Научная статья на тему 'Проблеме экокультурной адаптации личности в информационно-образовательном пространстве'

Проблеме экокультурной адаптации личности в информационно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ECOLOGICAL CULTURE / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришаева Юлия Михайловна

В статье анализируются проблемы формирования экологической культуры личности в условиях информационного общества, рассматриваются аспекты проектирования индивидуального эколого-образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM ECOCULTURAL ADAPTATION OF PERSONALITY IN THE INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE

The article analyzes the problems of formation of ecological culture in the information society, discusses aspects of the design of individual ecological-educational space.

Текст научной работы на тему «Проблеме экокультурной адаптации личности в информационно-образовательном пространстве»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (31) 2015. с. 108-112.

свидетельству Яковлева, оседла, но далеко ли распространяется колония жаворонка в ширь и глубь степей - нам пока не известно». Полярный жаворонок «В западной части края... наблюдается также, но вероятно лишь в зимние месяцы, хотя в литературе и встречаются указания на его оседлость (Яковлев) и гнездование (Хлебников) в пределах Астраханской губернии. Надо полагать, что сведения эти относятся.» к белогорлому рогатому жаворонку.

В дельте Волги рогатый жаворонок встречается только зимой. О распространении этих птиц в других природно-территориальных комплексах мы информацией не располагаем.

Одни зоогеографы рогатого жаворонка относят к арктическому типу фауны (очевидно, имея ввиду полярного), другие - к монгольскому типу фауны. Учитывая то, что для нашего региона установлен факт зимовки именно полярного рогатого жаворонка, мы считаем возможным, при оценке структуры орнитофауны в целом, отнести «рогатого жаворонка», как вид, к арктическому типу фауны. В тоже время, при установлении неоспоримого доказательства гнездования этого вида в нашем регионе, этот вид, несомненно, должен быть отнесен к монгольскому типу фауны.

Экологическое образование

УДК 37.013

О ПРОБЛЕМЕ ЭКОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Юлия Михайловна Гришаева Московский городской педагогический университет [email protected]

экологическая культура, информационное общество, информация, образовательное пространство.

В статье анализируются проблемы формирования экологической культуры личности в условиях информационного общества, рассматриваются аспекты проектирования индивидуального эколого-образовательного пространства.

THE PROBLEM ECOCULTURAL ADAPTATION OF PERSONALITY IN THE INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE

Juliya Mikhailovna Grishaeva Moscow City Teacher Training University

ecological culture, information society, information and educational space.

The article analyzes the problems of formation of ecological culture in the information society, discusses aspects of the design of individual ecological-educational space.

Согласно государственной стратегии «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», одной из основных задач государственной политики в области экологического развития выступает формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования. В качестве основных механизмов реализации поставленных в документе задач, предусмотрены: «Формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения»; «Включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты; обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в

образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды...; включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы».

Рассмотрим феномен «экологической культуры» более детально. С.Н. Глазачев считает, что экологическая культура - «.мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности» [2, с. 48]. В.Р. Бганба понимает экологическую культуру как «.норму и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма. Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа» [1, с. 89]. О.Н. Яницкий в своих трудах говорит о том, что экологическая культура есть «составная часть этики и морали, включающая этические основания отношений общества и среды его обитания» [13, с. 6]. И.И. Мазур стоит на позиции, что экологическая культура - «культура ясного видения действительности, ее системной организации, иерархической целостности. Движение к ней - это одновременно и путь формирования мировоззрения в полном мире, включающего в поле восприятия личности весь пространственный и временной горизонт. Экологическая культура - не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения» [12, с.4, с.19].

С.Н. Глазачев, С.Б. Игнатов убеждены, что экологическая культура - «в узком смысле понимается как повышение уровня экологической компетентности, овладение знаниями, умениями и навыками природоохранной деятельности экосообразного поведения; в широком смысле - в ее структуру оказываются органично вписанными экоцентрическое мировоззрение, экологическое сознание, экологической мышление, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы, научные и ненаучные знания, умения и навыки экологически обоснованной деятельности, способы познания, нормы и требования экологического и нравственного императивов, экологическая этика, гражданская и экологическая ответственность и др.» [4, с. 309].

В Московской декларации об экологической культуре говорится, что «.экологическая культура производства и потребления предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» [3, с. 7]. «Экологическая культура -это культура поведения, самореализации - каждой личности, малых и больших социальных групп. Главными характеристиками такого поведения является ориентация не на бесконечное увеличение объема своей производственной и потребительской деятельности, а на ее оптимизацию, качественное совершенствование, исключение как в труде, так и в потреблении ненужного, лишнего, избыточного, и потому мешающего. Охрана от засорения веществом, энергией, информацией глобальной, окружающей все человечество среды невозможна, если не выработаны навыки незасорения на индивидуальном уровне» [2, с. 5 -6].

С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев описывают экологическую культуру как «внутреннюю детерминанту деятельности, гармонизирующую отношения между человеком и природой» [5, с. 12]. И.И. Легостаев считает, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде. Высокий уровень развития экологической культуры является и целью эколого-педагогической деятельности; ее предмет состоит в создании условий развития экологической культуры учащихся» [11, с. 39]. В.А. Ясвин определяет экологическую культуру как «способность людей пользоваться своими

экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение» [14, с.7].

Принимая во внимание все сказанное выше, важно отметить, что процесс ценностно -смыслового самоопределения на сегодняшний момент в условиях нарастающего экологического кризиса может происходить только при условии принятия и присвоения личностью экогуманитарной парадигмы мышления. Рассматривая понятие «экогуманитарная парадигма мышления» в широком смысле следует определить его как «...обязательное и необходимое восприятие личностью целостной, глобальной экосистемы планеты Земля и определение адекватной роли и ответственности в ней Человека. Таким образом, феномен экогуманитарной парадигмы мышления неразрывно связан с феноменом экологической культуры личности, являясь его философско-методологической основой» [6, с. 46].

Таким образом, экологическая культура есть качественно новая культура личности, наполняющая свойства ее отношений с окружающей социоприродной средой конкретным (в зависимости от уровня экологической культуры) содержанием. «Экологически культурная личность», в свою очередь, представляется нам как уникальный обладатель и трансформатор собственной экологической культуры в направлении развития и обогащения ее внутреннего содержания и внешних проявлений [7, 8].

Рассматривая социальные (в том числе образовательные) аспекты формирования и развития экологической культуры личности, на наш взгляд, нельзя данный вопрос позиционировать изолированно от контекста информатизации современного общества.

Во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» (Париж, 2005) [ 10, с. 21] четко определено соотношение понятий «информационное общество» и «общество знания»: «.Итак, хотя сегодня мы присутствуем при формировании мирового информационного общества, в котором технологии позволили значительно увеличить объемы доступной информации и скорость ее передачи, нам предстоит пройти долгий путь, ведущий к настоящим обществам знания (курсив мой - Ю. Г.). Информация, даже если она может быть «улучшена» (например, путем устранения помех или ошибок при передаче), не обязательно имеет правильное осмысление. И пока в мире не все будут иметь равные возможности в области образования, в вопросах доступа к информации, и ее здравой и критичной оценки, ее анализа, сортировки и включения наиболее интересной ее части в базу знаний, информация будет оставаться только набором невразумительных сведений. И многие тогда осознают, что не они владеют информацией, а наоборот, она овладела ими».

Отметим, что в данном докладе представляет интерес подход к определению «обществ знания» именно во множественном числе, что подчеркивает существо важной проблемы, возникшей в русле формирования т.н. информационного общества - унифицированного общества, лишенного культурной самобытности. В «обществах знания» стремление к культурной самоидентификации представляется одним из важных социально-экологических аспектов жизнедеятельности, задач формирования личности.

Итак, для достижения «обществ знания» очевидна необходимость самопроектирования личностью индивидуального образовательного пространства - так называемого пространства развития. В своем крайнем проявлении речь может идти даже о противостоянии личности и информационного общества на пути к достижению той или иной ступени образовательного статуса. Противостояние возникает из -за тотальной информатизации, которая приводит к стандартизации сознания (как индивидуального, так и группового, общественного), унифицирует культурную составляющую социального (в том числе образовательного) пространства. «В настоящее время осознается, что одно дело -формировать человека в качестве персонифицированной функции, а другое - развивать его как созидателя. Интерактивные технологии открывают новые возможности общения, но не меняют принципиально сути самого образования. Информация - это еще не знания. Образование - это не просто передача информации». [9, с.115].

Экологическая культура и проблемы ее формирования в данном ключе не являются исключением, поскольку стандартизация и унификация сознания личности приводит к возможности манипуляции им (сознанием) извне. А значит, навязывание личности извне с помощью «информационных потоков» идеологии стремления к материальному благополучию через неограниченное потребление товаров и услуг, и, как следствие, усугубление цивилизационного экологического кризиса, становится реальным фактом повседневной жизни. Присвоение духовного культурного опыта, очевидно, является сверхзадачей образовательной деятельности, направленной на формирование культуры нового типа - экологической культуры духовного бытия человека: «Ограничение складывавшегося тысячелетиями влечения к материальному избытку, развитие и поощрение духовного, их гармоничное сочетание в каждой личности - залог стабильности жизни человечества в складывающихся сегодня цивилизационных условиях. Но мы видим, как далека реальность от этого идеала. И это в очередной раз убеждает нас в том, как велика роль образования и воспитания в устойчивости развития общества в будущем. Именно им предстоит «создать» человека, который сможет добровольно и осознанно принять образ жизни, целесообразный с точки зрения развития природы, сделать свой единственно правильный выбор и направить свою внутреннюю интенцию на развитие своей духовности, реализовать такие образцы деятельности и поведения, которые бы поддерживали стабильность природных биогеохимических циклов и социальных процессов, сопряженность и соразмерность которых и составляет основу устойчивого развития» [4, с. 181].

В заключение, приходим к выводу, что в качестве одной из важнейших задач экологического образования сегодня можно определить развитие личности через экокультурную адаптацию «информационных потоков». Под экокультурной адаптацией мы понимаем, прежде всего, критическую оценку и проблематизацию информации с позиции экосистемного мышления, и последующее моделирование и проектирование экологически значимых решений.

Таким образом, среда - это ресурс для развития, требующий освоения информации, перевода ее в знание, а не готовый набор знаний. Личность сама руководствуется ценностными установками и использует те части ресурса, которые необходимы ей в данных условиях. «Информация не преодолевает сама по себе противоречия между духовной и материальной сферами жизни общества, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, его интеллектуальной работой, она не способна двигать вперед человеческую культуру» [9, с. 113]. Последнее утверждение представляется особенно значимым, поскольку, на наш взгляд, тотальная информатизация подрастающего поколения затрудняет процесс индивидуального культуротворчества, мыследеятельности - процессов, имеющих ключевое значение для развития экокультурного уровня личности, воплощения идей устойчивого развития в практической жизнедеятельности.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (номер проекта 13-06-00479).

Литература

1. Бганба, В.Р. Социальная экология: Учебное пособие [Текст] / В.Р.Бганба. - М.: Высшая школа, 2005. - 309 с.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире [Текст]: Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Серия: ЭКОС: Россия +Европа / Под ред. С.Н.Глазачева, В.И.Данилова-Данильяна, Д.Ж.Марковича. - Рязань. - 1998.

3. Глазачев, С.Н. Экологическая культура в международной парадигме развития [Текст] //Вестник

МГГУ им. М. А. Шолохова: серия «Социально-экологические технологии». - М., 2013. - №1. - с. 5-12.

4. Глазачев, С.Н., Игнатов, С.Б., Игнатова, В.А., Марченко, А.А. Экологическая культурология. Педагогическая адаптация [Текст] / С.Н.Глазачев, С.Б. Игнатов, В.А.Игнатова, А.А.Марченко. - М.: РИО МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008.

5. Глазачев, С.Н., Кашлев, С.С., Марченко, А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика [Текст] / С.Н.Глазачев, С.С.Кашлев, А.А.Марченко. - М.: Горизонт, 2004. - 140 с.

6. Гришаева, Ю.М. К вопросу о сущности экогуманитарной образовательной парадигмы [Текст] / Ю.М. Гришаева // Альма-матер.- 2011. - №1. - С. 45-48.

7. Гришаева, Ю.М. Экологическая компетентность личности в гуманитарном образовательном пространстве [Текст]: Монография / Ю.М. Гришаева. М.: Изд. МГПИ, 2012. - 92 с.

8. Гришаева, Ю.М. Эколого-профессиональная компетентность личности: педагогическая адаптация [Текст]: Монография / Ю.М. Гришаева. - М.: РИЦ МГГУ им. М.АШолохова, 2013. - 172 с.

9. Информационное общество: проблемы становления и закономерности развития [Текст] /Монография/ В.Н. Гончаров, А.М. Ерохин, О.Ю. Колосова и др. - Новосибирск: Изд. ЦРНС, 2014. - 184 с.

10. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа:htpp://www.unesdoc.unesco.org>images/0014/001418/141843r.pdf (дата обращения 30.01.2015 г.).

11. Легостаев, И.И. О некоторых путях решения эколого-образовательных проблем России и Казахстана/Экологическая культура и образование: опыт России и Казахстана [Текст] / Под ред. С.Н. Глазачева и С.Т. Шалгымбаева. - Алматы: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, 2006.- 504 с.

12. Мазур, И.И., Козлова, О.Н., Глазачев, С.Н. Путь к экологической культуре [Текст] /И.И. Мазур, О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. - М.: Горизонт, 2001. - 194 с.

13. Яницкий, О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики [Текст] / - М.: Наука, 2007. - 271 с.

14. Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры [Текст] / В.А.Ясвин / Пособие по региональной экологической политике. - М.: «Акрополь», 2004. - 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.