Научная статья на тему 'Формирование концепции развивающих сред'

Формирование концепции развивающих сред Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развивающая среда / концепция / модели / взаимодействие человека и среды / developing environment / concept / models / human-environment interaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ивлева М. Л., Иноземцев В. А., Ивлев В. Ю.

В статье исследуется генезис одного из важнейших направлений экологической психологии, которое получило название концепции развивающих сред. Рассматривается понятийный аппарат концепции среды. Выделяются основные подходы к изучению взаимодействия человека и среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPING ENVIRONMENT

The article examines the genesis of one of the most important areas of environmental psychology, which is called the concept of developing environments. The conceptual apparatus of the concept of the environment is considered. The main approaches to the study of the interaction of man and the environment are highlighted

Текст научной работы на тему «Формирование концепции развивающих сред»

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИВАЮЩИХ СРЕД16

Ивлева М.Л.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: marinanonna@mail.ru Иноземцев В.А.

МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия E-mail: inozem_63@mail.ru Ивлев В.Ю.

МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия E-mail: vitalijivlev@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуется генезис одного из важнейших направлений экологической психологии, которое получило название концепции развивающих сред. Рассматривается понятийный аппарат концепции среды. Выделяются основные подходы к изучению взаимодействия человека и среды.

Ключевые слова: развивающая среда, концепция, модели, взаимодействие человека и среды.

FORMATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPING ENVIRONMENT

Ivleva M.L.

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia E-mail: marinanonna@mail.ru Inozemtsev V.A.

MSTU named after N.E. Bauman, Moscow, Russia E-mail: inozem_63@mail.ru Ivlev V.Yu.

MSTU named after N.E. Bauman, Moscow, Russia E-mail: vitalijivlev@yandex.ru

Abstract. The article examines the genesis of one of the most important areas of environmental psychology, which is called the concept of developing environments. The conceptual apparatus of the concept of the environment is considered. The main approaches to the study of the interaction of man and the environment are highlighted.

Keywords: developing environment, concept, models, human-environment interaction.

Одним из основных понятий экологической психологии является понятие среды. Однако, понимание среды, закономерностей ее функционирования и развития, структуры и функций порой диаметрально разнятся у психологов.

Анализ понятийного аппарата концепции среды позволил выделить следующие компоненты в ее дефинициях: пространственно-временное тело бытия человека, целостный мир, средство самоопределения человека, пространство поведения человека, сфера, производная от социальных процессов, средство самовыражения человека, набор раздражителей, окружающие человека условия его существования. В качестве синонимов, взаимозаменяемых в ряде контекстов, употребляются термины «социальные воздействия», «социум», «фактор социального отбора», «развивающая среда», «социальное взаимодействие». В концепции среды обозначены основные структурные компоненты, механизмы и типы взаимодействия, поля взаимодействия и ряд других важных моментов.

16 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20-01300477 «Инновационная среда для развития одаренности студентов технического вуза в условиях цифровизации»

Остановимся на формировании ведущих концепций среды, при этом сосредоточив внимание на следующих вопросах: влияния среды на когнитивное и мотивационно-личностное развитие одаренных, влияния родителей и других окружающих на открытие ребенком собственной одаренности; формирование им здорового самовосприятия и чувства полноценности; на стимулирование стремления одаренных преуспеть как одного из признаков признания в будущем; на воспитание добрых чувств к окружающему миру и самому себе; на поиск наилучшего использования своих способностей для окружающих и самого ребенка; на социоэмоциональное развитие одаренных через создание поля эмоциональной безопасности.

В анализе взаимодействия человека и среды выделяется несколько подходов. Хронологически первый подход представлен сторонниками рефлекторной теории (В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и их последователи), которые понимали взаимодействие человека с окружающей средой как приспособление или уравновешивание организма со средой путем образования нервных связей, которые дифференцируются, сохраняются, угасают или повторно возбуждаются в ответ на раздражение внешнего мира.

Его сменили взгляды на процесс взаимодействие человека со средой как на энергетический взаимообмен. В воздействиях среды Е.А. Аркин в 1927 году выделяет ряд факторов (физических, химических, социальных, гигиенических и др.), которые формируют силы личности, дают ей направление развития [1]. Это направление определяется характером среды, хотя возможны случаи, когда человек своей энергией сможет направлять влияние внешних раздражителей. В рамках этого направления человек продолжает приспосабливаться к воздействиям среды, хотя появляется идея противодействия со стороны субъекта, то есть ему начинают приписывать определенную, ограниченную с аккумулированной им энергией активность.

Следующий шаг был сделан сторонниками культурно-исторической концепции. В плане рассмотрения динамики представлений о среде интерес представляет подход М.Я. Басова [2], предложенный в 1931 году. Он сосредоточил свои усилия на изучении взаимодействия личности с социальной средой. Среда понималась как экологически значимые для организма стимулы. Человек сам порождает свою среду - объективный, независимый от сознания мир труда и культуры. Создавая концепцию на началах марксизма с учетом принципов социодетерминизма и историзма М.Я. Басов сохраняет представление о сознании как о самобытном и активном регуляторе отношений человека со средой.

Среда как набор раздражителей, выполняющих функцию детерминант поведения, бывает 3 видов: 1) абиотическая; 2) экологически валидная и 3) социокультурная. Последняя -это созданные человеком продукты материальной и духовной культуры как результат интеллектуального и практического общения с окружающим миром. Влияние социокультурной среды на психику осуществляется через деятельность. Предметно-логическим содержанием деятельности выступает «наука», благодаря которой человек становится активным деятелем в окружающей среде. Воздействие же среды на человека происходит не прямо, а опосредованно, через «науку». Под «наукой» понимается схема познания и действия, аналогичная той, которая имеется в каждой науке. Таким образом, «наука» является фактором, организующим деятельность человека. Последняя не может быть выведена ни из адаптации организма к среде, ни из свойств индивидуального сознания, но выступает продуктом истории культуры. Находясь в плену идей диалектического материализма, в частности, марксистской модели труда, М.Я. Басов не мог оставаться в стороне от объективной логики развития психологии. Этим обстоятельством и объясняются его попытки анализа развития человека как деятеля в среде и созданная им концепция профессиональной трудовой деятельности людей, где психические процессы человека были включены в социально-историческую систему координат.

Ключевыми вопросами «учения о среде» у Л.С. Выготского [3] выступают следующие три: 1) роль среды; 2) своеобразие человеческой среды; 3) ее изменчивость и относительность для ребенка. Среда определяет развитие ребенка как общественного существа. Она яв-

ляется всепроникающей и динамичной. Среда не может быть проанализирована без анализа тех конкретных отношений, в которые вступает ребенок со средой. Единицей, посредством которой осуществляется взаимодействие ребенка со средой, выступает «переживание». Через «переживание» среда и оказывает влияние на ребенка. Само же развитие ребенка под влиянием среды начинается с приспособленческой формы поведения, которая преобладает на ранних этапах развития ребенка. Постепенно оно становится более сложным, опосредованным благодаря выработке у ребенка умения пользоваться предметами окружающего мира как орудиями или знаками. Таким образом, развитие высших психических процессов, как и личностное развитие ребенка, происходит под влиянием и при активном взаимодействии с социальными условиями (средой).

Влияние среды на когнитивное развитие стало предметом исследования Ж. Пиаже [7]. Поскольку акцент у него делается на развитие индивида, то социальный мир может быть построен только на фундаменте, образованном активностью индивида и его развитием. Когнитивное развитие под влиянием среды происходит в результате «когнитивного конфликта» или «социокогнитивного конфликта». Последнее трактуется как обсуждение проблемы ровесниками, взгляды которых на нее различны. Причем, влияние среды на развитие интеллекта ребенка является прогрессивным процессом: проходя определенную последовательность стадий в определенном порядке, оно не может привести к возврату к более ранней стадии развития. Еще одной особенностью рассматриваемой теории является упоминание о полезности социального взаимодействия только между сверстниками. Взаимодействие должно быть равным, считает Ж. Пиаже, иначе ребенок принимает на веру информацию взрослого без когнитивного воспроизведения, которое является жизненно важным. Критическое отношение рождается из дискуссии, а дискуссия возможна только между равными. В связи с последним замечанием полезно обратиться к трудам Л.С. Выготского [3], который уделил достаточно внимания роли социальных взаимодействий в интеллектуальном развитии ребенка и, как Ж. Пиаже, признавал ее очень важной. Однако, эти две теории различны в представлении взаимодействия социального и индивидуального.

Наиболее существенны три различия в позициях Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Первое различие состоит в том, что, согласно Ж. Пиаже, развитие наиболее вероятно тогда, когда индивид действует самостоятельно в отношении среды и получает от нее информацию, противоречащую его существующему взгляду на мир. Для Л.С. Выготского индивидуальная и социальная деятельность неразрывны. Второе различие - это направление развития. Для Ж. Пиаже оно всегда происходит вперед. Л. С. Выготский указывает на равную возможность регресса в ситуациях, социальный контекст которых к этому предрасполагает. И, наконец, развитие, по Л. С. Выготскому, возможно и под влиянием взрослых.

Дж. Мид предлагает концепцию, которую именуют «символическим интеракциониз-мом», которая ориентируется на исследование процессов поведения отдельных индивидов в условиях сотрудничества между ними [6]. Согласно этой концепции, среда является формирующей силой, поскольку должны быть другие «Я», если мы хотим, чтобы было наше собственное. Именно взаимодействие «Я» и «Других» и образует социальную реальность, которая является определяющей для развития человека по сравнению с физическими объектами со свойственной тем пассивностью. Психологическую основу взаимодействия составляет система символов, которые определяют весь набор социальных отношений, культуры, то есть человек обитает в мире символов, составляющих знаковые ситуации. Смысл самого взаимодействия распознается в процессе осуществления совместной деятельности через постановку целей путем выполнения определенных действий и операций, что и составляет предмет анализа Дж. Мида. Таким образом, здесь явно преувеличена роль взаимодействия как основного условия существования и развития индивида. Причем, это взаимодействие рассматривается в отрыве от содержания и мотива целостной деятельности, в ходе которой взаимодействие возникает и осуществляется. В то же время категория взаимодействия, по мнению Дж. Мида, способна обобщить богатство психических явлений, выражающих позицию индивида, его

внутреннюю установку по отношению к другим людям и социально-культурному контексту общения с ними.

Приведенные концепции заложили основы новой социально-генетической психологии взаимодействий, поскольку выдвинули и обосновали положение о том, что социальные взаимодействия играют решающую роль в развитии мышления ребенка. Причем, оба процесса являются взаимообусловленными, так как протекают во взаимосвязи и порождают друг друга. Еще одна посылка, содержащаяся в названных концепциях, - новая модель обучения, предполагающая видение процесса обучения как совместного действования. То есть акцент переносится с содержания обучения на способы взаимодействия и перед психологами возникает проблема организации эффективных форм учебного сотрудничества детей и взрослых.

Эти положения поставили перед психологами-практиками целый ряд вопросов, которые следовало экспериментально изучить. Проводимые исследования можно разделить на следующие группы:

- изучение влияния социальных взаимодействий на развитие мышления обучаемых;

- анализ совместной учебной деятельности педагога и обучаемых;

- рассмотрение перспектив использования в групповой работе новых информационных технологий.

Особый интерес представляет первая группа исследований, в которых находят экспериментальное подтверждение положения об эффективности взаимодействий между парами сверстников в процессе решения задач. В этих исследованиях было доказано, что при условии правильно организованной работы по взаимодействию и координации различных точек зрения партнеров, совместно решающих задачи, удается разрешить имеющиеся несоответствия между различным уровнем развития учащихся, что особенно актуально в связи с особенностями одаренных и их отличиями от остальных учащихся. Таким образом, оказывается возможным по-новому взглянуть на проблему индивидуализации обучения одаренных в контексте соотношения группового и индивидуального.

Значительная часть работ современной психологии соответствует предсказаниям концепций Л.С. Выготского, Дж. Мида и Ж. Пиаже и строится с их учетом. Постановка ими проблемы социальных взаимодействий и обучения привела к оформлению соответствующего направления современной психологии. В этой связи необходимо обратить внимание на концепции среды, выполненные в несколько иных традициях.

В исследованиях среды заметное влияние оказали идеи холизма. Основатель холистической системы индивидуальной психологии A. Адлер подчеркивал необходимость понимания каждого человека как интегрированной целостности в рамках социальной системы (среды) [4]. Он полагал, что каждый человек мотивирован целью превосхождения и овладения средой. Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему. Если бы это стремление не было врожденным для организма, ни одна форма жизни не могла бы сохраниться. Цель овладения средой более совершенным образом, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека.

В результате анализа концепций среды можно сформулировать следующие положения: взаимодействие человека с окружающей средой обусловлено двумя встречными тенденциями, а именно, изменениями внешней среды под влиянием деятельности человека и изменениями самого человека под влиянием среды, что находит отражение в особенностях психики. Механизм взаимодействия человека и среды может быть представлен следующим образом: в результате взаимодействия индивида с окружающими его условиями оформляется особая как бы промежуточная реальность, образ, в котором представлены различные компоненты социальной среды (идеологические, экономические, технические, познавательные, социокультурные и мотивационные). Под влиянием этого образа ребенок и развивается. То есть тип развития ребенка складывается в соответствии с образом жизни, который предоставляет среда: социально-экономические условия семьи, уровень и особенности социокуль-

турного развития среды жизнедеятельности, предоставляющие возможности развития. Однако путь личностного развития каждого человека строго индивидуален и зависит от многих факторов.

Список литературы

1. Аркин Е.А. Личность и среда в свете современной биологии. - Л., - 1927.

2. Басов М.Я. Общие основы педологии. - М.-Л., - 1931.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, - 1987.

4. Adler A. Praxis und Individualpsychologie. - Munich, - 1930.

5. Lewin К., Lippitt R., White, R.K. Patterns of aggressive behavior in experimentally created «social climates». - Journal of Social Psychology, - 1938, - № 10, - Р. 271-299.

6. Mead G.H. Mind Self and Society. - Chicago: Univ. of Press, - 1934..

7. Piaget J. The origins of intelligence in children. - N.Y.: International University Press. -

1952.

УДК 159.9

МЕТАКОГНИТИВНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ17 Кашапов М.М.*, Базанова Г.Ю.**

ФГБОУВО «Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова»,

Ярославль, Россия smk007@bk.ru*, g5301@rambler.ru**

Аннотация. В статье представлено исследование метакогнитивной осведомленности ординаторов. Определены задачи по подготовке медицинских кадров для реализации целей устойчивого развития. Выявлен оптимальный уровень метакогнитивной осведомленности и метакогнитивной активности для становления субъектности. Представлены значимые события профессиональной деятельности, оказавшие влияние на укрепление профессионального выбора.

Ключевые слова: метакогнитивная осведомленность, метакогнитивная активность, событийность, образовательное событие, концепция устойчивого развития, субъектность.

METACOGNITIVE AWARENESS OF FUTURE PHYSICIANS AS A CONDITION FOR

SUSTAINABLE DEVELOPMENT Kashapov M.M., Bazanova G.Y.

P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia smk007@bk.ru, g5301@rambler.ru

Abstract. The research of the metacognitive awareness of residents is presented in the article. The tasks of training medical personnel for the implementation of sustainable development goals are identified. The optimal level of metacognitive awareness and metacognitive activity for subjectivity formation was revealed. Significant events of professional activity which influenced the strengthening of professional choice are presented.

Keywords: metacognitive awareness, metacognitive activity, eventfulness, educational event, concept of sustainable development, subjectivity formation.

Одним из самых важных условий устойчивого развития является забота о здоровье человека и благополучие следующих поколений. Задачей высших учебных заведений, в ча-

17 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-313-90022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.