Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН='

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН= Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еркинбаева Лаззат Калымбековна, Бекежанов Даурен Нуржанович, Калымбек Бакытжан

Статья подготовлена в рамках грантового проекта Министерства науки и высшего образования РК № AP14872548 «Современный экологический правопорядок: казахстанский кейс». В предлагаемой статье исследованы правовые проблемы международного информационного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в которой отдельное место занимают процедуры обмена экологическое информацией. Доступ к информации на уровне многочисленных государств требует определения приоритетов, форм и методов информационного сотрудничества на межгосударственном уровне. Наша страна обязана выполнять международные обязательства в области обеспечения доступа общественности к экологической информации, и в век информационных технологий следует быть в ногу со временем, и решать проблемы своевременного, полного и объективного предоставления экологической информации возможностями цифрового управления. Как показывает практика, имеются международные договоренности в части обмена информацией между заинтересованными государствами. 1998 год дал старт международному сотрудничеству в области обмена экологической информацией между странами СНГ, в результате чего было предусмотрено создание межгосударственной эколого-информационной системы, которая так и не создана. Осознание информационного сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды на мировом уровне и обсуждение проблем его реализации произошло в Астане в 2011 году, что дало толчок к тому, что в 2016 году было принято решение о создании общей системы экологической информации. Данная система позволяет оценить результаты экологической деятельности государств, определить их потребности в ресурсах для регулярных мониторинга и оценки окружающей среды. Она представляет собой набор принципов, реализуемых в форме распределенной системы экологической информации, соединение и интеграция которой с другими системами осуществляются с помощью современных технологий. Ее содержание определяют три основных компонента, как контент, инфраструктура и сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Еркинбаева Лаззат Калымбековна, Бекежанов Даурен Нуржанович, Калымбек Бакытжан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL INFORMATION AND ITS IMPORTANCE IN THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL AND LEGAL COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article was prepared within the framework of the grant project of the Ministry of Science and higher education of the Republic of Kazakhstan No. AP14872548 “modern environmental law and order: Kazakhstan case”. The presented article examines the legal issues of international information cooperation in the eld of Environmental Protection, in which the procedures for the exchange of Environmental Information occupy a separate place. Access to information at the level of many states requires determining priorities, forms and methods of information cooperation at the interstate level. Our country is obliged to ful ll international obligations in the eld of ensuring public access to environmental information, and in the age of information technology, it is necessary to keep up with the Times and solve the problems of timely, complete and objective presentation of Environmental Information with digital management capabilities. As practice shows, there are international agreements on the exchange of information between interested states. 1998 began International Cooperation in the eld of environmental information exchange between the CIS countries, as a result of which the creation of an Interstate environmental and Information System was envisaged, which was never created. Discussion of the implementation and implementation of information cooperation on environmental protection issues at the world level took place in Astana in 2011, which gave impetus to the fact that in 2016 it was decided to create a common system of Environmental Information. This system allows you to evaluate the results of environmental activities of states, determine their needs for resources for constant monitoring and assessment of the environment. This is a set of principles implemented in the form of a distributed system of Environmental Information, the connection and integration of which with other systems is carried out with the help of modern technologies.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН=»

УДК 349.6

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Еркинбаева Лаззат Калымбековна

Доктор юридических наук, профессор, кафедры таможенных финансов и экологического права, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г Алматы, e-mail: Yerkinbayeva67@gmail.com

Бекежанов Даурен Нуржанович1

Ассоциированный профессор Жетысуского университета

имени И. Жансугурова, доктор философии (PhD),

Республика Казахстан, г. Талдыкорган, е-mail: bek_dauren@mail.ru

Калымбек Бакытжан

Кандидат юридических наук, доцента кафедры таможенного, финансового и экологического права Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г Алматы, e-mail: b.kalymbek@gmail.com

Аннотация. Статья подготовлена в рамках грантового проекта Министерства науки и высшего образования РК№ AP14872548 «Современный экологический правопорядок: казахстанский кейс». В предлагаемой статье исследованы правовые проблемы международного информационного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в которой отдельное место занимают процедуры обмена экологическое информацией. Доступ к информации на уровне многочисленных государств требует определения приоритетов, форм и методов информационного сотрудничества на межгосударственном уровне. Наша

страна обязана выполнять международные обязательства в области обеспечения досту- q

па общественности к экологической информации, и в век информационных технологий сле- и

дует быть в ногу со временем, и решать проблемы своевременного, полного и объективно- И

го предоставления экологической информации возможностями цифрового управления. Как q

показывает практика, имеются международные договоренности в части обмена инфор- q

мацией между заинтересованными государствами. 1998 год дал старт международному А

сотрудничеству в области обмена экологической информацией между странами СНГ, в £

результате чего было предусмотрено создание межгосударственной эколого-информаци- о

онной системы, которая так и не создана. Осознание информационного сотрудничества g

по вопросам охраны окружающей среды на мировом уровне и обсуждение проблем его ре- Е

ализации произошло в Астане в 2011 году, что дало толчок к тому, что в 2016 году было С

принято решение о создании общей системы экологической информации. Данная система В

позволяет оценить результаты экологической деятельности государств, определить их 7

потребности в ресурсах для регулярных мониторинга и оценки окружающей среды. Она Р

представляет собой набор принципов, реализуемых в форме распределенной системы эко- О

логической информации, соединение и интеграция которой с другими системами осущест- о

вляются с помощью современных технологий. Ее содержание определяют три основных И

компонента, как контент, инфраструктура и сотрудничество. о

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологическая информация, правовое ре- М

гулирование, обмен информацией, международное эколого-правовое сотрудничество, ин- И

формационные ресурсы. р

7 №

7 7

) 2

__Ы

1 Автор для корреспонденции

ЭКОЛОГИЯЛЫЦ АППАРАТ ЖЭНЕ ОНЫЦ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ХАЛЫКАРАЛЫК ЭКОЛОГИЯЛЫК-К^КЫКТЫК ЫНТЫМАКТАСТЫГЫН ЖУЗЕГЕ АСЫРУДАГЫ МАЦЫЗЫ

Лаззат Калымбековна Еркинбаева

Зац гылымдарыныц докторы, профессор, кедендгк царжы жэне экологиялъщ цуцыц кафедрасы, эл-Фараби атындагы Казац улттыцуниверситетi, Казацстан Республикасы, Алматы щаласы, e-mail: Yerkinbayeva67@gmail.com

Даурен Н^ржан^лы Бекежанов

I. ЖансYгiров атындагы Жетту университеттщ цауымдастырылган профессоры, философия докторы (PhD), Казацстан Республикасы, Талдыщорган щаласы, e-mail: bek_dauren@mail.ru

Калымбек Бакытжан

Зац гылымдарыныц кандидаты, доцент, кедендiк царжы жэне экологиялыщ цуцыц кафедрасы, эл-Фараби атындагы Казац улттыцуниверситетi, Казацстан Республикасы, Алматы цаласы, e-mail: b.kalymbek@gmail.com

Аннотация. Мацала КР Fылым жэне жогары бшм министрлтнщ № AP14872548 «за-манауи экологиялыц цуцыцтыц тэртт: цазацстандыц кейс» гранттыц жобасы аясында дайындалды. ¥сынылган мацалада цоршаган ортаны цоргау саласындагы халыцаралыц ацпараттыц ынтымацтастыцтыц цуцыцтыц мэселелерi зерттелдi, онда экологиялыц ацпарат алмасу процедуралары жеке орын алады. Квптеген мемлекеттер децгешнде ацпаратца цол жетшзу мемлекетаралыц децгейде ацпараттыц ынтымацтастыцтыц басымдыцтарын, нысандары мен эд^терт аныцтауды талап етедi. Бiздiц елiмiз журт-шылыцтыц экологиялыц ацпаратца цол жеткiзуiн цамтамасыз ету саласындагы халыцаралыц мiндеттемелердi орындауга мiндеттi жэне ацпараттыц технологиялар гасырын-дауацытпен шест, цифрлыц басцару мYмкiндiктерiмен экологиялыц ацпараттыуацтылы, толыц жэне объективтi усыну мэселелерт шешу цажет. Тэжiрибе кврсеткендей, мYд-делi мемлекеттер арасында ацпарат алмасу бвлтнде халыцаралыцуагдаластыцтар бар. 1998 жыл ТМД елдерi арасында экологиялыц ацпарат алмасу саласындагы халыцаралыц ынтымацтастыцты бастады, нэтижестде ешцашан цурылмаган Мемлекетаралыц эко-логиялыц-ацпараттыц ЖYйенi цуру квзделдi. Элемдт децгейде цоршаган ортаны цоргау о мэселелерi бойынша ацпараттыц ынтымацтастыцты ЖYзеге асыру жэне оны юке асыру ^ мэселелерт талцылау 2011 жылы Астанада вттi, бул 2016 жылы экологиялыц ацпарат-'g тыц жалпы ЖYйесiн цуру туралы шешiм цабылданганына сертн бердi. Бул ЖYйе мем-

0 лекеттердщ экологиялыц цызметтщ нэтижелерт багалауга, олардыц цоршаган ортаны g Yнемi бацылау жэне багалау Yшiн ресурстарга цажеттшктерт аныцтауга мYмкiндiк s бередi. Бул экологиялыц ацпараттыц таратылган ЖYйесi туртде ЖYзеге асырылатын

принциптер жиынтыгы, оларды басца ЖYйелермен байланыстыру жэне интеграциялау заманауи технологиялардыц квмегiмен ЖYзеге асырылады.

TyrnHdi свздер: цоршаган ортаны цоргау, экологиялыц ацпарат, цуцыцтыц реттеу, ¡5: ацпарат алмасу, халыцаралыц экологиялыц-цуцыцтыц ынтымацтастыц, ацпараттыцре-

1

о <

СП

:

CL

:

а.

:

ь

.о с;

х

ь

сурстар.

ENVIRONMENTAL INFORMATION AND ITS IMPORTANCE IN THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL AND LEGAL COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Yerkinbayeva Lazzat Kalymbekovna

Doctor of Law, Professor, Department of Customs Finance and Environmental Law, Al-Farabi Kazakh National University, Republic of Kazakhstan, Almaty, e-mail: Yerkinbayeva67@gmail.com

Bekezhanov Dаuren Nurzhanovich.

Associate Professor of Zhetysu University named after I. Zhansugurov, Doctor of Philosophy (PhD),

Republic of Kazakhstan, Taldykorgan, e-mail: bek_dauren@mail.ru Kalymbek Bakytzhan

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department

of Customs, Financial and Environmental Law Al-Farabi Kazakh National University,

Republic of Kazakhstan, Almaty, e-mail: b.kalymbek@gmail.com

Abstract. The article was prepared within the framework of the grant project of the Ministry of Science and higher education of the Republic of Kazakhstan No. AP14872548 "modern environmental law and order: Kazakhstan case". The presented article examines the legal issues of international information cooperation in the field of Environmental Protection, in which the procedures for the exchange of Environmental Information occupy a separate place. Access to information at the level of many states requires determining priorities, forms and methods of information cooperation at the interstate level. Our country is obliged to fulfill international obligations in the field of ensuring public access to environmental information, and in the age of information technology, it is necessary to keep up with the Times and solve the problems of timely, complete and objective presentation of Environmental Information with digital management C capabilities. As practice shows, there are international agreements on the exchange of information x between interested states. 1998 began International Cooperation in the field of environmental x information exchange between the CIS countries, as a result of which the creation of an Interstate C environmental and Information System was envisaged, which was never created. Discussion of s the implementation and implementation of information cooperation on environmental protection A issues at the world level took place in Astana in 2011, which gave impetus to the fact that in 2016 it was decided to create a common system of Environmental Information. This system allows you

> o

to evaluate the results of environmental activities of states, determine their needs for resources for o

>

constant monitoring and assessment of the environment. This is a set ofprinciples implemented in the form of a distributed system of Environmental Information, the connection and integration of ^ which with other systems is carried out with the help of modern technologies. B

Keywords: environmental protection, environmental information, legal regulation, information ^ exchange, international environmental and legal cooperation, information resources.

>

ro

О

СП

DOI: 10.52026/2788-5291 2023 72 1 91 Й

X

Введение го научного осмысления. Для того, чтобы °

В век высоких технологий международ- предпринимаемые на национальном уров- А

ное сотрудничество обретает новые формы не усилия имели успех, требуется на пра- и

и пути осуществления. Для того, чтобы сво- вовом уровне определить формы, методы и р

евременно и правильно принять экологиче- принципы международного информацион- ^

ски значимые решения на национальном и ного сотрудничества. Государство является 1

международном уровнях нужна своевре- собственником информационных ресурсов, -2

менная и достоверная информация. В этой и только оно вправе решать, как и в каком 22

связи, информационное сотрудничество объеме предоставлять ее. В этой связи, у на- 3

на международном уровне требует свое- шей страны имеются ряд международных

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

ь

обязательств, которые вытекают их Орхус-ской конвенции2. Конституция республики признала в качестве «действующего права» международные договорные и иные ее обязательства (ч.1 ст. 4 Конституции), а также приоритетность норм, ратифицированных Казахстаном международных договоров по отношению к нормам национальных законов (ч.3, ст.4 Конституции) 3. В настоящее время Казахстан принял на себя ряд важных обязательств, вытекающих их международных экологических конвенций и договоров, их насчитывается более 30 конвенции и 300 международных договоров [1]. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью исследования теоретических и практических проблем правового регулирования обмена экологической информацией на международном уровне, отсутствием научных разработок в исследуемой области.

Формы и методы

В ходе исследования применялись универсальные и специальные правовые методы исследования. Историко-правовой метод позволил выявить становление и развитие международного информационного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Использование системного подхода и сравнительно-правового (компаративного) анализа позволило выявить различия и общие закономерности в правовом регулировании отношений в области обмена экологической информацией на международном уровне. Функциональный подход использован в разработке и обосновании предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере.

В Казахстане имеется научный задел по исследованию правовых проблем доступа к экологической информации и ее цифровиза-ции. В частности, Р. Ережепкызы изучались правовые проблемы доступа обществен-

ности к экологической информации в РК [2, с.86]. Ф.Копбасаровой и других авторов внимание уделено проблемам цифровизации экологической информации [3, с.657]. Научная статья Н.В. Дулатовой «Цифровизация и эколого-экономическая безопасность» предлагает решения в области обеспечения информационной безопасности, вопросам юридически оправданной реализации стратегий оцифровки [4]. Исследование возможностей цифровизация в части вклада в устойчивое развитие предлагает свое видение проблем сотрудничества в создании новых знаний. Немецкий опыт цифровизации демонстрирует роль цифровых технологий, как инструмента решения социальных, экологических и экономических проблем [5]. Мы отмечаем, что вышеприведенные научные работы содержат только фрагментарное освещение проблем международного информационного сотрудничества в области охраны окружающей среды, что требует проведение специальных научных исследований в данной области.

Результаты и обсуждение

Казахстан участвует в международном эколого-правовом сотрудничестве, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права и международными договорами в области охраны окружающей среды4. Общепризнанные экологические принципы и направления международного сотрудничества определены рядом международных правовых актов, среди которых важное место занимают Стокгольмская декларация по окружающей среде5, Всемирная хартия природы6, Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992)7, декларация Всемирного саммита по устойчивому развитию8 и др., стали отправными принципами национального экологического законодательства. К примеру, в ст. 5 ЭКРК закреплено

2 Закон Республики Казахстан 23 октября 2000 года N 92-11ЗРК «О ратификации Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000092_ (дата обращения 15.04.2022)

3 Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года / zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения 15.04.2022)

' https://adilet.

4 Экологический кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-У1 ЗРК. // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400 (дата обращения 27.07.2022)

5 Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды от 16 июня 1972 года https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения 20.08.2022)

6 Всемирная хартия природы. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 от 29 октября 1982 года. https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=1027367 (дата обращения 26.08.2022)

7 Декларация Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию от 3-14 июня 1992 года https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения 27.08.2022)

8 Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 года. Ы1ря:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml (дата обращения 29.08.2022)

10 принципов, среди которых есть и принцип доступности экологической информации. Он означает, что «государство, основываясь на международных договорах РК, обеспечивает соблюдение права общественности на доступ к экологической информации на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. Переходя к определению международного экологического сотрудничества следует отметить, что оно включает в себя систему различных мероприятий, включая организационные, правовые, экономические. Определение международного экологического сотрудничества, включает все вышеназванные характеристики. Вместе с тем, она отмечает цели и задачи данного сотрудничества, в числе которых обеспечение рационального использования природных ресурсов, оздоровление, восстановление окружающей среды и иные мероприятия по повышению устойчивости экологических систем, в целом [6, с.193].

Приоритеты и уровни международного эколого-правового сотрудничества Республики Казахстан получили освещение в ст. 188 ЭК РК9, поэтому «действенность национального механизма имплементации государства обеспечивает эффективность его правовой системы, способствует формированию и развитию международных источников национального права, в том числе и экологического права РК» [7, с. 155]. Обмен экологической информацией является одной их важных форм и процедур в механизме международного сотрудничества, правовой основой осуществления которого выступают международные договоры и соглашения. К примеру, в 1998 году было заключение историческое Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды 10. Данное Соглашение было заключено между странами СНГ, что было продиктовано объективными причинами, содружество нуждалось в информационной коллаборации, и ре-

гламентации ее параметров и форм. В этой связи вызывает большой интерес ст. 1 данного Соглашения, которая очертила меры обеспечения информационно-методической деятельности в области обмена и массового распространения экологической информации, для осуществления которой было предусмотрено создание межгосударственной эколого-информационной системы (далее МЭИС). Учитывая, что наличие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды является необходимым условием для принятия решений в управлении природоохранной деятельностью и сохранении природных комплексов, в 1999 году было принято Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга, что явилось продолжением инициатив в области информационного сотрудничества СНГ11. Немаловажным шагом в осуществлении информационного сотрудничества явилось принятие Декларации принципов «Построение информационного общества -глобальная задача в новом тысячелетии» в г. Женева, 10-12 декабря 2003 года 12. В нем подчеркивается, что право человека на свободу своего понимания и самовыражения, включает в себя право искать и получать информацию13.

Хорошим примером информационной коллаборации выступает Соглашение о сотрудничестве в формировании и обмене информационными ресурсами и в создании и развитии информационных систем государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере мирного использования атомной энергии 14 В плане интеграции информационных ресурсов ведется работа и на мировом уровне, примером чего явилось решение восьмой конференции министров «Окружающая среда для Европы» Батуми, Грузия, 8-10 июня 2016 года), на которой было предложено осуществлять надзор за подготовкой окончательного обзорного доклада о создании

9 Экологический кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-У1ЗРК. // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400 (дата обращения 27.07.2022)

10 Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 августа 1999 года N1104 «Обутверждении Соглашения об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды». https://adilet.zan.kz/ rus/docs/P990001104 /links (дата обращения 26.08.2022)

11 Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга от 13 января 1999 года. https://online.zakon.kz/ Document/?docid=30264910&showdi=1 (дата обращения 29.08.2022)

12 Декларация принципов от 10-12 декабря 2003 года «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» https://online.zakon.kz/Document/?docid=30264910&showdi=1 (дата обращения 6.09.2022)

13 Декларация Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. https://w>w>w>. un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml (дата обращения 07.09.2022)

14 Соглашение от 14 сентября 2007 года «О сотрудничестве в формировании и обмене информационными ресурсами и в создании и развитии информационных систем государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере мирного использования атомной энергии». https://online.zakon.kz/Document/?docid=31465391 (дата обращения 10.09.2022)

Н

X

ы А

О X

о

Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

"О А

П.

7

CL

< Z

CL

О

е

X

о

m О

сп <

< СП

ь

-Q

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

Общей системы экологической информации в Европе и Центральной Азии 15 по 10 экологическим тематическим областям и 49 показателям ЕЭК 16 . Данная система позволяет оценить результаты экологической деятельности государств, определить их потребности в ресурсах для регулярных мониторинга и оценки окружающей среды. Она представляет собой набор принципов, реализуемых в форме распределенной системы экологической информации, соединение и интеграция которой с другими системами осуществляются с помощью современных технологий. Ее содержание определяют три основных компонента, как контент, инфраструктура и сотрудничество. Полагаем, что контент, то есть по каким областям следует наполнять информационно данную систему вопрос важный, и затрагивает интересы каждой страны. В настоящее время система включает 22 потока данных, лежащих в основе 49 основных экологических показателей ЕЭК и охватывающих десяти экологических тем. Среди тем можно назвать загрязнение воздуха и истощение озонового слоя, изменение климата, вода, биологическое разнообразие, земля, почва, транспорт, сельское хозяйство, отходы, энергетика17. Под инфраструктурой понимается современное информационно-техническое решение, основанное на эффективных веб- и иных технологиях. Она должна обеспечить легкодоступность большого круга потоков экологической информации и данных с той целью, чтобы к ним могли получить доступ пользователи, включая экспертов, которые могут анализировать эту информацию и обмениваться ею с целью дальнейшего использования. Под сотрудничеством взаимодействие на национальном и международном уровнях структур, которые обеспечивают функционирование все системы экологической информации. Этот основной компонент охватывает такие вопросы, как разработка или изменение нормативно-правовой базы, а также соглашений и протоколов по вопросам политики в отношении данных для создания возможностей

обмена ими, сотрудничества по ним и их координации при одновременном обеспечении усиления доверия и уверенности в отношениях между различными поставщиками данных и между ними и пользователями. В этой части, изучение норм действующего ЭК РК и проекта Правил организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов18 показало, что формы, методы и принципы информационного сотрудничества, обмена информации на уровне международной коллаборации не прописаны должным образом, что следует взять на вооружение.

Заключение

В международных договорах и соглашениях по экологической тематике не нашли отражение вопросы открытого доступа к информации, не в полной мере урегулированы вопросы форм и направлений взаимодействия, обеспечения информационной безопасности участников международного эколого-правового сотрудничества. В 2021 году была запланирована подготовка окончательного доклада, но «добиться полномасштабного участия в подготовке доклада всех стран общеевропейского региона не удалось»19. В целях выполнения данных обязательств нашей стране следует разработать национальную стратегию в этой сфере. Предлагаем раздел 22 ЭК РК, посвященный вопросам международного сотрудничества в области охраны окружающей среды дополнить отдельной статьей по вопросам международного информационного сотрудничества в рассматриваемой сфере, в которой следует прописать приоритеты, уровни сотрудничества, принципы участия Казахстана в формировании сведений в Общую систему экологической информации. В содержание Правил организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов следует включить механизмы, формы и объемы обмена эколо-

15 BocbMan mH^tepeH^n MUHUcmpoB «OKpywaw^an cpeda dnn EBponu», EamyMU, rpy3un 8-10 urnHn 2016 года. https://unece. org/DAM/env/documents/2016/ece/ece.batumi.conf.2016.1.r.pdf (dama oöpa^eHun: 10.09.2022).

16 Guidelines for the Application of Environmental Indicators. https://unece.org/guidelines-application-environmental-indicators. (dama oöpa^eHun: 11.09.2022).

17 npoeKm nocmaHoBneHun npaBumenbcmBa Pecny6nuKu Ka3axcmaH om 15 OKmnöpn 2021 годa. «06 ymBepwdemu npaBun opгaнизaции u fyyH^uompoBaHun EduHOü гoсудapсmвeннoü cucmeMU MOHumopuHza OKpywaw^eü cpedu u npupodHUx pe-cypcoB». https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=12204612 (dama o6pa^emn 11.09.2022)

18 PerneHue CoBema гnaв npaBumenbcmB CodpywecmBa He3aBucuMUx rocydapcmB om 25 OKmn6pn 2019 гoдa. «0 Cmpameauu o6ecneueHun mj>opMa^omoü 6e3onacHocmu гocyдapcmв -yuacmHuKoB He3aBucuMux rocydapcmB». https://continent-online. com/Document/?doc_id=33170038#pos=1;-25 (dama o6pa^emn 13.09.2022)

19 npoeKm nocmaHoBneHun npaBumenbcmBa Pecny6nuKu Ka3axcmaH om 15 oKmn6pn 2021 гoдa. «06 ymBepwdemu npaBun opгaнuзaцuu u fyyH^uompoBaHun EduHoü гocyдapcmвeннoü cucmeMU MoHumopuHza oKpywaw^eü cpedu u npupodHux pe-cypcoB». https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=12204612 (dama o6pa^emn 11.09.2022)

гической информацией на международном ресурсов». В 2019 году страны СНГ приня-

уровне, доступа к ней конкретного перечня ли свою Стратегию обеспечения информа-

заинтересованных организаций и иных лиц, ционной безопасности государств, что было

формы интеграции данных информацион- закономерным шагом 20, что требует взять за

ной системы «Национальный банк данных о основу и развить в нормах действующего за-

состоянии окружающей среды и природных конодательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянова Л.А. Международные обязательства Республики Казахстан в сфере экологии (аналитический обзор) [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=39380114&pos=6;-106#pos=6;-106&sdoc_params=text%3D%25D0%259 C%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B4%25D1%2583%25D0%25BD% (дата обращения: 15.09.2022).

2. Ережепкызы Р. Правовое регулирование доступа общественности к экологической информации (сравнительный анализ национального и зарубежного законодательства). диссертация на соискание ученой степени доктора философии (PhD), Алматы. 2018. - 149 с.

3. Bekezhanov D., Rzabay A., Nesipbaev O., Kopbassarova F., Halibiyati H. Legal Significance of Digitalization of Environmental Information in Ensuring Environmental Safety. //Journal of Environmental Management and Tourism. - 2022.- 13(3) - P. 656-664.

4. Дулатова Н.В. Цифровизация и эколого-экономическая безопасность [Электронный ресурс]. URL: // https://cyberleninkaruhttps://www.bundestag.de/resource (дата обращения: 14.08.2022).

5. Tina Ringenson, Mattias Hojer, Anna Kramers and Anna Viggedal) Digitalization and Environmental Aims in Municipalities Leider gibt es die von Ihnen aufgerufene Seite nicht. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundestag.de/resource (дата обращения: 14.08.2022).

6. Лунева Е.В. Международное сотрудничество в области рационального природопользования //Журнал Актуальные проблемы российского права. - 2021. - №16 (7) - С. 192-203.

7. Рзабай А.И. Казахстан Республикасыныц экологиялыц цщыгыныц халыцаралыц цай-нар квздерi: 6D030100-К¥Цыцтану философия докторы (PhD) дэрежест алу ymw дайын-далган диссертация. - Талдыцорган. 2020. - 149 б.

REFERENCES

20 Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 25 октября 2019 года. «О Стратегии обеспечения информационной безопасности государств - участников Независимых Государств». https://continent-online. com/Document/?docid=33170038#pos=1:-25 (дата обращения 13.09.2022)

Н

X

1. Emel'janova L.A. Mezhdunarodnye objazatel'stva Respubliki Kazahstan v sfere jekologii y (analiticheskij obzor) [Jelektronnyj resurs] URL: https://online.zakon.kz/Document/7doc_ A id=39380114&pos=6;-106#pos=6;-106&sdoc_params=text%3D%25D0%259C%25D0%25B5 g %25D0%25B6%25D0%25B4%25D1%2583%25D0%25BD% (data obrashhenija: 15.09.2022). g

2. Erezhepkyzy R. Pravovoe regulirovanie dostupa obshhestvennosti k jekologicheskoj o informacii (sravnitel'nyj analiz nacional'nogo i zarubezhnogo zakonodatel'stva). dissertacija na q soiskanie uchenoj stepeni doktora filosofii (PhD), Almaty. 2018. - 149 s.

3. Bekezhanov D., Rzabay A., Nesipbaev O., Kopbassarova F., Halibiyati H. Legal Significance q of Digitalization of Environmental Information in Ensuring Environmental Safety. //Journal of > Environmental Management and Tourism. - 2022.- 13(3) - P. 656-664. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dulatova N.V. Cifrovizacija i jekologo-jekonomicheskaja bezopasnost' [Jelektronnyj > resurs]. URL: // https://cyberleninka.ruhttps://www.bundestag.de/resource (data obrashhenija: > 14.08.2022). >

5. Tina Ringenson, Mattias Höjer, Anna Kramers and Anna Viggedal) Digitalization and g Environmental Aims in Municipalities Leider gibt es die von Ihnen aufgerufene Seite nicht. § [Jelektronnyjresurs]. URL: https://www.bundestag.de/resource (dataobrashhenija: 14.08.2022). 1

6. LunevaE.V. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti racional'nogoprirodopol'zovanija è // Zhurnal Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2021. - №16 (7) - S. 192-203.

7. RzabajA.I. Kazaystan Respublikasynyц jekologijalyy ^Y^ysynyH halyyaralyy yajnar kezderi: > 6D030100-Kyyyytanu filosofija doktory (PhD) darezhesin alu Yshin dajyndalsan dissertacija. -Taldyyorsan. 2020. - 149 b. 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.