Информационное взаимодействие, интеграция в образовании
М.П. Ключарева, С.Н. Глазачев
Организация учителем экологической деятельности учащихся в информационном обществе: решения и проблемы’
Опасность не в том, что компьютер начнет однажды мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер.
Сидни Дж. Харрис
В статье рассматриваются проблемы информатизации образования и подходы в организации учителем экологической деятельности учащихся в обществе, основным капиталом и ресурсом развития которого становится информация. Ключевые слова: информационное пространство, информация, экологическая культура, уровень педагогической готовности.
Современный мир находится на таком этапе своего развития, который специалисты определяют как «информационное общество». Для успешной деятельности человека ведущим ресурсом становится информация, а это значит, во всех сферах деятельности востребованы знания и умения, связанные с ее получением, обработкой и использованием. Информационное пространство - это новое измерение, в котором простираются жизненные потребности и интересы человека. Согласно оценкам ITU, число пользователей всемирной системы Интернет в мире достигает двухмиллиардной отметки. Темпы развития общественной жизни убыстряются, экстенсивное развитие заменяется интенсивным, ценностью становятся сами инновации. Происходит дегуманизация общественных отношений, когда средства активно-преобразующей деятельности человека превращаются в цель.
Дальнейшее развитие «информационного общества», появление новых знаний и технологии, высокая скорость внедрения новых методов и механизмов предполагают все большее использование интеллектуальных способностей всего общества. Образование в информационном обществе играет качественно иную роль. Информационное общество вызывает необходимость формирования нового типа интеллекта, отношения к быстро меняющейся информационно-технической реальности. отсюда требова-
1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 13-06-00479 «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в индустриальном обществе»).
ние сфокусировать содержание и методику образования на формирование ш
у учащихся рациональных умений оперировать информацией, владеть 5
компьютерными технологиями, мыслить профессионально-прагматично. |
Использование информационных технологий обучения понимается о
как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества о
содержания образования, проведение исследований и разработок, внед- |
рение, развитие и замену традиционных технологий на более эффектив- и
ные во всех видах деятельности. По данным Минкомсвязи РФ, на начало 2013 года число пользователей Интернета составило более 70 млн. чел.
По этому показателю Россия вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире.
Однако «эффективность жизнедеятельности информационного пространства, как и всего в целом культурного пространства, связана не только со структурой и содержанием информационных каналов, но и с тем, кто, зачем и как именно входит в это пространство, как существует в нем» [8].
Использование современных информационно-коммуникативных технологий для решения социально-гуманитарных проблем возвышает их мировоззренческое значение. К сожалению, ориентация целого ряда поколений на консъюлиризм, потребительство отодвинула на задний план общечеловеческие ценности, среди которых - обеспечение безопасности экологии, экологическая культура. Достигнув, а порой и превысив пределы допустимого изменения экосистем и биосферы в целом, человечество приблизилось к критическому уровню - «необходимости изменения самого себя».
Алгоритм социальной жизни «здесь и сейчас» затемняет перспективы развития, лишает будущего, которое мы готовы променять на настоящее.
Как на происходящие процессы реагируют система образования, педагогическая общественность и специалисты-профессионалы?
Мнения разделились. одни считают, что компьютер дает возможность учителю переключиться на неформальную, творческую сторону учебного процесса. Роль учителя не уменьшается, а возрастает, т.к. он теперь превращается из ретранслятора знаний в соучастника усвоения знаний учащимися. Другие утверждают, что скрупулезная точность машин убивает инициативу учащихся, воспитывает в них бездушный формализм, лишает живого эмоционального контакта. Сегодня учителей, прежде всего, волнует не сугубо технологический, а «человеческий» аспект проблемы.
Какова «человеческая составляющая» нового мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи? Как меняются деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом и ресурсом развития которого становится информация? Какое
технологии
Информационное взаимодействие, интеграция в образовании
положение занимает «мир природы», в определенном смысле, между положение занимает «мир природы», в определенном смысле, между
«миром вещей» и «миром людей»? Сидни Дж. Харрис отметил: «Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер».
Мы провели исследование, изучив мнения учителей на педагогических форумах (табл. 1). Это своеобразный экспресс-анализ успехов и затруднений, противоречий, с которыми сталкивается педагог, формирующий проблемное поле тщательного изучения совокупностью наук, ядром которой является экология человека. Пока мы не стремимся к строгой классификации, даже не редактировали формулировки, сохраняя самобытность суждений.
Станислав Лем отмечал, что «.. .основной проблемой будущего, информационного века, станет не решение тех или иных технократических задач, а психологическая профилактика возможного аксиологического коллапса, потенциального разрушения самих мотивационных основ человеческого поведения. Причиной подобной ситуации может стать недооценка агрессивности новой информационной среды по отношению к человеку, ибо «вторжение технологии в проблемы, связанные с личностью, лишь в настоящее время относится к пустому множеству явлений. это множество заполнит дальнейший прогресс. И тогда исчезнет масса моральных императивов, рассматриваемых сегодня как нерушимые» [7].
В настоящее время особенно актуально гармонизировать пространство жизнедеятельности школьников, формировать экокультурные ценности, нравственно-экологическое отношение к окружающему социуму, природе, людям и самим себе через системное накопление позитивного опыта взаимодействия с социоприродным окружением. Гарантом позитивной социализации учащихся, их успешной самореализации в самостоятельной жизни может быть только система их собственных ценностей, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной и социальной среде, критическое отношение к себе и другим, добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с отношением к окружающему миру. Необходимо создание условий для многообразия форм субъектного взаимодействия его участников, для учащихся в освоении новых пространств, новых видов деятельности, ролей, системы отношений, способствующих формированию экологической культуры.
Реализация этих условий предполагает осуществление экологического образования с самого раннего детства - первоначально в семье, где ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, земли.
Затем полученные знания должны быть развиты и закреплены, что будет ш
содействовать осознанию перспектив и последствий взаимодействия лич- 5
ности с социоприродным окружением. I
Это потребует изменения подхода к организации деятельности уча- о
щихся, влияющей на формирование экологической культуры. В свою о
очередь, эффективность связи познавательной и практико-преобразова- |
тельной деятельности зависит от содержания экологического образова- оци ния, разнообразия применяемых форм и видов экологической деятельности, специфики сферы их применения.
Для повышения уровня готовности педагогов к эколого-педагогичес-кой деятельности следует формировать:
- мотивы осознания личной причастности к решению экологических проблем, интерес к проблемам взаимодействия человека и природы;
- знания о сущности экологической культуры как стержневого качества личности; о средствах педагогической деятельности, развития экологической культуры; о природе как средстве развития человека; о педагогических технологиях развития человека, формирования его экологической культуры; диагностики уровня экологической культуры; научных основ экологии, социальной экологии, оптимизации природопользования;
- умения диагностировать уровень развития экологической культуры учащихся; конструировать систему методов диагностики; моделировать педагогическое взаимодействие; создавать условия развития учащихся; реализовывать различные педагогические технологии; организовывать мысле-деятельность учащихся; диагностировать результативность организованного педагогического взаимодействия.
Устранение перекоса положения «мира природы» в «мире людей» и «мире вещей» возможно при достижении высокого уровня сформирован-ности экологической культуры.
Так, в сфере чувств этот уровень обеспечивается, если процесс экологического образования ориентируется на: 1) выявление эстетической ценности всего многообразия природных объектов и явлений, их эстетической неповторимости и выразительности; 2) актуализацию комплекса естественных (визуальных, аудиальных, тактильных обонятельно-вкусовых, поведенческих) и социальных (эстетического и этического характера) стимулов в процессе восприятия учащимся природных объектов;
3) формирование способности учащихся эмоционально и деятельностно откликаться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, ассоциацией, творческим сопоставлением, трансформацией воспринимаемого образа в воображении, творческим действием с ними или их образами (изобразительным, литературным, музыкальным, пластическим и т.п.).
технологии
Информационное взаимодействие, )_1 интеграция в образовании
Таблица 1
Использование информационных технологий обучения
«+» позитивный опыт
- целью обучения становится не просто приобретение знаний, навыков и умений, а формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений;
- подход, ориентированный на среднего индивида, сменяется индивидуальным психологическим подходом к ученику;
- интеграционный подход к обучению взамен традиционного подхода к получению знаний, навыков и умений;
- возможность моделирования, создания модели изучаемых явлений, а не только традиционное «заучивание», позволяет учащимся наглядно представить себе то, что является нашему воображению как абстракция;
- позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, а образовательную систему более гибкой и разнообразной, особенно на уровне среднего, высшего и непрерывного образования;
- порождает новые отношения «учитель - ученик», где они выступают в роли субъектов учебно-воспитательно-го процесса;
- превращает обучение в более продуктивную деятельность;
- выполняет значительную долю консультативных функций;
- позволяет ученикам моментально получить ответы на запросы об учебных планах и программах, изучаемых дисциплинах, домашних заданиях;
- повышает эффективность учебного процесса, освобождая учащихся от рутины;
«-» реальные проблемы
- переход от стандартных операций с учебной информацией к самостоятельным практическим действиям по ее применению (на психологическом языке это проблема перехода от мысли к действию. Ученик привыкает работать со знаковыми системами, в то время как логика практической деятельности совсем иная);
- пассивное чтение материала, неумение применять полученные знания на практике;
- отсутствие необходимости тренировать свою память, возможность поиска не информации, необходимой для решения каких-либо задач, а уже готовых решений (вплоть до возможности скачивания готовых ответов, рефератов и т.п.);
- при отсутствии сформированных основных убеждений, моральных ценностей и правил большой объем информации порой приводит к усвоению учащимися нежелательных моделей поведения, убеждений и т.п.;
- повсеместное использование информационных технологий приводит к свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения, развивает индивидуализм;
- обострение традиционных проблем коммуникации, таких, например, как проблема доверия/недоверия к передаваемой информации;
- избыток информации, «информационный шум» или «информационный мусор», нелинейная структура найденной информации подвергают ученика соблазну следовать по предлагаемым ссылкам, при неумелом использовании отвлекают от основного русла изложения учебного материала;
- непрерывное совершенствование и постепенное усложнение учебных программ позволяют учащимся осознавать ошибки и тем самым вызывают у учащихся активность и желание дополнительно поработать;
- текстовая обработка материала компьютером повышает грамотность учащихся, указывает на грамматические и орфографические ошибки учащихся и даже на лексическую форму изложения;
- обеспечивает безопасное обучение (например, на уроке химии ученики могут моделировать различные химические реакции веществ в лабораторных условиях);
- способствует выбору из большого объема информации главного, существенного, критическому осмыслению и решению сложных проблем, выводу полезных обобщений из исходных данных, логически упорядочению изучаемого массива знаний;
- позволяет ученику общаться с большим количеством людей, знакомиться с большим количеством вариантов поведения, взглядов, убеждений, вкусов, знакомит с разными культурами социальных, этнических, религиозных групп, формирует толерантность;
- позволяет тренировать различные виды речевой деятельности (на уроках иностранного языка) и сочетать их в разных комбинациях, помогает осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивает возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащихся и т.д.
- развитие систем мультимедиа («экранной культуры») породило обилие информационных продуктов, «напичканных» разными видами информации. Среди детей, научившихся вставлять в презентации графику, звук, анимацию и видео, даже неприличным считается слайд, на котором есть только текст. Проблем здесь две. Во-первых, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Среднестатистический человек способен уверенно оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями или объектами. Когда ученику одновременно показывают текст, который за кадром озвучивается, тут же демонстрируют анимационные эффекты и пару картинок - хорошего мало. Он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, и пропускает важные учебные сведения. Во-вторых, люди различаются по способу восприятия информации;
- общение с компьютером сокращает живое общение педагогов и учеников, учеников между собой, и так ограниченное учебным процессом. В результате ученик надолго замолкает при работе на компьютере. Орган объективизации мышления человека - речь - оказывается выключенным, обездвиженным в течение нескольких лет обучения. Ученик не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли;
- трансформация коммуникативного опыта человека. «Эго то, что действительно радует в работе с компьютерами. Они не спорят, они все помнят...» (Пол Лери);
- при длительном воздействии компьютер влияет на психическое здоровье, возникает зависимость.
Социально-экологические
технологии
Информационное взаимодействие, интеграция в образовании
Достижение высокого уровня сформированности познавательного компонента отношения к природе обеспечивается:
- актуализацией активности учащихся в самостоятельном поиске экологической информации. Необходимо показать, из каких источников и каким путем эти сведения могут извлекаться;
- обучением учащихся элементарным приемам и правилам самостоятельных натуралистических и экологических наблюдений. Самостоятельно открытые сведения о тайнах природы оказываются наиболее личност-но значимыми, стимулируют дальнейшую познавательную активность учеников, обеспечивают развитие их интереса к миру природы.
Безусловно, педагог выступает как консультант в потоке экологической информации, знакомит с научно-популярными материалами, доступными и интересными ученикам данного возраста, организует встречи с натуралистами, экологами, любителями, увлеченными аквариумистикой, разведением экзотических цветов, дайвингом, фотоохотой и т.д.
Достижение высокого уровня сформированности практического компонента отношения к природе обеспечивается:
- путем стимулирования стремления учащихся к непрагматическому практическому взаимодействию с природными существами, общению, т.е. субъект-объектому, партнерскому взаимодействию с ними;
- формированием высокой чувствительности к поведенческим проявлениям природных объектов в процессе взаимодействия с ними. Именно высокий уровень сформированности практического компонента характеризует учащихся с высокоразвитой экологической культурой.
Достижение высокого уровня поступочного компонента обеспечивается:
- формированием чувствительности к тем ситуациям, в которых природные объекты нуждаются в активной помощи со стороны учащихся;
- формированием готовности пойти на определенные жертвы, подвергнуться той или иной опасности ради природных объектов.
Поступочный компонент отношения наиболее полно формируется в процессе природоохранной деятельности. Следует отметить, что ее экологическая целесообразность обеспечивается координацией отношения личности к миру природы и системы адекватных экологических представлений.
нацеливая работу учителей, воспитателей на развитие экологической культуры учащихся, на решение проблем экологии детства, стоит задуматься о природосообразности образовательного пространства. Отметим, что под развитием мы подразумеваем именно развитие личности воспитанников - процесс последовательного развертывания свойств, качеств
и характеристик, присущих человеку как индивиду и члену общества и проявляющихся в его деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми. Близкими по значению здесь выступают категории: формирование, воспитание, процесс, поступательное движение, становление, саморазвитие, улучшение.
Библиографический список
1. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Механизмы рефлексивной самоорганизации формирования экологической культуры личности // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Социально-экологические технологии». 2011. № 1. С. 7-19.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.
3. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Проблемно-педагогическое поле экологической акмеологии // Вестник РС МАН. 2012. Спецвып. С. 31-35.
4. Глазачев С.Н., Вагнер И.В., Полева М.П. Моделирование пространства формирования экологической культуры: теоретический аспект // Вестник Международной Академии наук. Русская секция. 2011. № 1. С. 11-16.
5. Делягин М. Мировой кризис. Общая теория глобализации. URL: М1р:^осю. rin.ru (дата обращения: 12.03.2012).
6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // образование и информационная культура. М., 2000.
7. Лем Ст. Сумма технологии. М., 1968.
8. Материалы Международной научно-практической конференции «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика». В 4-х т. Т. 2 / Сост. Т.Е. Сафонова. М., 1996.
9. Негодаев И.И. На путях к информационному обществу. Ростов-н/Д., 2005.
технологии