Научная статья на тему 'Экологическая функция государства'

Экологическая функция государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
616
123
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая охрана окружающей среды / государство / внутренние и внешние функции государства / legal protection of the environment / state / internal and external functions of the state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Викторовна Кукушкина

В связи с весьма сложной экологической обстановкой экологическая функция государства приобретает приоритетное значение по сравнению с другими функциями. В юридической науке большинство ученых под функциями понимают направления (и стороны) деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение в обществе. Экологическая функция государства направлена на бережное отношение к природе, охрану природных ресурсов и окружающей среды, борьбу с экологическим правонарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.17223/22253513/50/6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological function of the state

In view of the very complex environmental situation, the environmental function of the state acquires priority importance. The state is a sovereign organisation of special political power, externally expressed in the apparatus of governance and coercion. It is the central element (subject) of the political system. In philosophical literature, function is understood as the role that a social institution performs in relation to the needs of a social system of a higher level of organisation or the interests of its constituent classes, social groups and individuals, as well as the dependence observed between various social phenomena and processes within a given social system. The main purpose of the environmental function of the state is to ensure a scientifically sound correlation between the environmental and economic interests of society, to create the necessary guarantees for the implementation and protection of human rights to a clean, healthy and favourable environment, proclaimed by the Constitution of the Russian Federation. The solution of this task is achieved in the process of interaction between society and nature in three forms: nature management, environmental protection and ensuring environmental safety. Environmental law is an important component of the state's environmental function; the older environmental law is closely related to it. In advanced countries, the process of incorporating environmental requirements into the provisions of traditional as well as complex branches of law (and legislation) is yielding tangible results. It is observed in criminal, administrative, financial, business and transport law. All three named components form a large-scale branch or even a super-branch of environmental law. Domestic scientists note the need to start improving and harmonising the system of environmental political and legal acts. Two directions of such improvement are proposed: adoption of separate laws on state policy in a particular sphere or inclusion of chapters directly regulating and defining state policy in the text of separate complex laws. It seems possible to adopt a separate federal law on environmental policy, fixing the main long-term guidelines for the development of legal regulation in the field of environmental protection, nature management and environmental safety. The ecological function of the state is aimed at careful attitude to nature, protection of natural resources and the environment, fight against environmental offences.

Текст научной работы на тему «Экологическая функция государства»

Вестник Томского государственного университета. Право. 2023. № 50. С. 76-88 Tomsk State University Journal of Law. 2023. 50. рр. 76-88

Научная статья

УДК 340.1; 342.4

doi: 10.17223/22253513/50/6

Экологическая функция государства Анна Викторовна Кукушкина1

1 Московский государственный институт международных отношений МИД России, Москва, Россия, a.kukushkina@inno.mgimo.ru

Аннотация. В связи с весьма сложной экологической обстановкой экологическая функция государства приобретает приоритетное значение по сравнению с другими функциями. В юридической науке большинство ученых под функциями понимают направления (и стороны) деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение в обществе. Экологическая функция государства направлена на бережное отношение к природе, охрану природных ресурсов и окружающей среды, борьбу с экологическим правонарушениями.

Ключевые слова: правовая охрана окружающей среды, государство, внутренние и внешние функции государства

Для цитирования: Кукушкина А.В. Экологическая функция государства // Вестник Томского государственного университета. Право. 2023. № 50. С. 76-88. doi: 10.17223/22253513/50/6

Original article

doi: 10.17223/22253513/50/6

Ecological function of the state

Anna V. Kukushkina1

1 Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation, a.kukushkina@inno.mgimo.ru

Abstract. In view of the very complex environmental situation, the environmental function of the state acquires priority importance.

The state is a sovereign organisation of special political power, externally expressed in the apparatus of governance and coercion. It is the central element (subject) of the political system.

In philosophical literature, function is understood as the role that a social institution performs in relation to the needs of a social system of a higher level of organisation or the interests of its constituent classes, social groups and individuals, as well as the dependence observed between various social phenomena and processes within a given social system.

The main purpose of the environmental function of the state is to ensure a scientifically sound correlation between the environmental and economic interests of society, to create the necessary guarantees for the implementation and protection of human rights to a clean, healthy and favourable environment, proclaimed by the Constitution

© А.В. Кукушкина, 2023

of the Russian Federation. The solution of this task is achieved in the process of interaction between society and nature in three forms: nature management, environmental protection and ensuring environmental safety.

Environmental law is an important component of the state's environmental function; the older environmental law is closely related to it. In advanced countries, the process of incorporating environmental requirements into the provisions of traditional as well as complex branches of law (and legislation) is yielding tangible results. It is observed in criminal, administrative, financial, business and transport law. All three named components form a large-scale branch or even a super-branch of environmental law.

Domestic scientists note the need to start improving and harmonising the system of environmental political and legal acts. Two directions of such improvement are proposed: adoption of separate laws on state policy in a particular sphere or inclusion of chapters directly regulating and defining state policy in the text of separate complex laws. It seems possible to adopt a separate federal law on environmental policy, fixing the main long-term guidelines for the development of legal regulation in the field of environmental protection, nature management and environmental safety.

The ecological function of the state is aimed at careful attitude to nature, protection of natural resources and the environment, fight against environmental offences.

Keywords: legal protection of the environment, state, internal and external functions of the state

For citation: Kukushkina, A.V. (2023) Ecological function of the state. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo - Tomsk State University Journal of Law. 50. рр. 76-88. (In Russian). doi: 10.17223/22253513/50/6

История показывает, что, к сожалению, не существует такого общества, которое гарантировало бы экологическую гармонию человека и окружающей среды. Экологические проблемы, которые так долго загоняли вглубь, вдруг всплыли на поверхность, и это проявляется не только на примере отдельных стран или регионов, но и в масштабе всей Земли.

Глобальность этих процессов обусловливает необходимость сотрудничества, принятия согласованных программ, для того чтобы предотвратить экологическую деградацию. На повестке дня стоит вопрос о разработке такой всеобщей и универсальной модели, которая позволила бы различным государствам достичь определенного уровня жизни, не разрушая при этом окружающую среду.

Задачей номер один будет разработка стратегии выживания. Ее центральным моментом является определенное самоограничение и рациональное использование ресурсов, включение сюда безотходных технологий. Невзирая на то, что решение этой проблемы не имело аналогов в истории, в настоящее время - это единственный путь для выживания человечества.

Несмотря на увеличение в настоящее время количества исследований, посвященных вопросам экологии, которое вызвано обострившейся экологической обстановкой не только в Российской Федерации, но и во всем мире, остается малоизученным правовой аспект решения экологических вопросов.

В связи с весьма сложной экологической обстановкой экологическая функция государства приобретает приоритетное значение.

Государство - это суверенная организация особой политической власти, внешне выраженная в аппарате управления и принуждения. Оно является центральным элементом (субъектом) политической системы.

В философской литературе под функцией понимается роль, которую социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов, а также зависимость, наблюдаемая между различными социальными явлениями и процессами в рамках данной общественной системы1.

Еще К. Маркс писал, что «различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» [1. С. 499].

В юридической науке большинство ученых под функциями понимают направления (и стороны) деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение в обществе [2. С. 191].

Так, Т.Н. Радько функции государства определяет как «основные направления деятельности государства, непосредственно выражающие сущность и его назначение. Функции государства объективно обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и других факторов и природой данного государства» [3. С. 166].

Одним из важнейших объективных критериев классификации функций служит та или иная сфера общественной жизни, которая подвергается влиянию со стороны государства. По этому основанию все его функции можно разграничить на экономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую и др. Они предметно раскрывают управленческую природу государства в обществе.

Функции государства - это относительно обособленные направления предметной позитивной деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, в которых отражается его сущность, социальное назначение, место и роль в обществе [4. С. 7].

Экологическую функцию государства можно определить как основные направления деятельности государства по охране окружающей среды, что включает в себя комплекс норм, касающихся природоохранительного и при-родоресурсного права и экологической безопасности, а также борьбу с экологическими правонарушениями и экологическими преступлениями.

Главное назначение экологической функции государства состоит в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную окружающую среду, провозглашенное Конституцией Российской Федерации Решение этой задачи достигается в процессе взаимодействия общества и природы в трех формах: природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 751.

Важным компонентом экологической функции государства является природоохранное право; в тесной взаимосвязи с ним находится более старшее по возрасту природоресурсное право. В передовых странах дает ощутимые результаты процесс внедрения экологических требований в положения традиционных, а также комплексных отраслей права (и законодательства). Оно наблюдается в уголовном, административном, финансовом, предпринимательском и транспортном праве. Все три названных компонента образуют масштабную отрасль или даже суперотрасль экологического права [5. С. 438].

Под природопользованием понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных и культурных интересов человека. Регулируя природопользование, государство стремится придать ему рациональный характер, что означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей среды [6. С. 5-6].

Охрана окружающей среды как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических цепей, многообразия растительного и животного мира во имя настоящего и будущего поколений.

Во внутреннем праве каждого государства имеются определенные правовые нормы, регламентирующие природоохранение и природопользование [7].

Основными актами на федеральном уровне, которые касаются вопросов обеспечения экологической безопасности, в настоящее время являются: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г.1); Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 30 ноября 2016 г.2); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (ред. от 28.09.2018) (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.3); Экологическая доктрина Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.4); Стратегия экологической безопасности Российской Фе-

1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

2 Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.

3 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

4 Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

дерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г.1); Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»2 и др.

Отечественными учеными отмечается потребность приступить к совершенствованию и гармонизации системы экологических политико-правовых актов. Предлагается два направления такого совершенствования: принятие отдельных законов относительно государственной политики в той или иной сфере или включение в текст отдельных комплексных законов глав, прямо регулирующих и определяющих государственную политику. Представляется возможным принять отдельный федеральный закон об экологической политике, закрепив основные долгосрочные ориентиры развития правового регулирования в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности [8].

Осуществление экологической безопасности состоит в осуществлении комплекса мер правового, организационного, эколого-экономического, материально-технического и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства со стороны природных объектов, загрязненных в результате длительной техногенной деятельности, аварий и катастроф природного и техногенного характера [6].

Учитывая, что деятельность государства направлена на решение как внутренних, так и внешних задач, можно говорить о внутренних и внешних функциях.

Экологическая функция государства направлена на бережное отношение к природе, охрану природных ресурсов и окружающей среды, борьбу с экологическими правонарушениями [4. С. 55].

Внешние функции государства - это направления позитивной деятельности государства по решению стоящих перед ним задач на международной арене. К ним относятся функции: обороны и защиты национальной безопасности страны, обеспечения мира и поддержания мирового порядка; сотрудничества с другими государствами.

Содержание функции обороны и защиты национальной безопасности страны выражается в охране суверенитета и территориальной целостности государства, поддержании достаточного уровня его обороноспособности, обеспечении экономической, политической и военной безопасности.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка направлена на предупреждение и устранение межгосударственных и межнациональных конфликтов; разоружение, сокращение и уничтожение ядерного, химического и иного оружия массового уничтожения, предотвращение войн.

1 Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.

2 Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Функция сотрудничества с другими государствами и различными формами интеграционных объединений (СНГ, ЕС и др.) включает установление и развитие дипломатических, экономических, политических, технических, культурных и иных связей и отношений между различными странами.

Функции государства могут быть постоянными и временными, основными и неосновными. Осуществляются они с помощью юридических (издание законов, их реализация) и неюридических средств, методов убеждения и принуждения [4. С. 56].

Большинство авторов, исследовавших данную проблему, признают экологическую функцию в качестве одной из основных функций государства. Однако нет единого мнения о времени возникновения данной функции. Одни ученые считают, что она возникла с победой Великой Октябрьской социалистической революции [9], другие - в начале 1960-х гг. [10. С. 21].

В 1980 г. В.В. Петровым в статье «Проблемы эколого-правовой терминологии» был использован термин «экологическая функция государства» [11].

Представляется, что следует согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что экологическая функция возникла с созданием нашего государства, ибо уже в первых законодательных актах были закреплены задачи защиты и охраны природы, получившие продолжение в последующем развитии советского и российского законодательства об охране природы, а в последующем - окружающей среды.

Учеными отмечается, что по историческим меркам экологическая функция новая, но значение ее в современном обществе и государстве возрастает. К началу XXI в. эта функция постоянная, требующая осуществления регулярных мер и затрат. Как и всякая функция государства, она имеет свой предмет, содержание, область деятельности, различные способы воздействия [12. С. 549].

В литературе обычно выделяют правотворческую, правоисполнитель-ную и правоохранительную формы осуществления функций государства (Н.Г. Александров, М.И. Байтин, И.С. Самощенко и др.). Другие авторы (С.С. Алексеев, А.В. Мицкевич) добавляют к этому ряду контрольно-надзорную, а В.М. Горшенев - и учредительную деятельность. В.Н. Карта-шов предлагает более развернутую классификацию. Так, в зависимости от характера преобразования общественных отношений ученый разграничивает правотворческую, правоприменительную, распорядительную и интерпретационную деятельность. В функциональном плане выделяет учредительную, контрольную, правоконкретизирующую, правосистематизирую-щую и координационную разновидности деятельности, осуществление которых возможно с помощью правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов. Причем каждый из отмеченных типов юридической деятельности состоит из определенных видов и подвидов, которые выделяются по самым различным крите-

риям (целям, субъектам, сфере осуществления и т.д.). Предложенная типология имеет существенную практическую ценность при рассмотрении путей формирования правового государства и реализации им экологической и других внутренних и внешних функций [13. С. 23].

Одной из функций права как инструмента управления обществом является экологическая функция. Она осуществляется наряду с традиционными политическими, экономическими и культурно-воспитательными функциями. Ее цель состоит в обеспечении качества окружающей среды в условиях современного развития общества средствами правового регулирования и достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических потребностей во взаимодействии общества и природы. Особенности экологической функции обусловлены спецификой предмета правового регулирования, т.е. сферы взаимодействия общества и природы как особой сферы общественных отношений. Экологическая функция по своей форме относится к системе права, а по содержанию - к системе экологии.

Отдельные аспекты экологической функции государства, касающиеся ее понятия, содержания, конституционных основ, правовых и организационных форм реализации, деятельности государственной власти, нашли свое отражение в работах О.С. Колбасова [14], Н.Д. Вершило [15], М.И. Васильевой [16], В.В. Петрова [17] и др.

В современном мире у этой функции появился также внешний аспект. В настоящее время необходима новая экологическая политика, которая смогла бы учесть не только внутренние интересы государства, но и интересы соседних государств.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением1.

Положения, предусмотренные ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации (земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории), а также ст. 2 и 18 в контексте ст. 42 Конституции Российской Федерации (устанавливающие в совокупности, что права человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, являются высшей ценностью, непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием) закрепляют не только экологическую функцию государства, но и предопределяют ее содержание. Речь

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

идет о том, что государство в рамках экологической функции осуществляет деятельность по таким обусловленным общественными экологическими интересами направлениям, как распоряжение в интересах общества природными ресурсами, находящимися в государственной собственности; обеспечение рационального использования природных ресурсов; охрана окружающей среды; соблюдение, охрана и защита экологических прав и законных интересов человека и гражданина [18. С. 11-12].

Возникающие в процессе юрисдикционной деятельности судебных органов по применению экологического законодательства трудности нередко обусловлены особенностями эколого-правового регулирования [19].

Еще в январе 1990 г. в Москве состоялся Глобальный форум по защите окружающей среды и развитию в целях выживания, на котором были предложены основы новой международной экологической политики1. Было предложено разработать международный кодекс экологической этики, тем самым государства, принявшие его, могли бы перейти к реальному сотрудничеству, более тесной взаимопомощи, от чего в итоге выиграло бы все международное сообщество.

Также было предложено разработать международно-правовой режим охраны уникальных природных зон, подобный режиму, сложившемуся в Антарктике, в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г.2 и Системой Договора3. Это позволит сохранить их в естественном, первозданном виде, практически без внесения в него антропогенных факторов, и иметь возможность сравнивать органичное развитие данного природного региона с другими.

Помимо этого, необходимо осуществлять сотрудничество в области обмена экологически чистыми технологиями. Создав режим наибольшего благоприятствования по взаимному обмену технологиями, государства перестали бы загрязнять отходами производства не только свою территорию, но и территории соседних государств. А режим международного экологического контроля мог бы помочь не только взаимному доверию, но и четкой проверке тех экологических параметров, по которым возникли вопросы.

Можно было бы подумать о создании международного механизма мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды. Следовало бы ввести более жесткую экономическую ответственность за экологические преступления. Также нужно установить значительно более низкие пределы допустимых выбросов, особенно в нашей стране; а предприятие, нанесшее ущерб окружающей среде, должно не только в полной мере нести установленную законом ответственность, но и проводить комплекс восстановительных мероприятий. При этом предприятия, причинившие невосполнимый ущерб окружающей среде, следует закрывать либо перепрофилировать.

1 См.: Правда. 1990. 21 января.

2 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/antarctic.pdf

3 Международное право : учебник / под ред. проф. Ю.М. Колосова, проф. Э.С. Крив-чиковой. М. : Междунар. отношения, 2005.

Для создания международного механизма защиты окружающей среды, необходимо создание крупных структур, которые потребуют много средств. Одним из серьезных источников финансирования может стать разоружение. Средства, высвобождающиеся при демилитаризации, можно направить на восстановление и охрану окружающей среды. Было бы актуально включать в такие соглашения разделы, которые будут предусматривать осуществление совместных международных программ в вопросах охраны окружающей среды за счет высвобождаемых от разоружения ресурсов.

Представляется, что также необходимо создать экологический банк, как государственно-коммерческий. Во многих государствах такие банки уже созданы. Они выполняют не только финансовые операции, но и направляют средства на охрану окружающей среды (примером является деятельность Всемирного банка1). Такой банк мог бы финансировать как внутригосударственные, так и международные программы.

И, наконец, сокращение военной деятельности позволит не только снизить военную угрозу, но и обеспечить охрану окружающей среды, направить материальные средства на реализацию экологических программ.

Отметим, что разрушительное воздействие военной деятельности на окружающую среду идет по нескольким направлениям. Испытания атомного оружия в начале 1960-х гг. привели к устойчивому радиационному загрязнению на всей поверхности Земли. Разработка, производство, испытания и хранение как обычного оружия, так и оружия массового уничтожения представляют серьезную опасность для флоры и фауны. Маневры, передвижения военной техники уничтожают поверхностный слой земли, отравляют атмосферу и т.д.

Основной функцией современного оружия является разрушение, уничтожение не только окружающей среды, но и причинение ущерба человеку самыми изощренными и эффективными технологическими средствами. Сам процесс военного производства весьма опасен как для людей, занятых в нем, так и для населения и природы тех районов, где размещается это производство.

Следует отметить, что до недавнего времени экологические последствия гонки вооружений практически игнорировались. Да и сама проблема охраны окружающей среды не вырисовывалась до начала 1970-х гг. Лишь сейчас вопросы охраны окружающей среды, экологической безопасности и устойчивого развития получают активное развитие.

Еще 11 мая 1971 г. Генеральному Секретарю ООН было вручено Обращение 2 200 ученых, представителей 23 стран, адресованное «трем с половиной миллиардам соседей по планете Земля». Его авторы предупредили о серьезной опасности, грозящей человечеству. Принимая это Обращение, Генеральный Секретарь ООН заявил: «Я убежден, что человечество, наконец, осознало, что на Земле и вокруг нее существует хрупкое равновесие физических и биологических явлений, которое нельзя безрассудно нарушать в

1 World Bank and Environment.

ходе нашего все ускоряющегося технического прогресса»1. Важной мерой является принятие Конвенции 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду , запрещающей всякие действия, ведущие к нарушению экологического баланса, а также процессов, происходящих в недрах Земли, морях, океанах, атмосфере и космическом пространстве3.

Термин «средства воздействия на природную среду» стал употребляться относительно недавно. Многие исследователи относят подобные средства к «новым видам вооружений» [20]. В зависимости от способов воздействия и последствий, которые они вызывают, подобные средства можно подразделить на тактические и глобальные. Естественно, наиболее опасными и пагубными являются средства воздействия, наносящие ущерб глобального характера, которые, по сути дела, мало чем отличаются от средств массового уничтожения [21. С. 29].

Ядерное разоружение является важнейшей составной частью права разоружения, которое находится в процессе формирования в современном международном праве. Существует целая система международных договоров в области разоружения и разрабатываются все новые. В них содержатся как конкретные нормы, так и общие положения, раскрывающие принцип разоружения.

2 июня 2020 г. принят Указ Президента РФ № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдержива-ния»4. В Указе отмечается, что «гарантированное сдерживание потенциального противника от агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников относится к числу высших государственных приоритетов. Сдерживание агрессии обеспечивается всей совокупностью военной мощи Российской Федерации, включая ядерное оружие.

Государственная политика в области ядерного сдерживания носит оборонительный характер, направлена на поддержание потенциала ядерных сил на уровне, достаточном для обеспечения ядерного сдерживания, и гарантирует защиту суверенитета и территориальной целостности государства, сдерживание потенциального противника от агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников, а в случае возникновения военного конфликта - недопущение эскалации военных действий и их прекращение на приемлемых для Российской Федерации и (или) ее союзников условиях»5.

1 Гигиена и санитария. 1972. № 6. С. 3-4.

2 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV. М., 1980. С. 437-440.

3 Там же.

4 Указ Президента РФ от 2 июня 2020 г. № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 23. Ст. 3623.

5 Пункты 2, 4 Указа Президента РФ от 2 июня 2020 г. № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

«Ядерное сдерживание осуществляется непрерывно в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, вплоть до начала применения ядерного оружия»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо разработать специальные международно-правовые принципы и нормы, предусматривающие: неприменение силы с одновременным запрещением применения ядерного оружия, дальнейшее утверждение и развитие в международном праве принципа ядерного разоружения, разработку частичных мер ядерного разоружения с учетом того, что задача полного устранения ядерного оружия пока не решена.

С юридической точки зрения охрана окружающей среды представляет собой правовую регламентацию, осуществляемую государством и выражающуюся в издании соответствующих законов, правил, инструкций и других административных актов, а также надзоре за соблюдением этих норм и наложении соответствующих санкций за их нарушение.

Также происходит становление и развитие принципов и норм международной ответственности за вредные последствия при правомерной деятельности государств, существо которой вытекает из общепризнанного принципа международного права, гласящего, что осуществление территориального верховенства государством или осуществление им своих прав за пределами национальной юрисдикции или контроля не должно наносить ущерба другим странам путем действий, хотя и правомерных, но которые могут иметь вредные последствия для других государств или поставить под угрозу их безопасность, то есть иметь вредные последствия такого же характера, что и последствия неправомерных действий. Постоянно усиливающаяся потребность регулирования международной ответственности в случае наступления вредных последствий таких действий обусловливает необходимость определения основных принципов в этом институте международного права и их формулирования в виде правовых норм [21. С. 29].

Список источников

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 23. М. : Госполитиздат, 1960. 907 с.

2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1979. 302 с.

3. Радько Т.Н. Теория государства и права : учеб. пособие. М. : Проспект, 2022. 173 с.

4. Карташов В.Н. Теория государства и права. Ярославль : ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2018. 270 с.

5. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. М. : Городец, 2012. 498 с.

6. Экологическое право Российской Федерации : курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М. : МНЭПУ, 1999. 457 с.

7. Колбасов О.С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) // Государство и право. 2022. № 2. С. 227-234.

8. Краснова И.О. Политико-правовые акты в регулировании экологических отношений // Экологическое право. 2018. № 4. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

1 Пункт 11 Указа Президента РФ от 2 июня 2020 г. № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

9. Макаревич Н.С. Некоторые характерные черты функции охраны окружающей среды социалистического государства // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1983. С. 101-111.

10. Колбасов О.С. Проблемы охраны окружающей среды в новой конституции СССР // Советское государство и право. 1978. № 5. С. 21-29.

11. Петров В.В. Проблемы эколого-правовой терминологии // Правовые проблемы экологии. Сборник научно-аналитических обзоров советской и зарубежной литературы. М. : Изд-во ИНИОН АН СССР, 1980. С. 101-133.

12. Сиваков Д.О. Экологическая функция государства и ее финансовые рычаги: сравнительно-правовой анализ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 3. С. 549-554.

13. Карташов В.Н. Правовые формы осуществления экономической функции государства // Построение правового государства: вопросы теории и практики. 1990. С. 23-25.

14. Колбасов О.С. Экология: политика - право. Правовая охрана природы в СССР. М.: Наука, 1976. 230 с.

15. Вершило Н.Д. Экологическая функция Российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. 2005. № 4. С. 11-14.

16. Васильева А.К. К вопросу о внешних функциях социалистического государства. // Советское государство и право. 1958. № 6. С. 53-54.

17. Петров В.В. Экологическая функция права // Советское государство и право. 1982. № 5. С. 19-25.

18. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства: теория и практика реализации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 56. с.

19. Хабриева Т.Я., Лазарев В.В., Габов А.В. и др. Судебная практика в современной правовой системе России / под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М. : ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2020. 432 с. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

20. Васильев В., Писарев В., Хозин Г. Экология и международные отношения. М. : Междунар. отношения, 1978. 237 с.

21. Иойрыш А.И. Научно-технический прогресс и новые проблемы права. М. : Меж-дунар. отношения, 1981. 167 с.

References

1. Marx, K. & Engels, F. (1960) Sochineniya [Works]. 2nd ed. Vol. 23. Translated from German. Moscow: Gospolitizdat.

2. Baytin, M.I. (1979) Sushchnost' i osnovnye funktsii sotsialisticheskogo gosudarstva [The essence and main functions of a socialist state]. Saratov: Saratov State University.

3. Radko, T.N. (2022) Teoriya gosudarstva iprava [Theory of State and Law]. Moscow: Prospekt.

4. Kartashov, V.N. (2018) Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Yaroslavl: Yaroslavl State University.

5. Golichenkov, A.K. (2012) EkologicheskoepravoRossii: slovar'yuridicheskikh terminov [Environmental Law of Russia: A Dictionary of Legal Terms]. Moscow: Gorodets.

6. Vinokurov, Yu.E. (ed.) (1999) Ekologicheskoe pravo Rossiyskoy Federatsii [Environmental Law of the Russian Federation]. 2nd ed. Moscow: MNEPU.

7. Kolbasov, O.S. (2022) Kontseptsiya ekologicheskoy bezopasnosti (yuridicheskiy aspekt) [The concept of environmental safety (a legal aspect)]. Gosudarstvo ipravo. 2. pp. 227-234.

8. Krasnova, I.O. (2018) Politiko-pravovye akty v regulirovanii ekologicheskikh otnosheniy [Political and legal acts in the regulation of environmental relations]. Ekologicheskoe pravo. 4. [Online] Available from: SPS Konsul'tantPlyus.

9. Makarevich, N.S. (1983) Nekotorye kharakternye cherty funktsii okhrany okruzhayushchey sredy sotsialisticheskogo gosudarstva [Some characteristic features of the environmental protection function of a socialist state]. In: Kulapov, V.L. & Borisov, V.V. (eds) Voprosy teorii gosudarstva i prava [Questions of the Theory of State and Law]. Saratov: SGAP. pp. 101-111.

10. Kolbasov, O.S. (1978) Problemy okhrany okruzhayushchey sredy v novoy konstitutsii SSSR [Problems of environmental protection in the new Constitution of the USSR]. Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 5. pp. 21-29.

11. Petrov, V.V. (1980) Problemy ekologo-pravovoy terminologii [Problems of environmental and legal terminology]. In: Lisitsyn, E.N. (ed.) Pravovye problemy ekologii. Sbornik nauchno-analiticheskikh obzorov sovetskoy i zarubezhnoy literatury [Legal Problems of Ecology. Collection of Scientific and Analytical Reviews of Soviet and Foreign Literature]. Moscow: USSR AS. pp. 101-133.

12. Sivakov, D.O. (2014) Ekologicheskaya funktsiya gosudarstva i ee finansovye rychagi: sravnitel'no-pravovoy analiz [Ecological function of the state and its financial levers: A comparative legal analysis]. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 3. pp. 549-554.

13. Kartashov, V.N. (1990) Pravovye formy osushchestvleniya ekonomicheskoy funktsii gosudarstva [Legal forms of implementation of the state economic function]. In: Postroenie pravovogo gosudarstva: voprosy teorii i praktiki [Construction of a legal state: Questions of theory and practice]. [s.l.: s.n.]. pp. 23-25.

14. Kolbasov, O.S. (1976) Ekologiya: politika - pravo. Pravovaya okhrana prirody v SSSR [Ecology: Politics - Law. Legal Protection of Nature in the USSR]. Moscow: Nauka.

15. Vershilo, N.D. (2005) Ekologicheskaya funktsiya Rossiyskogo gosudarstva v kontekste ustoychivogo razvitiya [Ecological function of the Russian state in the context of sustainable development]. Ekologicheskoepravo. 4. pp. 11-14.

16. Vasilieva, A.K. (1958) K voprosu o vneshnikh funktsiyakh sotsialisticheskogo gosudarstva [On the question of the external functions of the socialist state]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 6. pp. 53-54.

17. Petrov, V.V. (1982) Ekologicheskaya funktsiya prava [Ecological function of law]. Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 5. pp. 19-25.

18. Gizzatullin, R.Kh. (2014) Ekologicheskaya funktsiya gosudarstva: teoriya i praktika re-alizatsii [Ecological function of the state: Theory and practice of implementation]. Abstract of Law Dr. Diss. Moscow.

19. Abrieva, T.Ya., Lazarev, V.V., Gabov, A.V. et al. (2020) Sudebnaya praktika v sovremen-noy pravovoy sisteme Rossii [Judicial Practice in the Modern Legal System of Russia]. Moscow: IZiSP, NORMA, INFRA-M.

20. Vasiliev, V., Pisarev, V. & Khozin, G. (1978) Ekologiya i mezhdunarodnye otnosheniya [Ecology and International Relations]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya.

21. Ioyrysh, A.I. (1981) Nauchno-tekhnicheskiyprogress i novyeproblemyprava [Scientific and Technological Progress and New Problems of Law]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya.

Информация об авторе:

Кукушкина А.В., доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Московского государственного института международных отношений МИД России (Москва, Россия). E-mail: a.kukushkina@inno.mgimo.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Kukushkina A.V., Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (Moscow, Russian Federation). E-mail: a.kukushkina@inno.mgimo.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.01.2023; одобрена после рецензирования 07.05.2023; принята к публикации 20.12.2023.

The article was submitted 25.01.2023; approved after reviewing 07.05.2023; accepted for publication 20.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.