Научная статья на тему 'Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций'

Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
788
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗОЛЮЦИИ ЛАМБЕТСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ О ЖЕНЩИНАХ / ЖЕНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / ЖЕНЩИНЫ-СОТРУДНИЦЫ / ОРДИНАЦИЯ ЖЕНЩИН В ДИАКОНЫ / СВЯЩЕННИКИ / ЕПИСКОПЫ / RESOLUTIONS OF THE LAMBETH CONFERENCES RELATING TO WOMEN / MINISTRY OF WOMEN / WOMEN WORKERS / ORDINATION OF WOMEN TO THE DIAKONATE / PRIESTHOOD / EPISCOPATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Постернак Андрей Владимирович

Статья посвящена вопросу эволюции женского служения в Англиканской церкви с конца XIX по начало XXI вв. по решениям Ламбетских конференций. Автор последовательно рассматривает изменение позиции церкви по вопросу ординации женщин в диакониссы, священники и епископы и приходит к выводу, что церковные иерархи действовали, исходя не из англиканской традиции, а из современной общественной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MINISTRY OF WOMEN IN THE ANGLICAN CHURCH ON LAMBETH CONFERENCES

The article is devoted to the question of the evolution of women’s ministry in the Anglican Church from the end of XIX to the beginning of XXI centuries on the resolutions of the Lambeth conferences. The author consistently considers the change in the position of the Church on the issue of the ordination of women to the diakonate, priesthood, episcopate, and concluded the Church’ hierarchies acted not on the Anglican tradition but in accordance with contemporary social situation.

Текст научной работы на тему «Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций»

Зарубежная история

А.В. Постернак

Церковное служение женщин

в Англиканской церкви

по решениям Ламбетских конференций

Статья посвящена вопросу эволюции женского служения в Англиканской церкви с конца XIX по начало XXI вв. по решениям Ламбетских конференций. Автор последовательно рассматривает изменение позиции церкви по вопросу ординации женщин в диакониссы, священники и епископы и приходит к выводу, что церковные иерархи действовали, исходя не из англиканской традиции, а из современной общественной ситуации.

Ключевые слова: резолюции Ламбетских конференций о женщинах, женское служение, женщины-сотрудницы, ординация женщин в диаконы, священники, епископы.

Вопрос о женском священстве является сейчас одним из наиболее остро обсуждаемых в рамках различных христианских деноминаций. Это, безусловно, революционное явление в современном христианском мире не может еще быть в полной мере осмыслено и проанализировано ни в западной, ни в отечественной историографии, поскольку процесс включения женщин в число священнослужителей (священников и епископов) протестантских церквей еще окончательно не завершен, о чем свидетельствует недавний отказ церкви Англии от ординации женщин в

епископы [4], хотя библиография вопроса уже достаточно обширна [11]. В существующих работах либо излагаются факты с точки зрения как сторонников, так и противников женского священства, причем зачастую в рамках общих исследований [10; 12], или приводятся мнения светских ученых, стремящихся абстрагироваться от конфессиональных позиций и поэтому характеризующих привлечение женщин к церковнослужению как естественный и позитивный процесс, связанный с общими либерально-демократическими тенденциями современного мира [5; 7; 8]. Зачастую характеристика женского священства используется как инструмент пропаганды новых взглядов среди представителей традиционных Церквей, отвергающих такого рода женское служение, в частности, православных и католиков [1; 2; 6; 16-18].

Целью данной статьи является общая характеристика «канонических» оснований женского священства в Англиканской церкви, которые содержатся в решениях Ламбетских конференций, созываемых с 1867 г. (с периодичностью один раз в десять лет) в лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского. Они не являются обязательными для всех членов Англиканского содружества, однако признание ламбетских резолюций церквами, исповедующими англиканское вероучение, наряду с авторитетом архиепископа Кентерберийского, является своего рода условием для их единого существования в современном мире [3, с. 336]. Очевидно, что по постановлениям конференций можно проследить эволюцию общей для англикан церковной доктрины (в той мере, в какой она может вообще существовать), в первую очередь, связанной с проблемами современного общества. К последним, очевидно, относится и вопрос о церковном служении женщин, который в Англиканской церкви претерпел значительные метаморфозы за последнее столетие.

Ламбетские конференции [9; 13-15] поразительно мало сообщают об общей роли женщин в церковной жизни и церковном управлении, зачастую ограничиваясь лишь суждениями о роли семейных ценностей. Лишь в 1920 г. по решению местных церковных властей женщины допускались в те советы церквей, куда допускались миряне [151 (1920), res. 46], а также рекомендовалось рассмотреть статус женщин-сотрудниц (women workers) и вопрос об условиях их занятости и регулярном вознаграждении [15 (1920), res. 54]. В последнем случае речь, скорее всего, шла о своего рода социальных работниках. Через 10 лет это постановление было расширено: признавалось необходимым предоставить женщинам возможность получить соответствующие навыки и образование с

1 Ссылки на решения конференций приводятся с указанием года и номера резолюции.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

целью помогать ответственным за развитие церковной жизни на приходе и в диоцезе лицам [15 (1930), res. 66]. Каждая женщина-сотрудница, находившаяся на содержании прихода или другой структуры, обязывалась получить соответствующее разрешение епископа, который должен был удостовериться не только в ее пригодности к служению, но и в том, что ее содержание определялось официальным договором с учетом пенсии [Там же, res. 72]. Конференция, очевидно, гарантировала женщинам определенные условия их трудовой деятельности. Конференция 1958 г. особо подчеркивала вклад женщин в дело церковной миссии и признавала необходимым активно привлекать их к более ответственным формам служения [15 (1958), res. 93].

Естественно, наиболее важным для участников конференций был вопрос о женском церковно- и священнослужении. Хотя в Англиканской церкви назначения на должность диаконисс начались уже с 1862 г., Ламбетские конференции 1867, 1878 и 1888 гг. ничего не сообщают об институализированном женском служении. В конце XIX в. оно могло осуществляться лишь в понятных для членов Церкви формах, что и констатировала Ламбетская конференция 1897 г. [15 (1897), res. 11]: в форме братств, сестричеств и восстановленной на древних принципах, но, как уже было сказано, по сути новой для Англиканского сообщества должности диаконисс. Очевидно, служение последних даже к началу XX в. не стало повсеместным, поскольку на очередной конференции 1920 г. необходимость формального и канонического восстановления этого служения повторно подтверждалась для всего Англиканского сообщества [15 (1920), res. 47] с уточнением, что только данный чин (order) применительно к женщинам несет на себе печать апостольства [Там же, res. 48] и, по сути, является для них единственной формой церковного служения. Под «аpostoИcappшval», очевидно, подразумевалось преемство служения диаконисс с апостольскими временами (почти буквально это решение будет повторено в 67 резолюции Ламбетской конференции 1930 г. и в 114 - 1948 г.). Кроме того, служение диаконисс рассматривалось - по образу древнего и отличного от собственно диаконского - как оказание необходимой физической и духовной помощи женщинам. И хотя диакониссы пожизненно посвящали себя новому служению, однако не обязывались приносить обет безбрачия, что, впрочем, можно было делать в частном порядке [15 (1920), res. 49, (1930), res. 69].

Утверждались общие для всех ветвей Англиканского сообщества правила поставления диаконисс, вносившиеся в обязательную для англикан «Книгу общих молитв». Правила включали в себя молитву и возложение

рук епископа на посвящаемую; вручение ей епископом Нового Завета и молитвенную формулу, наделявшую полномочиями диакониссу как церковнослужительницу [15 (1920), res. 50]. Данная формула для всех частей церкви должна была быть однотипной, но в несущественных деталях могла меняться, в зависимости от местных церковных потребностей [Там же, res. 51]. В резолюции конференции 1930 г. уточнялось, что вышеописанное поставление должно происходить перед лицом всей церкви (т.е. не носить тайный характер), только не в постные дни (Emberseasons) и не одновременно с посвящением священников и диаконов [15 (1930), res. 68].

В дополнение к обычным обязанностям, которые в постановлениях не уточнялись, но, видимо, были связаны с социальным служением, диа-кониссе дозволялось выполнять определенные литургические функции: подготовка (видимо, женщин - candidates) к крещению и конфирмации, помощь при крещении, и, более того, совершение этого таинства в случае необходимости; молитва (очевидно, частная) с женщинами, оказавшимися в трудных обстоятельствах, и разрешение их недоумений, а также, с позволения приходского священника и епископа, в зависимости от обстоятельств и время от времени, - чтение в храме утренних и вечерних молитв и совершение литании (за исключением частей, произносимых только священником), а с особого разрешения епископа - возглавление молитвы, наставление и увещание прихожан [15 (1920), res. 52]. Эти же обязанности дословно подтверждались 70-м постановлением конференции 1930 г. с дополнением, что диаконисса не может участвовать в совершении Евхаристии [15 (1930), res. 70]. Перечисленные полномочия никак не были связаны со священническими обязанностями и, как видно, находились под очевидным контролем приходских пасторов и епископата. И даже осторожное в отношении женщин решение на тот момент [15 (1920), res. 52] было поддержано далеко не единогласно: при голосовании по данной резолюции «за» высказались 117 чел., «против» - 81. Впрочем, сам факт публичных выступлений женщин и руководства ими молитвой с разрешения епископа вне храма: в освященных и неосвященных местах, - не отвергался, и, более того, предлагалось создать для этого соответствующие благоприятные условия, одинаковые для представителей обоих полов, а проводимые в диоцезах мероприятия, как для мужчин, так и для женщин, попадали под одинаковый контроль и субординацию провинциального священноначалия [Там же, res. 53]. 71-я резолюция 1930 г. включала рекомендацию епископам разрешать женщинам со специальной подготовкой проповедовать, проводить семинары-встречи и давать духовные наставления [15 (1930), res. 71].

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

В резолюции 1948 г. уже начал обсуждаться вопрос о рукоположении женщин, очевидно, в связи с ординацией в 1944 г. в Гонконге диако-ниссы Флоренс Ли Тим Ой. Генеральный Синод Англиканской церкви в Китае по представлению Южнокитайского диоцеза предложил установить в качестве эксперимента двадцатилетний срок, в который диако-ниссы (при определенных условиях) могли рукополагаться в священники. Ламбетская конференция утвердила решение, что подобная практика будет противоречить традиции и установлениям Англиканской церкви и серьезно повлияет на отношения между членами Англиканского сообщества [15 (1948), res. 113]. Вновь подтверждалось со ссылкой на 67-ю резолюцию 1930 г. и на решения обеих палат Кентерберийской и Йоркской конвокаций, что служение диаконисс - единственное допустимое для женщин через возложение рук служение в Англиканской церкви [Там же, res. 114]. Конференция призывала ее членов поощрять деятельность диа-конисс и более четко определять их функции в провинциях [Там же, res. 116]. И, несмотря на то, что существовало мнение о необходимости пересмотра вопроса о рукоположении женщин в священники, конференция (со ссылкой на доклад архиепископской комиссии 1935 г. о женском служении) констатировала тот факт, что время для этого еще не пришло [Там же, res. 115].

Впрочем, уже через десять лет в отношении женского диаконата и священства происходит прорыв. Диакониссы и диаконы, по сути, уравнивались в своих правах [15 (1968), res. 32]: диаконат как служение ближним и литургическое служение признавался доступным для мужчин и женщин, имеющих светские профессии, и тех, кто готовится принять священство; рукоположенные с соответствующими молитвами диакониссы признавались в полной мере обладающими диаконскими функциями [Там же], и на них должно было распространяться церковное законодательство соответствующих церковных провинций. Очевидно, решение о признании диаконисс полноценными диаконами, т.е. обладающими и литургическими функциями, отсутствовавшими у них ранее, активно дискутировалось, о чем свидетельствует результат голосования по 32 резолюции: «за» -221, «против» - 183 голоса.

Главным нововведением Ламбетской конференции 1968 г. становится признание женского священства (ровно через десять лет после аналогичного решения в Шведской церкви). На конференции богословские аргументы «за» и «против» ординации женщин были признаны неубедительными [Там же, res. 34] и региональным церквам было предложено тщательно изучить данный вопрос, а выводы представить в Англиканский консультативный совет или Ламбетское консультативное собрание

(ACCILCB: Anglican Consultative Council I Lambeth Consultative Body), который обнародует их в рамках всей церкви [15 (1968), res. 35]. АСС должен начать переговоры с другими церквами, которые как допускали, так и нет женщин к священническому служению, и распространить соответствующую информацию среди членов Англиканского содружества [Там же, res. 36]. Национальным и региональным церквам рекомендовалось до принятия решения о рукоположении женщин провести консультации и тщательно проработать данный вопрос с АСС [Там же, res. 37]. В то же время на конференции было выражено пожелание национальным и региональным церквам или провинциям, где еще не было такой практики, привлекать подготовленных должным образом женщин к совершению литургии, проповеди, крещению, чтению Священного Писания (Апостола и Евангелия) на литургии и к помощи во время преподания собравшимся Причастия [Там же, res. 38]. Последнее решение конференции можно считать ключевым в начале истории женского священства в Англиканской церкви, которая отныне признавала новый принцип церковной жизни - право женщин на исполнение литургических функций, которое ранее за ними не признавалось.

Естественно, запущенный в 1968 г. процесс в отношении активной интеграции женщин в литургическую жизнь Англиканской церкви должен был стремительно развиваться. Уже в 1978 г. решение о признании диаконисс полноценными диаконами [Там же, res. 32с] становилось обязательным для всех членов Англиканского содружества, которые были обязаны провести необходимые формальные и литургические изменения с целью включения женщин именно в число диаконов, а не в особый чин диаконисс [15 (1978), res. 20]. Хотя участники конференции призывали к продолжению широкого богословского обсуждения вопроса о женском священстве в рамках Англиканского содружества [Там же, res. 21.8], однако де-факто вопрос уже начал решаться.

На протяжении десяти лет после 1968 г. Англиканская церковь Канады, Епископальная Соединенных Штатов, церковь провинции Новой Зеландии и диоцеза Гонконг допустили женщин к принятию священства, а 8 других членов Содружества (не уточнялось, каких) признали, что не существует общих фундаментальных или богословских причин для отстранения женщин от священнического служения трех степеней [Там же, res. 21.1]: последний тезис, таким образом, обосновывал перспективу рукоположения женщин в епископский сан, хотя данный вопрос непосредственно на конференции не обсуждался. Дискуссии по поводу посвящения женщин и рукоположения как такового, очевидно, вызвали целый ряд нестроений, которые предлагалось устранить

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

пастырским попечением, в первую очередь, местных епископов [15 (1978), res. 21.2]. В связи с данным фактом конференция передавала на усмотрение каждого члена Содружества решение о женской ординации [Там же, res. 21.3а], однако таковое признавалось существенным и в целом для Англиканской церкви [Там же, res. 21.3b], которой было необходимо сохранить единство [Там же, res. 21.4], а каждому члену Содружества пребывать в литургическом общении друг с другом, независимо от того, рукополагают или только собираются рукополагать женщин в той или иной локальной церкви [Там же, res. 21.5a, 21.6a-b]. Главными гарантами единства в сложных вопросах (а конкретно - по данному) признавались епископы, общение с которыми и должно было его обеспечивать внутри церкви [Там же, res. 21.5b]. Англиканский консультативный совет должен был стать посредником в диалоге между членами Содружества, которые рукополагают женщин, и теми, кто отвергают данную практику, с тем, чтобы максимально полно использовать вклад женщин в общем церковном служении Содружества [Там же, res. 21.5сі]. Последний тезис, хотя и общего характера, по сути, являлся призывом конференции повсеместно признать женское священство. АСС, кроме того, должен был продолжать переговоры с неангликанскими церквами (очевидно, все по тому же женскому вопросу) [Там же, res. 21.5сіі]. Был поднят вопрос о возможности служения рукоположенных женщин в провинциях, где женщин не рукополагали. Такая практика допускалась лишь в случае необходимости пастырского окормления провинций и при отсутствии возражений со стороны епископа, клира и мирян, когда имелось законное разрешение соответствующей инстанции, например, прихода [Там же, res. 21.6сі-іі].

Очевидно, участники Ламбетской конференции сознавали, что новое решение вызовет негативный резонанс среди других христианских Церквей (Католической, Православной и Старокатолической), поэтому, надеясь на продолжение совместного диалога с другими христианскими конфессиями, предлагали дополнительное разъяснение по всему вышесказанному, ссылаясь на сохранение разнообразия в единстве веры как неотъемлемую часть англиканского наследия, а, с другой стороны, на то, что ординации женщин происходят в рамках традиции, воспринятой Англиканским сообществом, исторически связанной с разными формами служений [Там же, res. 21.7а-с]. По итогам 21-й резолюции «за» проголосовали 316 чел., «против» - 37, воздержались - 17. Очевидно, конференция действовала «на опережение» дальнейших событий и признавала за членами Содружества право желать рукоположения женщин в епископы, однако в таком направлении предлагалось действовать в соответствии с

местным церковным законодательством при проведении консультации с епископатом через своих предстоятелей (примасов) и во избежание раздоров при поддержке большинства членов соответствующей церкви [15 (1978), res. 22].

Таким образом, 1978 г. становится в каком-то смысле переходным в истории Англиканской церкви в отношении женского служения. С одной стороны, решение о рукоположении женщин не признавалось обязательным для всех членов Содружества, и сам вопрос еще продолжал обсуждаться, а с другой - в рамках Англиканской церкви он признавался фактически решенным: дискуссии сводились к прояснению технических вопросов о том, как примирить сторонников и противников новой формы служения. Эти события разворачивались по шведскому сценарию: изначально в Шведской церкви женское священство лишь допускалось как законное, а затем признание женщин-священников стало фактическим условием принятия священства для всех кандидатов [7, с. 97].

Естественно, вопрос о женском епископате должен был стать следующей проблемой, обсуждавшейся на Ламбетской конференции 1988 г., уже первым решением которой являлось признание за провинциями права рукополагать или посвящать женщин в епископский сан. Вопрос был лишь относительно несогласных с подобной практикой: им предписывалось уважать принятое решение и признать его для других церквей Содружества, сохраняя единство со всеми его членами [15 (1988), res. 1.1]. В частности, епископы ради этого, а также из пастырских соображений, были обязаны поддерживать уважительные отношения и литургическое общение с епископами-женщинами [Там же, res. 1.2] и с представителями клира и конгрегаций, несогласных с мнением епископа [Там же, res. 1.4]. Совместно с примасами других церквей архиепископ Кентерберийский создавал согласительную комиссию по урегулированию отношений между провинциями в данном вопросе [Там же, res. 1.3a-b], поскольку конференция констатировала тот факт, что рукоположение женщин в епископы могло оскорблять чьи-то чувства и вызывать сомнения в законности епископальных актов [Там же, 1.5]. 1-ю резолюцию 1988 г. поддержали 423 чел., высказались против - 28, а воздержались - 19. Таким образом, к концу 1980-х гг. Англиканская церковь окончательно легитимизировала не только женское священство, но и епископство. А через десять лет поменяется и отношение Англиканской церкви к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, признав их также членами Церкви, которых «любит Бог» [15 (1998), res. I.10c].

По сути, конференция 2008 г. лишь закрепляла уже достигнутые решения, в отдельных случаях их разъясняя. В частности, по поводу женс-

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

кого священства уточнялось решение Англиканской консультативной комиссии 1976 г. о том, что Святой Дух, как и в апостольские времена, может и сейчас действовать, но по-новому: «болезненно» для восприятия христианами и «волнующе» раскрывая Благую весть [14 (2008), res. 106]. Впрочем, в этой же резолюции содержится ссылка на решения Ламбетской конференции относительно лиц нетрадиционной сексуальной ориентации [15 (1998), res. I.10], которых надо «уметь слушать» [14 (2008), res. 106]. Вообще, именно последний вопрос и рассматривался как главная и наиболее актуальная проблема Англиканской церкви [Там же, res. 110-113).

Таким образом, можно констатировать тот факт, что предметом обсуждения участников Ламбетских конференций в отношении женщин становится, главным образом, священнослужение. Другие формы женской церковной деятельности обсуждались в 1920-1930-е гг., скорее, в административно-экономическом ключе, в связи с допуском женщин в церковные советы и гарантией определенных условий работы.

Долгое время, а именно до 1968 г., даже несмотря на единичные рукоположения женщин в годы войны, женский диаконат рассматривался на Ламбетских конференциях как единственная форма церковного (но не литургического, т.е. связанного с непосредственным участием в Таинствах) служения женщин, носившего ярко выраженный социальный характер в отношении женской части англиканских общин: в таких условиях полномочия диаконисс не выходили за рамки приемлемых и для мирян (например, чтение утренних и вечерних молитв в храме). В 1968 г. конференция уравняла церковный статус женщин и мужчин, принимавших диаконский сан, фактически легализовав этим право женщин на литургические функции, а, соответственно, и священство. Через десять лет это решение в отношении диаконисс для членов Англиканского содружества уже станет обязательным, а процесс ординации женщин начнет довольно быстро развиваться и дискуссии перейдут уже в техническую плоскость -вопрос о допустимости женского священства не только не обсуждается, но уже постепенно эволюционирует в проблему допустимости женского епископата в будущем. Логично, что еще через десять лет, в 1988 г., женский епископат будет легализован, а дискуссии опять перейдут в процедурное русло: как быть с теми, кто не согласен, как сохранить церковное единство в новых условиях и т.д.

Конец 1960-х гг. - переходный период в новейшей истории всего западного общества, когда одновременно с развитием протестных молодежных идеологий поднялась третья волна феминизма, и начался переход к постиндустриальному обществу, в корне изменившему пред-

ставление нового поколения людей о традиционных ценностях, основы- ^ „

вавшееся на христианской традиции. Естественно, трансформировались х §

статус брака и семьи, а, соответственно, и женщины - теперь, в новых щ |

условиях, более активной и самостоятельной. Именно в это время, после 3

Второго Ватиканского собора, будут запущены мощные модернизаци- *

онные процессы и в Католической Церкви, и Англиканская, вслед за 2

Шведской, также не могла остаться от них в стороне. Впрочем, в данном случае участники Ламбетских конференций действовали, исходя не из англиканской традиции, а из сложившейся общественной ситуации, что очевидным образом свидетельствовало об активно развивавшемся конформизме как новой магистральной линии протестантских церквей Англиканского содружества в отношении современного ему западного общества.

Библиографический список

1. Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М., 2002.

2. Бурега В.В. Проблема «женского священства» в современном протестантизме (23.01.2012) // Богослов. Научный богословский портал. URL: http:// www.bogoslov.ru/text/2364041.html (дата обращения: 18.08.2013).

3. Дмитриева О.В. Англиканское содружество // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 334-337.

4. Женщин не разрешили посвящать в епископский сан // Вести. Ежедневная интернет-газета. 20.11.2012. URL: http://www.vesti.ru/doc.

html?id=964331&cid=9 (дата обращения: 18.08.2013).

5. Остапенко Г.С., Чернышева О.В. Проблема женского равноправия в протестантских церквах Европы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1996. С. 57-71.

6. Третьяков А.В. Женское священство в англиканской церкви // Pravmisl.ru.

Учебные материалы. URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_

content&task=view&id=348 (дата обращения: 18.08.2013).

7. Чернышева О.В. Женское священнослужение в Швеции // Новая и новейшая история. 2012. № 6. С. 86-102.

8. Чернышева О.В. Церковь и демократия. Опыт Швеции. М., 1994.

9. Anglicansin Canada: Historical resources. URL: http://home.cogeco.ca/~alhayes/ anglicancanada/lambethwomen1.htm (дата обращения: 18.08.2013).

10. Chadwick O. The Christian Church in the Cold War. L., 1993.

11. Cranford L. Ordination and Women: A Bibliography Compiled by Lorin L. Cranford from Book Where 4.2 search and generated via Citation 8.0 into Turabian bibliographic format on 6.4.03. URL: http://www.cranfordville.com/ BiblioOrdinationWomen.htm#_ftn1 (последнее обращение: 18.08.2013).

12. Frauenordination. Studien zu Kirchenrecht und Theologie / Hrsg. von W. Bock, W. Lienemann. Heidelberg, 2000. Bd. 3.

13. The Lambeth Conference Official Website. URL: http://www.lambethconference. org/resolutions/downloads/index.cfm (дата обращения: 18.08.2013).

Зарубежная история

14. Lambeth Indaba. Capturing Conversations and Reflections from the Lambeth Conference 2008. Equipping Bishops for Mission and Strengthening Anglican Identity 3 August 2008. L., 2008.

15. The Lambeth Conference: Resolutions Archive from 1867 (-1998). L., 2005.

16. Prieler-Woldan M. Das Konzil und die Frauen: Pionierinnen fur

Geschlechtergerechtigkeit in der katholischen Kirche. Linz, 2013.

17. Thrall M.E. The Ordination of Women to the Priesthood. A Study of the Biblical Evidence. L., 1958.

18. Warum Keine Ordination der Frau? Unterschiedliche Einstellungen in Den Christlichen Kirchen / Hrsg. von E. Gossmann, D. Bader. Munchen, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.