Научная статья на тему 'Метакогнитивная осведомленность будущих врачей как условие устойчивого развития'

Метакогнитивная осведомленность будущих врачей как условие устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метакогнитивная осведомленность / метакогнитивная активность / событийность / образовательное событие / концепция устойчивого развития / субъектность / metacognitive awareness / metacognitive activity / eventfulness / educational event / concept of sustainable development / subjectivity formation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов М. М., Базанова Г. Ю.

В статье представлено исследование метакогнитивной осведомленности ординаторов. Определены задачи по подготовке медицинских кадров для реализации целей устойчивого развития. Выявлен оптимальный уровень метакогнитивной осведомленности и метакогнитивной активности для становления субъектности. Представлены значимые события профессиональной деятельности, оказавшие влияние на укрепление профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METACOGNITIVE AWARENESS OF FUTURE PHYSICIANS AS A CONDITION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The research of the metacognitive awareness of residents is presented in the article. The tasks of training medical personnel for the implementation of sustainable development goals are identified. The optimal level of metacognitive awareness and metacognitive activity for subjectivity formation was revealed. Significant events of professional activity which influenced the strengthening of professional choice are presented.

Текст научной работы на тему «Метакогнитивная осведомленность будущих врачей как условие устойчивого развития»

турного развития среды жизнедеятельности, предоставляющие возможности развития. Однако путь личностного развития каждого человека строго индивидуален и зависит от многих факторов.

Список литературы

1. Аркин Е.А. Личность и среда в свете современной биологии. - Л., - 1927.

2. БасовМ.Я. Общие основы педологии. - М.-Л., - 1931.

3. ВыготскийЛ.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, - 1987.

4. Adler A. Praxis und Individualpsychologie. - Munich, - 1930.

5. Lewin К., Lippitt R., White, R.K. Patterns of aggressive behavior in experimentally created «social climates». - Journal of Social Psychology, - 1938, - № 10, - Р. 271-299.

6. Mead G.H. Mind Self and Society. - Chicago: Univ. of Press, - 1934..

7. Piaget J. The origins of intelligence in children. - N.Y.: International University Press. -

1952.

УДК 159.9

МЕТАКОГНИТИВНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ17 Кашапов М.М.*, Базанова Г.Ю.**

ФГБОУВО «Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова»,

Ярославль, Россия [email protected]*, [email protected]**

Аннотация. В статье представлено исследование метакогнитивной осведомленности ординаторов. Определены задачи по подготовке медицинских кадров для реализации целей устойчивого развития. Выявлен оптимальный уровень метакогнитивной осведомленности и метакогнитивной активности для становления субъектности. Представлены значимые события профессиональной деятельности, оказавшие влияние на укрепление профессионального выбора.

Ключевые слова: метакогнитивная осведомленность, метакогнитивная активность, событийность, образовательное событие, концепция устойчивого развития, субъектность.

METACOGNITIVE AWARENESS OF FUTURE PHYSICIANS AS A CONDITION FOR

SUSTAINABLE DEVELOPMENT Kashapov M.M., Bazanova G.Y.

P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia [email protected], [email protected]

Abstract. The research of the metacognitive awareness of residents is presented in the article. The tasks of training medical personnel for the implementation of sustainable development goals are identified. The optimal level of metacognitive awareness and metacognitive activity for subjectivity formation was revealed. Significant events of professional activity which influenced the strengthening of professional choice are presented.

Keywords: metacognitive awareness, metacognitive activity, eventfulness, educational event, concept of sustainable development, subjectivity formation.

Одним из самых важных условий устойчивого развития является забота о здоровье человека и благополучие следующих поколений. Задачей высших учебных заведений, в ча-

17 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-313-90022.

стности медицинских вузов, является обеспечение студентов знаниями и навыками, необходимыми для содействия устойчивому развитию.

Концепция устойчивого развития Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций предполагает мобилизацию на трех уровнях: деятельность на глобальном уровне, на местном уровне и деятельность людей. Для достижения целей в области устойчивого развития необходимы действия людей в осуществлении необходимых преобразований. В концепции сформулированы семнадцать целей в области устойчивого развития. В нашем исследовании мы затрагиваем следующие цели: хорошее здоровье и благополучие -обеспечение здорового образа жизни, и качественное образование - обеспечение здравоохранения конкурентоспособными кадрами [8].

Тип субъект-субъектных экопсихологических взаимодействий подразумевает взаимодействие человека с социальной окружающей средой. Данной средой может выступать и профессиональная окружающая среда. Условием общего психического развития индивида считается переход из субъекта спонтанной учебной и профессиональной активности в субъекта целенаправленной деятельности [7].

По мнению В.И. Панова «понятие «субъектность» обозначает способность индивида быть субъектом психической активности в форме того или иного вида действия (деятельности) и потому может использоваться в качестве системной единицы анализа и процессуальной единицы развития психической активности - от активности спонтанной до целенаправленной, произвольной в виде конкретного действия (вида деятельности)» [7, с. 220].

В статье В.И. Панова представлены стадии становления субъектности: «1) субъект мотивации (имеющий потребность); 2) субъект восприятия (наблюдатель); 3) субъект подражательного действия (подмастерье); 4) субъект планирования и произвольного выполнения действия с опорой на внешний контроль (ученик); 5) субъект планирования и произвольного выполнения действия с опорой на внутренний контроль (мастер); 6) субъект внешнего контроля за выполнением действия другими (учитель, тренер, эксперт); 7) субъект развития, использующий освоенное действие в качестве субъективного средства для дальнейшего развития самого себя, в том числе для творческого самовыражения (творец)» [7, с. 221].

В связи с этим можно отметить, что профессиональное становление врача начинается на первой стадии, при выборе высшего учебного заведения. Метакогнитивная осведомленность формируется на этапе обучения в вузе [6]. То есть для дальнейшего развития выпускник вуза должен стремиться к саморазвитию, и быть готовым саморазвиваться на протяжении всей жизни. Данная необходимость обусловлена требованиями непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

На этапе окончания высшего медицинского учебного заведения активность в учебной деятельности переходит в активность профессиональную. В медицинском образовании это преобразование является залогом становления профессионала, когда мышление студента трансформируется в клиническое мышление врача.

Конкурентоспособный профессионал не может состояться без высокого уровня мета-когнитивной осведомленности, которая включает знание о своих метакогнитивных процессах и способность регулировать данные процессы. Система метакогнитивных процессов, в основном рефлексивный компонент, позволяет человеку анализировать ситуацию и трансформировать ее до уровня события.

Метакогнитивные процессы являются осознаваемо регулируемыми, то есть носят субъектно контролируемый характер. А. А. Карповым и А.В. Карповым выявлены взаимосвязи метакогнитивных процессов с психометрическим интеллектом, где можно увидеть, что наибольшие значения интеллекта сопряжены со средними значениями метакогнитивных процессов и качеств личности [3]. Также, по нашему мнению, в становлении профессионала важную роль играет мотивационная составляющая. Событийность является мотивационным компонентом метакогнитивной активности [4].

Уровень событийности способен выявить влияние определенных факторов на жизненный путь человека. В работах М.М. Кашапова были исследованы событийно-

когнитивные компоненты профессионализации субъекта: как возникла ситуация, как она развивалась на разных этапах профессионализации. На основании проведенного анализа событийно-когнитивных компонентов, обосновано, что особое внимание необходимо уделять активности субъекта. Такой подход позволяет понять когда именно и каким образом происходит трансформация штатной ситуации в знаковое событие, привносящее существенные изменения во внутренний мир субъекта [5].

Л.В. Горюнова считает, что событие является способом познания и приспособления человека к среде, и оно способно формировать и развивать личность человека. Становление в профессии происходит под действием случайных влияний окружающей среды. Способность противостоять трудностям, определять возможности их преодоления залог постоянного роста и развития в профессии. Событие объединяет прошлое с настоящим и помогает ставить цели на будущее [2].

По определению Н.В. Волковой «Образовательное событие- это пространство порождения новых, сильных переживаний, характеризующихся многообразием и полярностью» [1, с. 80]. К образовательному событию относятся изменения, происходящие с человеком в образовании, появившиеся в процессе событийности.

Событием становится ситуация, имеющая значение именно для данного субъекта. Молодые люди постоянно сталкиваются с различными ситуациями, но не все ситуации трансформируются в события. Формирование событийности профессионального выбора происходит не спонтанно, ситуация должна быть эмоционально окрашена, осмыслена, и только посредством рефлексии она перерастает в событие.

На протяжении обучения в высшем ученом заведении также возникают ситуации, которые студенты воспринимают как позитивные события, которые укрепляют профессиональный выбор: лекции выдающихся ученых, практические занятия на будущем месте работы, участие в конференциях, волонтерская деятельность. Также студенты сталкиваются с негативными ситуациями, которые заставляют сомневаться в выборе профессии: трудности в усвоении знаний, стрессовые ситуации на экзамене, конфликтные ситуации в группе.

В высшем медицинском образовательном учреждении необходимо сформировать благоприятную событийную образовательную среду: задача преподавателей не только передать знания и умения, но и привить уважение к профессии, передать опыт, создать ситуацию успешности обучающегося.

В нашем исследовании приняли участие 44 ординатора Ярославского государственного медицинского университета. Применялась методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (М.М. Кашапов, Ю.В. Скворцова), направленная на установление уровня метакогнитивных знаний, что соответствует понятию метакогнитивная осведомленность и метакогнитивной активности. В исследовании с применением авторской анкеты «Событийность» (Г.Ю. Базанова), предназначенной для определения значимых событий в профессиональной деятельности, участвовали 27 ординаров.

Выявлено, что ординаторы обладают средним уровнем метакогнитивной осведомленности (среднее значение 11,45) и метакогнитивной активности (среднее значение 8,80). Ординаторы с низким уровнем метакогнитивных процессов не способны анализировать ситуацию и трасформировать ее в событие, также они не могут оценить значимость события в их жизни. При высоком уровне метакогнитивной осведомленности и метакогнитивной активности снижается эффективность анализа, за счет того, что при глубоком и тщательном анализе даже незначительные ситуации могут трансформироваться в события. Через определенное время, рассматривая множество произошедших событий, не все они оказываются такими важными как казалось ранее. Средний уровень метакогнитивных способностей способствует уверенности в анализе, сознательному выбору важных ситуаций, концентрации на событии. Полученные нами данные соответствуют результатам исследования А.А. Карпова и А.В. Карпова, в котором установлено, что средние значения уровня метакогнитивных процессов являются оптимальными.

На вопрос, представленный в анкете, «какие события повлияли на выбор профессии врача?» у значительной части испытуемых в ответах описывались события связанные с медицинской профессией родственников, с примерами успешного оказания скорой медицинской помощи, спасения жизни. Можно отметить важную составляющую выбора профессии: желание помогать людям, значимость лечения детей и взрослых, возможность творческой реализации себя в социуме.

На вопрос «Были ли ситуации разочарования в профессиональном выборе на начальном этапе обучения?» утвердительно ответили 14 респондентов. При описании данных ситуаций выявлено, что все ситуации были связаны с трудностями обучения в медицинском вузе, сложностями на экзаменах и требовательным отношением преподавателей. Только трое обозначили ситуацию разочарования, связанную медициной: неуважительное отношение в обществе к профессии, отрицательное отношение пациентов к бесплатной медицине, негативное отношение пациентов к врачам.

Справиться с ситуациями разочарования помогла поддержка родственников, близких людей. Ординаторы с чувством удовлетворения отмечали успешность применения следующих психологических приемов: успокоиться и отвечать только за свою работу; абстрагироваться и проявлять терпение к пациентам; осознание, что трудности встречаются в любой профессии.

Далее опрошенным предлагалось описать наиболее значимые события в их профессиональной деятельности. Наиболее часто отмечались следующие события, имевшие место в их жизни до поступления в ординатуру: получение диплома, участие в операциях, самостоятельное выполнение медицинских манипуляций, приобретение опыта публичных выступлений на различных конференциях.

Данные значимые события оказали влияние на профессиональное становление: позволили приобрести уверенность в реализации профессиональных решений; помогли построить дальнейшие цели; научили более ответственно относиться к пациенту и его родственникам; мотивировали стать профессионалом в своей специальности; повысили личностную уверенность в себе, в своих коммуникативных способностях.

На момент обучения в ординатуре события, оказавшие влияние на профессиональное становление укрепили профессиональный выбор у 26 респондентов. Большинство из них, после проживания данных событий, сделали вывод, что профессию выбрали правильно, поэтому нужно больше учиться, совершенствоваться в профессиональном плане, необходимо и дальше набираться опыта в данной профессии. Осознание важности ответственности и аккуратности в работе врача способствует, по их мнению, повышению уверенности в себе. Только у одного остались сомнения в профессиональном выборе узкой специальности.

Таким образом, можно сделать вывод, что средний уровень метакогнитивной осведомленности помогает укреплению профессионального выбора. Будущий врач способен адекватно видеть и осознавать ценность в проживании значимых событий, а также самостоятельно планировать этапы своего саморазвития. Следовательно, для реализации целей устойчивого развития необходима деятельность людей в осуществлении преобразований, необходимых для профессионального и личностного развития. Можно отметить, что будущие врачи искренне заинтересованы в саморазвитии, то есть способны прогнозировать и достигать высшей стадии в своем устойчивом развитии. Такой подход ординаторов позволяет полагать, что в дальнейшем, с помощью творческого самовыражения, они могут быть способными мобилизовывать свою лечебную деятельность в целях обеспечения здоровья и благополучия пациентов.

Список литературы

1. Волкова Н.В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2010. Т. 7. № 1. С. 78-82.

2. Горюнова Л.В. Событийность как основа современного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 1. С. 38-44.

3. Карпов А. А., Карпов А.В. Взаимосвязь психометрического интеллекта с организацией метакогнитивных процессов и качеств личности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 69-78.

4. Кашапов М.М., Базанова Г.Ю. Событийность как мотивационный компонент метакогнитивной активности на начальном этапе профессионализации // Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности: сб. науч. тр., посвящённый 125-летию со дня рождения В. Н. Мясищева / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Гуманитар. ин-т ; Ин-т психологии Рос. акад. наук. - Владимир -М. : Изд-во ВлГУ, 2018. С. 237-241.

5. Кашапов М.М. Событийность как компонент профессионализации субъекта // В сборнике: Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 522-530.

6. Кашапов М.М., Базанова Г.Ю. Метакогнитивная осведомленность и мотивация профессиональной деятельности врачей на этапе обучения в вузе // Ярославский психологический вестник. Научный журнал. Выпуск 3 (45). Москва-Ярославль, Издательство: РПФ «Титул», 2019. С. 69 - 72.

7. Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 214-224.

8. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda).

УДК 159.9.01

ЭКОГУМАНИСТИКА КАК МЕТАНАУЧНАЯ ДОКТРИНА СОГЛАСОВАНИЯ

БЫТИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА Копытин А.И.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,

Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обозначены контуры и основное содержание новой междисциплинарной области - экогуманистики, объединяющей в себе экологию и совокупность гуманитарных дисциплин. В качестве основного предмета экогуманистики выдвигается сущность человека в процессе его самопознания и в системе его отношений с окружающей средой, порождающих онтологически целостное образование «человек - жизненная среда». Дается характеристика экогуманитарного подхода как такого подхода к познанию человека, когда он рассматривается как разумная и осознающая себя часть единого предмета исследования «Природа - Человек», в котором и «Природа», и «Человек» составляют две подсистемы единого субъекта - экочеловечества. Проблема экологического сознания при этом определяется в качестве одной из ведущих в экогуманистике, особенно, в такой гуманитарной дисциплине, как экопсихология. В качестве конструктивной составляющей экогуманистики обозначаются экогуманитарные технологии - методы преобразования человека с его отношением к среде обитания, себе самому и своей экологической сущности.

Ключевые слова: экогуманистика, экогуманитарный подход, экологическое сознание, экопоэзис, эко-идентичность, экогуманитарные технологии.

THE ECO-HUMANITIES AS A METASCIENTIFIC DOCTRINE OF COORDINATING

THE NATURAL AND THE HUMAN BEING Kopytin A.I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.