Научная статья на тему 'Гуманитарные технологии поддерживающей и сопроводительной педагогической работы по формированию экологической культуры детей в социопространственной среде микрорайона'

Гуманитарные технологии поддерживающей и сопроводительной педагогической работы по формированию экологической культуры детей в социопространственной среде микрорайона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МИКРОРАЙОН / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ И СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ENVIRONMENTAL CULTURE / MICRODISTRICT / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES / SUPPORTIVE AND ACCOMPANYING EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркина И. В.

В статье рассмотрены подходы к реализации гуманитарных технологий поддерживающей и сопроводительной педагогической работы по формированию экологической культуры в социопространственной среде микрорайона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN TECHNOLOGIES OF SUPPORTIVE AND ACCOMPANYING EDUCATIONAL WORK ON FORMING ENVIRONMENTAL CULTURE OF CHILDREN IN SOCIAL AND SPACIAL SPHERE OF MICRODISTRICT

The article considers approaches to the realization of humanitarian technologies of supportive and accompanying educational work on forming environmental culture in social and spacial sphere of microdistrict.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные технологии поддерживающей и сопроводительной педагогической работы по формированию экологической культуры детей в социопространственной среде микрорайона»

УДК 330.311

Burkina I. HUMANITARIAN TECHNOLOGIES OF SUPPORTIVE AND ACCOMPANYING EDUCATIONAL WORK ON FORMING ENVIRONMENTAL CULTURE OF CHILDREN IN SOCIAL AND SPACIAL SPHERE OF MICRODISTRICT. The article considers approaches to the realization of humanitarian technologies of supportive and accompanying educational work on forming environmental culture in social and spacial sphere of microdistrict.

Key words: environmental culture, microdistrict, humanitarian technologies, supportive and accompanying educational work.

И.В. Буркина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и педагогических технологий педагогического

института СКФУ, г. Ставрополь, E-mail: irinaburkina@yandex.ru

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ И СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В СОЦИОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ МИКРОРАЙОНА

В статье рассмотрены подходы к реализации гуманитарных технологий поддерживающей и сопроводительной педагогической работы по формированию экологической культуры в социопространственной среде микрорайона.

Ключевые слова: экологическая культура, микрорайон, гуманитарные технологии, поддерживающая и сопроводительная педагогическая работа.

Поддержка, сопровождение, культура это фундаментальные основы стратегического направления создания нравственно-здоровых экологических условий в жилых микрорайонах, где дети смогли бы получать пример гуманных отношений взаимодействия поколений.

Сегодня мы ясно понимаем, что экодуховное нравственное воспитание связано и с новым правосознанием. Каждый человек, семья «должны увидеть духовную свободу, как предметную цель права и государства... воспитать в русском человеке свободную личность с достойным характером и предметною волею»,

- писал Ильин. Духовность и нравственность оставили нам как благо наши предки, чью веру мы обязаны передать [1]. В этой связи усиление внимания к вопросам воспитания детей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства, в микрорайоне - явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких как объективно-развивающее-ся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание честно-государственного партнерства, управление им в интересах гармоничного развития личности, что коррелирует с указом Президента РФ от 1 июля 2012 г. №761 «О стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Альтернативные формы жизнеустройства и воспитательная среда, в которых дети приобретают социальный опыт, оказывает, существенное влияние на поведение личности. Микрорайон

- эта среда организации свободного времени детей, развитие их интересов, досуговой и культурно творческой деятельности, сфера идейно-нравственного и духовного формирования личности [2]. Как никогда сегодня остро стоит проблема усиления воспитательной значимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общения, детей по месту жительства. Погружение экокультурной педагогики в новые условия открытого пространства современных микрорайонов организует целенаправленный систематичный процесс совместной, многопрофильной культурно-досуговой деятельности детей. Гармонизация отношений со средой выживания в пределах хозяйственной ёмкости ландшафта, определяет цели культурного развития, для сохранения принципов и норм социоприродного развития бережного сохранения и выстраивания возможностей коррекции современного социокультурного развития. Посредствам деятельности микросреды микрорайона строится новый общественный договор: создающий благоприятные условия для экокультурного развития детей путём осуществления гуманитарных технологий поддерживающей и сопроводительной педагогической работы [3].

Разработка гуманитарных технологий такой инновационной работы экообеспеченности полноценной социализации детей требует разработки хорошо развитой, комплексной сети взаимодействия различных образовательно-воспитательных структур по месту жительства, в микрорайоне.

Для современной системы социально-воспитательной работы с населением по месту жительства, в микрорайоне, характерна тенденция качественной перестройки организации и руководства этой системой, например, со стороны инновацион-

ных воспитательных учреждений инновационного сотрудничества координирующего и направляющего совместную деятельность всех сопровождающе-поддерживающих институтов микрорайона. Отсюда, координация сопроводительной и поддерживающей педагогической работы с населением по месту жительства должна осуществляться в рамках территориальной единицы микрорайона. Его границы не обязательно совпадают с микрорайоном школы жилищно-территориального деления. За основу берётся такая единица административного деления, в рамках которой осуществляется деятельность муниципальных органов с населением конкретного жилого массива по всем направлениям программы мероприятий в сфере экодуховного культурно-бытового жизнеустройства. Такой принцип определения границ микрорайона в организации сопроводительной и поддерживающей педагогической работы населения по месту жительства помогает обеспечить единство в решении социально-воспитательных и хозяйственных задач, способствует наиболее полному использованию возможностей гуманитарных технологий со стороны учреждений и организаций, причастных к работе в данном жилом массиве.

Воспитательная работа может осуществляться по двум вариантам: либо закрепляясь за домами или улицами, организуя разностороннюю сопроводительную и поддерживающую педагогическую работу с конкретным контингентом их жителей; или выбирая определения работы со всем населением микрорайона или его отдельными категориями.

Совместные сопроводительные и поддерживающие мероприятия педагогической работы планируются и осуществляются на основе воспитательных возможностей и потребностей каждого микрорайона. Эти возможности выявляются при изучении и социально-педагогическом анализе культурно-производительного окружения, материально-бытовых условий, этно, эко, духовного потенциала проживающего населения [3].

В целях осуществления сопроводительной и поддерживающей педагогической работы в микрорайонах составляют и постоянно обновляют этноэкодуховные характеристики семьи и групп общения детей. На основе этих данных разрабатываются обобщённые характеристики, которые отражают самые существенные стороны микросреды; свидетельствующие о культурном жизненном уровне, объёме свободного времени, количестве доступных материальных и культурных благ; содержание и характер получаемой информации, образовательный и экокуль-турный уровень, экодуховная социальная направленность и психологический климат ближайшего окружения [4]. По каждому микрорайону характеристика дополняется сведениями о структуре микрорайона, произведённом окружении; о социальных, культурно-просветительных, спортивных организациях, детских дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях; о материальной базе и кадровых возможностях. Результаты обследований анализируются и используется для определения задач, отбора содержания, гуманитарных технологий сопроводительной и поддерживающей педагогической работы в микрорайоне.

Гуманитарные технологии совместной сопроводительной и поддерживающей педагогической работы с населением по месту жительства определяются экосоциальными потребностями жителей микрорайона, а также конкретными условиями дома отдельной семьи. Все учреждения, общественные формирования, все складывающиеся по месту жительства звенья воспитательной работы самым непосредственным образом причастны к формированию экологической культуры детей, каждое в своём, определённом направлении, соответствующем его функциям.

Для того чтобы социопространственная среда микрорайона стала средством повышения уровня экообеспеченности полноценной социализации личности детей, она должна отвечать принципам обогащённости, наукоёмкости и содержать природные и социокультурные гуманитарные средства технологии, обеспечивающей развитие в деятельности по месту жительства. Социопространственная среда предоставляет ребёнку условия активности, самостоятельности, творческого, экодуховного развития и возможность обогащаться через неё информацией, позволяющей полноценно функционировать в обществе. Кроме того, для реализации развивающей функции среды необходимо сочетание привычных, традиционных и инновационных нестандартных компонентов.

Разрабатывая и внедряя гуманитарные технологии, мы взяли за основу ведущие факторы, влияющие на полноценную социализацию в области формирования экологической культуры личности детей:

1) семья, как институт социализации и формирования экологической культуры детей;

Библиографический список

2) общество сверстников, как микрофактор социализации и формирования экологической культуры детей;

3) специфика формирования экологической культуры детей в условиях городского образа жизни;

4) экопространственная среда и её влияние на формирование экологической культуры личности детей;

5) этнодуховные особенности и их роль в социализации формирования экологической культуры детей;

6) инновационные конструкты институтов воспитания и образования;

7) средства массовой коммуникации.

Для реализации вышеизложенного в первую очередь необходима государственно-правовая и экосоциальная экономическая политика, направленная на внедрение гуманитарных технологий сопроводительной и поддерживающей педагогической работы по формированию экологической культуры детей.

Одним из вариантов решения, стоящих перед государством, задач в области поддерживающей и сопроводительной педагогической работы по формированию экологической культуры детей может стать хорошо развитая, комплексная сеть взаимодействия различных образовательных и воспитательных структур по месту жительства, в микрорайоне. Ключевым звеном воспитательно-образовательной сети может выступить Центр этноэ-кодуховной социопространственной среды микрорайона. Поэтому по месту жительства лучше всего внедрять гуманитарные технологии поддерживающей и сопроводительной педагогической работы по формированию экологической культуры детей.

1. Грехова, Л.И. Экокультура педагогики семьи: научно-методическое пособие / Л.И. Грехова, Н.Н. Сотникова, И.В. Буркина [и др.]. - М., 2008.

2. Прохорова, О.Г. Воспитание человека в малом городе России: монография. - М.; Воронеж, 2009.

3. Липский, И.А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности // Педагогика. - 2004. - № 9.

4. Николаева, С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. - М., 2010.

Bibliography

1. Grekhova, L.I. Ehkokuljtura pedagogiki semji: nauchno-metodicheskoe posobie / L.I. Grekhova, N.N. Sotnikova, I.V. Burkina [i dr.]. - M.,

2008.

2. Prokhorova, O.G. Vospitanie cheloveka v malom gorode Rossii: monografiya. - M.; Voronezh, 2009.

3. Lipskiyj, I.A. Tekhnologicheskiyj potencial socialjno-pedagogicheskoyj deyateljnosti // Pedagogika. - 2004. - № 9.

4. Nikolaeva, S.N. Narodnaya pedagogika v ehkologicheskom vospitanii doshkoljnikov. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 12.12.12

УДК 811.161.1-054.6

Vasileva G.M., Yang Liu THE GROUP OF PROFESSIONS: CULTURE-ORIENTED PRINCIPLES OF SELECTION FOR THE PURPOSES OF EDUCATING CHINESE STUDENTS OF PHYLOLOGY. The article is oriented on the goals of teaching vocabulary to Chinese students of philology and is dedicated to the culture-oriented principles and criteria of selection the denominations according to profession. Among these principles are the principle of culturological value of a word and the principle of consideration of the students' native culture (which is implemented in the consideration of various lacunary and asymmetrical phenomena in the languages and cultures).

Key words: cultural linguistics, culturological value of a word, axiological markedness, associative value, metaphorical productiveness.

Г.М. Васильева, д-р филол. наук, проф. каф. межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: galinav44@mail.ru; Ян Лю, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: yangliu8347@mail.ru

НАИМЕНОВАНИЯ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ: КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Статья ориентирована на задачи обучения лексике китайских студентов-филологов и посвящена культуроориентированным принципам и критериям отбора наименований лиц по профессии, к которым относятся принцип культурологической ценности слова и принцип учета родной культуры учащихся (который реализуется в учете различных лакунарных и асимметричных явлений в языках и культурах).

Ключевые слова: лингвокультурология, культурологическая ценность слова, аксиологическая отмеченность, ассоциативная значимость, метафорическая разработанность.

Одной из важнейших составляющих любой культуры явля- ем профессиональной деятельности как таковой. Профессия

ется профессиональная деятельность человека, играющая ре- предстает началом культуры» [1]. Она широко представлена в

шающую роль в процессе ее становления: «возникновение куль- лексических средствах русского языка и, прежде всего, в лекси-

туры неразрывно связано с рождением профессий, с появлени- ко-семантической группе наименований лиц по профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.