Научная статья на тему 'Источники историко культурного опыта формирования экологической культуры педагога'

Источники историко культурного опыта формирования экологической культуры педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL FORMATION / ECOLOGY / ECOLOGICAL-PROFESSIONAL READINESS / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники историко культурного опыта формирования экологической культуры педагога»

зрения и экологическом культуры личности на основе экогуманитарной парадигмы. В экогуманитарной парадигме гуманистические идеалы, свобода личности гармонизируются экологической ответственностью человека за свою судьбу, судьбу социума, возвышая ответственность до биосферных и космических пределов. Педагогические технологии обучения, воспитания

Литература

1. Глазачев С Н, Косоножкин В. И. Введение в экологию. Образовательный модуль: Учебное пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2009. Кн. 1. 140 с., кн. 2. 109.

2 Глазачев С Н, Косоножкин В. И. Экология. Аудиторный практикум. Части

1 - 6. (учебный комплект). М. Ставрополь: ООО «Став-Пресс», 2007.

3. Глазачев С Н, Косоножкин В. И. Основы экологии. Фонды тестов и контрольных работ: Учебное пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 118.

4. Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы. Учебное пособие. М.: РИО МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. 124.

5. Дурнева Е. Л, Нечаев В. Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ им. М. А. Шолохова. Учебное пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 109.

6. Инновации в географическом и экологическом образовании. // Под ред. проф. Н. С. Касимова. М.: Изд-во МГОУ, 2007. 230.

и развития при экологизации образования востребуют личность, учебный процесс приобретает субъект-субъ-ектный характер, содействуя возрастанию творческого потенциала личности. Диалог, обучение мыследеятель-ности, решение экологических задач и выполнение тестов, обращение к личному опыту реализуют идеи педагогики сотрудничества.

7. Инновационые подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Экология и природопользование» / Составление и общ. ред. профессора Э. П. Романовой. М.: Изд-во МГУ, 2007. 136.

8. Косоножкин В. И., Глазачев С. Н. Структура образовательного модуля «Введение в экологию»/ Материалы круглого стола «Экологический потенциал образования в школе и вузе» // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция), 2010. Специальный выпуск 1. 72—73.

9. Станкевич П. В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования. Монография. СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2006. 164.

10. Технологии построения систем образования с заданными свойствами// Материалы Международной научно-практической конференции. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 266.

ИСТОЧНИКИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

О. В. Бубела, А. В. Топор

Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, Тирасполь

Sources of Historical and Cultural Experience in Teacher's Ecological Culture Formation

O. V. Bubela, A. V. Topor

T. G. Shevchenko Near-Dnestr State University, Tiraspol

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экология, эколого-профессиональной готовности, экологическое сознание.

Key words: ecological culture, ecological formation, ecology, ecological-professional readiness, ecological consciousness.

Глобальные процессы, происходящие в современном мире, поставили экологическую проблему как смысложизненную. В этих условиях становление экологически культурного, а значит сознательного (разумного) и ответственного общества за сохранение жизни на Земле через экологизацию сознания каждой личности, становления ее целостности является не чем-то желательным, а строго обязательным требованием жизни, целью общества. Экологическая культура должна сделаться основой системы общечеловеческих ценностей, стать интегративным качеством каждой личности и

всего человечества, мерой цивилизованности и культуры, характеризующим ее поведение и деятельность в социоприродной среде.

Экологическая культура как результат экологического образования немыслимы без глубокого осмысления исторического, философско-методологического обеспечения экологии как науки, которая своими корнями уходит в далекое прошлое. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384— 322 до н. э.), Плиния Старшего (23—79 н. э.), Р. Бойля (1627—1691), в которых обсуждалось значение среды обитания в жиз-

ни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом [3]. Однако, исторический опыт образования в сфере окружающей среды достаточно ограничен, лишь на рубеже XIX—XX вв. природоохранные идеи постепенно получают распространение в мире. В истории развития экологии В. И. Коробкин и Л. В. Предельский выделяют три основных этапа [4]:

Первый этап — зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.), на котором накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

Элементы экологического подхода содержались в исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Мид-дендорфа, С. П. Крашенинникова, французского ученого Ж. Бюффона, шведского естествоиспытателя К Линнея, немецкого ученого Г. Йегера и др. В этот же период Ж.-Б. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.), ознаменован выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814—1858), Н. А. Северцова (1827—1885), В. В. Докучаева (1846—1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии, и назвал ее экологией (1866). Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия.

В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.

Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение. Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.

Современный период развития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж. М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швейцер, Дж. Харпер, Т. Миллер, Б. Небел и

др. Среди отечественных ученых следует назвать И. П. Герасимова, А. М. Гилярова, В. Г. Горшкова, К. С. Лосева, Н. Н. Моисеева, Н. П. Наумова, В. В. Розанова, В. Е. Соколова, В. Д. Федорова, С. С. Шварца, А. В. Яблокова, А. Л. Яншина и др. Академиком Лихачевым Д. С. была разработана концепция экологии культуры, ставшая теоретическим обоснованием всестороннего изучения историко-культурного наследия. В экологии ощущается потребность в смене ориентиров и стереотипов. Биологизм экологии должен быть дополнен с учетом социокультурной динамики. Должна быть расширена сфера анализа, при этом, необходимо выявлять закономерности не только взаимоотношений живых организмов со средой, но и обратить внимание на феномен человека, специфику и особенности его взаимоотношений с природной средой. Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Да и собственно экология, как мы уже показали выше, возникла для решения задач изучения взаимодействия всего живого с неживой природой и организмов между собой. Человек — такой же организм, и изоляция его от животных и растений дикой природы существенно сказывается на его здоровье. Изменение, а тем более уничтожение природной среды влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему убедиться в этом и принимать правильное решение с целью охраны природы, в том числе и на бытовом уровне. Экологически образованный человек не допустит «стихийного» отношения к окружающей его среде жизни.

Отсюда следует, что в настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии.

Ориентация экологического образования на устойчивое развитие предполагает формирование системы духовных и профессиональных установок человечества, обеспечивающих гармонизацию взаимоотношений человека, социума и окружающей среды. Речь идет о необходимости формирования «многостороннего подхода», чтобы содействовать развитию человеческого потенциала, что особенно важно для будущих специалистов в области начального образования.

Известно, что цель профессионального образования — организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Педагог-профессионал должен быть всесторонне образованным в своей области знаний и состояться как специалист, способный самостоятельно, а значит, свободно и ответственно решать узкоспециальные задачи, влекущие за собой определенные последствия. Следовательно, крайне важно, чтобы в будущей профессиональной деятельности, при принятии ответственных решений, от которых будет зависеть экологическая безопасность общества и природного окружения, ее ру-

ководящей доминантой выступали экологические императивы [1].

В связи с этим существенно возрастает роль не только профессиональной грамотности и компетентности специалиста любого уровня, но и его экологической культуры, сформированности чувства ответственности, как личностного качества, за социально-экологические аспекты своей деятельности. То есть речь идет о гуманитарном (мировоззренческом) аспекте обеспечения экологической безопасности, утверждении новой мировоззренческой доминанты в обществе — формирование экологической культуры. Поэтому экологическое образование, воспитание и просвещение имеют исключительно важное жизненное значение.

Жизнь человека есть, прежде всего, движение, развитие, непрерывный процесс становления личности, который сопровождает его с самого его рождения как универсальное свойство личности, и представляет собой закономерное изменение личности, ее сознания. Безусловно, экологизация сознания личности в процессе ее развития — это непрерывный процесс, характеризующийся специфическими задачами на каждом этапе: дошкольном, школьном, профессиональном, экологическом образовании и просвещении взрослого населения [3].

С этой позиции экологизацию сознания будущего педагога можно характеризовать как имманентно значимый процесс, идущий с самого рождения человека и продолжающийся в течение всей его жизни. Студент, как каждый человек, живет не в «профессиональном» и даже «физическом мире», а в «экологическом мире» (Дж. Гибсон), и в контексте экологического образования и экологизации сознания будущего специалиста важно понимание того, что личность существует через бытие в экологическом мире [5].

Литература

1. Джух Е. Н. Формирование экологической культуры как неотъемлемая составляющая процесса подготовки будущего учителя / Е Н. Джух // Экологическая культура: становление, развитие, формирование: тез. докл. Респ. науч.-практ. конф. Гродно: ГрГУ, 2009: 77—80.

2. Кобылянский В. А. Философия экологии. Краткий курс Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2010: 584—589.

В связи с этим мы считаем, что основополагающими дисциплинами, позволяющими приобрести историко-культурный опыт формирования экологической культуры педагогов начального образования, являются: «Методика преподавания естествознания в начальной школе», «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Концепции современного естествознания», «Землеведение с основами краеведения», «Философия», «История образования и педагогической мысли», «История религии», «Культурология». Эти учебные дисциплины включают в себя лекционный материал освещающий вопросы истории становления и развития педагогического образования, составной частью которого, является образование экологическое, его правовой основы, рассматривают экологическую культуру как; результата экологического образования и воспитания.

Согласно С. Н. Глазачеву и Е. А. Когай целью эколо-го-профессиональной подготовки учителя, мерой и способом реализации сущностных сил в процессе бытия в сфере педагогической деятельности является экологическая культура, а интегральной характеристикой эколого-про-фессиональной готовности учителя выступает производство целостной личности, стержнем которой является также экологическая культура. Исходя из данной концепции, экологическое сознание — есть общечеловеческое сознание. Каждый специалист (человек) независимо от своего профиля должен быть экологически культурной личностью, строящей свою деятельность на основе экологического императива, по законам коэволюции [6].

Становление такой личности должно стать стратегической целью всей системы образования в частности и профессионального, когда профессионализм становится частью целостной личности.

3. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология: учебник для вузов / Ростов н/Д : Феникс, 2007: 17—21.

4. Лагутин А. О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии. Краснодар, 2001. 22.

5. Мазур И. И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. М.: Горизонт, 2001: 81—82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.