Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВЕКТОР ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВЕКТОР ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзятковская Е.Н.

Рассмотрена роль экологической культуры как фактора устойчивого развития страны. Обосновывается, что экологическая культура в современном обществе становится средством обеспечения всех направлений национальной безопасности страны, ее культурного суверенитета, решения экологических, социальных и экономических проблем. Поставлена проблема отражения статуса экологической культуры в современном обществе при разработке основных образовательных программ общеобразовательных организаций. Делается заключение о необходимости обновления целей и ценностных оснований проектирования основных образовательных программы на основе культурологической парадигмы образования и задачи формирования экологической культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CULTURE AS A VECTOR OF UPDATING THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS

The role of ecological culture as a factor of sustainable development of the country is considered. It is substantiated that ecological culture in modern society becomes a means of ensuring all directions of national security of the country, its cultural sovereignty, solving ecological, social and economic problems. The problem of reflection of ecological culture status in modern society during development of basic educational programs of general educational organizations is put. The conclusion about necessity of updating of purposes and value bases of design of the basic educational programs on the basis of cultural paradigm of education and the task of formation of ecological culture of students is made.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВЕКТОР ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

Экологическая культура как вектор обновления основных образовательных программ Елена Николаевна Дзятковская

доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования Институт стратегии развития образования РАО Москва, Россия dziatkov@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 05.01.2022 Принята 07.02.2022 Опубликована 15.03.2022

" 10.25726^4155-5807-7486-11

Аннотация

Рассмотрена роль экологической культуры как фактора устойчивого развития страны. Обосновывается, что экологическая культура в современном обществе становится средством обеспечения всех направлений национальной безопасности страны, ее культурного суверенитета, решения экологических, социальных и экономических проблем. Поставлена проблема отражения статуса экологической культуры в современном обществе при разработке основных образовательных программ общеобразовательных организаций. Делается заключение о необходимости обновления целей и ценностных оснований проектирования основных образовательных программы на основе культурологической парадигмы образования и задачи формирования экологической культуры обучающихся.

Ключевые слова

экологическая культура, общее образование, основная образовательная программа, устойчивое развитие.

Работа выполнена в рамках Государственного задания Министерства просвещения ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на тему «Базовая модель экологической культуры в интересах устойчивого развития России и ее конкретизация для системы общего образования».

Введение

Осознание значимости экологической культуры для определения будущего цивилизации -характерная черта 21 века.

Формирование экологической культуры позиционируется в качестве приоритетной задачи образования как в нашей стране, так и за рубежом. Обязанность формирования экологической культуры населения в стране закреплена в Конституции Российской Федерации (ст. 114 е6), отражена в ФЗ-ОО7 «Об охране окружающей среды» (ст. 57), включена в «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года», а также предусматривается в документах государственной культурной политики - Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (№808 от 24.12.2014 г.); «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025» (Рп от 29 мая 2015 г. № 996-р).

В Дорожной карте по образованию для устойчивого развития, принятой на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (Берлин, май 2021) говорится, что сегодня уже недостаточно фиксироваться лишь на доступности и качестве образования. ЮНЕСКО

«отходит от эксклюзивного фокуса на доступность и качество образования, измеряемое главным образом результатами обучения, а уделит большее внимание содержанию обучения и его вкладу в культуру человечества» (Roadmap. ESD for 2030, 2021). Управление сферой культуры рассматривается ЮНЕСКО как модель управления устойчивым развитием. Культура позиционируется в качестве четвертого компонента устойчивого развития (наряду с экологическим, экономическим и социальным), а культурную политику рекомендуется включать в политику устойчивого развития (Futures of Education, 2022). ЮНЕСКО призывает сделать образование в области окружающей среды компонентом учебных программ во всех странах мира к 2025 году, придав культурологическую направленности всему образованию. Преемственно с этими решениями готовится проект Образование 2050 - глобальная инициатива «Будущие образования. Учиться становиться» («Futures of Education. Learning to become») (International Commission, 2021).

Материалы и методы исследования

Повышенное внимание мирового сообщества к формированию экологической культуры связано с решением каждой страной стоящих перед ней задач устойчивого развития в условиях нарастания неравномерности международного развития, изменении технологического фундамента мировой экономики, роста геополитической напряженности.

В условиях трансформации механизмов производства и потребления, повышения уровня переработки природных ресурсов и снижения энергоемкости экономики, развития в стране «зеленой» и низкоуглеродной экономики, направленное на решение ее экологических проблем, формирование экологической культуры населения и специалистов становится главным вопросом и в повестке дня нашей страны(Указ, 2022).

Формирование экологической культуры напрямую связывается с обеспечением национальной безопасности нашей страны - состоянием «защищенности ее национальных интересов от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан; достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране; охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; социально-экономическое развитие страны (Указ, 2015). Ведь экологическая культура лежит в основе всех основных направлений обеспечения национальной безопасности страны - государственной, общественной, информационной, экономической, транспортной, энергетической, а также безопасности личности.

С экологической культурой связано решение вопросов экологической безопасности страны и ее устойчивого социально-экономического развития, Экологическая культура направлена на улучшение качества жизни россиян. От экологической культуры населения и экономики напрямую зависит экологическое качество окружающей природной среды, а значит, жизнь и здоровье населения. Экологическая культура - это сохранение и восстановление природной среды, ландшафтного и биологического разнообразия, сохранение уникального эколого-ресурсного потенциала страны, качества атмосферного воздуха и воды, отвечающего экологическим стандартам; рекультивация нарушенных земель, ликвидация накопленного вреда окружающей среде. Она необходима для решения проблем экологической безопасности новых перспективных технологий. То есть, экологическая культура позволяет предотвращать рост антропогенной нагрузки на окружающую среду при развитии экономики, реализуя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (Указ, 2021).

Результаты и обсуждение

Формирование экологической культуры населения - это и развитие человеческого потенциала страны. Это воспитание ответственного отношения к природной среде, стимулирование населения к участию в природоохранной деятельности, следованию ценностям гармонизации развития общества и природы. Это культура потребления и экологически сообразного образа жизни с контролем своего экологического следа (Глазачев, 2003; Мамедов, 2013; Моисеев, 2001).

Экологическая культура отражается и в вопросах нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности в окружающей среде; культуре экологического мониторинга;

ответственности граждан и предприятий за соблюдение экологических нормативов и природоохранных требований (Захлебный, 2011).

Экологическая культура - это и «экология культуры» (Лихачев, 2004), сохранение культурного наследия ценностного отношения человека к окружающей его природной среде, экологических традиций. Экологическая составляющая присутствует во всех базовых, сформировавшихся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях, нормах морали и нравственности, которые позволяют сохранять и укреплять суверенитет Российской Федерации, строить будущее и достигать новых высот в развитии общества и личности (Стратегия, 2016; Указ, 2017).

Именно в силу такой значимости экологическая культура сегодня оказалась на переднем крае не только социально-экономических преобразований, но и идеологического противоборства. Речь идет о целенаправленном распространении ложной экологической информации, формировании особенно у молодежи псевдоценностей, экологического нигилизма, поощрении экологического вандализма.

На фоне кризиса западной либеральной морали рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания культурных основ национального суверенитета нашей страны. Мишенью информационно-психологических диверсий становится культурный суверенитет страны.

Культурный суверенитет складывается из реализации права страны и ее народа руководствоваться теми образцами, ценностями и нормами поведения, которые выработаны в ходе их истории, признаются и принимаются ее народом; права страны и ее народа противодействовать распространению информационной продукции, которая угрожает историко-культурной самоидентификации общества, его ценностям, этическим, эстетическим и бытовым нормам; права народа и обязанности государства не допускать использования сферы культуры для нанесения ущерба национальному государственно-политическому суверенитету и территориальной целостности страны (Рузин, 2014; Черняховский, 2021).

Угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета представляет «вестернизация» культуры. Все более разрушительному воздействию подвергаются базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семейные ценности. Осуществляется активная пропаганда потребления и наслаждения, вседозволенности, безнравственности и эгоизма. Обостряется угроза утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов молодежи. Расшатываются традиционные корни экологической культуры, тесно переплетенных с патриотическими, гражданскими и нравственными ценностями и кодами поведения россиян. Усиливающиеся информационно-психологические диверсии направлены на подрыв культурного суверенитета страны, ее базовых, сформировавшихся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и норм морали (Указ, 2021).

Укреплению национальной безопасности страны в области культуры способствуют: признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации. Сохранение культурного суверенитета страны обеспечивается, с одной стороны, путем «принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия», и с другой стороны, духовной крепостью внутреннего культурного пространства страны, в котором значимую роль играет совершенствование системы образования и просвещения (Указ, 2021).

Таким образом, культура страны сегодня оказалась на переднем крае не только социально-экономического развития, но и идеологического противоборства, глобальной конкурентной борьбы. Это не случайно, поскольку культурный суверенитет - краеугольный камень любой государственности, гарант территориальной целостности страны (Указ, 2015).

Перед образованием и просвещением ставится задача расширения культурно-просветительской деятельности среди молодежи, создания эффективной системы духовно-нравственного и

патриотического воспитания обучающихся, широкого внедрения принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, в целом (Указ, 2021).

При доработке основных образовательных программ вопросы культуры, в том числе, экологической, воспитания детей и молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей становятся приоритетными. Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (2021), к национальным ценностям россиян отнесены: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, народное единство (Указ, 2021). Эти понятия и категории должны стать основополагающими векторами обновления содержания образования, направленного на укрепление гражданского единства, защиту исторической правды, института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, усиление в массовом сознании роли традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, неприятие гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения. Приоритетными задачами основных образовательных программ выступают патриотическое воспитание, сохранение исторической памяти и культуры народов Российской Федерации; укрепление культурного суверенитета Российской Федерации; духовно-нравственное воспитание и развитие коллективных начал общества; сохранение материального и нематериального культурного наследия российского народа, а также задачи «защиты и поддержки русского языка, усиления контроля за соблюдением норм современного русского литературного языка, пресечения публичного исполнения, распространения через средства массовой информации продукции, в которой содержатся слова и выражения, не соответствующие указанным нормам (в том числе нецензурная лексика) и другие (Указ, 2021).

На приоритетную роль культуры указывает и Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Он отмечает, что происходящие в мире масштабные изменения не могут не затрагивать ценности и мировоззрение людей, а значит, систему образования, и предупреждает о нарастающей катастрофе в образовательной сфере, недооценивающей ценностно-мировоззренческую роль образования. О том, что обновление содержания образования не простая задача, говорится и в Дорожной карте - 2030, ведь речь идет о «встраивании» (embedding) в содержание идей, ценностей, мировоззрения устойчивого развития на основе общенациональных ценностей, культуры, традиций национального системы образования, которые в значительной мере утрачены или искажены. Нынешние системы образования, построенные по лекалам позапрошлого столетия, все больше перестают соответствовать требованиям времени, отмечается в докладе Global Education Futures. Такое образование не просто неэффективно — оно несет колоссальную опасность для нашего будущего, делая нас неготовыми и слепыми к приходящим изменениям (International Commission, 2021).

Системным средством, направленным на преобразование нынешнего образования, выступает образование для устойчивого развития (ОУР), в основе которого - культура взаимодействия человека с природой, которая носит жизнеутверждающий, биосферосовместимый и эколого-гуманистический характер. В Дорожной карте ОУР до 2030 года говорится, что первый и главный урок реализации ОУР -необходимость пересмотра целей и ценностей, которые лежат в основе всего (!) образования, как основа обновления всех его направлений (Roadmap. ESD for 2030, 2021). Но старыми целями и образовательными парадигмами добиться новых результатов невозможно. Компетентностный подход, являющийся приоритетным в индустриальном обществе, в обществе, ориентирующемся на устойчивое развитие, является лишь одним из инструментом образования и не заменяет культуру. В условиях парадигмальных коллизий в центре внимания оказываются культурологические теории содержания (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.М. Осмоловская), Школа диалога культур (идеи М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, В.С.Библера, С.Ю. Курганова), смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А. Ямбург, В.Е. Клочко, В.Э. Мильман, И.В. Абакумова), дидактическая аксиоматика (Я.С.Турбовской), теория дидактических метафор и другие. Культурологическая парадигма в образовании включает терминологию постнеклассической дидактики:

культурный концепт, концептуальная (дидактическая) метафора, транспредметность, аксиоматичность, понимание, смысл, интерпретация, персонализация. Н.Н. Моисеевым был введен термин «концептуальное экологическое образование», отражающий его отличие от экологического образования как части биологии и охраны природы (Захлебный, 2011).

Особо следует отметить, что структура содержания образования для устойчивого развития, разрабатываемая международным научно-педагогическим сообществом, соответствует культурологической теории содержания. Она включает

- когнитивный аспект (измерение) содержания: понимание проблем устойчивости и их сложных взаимосвязей, выявление деструктивных идей и альтернативных решений;

- социально-эмоциональный аспект (измерение) содержания: формирование основных ценностей и установок в интересах устойчивости, воспитание сочувствия и сострадания к другим людям, заботливого отношения к окружающей природной среде, мотивации к содействию устойчивому развитию;

- поведенческий аспект (измерение) содержания: осуществление практической деятельности, индивидуальной и коллективной, в целях устойчивых преобразований в личной, социальной и политической сферах (Захлебный, 2011).

Заключение

В первой трети 21 века вопросы культуры и ее формирования становятся центральными в обеспечении успешности достижения каждой страной целей устойчивого развития, решения задач сохранения и укрепления своего национального суверенитета и национальной безопасности, что обеспечивает ее конкурентоспособность на мировой арене. В связи с этим культура, культурно-историческая память, национальные ценности оказываются в центре идеологического противостояния. Перед образованием нашей страны государством поставлена задача усиления духовно-нравственного воспитания обучающихся в единстве его экологического, патриотического, нравственного и гражданского направлений, с приданием ему современного контекста и с опорой на лучшие традиции отечественной педагогики.

Список литературы

1. Глазачев С. Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты // Зелёный мир. 2003. №9-10. С.17.

2. Лихачев Д.С. Раздумья о России (сборник). М.: Изд-во: «Logos». 2004. 670 с.

3. Мамедов Н.М. Феномен культуры и устойчивое развитие // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 3. С. 54-63.

4. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.198 с.

5. Отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: Колл. монография / Под ред. А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской. 170 с.

6. Рузин В.Д. Культурный суверенитет, общество, государство и личность: штрихи к модели: // Коммуникология. 2014. №2. С. 121-132.

7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326 // AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (government.ru). (дата обращения: 13.03.2022).

8. Указ Президента «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (№ 176 от 19.04.2017) // Документы - Правительство России (government.ru) (дата обращения 13.03.2022)

9. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (№683 от 31.12.2015 // https://base.garant.ru/71296054/

10. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (garant.ru) . (дата обращения 13.03.2022)

11. Черняховский С.Ф., Черняховская Ю.С. Мобилизующая идеология и образы будущего // Изборский клуб. 2021. № 3. С. 76-82.

12. Futures of Education. Официальный сайт ЮНЕСКО // https://en.unesco.org/futuresofeducation/initiative (дата обращения 13.03.2022)

13. International Commission on the Futures of Education Progress Update Magress Update March 2021 https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations (дата обращения 13.03.2022)

14. Roadmap. ESD for 2030. (2021). UNESCO // Roadmap-ESD2030-EN.pdf (umweltbildung.at) (дата обращения 13.03.2022)

Ecological culture as a vector of updating the main educational programs Elena N. Dzyatkovskaya

Doctor of Biological Sciences, Professor, Leading researcher at the Laboratory of Didactics and Philosophy of Education

Institute of Education Development Strategy RAO Moscow, Russia dziatkov@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 05.01.2022 Accepted 07.02.2022 Published 15.03.2022

< 10.25726/d4155-5807-7486-h

Abstract

The role of ecological culture as a factor of sustainable development of the country is considered. It is substantiated that ecological culture in modern society becomes a means of ensuring all directions of national security of the country, its cultural sovereignty, solving ecological, social and economic problems. The problem of reflection of ecological culture status in modern society during development of basic educational programs of general educational organizations is put. The conclusion about necessity of updating of purposes and value bases of design of the basic educational programs on the basis of cultural paradigm of education and the task of formation of ecological culture of students is made.

Keywords

ecological culture, general education, basic educational program, sustainable development.

The work was carried out within the framework of the State task of the Ministry of Education of the FBGNU "Institute of Educational Development Strategy of the Russian Academy of Education" on the topic "Basic model of ecological culture in the interests of sustainable development of Russia and its specification for the system of general education".

References

1. Glazachev S. Jekologicheskaja kul'tura mira - prioritet bezopasnosti planety // Zeljonyj mir. 2003. №9-10. S.17.

2. Lihachev D.S. Razdum'ja o Rossii (sbornik). M.: Izd-vo: «Logos». 2004. 670 s.

3. Mamedov N.M. Fenomen kul'tury i ustojchivoe razvitie // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2013. № 3. S. 54-63.

4. Moiseev N.N. Universum. Informacija. Obshhestvo. M.: Ustojchivyj mir, 2001.198 s.

5. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt adaptacii idej ustojchivogo razvitija k predmetnym oblastjam obshhego obrazovanija: Koll. monografija / Pod red. A.N. Zahlebnogo, E.N. Dzjatkovskoj. 170 s.

6. Ruzin V.D. Kul'turnyj suverenitet, obshhestvo, gosudarstvo i lichnost': shtrihi k modeli: // Kommunikologija. 2014. №2. S. 121-132.

7. Strategija gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 29 fevralja 2016 g. № 326 // AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (government.ru). (data obrashhenija: 13.03.2022).

8. Ukaz Prezidenta «O strategii jekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» (№ 176 ot 19.04.2017) // Dokumenty - Pravitel'stvo Rossii (government.ru) (data obrashhenija 13.03.2022)

9. Ukaz Prezidenta RF «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» (№683 ot 31.12.2015 // https://base.garant.ru/71296054/

10. Ukaz Prezidenta RF «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Ukaz Prezidenta RF ot 2 ijulja 2021 g. № 400 "O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii" (garant.ru) . (data obrashhenija 13.03.2022)

11. Chernjahovskij S.F., Chernjahovskaja Ju.S. Mobilizujushhaja ideologija i obrazy budushhego // Izborskij klub. 2021. № 3. S. 76-82.

12. Futures of Education. Oficial'nyj sajt JuNESKO // https://en.unesco.org/futuresofeducation/initiative (data obrashhenija 13.03.2022)

13. International Commission on the Futures of Education Progress Update Magress Update March 2021 https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations (data obrashhenija 13.03.2022)

14. Roadmap. ESD for 2030. (2021). UNESCO // Roadmap-ESD2030-EN.pdf (umweltbildung.at) (data obrashhenija 13.03.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.