Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО'

НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩАЯ (ПРЕДВОСХИЩАЮЩАЯ) СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / "ЗЕЛЕНАЯ АКСИОМА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Пустовалова В.В.

В статье дано определение опережающей (предвосхищающей) социализации как освоениявзглядов, правил, норм, стиля и ценностей социальной группы, общества, к которому человек непринадлежит, но стремится, хотел бы принадлежать. Рассматривается возможность пробы, репетициинового социального взаимодействия, примерки социальных ролей и социальных отношений в светеобщепланетарных стратегических задач устойчивого развития. Обосновывается, что центральнойонтологической, аксиологической и праксиологической категорией опережающей социализации дляустойчивого развития выступает экологический императив (Н.Н. Моисеев), который ориентирует накардинальные изменения отношения человека к природе, переосмысление и перепроектированиесвоего образа жизни, формирование экологически ответственного мировоззрения и ценностей. Ставитсяпроблема непрерывности, опережающей социализация молодежи, формирования умений предвидеть,прогнозировать свою будущую жизнь, осуществлять «пробы» изменения своего отношения и поведения,создавать «черновик» вариативных жизненных сценариев, осуществлять их реальный поиск. В качествесредств обеспечения непрерывности опережающей социализации рассматривается регенеративноеобразование, ориентированное на формирование у молодежи основ культуры устойчивого развития сопорой на преемственность языковой картины мира, включающей новые концептуальные метафоры,отражающие ключевые категории устойчивого развития и базовые архетипические культурныеконцепты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF ANTICIPATING SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE INTO THE SOCIETY OF THE FUTURE

The article defines anticipatory (anticipatory) socialization as mastering the views, rules, norms, styleand values of a social group, society, to which one does not belong, but strives, would like to belong. Thepossibility of trying out, rehearsal of new social interaction, trying on social roles and social relations in the lightof planetary strategic tasks of sustainable development is considered. It is proved, that the central ontological,axiological and praxiological category of advanced socialization for sustainable development is the ecologicalimperative (N.N. Moiseev), which directs to cardinal changes of relation of the person to the nature, rethinkingand redesigning of the way of life, formation of ecologically responsible outlook and values. The problem ofcontinuity of advanced socialization of youth, formation of abilities to anticipate, forecast their future life, to "try"to change their attitudes and behavior, to create a "draft" of variable life scenarios, to carry out their real searchis raised. Regenerative education is considered as a means of ensuring the continuity of anticipatorysocialization, focused on the formation of young people the foundations of the culture of sustainabledevelopment based on the continuity of the language picture of the world, including new conceptual metaphorsreflecting the key categories of sustainable development and basic archetypal cultural concepts.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО»

Непрерывность опережающей социализации молодежи в общество будущего Елена Николаевна Дзятковская

Доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Институт стратегии развития образования Москва, Россия dziatkov@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Анатолий Никифорович Захлебный

Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Институт стратегии развития образования Москва, Россия anzmos@bk.ru

0000-0000-0000-0000

Вега Вадимовна Пустовалова

Кандидат педагогических наук, директор МАУ «Информационно-методический центр Томск, Россия vega_2005_11@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 10.10.2021 Принята 12.11.2021 Опубликована 15.12.2021

< 10.25726/ш9476-6103-5118-]

Аннотация

В статье дано определение опережающей (предвосхищающей) социализации как освоения взглядов, правил, норм, стиля и ценностей социальной группы, общества, к которому человек не принадлежит, но стремится, хотел бы принадлежать. Рассматривается возможность пробы, репетиции нового социального взаимодействия, примерки социальных ролей и социальных отношений в свете общепланетарных стратегических задач устойчивого развития. Обосновывается, что центральной онтологической, аксиологической и праксиологической категорией опережающей социализации для устойчивого развития выступает экологический императив (Н.Н. Моисеев), который ориентирует на кардинальные изменения отношения человека к природе, переосмысление и перепроектирование своего образа жизни, формирование экологически ответственного мировоззрения и ценностей. Ставится проблема непрерывности, опережающей социализация молодежи, формирования умений предвидеть, прогнозировать свою будущую жизнь, осуществлять «пробы» изменения своего отношения и поведения, создавать «черновик» вариативных жизненных сценариев, осуществлять их реальный поиск. В качестве средств обеспечения непрерывности опережающей социализации рассматривается регенеративное образование, ориентированное на формирование у молодежи основ культуры устойчивого развития с опорой на преемственность языковой картины мира, включающей новые концептуальные метафоры, отражающие ключевые категории устойчивого развития и базовые архетипические культурные концепты.

Ключевые слова

опережающая (предвосхищающая) социализация, устойчивое развитие общества, преемственность, «зеленая аксиома».

Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 19-013-00345.

Введение

В современном мире острота глобальных проблем, опасность их кумулятивного эффекта, вероятность перерастания глобальной турбулентности в необратимую экологическую катастрофу с неизбежностью ставит ключевой вопрос нынешнего образования - подготовку молодежи к жизни в обществе, которое кардинально пересматривает свое отношение с природой, переходя на устойчивый (биосферосовместимый) образ жизни. Такой переход означает глобальную трансформацию культурных ценностей, осознанный отказ от антропоцентризма, осознание целостности происходящих в мире экологических, социальных и экономических процессов, освоение умений соизмерять свои действия с природными возможностями, управлять собой и своими действиями, предвидя их последствия. Опережающая социализация для устойчивого развития - это деятельностные пробы принятия решений и поведения, исходя из представлений о тотальном, универсальном, глобальном действии экологического императива, апробация новых социальных ролей - жителей планеты с коллективной ответственностью за ее судьбу, ответственных потребителей, созидателей «зеленой» экономики, творцов новой культуры - культуры устойчивого развития. Вопрос о роли образования в социализации молодежи в стремительно меняющемся мире был актуализирован в таких судьбоносных документах 21 века, как Цели устойчивого развития (2015 г.), Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014), Глобальная программа действий по образованию для устойчивого развития, Дорожные карты по ее реализации (до 2020 и до 2030 гг.).

Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле подчеркивала: «Мы призываем совершить революцию: полностью пересмотреть наши отношения с природой [...]. Это необходимое условие выживания человечества, поскольку наше здоровье зависит от здоровья окружающей среды и всех живых организмов, с которыми мы делим эту планету»3. Согласно рекомендациям ЮНЕСКО особое внимание нужно обратить на «создание устойчивой образовательной среды, например экологических школ и „зеленых" кампусов, что дает возможность преподавателям и их ученикам применять принципы устойчивого развития в своей повседневной практике» на основе ценностей устойчивого развития [6]. Аналогичные задачи стоят перед образованием всех стран мира, но решаются они с учетом национальных особенностей культуры и истории становления системы образования.

В нашей стране проблема опережающей подготовки молодежи к решению стратегических задач устойчивого социально-экономического развития, к сожалению, осознается еще крайне слабо, хотя путь системных преобразований по созданию экологически безопасной экономики, на который встало российское общество, предусматривает безотлагательные меры по обновлению образования. От оперативности таких действий в значительной мере связано обеспечение конкурентоспособности нашей страны, ее национальной безопасности и сохранение статуса экологического донора планеты.

Материалы и методы исследования

Методологической базой исследования послужили труды отечественных исследователей, изучающих социализацию и влияние глобализации на социальные процессы и ее риски в современных условиях О.В. Ткаченко, Л.Г. Борисовой, А.М. Караева, Л.Г. Пака, Е.В. Харитоновой, П.В. Разова, С.Е. Штепа, С.Н. Чируна, В.Ю. Манакова; при изучении опережающей социализации использованы положения теории референтной группы Р. Мертона; методология изучения социализации личности в глобальном мире — работы Е.В. Гудковой, Э. Гидденса, Е.^тап, КЖКо^оп Н., Э.Н. Эс^аг^,

3 https://news.un.org/

D.Watson, J. Suis, J. Haig, R.W. Tafarodi; труды о взаимосвязи культуры и образования, экологическом императиве Н.Н. Моисеева, А.Н. Захлебного, Н.М. Мамедова, Е.Н. Дзятковской и других.

Цель статьи: обозначить возможности и пути непрерывной опережающей социализации молодежи в общество будущего (устойчивого развития).

Результаты и обсуждение

Социализация - это становление социального в личности, формирование сознания, мировоззрения человека (усвоение индивидом языка, взглядов, социальных ценностей, идеалов); овладение культурой, присущей данному обществу, социальной общности, группе (усвоение правил и шаблонов норм и правил поведения); усвоение социальных ролей, навыков общения, самопроявления в среде жизнедеятельности (Мардахаев, 2016). Социализация - это восхождение от индивидуального к социальному посредством выбора ценностей мультикультурного общества и усвоение их через призму своих интересов, предпочтений и потребностей.

Опережающая социализация обычно сравнивается с пробой, репетицией будущего, «примеркой» будущих социальных ролей, социальных отношений, занятий, профессий, давая возможность человеку предвидеть, прогнозировать, как будет это в будущем, создавая «черновик» вариативных жизненных сценариев, осуществлять их реальный поиск и уже сегодня апробировать в реальной жизни. Ключевые слова опережающей социализации - игра, обучение, репетиция, моделирование отношения, проба.

Опережающая (предвосхищающая) социализация рассматривается как освоение взглядов, правил, норм, стиля и ценностей некоей социальной группы, общества, к которому человек не принадлежит, но стремится, хотел бы принадлежать (Дзятковская, 2019). Такую социальную группу Р. Мертон назвал референтной, то есть являющейся для человека своеобразным стандартом, источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Референтная группа опережающей социализации для устойчивого развития в нашей стране еще не стала многочисленной: это Президент РФ, политики, мир ученых, передовой бизнес, около 100 вузов страны, а также немногочисленные педагоги дополнительного образования и создаваемые ими экологические движения волонтеров. Задача распространения идей устойчивого развития пока не стала приоритетной у авторов школьных учебников и средств массовой информации. Единственным массовым неформальным объединением педагогов, увлеченных идеями опережающей социализации молодежи для устойчивого развития страны и реализующих их на практике, выступает российское сетевое партнерство педагогов по образованию в интересах устойчивого развития «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность. (программа УНИТВИН/ЮНЕСКО), созданное в 2016 году кафедрой сетевой кафедрой факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при ФГБНУ «иСрО РАО»4. Однако, в целом, осведомленность населения о сути устойчивого развития и его задачах еще не достигла критической массы, необходимой для осмысления обществом всей остроты вопроса и необходимости срочных действий для устойчивого развития. Серьезным барьером выступает не только немногочисленность референтной группы, но и не завершенный в мире образования поиск педагогических инструментов апробации и присвоения молодыми людьми новых ценностно-смысловых установок поведения.

Изучение представлений молодежи о перспективах своей будущей жизни показывает, что система образования воспринимается ею как «благонамеренная, но регрессивная» сила, отстающая от вызовов быстро меняющегося мира и не способная конкурировать с другими социализирующими институтами. По мнению детей, школа не только не учит будущему, не учит жить в глобальном мире, но даже не ставит такие задачи. Другие же источники социализации (семья, интернет, социальные сети, СМИ и др.) в условиях быстро изменяющегося, мало предсказуемого мира рисков, являются источником множественных образцов поведения, ставя молодого человека перед необходимостью осознанного выбора, но не оставляя время на его рефлексию. Отсюда - потеря навигации в современном мире,

4 http://partner-unitwin.net/

испытываемая многими молодыми людьми, негативные ожидания будущего, неуверенность либо неоправданно легкомысленные надежды на то, что в будущем все как-то само собой сложится (Дзятковская, 2018). Отмечается стратификация молодых людей с ускоренной и с замедленной социализацией, длительно сохраняющих свою инфантильность.

Сложность опережающей подготовки молодежи к будущей жизни глубоко волнует мировую научно-педагогическую общественность, особенно в силу того, что будущее «наступает» на нас быстрее, чем образование успевает среагировать на происходящее. В этой связи ЮНЕСКО приняла решение об осуществлении амбициозного проекта «Будущее образования» («Futures of Education»). Началась разработка глобального доклада «Будущие5 образования. Учиться становиться», целью которого является коллективное переосмысление роли образования в формировании будущего мира в контексте прогнозируемых вероятных и предпочтительных вариантов формирования будущего человечества и нашей планеты. Его цель - «вселить надежду, особенно во времена таких глубоких кризисов ..., и показать, что образование может быть регенеративным» (International, 2021). Термин «регенеративное образование», используемый Комиссией, означает обновление образования применительно к требованиям быстро развивающегося мира на основе существующих и восстановления утраченных или повреждённых ценностей и принципов образования (International, 2021). Таким образом, четко ставится задача непрерывности образования, решающего задачи подготовки молодежи к будущему. При этом опережающую социализацию для устойчивого развития следует строить без отрыва от своих культурных корней, без потери личностью основ своей культурной и этнокультурной идентичности, восприятия пространственно-временной связности жизни, непрерывности личностного развития и потенциала своей жизнеспособности и жизнеустойчивости. Кроме того, документы ЮНЕСКО подчеркивают, что общество устойчивого развития - это не просто знания, умения, компетенции, это новая культура (Education, 2021). Так же, как социализацию нельзя рассматривать отдельно от культуры, так и опережающую социализацию - отдельно от формирующейся в обществе культуры устойчивого развития (Н.М. Мамедов).

Кроме того, необходимо учитывать, что новое миропонимание - это всегда и новый язык. В. Гумбольт писал: «.Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка» (Гумбольдт, 1984). В обновлении представлений личности о мире, собственном Я и отношениях между собой и мире, формировании новой картины мира огромная роль принадлежит языку (Дзятковская, 2018). Язык - одно из средств доступа к сознанию человека, к содержанию и структуре его культурных концептов как единиц мыслительной деятельности, «сгустков» культуры в ментальном мире человека.

Социализацию рассматривают как процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества посредством, прежде всего, языка, как важнейшего способа трансляции социального опыта от поколения к поколению (Дзятковская, 2018). Таким образом, одним из педагогических инструментов преемственного решения образованием проблем опережающей социализации молодежи в общество устойчивого развития мы рассматриваем язык. Поэтому так важно определиться с ключевыми понятия формируемой картины мира.

Ключевым, системообразующим понятием опережающей социализации молодежи в общество устойчивого развития мы рассматриваем «экологический императив» - объективную неизбежность ограничения преобразующей деятельности человека со стороны законов природы. Экологический императив, по Н.Н. Моисееву, — это «совокупность тех ограничений, накладываемых на активность деятельности людей, нарушение которых уже в ближайшие десятилетия может обернуться для человечества самыми катастрофическими последствиями» (Моисеев, 1993). Это понятие имеет глубокий смысл, заключающийся в необходимости изменения отношения человека к природе, чтобы сохранить то экологическое качество окружающей природной среды, которое необходимо для выживания человека. Экологический императив - это запрет на превышение «пределов прочности»

5 множественное число слова «futures»

природной среды, и этот запрет носит объективный, не зависимый от воли человека характер (Н.Н. Моисеев).

Следование экологическому императиву означает создание новой системы нравственно-этических норм поведения человека, отличных от морали индустриального общества с его антропоцентрическими ценностями. Речь идет о перестройке моральных основ жизни общества: «Понадобятся изменения характера потребностей людей, изменения их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам» (Моисеев, 1990).

Экологический императив позиционируется как новый принцип взаимосвязи людей с природой, который позволяет оценить достижения современного естествознания и социально-гуманитарных наук через призму неогуманизма. Вокруг экологического императива выстраивается система понятий, универсальных учебных действий, нравственных установок из разных предметных областей, учебных дисциплин. Экологический императив потенциален с позиции осознания и поиска решения ключевого противоречия 21 века: между основаниями существования природы и основаниями деятельности человека. Он отражает главное противоречие современности, выделенное П.К. Щедровицким как противоречие между деятельностными и природными структурами, между социальным управлением и саморегуляцией природы, которые подчиняются принципиально различным механизмам (Щедровицкий, 1997).

Для этого экологические императивы должны быть описаны в раскодированном от экологической оболочки виде, в виде универсального языка, вскрывающего содержательный смысл, в форме, способной к межпредметному переносу (метафоры, концепты, мыслеобразы).

В экологическом императиве соединяется знаниевый (опыт научного и эмпирического знания) и ценностно-смысловой компоненты (культурный опыт отношений человек - общество - природа), и опыт деятельности (поведения), адекватной ресурсной емкости используемых для обеспечения жизнедеятельности человека экосистем; опыт творческой деятельности по решению возникающих в хозяйственной деятельности при взаимодействии с природой противоречий, их осознания в виде экологических проблем и вариантов решения.

Однако следует учитывать, что в сознании человека складываются непростые отношения между транслируемыми ему когнитивными (научными) парадигмами мира и языковой картиной мира, которая всегда достаточно консервативна: она несет в себе и современное знание, и реликтовые фрагменты, черты прежних эпох познания и осмысления действительности. Укоренившиеся в общественном сознании языковые стереотипы общества потребления могут создавать барьеры формирования нового миропонимания, ценностей и смыслов устойчивого развития.

Для отражения мира с точки зрения перспектив его устойчивого развития необходим и новый язык и новая языковая картина мира. Языковая картина мира представляет собой не зеркальное его отображение, а его интерпретацию, зависящую от призмы, через которую совершается мировидение (Дзятковская, 2015). Такой призмой видения и ценностного осмысления происходящих глобальных изменений отношений человека с окружающим миром выступают концептуальные метафоры -универсальные, имманентно присущие мышлению человека, отражающие эвристические функции языка (Наидеп, 1972; Будаев, 2007; Попова, 2010).

Язык метафор как способ мышления - уникальное языковое средство, которое несет мощную лингвистическую, культурную и психологическую нагрузку, определяет концептосферу сознания, выполняет интегрирующую функцию, соединяя понятийное и образное, теоретическое и практическое, научное и житейское, рациональное и иррациональное - чувственно-эмоциональное и мифологическое мышление, коллективное и индивидуальное, сознательное и подсознательное (Дзятковская, 2015).

Метафорические выражения языка не только отражают и выражают восприятие действительности, но и во многом формируют его. Метафора - инструмент создания картины мира, ее исследования, порождения личностных смыслов ориентировки в этом мире, формирования концептосферы сознания (Лакофф, 2004; МакКормак, 1990; Пустовалова, 2016).

Таким образом, поиск путей опережающей социализации молодежи в глобальном обществе невозможен без изучения особенностей формируемой у нее языковой картины мира. С одной стороны,

нельзя не учитывать влияния укоренившихся в общественном сознании языковых стереотипов об отношениях человека с природой. С другой стороны, важна семантика концептуализации происходящих глобальных изменений отношений человека с миром, формирования культуры устойчивого развития. В формировании языковой картины мира, отражающей ценности и смыслы культуры устойчивого развития, особую роль играет язык концептуальных метафор.

Именно концептуальные (когнитивные) метафоры, согласно Д. Лакоффу и М Джонсону, могут выступать основным средством выражения в языке новых значений отношения человека к себе, к миру, и себе в мире (International, 2021). Поэтому образование, ставящее задачу социализации молодежи в общество будущего, мы рассматриваем как проблему метафорического моделирования отношений общества и природы, конструирования нового языка, построенного на дидактических метафорах глобального образования и образования в интересах устойчивого развития (ОУР) (Karlsson, 2016; Kopnina, 2014). Метафоры - один из важнейших механизмов мышления: постижения смыслов и значений знания, их интеграции во внутренний мир обучаемых, в их систему ценностей, повседневную практику. Для педагогики также важно, что метафора обладает большой убедительной силой, позволяет мгновенно схватывать суть явления или идеи.

Использование метафор способствует установлению связей, имеющих большую эвристическую силу и обеспечивающих концептуализацию определенного фрагмента деятельности по аналогии с уже оформившейся системой понятий. Кроме того, метафора предстает и как своеобразное средство диагностики, инструмент проникновения во внутренний мир человека на основе «вживания» (Дзятковская, 2015).

Особую роль в поиске адекватных метафор устойчивого развития играет опора на базовые культурные концепты, отражающие архетипические коды поведения человека - «коллективное бессознательное», концентрат стихийного, органического развития общества и человечества в целом. Культурный концепт, положенный в основу концептуальной метафоры - средство ее адаптации к национальному менталитету, национальным приоритетам. Культурный концепт, в отличие от научного понятия, своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром. Он соединяет в себе теоретическое и практическое, смыслы и вымыслы, объективное и субъективное. Это - сгусток культуры в сознании человека. Это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее. Фактически, это основная ячейка культуры в ментальном мире человека. И в то же время, культурный концепт - это и оперативная единица мышления, обеспечивающая его дискурсивность, метафоричность, эмотивность, экспрессивность, оценочность (Дзятковская, 2015; Пустовалова, 2016). В него входят: образы, представления и ассоциации, обыденные и научные понятия, ценности и оценки, сознательное и бессознательное, включая архетипы, «коллективное бессознательное», этнические конструкции, буквальные и метафорические смыслы; стереотипы мышления, деятельности и чувствования.

Элементами культурных концептов являются: содержание и смыслы понятий; ценности и оценки; образы, представления и ассоциации; сознательные (сознаваемые) и бессознательные слои в коллективных сознаниях или представлениях, включая «коллективное бессознательное», архетипы; этнические конструкции - как осознаваемые, так и те, которые кроются в глубинных неосознаваемых слоях ментальности; смыслы буквальные и метафорические; способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой.

Анализируя взаимодействие между собой культурного концепта, метафоры и порождаемого ими личностного смысла обучающихся, Э. Кассирер (E. Cassirer) пишет, что освоение понятий естественных наук идет на основе дискурсивно-логического мышления, а метафорическое освоение мира проходит обратный путь, сводя «концепт в точку, в единый фокус». При этом оба пути необходимы и неразрывно связаны: формирование и уточнение понятий ведёт к категоризации знания, а с помощью метафоры приближается понимание абстрактных объектов через сопряжение их с конкретными. Тем самым формируется более четкое понятие сложных, абстрактных объектов, примерами которых могут быть мегасистемы (биосфера, социоприродные экосистемы), их свойства и характеристики (экологический императив, биосферосовместимость и др.) (Пустовалова, 2016). Смыслы упорядочивают образы

культурного концепта, придают ему большую логичную целостность и субъективную достоверность, уменьшают долю предрассудков, ненаучных стереотипов мышления.

Из сказанного следуют важные выводы. Опережающая социализация молодежи в общество устойчивого развития - не стихийный, а специально конструируемый процесс. Он не может быть обеспечен только погружением обучающихся в проблематику и теорию устойчивого развития и формированием у них необходимых компетенций и опыта практической деятельности. Осмысление ценностно-мировоззренческих установок устойчивого развития требует не только современных педагогических и психологических технологий, а первоначально - сложнейшей работы по формированию метаязыка устойчивого развития, формированию новой языковой картины мира. К сожалению, сегодня проникновение идей устойчивого развития в отечественное общее образование остается во многом спонтанным, имплицитным, несистемным и не преемственным. Как правило, образование для устойчивого развития подменяется образованием об устойчивом развитии, а это не одно и то же.

Результатом соединения метафор, концептов и смыслопорождения, служившим предметом апробации в нашей работе, служили «зеленые метафоры» (автор - Е.Н. Дзятковская). «Зеленые метафоры» - педагогически адаптированное понятие экологического императива, с включением в их формулировки таких базовых концептов, как община, среда (середина, сердце), судьба, наследие, мера и другие.

Метафоричная форма «зеленых аксиом» - средство преемственной опережающей социализации молодежи, начиная (в силу доступности их понимания) с дошкольного возраста, средство непрерывности смысловых линий образования для устойчивого развития по вертикали, через все уровни обучения, с постепенным переходом от приоритета языка образов - к языку естественных и гуманитарных наук (законам, правилам) и, наконец, к философско-концептуальному знанию. При этом «зеленые аксиомы» позволяют соединить между собой деятельностный, мировоззренческий и ценностный компоненты, задать регулятивы действий, научно объяснить их, дать им оценку с точки зрения ценностного отношения к природе, обществу, экономике.

Апробация варианта непрерывной опережающей социализации школьников в интересах устойчивого развития на основе преемственности ее культурологических оснований проводилась с 2016 года в рамках партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность». Организаторами партнерства выступили Кафедра ЮНЕСКО Факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова и Институт стратегии развития образования РАО, департамент образования администрации города Томска.

Практически все участники вебинаров, курсов отмечали доступность предлагаемого материала, построенного на основе «зеленых аксиом», хотя для половины участников этот материал был новым. 41% называют в качестве основы ядра содержания образования для устойчивого развития цели устойчивого развития и экологический императив. Участники курсов отмечают высокую эффективность социально-эмоциональных и поведенческих заданий, а также тех мероприятий, которые основаны на «репетициях», пробах, позволяющих понять, какое будущее мы хотим, и «примерить» сегодня и сейчас требования, которые предъявит нам будущее. Опыт проб как формы опережающей социализации стал инициативой многих образовательных организаций, включенных в партнерство. Так, ученики МАОУ гимназии № 55 им. Е.Г. Вёрсткиной г. Томска включились в работу по «созданию прекрасного мира прекрасными людьми». Респонденты отмечают, насколько важны яркие художественные образы: например, мультфильмы «Как дед великое равновесие нарушил», «Сказка старого дуба», «Теремок» и др., а также выполнение творческих задания под названием «Поиск мультфильма для понимания сложных целей устойчивого развития». Из 266 материалов, присланных на Первый Всероссийский фестиваль научно-практических разработок (2019), 82% отвечали требованиям доступности и адаптивности идей устойчивого развития, достигаемых средствами дидактических метафор.

Следующий вывод по результатам использования «зеленых аксиом» - повышение интереса к вопросам образования для устойчивого развития. Это крайне важный результат, учитывая, что официально в системе образовании нет такой установки, крайне редко эта тема всплывает и в средствах

массовой информации, а в интернете почти вся информация по этой теме мало доступна из-за языковых барьеров. Слушатели курсов проявляют позитивное отношение к теме образования для устойчивого развития, пишут, что «хотелось бы проработать еще раз», хотят узнать подробнее «как создавать метафорические картины», как можно приобщить своих студентов к деятельности сетевого партнерства и т.д.

На основе идей устойчивого развития распространяется экологическое волонтёрство, как отмечают 87 % респондентов.

Еще один вывод - побуждение педагогов и обучающихся к практическим действиям для устойчивого развития. По результатам опроса участников конференции, большинство из которых были участниками сетевого партенсртва, 43,5% учителей пользуются безопасным транспортом для передвижения, 57,8 закупают продукции местного производства и показывают пример для детей, в 59 % школ - участниц партнерства - идет мониторинг результатов ОУР и организуется «зеленый» уклад жизни. Опрос управленческих команд школ свидетельствует, что интерес по созданию «зеленого» паспорта школ есть у 58% школ, намереваются это сделать в ближайшем будущем 35% школ. Стали появляться Школы устойчивого развития, например, МБОУ «СОШ № 25» г. Салаира Кемеровской области, МАОУ гимназия № 55 г.Томска и др.. Идеи устойчивого развития идут в учебный процесс. 9% педагогов - участников партнерства систематически ведут работу по ЦУР 17 на уроках, часто включают эту тему 29% учителей, периодически - 46%. При этом 89% учеников отметили, что самое сложное - это изменить (перестроить) свой взгляд, «не уступая лидерство учителям» и выражая желание включения в движение ЭКОпоколение (Экология, Культура, Образование).

Заключение

Задача преемственности опережающей социализации молодежи в условиях ориентации общества на путь устойчивого развития является высоко актуальной для выстраивания стратегии развития российского образования, определения ориентиров обновления его содержания, прогноза рынка труда и востребованности профессий. Задача эта представляется междисциплинарной -педагогической, психологической, культурологической, социологической, организационной, лингвистической. Сложность ее решения связана с недостаточной разработанностью философских, дидактических и методических подходов, а также значительной неопределенностью и малой предсказуемостью процессов глобального мира. В этих условиях особо актуальным является исследование ключевых, инвариантных составляющих опережающей социализации, связанных с преемственностью развития культуры общества и ее ядерных структур, к которым относится язык. Результаты практической работы в этом направлении в условиях общеобразовательной школы показали возможность реальность достижения реальных значимых результатов в области понимания, нравственной оценки и осуществления осознанных действий в окружающей среде для устойчивого развития.

Список литературы

1. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная теория концептуальной метафоры: американский и европейский варианты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 1-2. С. 10-22.

2. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

3. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. Зеленая аксиома. Трансдисциплинарность: монография. Москва, 2015. 320 с.

4. Дзятковская Е.Н., Пустовалова В.В. Дидактическое обеспечение непрерывности экологической составляющей учебных предметов // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 2 (26). - й01: 10.15393/]5.аП.2019.4664

5. Дзятковская Е.Н., Якунина И.Н. Метафорическая картина мира как фактор социализации молодежи // Ценности и смыслы. 2018. №6. С.114-129.

6. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256

с.

7. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры / пер. с англ. А.Д. Шмелева // Теория метафоры: сб. М.: Прогресс, 1990. С. 358-386.

8. Мардахаев Л. Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва: Российский государственный социальный университет, 2016. - С. 364. ISBN 978-5-7139-1235-2

9. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. С.352

10. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму : Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: Фирма коммерч. рекламы и науч.-техн. пропаганды «ИздАТ», 1993. 175 с.

11. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток Запад, 2010. 314 с.

12. Пустовалова В.В. Метафора в педагогике: монография. М.: Образование и экология. 2016 г. 264 с. ISBN 98-5-94078-014-4

13. Саямов Ю. Н. Будущее образования - в образовании для будущего // Образование 2030. Дорожная карта. Сборник статей международной научно-практической конференции. Под ред. Е.Н. Дзятковской, В.В. Пустоваловой. М.: Издательство «Перо», 2021. С. 268.

14. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Шк. культ. полит., 1997. 641 с.

15. Education for sustainable development: a roadmap // UNESCO. 2020. 76 p. https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000374802

16. Haugen E.The Ecology of language // Essays. Standford: Standford University Press, 1972. 366

p.

17. International Commission on the Futures of Education Progress Update March 2021 URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations (дата обращения: 28.10.2021).

18. Karlsson R.Three metaphors for sustainability // The Anthropocene Review. 2016. Vol. 3(1). P. 23-32 https://journals.sagepub.com/ doi/abs/10.1177/2053019615599415?journalCode=anra

19. Kopnina H. Revisiting Education for Sustainable Development (ESD): Examining anthropocentric bias through the transition of environmental education to ESD // Sustainable Development. 2014. Vol. 22. P. 73-83.

Continuity of anticipating socialization of young people into the society of the future Elena N. Dzyatkovskaya

Doctor of Biological Sciences, Professor, Leading Researcher Institute of Education Development Strategy Moscow, Russia dziatkov@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Anatoly N. Zakhlebny

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of RAO, Chief Researcher Institute of Education Development Strategy Moscow, Russia anzmos@bk.ru

0000-0000-0000-0000

Vega V. Pustovalova

Candidate of Pedagogical Sciences, Director UIA "Information and Methodological Center Tomsk, Russia vega_2005_11@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 10.10.2021 Accepted 12.11.2021 Published 15.12.2021

t 10.25726/W9476-6103-5118-j

Abstract

The article defines anticipatory (anticipatory) socialization as mastering the views, rules, norms, style and values of a social group, society, to which one does not belong, but strives, would like to belong. The possibility of trying out, rehearsal of new social interaction, trying on social roles and social relations in the light of planetary strategic tasks of sustainable development is considered. It is proved, that the central ontological, axiological and praxiological category of advanced socialization for sustainable development is the ecological imperative (N.N. Moiseev), which directs to cardinal changes of relation of the person to the nature, rethinking and redesigning of the way of life, formation of ecologically responsible outlook and values. The problem of continuity of advanced socialization of youth, formation of abilities to anticipate, forecast their future life, to "try" to change their attitudes and behavior, to create a "draft" of variable life scenarios, to carry out their real search is raised. Regenerative education is considered as a means of ensuring the continuity of anticipatory socialization, focused on the formation of young people the foundations of the culture of sustainable development based on the continuity of the language picture of the world, including new conceptual metaphors reflecting the key categories of sustainable development and basic archetypal cultural concepts.

Keywords

anticipating socialization, sustainable development of society, continuity, "green axiom"

This work was carried out within the framework of RFBR grant № 19-013-00345.

References

1. Budaev Je.V., Chudinov A.P. Sovremennaja teorija konceptual'noj metafory: amerikanskij i evropejskij varianty // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Lingvistika i mezhkul'turnaja kommunikacija. 2007. № 1-2. S. 10-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gumbol'dt V. fon. O razlichii stroenija chelovecheskih jazykov i ego vlijanii na duhovnoe razvitie chelovechestva // Izbrannye trudy po jazykoznaniju. M.: Progress, 1984.

3. Dzjatkovskaja E.N. Obrazovanie dlja ustojchivogo razvitija v shkole. Kul'turnyj koncept. Zelenaja aksioma. Transdisciplinarnost': monografija. Moskva, 2015. 320 s.

4. Dzjatkovskaja E.N., Pustovalova V.V. Didakticheskoe obespechenie nepreryvnosti jekologicheskoj sostavljajushhej uchebnyh predmetov // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2019. Vyp. 2 (26). - DOI: 10.15393/j5.art.2019.4664

5. Dzjatkovskaja E.N., Jakunina I.N. Metaforicheskaja kartina mira kak faktor socializacii molodezhi // Cennosti i smysly. 2018. №6. S.114-129.

6. Lakoff D., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem. M.: Editorial URSS, 2004. 256 s.

7. MakKormak Je. Kognitivnaja teorija metafory / per. s angl. A.D. Shmeleva // Teorija metafory: sb. M.: Progress, 1990. S. 358-386.

8. Mardahaev L. Social'naja pedagogika kratkij slovar' ponjatij i terminov. RGSU. Moskva: Rossijskij gosudarstvennyj social'nyj universitet, 2016. - S. 364. ISBN 978-5-7139-1235-2

9. Moiseev N. N. Chelovek i noosfera. M.: Molodaja gvardija, 1990. S.352

10. Moiseev N.N. Voshozhdenie k Razumu : Lekcii po universal'nomu jevoljucionizmu i ego prilozhenijam. M.: Firma kommerch. reklamy i nauch.-tehn. propagandy «IzdAT», 1993. 175 s.

11. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaja lingvistika. M.: AST: Vostok Zapad, 2010. 314 s.

12. Pustovalova V.V. Metafora v pedagogike: monografija. M.: Obrazovanie i jekologija. 2016 g. 264 s. ISBN 98-5-94078-014-4

13. Sajamov Ju. N. Budushhee obrazovanija - v obrazovanii dlja budushhego // Obrazovanie 2030. Dorozhnaja karta. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. E.N. Dzjatkovskoj, V.V. Pustovalovoj. M.: Izdatel'stvo «Pero», 2021. S. 268.

14. Shhedrovickij G. P. Filosofija. Nauka. Metodologija. M.: Shk. kul't. polit., 1997. 641 s.

15. Education for sustainable development: a roadmap // UNESCO. 2020. 76 p. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802

16. Haugen E.The Ecology of language // Essays. Standford: Standford University Press, 1972. 366

p.

17. International Commission on the Futures of Education Progress Update March 2021 URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations (data obrashhenija: 28.10.2021).

18. Karlsson R.Three metaphors for sustainability // The Anthropocene Review. 2016. Vol. 3(1). P. 23-32 https://journals.sagepub.com/ doi/abs/10.1177/2053019615599415?journalCode=anra

19. Kopnina H. Revisiting Education for Sustainable Development (ESD): Examining anthropocentric bias through the transition of environmental education to ESD // Sustainable Development. 2014. Vol. 22. P. 73-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.