Научная статья на тему 'Трансформация подходов англиканской церкви к гомосексуальности'

Трансформация подходов англиканской церкви к гомосексуальности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ / АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕСТИГМАТИЗАЦИЯ / КОМИТЕТ ВОЛЬФЕНДЕНА / ANGLICAN CHURCH / HOMOSEXUALITY / BISHOP''S HOUSE / DECRIMINALIZATION / DESTIGMATIZATION / THE WOLFENDEN COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотова Надежда Евгеньевна

Анализируется процесс трансформации англиканской церкви от полного неприятия гомосексуальности до активной деятельности по защите прав гомосексуалов. На основании широкого круга источников, среди которых резолюции церковных конференций, постановления Архиерейского дома и материалы СМИ, можно сделать вывод о том, кто и какие события сыграли ключевую роль в изменении курса англиканской церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF CHURCH OF ENGLAND’S APPROACHESTOHOMOSEXUALITY

The article analyzes the process of transformation of the Anglican Church from the complete rejection of homosexuality to active work to protect the rights of homosexuals. Based on a wide range of sources, including church conference resolutions, decisions of the Bishops' house, and media, it can be concluded who and what events have played a key role in changing the course of the Church of England.

Текст научной работы на тему «Трансформация подходов англиканской церкви к гомосексуальности»

только после общественного резонанса. Жители викторианской Англии стали приобретать привычку выявлять, анализировать и решать социальную проблему подобным способом, привлекая к ней государство.

Исходя из приведенных в исследовании данных по проблеме проституции и развивающейся социальной политики в Англии XIX в., можно сказать, что государство не могло проводить «политику заботы» в отношении своих подданных. Но из-за общественного резонанса, возникшего в ответ на принятые законы, власти пересмотрели стратегию решения проблемы проституции и прочих социальных проблем.

Список литературы

1. Богданова Е.А. Советский опыт регулирования правовых отношений, или «в ожидании заботы» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 1. С. 77-90.

2. Бороздина Е.А. Забота и социальное гражданство. [Электронный ресурс]. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_10/84_93_Borozdina.pdf (дата обращения: 10.03.2018).

3. Коути Е. Недобрая старая Англия. СПб.: БХВ-Петербург, 2013. 320 с.

4. Фуко М. История сексуальности: забота о себе [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/242517-istoriya-seksualnosti-iii-zabota-o-sebe.html (дата обращения 10.03.2018).

5. Хобсбаум Э. Век империи 1875-1914. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 512 с.

6. Early and Mid-Victorian Attitudes towards Prostitution [Электронный ресурс]. URL: http://www.victorianweb.org/gender/prostitution2.html (дата обращения 15.03.2018)

7. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism [Электронный источник].

URL:

https://books.google.m/books?id=KHdnAgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q& f=false (дата обращения: 10.03.2018).

8. Marshall T. Citizenship and Social Class, and other Essays [Электронный ресурс]. URL:http://www.jura.uni-

bielefeld.de/lehrstuehle/davy/wustldata/1950_Marshall_Citzenship_and_Social_Class_OCR.pdf (дата обращения: 10.03.2018).

9. William Acton Prostitution, considered in its Moral, Social, and Sanitary Aspects, L., 1870. 325 p.

УДК 93/94

Федотова Надежда Евгеньевна

студентка IV курса историко-политологического факультета

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ

К ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ

© Федотова Н.Е., 2018

Nadezhda E. Fedotova

4th year Student of History and Political Science Department

Perm State University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

TRANSFORMATION OF CHURCH OF ENGLAND'S APPROACHES

TO HOMOSEXUALITY

Аннотация. Анализируется процесс трансформации англиканской церкви от полного неприятия гомосексуальности до активной деятельности по защите прав гомосексуалов. На основании широкого круга источников, среди которых резолюции церковных конференций, постановления Архиерейского дома и материалы СМИ, можно сделать вывод о том, кто и какие события сыграли ключевую роль в изменении курса англиканской церкви.

Ключевые слова: англиканская церковь, гомосексуальность, Архиерейский дом, декриминализация, дестигматизация, комитет Вольфендена.

Abstract. The article analyzes the process of transformation of the Anglican Church from the complete rejection of homosexuality to active work to protect the rights of homosexuals. Based on a wide range of sources, including church conference resolutions, decisions of the Bishops' house, and media, it can be concluded who and what events have played a key role in changing the course of the Church of England.

Key words: Anglican church, homosexuality, Bishop's house, decriminalization, destigmatization, the Wolfenden Committee.

Христианская церковь на протяжении всей истории была одним из основных агентов, дискриминирующих гомосексуальность, объясняя это тем, что однополые отношения — это осознанный выбор, идущий против воли Бога. К XIII в. гомосексуальность и ереси в британском сознании настолько срослись, что в английском языке для них использовалось одно слово — buggery— содомия [2, с. 137].

Вплоть до 1533 г. в Великобритании гомосексуальность считалась преступлением против морали, и наказанием преступников заведовала церковь, но и после введения закона о содомии, когда запрет приобрел светский характер, церковь продолжала активно поддерживать его вплоть до начала XX в. После политика англиканской церкви существенно изменилась — от полного неприятия до, фактически, официальной поддержки, так как на сегодняшний день среди всех христианских течений только англикане активно поощряют политику гражданских партнерств, а также предоставляют особый род благословления для однополых пар. Как и почему произошел этот переход? На основе широкого круга источников, среди которых материалы церковных

167

конференций, деклараций и отчетов, а также материалы СМИ, мы можем реконструировать процесс трансформации взглядов представителей англиканской церкви на гомосексуальность.

После смерти королевы Виктории, известной своими строгими взглядами на мораль, пришел конец пуританской эпохе, но церковь продолжала настаивать на сексуальных контактах с единственной целью — рождение детей, в связи чем все формы нерепродуктивного секса были под запретом. Представители церкви оправдывали такое отношение тем, что получение физического удовольствия отвлекает мужское население от духовного развития.

Послабление наступило в 1930 г., когда англиканская церковь признала легитимность контроля над рождаемостью и использование контрацепции [11]. Это говорит о том, что в 1920-х гг. часть англиканского сообщества приходит к более глубокому пониманию сексуальности. Сексуальная жизнь начинает рассматриваться как наиболее естественный путь выражения любви между мужем и женой.

Об изменениях в церкви говорит также деятельность Лиги белого креста, которая была организована в 1883 г. для помощи женщинам, вынужденным заниматься проституцией в Лондоне. С 1911 г. лондонская епархия специально выделяла финансирование для расширения сферы деятельности Лиги и на мужчин [6, с. 201]. Важно отметить, что к подопечным Лиги не применялось уголовное наказание, предусмотренное британским законодательством за проституцию и содомию [12, с. 7].

В течение XX в. представление церкви о гомосексуальности менялось благодаря ее членам, которые вступали в различные организации гомосексуалов и психологов, создаваемые для изменения отношения общества к однополым отношениям [7, с. 16-19]. Важным новаторством стало создание Совета по моральному благосостоянию — церковного органа, изменившего представление общественности о сексуальности: во-первых, Совет доносил последние научные исследования в области любви и брака до широкой публики

через различные социальные программы и, во-вторых, сыграл решающую роль в легализации однополых отношений, влияя на различные формальные институты [6, с. 40].

Вторая мировая война существенно расширила представления британцев о нормативной и ненормативной сексуальности, и это позволило Гилберту Расселлу, священнику и члену образовательного комитета Совета, в 1940 г. издать памфлет «Сексуальные проблемы во время войны», в котором он утверждал, что попытки сублимировать гомосексуальность через молитвы могут сделать положение хуже. Он советовал обращаться к терапии, что для такого консервативного института, как церковь, было уже действительно прогрессивным решением [6, с. 204].

Впоследствии Советом был взят курс на модернизацию отношения к гомосексуалам, выразившийся в издании отчета «Проблема гомосексуальности», в создании которого принимали участие медики, юристы и священство. Этот отчет постулировал, что гомосексуальность, несмотря на то что она греховна, не должна рассматриваться как преступление, а государство не должно вмешиваться в личную жизнь. Поэтому члены Совета обратились к парламенту с просьбой о пересмотре законов в сторону декриминализации. Кроме того, члены Совета обратились в церковную ассамблею, парламентский орган церкви, для верификации отчета.

Д. Максвелл-Файф, консервативно настроенный лорд-канцлер

Великобритании, был против реформ, однако он понимал, что в обществе

назревает необходимость перемен. Члены Совета оказывали на него давление,

рекомендуя создать комитет, который займется оценкой необходимости

изменения законов. Тогда Максвелл-Файф обратился к Кабинету с вопросом о

создании комиссии для пересмотра законов о проституции и

гомосексуальности. Чтобы быть уверенным в создании комитета, Совет

обеспечил доставку своего отчета каждому члену парламента [6, с. 46]. 15

апреля 1954 г. был создан ведомственный комитет, известный как комитет

Вольфендена, названный в честь его председателя лорда Вольфендена

169

(1906-1985), британского педагога-теоретика, известного своими прогрессивными взглядами [1, с. 176-178].

В результате деятельности этого комитета в 1967 г. гомосексуальность в Великобритании была декриминализована. Это решение активно поддерживалось архиепископом Кентерберийским М. Рамсеем. Однако необходимо отметить, что позиция Совета по моральному благосостоянию не отражает позицию всего священства, поэтому на протяжении последующих 30 лет внутри англиканской церкви шли дискуссии о должном отношении к гомосексуалам.

Относительный консенсус был достигнут на конференции в Ламбете в 1998 г. Хотя священством было решено «с учетом Писания поддерживать верность браку между мужчиной и женщиной в пожизненном союзе» [10, option B], следующие статьи резолюции показывают смягчение взглядов на гомосексуальность.

Они утверждали, что воздержание правильно для тех, кто не призван к браку, и что они не могут рекомендовать благословлять однополые союзы или назначать геев на церковные должности. Однако указано, что они «обязуются прислушиваться к опыту гомосексуалов и хотят уверить их, что они любимы Богом и что все верующие люди, независимо от сексуальной ориентации, являются полноправными членами Тела Христова» [10, option C], а также англиканская церковь «призывает людей поддерживать всех, независимо от сексуальной ориентации, и осуждать иррациональный страх перед гомосексуалами, насилие в браке и любую тривиализацию и коммерциализацию сексуальных отношений» [10, option F], что, несомненно, прогрессивнее мнения других христианских церквей.

Очередной спорный момент возник в 2005 г., когда на территории

Великобритании были разрешены гражданские партнерства. Среди священства

англиканской церкви возник вопрос, допустимо ли священникам вступать в

такие партнерства. В итоге Архиерейский дом, отделение Синода,

ответственное за образовательную часть, в 2005 г. принял декларацию,

согласно которой геи-священники могут вступать в гражданские партнерства, если они подтвердят епископу, что они соблюдают целибат [9, Section 19, 20]. Это решение также породило споры в англиканской среде, связанные с двумя моментами: во-первых, в священстве возникло неравноправие в пенсионных правах: овдовевшая супруга священника могла рассчитывать на годовую пенсию в размере 7550 фунтов в год, в то время как для оставшегося в живых члена гражданского партнерства размер пенсии составил бы 3370 фунтов в связи с тем, что пенсия в данном случае начислялась только с декабря 2005 г, когда закон о гражданских партнерствах вступил в силу. Эта ситуация противоречила законодательству, так как гражданские партнерства и браки были полностью уравнены в пенсионных правах. Для разрешения этой проблемы в 2010 г. Генеральный синод принял решение расширить пенсионные права членов гражданских союзов, устранив неравноправие [4].

Однако согласно Виндзорскому отчету 2004 г. члены гражданских партнерств не могли быть произведены в епископы [13, с. 16]. Это также вызывало недовольство со стороны гей-сообщества, так как дискриминировало его статус. Под воздействием нескольких церковных групп, выступающих за равноправие в церкви, например, «Изменяя отношение», а также из-за внутренних противоречий, вызванных решением Джеффри Джона, главы прихода Сэнт-Олбанса, занять пост епископа Рэдинга в 2003 г., принятым в связи с выступлениями консервативных групп, так как было известно, что он находится в отношениях с другим священником, хотя они неоднократно подтверждали, что придерживаются целибата, кроме высказывания своего недовольства различные приходы предпринимали и вполне конкретные меры, например, не выплачивали средства в епархиальные фонды. В 2013 г. Архиерейский дом принял решение допустить членов гражданских партнерств до сана епископа [5]. Первый гей-епископ Николас Чемберлен совершил каминг-аут в 2016 г., в ответ на угрозу принудительного аутинга (т. е. публичного раскрытия гомосексуальности того или иного человека, совершенного третьим лицом) со стороны СМИ [3].

171

Еще одно разногласие, вызывающее ожесточенные споры различных церковных группировок, также возникло из положения, высказанного в Виндзорском отчете. Согласно ему, церковные служители не должны проводить никаких обрядов, связанных с вступлением в гражданское партнерство, даже отличавшихся по своим ритуалам от обряда венчания, например, ритуала благодарения. Здесь высшие церковные чины встретились с сопротивлением рядового священства: многие священники некрупных церквей проводили разного рода благословения, в том числе и открыто. Вероятно, это можно объяснить позицией Архиепископа Кентерберийского, который заявлял, что однополым парам так же, как и гетеросексуальным, свойственна супружеская верность и глубина чувств, а также позицией, высказанной на Ламбетской конференции и в ряде других церковных документов, согласно которой все англикане одинаково любимы Богом, а значит, и верующие гомосексуалы достойны церковного празднования заключения официальных отношений. Запрет же можно связать как с активностью английских консервативных групп, так и с нежеланием разрывать отношения с консервативными англиканскими церквями ряда других стран и опасениями быть обвиненными в отступлении от Писания. Эта ситуация усугубилась в 2014 г. с легализацией однополых браков. Чтобы разрешить противоречия, а также избежать обвинений в лицемерии, Архиерейский дом в январе 2014 г. издал пасторальный гид, в котором пересматриваются некоторые принципы церкви в связи с изменениями в законодательстве. В нем еще раз подчеркивается, что отношение церкви к браку как к союзу мужчины и женщины не меняется, однако служителям церкви разрешается проводить неформальные обряды, которые станут свидетельством заботы и любви со стороны англиканской церкви в отношении однополых пар [8]. Таким образом, на сегодняшний день англиканская церковь признает однополые союзы, противодействует любого рода гомофобии и достаточно быстро трансформируется в соответствии с запросами современного общества.

Необходимо отметить, что не все изменения принимались одинаково хорошо в англиканском сообществе, так как в принципе сложно говорить о

единой англиканской церкви: она имеет множество внутренних течений, а также приходы во многих, в том числе и резко консервативных, странах мира. Также достаточно очевиден скачкообразный характер изменений, который можно связать с личными убеждениями высших чинов англиканской церкви — архиепископа Кентерберийского и Йоркского. Кроме того, можно предположить, что коллективные решения, принимаемые для облегчения положения гомосексуалов, носят характер уступок перед внешним и внутренним социальным напряжением, в связи с чем церковь Англии часто подвергается критике со стороны консервативных групп и других ветвей христианства за отход от Писания и заигрывания с гомосексуалами, а также со стороны гомосексуального сообщества за декларативный характер изменений. Тем не менее необходимо признать, что англиканская церковь внесла большой вклад в декриминализацию и дестигматизацию гомосексуальности в Великобритании, а также Канаде и США. Кроме того, она динамично меняется и приспосабливается к трендам.

Итак, политика англиканской церкви в отношении гомосексуальности и сексуальности вообще последовательно менялась в сторону все более позитивного отношения, однако нельзя сказать, что это был четко направленный процесс. Правильнее будет уточнить, что современная толерантность англиканской церкви к гомосексуальности стала результатом многих факторов, среди которых личная инициатива, историческая ситуация и ответ на запросы общества.

Список литературы

1. Bengry J. Queer profits: Homosexual scandal and the origins of legal reform in Britain // Queer 1950s: Rethinking Sexuality in the Postwar Years / Ed. by M. Cock & H. Bauer. Palgrave Macmillan, 2012.

2. Berliner A. K. Sex, Sin, and the Church: The Dilemma of Homosexuality // Journal of Religion and Health. 1987. Vol. 26, No. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstor.org/stable/27505916 (дата обращения: 26.04.2018).

3. Bishop of Grantham first C of E bishop to declare he is in gay relationship // The Guardian. Fri 2 Sep 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/sep/02/nicholas-chamberlain-bishop-of-grantham-c-of-e-gay-relationship (дата обращения: 26.04.2018).

4. Church of England General Synod extends pension rights for gay partners. // The Guardian. 11 Feb, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2010/feb/11/anglican-synod-gay-pension-rights (дата обращения: 26.04.2018).

5. Church of England rules gay men in civil partnerships can become bishops // The Guardian. Fri 4 March 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2013/jan/04/church-of-england-gay-bishops (дата обращения: 26.04.2018).

6. Delap L., Morgan S. Men, Masculinities and Religious Change in Twentieth-Century Britain. Springer, 2013.

7. Hilliard D. Unbritish and Unmanly: Anglo-Catolicism and Homosexuality // Victorian Studies. Winter, 1982.

8. House of Bishops Pastoral Guidance on Same Sex Marriage [Электронный ресурс]. URL: https://www.churchofengland.org/more/media-centre/news/house-bishops-pastoral-guidance-same-sex-marriage (дата обращения: 26.04.2018).

9. House of Bishops Statement on Civil Partnerships 2005. Section 19, 20 [Электронный ресурс]. URL: https://www.churchofengland.org/sites/default/files/2017-11/House%20of%20Bishops%20Statement%20on%20Civil%20Partnerships%202005.pdf (дата обращения: 26.04.2018).

10. LambethConferenceResolutionsArchive, 1998, sectionI.10 [Электронный ресурс]. URL: http://www.anglicancommunion.org/media/76650/1998.pdf (дата обращения: 26.04.2018).

11. Resolution 15. The Life and Witness of the Christian Community - Marriage and Sex // The Lambeth conference. Resolutionarchivefrom 1930 [Электронный ресурс]. URL: http://www.anglicancommunion.org/media/127734/1930.pdf (дата обращения: 26.04.2018).

12. TamagneFl. A History of Homosexuality in Europe. Vol. II: Berlin, London, Paris, 1919-1939.

13. The Windsor Report 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://www.anglicancommunion.org/media/68225/windsor2004full.pdf (дата обращения: 26.04.2018).

УДК 94

Беспалова Елена Олеговна

студентка II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В ЕВРОСОЮЗЕ: ОТ ВХОЖДЕНИЯ ДО BREXIT

Elena O. Bespalova

Student of the Department of History, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia e-mail:[email protected]

GREAT BRITAIN IN THE EUROPEAN UNION: FROMENTRYTOBREXIT

Аннотация. Проанализированы характерные особенности политики Великобритании в составе Евросоюза, ее несгибаемая позиция в отношении своего государственного

© Беспалова Е.О., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.