Научная статья на тему 'Фактор культуры в проблемном поле экологии человека: информационное общество и экологическая культура'

Фактор культуры в проблемном поле экологии человека: информационное общество и экологическая культура Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1255
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вагнер И. В., Глазачев О. С., Глазачев С. Н.

Культурологический ракурс проблем экологии человека, влияния информатизации на трансформации феномена экологической культуры обосновывается в статье с учетом результатов экспертного опроса и междисциплинарного анализа современных исследований. Определяются актуальные задачи исследования проблем развития экологической культуры в информационном обществе, перспективы интеграции информатизации и экологизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фактор культуры в проблемном поле экологии человека: информационное общество и экологическая культура»

И.В. Вагнер, О.С. Глазачев, С.Н. Глазачев

фактор культуры в проблемном поле экологии человека: информационное общество

1

и экологическая культура

о

Культурологический ракурс проблем экологии человека, влияния информатизации на трансформации феномена экологической культуры обосновывается в статье с учетом результатов экспертного опроса и междисциплинарного анализа современных исследований. Определяются актуальные задачи исследования проблем развития экологической культуры в информационном обществе, перспективы интеграции информатизации и экологизации образования.

Ключевые слова: экология человека, культурологический подход, экологическая культура, информационная культура, экологическое образование, медиаобразование, информационное общество, информационные технологии, экологизация, информатизация

Экология человека по сути своей и по особенностям генезиса является междисциплинарной, комплексной наукой, предметное поле которой должно охватывать все характеристики человека как биосоциального феномена, интегрировать достижения всех отраслей научного знания, изучающих взаимодействие человека с окружающей средой. Н.Ф. Рей-мерс видел в экологии человека комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (особи) и личности с окружающей его природной средой; социальной экологии - объединение научных отраслей, изучающих связь общественных групп (начиная с семейных и других малых социальных групп) с природной и социальной средой их окружения [4; 11].

Парадоксальность проблемы экологической безопасности - необходимость защиты человека от последствий порожденного им экологического кризиса - неумолимо ведет человечество к поиску истоков проблемы в культуре человека и общества. К понятию культуры в самом широком смысле относится все, что сделано человеком - артефакты материальные и духовные. Культура - экологическая ниша человека. Фактор культуры,

1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» №13-06-00479 8130600004794, 2013-2015 гг.

Информационное общество и экологическая культура

включая ценности и потребности, сознание и мышление, представления о морали и нормах, отношение к природе и вытекающие из этого способы взаимодействия с ней, методы, средства, технологии, производства, на протяжении столетий обусловливал характер антропогенного воздействия на природу, экологической ситуации - на самого человека, и в настоящее время является условием предотвращения глобальной катасрофы, истоки которой внутри нас. Неизбежно укрепление культурологического подхода в экологии человека, культурологический ракурс исследования проблем экологии человека. Новый культурный код - это единственный ключ от парадоксально замкнутого круга, в котором человек создает экологическую опасность, а затем решает проблемы экологической безопасности. Проблемы экологии человека не решаемы вне проблем развития экологической культуры личности.

На гуманитарной составляющей экологии человека, актуализирующей фактор культуры, акцентирует внимание философ В.А. Кобылян-ский: «Сегодня довольно распространено мнение, что вся экология есть лишь биологическая экология, а других экологий нет и быть не может. Экология человека с этой точки зрения есть раздел биологической экологии как науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. ...Многосторонний анализ проблемы приводит нас к выводу о том, что сферу собственно экологического знания образуют, прежде всего, географическая, биологическая и социальная экология как науки о межуровневом взаимодействии. В данную сферу, безусловно, должна быть включена и общая теория экологии, понимаемая как общая теория экологического подхода и экологического взаимодействия (с учетом, разумеется, той или иной, большей или меньшей, конкретной ее спецификации). Сюда же входит и экология человека. В отличие от социальной экологии, целью которой является оптимизация взаимодействия природы и общества, экология человека изучает законы, принципы, методы оптимизации способов деятельности людей, взаимодействие ее субъективных и объективных факторов. Объектом антропоэкологиче-ского исследования является, таким образом, не всякое взаимодействие человеческого организма со средой, а то, которое опосредовано сознательной деятельностью людей» [12]. Заведующий кафедрой экологии человека Московского независимого эколого-политологического университета проф. Б.Б. Прохоров утверждал: «Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология, которую можно определить как науку, направленную на познание закономерностей влияния природных, социальных, производственных, бытовых факторов на человеческие общности

с целью выяснения последствий этого влияния на жизнедеятельность населения» [12].

Культура современного общества стремительно трансформируется под влиянием глобализации. Наряду с отчетливо выраженной тенденцией экологизации культуры стремительно развивается другое явление глобального масштаба - информатизация общества, культуры. Интенсивность развития информационных технологий, возрастающая интенсивность информационных потоков, глобальная информационная сеть, усиливающееся влияние масс-медиа на развитие человека - эти проявления информатизации становятся причиной изменений качества самого человека, его сознания, мышления, способов взаимодействия с окружающим миром и субъективной картины окружающего мира, потребностей, ценностей, кульутры личности.

Взаимовлияние глобальных тенденций экологизации и информатизации культуры, проблем информационной и экологической безопасности, глобализации информационных процессов и экологических проблем обусловливают качественно новый культурологический взгляд на проблемы экологии человека, определяют новый междисциплинарный формат исследований проблем экологии человека в контексте развития экологической культуры личности и общества информационной эпохи.

О том, что пересечение проблем информатизации и экологического развития в самом масштабном глобальном смысле и множестве локальных, узких аспектных вариаций стремительно актуализируется, что этот перекресток двух глобальных тенденций становится пространством острых дискуссий и представляет собою практически белое пятно на карте современных исследований в силу новизны проблемы, было убедительно подтверждено уже при первом опросе экспертов в рамках международной конференции «Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий» на базе НОЦ «ТЭКО» МГГУ им. М.А. Шолохова [2; 3]. Контрастность высказываний, стремление экспертов к расширению диалога по теме, обсуждение темы в неформальной обстановке, широкий спектр позиций по поднятой в нашем проекте проблеме развития экологической культуры в информационном обществе, - все подчеркивало высокую заинтересованность проблемой, ее актуальность, многоаспектность и своевременность постановки. В одном эксперты были абсолютно единодушны: проблема требует специального внимания, поскольку является чрезвычайно аку-тальной и сложной в силу противоречивости тенденций, вариативности позитивных и негативных явлений на перекрестке проблем экологического развития и информатизации общества, широком спектре и мно-

технологии

Информационное общество и экологическая культура

гоформатности проявлений общего и особенного в информационной и экологической культурах современного общества и каждого человека. Эксперты не скрывали и определенную сложность изложения каких-либо готовых выводов: все подчеркивали необходимость специального исследования, отмечали, что каждый вопрос вызывает новые и новые вопросы, что на сегодняшний день взаимовлияние процессов информатизации и экологического развития, экологической и информационной культур, информатизации и экологизации образования выглядит крайне неоднозначно, тревожно, что можно прогнозировать приоритетность этой проблематики на многие годы вперед.

Опрос экспертов позволил нам составить своего рода рейтинг наиболее тревожных аспектов проблемы развития экологической культуры личности в информационном обществе. Прежде чем мы рассмотрим некоторые из них подробно, хотелось бы отметить общую тенденцию доминирования негативных оценок и предположений о негативном влиянии информационного пространства, ИКт, масс-медиа на развитие экологической культуры личности. Учитывая, что в числе экспертов были работники образования и науки - представители разных поколений, разных специальностей, разных сфер образовательной практики, можно утверждать, что уже сам по себе факт доминирования негативных оценок и прогнозов относительно влияния масс-медиа на развитие экологической культуры личности свидетельствует о неблагополучии, об остроте поднятой проблемы и позволяет предположить особую значимость таких подходов к интеграции медиа- и экологического образования, которые позволили бы снизить риски негативного влияния информационной среды, ИКт, масс-медиа на формирование у детей и молодежи экологической культуры.

так, экспертам было предложено оценить характер влияний информационного пространства (технологий), масс-медиа на развитие экологической культуры личности. Характеристики негативного влияния вышли на первое место по числу баллов. Первое место в этом «черном списке» заняла позиция о том, что культ насилия и жестокости, порождаемый боевиками и компьютерными играми, провоцирует деструктивное поведение детей и подростков в природе, жестокое обращение с животными, объектами природной среды. Первую позицию дополняет и укрепляет следующая точка зрения. Большинство экспертов обеспокоены тем, что возможность многократного воспроизводства в виртуальном мире объектов природы, уничтоженных героев компьютерной игры снижают ценность Жизни, понимание уникальности каждой жизни, природных объектов, природы в целом.

На втором месте рейтинга мнений оказались представления о том, что масс-медиа гораздо чаще транслируют экологическую информацию негативного содержания. Доминирование в СМИ экологической информации негативного характера искажает представления детей о том, что такое хорошо и что такое плохо относительно состояния окружающей среды и норм взаимоотношений человека и природы. Кроме того, |

эксперты видят в тенденции доминирования негативной информации о о

взаимоотношении человека и природы опасность расширения негативного опыта, риск привыкания детей к сюжетам экологических катастроф, последствием которого могло бы быть игнорирование проблем экологической безопасности, новое представление о норме экологического благополучия/неблагополучия, снижение мотивации к экологической деятельности.

Немного ниже в рейтинге мнений, т.е. на третьей строке, оказались две принципиально важных позиции.

Первая из них показывает, что масс-медиа провоцируют потребительское отношение к природе (в частности, реклама, транслирующая «культ потребления» в целом, ценности «красивой жизни», мотивирующая «получать удовольствие от жизни»).

Вторая позиция связана со стремительным ростом удельного веса «виртуальной природы» в субъективном мире современного школьника. Виртуальная природа становится ближе, привычнее, усиливается отчуждение от живой природы.

В связи с тем, что современное медиапоколение все чаще встречается с природой в виртуальном мире, нежели в реальном, экспертам было предложено поразмышлять, усиливает ли тенденцию отчуждения медиапоколений от природы доминирование у их опыта взаимодействия с «виртуальной природой» над непосредственным контактом с живой природой.

С разной силой убежденности, но в целом 74% экспертов считают, что информатизация способствует отчуждению детей от природы. Надежду на то, что потенциал информатизации будет работать на повышение у детей потребности общения с живой природой, выражают 27% экспертов.

Эта же тема заняла и четвертую позицию рейтинга мнений: экспертами подчеркивается, что виртуальная природа - всегда объект наблюдения, ее доминирование укрепляет пассивную созерцательную позицию по отношению к экологическим проблемам, к природе.

И, наконец, пятая строка рейтинга - об эстетической ценности живой природы, которая, по мнению экспертов, тоже все чаще уступает в субъективной картине мира школьников природе «виртуальной». Привлекательность, красочность, зрелищность «виртуальной природы» может

25

технологии

Информационное общество и экологическая культура

снижать в глазах ребенка эстетическую ценность живой природы, т.е. природа на экране монитора для них красивее, чем природа в реальном мире...

Таковы предположения, заключения экспертов о характере влияний информационного пространства, ИКт, масс-медиа на развитие у детей и молодежи экокультурных ценностей, представлений о современной экологической ситуации, эстетического отношения к природе и других компонентов экологической культуры.

Необходимо отметить, что все пять строк приведенного рейтинга мнений находятся выше 50-процентной отметки, т.е рассматриваются экспертами как чрезвычайно тревожные.

В целом, влияние современного информационного пространства на развитие экологической культуры детей и молодежи в России оценили как преимущественно негативное 63% экспертов, 10% предположили, что это влияние не существенно, и 27% экспертов склонны видеть больше позитивного.

Какие же аргументы «за» и «против» видят эксперты? Аргументов «за» было названо мало, при этом ряд из них - «условно», т.е. в сослагательном наклонении, примерно так: «при помощи масс-медиа можно было бы научить бережному отношению к природе при условии правильного представления отношения к природе» или «при правильном подходе в использовании информационного пространства возможно только развитие правильной экологической культуры молодежи». эксперты видят позитивное в потенциале информационного пространства, ИКт и масс-медиа, справедливо оценивая их большие возможности в расширении у детей и молодежи экологических знаний, представлений о природе, рассматривают их как мощное средство влияния на сознание в силу красочности, привлекательности для подростков, игры, вариативности и т.д. Г лавный аргумент «за», таким образом, заключается, по мнению экспертов в том, что «информатизация дает дополнительные возможности для эффективного образования», что «вместе с развитием технологий и масс-медиа увеличивается степень распространения экоинформации и экопропаганды», «дети имеют возможность “посещать” разные уголки планеты, расширяют кругозор».

Оснований для негативной оценки влияния масс-медиа, информационного пространства, ИКт на развитие экологической культуры личности было найдено существенно больше. В их числе следующие. отмечен фактор времени: «время, проводимое за компьютером, лишает возможности живого общения с природой, непосредственной экологической деятельности», что действительно в силу ограниченности опыта непосредст-

венного взаимодействия с природой ведет к пассивной созерцательной ш х

позиции - либо игнорирования экологических проблем, равнодушному 5 I

отношению к природе, либо пассивному сочувствию погибающей приро- | |

де («отсутствует возможность проявления своего отношения (при нали- | ^

чии даже обширных знаний), а, следовательно, и дальнейших позитив- о

ных действий, и, как следствие, удовлетворенности результатами»). Дети |

становятся пассивными, виртуальный мир вызывает привыкание, приту- и

пляет остроту мировосприятия, отучает детей от живого (лучше кормить «тамогочи», нежели ухаживать за домашним питомцем). Доминирование «виртуального мира» - это риск снижения ценности жизни в целом.

Как отмечается в одном из экспертных листов, «информационное пространство - “мертвое”, не обладает живой энергией, а природа - живая энергия». Риск снижения ценности жизни связывается в первую очередь с культом насилия на экране: «насилие, негативы общественной жизни, акты терроризма и вандализма снижают ценности природы, человеческих отношений, уважение законов природы», - размышляют эксперты. остается популярной идея риска усиления отчуждения от природы за счет погружения детей в виртуальный мир. И здесь важен не только фактор времени, но и эмоциональный фактор («отсутствует эмоциональное состояние радости общения с природой: звуки, запахи, ощущение себя как части мироздания»); фактор привыкания, зависимости субъективной картины мира природы от доминирующих в нем сюжетов из информационного пространства, масс-медиа: «происходит отчуждение от природы, достаточность виртуального ряда и информации. Легкая доступность гасит активность». «Информатизация - одна из главных причин отчуждения от природы, а тенденция развития масс-медиа неадекватна экологическим вызовам», - отмечается экспертами. отчуждение от природы - это и снижение ее эстетической ценности, потребности человека в наблюдении природы, наслаждаться красотой живой природы: «люди все больше отдаляются от природы, привыкают обходиться без ее красоты, заменяя ее информационным пространством»; «виртуально все красиво. В действительности же, бывая на природе, мы видим захламленные участки берегов рек, лужаек, лесов, и потому даже если интенсивность развития масс-медиа и увеличивается, то на качество взаимоотношений это никак не скажется».

Важной и, к сожалению, преимущественно негативно оцененой экспертами является содержательная сторона информационных потоков, телевизионных передач и других видов масс-медиа. Несмотря на наличие в них темы природы, также отмечается доминирование негатива: «на экране часто насилие, жестокость по отношению к людям, растениям, живот-

Информационное общество и экологическая культура

ным. Детям показывать надо только добро, только позитивные примеры отношения»; «создание компьютерных игр, настроенных на уничтожение всего живого, их влияние на психику, сознание человека. Как следствие -наплевательское отношение к окружающей среде»; «содержание передач TV не способствует образованию в области экологии, не говоря уж о культуре»; «есть много интересных развивающих телепрограмм о природе, но, к сожалению, они в основном идут по дополнительным каналам, не все люди могут их смотреть. А негативной информации намного больше».

Таким образом, актуальные исследовательские задачи заключаются в изучении трансформаций экологической культуры личности в условиях интенсивного развития информационных технологий как актуальной культурологической составляющей экологии человека; изучении информационного пространства как фактора современной культуры в контексте экологии человека - его влияния на развитие у детей и молодежи экологической культуры, адаптационных возможностей, культуры здоровья; разработке теоретических подходов и технологии моделирования информационного пространства развития экологической культуры детей и молодежи, интеграции экологического и медиаобразования, обоснования сущностных характеристик информационно-экологической культуры личности как интегративного феномена и требований к информационным технологиям с целью формирования у детей и молодежи экологически развитых когнитивной, эмоциональной и деятельностной сфер личности, экологического сознания.

Актуально обоснование внутренней экологической культуры личности как условия экологического благополучия человека, его здоровья, адаптационных возможностей в контексте социокультурной динамики информационного общества; выявление трансформаций феномена экологической культуры личности в условиях информационного общества, теоретическое обоснование тенденций развития экологической культуры личности, субъективных представлений подростков о природе под влиянием информационного пространства, разработка теоретических подходов к моделированию информационного пространства образовательного учреждения, ориентированного на экокультурные ценности; подходов к реализации потенциала медиаобразования в экологическом воспитании, влияния информационных технологий на развитие когнитивного, эмоционального, деятельностного компонентов экологической культуры, экологического сознания детей и молодежи, их экологического опыта и экологической компетентности.

Названные научные задачи, безусловно, новые. Развитие двух глобальных тенденций - информатизации и экологических проблем - столь

интенсивно, что формирующееся сегодня проблемное поле на пересечении проблем информатизации и экологического развития объективно является полем непаханым, принципиальную новизну которого вряд ли надо доказывать - она очевидна как специалистам, так и любому человеку - настолько глубоко проникают эти проблемы в повседневную жизнь. Новизна определяется междисциплинарным форматом исследования |

проблем экологии человека в условиях информационного общества, в и

котором фактор информационно-экологической культуры личности становится одним из ведущих условий ее безопасности, экологического благополучия, здоровья, адаптации и развития.

Определенная почва для исследований проблемы развития экологической культуры в информационном обществе, конечно же, есть. В качестве предпосылок, фундамента, научного задела по этой проблеме мы хотели бы рассмотреть несколько групп исследований.

Прежде всего, видимо, следует сказать о собственном опыте, имея в виду опыт работы коллектива Центра экологической культуры (НОЦ «ТЭКО») МГГУ им. М.А. Шолохова, который был создан в 1994 г. и в 2014-м г. будет отмечать свой 20-летний юбилей - совпадающий по времени с завершением декады образования для устойчивого развития, а значит - с активным проектированием новых стратегических перспектив. Одним из перспективных направлений стратегии образования для устойчивого развития и НОЦ «ТЭКО» на новый этап мы видим обозначенную выше проблематику развития экологической культуры в условиях информационного общества, информатизации. Сформированный за многие годы работы НОЦ «ТЭКО» комплекс результатов теоретических и эмпирических исследований экологической культуры детей и молодежи наряду с отдельными выполненными нами исследованиями воспитательного потенциала информационного пространства детства позволил коллективу вплотную подойти к разработке проблем экологии человека в ракурсе развития экологической культуры личности в условиях информационного общества.

Научный коллектив НОЦ «ТЭКО» исследует феномен экологической культуры личности в условиях социокультурной динамики, разрабатывает механизмы коррекции содержания экологического образования и воспитания и адекватные педагогические технологии. О содержании и результатах научно-педагогической работы коллектива в области воспитания экологической культуры свидетельствует пакет научно-методических разработок для разных уровней экологического образования: учебник для школьников «Основы общей экологии»; «Практикум по экологии» для вузов, позволяющий осваивать экологическую науку в дистанционном

29

технологии

Информационное общество и экологическая культура

режиме; спецкурс «Основы экологической культуры»; серия брошюр для учителей «Культура мира: взгляд из России»; справочники (энциклопедический справочник «глобалистика» на русском и английском языках). НОЦ «ТЭКО» ведется систематическая экспериментальная работа в профильных учреждениях экологического образования, осуществляется регулярное взаимодействие с коллегами из других стран. Результатом такого сотрудничества уже стала серия книг «Экологическая культура мира», в рамках которой представлен опыт Г ермании, Югославии, Беларуси, Казахстана. НОЦ «ТЭКО» издается журнал «Социально-экологические технологии», серия «Вестника МГГУ им. М.А. Шолохова». Проблемы экологической культуры затрагивались в рамках реализованного в 2008 г. проекта «Этнопедагогика экологической культуры» при поддержке РГНФ.

Важное значение имеют организованные и проведенные коллективом НОЦ «ТЭКО» на базе МГГУ им. М.А. Шолохова международные конференции, по итогам которых изданы сборники материалов, отражающие состояние разработанности проблемы на международном уровне: в октябре 2010 г. международная конференция «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы vs. решения», в октябре 2011 г. на базе МГГУ им. М.А. Шолохова международная конференция «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни» при участии Международной Академии наук - Здоровье и Экология (МАН) и Русской секции МАН, национального информационного агентства «Природные ресурсы России». В работе конференции принял участие президент МАН, профессор В. Кофлер (Австрия), ученые из более чем 15 стран Европы, Азии, Латинской Америки, около 20 регионов России. Академическое сообщество было представлено НИИ РАН, РАО и АМН России. Международная конференция «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни» -третья, ставшая уже традиционной, встреча отечественных и зарубежных ученых - исследователей широкого круга экологических проблем глобального мира, проводимая на базе МГГУ им. М.А. Шолохова. Определяя тему конференции 2011 г., оргкомитет тщательно изучил тенденции и цели современного социокультурного развития, названные в Декларации тысячелетия, - это борьба с бедностью и нищетой, забота о детях и женщинах, создание достойных условий и качества жизни для всех жителей планеты. Непременным условием достижения этих и иных целей признается сохранение жизненности экосистем, возможности получения полноценных экосистемных услуг. Так определилась центральная идея: здоровье природы - здоровье человека. По итогам конференций коллективом НОЦ «ТЭКО» подготовлены и изданы сборники материалов, которые представляют богатейший материал о тенденциях развития экологической

культуры и исследований в области экологии человека на междисциплинарном уровне в международном формате. Только в последнем издании круг актуальных вопросов, предложенных научным коллективом НОЦ «ТЭКО» к обсуждению в международном академическом сообществе, систематизирован в итоговом сборнике в следующие разделы: «Антропоэкосистемы в биосфере: обеспечение безопасности, здоровья и качества | жизни»; «Экологическая культура и образование: школа-вуз-компетент- и

ность»; «Прикладные аспекты экологии человека.

В 2012 г. коллективом НОЦ «ТЭКО» подготовлены и размещены материалы в электронном периодическом издании «Вестник Международной академии наук. Русская секция». Он вышел накануне глобального события - Конференции Организации Объединенный Наций по устойчивому развитию, которое состоялось в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 2012 г., через 20 лет после исторической встречи на высшем уровне «Планета Земля» 1992 г. в Рио. Идеи экологической культуры постепенно осваивают мир. Подготовка к этой масштабной встрече позволила всем ее участникам окинуть взором и оценить итоги пройденного пути, осмыслить перспективы цивилизационного развития, взглянуть на мир глазами эколога. На протяжении последних 3-х лет коллективом НОЦ «ТЭКО» осуществлялся комплексный проект «Социально-педагогические условия и психолого-педагогические механизмы формирования экологической культуры личности: гуманитарно-экологическое образование, социальноэкологическое проектирование, социально-экологические инициативы». Результаты, достигнутые в рамках работ по этому проекту, ориентированы в основном на развитие экологического образования в высшей школе, но данная работа позволила убедиться в том, как тесно переплетаются сегодня тенденции экологизации и информатизации в образовании и как динамика информационного общества все более размывает контуры образовательной системы - информационное пространство детей и молодежи становится мощнейшим фактором развития экологической культуры личности.

В числе других научных школ, исследования которых можно рассматривать в качестве предпосылок и научного фундамента для разработки аспектов нового проблемного поля, надо назвать научные школы эко-и медиапедагогики. К первой группе относятся прежде всего научные школы экологического образования (Захлебный А.Н., Суравегина И.Т., Зверев И.Д.); экопсихологии (Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И.); ко второй - таганрогская научная школа медиаобразования Федорова А.В. и др. В настоящей статье мы не ставим задачу системного анализа деятельности научных школ, мы хотели бы обратить внимание только на

31

технологии

Информационное общество и экологическая культура

несколько исследований, которые наиболее близко подошли к перекрестку двух глобальных тенденций информатизации и экологизации, в которых предприняты первые попытки разработки аспектов проблемы в интегративном эколого-информационном или информационно-экологическом формате.

Проведенный анализ диссертационных исследований позволил выявить тенденцию: с начала 2000-х гг. в все активнее начинает появляться тематика интегративного формата, исследователи начинают определять в качестве проблемы / предмета исследования аспекты, интегрирующие проблемы развития информационного общества, информационных технологий, медиаобразования и экологического образования, воспитания, экологической культуры личности и общества. В целом таких исследований еще крайне мало. Учитывая масштаб проблемного поля, его новизну и многоаспектность, еще раз подчеркнем, что оно представляет собой сегодня скорее «белое пятно» на карте современной науки - пересечении эко- и медиапедагогики, эко- и медиаобразования. Но даже небольшое число исследований подчеркивает многопрофильность проблемы, ее междисциплинарный характер: исследования ведутся не только в области педагогических наук, но и по философским, психологическим, социологическим специальностям, в области культурологии и др. Учитывая заданный нами культурологический формат исследования, наибольший интерес представляют для нас те работы, в которых рассматриваются те или иные аспекты взаимовлияния информационной и экологической культур, их развития.

Для решения поставленных нами исследовательских задач особый интерес представляют две группы исследований. Первая - исследования, в которых реализуется культурологический подход, внимание фокусируется на факторе культуры, в культурологическом ракурсе исследуются аспекты интеграции тенденций информатизации и экологизации образования, общества. Вторая группа - исследования проблем развития экологического образования средствами информатизации, информационных технологий.

Приведем несколько примеров работ первой и второй группы. Имеются следующие работы культурологического ракурса: Секлетова Н.Н. «Формирование экологической и информационной культуры инженера как комплексная дидактическая задача» (специальность 13.00.01, 2002 г.); Багин Д.В. «Формирование экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий» (специальность 13.00.08, 2002 г.); Молоканов Г.Н. «Системная экология - философские и нравственные аспекты устойчивого развития» (специальность 09.00.11, 2002 г.);

Колосова О.Ю. «Экологический императив в культуре информационного общества» (специальность 09.00.13, 2003 г.); Хилько Н.Ф. «Экспериментальная реализация культурно-экологических программ в экранном творчестве» (Сибирский филиал российского института культурологии, 2005 г.) ; Федосов А.Ю. «Обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте решения задач вос- |

питания» (специальность 13.00.02, 2009 г.) и др. ^

Для группы исследований, в которых внимание сосредоточено на применении информационных технологий в экологическом образовании, характерны следующие работы: Писаренко Е.А. «Информационные технологии в экологическом образовании студентов экономических специальностей вузов» (специальность 13.00.08, 2004 г.); Антипова А.Н. «Методологические подходы к внедрению информационных технологий в экологическое образование при подготовке специалистов геологического профиля » (специальность 25.00.36, 2008 г.); Баранова А.Н. «Организационно-методические условия мониторинга состояния экологического образования учащихся средствами компьютерных технологий» (специальность 13.00.02); Галиева Г.М. «Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий» (специальность 13.00.01,

2011 г.); Смирнов В.А. «Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе» (специальность 13.00.02, 2000 г.); Дыганов В.А. «Дидактические условия применения компьютерных технологий как средства формирования экологических знаний в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе» (специальность 13.00.02, 2006 г.) и др.

Представляет интерес философское исследование О.Ю. Колосовой «Экологический императив в культуре информационного общества», которое, по определению автора, было нацелено на выявление коммуникативных оснований формирования экологического императива, раскрытие механизмов формирования соответствующих ему ценностных ориентаций, культурных образцов и социальных установок. Философское обоснование в работе О.Ю. Колосовой получили идеи о причинах экологического кризиса, которые «не сводимы только к техническим, политическим и социальным аспектам, а заключаются в самой сущности человека, имеют основания в глубинных ценностях, которыми руководствуется современный человек» [9]; об экологическом императиве в культуре информационного общества, который объективен, «не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей всего вида homo

33

технологии

Информационное общество и экологическая культура

sapiens. Но реализация этого соотношения зависит от воли человека» [9]. Социокультурный аспект экологического императива О.Ю. Колосова видит в том, что разные культуры будут по-разному воспринимать природные ограничения и искать свои пути дальнейшего развития. Ученая подчеркивает потенциал информационных технологий, информатизации, которые, по ее мнению, способствуют «формированию единого культурного пространства с универсальными нормами поведения, пониманию приоритетности экогуманистических ценностей» [Там же].

О том, что культурологический подход востребован и в работах более технологического плана (в контексте использования информационных технологий в экологическом образовании) свидетельствуют выводы, сделанные многими авторами исследований второй группы. Так, Е.А. Писаренко, в педагогическом исследовании информационных технологий применительно к экологическому образованию студентов экономических специальностей вузов, заключает: «необходимо делать основной акцент на рассмотрении не биологических, а социально-экономических, исторических и проблемных аспектов экологической ситуации, то есть объективно показывать, как нарушение экологического баланса сказывается, в конечном счете. на самом человеке и качестве его жизни»; «построение электронного учебного пособия по экологии региона должно преследовать цели формирования системы ценностей и идеала деятельности человека в социоприродной среде, выработки представления об уникальности местного и регионального природного комплекса, осознанной необходимости экологической деятельности и гражданской позиции в отношении экологических проблем, становления научного стиля мышления» [10].

В.А. Дыганов в педагогическом исследовании компьютерных технологий в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе выделяет ряд дидактических условий формирования экологических знаний с использованием компьютерных технологий. характерно, что наряду с обновлением содержания подготовки учащихся в соответствии с изменяющимися возможностями компьютерной техники в учебном процессе; учетом возрастных и индивидуальных возможностей, склонностей и интересов; обеспечением приоритетности исследовательской деятельности учащихся в применении компьютерной техники в учебном процессе; организацией активных форм самостоятельной работы учащихся по овладению компьютерной техникой в целях экологического образования и т.п., автор подчеркивает необходимость формирования «единства информационноинтеллектуального и эмоционально-ценностного восприятия окружающей природы» [8], считает, что «моделирование экологических ситуаций с прогнозом развития региона, состояния природной среды, исчерпаемости

ресурса, необходимости внедрения природоохранных технологий позволяет формировать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, воспитывать чувство гражданской ответственности учащихся» [8].

Глобализация - вызов человеческому обществу, его культуре. Эпоха с

глобализации предъявляет новые требования к качеству человеческой £

личности, его сознанию, мышлению, деятельности, способностям, компе- I

тентностям. Как было однажды подчеркнуто, наш век называют «веком и

человеческих качеств» [5]. Перед глобальными вызовами современности, в условиях жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений все большее значение приобретают человеческие качества, способности, дарования. это означает, что новое столетие должно быть веком образования: образование призвано обеспечить воспроизводство человека как социального существа, духовной, мыслящей и ответственной личности. Человечество исчерпало лимит развития, самоопределяясь, действуя как часть целого. Предстоит освоить новый алгоритм мышления, сознания и развития, полагая себя внутри более общего целого, как часть в целом. Предстоит осознать себя единым субъектом в мире Природы, мире Космоса, постигая себя в природе и природу в самом себе.

Образование в условиях глобализации все чаще рассматривается мировым сообществом как инструмент устойчивого развития, условие перехода человечества на новый уровень культуры, который необходим для предотвращения глобальной катастрофы, как ответ на глобальный вызов. Столь значимая роль, отведенная образованию, была обозначена в итоговых документах всемирных саммитов по прбемам устойчивого развития в 1992, 2002 и 2012 гг., к анализу которых мы неоднократно обращались ранее [1; 6; 7; 13]. В стратегии образования для устойчивого развития, принятой 57-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, отмечалось, что «образование выступает одной из предпосылок достижения устойчивого развития» [7]. Цель объявленного ООН десятилетия образования для устойчивого развития (2005-2014 гг.) - это провозглашение образования в качестве фундамена создания более устойчивого общества людей и интеграция устойчивого развиия в системе образования на всех его уровнях.

В 2014 г. объявленное ООН десятилетие образования для устойчивого развития завершается. Подводя итоги и прогнозируя новые горизонты, уже сегодня можно в качестве нового приоритеного направления совершенствования образования для устойчивого развития на следующую декаду назвать интеграцию экологического и медиаобразования, создание условий для обеспечения позитивного влияния процессов информатизации на развитие экологической культуры, интеграцию экологической и информационной культур на личностном уровне и в масштабах

35

технологии

Информационное общество и экологическая культура

общества. эта проблема многоаспектна и охватывает очень масштабное междисциплинарное проблемное поле и гуманитарных, и научных дисциплин, как собственно и научная отрасль «экология человека». экология человека в информационном обществе - комплексная проблема: проблемный ракурс экологизации информационного пространства или информационной экологии; проблема реализации потенциала масс-медиа в развитии экологической кульутры, экологического образования; проблема формирования у человека - представителя информационного общества - ценностей экологической этики, экологического сознания. Необходимо приложить все усилия, чтобы информатизация оправдала себя как ресурс консолидации экологических сил мирового сообщества в деятельности по предотвращению экологической катастрофы и спасению живой планеты, как образовательный ресурс, мощное средство трансляции экокультурных ценностей, а экологическая культура способствовала информационной безопасности за счет утверждения экологического императива информатизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Вагнер И.В. Воспитание в контексте глобализации: европейские приоритеты (на примере Германии): Монография. Saarbrйcken, 2012.

2. Вагнер И.В. Экологическая культура личности в информационном обществе: развитие проблемного поля исследований // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. № 1. С. 25-28.

3. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Проблемно-педагогическое поле экологической акмеологии // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. №1. С. 31-34.

4. Гагарин А.В., Глазачев О.С. Экология человека: концептуальные основы и опыт проектирования курса // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. Спец. вып.: Материалы Международной конференции. С. 79-81.

5. Глазачев С.Н. Глобальные вызовы современности и миссия образования // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. № 1.

С. 28-32.

6. Глазачев С.Н. Экологическая культура и цели развития тысячелетия // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2010. № 6. С. 93-97.

7. Декада ООН по образованию для устойчивого развития: Концепция. URL: http://www.unesco.kz/education/2004 (дата обращения: 03.05.2013).

8. Дыганов В.А. Дидактические условия применения компьютерных технологий как средства формирования экологических знаний в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе: Автореферат: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.

9. Колосова О.Ю. Экологический императив в культуре информационного общества: Автореферат дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2003.

10. Писаренко Е.А. Информационные технологии в экологическом образовании студентов экономических специальностей вузов: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.

11. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы).

М., 1994.

12. Экология человека в современном понимании // Экология человека. Инфор- о

мационный портал. URL: www.humanecology.ru/page0.htm (дата обращения: |

03.05.2013). |

13. Этнокультура педагогики семьи: Научно-методическое пособие / Ваг- и нер И.В., Глазачев С.Н., Грехова Л.И. и др. М., 2008.

технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.