ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОЛОГИИ ДУХА
ЭКОЭТИКА И НАУКА
Л.З. ВИЛЬЧИНСКАЯ, доц. каф. философии и психологии МГТУ «МАМИ», канд. филос. наук
Связь научного мировоззрения и этических проблем все более очевидна, и все более очевидно, что это во многом противоречивое единство.
Наука и техника и технология, играющие все большую роль в техногенной цивилизации, влияющие на направления прогресса, влияют также на формирование идеалов, входящих в сознание - массовое политическое, общекультурное - и на всю идеологию. Среди этих идеалов есть такие, что, если приблизиться к их осуществлению, надежды на выживание человечества будут очень малы.
Об этическом компоненте современного научного мировоззрения заставляют задуматься и появляющиеся новые науки, научно-технические направления, связанные с прогрессом научных и технических знаний. Таковы, в частности, генная инженерия и другие.
Появились также новые науки, связанные с видеоэкологией, биоэкологией, биоинженерией и т.д. Они вызывают неоднозначное отношение в оценке их развития и применения. Эта неоднозначность непосредственно связана с этическими проблемами. Недаром же появилась новая наука - биоэтика и экоэтика.
Очень важно, чтобы происходили изменения в сознании научно-технического интеллекта, чтобы они влияли на массовое сознание, на сознание руководящей элиты и утверждались необходимые ценностные ориентации в научной и практической деятельности. Изменения эти должны быть такими, чтобы стало ясно, что все почувствовали, во-первых, «страх и трепет» от сознания возможности гибели человечества, и, во-вторых, ответственность - и личную и коллективную - за последствия научной и практической деятельности.
Что касается чувств опасности, осторожности, страха перед возможными последствиями развития и применения научно-тех-
нических достижений и устремлений разума, то многие философы об этом писали уже давно, предвещая даже конец цивилизации. Во второй половине XX века Сартр, Фромм, Йонас и другие связывали эти настроения с чувством ответственности. Они утверждали, что если не опираться на нравственный принцип ответственности и ориентироваться на «быстрые выгоды» научно-технического прогресса, то могут наступить очень тяжелые последствия для человечества.
Концепции новой этики, разрабатываемые уже давно, играют большую роль в экологическом движении, например, известные концепции Йонаса «этика страха» и «этика отдаленной ответственности». Известна также новая «этика жизни» и другие. Они созданы авторами специально для условий «технологической цивилизации».
Классические концепции ответственности отдельного субъекта и новейшая - коллективной ответственности - очень сложны для теоретического рассмотрения и с точки зрения практического подхода в условиях техногенного информационного общества. Важно, чтобы ученые и политики «не испугались бояться», осознали действительность и вообразили возможное зло, опасность технологических действий, поняли, что может исчезнуть главное - сама жизнь, бытие человечества.
При этом возникают новые проблемы - степень ответственности, разделение ответственности. Все это связано с ценностными ориентациями и потребностями - общественными, научными, корпоративными и т.д. Важно осознать, что в любой научной сфере философская позиция и общечеловеческие нравственные императивы должны быть основой и в экологическом подходе, и в информационном, и в научно-техническом. Очень важен и научный «принцип сомнения» при обсуждении разных проектов с точки зрения безопасности в случае их осуществле-
96
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011