта актуального поведения, благодаря обогащению «единиц» идей чувственной информацией. Такая трактовка возможна благодаря принятию позиций концепций И. Подласого [6], Ш. Амонашвили, о жизни духовного человека, и требует изменения направленности интегративно-целостного базиса гуманитарных технологий с материального на духовное, вот для этого и нужен «неопедагог», который способен быть помощником природы в реализации намеченной цели духовно-научного развития ребенка. Для этого должна быть налажена такая этнодуховная деятельность с будущими педагогами, которая бы формировала у студентов умение оперировать довольно сложными специальными понятиями, формирующая озабоченность проблемами охраны окружающего мира во всех его проявлениях и ипостасях, учила бы активной деятельности, вызывая желание участвовать в принятии решений, в конкретных коллективных и индивидуальных этноэкодуховных акциях.

Таким образом, сущность этноэкодуховной традиции как кредо экокультурных компетенций, составляющих интегратив-но-целостный базис гуманитарных технологий высшего педагогического образования, определяется сочетанием собственно этно-, экодуховной общекультурной подготовки, развитием гуманитарно-технологической культуры педагога как приоритетной составляющей личностного качества, стремлением к формированию целостной этноэкодуховной картины мира в сознании будущих «неопедагогов», трансляций инновационной интегратив-ной педагогической деятельности.

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Москва, 1991.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. Отв. ред. А.Л. Яншин. Москва, 1991.

3. Абрамов В.И. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в воспитании ребенка. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1991.

4. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и как личная ценность. Педагогика. 2009; 3.

5. Белоусов П.А. Константинов В.Н., Плеханов Е.А. Гуманистическая направленность экологического воспитания. Гуманизм и развитие личности. Владимир, 1980.

6. Подласый И. Энергоинформационная педагогика. Москва, 2010.

References

1. Anisimov O.S. Metodologicheskaya kul'tura pedagogicheskoj deyatel'nosti i myshleniya. Moskva, 1991.

2. Vernadskij V.I. Nauchnaya mysl'kak planetarnoe yavlenie. Otv. red. A.L. Yanshin. Moskva, 1991.

3. Abramov V.I. Vzaimosvyaz' uchebnoj i vneuchebnoj deyatel'nosti v vospitanii rebenka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1991.

4. Bondarevskaya E.V. Pedagogicheskaya kul'tura kak obschestvennaya i kak lichnaya cennost'. Pedagogika. 2009; 3.

5. Belousov P.A. Konstantinov V.N., Plehanov E.A. Gumanisticheskaya napravlennost' 'ekologicheskogo vospitaniya. Gumanizm i razvitie lichnosti. Vladimir, 1980.

6. Podlasyj I. 'Energoinformacionnaya pedagogika. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 378

Burkin D.O., Cand. of Sciences (Law), senior teacher, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Yegorova A.V., 2-year student (MA), North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Dubikova Ye.V., 2-year student (MA), North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

ETHNOSPIRITUAL CONVENTIONAL BASIS OF ECO-CULTURAL COMPETENCE IN UNIVERSITY EDUCATION FOR TEACHERS. The paper describes configuration of ethnospiritual traditional grounds of eco-cultural competencies of university training of teachers, which are harmonious co-development of eco-cultural and ethnospiritual reasons of the life. In this connection, the imperative of the functional system of education requires a holistic and eco-cultural co-development of ethnospiritual positioning through transformation of environmental awareness, and change the target values, as well as the entire spiritual and moral-practical and aesthetic activity skills, ownership, displays of eco-cultural assimilation of competences. The authors conclude that the process of modernization of education requires forming and developing mechanisms of university training of future teachers to implement integrative ethno-, eco-spiritual pedagogical interaction in conditions of peaceful coexistence between government, non-government and family education, based on social, spiritual and economic consolidation of the society. Key words: basis of ethnospirtual tradition, eco-cultural competence, spirituality.

Д.О. Буркин, канд. юр. наук, ст. преп. каф. экологического, земельного и трудового права, ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected] А.В. Егорова, магистр 2 курса, «Психолого-педагогическое образование», ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Е.В. Дубикова, магистр 2 курса, «Психолого-педагогическое образование», ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ЭТНОДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ

ЭКОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

В данной статье рассмотрены конфигурации этнодуховных традиционных оснований экокультурных компетенций вузовской подготовки педагогов, которые являют собой гармоничное соразвитие экокультурных и этнодуховных оснований бытия. В этой связи императив функциональной системы целостного образования требует соразвития этнодуховности и экокуль-турности через трансформации позиционирования экологического сознания, изменений целевых и ценностных установок и, следовательно, изменений всей духовно-практической и нравственно-эстетической деятельности умения, владения, усвоения проявлений экокультурных компетенций. Авторы делают выводы о том, что процесс модернизации образования требует формирования и совершенствования механизмов вузовской подготовки будущих педагогов к осуществлению интегративного этно-, эко-, духовного педагогического взаимодействия, в условиях поиска мирного сосуществования государственного, негосударственного и семейного образования на основе социальной, духовной и экономической консолидации общества. Ключевые слова: этнодуховные традиционные основания, экокультурные компетенции, духовность.

Формирование экокультурных компетенций современного педагога представляет собой беспрецедентный императив современной эпохи возрождения этнодуховной традиции великой России. Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие, писал известный русский религиозный философ В.В. Зиньковский. Следуя по пути сознательного отношения к возрождению великой России, по пути устойчивого развития, нужно совершенствовать духовность во всех её проявлениях. Совершенствование духовного мира потребует перехода на совершенно иные парадигмы, как в научной теории, так и в практической сфере деятельности, поскольку становится необходимым гармоничное соразвитие экокультурных и этнодуховных оснований бытия.

Соразвитие этнодуховности и экокультурности требует трансформации позиционирования экологического сознания, изменения целевых и ценностных установок и, следовательно, изменения всей духовно-практической деятельности, прежде всего по производству багажа знаний, его передаче и усвоению в формализации проявлений экокультурных компетенций выпускника вуза - педагога.

По определению академика Б.Т. Лихачева, духовность - это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни [1].

Поэтому, с точки зрения нашего исследования, нужно, прежде всего, рассмотреть нравственность, которая представляет собой сложное социально-психологическое, образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность задаёт тон поведения человека изнутри, помогает устоять перед напором внешних воздействий и противоречий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм и правил по отношению к миру, людям и самому себе.

При этом обыденное сознание людей часто идентифицирует духовные области существования или с религией, или с медитациями, или с какими-нибудь сектантскими движениями. Духовное же развитие человека предполагает радикальное преобразование «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.