Научная статья на тему 'Об экологической этике в преподавании политологии и социологии'

Об экологической этике в преподавании политологии и социологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGY / POLITICS / SOCIETY / PERSONALITY / CULTURE / ECOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еникеев Д. К.

Еникеев Д.К. ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ. При изучении ряда тем политологии и социологии рассматриваются различные аспекты экологии, экологической безопасности, экологической этики, экологического образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enikeev D.K. ABOUT ECOLOGICAL ETHICS IN TEACHING POLITICAL AND SOCIAL SCIENCES. While exploring certain topics in political and social sciences, various aspects of ecology, ecological safety, ecological morality, ecological and general education are discussed.

Текст научной работы на тему «Об экологической этике в преподавании политологии и социологии»

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

петентных специалистов и недостаточность общего уровня экологической грамотности. Однако значение экологического образования для будущей жизни 70 % респондентов считают приоритетным, что оставляет надежду на восполнение пробелов в системе современного образования.

Содержание экологического образования, экологической культуры наполняется различным смыслом в зависимости от целе-полагания образовательной системы, от понимания сущности «экологического» (действия, мышления, сознания). Если понимать «экологическое» как ненанесение техногенного вреда природе в условиях интенсивной эксплуатации, то следует готовить специалиста (как и происходит ныне) к ликвидации вредных последствий (загрязняем - очищаем, разрушаем - рекультивируем), в лучшем случае - обеспечивать овладение экологическими технологиями снижения ущерба. Образовательная парадигма находится на уровне формирования ЗУНов - знаний, умений, навыков. Личностный смысл, экологическая направленность личности, ценностная ориентация не включены в овладение профессией.

Но если с термином «экологическое» связана такая самоорганизация студента, которая реализует идею природосообразности, биосферосовместимости, вписанности в универсум в любой профессиональной деятельности и поведении, то она предполагает

формирование экологической культуры и экологической компетентности. Феномен экологичности связан, таким образом, не с самим познавательным объектом, а со способом его постижения. Экологическими являются такие конструкции образования, которые направлены на актуализацию личностных функций индивида, его активной позиции в отношении экологических проблем. Экологическая направленность образования рассматривается как дидактическое явление, как своеобразная ситуация учебной деятельности, обусловленная не только включением экологической информации в содержание дисциплины, а прежде всего востребованностью субъектности личности, становлением человека субъектом экологической деятельности. Реализация компетентностного подхода позволяет еще глубже осознать надпредметный характер формирования экологической культуры, роли в этом процессе инновационных педагогических технологий, гуманизации образования.

Библиографический список

1. Бахтигулова, Л.Б. Ценностная ориентация в системе «общество - природа» как условие становления экологической компетентности студента технического вуза / Л.Б. Бахтигулова, И.В. Петухова // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2006. - № 7(49).

2. Мазур, И.И. Путь к экологической культуре / И.И. Мазур, О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. - М.: Горизонт, 2001. 194 с.

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

Д.К. ЕНИКЕЕВ, доц. каф. философии МГУЛ, канд. ист. наук

Поскольку экология базируется на науках социального цикла и тесно связана с инженерными проблемами, одну из целей в преподавании предметов «Политология» и «Социология» я вижу в рассмотрении экологической культуры будущих специалистов.

Это связано с тем, что, несмотря на растущие экологические проблемы, воспитание населения в России в духе бережного

caf-phil@mgul.ac.ru

отношения к окружающей среде, сохранение и хозяйственное использование природных ресурсов находится на крайне низком уровне. Проведенные мною опросы показывают, что у абсолютного большинства студентов семья и школа не заложили отношения к природе как к источнику уникальных материальных и духовных ценностей. Власти также, судя по проводимой политике, не заинтересованы в

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

199

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

расширении экологического кругозора граждан России, ибо он тесно связан с политикой, экономикой, научно-техническим прогрессом и т.д. У населения бытует предвзятое убеждение том, что наша страна обладает несметными природными богатствами и это избавляет нас от заботы об их экологическом использовании.

Исходя из этого, считаю, что преподаватель вуза, тем более лесного, в учебно-воспитательной работе со студентами должен развивать эколого-просветительное направление. Изучение студентами политологии и социологии позволяет акцентировать их внимание на различных аспектах экологической этики.

Современная экология тесно связана с политикой, ибо лишь в союзе с ней возможно преодоление технократической парадигмы мышления, свойственной XX веку, и выработка нового типа экологического сознания, в корне меняющего поведение людей по отношению к природе. Поэтому при изучении ряда тем политологии я обращаю внимание студентов на соответствующие аспекты экологической этики.

В теме «Политика как общественное явление» подчеркиваю невозможность решения экологических проблем без связи с политикой. Нежелательные и даже опасные изменения в природной среде сказываются на социальном самочувствии миллионов людей, превращаясь тем самым во все более значимый политический фактор. Это доказывает экстремальное лето 2010 г. В пожарах, охвативших всю центральную Россию, горели деревни, леса, брошенные людьми торфяные разработки. В огне гибли люди. Появились тысячи погорельцев. В городах стали умирать от удушья. Полтора месяца страна дышала отравленным воздухом. Это способствовало росту экологизации политических проблем. В политическом сознании граждан России повысился удельный вес экологических ценностей.

Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе грозил дестабилизировать внутриполитическую обстановку в США. Руководство страны приняло важные социальноэкономические меры и ослабило напряженность в обществе.

Состояние окружающей среды все более становится предметом осмысления на политическом уровне, накладывает отпечаток на политические взгляды широких слоев населения. Люди убеждаются, что экологическая безопасность обеспечивается прежде всего политическими средствами.

Тема «Политическая власть» позволяет показать, что от ее нравственного духа зависит принятие важных экологических решений. Положительными примерами этого являются отвод, по предложению премьер-министра РФ В.В. Путина, строящегося нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан от озера Байкал на 400 км; распоряжение президента Д. Медведева о приостановке вырубки Химкинского леса (которое, правда, последовало только после того, как необходимая для строительства трассы просека была все-таки вырублена).

Однако в действиях политической власти, к сожалению, нередко доминирует негатив в принятии экологических решений. Так, во всех развитых странах мира быстро идет прогресс социализации природных ресурсов. В нашей же стране наблюдается обратная тенденция «десоциализации» природы: ее ресурсы монопольно используются группами лиц или ведомствами. По Лесному кодексу, принятому в 2007 г., 80 % лесов отдают арендаторам. Это удивительно: в аренду - леса. А срубят, что на месте лесов будет? Еще Лесной кодекс возлагает охрану и противопожарные мероприятия на этого арендатора. Недавние летние пожары выявили катастрофическое отсутствие инфраструктуры не только противопожарной и не только инфраструктуры МЧС, но и политической инфраструктуры.

Действующий Лесной кодекс изначально имел системные издержки, на многие из которых указывали юристы из научных учреждений лесного профиля и правоведы лесотехнических вузов, в том числе МГУЛ. В результате реализации кодекса почти наполовину сокращено количество лесничеств, упразднены штат обходчиков леса (в РФ их было около 70 тыс. человек) и служба авиаслежения за состоянием лесного фонда. Массовые незаконные вырубки лесов, лесные пожары показали, что главной причиной огромного ущерба

200

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

для лесного и жилого фонда страны, потерь для экономики и гибели многих людей явилось разрушение системы управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Надо признать, что лишь после этих печальных событий лета 2010 г. руководством страны стали предприниматься меры по реорганизации правовых, политических и управленческих основ лесопользования.

В теме «Геополитика» я обращаю внимание студентов на такие феномены мирового развития, как ухудшение состояния окружающей среды, истощение ресурсов. Современная западная цивилизация не является образцом умения жить в мире с людьми и природой. Она стремится удовлетвориться культурой, оторванной от морали, и считает, что духовность придет с ростом материального благосостояния. В условиях прославления культа потребления сформировалось не гражданское, а потребительское общество. Осталось два идола - деньги и потребление. Деньги можно репродуцировать бесконечно, они ведь не функционируют по законам природы. В реальном же мире все лимитировано: вес Земли, объем атмосферы, количество природных ресурсов ограничены. Поэтому необходим радикальный отказ от агрессивно потребительской ориентации, которая является одновременно цивилизацией насилия, пускай даже не грубого и прямого, а мягкого и скрытого.

Агрессивность и потребительство обедняют природу и культуру эксплуатируемых народов и ландшафтов, делая мир менее устойчивым, поскольку устойчивость по законам экологии растет с ростом разнообразия.

Стремление взять у природы все, что хочется человеку, привело к экологическому кризису. Если мировые лидеры не встанут на позиции экологической этики в ближайшее время, а, судя по итогам экологического саммита в Копенгагене в декабре 2009 г., они к этому не готовы, то глобальная катастрофа в ближайшие 15-20 лет неизбежна. Чтобы спасти мир, надо перейти к цивилизации, существенной чертой которой будет раскрытие глубинных потенций бытия человека, а не просто культивирование потребностей. Для России, большая часть населения которой живет в нужде,

это пока не самый важный фактор. Однако немалая часть политической элиты ориентирует граждан страны на такие западные ценности, как деньги, вещизм, потребление. Вторя ей, многие отечественные информационные каналы стремятся низвести человека до уровня потребителя. Им чужд человек как нравственно ответственная деятельная личность. Такая политика, лишенная гуманитарной направленности, ведет не только к хаосу и волнениям, но и к распаду государства.

В теме «Личность и политика» отмечено, что в условиях реальности XXI века - цивилизации мирового хозяйства, мировых финансов, электронных денег, трансконтинентальных реактивных перелетов, эпохи Интернета и спутникового телевидения - роль человека как одного из членов природного сообщества усилилась. Поэтому возрастание экологической ответственности призваны понять и почувствовать все - от политического руководства до каждого индивида. Усилиями политиков, средств массовой информации и экологов в сознание людей и в государственную практику России должны внедряться понятия экологической безопасности как элемента государственной и личной безопасности, преодоление потребительской политики природопользования, развитие экологических прав и обязанностей граждан, выступлений в защиту природы родного края. Это конституционное право и гражданский долг каждого гражданина России.

Изучение социологии также позволяет студентам задуматься над многими проблемами экологической этики.

В теме «Общество как система» поясняю, что социально-экономические, социально-политические и экологические процессы в стране и мире тесно взаимосвязаны. Экологии вне экономики быть не может. Поэтому каждый экологически грамотный человек должен рассматривать экономику на бытовом уровне как составную часть экономики государства.

У нас чрезвычайно низка культура потребления электроэнергии. Не умеем, а порой не желаем экономить электроэнергию при освещении комнаты, аудитории, использовании телевизора, электроприборов.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2011

201

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Как используется вода в быту, запасы которой на земном шаре не безграничны? По оценкам специалистов, только правильное пользование краном-смесителем помогает сберечь до 40 % воды. Вот резерв, не требующий дополнительных затрат и, по сути, находящийся в руках каждого из нас.

Говоря о потерях тепла в квартирах, отмечаю, что окна и входные двери уносят столько тепла из наших квартир, что, умело утеплив их, мы позволили бы на одну треть уменьшить расходы топлива.

Воспитание у каждого из нас элементарной культуры потребления, бережливости, чтобы человек морально переживал за бесцельный расход электроэнергии, воды, тепла, минеральных удобрений или металла - актуальная задача. Если мы выработаем в себе культуру потребления, то необходимость в строительстве новых промышленных производств резко сократится. Скоро ресурсосбережение станет во всем мире основным источником удовлетворения всевозрастающих потребностей населения в топливе, сырье, материалах, энергии. Тем самым экологическая цивилизация обретет технологический фундамент.

В теме «Социология труда» отмечаю, что сегодня, когда в развитых странах действует пятый технологический уклад, основанный на микроэлектронике, компьютерной технике, Интернете и мобильной связи, современный инженер предстает как личность, способная в комплексе принимать технические, социальные, экологические и управленческие решения, обладающая культурой, являющейся качественным показателем практического отношения человека к природе.

Ответом на экологический вызов с позиции труда должны служить интенсификация и сокращение территорий, охваченных хозяйственной деятельностью. Для России, например, это означает развитие только освоенных территорий, с некоторым сокращением их в будущем, сохранение и расширение территорий с естественными экосистемами и, прежде всего, с девственными лесами (в основном на севере и в Сибири).

В теме «Социология культуры» подчеркиваю, что природа входит в сферу морали как

следствие возросшего научно-технического могущества человека. Сберечь ее может лишь общество, имеющее определенный уровень культуры, который достигается через морально-этическое воспитание в семье, школе, вузе, через государственные и общественные организации, все атрибуты власти и управления.

Экологическая этика состоит в утверждении, что природа - наш общий дом, достояние всего человечества. Поддержание ее в благоприятном для жизнедеятельности состоянии - обязанность всех людей вместе и каждого в отдельности. Исходным понятием экологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна.

Отмечаю, что экологический кризис является и кризисом сознания. Так, если в XVII-XIX вв. и ранее в сознании людей преобладало понятие долга нравственного, семейного, государственного, религиозного, то в XX в. большое распространение получили идеалы потребления, комфортабельной, приятной жизни. На этом пути человечество не достигло счастья, но потеряло возможность жить в ладу с природой и самим собой.

Становление экологического сознания будет длительным, противоречивым, сложным и потребует новых принципов нравственности, среди которых решающее значение будет иметь переход от принципа количественного роста, беспредельного противного накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли принципу возвышения разума и духа при сдержанном материальном достатке. Со временем стремление к излишествам станет восприниматься как постыдное и аморальное поведение.

Завершаю утверждением, что экологическая нравственность и экологическая этика будущих поколений формируется сегодня.

В теме «Социология семьи» обращаю внимание на следующее: в условиях экономического кризиса прекратился демографический рост. Сложилась неблагоприятная эколого-демографическая ситуация: снижается продолжительность жизни, растет инвалидность, заболеваемость туберкулезом, венерическими заболеваниями, СПИДом и др. Это не может

202

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

не сказываться на семейном составе населения страны. Демографическое благополучие может обеспечить лишь молодая семья. Сегодня она конфликтная, непрочная, малодетная. Неустойчивое развитие экономики адекватно отражается на материально-правовом положении этой семьи. Добавим к этому существование больших проблем материнства и младенчества.

Для прекращения падения рождаемости в России необходимо увеличить ежегодную рождаемость вдвое. Для этого необходим целый комплект крупных социальных мер, которые противоречат и философии и конкретным делам многих нынешних ответственных лиц в России.

Тема «Социология личности» способствует формированию у студентов представлений о человеке как о части природы, о самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Экологически образованная личность не допустит стихийного отношения к окружающей его природной среде.

Но чувство личной ответственности за состояние природной среды возникает только при возрастании нравственного уровня человека и включает ненасильственную борьбу против потребительской идеологии. Самоограничение - нормальное поведение человека в мире ограниченных возможностей. Потребительская структура личности не составляет природу человека, а является одной из альтернатив его поведения. При этом человек как личность упрощается и теряет свою целостность и устойчивость. И наоборот - ответственность человека за преобразуемую природу в конечном счете приведет к формированию сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с природой.

Этичные отношения между людьми -необходимая предпосылка гуманного отношения к природе. Принцип «не навреди» столь же верен в экологии, как и в отношении к человеку. Экологическая этика или этика Земли предполагает ответственность человека за преобразуемую природу; любовь к природе; чувство ответственности за все окружающее его.

Увы, в современной России многие явно переоценивают значение вещей и услуг, без которых можно легко обойтись, если отбросить навязанные социальной средой сомнительные критерии престижности и благополучия.

Заканчиваю связь темы с экологией утверждением, что в перспективе личность изменится, поскольку в мире будущего развитие его будет происходить не по вертикали привычной карьерной лестницы и потребления, а по горизонтали, путем глубокого духовного опыта и общения людей в мире природы и ценностей культуры.

Выход из экологического кризиса в стратегическом плане возможен, если Россия добьется устойчивого развития экономики, предполагающего сбалансированное решение экологических и экономических вопросов. Это позволит достичь общего улучшения благосостояния народа, повышения экологической безопасности нынешнего и будущих поколений людей, восстановления и сохранения генетического фонда животного и растительного мира, а также ландшафтного разнообразия территории страны.

Решение вопросов охраны окружающей природной среды, рационального природопользования и устойчивого развития в XXI веке требуют всеобщей экологической грамотности, экологизации всей науки, в том числе и ее технологических направлений.

Библиографический список

1. Бродский, А.К. Общая экология: учебник / А.К. Бродский. - М.: Изд. центр Академия, 2007.

2. Горелов, А.А. Экология: учебное пособие для вузов / А.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2002.

3. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Пе-редельский. - Ростов-н/Д: Издательство ФЕНИКС, 2006.

4. Лосев, А.В. Социальная экология / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин. - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2004.

5. Николайкин, Н.И. Экология / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. - М.: Дрофа, 2006.

6. Хотунцев, Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда / Ю.Л. Хотунцев. - М.: Устойчивый мир, 2001.

7. Экология и жизнь II. - М., 2009-2010.

8. Экологический вестник II. - М., 2009-2010.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.