ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2013. № 4
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
И.А. Фадеев*
ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АНГЛИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ
ПЕРСПЕКТИВЕ
Статья посвящена проблеме англиканской идентичности. Ее основные аспекты (кафоличность, преемственность, понимание природы изменений, происходящих в Церкви) рассмотренны в рамках философско-антропо-логической проблематики.
Ключевые слова: англиканская идентичность, кафоличность, преемственность, природа изменений, Церковь Англии.
I.A. F a d е е v. Ecclesiological aspects of Anglican identity: philosophical and anthropological perspectives
The article deals with the issue of Anglican identity. Its basic aspects (catholicity, continuity, nature of change) are considered within the framework of philosophical and anthropological problems.
Key words: Anglican identity, catholicity, continuity, nature of change, Church of England.
В настоящее время вопрос об англиканской идентичности является актуальным не только для западноевропейской теологии, но и для философии, точнее — философской антропологии. Сегодня много говорится и пишется о кризисе идентичности, которая придает смысл жизненному миру человека, той повседневности, которую он переживает. Социальное бытие, как представляется, является наиболее прямым «воплощением» этой повседневности. «Рядовые члены общества в их субъективно осмысленном поведении не только считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью. Это мир, создающийся в их мыслях и действиях, который переживается ими в качестве реального» [77. Бергер, Т. Лукман, 1995, с. 38]. Интерпретация этого мира осуществляется, в частности, через категорию идентичности. С нашей точки зрения, это верно как для индивидуальных сущностей, так и для сущностей «корпоративных». Попытки выделить состав-
* Фадеев Иван Андреевич — магистр востоковедения и африканистики, аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (903) 756-38-91; e-mail', [email protected]
ляющие своей идентичности стали одной из важнейших проблем для Церкви Англии и всего Англиканского сообщества. Однако они остались безуспешными.
В Церкви Англии — древнейшей христианской церкви на Британских островах и кирихиальной церкви для большинства англиканских церквей и «церкви-матери» Англиканского сообщества на протяжении уже более пяти веков разрабатывались философско-теологические, историко-философские и историко-теологические концепции англиканской идентичности как идентичности эккле-зиологической и евхаристической1.
Одним из современных исследователей англиканской идентичности, который внес весомый вклад в развитие данного вопроса, является британский историк церкви, доктор исторических наук, член Конгрегации Оксфордского университета и секретарь Палаты Клириков Генерального Синода Церкви Англии Колин Подмор. Его работы, опубликованные в сборнике «Аспекты англиканской идентичности» [С. Podmore, 2005], представляют собой результат 15-летних исследований названной проблемы. Во всех работах, касающихся Церкви Англии, преобладает исторический метод научных изысканий. К. Подмор проводит тщательный анализ разворачивающейся истории английской церкви, освящая возникающие изменения в контексте соответствующей эпохи, и точно определяет как в тот или иной ее период плюрализм мнений становился (или не становится) общепринятой «нормой». Оправдывая легитимность исторического подхода к данной теме, он высоко оценивает роль связки между историей и экклесиологией.
Исходя из содержания глав-статей, можно выделить несколько основных аспектов, которые являются основополагающими для видения К. Подмором англиканской идентичности: кафоличность {catholicity), преемственность (continuity) и понимание природы изменений, происходящих в Церкви.
Под кафоличностью К. Подмор видит «понимание того, что Церковь Англии не является самодостаточной, но фундаментально, а не случайно, является частью чего-то большего и широкого;
1 Такие ведущие теологи, религиозные философы и историки, как, например, Томас Кранмер (XVI в.), Джон Джуэл и Ричард Хукер, теологи и религиозные философы эпохи Стюартов (Caroline Divines): Ланселот Эндрюс, Джон Козин, Томас Кен, Уильям Лод, Томас Спрат, Джереми Тэйлор, Херберт Торндайк, как «кембриджские неоплатоники» Ральф Кудворт, Натаниель Келвервел, Генри Мор, Джон Смит, Питер Стерри, Бенджамин Уичкоут (XVII в.) как Джозеф Балтер, Джордж Хорн (XVIII в.), лидеры Оксфордского движения, известные как трактарианцы: Джон Кибл, Эдвард Боувери Пьюси, блаженный Джон Генри Ньюмен, а также архиепископ Кентерберийский Фредерик Темпл и архиепископ Йоркский Уильям Маклаган (XIX в.), как Чарльз Гор, архиепископы Кентерберийские Майкл Рамси и Роувен Уильяме, Пол Эйвис (XX—XXI вв.), занимались вопросами, которые составляют проблему англиканской идентичности.
выражаясь словами Декларации Согласия, "Церковь Англии есть часть единой, святой, кафолической и апостольской Церкви"». [Common Worship, 2000, p. xi].
В 1830-х гг. британское общество пережило кардинальные изменения в государственно-церковных отношениях, которые привели к тому, что Англия перестала быть конфессиональным государством. В 1828 г. были отменены Test Act и Corporation Act. В 1829 г. был принят Roman Catholic Relief Act, предоставивший британским католикам полные гражданские права в Королевстве. Как следствие, парламент более не выступал в качестве представительства мирян Церкви Англии. В 1833 г. правительство вигов предложило на рассмотрение парламента билль (Irish Church Temporalities Bill) по ликвидации десяти епархий Объединенной Церкви2 в Ирландии [A. Nichols, 1993, р. 115]. В ответ на эти события трактарианцы сформулировали положения идентичности Церкви Англии как части Кафолической церкви в преемственности с Церковью апостолов [С. Podmore, 2005, р. 20]. После 1830-х гг. Католическое движение в Церкви Англии продолжало развиваться: быть англо-католиком означало, помимо прочего, вовлечение укорененных в Таинствах духовности и дисциплины жизни кафолической модели богослужения и кафолической теологии, которая особенно концентрируется научении о Воплощении [С. Podmore, 2005, р. 161]. Что важно для К. Подмора в первую очередь, так это то, что фундаментально Католическое движение, укорененное в Оксфордском движении, концентрируется на экклесиологии — фундаментальном понимании Церкви Англии как части единой, святой, кафолической и апостольской церкви. В качестве таковой она составляет две провинции Западной кафолической церкви и до сих пор сохраняет сходство с другими ее частями.
Говоря о преемственности, следует отметить, что в последних исследованиях событий, которые стали известны как Английская Реформация [Е. Duffy, 2004, р. 11], отмечается радикальное нарушение преемственности в доктрине и литургической практике, которым характеризуется история английской церкви в середине XVI в. Так, например, процесс разрушения церковных алтарей [Е. Duffy, 1992] сменился их восстановлением в 1630-х гг. при архиепископе Лоде [К. Finchman, 2001]. После короткого периода Протектората, который также сопровождался опустошением и подчас разрушением алтарей [К. Finchman, 2003], с 1660 г. снова начался процесс их восстановления, а в XIX и XX вв. они пережили свой «золотой век». Однако это не история потери и возвращения,
2 Объединенная Церковь Англии и Ирландии (The United Church of England and Ireland) — официальное название государственной Церкви Соединенного Королевства после объединения Церкви Англии и Церкви Ирландии в 1801 г.
напоминает нам К. Подмор, ибо «разрыв в преемственности доктрины и литургической практике... имел место быть в рамках преемства. Эта преемственность не была просто хрупким продолжением апостольского преемства через возложение рук епископом во время хиротонии...» [С. Podmore, 2005, р. 161]. Скорее это было полноценное преемство структуры: так, административное деление двух английских провинций на диоцезы, архидиаконства и диаконства в общем не было затронуто реформацией; большая часть средневекового канонического права осталась в силе, а за его соблюдением следили церковные суды, которые также были сохранены.
Несмотря на все это, К. Подмор предостерегает нас от восприятия такой преемственности в качестве «неизменяющейся статики» [С. Podmore, 2005, р. 162], потому что подобное видение приведет к неправильному пониманию не только истории Церкви Англии, но и традиции, которая призвана быть выражением этой преемственности. По его мнению, Традиция — это действие, а не состояние; оно включает движение. В 1963 г. Четвертая Всемирная Конференция организации Faith and Order так определила Традицию: «Под Традицией понимается само Евангелие, передающееся из поколения в поколение в Церкви и Церковью, самим Христом, присутствующим в жизни Церкви» [The Fourth World Conference on Faith and Order, 1964, p. 50]. Согласно Декларации согласия, Церковь призвана провозглашать Веру «обновленной в каждом поколении» [Common Worship, 2000, p. xi]: это та же самая Вера, но иногда ее необходимо выражать новыми путями. Когда они перестают изменяться и развиваться, то Традиция перестает быть живой. Как замечательно писал об этом блаженный кардинал Джон Генри Ньюмен: «...жить — значит меняться, а быть совершенным — значит делать это часто». [J.H. Newman, 1845, р. 39] Однако, продолжая эту идею, он пишет, что нужны «изменения... чтобы оставаться тем же», [ibid., р. 39] Тот факт, утверждает К. Подмор, что изменения нужны и желательны, не означает, что все изменения хороши.
Таким образом, он выделяет третий важный аспект идентичности Церкви Англии — природу изменений. По его мнению, она носит достаточно консервативный характер, что можно заметить на примере истории синодального управления. Проверенные временем структуры и процедуры зачастую наполнялись новым смыслом, новой жизнью. Это оказалось предпочтительнее исторически, чем просто их отмена. Таким образом, можно утверждать, что синодальное управление в Церкви Англии одновременно новое и старое: Генеральный Синод не имеет прямого средневекового предшественника, но сохраняет основные аспекты власти Конвока-ций Кентербери и Йорка, т.е., таким образом, находится в струк-74
турной преемственности с синодами средневековой английской церкви, а не Реформации [С. Podmore, 2005, р. 103].
Согласно взглядам К. Подмора, Англиканское сообщество переживает сейчас период серьезных перемен, символами которых стали женские ординации в Церкви Англии и рукоположение Джина Робинсона епископом Нью-Гемпшира в Епископальной церкви США. Однако, как утверждает К. Подмор, эти изменения не являются экстраординарными. Он рассматривает последние изменения в качестве не просто социальных, а в качестве экклесиологи-ческих проблем. Важность экклесиологии оправдывается в рамках англиканской теологии: если Церковь истинно есть Тело Христово (и, таким образом, как писал Чарльз Гор, the extension of the Incarnation («расширение Воплощения» [/. Carpenter, 1960, p. 221, 226]), тогда ее части и пути их отношений друг с другом имеют большую теологическую значимость. По мнению К. Подмора, эта вера в важность экклесиологии привела англикан к необходимости настаивать, вопреки позиции некоторых партнеров по экуменическому процессу, на сохранения вместе веры и иерархии, структур Церкви {faith and order) [С. Podmore, 2005, p. 159].
Предложенное К. Подмором видение основных аспектов англиканской идентичности позволяет понять специфику англиканского ответа на ряд вызовов современности. Изменение отношения широкой общественности к сексуальным меньшинствам и продолжающейся эмансипации женщин, в первую очередь в Западной Европе и Северной Америке, поставили перед Церковью Англии и всем Англиканским сообществом ряд серьезных вопросов. Среди них вопрос о гомосексуальности и представителях сексуальных меньшинств в англиканской церкви является ныне одним из наиболее обсуждаемых. Чтобы понять суть проблемы, взглянув на широкий исторический фон проходивших в Англиканском сообществе и Церкви Англии дебатов, необходимо определить ее имманентный характер. Для этого следует обратиться к двум сюжетам, что поможет нам проиллюстрировать экклесиологический характер указанных проблем и то, как они касаются аспектов англиканской идентичности.
Когда в июле 2003 г. канонник Джеффри Джон, который с 1976 г. состоит в целибатных гомосоциальных отношениях с преподобным Грантом Холмсом (также священником Церкви Англии), под давлением со стороны консервативного епископата как в Церкви Англии, так и в некоторых провинциях Англиканскго сообщества снял свою кандидатуру на епископскую кафедру Рединга, архиепископ Кентерберийский доктор Роуэн Уильяме так прокомментировал это событие: «Существует очевидная проблема в рукоположении епископом того, чье служение не будет с готовностью принято
значительным количеством христиан в Англии и других местах» [Church Times, 2003, p. 2]. Позже преподобный Дж. Джон был назначен настоятелем аббатства Св. Албания. Точно так же, в ноябре 2003 г. действия епископов Епископальной церкви в Соединенных Штатах Америки, когда они подтвердили избрание канонника Джина Робинсона, первого открытого священника-гомосексуала, состоящего в нецелибатных отношениях, на епископскую кафедру Нью-Гемпшира, вызвали бурю протестов по всему Англиканскому сообществу и подняли важный вопрос: как может кто-то, чье служение очевидным образом не будет принято большинством Сообщества, к которому принадлежит его диоцез, исполнять задание, центральное для кафолического понимания епископата: быть представителем своей местной церкви перед всей церковной полнотой (Церковью) и Церкви — перед церковью местной [The Virginia Report, 1997, p. 35]?
Оба этих события обострили дебаты вокруг проблемы христианского понимания гомосексуальности и отношения к геям в Церкви, поставив все Англиканское сообщество перед угрозой раскола. Что важно заметить, так это тот факт, что и комментарий архиепископа Уильямса, и вопрос, поставленный епископской ординацией Джина Робинсона, носят исключительно экклесиологический характер. Дебаты вокруг вышеупомянутой проблемы и принимаемые меры имеют определенные последствия для понимания Церкви и структур отношений в ней, которые могут включать как нанесение серьезного ущерба каноническому общению в рамках Сообщества, так и полное его нарушение, вплоть до разрыва общения евхаристического, которое будет означать раскол самого Сообщества. Более того, как отмечает в своей книге об аспектах англиканской идентичности один из самых авторитетных современных британских историков христианства, доктор исторических наук, член Конгрегации Оксфордского университета Колин Подмор, шаги, направленные на смягчение возможных последствий от принятых мер — таких, как, например, дарование приходам права отказаться от служения канонически рукоположенных священников и создание экстерриториальных диоцезов, находящихся под «расширенной епископской юрисдикцией», сами по себе обладают экклесио-логическими импликациями [С. Podmore, 2005, p. viii].
Таким образом, экклесиологические вопросы, поднятые спорами вокруг гомосексуальности, касаются, в частности, того, как части Экклесии в разных странах мира должны относиться друг к другу и к самой Церкви как одному целому А это, как следует из Virginia Report — доклада Англиканской теологической и доктри-нальной комиссии (Inter-Anglican Theological and Doctrinal Commission), опубликованного в 1997 г., и из Windsor Report 2004 г. — до-
клада Ламбетской комиссии по Сообществу (Lambeth Commission on Communion), напрямую касается роли епископата в Церкви. Обсуждение этих тем ведет к еще большему количеству фундаментальных вопросов о том, как Церковь Англии и другие церкви Англиканского сообщества понимают свою идентичность и свое место в рамках единой, святой, кафолической и апостольской Церкви, веру в которую англикане вместе со всеми христианами провозглашают каждое воскресенье словами Никео-Константинопольского Символа Веры [A. Nichols, 1993, p. viii]; о специфике англиканской антропологии; о роли Писания для англиканской традиции и его интерпретации «в свете традиции и разума» [С. Podmore, 2005, p. vii].
Финальный документ Ламбетской конференции 2008 г., принимая во внимание выводы, сделанные в Windsor Report, в контексте определения англиканской идентичности постулирует самую прямую связь между видением человеческой сексуальности, которая является одной из фундаментальных характеристик homo sapiens3, и интерпретацией Писания, пониманием его роли и авторитета в жизни всемирного англиканства: «Исследуя англиканскую идентичность, мы... напрямую обращаемся к дебатам о человеческой сексуальности и к тому, как мы понимаем авторитет Писания в нашей жизни» (par. 99) [Lambeth Indaba, 2008, p. 28]. Связь между вопросами о роли епископата, о человеческой сексуальности и роли Писания в жизни англиканских церквей и понимание их как аспектов англиканской идентичности находит свое отражение в самой структуре обсуждаемого документа: три идущие подряд секции — Section G: Anglican Bishops, Anglican Identity, Section H: Human Sexuality, Section I: The Scriptures — образуют вместе один общий раздел, озаглавленный Strengthening Anglican Identity [Lambeth Indaba, 2008, p. 28-37].
Характеризуя роль епископата в жизни Англиканского сообщества, которое обладает собственной «историей в рамках единой, святой, кафолической и апостольской Церкви» (par. 102) [ibid., p. 29], в докладе подтверждается дефиниция епископа, предложенная в Virginia Report как «того, кто представляет часть перед целым и целое перед частью, специфику каждого диоцеза перед всем Сообществом и Сообщество — перед каждым диоцезом», а также утверждение, содержащееся в Windsor Report о том, что «епископ представляет Вселенскую Церковь перед местной и vice versa» [The Windsor Report, 2004]. В таком качестве епископы исполняют свое призвание быть «мостостроителями, примирителями и символами единства, представляя локальное перед универсальным и универсаль-
3 «Сексуальность — стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни» [КС. Кон, 2006, с. 70-71].
ное перед локальным, занимая... место во всемирной Коллегии епископов (college of bishops) по всему Сообществу и в единой Церкви Христовой» (par. 104) [Lambeth Indaba, 2008, p. 30]. В то же время в параграфе 104 Section G утверждается, что среди характеристик епископского служения можно найти следующие: «...быть учителями, защитниками и интерпретаторами веры и апостольской традиции... быть пастырем (pastor) народа Божьего...» [ibid., р. 30]. Таким образом, во-первых, постулируется факт, что епископат в Англиканском сообществе, его единство являются ключевыми понятиями для определения англиканской идентичности и понимания важности епископальной политики церкви для англиканской традиции. Во-вторых, коль скоро епископы являются интерпретаторами веры и традиции Церкви, а также несут ответственность за духовное благосостояние всех членов этой Церкви, то именно на них, призванных быть гарантами единства Тела Христова, ложится вся полнота ответственности за результаты принимаемых ими решений, которые, без сомнения, будут иметь экклесиологи-ческие последствия дня всего Сообщества. Поэтому кажется неудивительным, что, говоря о человеческой сексуальности в Section Н, епископы — участники конференции стараются осторожно избегать четких формулировок, оставляя пространство для рассуждений на эту тему. В параграфе 120 предлагается двенадцать возможных путей развития дискуссии вокруг человеческой сексуальности, которая приводит к дискуссии о роли Писания в англиканской традиции, способах его интерпретации. В параграфе 124 Section I, посвященной Писанию, утверждается, что «канонические книги Ветхого и Нового Завета являются первостепенным источником для обеспечения нашей миссии в качестве епископов. Действительно, епископы нашего Сообщества во время своей ординации и посвящения в епископат заявляют, что в своем служении и своей личной жизни они верят в то, что Святые Писания Ветхого и Нового Завета являются Словом Божьим и содержат все вещи, необходимые для спасения» (par. 12) [ibid., p. 35]. Таким образом, создается единая связь между епископатом, одна из главных задач которого — интерпретация Писания и провозглашение веры, укорененной в нем, и проблемой сексуальности (в том числе гомосексуальности), подход к которой, следовательно, определяется библейской интерпретацией.
Подводя итоги, можно сказать, что изменения — это необходимый знак развития жизни, однако, как считает К. Подмор, классический англиканский взгляд на изменения — это путь развития при сохранении кафолического характера и апостольского преемства. Он утверждает, что в центре дебатов, которые разделяют анг-ликан, находится «вопрос о том, способствуют ли рассматриваемые
изменения сохранению и воспитанию кафоличности и преемственности и, таким образом, сохранению верности Церкви Англии своей идентичности, выраженной в Декларации Согласия как "части Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви"». [С. Pod-more, 2005, р. 163] Философско-антропологическая перспектива рассмотрения проблемы англиканской идентичности раскрывает специфику ответа Англиканского сообщества на ряд вызовов современности, среди которых вопрос о гомосексуальности является одним из основных, демонстрируя важность антропологических импликаций для англиканской экклесиологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995.
Кон И.С. Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. М., 2006.
Carpenter J. Gore: A study in liberal catholic thought. L., 1960.
Common Worship: Services and prayers for the Church of England. L., 2000.
Church Times. 2003. 11 July.
Duffy E. The shock of change: continuity and discontinuity in the Elizabethan Church of England // Ecclesiastical Law Journal. Vol. 7 (35). July 2004.
Duffy E. The stripping of the altars: Traditional religion in England. New Haven; L., 1992.
Finchman K. The restoration of altars in the 1630s // Historical Journal. 2001. N44.
Finchman K. "According to ancient custom": the return of altars in the Restoration Church of England' // Transactions of the Royal Historical Society. 6th ser. 2003. N13.
Lambeth Indaba. Capturing conversations and reflections from the Lambeth Conference 2008 // URL:http://www.lambethconference.org/resolutions/ downloads/Reflections_Document_(final).pdf
MacCulloch D. Lhe Church of England, 1533-1603 / Ed. By S. Platten // Anglicanism and the Western Christian tradition: Continuity, change and the Search for Communion. Norwich, 2004.
Newman J.H. An essay on the development of Christian Doctrine. L., 1845.
Nichols A. Lhe Panther and the Hind: A theological history of Anglicanism. Edinburgh, 1993.
Podmore C. Aspects of Anglican identity. L., 2005.
Lhe Lourth World Conference on Laith and Orde / Ed. by PC. Rodger, L. Vischer. Montreal 1963 // Laith and Order Paper. L., 1964. N 42.
Lhe Virginia Report: Lhe Report of the Inter-Anglican Lheological and Doctrianl Commission // URL: http://www.lambethconference.org/1998/ documents/report- l.pdf
Lhe Wndsor Report. Section В — Lundamental principles: Lhe episcopate. 2004 // par. 64 //http://www.anglicancommunion.org/windsor2004/section_b/ p6.cfm