А.А. МАРЧЕНКО кандидат педагогических наук доцент кафедры географии факультета экологии и естественных наук МГГУ им. М.А. Шолохова*
Особенности становления экологической культурологии в системе социально-гуманитарных
знаний
Человеческая цивилизация сталкивается с экологическими проблемами на протяжении всей истории своего существования, однако они еще не имели такого масштаба и размаха на планете, как в XXI в.
Опираясь на понимание экологической культуры как нового качества и нового смысла общечеловеческой культуры, учитывая достижения философской и педагогической мысли последних лет, связанные с необходимостью экогуманитарной коррекции культуры, обратимся к анализу тех изменений, которые должны стать основополагающими при разработке технологий, обеспечивающих их трансформацию.
Методологической базой формирования экологической культуры в системе «человек - культура - общество» являются исследования проблем взаимодействия культуры и общества через осмысление не только сущности человека в этом взаимодействии, но и причин современного глобального экологического кризиса. Человек - продукт и компонент существования и развития общества, поэтому правомерно говорить о процессе объединения их в синтетическую научную парадигму, так как они являются взаимодополняющими, позволяют вместе описать окружающую действительность в ее многообразии и динамизме.
Целью экологического воспитания является осознание людьми идеи гармоничного взаимодействия общества и природы, человека и окружающей среды, культурных ее составляющих. Понимание экологической культуры как цели образования вызрело внутри теории и методики экологического образования и получило педагогическое обоснование в работах С.Н. Глазачева, В.А. Игнатовой, С.С. Кашлева, А.А. Марченко, Л.В. Романенко и др. Вслед за педагогическим феномен экологической культуры получил в последние годы философское, социологическое и психологическое освещение.
Необходимость перехода цивилизации на новую ступень своего становления - ступень устойчивого развития, потребовала выделения нового междисциплинарного направления познания - экологической
* Марченко Алла Александровна, e-mail: [email protected]
культурологии - науки об экологической культуре, ее идеалах и цен-
л
ностях, условиях и средствах ее формирования .
В статье перед нами стоит задача рассмотреть эко-культурологический подход как часть культурологического направления в системе социально-гуманитарных знаний. Экологическая культурология - область социально-гуманитарного знания, имеющая ярко выраженные естественнонаучную и педагогическую составляющие. В силу того, что она должна учитывать природные предпосылки социального развития общества, влияние деятельности человека на состояние природной среды, она должна базироваться на системе естественнонаучных знаний. А ее педагогическая составляющая изучает педагогические условия, средства, формы, методы и содержание педагогической деятельности, направленные на воплощение определенных характеристик социального идеала человека в его потенциальном плане - формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способной воспринимать и обеспечивать своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем.
Одной из важнейших характеристик культуры является ее целостность, поэтому на возникновение или углубление одной из экологических проблем реагирует вся культура и, как следствие, зачастую обостряются некоторые из них.
Современная научная экогуманитарная парадигма обусловливает и обосновывает экологизацию науки и образования как ведущий принцип, а становление экологической культуры личности и общества выдвигает как цель экологического образования. Это позволяет преодолеть отчуждение человека от природы, стимулировать его активную ответственную экологическую деятельность и грамотно ее организовывать, что непременно найдет проявление во многих видах деятельности, связанных с природой, культурой и обществом.
Необходимость предоставления возможностей для открытия новых объективно-устойчивых связей между целями, задачами, содержанием и условиями деятельности человека в мире природы актуализирует эколого-формирующие функции образования, используя педагогические технологии в условиях специальной профессиональной подготовки.
Ведущим в процессе обновления системы профессионального образования является личностно ориентированный подход, поскольку при личностной ориентации образования формируемая картина мира носит целостный характер. В решении проблемы формирования ценностного отношения к природе важно не только овладение
1 См.: Актуальные вопросы современного образования: Монография / Под ред. Д.Ю. Трушникова. Тюмень, 2010.
экологическими знаниями и умениями ценностного взаимодействия с природой, но и активное включение личности в инновационный процесс реализации данного отношения в своей профессиональной деятельности. Следует также выделить в этой связи ориентацию на индивидуально-творческую самореализацию личности во взаимодействии с природой, интеграцию профессиональных и экологических ценностей, осознание личности как субъекта природного мира, взаимообусловленность становления творческого подхода к реализации субъективного отношения к природе, стремление к поиску и самосовершенствованию в вопросах взаимодействия с природой в профессиональной деятельности.
Совокупность идей, теорий, методов и концепций решения различных проблем, принимаемая научным сообществом определенного направления или эпохи, образует понятие «парадигма» и тесно смыкается с понятием «картина мира».
Проблема описания доминирующей современной научной парадигмы затрагивается в исследованиях многих авторов. Ученые выделяют следующие ее характеристики: синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний о мире; осмысление и систематизация фундаментальных понятий - «ноосфера», «биосфера», «жизнь», «разум», «человек» и др. (А.В. Миронов, В.А. Извозчиков); обязательность экологических законов для всех людей (В.А. Ясвин); «создание миропонимания и мировоззрения человека как частицы природы и информационного общества» (В.А. Извозчиков); построение в сознании людей целостной картины мира, целостного мировоззрения, в котором будут сбалансированы гуманистические и экологические ценности. Такую картину мира определяют как эколого-гуманистическую (Д.Н. Кавтарадзе).
А.В. Миронов, например, называет новую научную парадигму социально-гуманитарной, в качестве главного приоритета ее
л
рассматривая человека, его творчество1. В.А. Извозчиков определяет новую научную парадигму как информационную, которая является общей и интегративной. Как гуманитарную определяет новую научную парадигму И.А. Колесникова2.
На наш взгляд, наиболее целесообразным является определение новой научной парадигмы для XXI в. как экогуманитарной (С.Н. Глазачев, Д.Н. Кавтарадзе, О.Н. Козлова, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.), что подтверждено следующими положениями.
1. Экогуманитарная парадигма характеризуется большей степенью абстрактности и обобщенности и определяет основное
1 См.: Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы//Социально-гуманитарные знания, 2001, №3.
2 См.: Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград, 1999.
направление, вызывающее устойчивое развитие и прогресс цивилизационного общества.
2. В контексте экогуманитарной парадигмы раскрывается потенциал понимания экологической культуры как нового качества культуры. Экокультурологические составляющие обусловливают включение природы в сферу культуры, рассматривают природу как часть культуры, требуют одновременного изучения культуры как части природы.
3. Экогуманитарная парадигма имманентно сочетает экологическое и гуманистическое, тенденцию экологизации науки и культуры с тенденцией их гуманизации.
4. Экогуманитарная парадигма обусловливает и обосновывает в качестве цели экологического образования достижение экологической культуры личности и общества1.
Таким образом, новая образовательная парадигма строится как экогуманитарная, целостная по внутренней природе, стремящаяся охватить и включить в содержание образования все накопленное в человеческой культуре. Она в значительной степени актуализирует экологическую направленность профессиональной подготовки. Это обусловлено интенсивным развитием экологического образования в целом, а также сущностью ценностного отношения к природе, выступающего интегральным качеством личности, целью профессионально-экологического самосовершенствования,
обобщенным показателем профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия с природой.
Экологизация современной науки и образовательной среды является основой формирования ценностного отношения к природе в общественном сознании с целью определения ресурсных возможностей системы профессионального образования и разработки личностно ориентированных технологий подготовки и формирования личности профессионала.
Анализ литературных источников, проведенный в ходе методического поиска, выявил, что в современной педагогической науке обоснованы несколько технологических подходов, обеспечивающих развитие и становление экологической культуры в ходе учебно-воспитательного процесса (С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев, Ф.К. Савина и др.). Среди них мы выделяем моделирование и внедрение методики и технологии развития профессионально значимых качеств и способностей будущих специалистов, объединяющих: воспитание экологической культуры студентов, формирование профессиональной компетентности и профессионального самосознания обучающихся, развитие социально-творческой
1 См.: Глазачев С.Н. Экологическая культурология. Педагогическая адаптация / С.Н. Глазачев, В.А. Игнатова, С.Б. Игнатов и др. М., 2008; Урсул А.Д. Концепции современного естествознания. М., 2005.
активности молодежи и социальной активности отдельной личности и др.
Необходимость воспитания нового поколения людей, способных к признанию прав и свобод, культурного своеобразия других наций, поколений, культур, готовых к паритетному диалогу, очевидна, и она требует внесения существенных изменений в систему профессиональной подготовки учителя.
Экогуманитарная парадигма педагогического образования соответствует пониманию экологической культуры как нового качества, нового смысла культуры, она адекватна представлению об экологическом образовании как актуальном аспекте образования и об экологизации как направлении развития современных образовательных систем. Экологическое образование является ключевой сферой, в которой следует прилагать усилия, чтобы реализовать неогуманистическую и экологическую функции образования.
Экологическое образование, базируясь на понимании экологического как целостного, обусловливая целостность картины мира, транслируемой в ходе учебно-воспитательного процесса, способствует становлению экологической культуры личности и общества. Адаптация идей экологической культурологии к овладению методологией образовательного процесса, его закономерностям, противоречиям предоставляет реальную помощь в обучении, развитии и воспитании, в принятии профессионально обоснованных решений.
Приведенные требования к системе образования будут способствовать в рамках их выполнения становлению и укреплению целостной картины мира, которой невозможно достичь в процессе преподавания одного предмета, но только при переходе к образовательным областям в контексте модульного построения. Как было указано выше, именно экология сегодня является наиболее педагогически перспективной областью науки, приобретающей черты методологического подхода, выполняющей системообразующую функцию в образовании.
Изложенное позволяет констатировать, что формирование экологической культуры как экокультурологического направления в образовании возможно в русле интегративных научных подходов, в первую очередь, экогуманитарного, ноосферного. Данные подходы требуют поиска соответствующих методологических ориентиров для педагогических технологий, позволяющих реализовать названную цель в образовательном процессе. Такие педагогические технологические подходы должны удовлетворять следующим основным требованиям.
1. Обобщенность. Технологический подход, реализующий экогуманитарную научную парадигму, должен охватывать все сферы
природы, человека, общества, способствовать развитию в сознании человека картины мира как целостной.
2. Полицентризм. Необходимо исходить из рассмотрения природы, человека, общества как самостоятельных самоценных сущностей и, таким образом, развивать личность и формировать «человека культуры» как представителя социоприродной реальности.
3. Открытость. Это требование продиктовано изменениями, происходящими в современном социуме, связанными с интернационализацией, интеграцией мирового сообщества, объединением его (в том числе и перед лицом глобальных экологических проблем) в единое целое. Следовательно, педагогический технологический подход должен имманентно развивать человека как субъекта, способного к диалогу, контактам и с себе подобными, и с природой. Кроме того открытость предусматривает и контактность самой педагогической технологии, возможность ее взаимодействия с другими для достижения наибольшего эффекта.
4. Вариативность. Педагогические технологии экогуманитарного характера должны предусматривать развитие таких качеств личности, которые, с одной стороны, обеспечивали бы экологически целесообразное поведение личности в конкретных условиях и, с другой стороны, при изменении условий. Иначе говоря, педагогические технологии должны развивать базовые свойства личности, базовые экогуманитарные ценностные регулятивы поведения.
5. Профессионализм. Педагогические технологии эко-гуманитарного направления должны основываться на внутренних психологических механизмах личностного развития. В результате их применения можно выстроить систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов процесса формирования профессиональной компетентности студентов, систему соразмерных и согласованных его частей, направленных на создание развивающих личность воспитательных отношений. Например, формирование личности будущего выпускника как человека с выраженными жизненными и профессиональными ценностными ориентациями, обладающего социальной активностью, толерантностью, эмпатией, конкурентоспособностью. Профессиональное самосознание является важнейшей категорией, реально отражающей сущность процесса профессионализации.
Приведенный перечень требований не является исчерпывающим, однако он в достаточной мере определяет контуры методологических ориентиров для построения педагогических технологий, позволяющих формировать экологическую культуру в образовательном процессе.
Мы считаем, что недостаточная гуманитарная подготовка преподавателя-естественника или недостаточная естественнонаучная
подготовка преподавателя-гуманитария, отсутствие четких ориентиров на реализацию основных направлений современной образовательной реформы, низкий уровень владения технологиями развивающего обучения негативно влияют на успешность процесса формирования культурологических идей в образовании, тормозят повышение уровня компетентности многих педагогов в области экологической культурологии.
Марченко А.А. Особенности становления экологической культурологии в системе социально-гуманитарных знаний. Статья посвящена анализу системы «человек - культура - общество» через призму становления экологической культурологии. Экокультурологический подход рассмотрен как часть культурологического направления в системе социально-гуманитарных знаний. Особое внимание уделено педагогическим технологиям, среди которых выделены личностно ориентированные и технологии развития профессионально значимых качеств, способностей и компетентностей.
Ключевые слова: экологическая культурология, экогуманитарная парадигма, педагогические технологии.
Marchenko А.А. Characteristics of ecological culturology formation in the system of social and humanitarian knowledge. The article is devoted to the analysis of the system «human-culture-society» through the prism of formation of environmental culturology. Eco-cultural approach is considered as a part of cultural direction in the system of social and humanitarian knowledge. Special attention is paid to teaching technologies among which are personality-oriented and technology developing professionally meaningful qualities, abilities and competencies.
Key words: environmental culturology, eco-humanitarian paradigm, educational technologies.