Научная статья на тему 'Основные этапы становления экологической функции российского государства'

Основные этапы становления экологической функции российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3805
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД / ECOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ACTIVITY OF THE STATE / NATURE PROTECTION ACTIVITY / SOVIET PERIOD / PRE-REVOLUTIONARY PERIOD / MODERN PERIOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Александр Геннадьевич

Научной задачей, поставленной автором статьи и решаемой в ходе изложения исследуемой проблемы, явилось выделение основных этапов формирования и развития экологической функции Российского государства. Объявление 2017 г. в Российской Федерации годом экологии обусловило особое внимание государства к природоохранной деятельности, а также актуальность и своевременность предлагаемой научной статьи. Автор предлагает свой взгляд на периоды становления экологической функции, обозначает их хронологически, а также обосновывает предлагаемую авторскую классификацию периодов российского государства. Проанализировав деятельность Российского государства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, автор выделяет наиболее характерные черты каждого из предлагаемых периодов, предлагает общую характеристику данных особенностей. На основе анализа правового регулирования автор показывает различные научные подходы к наименованию экологической функции, отражает изменения в содержании данной функции. Выводы автора, изложенные в рамках данной научной статьи, могут быть использованы при преподавании учебных курсов: история государства и права, теория государства и права, экологическое право и ряда других отраслевых юридических дисциплин. Представленные выводы могут быть использованы в работе законодательных и правоприменительных органов. Изучение исторического опыта позволяет учитывать в будущем положительные моменты в развитии экологической функции государства и избежать негативные. Особый интерес научные выводы автора могут представлять для органов государственной власти, реализующих экологическую функцию государства, а также осуществляющих природоохранную деятельность. Представленные авторские выводы могут представлять интерес для выявления тенденций развития современной экологической функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES OF FORMATION OF ECOLOGICAL FUNCTION OF THE RUSSIAN STATE

The scientific task set by the author of article and the studied problem solved during statement, was the allocation of the main stages of formation and development of ecological function of the Russian state. The announcement of 2017 in the Russian Federation year of ecology caused special attention of the state to nature protection activity and also relevance and timeliness of the offered scientific article. The author offered the view of the periods of formation of ecological function, designated them chronologically and also proves the offered author's classification of the periods of the Russian state. Having analyzed activity of the Russian state in the field of environmental protection and use of natural resources, the author marked out the most characteristic features of each of the offered periods, offered a general characteristic of these features. On the basis of the analysis of legal regulation the author showed various scientific approaches to the name of ecological function, reflected changes in the content of this function. The author's conclusions stated within this scientific article can be useful for teaching training courses: history of state and law, theory of the state and right, ecological right and some other branch legal disciplines. The presented conclusions can be useful for work of legislative and law-enforcement bodies. Studying of historical experience allows to consider in the future the positive moments in development of ecological function of the state and to avoid negative. Scientific conclusions of the author can be of special interest for the public authorities which are realizing ecological function of the state and also carrying out nature protection activity. The presented author's conclusions can be of interest to identification of tendencies of development of modern ecological function of the state.

Текст научной работы на тему «Основные этапы становления экологической функции российского государства»

УДК 349.6 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-4-137-140

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

ПОПОВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: apopov_92@mail.ru

Научной задачей, поставленной автором статьи и решаемой в ходе изложения исследуемой проблемы, явилось выделение основных этапов формирования и развития экологической функции Российского государства. Объявление 2017 г. в Российской Федерации годом экологии обусловило особое внимание государства к природоохранной деятельности, а также актуальность и своевременность предлагаемой научной статьи. Автор предлагает свой взгляд на периоды становления экологической функции, обозначает их хронологически, а также обосновывает предлагаемую авторскую классификацию периодов российского государства. Проанализировав деятельность Российского государства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, автор выделяет наиболее характерные черты каждого из предлагаемых периодов, предлагает общую характеристику данных особенностей. На основе анализа правового регулирования автор показывает различные научные подходы к наименованию экологической функции, отражает изменения в содержании данной функции. Выводы автора, изложенные в рамках данной научной статьи, могут быть использованы при преподавании учебных курсов: история государства и права, теория государства и права, экологическое право и ряда других отраслевых юридических дисциплин. Представленные выводы могут быть использованы в работе законодательных и правоприменительных органов. Изучение исторического опыта позволяет учитывать в будущем положительные моменты в развитии экологической функции государства и избежать негативные. Особый интерес научные выводы автора могут представлять для органов государственной власти, реализующих экологическую функцию государства, а также осуществляющих природоохранную деятельность. Представленные авторские выводы могут представлять интерес для выявления тенденций развития современной экологической функции государства.

Ключевые слова: экологическая функция государства, охрана окружающей среды, деятельность государства, природоохранная деятельность, советский период, дореволюционный период, современный период

В юридической литературе не сложилось единого мнения к периодизации истории становления экологической функции российского государства. Так, М. М. Бринчук, опираясь на изучение развития правового регулирования природопользования и охраны природы в историческом аспекте, приходит к выводу, что «экологическая функция свойственна не только современному государству» [1].

Обобщив существующие подходы, мы приходим к выводу, что можно выделить 4 основных этапа в становлении экологической функции российского государства.

1 этап - до 1917 г. Многие ученые придерживаются позиции, что экологическая функция существовала на всех этапах, начиная с древнейших времен. Данного подхода придерживается, например, И. А. Кушнаренко, М. М. Бринчук и др. Рассматривая экологическую функцию российского

государства в историческом аспекте, В. П. Лукьян-цев охватывает период с X в. по XX в. [2]

Особенностями данного периода являются:

- отсутствие ярко выраженной экологической функции, поскольку охрана окружающей среды осуществлялась через защиту иных интересов (через защиту права собственности, экономические, военные и налоговые интересы);

- применение разумного природопользования, основанного на традициях, приметах, суевериях;

- отсутствие специальной нормативно-правовой базы и ее зарождение (прежде всего в рамках санитарного законодательства);

- проблема охраны окружающей среды не являлась острой проблемой, решение которой требовала незамедлительных действий государства.

A. G. POPOV

Вплоть до XX в. функция охраны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Она была второстепенной и несамостоятельной функцией.

Тем не менее уже в дореволюционный период возможно выделить правовую охрану природы.

Первыми правовыми актами в научной литературе называют такие источники, как «Русская правда» 1016 г., Судебник 1589 г., Соборное уложение 1649 г., поскольку в них предусматривались наказания за причинение вреда природным объектам. В последующем стали вводиться ограничения права собственности на природные объекты и права пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц [1, с. 65]. Появляются акты, регулирующие использование лесов и осуществление охоты на особо ценных животных.

Правовые акты, в которых прослеживается природоохранный аспект, появляются в XIX в. (например, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.)

2 этап - 1917-1969 гг. Ряд ученых придерживается позиции, что экологическая функция возникла только в советский период. Так, В. В. Петров полагал, что экологическая функция возникла в первые годы Советской власти, когда в соответствии с ленинскими декретами государство проводило первые природоохранительные мероприятия [3].

Данный период характеризуется такими особенностями, как:

- экологическая функция развивалась как природоохранная;

- господствующим являлся природно-ресурсный подход (регулирование природопользования и охраны природы осуществлялась применительно к отдельным природным ресурсам);

- природные ресурсы находились в исключительной собственности государства;

- проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период как санитарная, а не экологическая;

- в основе взаимоотношений человека и окружающей среды лежала концепция потребительского отношения к природе;

- правовое регулирование осуществлялось преимущественно через подзаконные акты, а не законы.

По мнению М. И. Байтина, «объективным фактором, решающим образом повлиявшим на изменение места и роли природоохранительной деятельности государства в системе его функций, явилось развитие научно-технической революции, которая неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь,

вызывает негативные последствия в экологических системах» [4].

По мнению Н. Д. Вершило, «кризисное состояние окружающей среды в нашей стране явилось следствием целого ряда причин объективного характера». К данным причинам ученый относил:

1) развитие мирового производства без учета возможных природоразрушительных последствий;

2) особенностями командно-административной системы хозяйствования, в которой основное направление развития было ориентировано на увеличение объемов производства любой ценой, в том числе и за счет ухудшения состояния окружающей среды;

3) гонка вооружений и вовлеченность в вооруженные конфликты, что наносило прямой ущерб окружающей среде, но и отражалось на эксплуатации природных ресурсов, поскольку восстановление народного хозяйства требовали дополнительных материальных ресурсов;

4) общий низкий технический уровень производства [5].

3 этап - 1970-1991 гг. По мнению ряда авторов, экологическая функция возникает лишь в 70-е гг. XX в.

Особенностями данного периода являются:

- выделение в качестве самостоятельной функции «функции охраны природы»;

- появление термина «экологическая функция государства» (в науке считается, что термин предложен в 1980 г. В. В. Петровым);

- появление общественной потребности в необходимости охраны природы от негативного воздействия, сохранения и восстановления ее благоприятного состояния;

- формирование правовой основы для осуществления природоохранной функции как самостоятельной функции государства

С 70-х гг. XX в. появляется общественная потребность в выделении новой функции - функции охраны природы. Первоначально она носила название «охрана природы», либо «охрана окружающей природной среды». Так, Ю. И. Тютекин предлагал именовать данную функцию государства функцией по руководству рациональным природопользованием: «Было бы правильнее, на наш взгляд, именовать природоохранительную функцию функцией Советского государства по руководству рациональным природопользованием» [6].

В. В. Петров отмечал, что «дискуссия о наличии особой природоохранительной функции государства была уместна до принятия Конституции СССР 1977 г. Анализ ее статей являлся достаточным основанием для вывода о том, что этот вид государственной деятельности обладает всеми признаками самостоятельной функции Советского

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

государства по организации рационального природопользования и охране окружающей среды». [7]

Основным фактором, по мнению В. В. Петрова, обусловившим необходимость выделения экологической функции в качестве самостоятельной, стало появление общественной потребности в благоприятной для жизни окружающей среде и в необходимости проведения государством деятельности по охране окружающей среды.

Первым нормативным правовым актом, закрепившим новое отношение к экологическим проблемам, можно считать Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР», в котором охрана природы признавалась основной задачей государства и делом всего народа.

Несомненную определяющую роль в провозглашении экологической функции государства в качестве самостоятельной и основной функции сыграла Конституция СССР 1977 г.

Сам термин «экологическая функция государства» начинает употребляться, начиная с 80-х гг. XX в., когда возрастает интерес к данному направлению государственной деятельности и обостряются экологические проблемы, требующие разрешения и вмешательства со стороны государства.

4 этап - 1991 г. - по н.в. Это современный период в развитии экологической функции. Начало периода обусловлено принятием Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», заложившим основы для современной экологической функции российского государства.

Данный этап характеризуется:

- формированием экологической функции государства как самостоятельной функции;

- ее реализация с учетом многообразия форм собственности на природные объекты;

- констатация кризисности окружающей среды и необходимость реализации мер по устранению кризисности;

- стремление к устранению пробельности и коллизионности в правовом регулировании;

- развитие международного сотрудничества в решении экологических проблем;

- научная ориентированность на концепцию устойчивого развития.

Начиная с 1991 г., а именно с Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», было принято значительное количество законодательных актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. Появились экологизированные нормы в различных нормативных правовых актах.

Данная правовая основа экологической функции была впоследствии модернизирована принятием ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Таким образом, в формировании экологический функции российского государства мы можем выделить 4 самостоятельных этапа, отличающихся своими характерными особенностями: 1 этап - до 1917 г., 2 этап - 1917-1969 гг., 3 этап - 1970-1991 гг., 4 этап - 1991 г. - по н.в.

Литература

1. Бринчук М. М. Экологическое право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 45.

2. Лукьянцев В. П. Экологическая функция российского государства в X - начале XX века // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2002. № 4. URL: http://www.kpress.ru/bh/2002/4/lukyantsev.asp

3. Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды: учебник / под ред. В. В. Петрова. М. : Юридическая литература, 1988. С. 22.

4. Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. С. 280.

5. Вершило Н. Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития / под ред. М. М. Бринчука. М.: Формула права, 2008. С. 132-133.

6. Тютекин Ю. И. Природа. Общество. Закон. Руководство рациональным природопользованием как функция Советского государства. Кишинев: ШТИИНЦА, 1976. С. 56.

7. Об охране природы в РСФСР: закон РСФСР (утратил силу) // ВВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 586.

References

1. Brinchuk M. M. Ekologicheskoye pravo [Environmental law]. 2-ye izd., pererab. i dop. M.: Yurist", 2003. S. 45.

2. Luk'yantsev V. P. Ekologicheskaya funktsiya rossijskogo gosudarstva v X - nachale XX veka [Ecological function of the Russian state in the X - the beginning of the XX centuries] // «Chernye dyry» v Rossijskom Zakonodatel'stve. 2002. № 4. URL: http://www.kpress.ru-/bh/2002/4/lukyantsev.asp

3. Prirodnoresursovoye pravo i pravovaya okhrana okruzhayushchej sredy: uchebnik [Environmental law and legal protection of the environment: textbook] / pod red. V. V. Petrova. M.: Yuridicheskaya literatura, 1988. S. 22.

4. Bajtin M. I. Sushchnost' i osnovnye funktsii sotsialisticheskogo gosudarstva [Essence and main functions of the socialist state]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta, 1979. S. 280.

5. Vershilo N. D. Ekologo-pravovye osnovy ustojchivogo razvitiya [Ecologic-legal bases of sustainable development] / pod red. M. M. Brinchuka. M.: Formula prava, 2008. S. 132-133.

6. Tyutekin Yu. I. Priroda. Obshchestvo. Zakon. Rukovodstvo ratsional'nym prirodopol'zovaniyem kak funktsiya Sovetskogo gosudarstva [Nature. Society. Law. Leadership in rational environmental management as function of the Soviet state]. Kishinev: ShTIINTsA, 1976. S. 56.

7. Ob okhrane prirody v RSFSR: zakon RSFSR (utratil silu) [About conservation in RSFSR: the law of RSFSR (became invalid)] // VVS RSFSR. 1960. № 40. St. 586.

A. G. POPOV

* * *

MAIN STAGES OF FORMATION OF ECOLOGICAL FUNCTION OF THE RUSSIAN STATE

POPOV ALEKSANDR GENNADYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: apopov_92@mail.ru

The scientific task set by the author of article and the studied problem solved during statement, was the allocation of the main stages of formation and development of ecological function of the Russian state. The announcement of 2017 in the Russian Federation year of ecology caused special attention of the state to nature protection activity and also relevance and timeliness of the offered scientific article. The author offered the view of the periods of formation of ecological function, designated them chronologically and also proves the offered author's classification of the periods of the Russian state. Having analyzed activity of the Russian state in the field of environmental protection and use of natural resources, the author marked out the most characteristic features of each of the offered periods, offered a general characteristic of these features. On the basis of the analysis of legal regulation the author showed various scientific approaches to the name of ecological function, reflected changes in the content of this function. The author's conclusions stated within this scientific article can be useful for teaching training courses: history of state and law, theory of the state and right, ecological right and some other branch legal disciplines. The presented conclusions can be useful for work of legislative and law-enforcement bodies. Studying of historical experience allows to consider in the future the positive moments in development of ecological function of the state and to avoid negative. Scientific conclusions of the author can be of special interest for the public authorities which are realizing ecological function of the state and also carrying out nature protection activity. The presented author's conclusions can be of interest to identification of tendencies of development of modern ecological function of the state.

Key words: ecological function of the state, environmental protection, activity of the state, nature protection activity, Soviet period, pre-revolutionary period, modern period

Об авторе:

Попов Александр Геннадьевич, аспирант кафедры теории и истории государства и права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина г. Тамбов, Российская Федерация

About the author:

Popov Aleksandr Gennadyevich, Post-graduate Student of the Theory and History of State and Law Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.