Научная статья на тему 'Экогуманистика как метанаучная доктрина согласования бытия природы и человека'

Экогуманистика как метанаучная доктрина согласования бытия природы и человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экогуманистика / экогуманитарный подход / экологическое сознание / экопоэзис / эко-идентичность / экогуманитарные технологии / the eco-humanities / the eco-human approach / environmental awareness / ecopoiesis / eco-identity / eco-human technologies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копытин А. И.

В статье обозначены контуры и основное содержание новой междисциплинарной области – экогуманистики, объединяющей в себе экологию и совокупность гуманитарных дисциплин. В качестве основного предмета экогуманистики выдвигается сущность человека в процессе его самопознания и в системе его отношений с окружающей средой, порождающих онтологически целостное образование «человек – жизненная среда». Дается характеристика экогуманитарного подхода как такого подхода к познанию человека, когда он рассматривается как разумная и осознающая себя часть единого предмета исследования «Природа – Человек», в котором и «Природа», и «Человек» составляют две подсистемы единого субъекта – экочеловечества. Проблема экологического сознания при этом определяется в качестве одной из ведущих в экогуманистике, особенно, в такой гуманитарной дисциплине, как экопсихология. В качестве конструктивной составляющей экогуманистики обозначаются экогуманитарные технологии – методы преобразования человека с его отношением к среде обитания, себе самому и своей экологической сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECO-HUMANITIES AS A METASCIENTIFIC DOCTRINE OF COORDINATING THE NATURAL AND THE HUMAN BEING

The article outlines the main content of a new interdisciplinary field of ecohumanities, combining ecology and the conglomerate of human sciences. The main subject of ecohumanities comprises the study of the nature of the human being in the process of self-knowledge, and its system of relations with the environment, thereby generating an ontological wholeness of the human being and the living environment. The characteristics of the eco-human approach are given as a pathway to the understanding the human being; when it is considered as a self-conscious part of the united subject of the study, «The Nature – The Human Being», in which both «The Nature» and «The Human Being» constitute two subsystems of a single subject of eco-humanity. The problem of environmental consciousness is defined as one of the leading ones in the eco-human approach, especially in such a humanities discipline as ecopsychology.

Текст научной работы на тему «Экогуманистика как метанаучная доктрина согласования бытия природы и человека»

2. Горюнова Л.В. Событийность как основа современного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 1. С. 38-44.

3. Карпов А. А., Карпов А.В. Взаимосвязь психометрического интеллекта с организацией метакогнитивных процессов и качеств личности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 69-78.

4. Кашапов М.М., Базанова Г.Ю. Событийность как мотивационный компонент метакогнитивной активности на начальном этапе профессионализации // Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности: сб. науч. тр., посвящённый 125-летию со дня рождения В. Н. Мясищева / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Гуманитар. ин-т ; Ин-т психологии Рос. акад. наук. - Владимир -М. : Изд-во ВлГУ, 2018. С. 237-241.

5. Кашапов М.М. Событийность как компонент профессионализации субъекта // В сборнике: Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 522-530.

6. Кашапов М.М., Базанова Г.Ю. Метакогнитивная осведомленность и мотивация профессиональной деятельности врачей на этапе обучения в вузе // Ярославский психологический вестник. Научный журнал. Выпуск 3 (45). Москва-Ярославль, Издательство: РПФ «Титул», 2019. С. 69 - 72.

7. Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 214-224.

8. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda).

УДК 159.9.01

ЭКОГУМАНИСТИКА КАК МЕТАНАУЧНАЯ ДОКТРИНА СОГЛАСОВАНИЯ

БЫТИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА Копытин А.И.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,

Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обозначены контуры и основное содержание новой междисциплинарной области - экогуманистики, объединяющей в себе экологию и совокупность гуманитарных дисциплин. В качестве основного предмета экогуманистики выдвигается сущность человека в процессе его самопознания и в системе его отношений с окружающей средой, порождающих онтологически целостное образование «человек - жизненная среда». Дается характеристика экогуманитарного подхода как такого подхода к познанию человека, когда он рассматривается как разумная и осознающая себя часть единого предмета исследования «Природа - Человек», в котором и «Природа», и «Человек» составляют две подсистемы единого субъекта - экочеловечества. Проблема экологического сознания при этом определяется в качестве одной из ведущих в экогуманистике, особенно, в такой гуманитарной дисциплине, как экопсихология. В качестве конструктивной составляющей экогуманистики обозначаются экогуманитарные технологии - методы преобразования человека с его отношением к среде обитания, себе самому и своей экологической сущности.

Ключевые слова: экогуманистика, экогуманитарный подход, экологическое сознание, экопоэзис, эко-идентичность, экогуманитарные технологии.

THE ECO-HUMANITIES AS A METASCIENTIFIC DOCTRINE OF COORDINATING

THE NATURAL AND THE HUMAN BEING Kopytin A.I.

St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St.-Petersburg, Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. The article outlines the main content of a new interdisciplinary field of eco-humanities, combining ecology and the conglomerate of human sciences. The main subject of eco-humanities comprises the study of the nature of the human being in the process of self-knowledge, and its system of relations with the environment, thereby generating an ontological wholeness of the human being and the living environment. The characteristics of the eco-human approach are given as a pathway to the understanding the human being; when it is considered as a self-conscious part of the united subject of the study, «The Nature - The Human Being», in which both «The Nature» and «The Human Being» constitute two subsystems of a single subject of eco-humanity. The problem of environmental consciousness is defined as one of the leading ones in the eco-human approach, especially in such a humanities discipline as ecopsychology.

Keywords: the eco-humanities, the eco-human approach, environmental awareness, ecopoiesis, eco-identity, eco-human technologies

Введение

В настоящее время глобальный экологический кризис стал реальностью. Переход глобального экологического кризиса в экологическую катастрофу - дело времени, на протяжении которого человечество либо может предпринять определенные шаги, для того, чтобы ее предотвратить, либо оставаться на прежних позициях неконтролируемой эксплуатации природной среды.

Предпринимаются попытки решить глобальный экологический кризис разными способами - не только формируя программу устойчивого (сбалансированного) развития, предполагающую, наряду с прочим, технологическую реорганизацию, но и путем внедрения экологического образования, работы с экологическим сознанием людей.

Экологический кризис протекает на фоне кризиса гуманитарности. Создается впечатление, что общество отворачивается от самого предмета гуманитарных наук - человека - переключаясь на иные интересующие его предметы, прежде всего, продукты высокотехнологичного производства и потребления. Ближайшее будущее обозначается как рубеж приближающегося «конца человека», по крайней мере, в его прежней форме бытия. Обсуждаются судьбы человека в «постчеловеческий» век - век техногуманизма.

Параллельно протекающая деградация глобальной экогистемы и гуманистики позволяет предполагать наличие между ними определенной взаимосвязи. Для того чтобы преодолеть кризис гуманитарного знания, и, в то же время, найти путь предотвращения экологической катастрофы, обществу необходимо пройти через глубокую реформацию всей гуманитарной парадигмы и заново осмыслить ее предмет и цель. Современная угасающая гумани-стика нуждается в принципиальном обновлении концепции человека, возвращении ему его природной сущности, и, вместе этим, в создании эффективно работающей практической надстройки над теоретическим знанием в виде новых гуманитарных технологий, изобретательской деятельности во всем комплексе гуманитарных дисциплин - философии, педагогике, психологии, искусствознании, культурологии, филологии, лингвистике и т. д.

Теоретические основания экогуманистики

Гуманитарные науки - это науки, специализирующиеся на изучении человека и его проявлений в социокультурной среде. В отличие от естественных наук, изучающих явления окружающего мира как объекты, с которыми человек вступает в субъект-объектные отношения, гуманитарные науки изучают преимущественно субъект-субъектные отношения. Это означает, что познающий субъект вступает с исследуемым явлением в диалог, общается с ним, используя тот или иной способ общения, язык, стремится понять это явление в процессе диалога. Термин «гуманистика» предпочтительнее термина «гуманитарные науки» в тех случаях, когда нужно подчеркнуть единство гуманитарной сферы познания, общность

гуманитарных подходов в отличие от естественно-научных, общественно-научных, математических, технических и прочих.

Гуманитарные науки изучают мир разнообразных человеческих проявлений, «помогая человеку как субъекту и объекту познания понимать и выражать себя; понимать других людей и общаться с ними; понимать другие культуры и эпохи; понимать цели человечества и ход истории; сознательно строить свою личность в творческом взаимодействии с другими индивидами и культурами; следовательно - быть человеком в полном смысле слова, достойным представителем человечества» [2, с. 14].

Таким образом, ключевая проблема гуманитарных наук - проблема понимания и самопонимания, постижение субъектом себя самого и другого субъекта. В гуманитарных науках человековедение неотделимо от человекотворчества, поскольку выражая себя, познавая себя и других, человек не только постигает, но и творит себя, порождает в процессе самопознания собственную субъективность.

Традиционно, экология не включена в круг гуманитарных наук, но позиционируется как приближенная к естественным наукам, поскольку изучает мир природных объектов, взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. В то же время, имеются основания для рассмотрения экологии как метанауки, объединяющей все сферы и методы научного познания, включая гуманитарные науки и их методы.

Более того, признание связи экологии с гуманитарной сферой, гуманистикой становится в настоящее время насущным, поскольку без этого принципиальный поворот в подходе общества к решению экологического кризиса произойти не может. Без этого подход к решению этой задачи будет базироваться в основном на технологических мерах, но не изменении сознания и самосознания человека и его отношений с миром природы. Чтобы ввести экологию в контекст гуманитарных наук, утвердить экогуманитарный подход как область метанаучного знания, объединяющего в единый предмет исследования природу и человека как две подсистемы единого целого - экочеловечества, экочеловечности -необходимо пересмотреть традиционные представления о субъектности применительно к миру природы и интерсубъективности - применительно к взаимодействию человека и природы.

В качестве основного предмета экогуманистики, экогуманитарности выступают сущность человека и его субъектность в процессе его самопознания и в системе его отношений с окружающей средой, образующие онтологически целостное образование «человек - жизненная среда», рассматриваемое с позиций онтологической парадигмы [1].

Онтологическая парадигма в анализе взаимоотношений в системе «человек - природная среда (мир природы)» позволяет рассмотреть природу в качестве универсального основания многообразия природных форм бытия. Человек при этом выступает как природная форма бытия, и Человек и Природа при этом не противопоставлены друг другу как разделенные сущности в виде компонентов отношений «субъект - объект», «субъект - субъект». Человек при этом рассматривается как активно действующая саморазвивающаяся часть природы, которая реализует в своем самоосуществлении общие (универсальные) принципы, обеспечивающие самоосуществление самой природы в разных формах ее проявления, в том числе, планеты в целом как глобальной природной среды.

Для того чтобы признать Природу, природные объекты в качестве объектов гуманитарного (экогуманитарного) дискурса, необходимо также исходить из их восприятия в контексте человеческой историчности, признать сокрытую в недрах Природы выразительную языковую сущность с ее способностью к переживанию и пониманию.

Итак, экогуманитарный подход можно определить как область гуманитарного знания, такой подход к познанию человека, когда он рассматривается как разумная и осознающая себя часть единого предмета исследования «Природа - Человек», в котором и «Природа», и «Человек» составляют две подсистемы единого целого, единого субъекта - экочеловечества.

Экогуманистика - совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих человека, область самопознания и самосозидания человека на основе постижения человеческой включенности

в двуединую субъектную сущность «Природа - Человек». Экогуманистика связана с признанием экологической сущности человека, восприятием им себя как «экологического субъекта», утверждением им своей экоидентичности.

Экогуманитарный подход, экогуманитарные методы и технологии в настоящее время являются гуманитарными изобретениями - новыми гуманитарными идеями, включая новые средства их воплощения в виде культурных практик, интеллектуальных движений, творческих организаций и форм сотрудничества. Экогуманитарный подход охватывает те сферы культуры, которые изучаются гуманитарными науками: лингвистику, литературу, искусство, философию, педагогику, психологию, религию, культурологию и другие.

Надо признать, что термин «экогуманистика» был до нас использован Михаилом Эп-штейном, но в существенно ином смысле, как своего рода дополнение к техногуманистике или как один из ее разделов. В соответствии с определением М.Н. Эпштейна [2], «экогума-нистика - исследование тех форм и признаков человеческого, которые постепенно архаизируются, уходят в историческое прошлое в связи с развитием техносреды и соответствующих технических навыков и наклонностей» [с. 129].

Проблема экологического сознания может быть обозначена одна из ведущих в экогума-нистике, особенно, в такой экогуманитарной дисциплине, как экопсихология. Экологическое сознание опосредует взаимодействие человека с природной, техногенной, информационной и другими видами окружающей среды. В то же время, проблема экологического сознания выходит за рамки сугубо экопсихологических исследований и является предметом целого ряда научных направлений - экологии, акмеологии, психологии, педагогики, философии и других. Важность изучения экологического сознания обусловлена уже наступившим глобальным экологическим кризисом, что привело к разработке под эгидой ООН Концепции устойчивого (коэволюционного) развития природы и общества.

Как психологический феномен экологическое сознание рассматривается как включающее в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Оно также рассматривается как момент и условие бытия человека на разных возрастных этапах его развития и во взаимодействии с разными видами окружающей среды. Экологическое сознание - это готовность личности ответственно относиться к окружающей среде, ее способность пользоваться своими экологическими знаниями, представлениями и умениями в разных сферах жизнедеятельности. Экологическое сознание также выступает в качестве центрального мировоззренческого компонента, предопределяющего соответствующее поведение личности в экологически проблемных ситуациях [1, с. 6].

На сегодняшний день разработка и использование технологий формирования экологического сознания и мировоззрения происходят все более активно, в том числе, с использованием методов экологического образования и просвещения, экопсихологии, экотерапии, эстетики, искусства. В то же время, предпринимаемые усилия все же пока явно недостаточны, чтобы обеспечить качественные изменения экологического сознания, обеспечивающие приро-досообразные стиль жизни и поведение большинства людей.

Гуманистика может выступать ареной не только для познания, но и для творчества. Применительно к экогуманистике это значит не просто постигать, изучать природу как зеркало и часть человеческого, используя методы научного познания и искусство, но и создавать нечто новое в процессе такого постижения, изучения, диалога, заниматься умножением мыслимых экочеловеческих объектов путем создания их вариаций, соперничающих моделей - поддерживать и создавать биологическое и культурное многообразие.

Гуманитарное творчество начинается с понимания. Это в полной мере относится к эко-гуманистике. Понимание и признание человека как субъекта экосистемной целостности необходимо для разработки и использования новых экогуманитарных технологий - технологий создания и развития экочеловечества как новой согласованной реальности природы и человечества и их ко-эволюции.

Экогуманитарный подход, экогуманистика могут явиться основой для создания новых гуманитарных технологий в широком спектре научных дисциплин и социокультурной прак-

тики - в педагогике, образовании, просвещении, психологии, психотерапии, медицине, искусстве. Конструктивная составляющая экогуманистики позволяет решать следующие задачи:

- определять новые проблемные сферы и осваивать новые территории познания, научного и художественного творчества, реализовать преобразующий потенциал гуманитарных наук (философии, антропологии, культурологии, лингвистики, психологии, педагогики) в их единстве с экологией;

- формировать и развивать комплекс новых гуманитарных дисциплин - экопсихоло-гию, экопедагогику, экофилософию, эколингвистику, и т. д.;

- поддерживать конструктивное взаимодействие экогуманитарного и научно-технического сознания;

- осваивать новые методы и жанры экогуманитарного творчества.

У экогуманистики может быть особая практическая ветвь, свои способы воздействия на культурную жизнь. Это практическая ветвь, надстройка экогуманистики в лице ее экогу-манитарных технологий - методов преобразования изучаемых явлений, прежде всего, человека с его отношением к среде обитания, себе самому и своей экологической сущности.

Одна из практических ветвей экогуманистики может произрастать в области экологической педагогики, экологического образования и экологического просвещения, формируя новое экогуманитарное сознание и самосознание. Другая ее практическая ветвь может произрастать в сфере психологии (экопсихологии, психологии экологического сознания), проникая отсюда в разные эмпирические области - психологическое консультирование, психотерапию, практику личностного роста, работу с семьями и сообществами, коучинг, организационную психологию и психологию труда, и далее - в психологию общин, гендерную и возрастную психологию и психологию развития, клиническую психологию и психоневрологию.

Конструктивные инициативы экогуманистики могут быть обращены, в первую очередь, к проблеме разработки методов формирования экологического сознания на разных возрастных этапах развития человека и в разных средовых условиях. Эти методы и технологии в ближайшие десятилетия могут выступить одним из факторов устойчивого (ко-эволюционного) развития человека и природы. Экогуманитарные технологии также могут получить активное развитие в медицине, способствуя профилактике и лечению соматической и психосоматической патологии, психических расстройств и нарушений развития.

Заключение

Экологический кризис протекает на фоне деградирующей гуманистики. Путем преодоления кризиса гуманитарного знания, и, в то же время, предотвращения экологической катастрофы может явиться реформация всей гуманитарной парадигмы и переосмысление ее предмета и цели. Современное гуманитарное знание нуждается в обновленной концепции человека, возвращении ему его природной сущности, и, вместе с этим, в создании эффективно работающей практической надстройки над теоретическим знанием в виде новых гуманитарных технологий, изобретательской деятельности во всем комплексе гуманитарных дисциплин - философии, педагогике, психологии, искусствознании, культурологии, филологии, лингвистике и т.д.

Список литературы

1. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография (под общ. ред. В.И. Панова, Ш.Р. Хисамбеева). - М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО. - СПб.: Нестор-История, 2013. - 384 с.

2. Эпштейн М.Н. От знания - к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. - М.-СПб.: Центр гуманитарных исследований, 2016. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.