Научная статья на тему 'Рец. На: The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / p. Avis, B. M. Guyer, eds. N. Y. : Bloomsbury t&t Clark, 2017. 437 p'

Рец. На: The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / p. Avis, B. M. Guyer, eds. N. Y. : Bloomsbury t&t Clark, 2017. 437 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. На: The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / p. Avis, B. M. Guyer, eds. N. Y. : Bloomsbury t&t Clark, 2017. 437 p»

Pe^ Ha: The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / P. Avis, B. M. Guyer, eds. N. Y.: Bloomsbury T&T Clark, 2017. 437 p.

Rev. op.: The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / P. Avis, B. M. Guyer, eds. N. Y.: Bloomsbury T&T Clark, 2017. 437 p.

Англиканское сообщество является самой многочисленной по количеству прихожан и авторитетной протестантской деноминацией, включающей в себя более 38 региональных или национальных автономных Церквей с 80 млн последователей в 164 странах во главе с епископатом в 1000 человек. Залогом относительного единства членов сообщества является признание каждым из них четырех церковных институтов: помимо Ламбетских конференций и кафедры Архиепископа Кентерберийского это Англиканский консультативный совет (Anglican Consultative Council) (c 1968 г.) и совещание примасов (Primates' Meeting) (с 1978 г.). Признание даже рекомендательного характера постановлений Ламбетских конференций по-прежнему объединяет всех членов Англиканского сообщества. В 2017 г. исполнилось 150 лет с созыва первой конференции, с которой начинается история этого наиболее авторитетного действующего англиканского института, который самими англиканскими богословами рассматривается как особое явление, своего рода процесс, и в таком контексте упоминается в их трудах в единственном числе — «Ламбетская конференция». 24 июля — 3 августа 2020 г. должна состояться 15-я конференция (с официальным призывом «Божия Церковь для Божьего мира») с участием более чем 900 епископов1, в рамках подготовки к которой был издан данный сборник богословских статей, отражающих официальную позицию Англиканского сообщества с предисловием ныне действующего Архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. В качестве авторов выступили 18 англиканских богословов и священнослужителей, преподаватели университетов и колледжей Англиканского сообщества Великобритании, США, Австралии и Канады. Сборник разделен на две части: в первой разбираются богословские, исторические и юридические проблемы, вторая посвящена более конкретным вопросам, которые тем не менее выводят на понимание перспектив дальнейшего развития Англиканского сообщества в преддверии нового форума. Представленный в издании список актуальных для сообщества вопросов можно сгруппировать по трем основным блокам: управление и сохранение единства англиканских провинций, экуменизм и миссионерство, отношение к нетрадиционным сексуальным меньшинствам.

Первый вопрос, который волнует авторов сборника, касается церковного управления сообществом: за счет чего при широкой автономии англиканских провинций может сохраняться их единство? Ответ на него авторы зачастую переводят в богословскую плоскость. В частности, австралийский теолог Ст. Пи-

1 См. официальное уведомление о проведении конференции: Lambeth Conference 2020 God's Church for God's World // http://lambethconference.org/ (дата обращения: 20.08.2018).

The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / P. Avis, B. M. Guyer, eds.

кард2 рассматривают Ламбетские конференции как необходимое средство для обеспечения единства англикан и как развитие и постоянное действие Божественной благодати в Церкви. Еще на первой конференции 1867 г. собрание епископов не исключало того, что его решения будут носить доктринальный характер и будут обязательными для всего Англиканского сообщества, но такой подход развития не получил. С другой стороны, концепция единства вышеупомянутых четырех управленческих институтов оформилась лишь в 1970-е гг., в период развития экуменического движения, а с 1980-х и поныне они рассматриваются англиканами как необходимое условие сохранения единства, как «Божественные дары». Их преподание и получение происходит через собрание епископов Ламбетской конференции, и они в такой ипостаси — посредники в отношениях Бога и Англиканского сообщества. По мнению американского богослова из Теннеси и одного из издателей книги Б. Гюйера3, важную роль в объединении англикан по всему миру сыграла британская корона, передавшая свой авторитет Ламбетской конференции, которая в этом смысле и заняла место короля. Впрочем, сохранявшаяся королевская супрематия при номинальной власти правителя способствовала и тому, чтобы избежать превращения Ламбетской конференции в унитарный инструмент главенства над англикана-ми. Б. Гюйер приводит слова Архиепископа Кентерберийского М. Рамсея, что конференция «не панангликанский авторитетный синод, не Англиканский патриархат, но семья Церквей»4.

Обсуждение статуса Ламбетской конференции в Англиканском сообществе неизбежно выводило на проблему современной роли епископа в провинциях и приходах. Пастор и преподаватель кембриджского Тринити-колледжа Дж. Моррис5 указывает на то, что с XIX в. власть епископа постепенно изменилась от автократичной к совместной с клиром и мирянами. Теперь епископ выступает как поборник «общественной морали», которая сама по себе тоже условна в плюралистичном мире. С другой стороны, сам епископат, ранее состоявший из англичан, в условиях постколониального и мультикультурного мира меняется. При этом старейшим управленческим институтом Англиканской Церкви по-прежнему остается Кентерберийская кафедра6, авторитет которой важен при принятии резолюций Ламбетских конференций, пребывающих с архиепископами в своеобразном «симбиозе».

Очевидно, сохранение внутреннего единства при существующих управленческих институтах для англикан оказывалось невозможным без признания минимальных вероучительных принципов, сформулированных Нью-Йоркским епископом Уильямом Хантингтоном, автором так называемого «Ламбетско-

2 Pichará St. The Lambeth Conference Among the Instrument of Communion... P. 3—22. Здесь и далее, если нет специальных оговорок, идут ссылки на указанное издание «The Lambeth Conference.».

3 Guyer B. M. «This Unprecedented Step»: The Royal Supremacy and the 1867 Lambeth Conference. P. 53-83.

4 Ibid. P. 54.

5 Morris J. Episcopal Leadership in Anglicanism, 1800 to the Present: Changing form, Function and Collegiality... P. 173-204.

6 См.: Avis P. The Archbishop of Canterbury and the Lambeth Conference. P. 23-52.

Чикагского четырехугольника [четырехугольной платформы]» (Chicago-Lambeth Quadrilateral), утвержденного 11-й резолюцией Ламбетской конференции 1888 г.7 От членов сообщества в качестве общего вероучительного основания требовалось признание: 1) Священного Писания Ветхого и Нового Заветов как Слова Божия; 2) Никейского Символа веры как достаточного изложения христианской веры; 3) таинств Крещения и Евхаристии; 4) исторического епископата, обеспечивающего единство управления. По утверждению профессора Оксфордского университета М. Чапмэна8, предложения Хантингтона открывали путь не только для широкого внутреннего объединения англикан, но и становились платформой для переговоров с другими христианскими Церквами, в частности Православной и Католической, а также другими протестантскими деноминациями.

«Ламбетский четырехугольник» тесно связан со следующими, остающимися актуальными для англикан проблемами экуменизма и миссионерской деятельности. Англиканская священнослужительница и профессор Университета Глазго Шарлотта Метуэн9 в развитии названных процессов особое значение придает «Обращению ко всем христианам», обнародованному на Ламбетской конференции 1920 г.10 По ее мнению, оно имело важное значение для дальнейшего оформления экуменического движения и даже сыграло роль в совместном решении христианских Церквей учредить Всемирный совет, возникший уже после Второй мировой войны. «Обращение» не привело к конкретным шагам по объединению, хотя и способствовало неофициальным переговорам англиканских и католических «церковных энтузиастов».

В свою очередь, гораздо ранее экуменических процессов в Англиканском сообществе развернулась миссионерская деятельность, квинтэссенцией которой, по словам англиканского священника и профессора Университета Торонто Э. Раднера11, и стала работа Ламбетских конференций. Особенный размах миссионерские процессы приобретут после Второй мировой войны в условиях массовой деколонизации стран третьего мира, когда Англиканское содружество столкнется с трудностями развития местных церквей, уже не имевших жесткой координации в развитии собственной жизни.

Наиболее острую и, очевидно, злободневную проблему семейных и сексуальных отношений для англикан поднимает в своей статье сотрудник Кембриджского института Кирби Э. Годдард12, в частности проблему признания законного статуса лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Резолюция Лам-

7 The Lambeth Conference. Resolutions Archive from 1888. Resolution 11. URL:http://www. anglicancommunion.org/media/127722/1888.pdf (дата обращения: 22.08.2018).

8 Chapman M. William Reed Huntington, American Catholity and the Chicago-Lambeth Quadrilateral... P. 84-106.

9 Methuen Ch. The Making of «An Appeal to All Christian People» at the 1920 Lambeth Conference. P. 107-132.

10 The Lambeth Conference. Resolutions Archive from 1920. Resolution 9. URL: http://www. anglicancommunion.org/media/127731/1920.pdf (дата обращения: 22.08.2018).

11 Radner E. Christian Mission and the Lambeth Conferences. P. 132-172.

12 GoddardA. Before and After Lambeth I. 10: The Lambeth Conference on Sex and Marriage. P. 205-234.

The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / P. Avis, B. M. Guyer, eds.

бетской конференции 1998 г. I. 1013 провозглашала необходимость пастырского попечения о людях, имеющих гомосексуальную ориентацию, несовместимую с библейским учением14. Резолюции 110—116 конференции 2008 г. подтвердили позицию Англиканского сообщества, призвавшего своих членов отнестись аккуратно к проблеме гомосексуальных отношений, не признавая их как норму для своих членов и клира15, очевидно, в связи с предшествовавшей ординацией в США открытого гея Джина Робертсона в 2003 г. К гомосексуальным отношениям предлагалось применять ту же практику, что и к полигамии, признаваемой в Англиканском сообществе как историческая традиция в определенных провинциях: это грех, но после крещения вновь обращенный не мог брать новую жену и не допускался до ординации, если не отказывался от соответствующих отношений16. В целом Годдард считает вопрос окончательно не решенным и нуждающимся в дальнейшем изучении.

Епископ Уэльса Гр. Кэмерон продолжает данную тему17: архиепископ Кен-терберийский Роуэн Уильямс учредил специальную комиссию по выходу из кризиса, вызванного ординацией Джина Робертсона, итогом работы которой стал обнародованный 18 октября 2004 г. так называемый Виндзорский доклад. Его авторы осудили действия американских епископов и призвали англикан к согласованным действиям. Комиссия подвергла критике решение канадского диоцеза Нью-Уэстминстер о благословении однополых союзов как поспешное, был введен временный мораторий на ординацию открытых геев, а процесс, начатый после доклада, получил название «Виндзорский». Кэмерон понимает его более широко — как процесс сохранения и поддержания единства сообщества при сохранении автономии его членов. С этой целью в декабре 2009 г. в провинции был разослан новый устав (The Anglican Communion Covenant), включающий в себя вышеупомянутые четырехчастную формулу и перечень институтов управления18. Однако автор далее не конкретизирует, что большинством провинций он по разным причинам так и не был принят (на 2012 г. из 38 признали только 7)19, а временный запрет на ординацию лиц нетрадиционной ориентации в 2009 г. в США был снят и уже в 2013 г. Англиканская Церковь не возражала против возведения в сан открытых геев, если они после избрания будут хранить целомудрие20. Канадская Церковь в 2016 г. избрала своим главой также открытого гея Кевина

13 The Lambeth Conference. Resolutions Archive from 1998. Resolution I. 10с. URL:http://www. anglicancommunion.org/media/76650/1998.pdf (дата обращения: 20.08.2018).

14 Ibid. Resolution I. 10d.

15 The Lambeth Conference. Index of Reflections from 2008. Section H: Human Sexuality. Resolutions 110-116. URL: http://www.anglicancommunion.org/resources/document-library/lambeth-conference/2008/section-h-human-sexuality.aspx (дата обращения 20.08.2018).

16 Ibid. Resolution 114.

17 Cameron Gr. The Windsor Process and the Anglican Covenant. P. 234-258.

18 См.: The Anglican Communion Covenant. URL: http://www.aco.org/media/99905/The_An-glican_Covenant.pdf (дата обращения: 20.08.2018).

19 См.: Davies M. Anglican Covenant defeated in majority of Church of England dioceses (28.03.2012). URL: http://www.bogoslov.ru/text/2509039/index.html (дата обращения 22.08.2018).

20 Англиканская церковь допустила геев к епископству. 4.01.2013. URL: https://www.bbc. com/russian/uk/2013/01/130104_gay_bishops_england.shtml (дата обращения 20.08.2018).

Робертсона, который ничего не говорил об отказе от своих нетрадиционных отношений21.

Современное Англиканское сообщество озабочено не столько богословской и нравственной подоплекой обсуждаемых проблем, сколько вопросом сохранения единства в собственных рядах и боязнью оказаться в противоречии с современными общественными тенденциями. Для сглаживания острых углов в отношениях между провинциями управленческие институты рассматриваются англиканскими богословами как Божественные дары, действие Духа Святого, символы единства и т. д., что само по себе противоречит необязательности решений тех же конференций для всех членов сообщества. Конфликт между свободой каждого члена сообщества и любыми инструментами их координации, будь то Ламбетская конференция или новый устав, следует признать практически непреодолимым. Собственно, Англиканское сообщество нельзя в полной мере назвать и Церковью — термин, которого применительно к англиканам и сами авторы сборника, как правило, избегают, подменяя, например, расплывчатым грецизмом «койнония». Равным образом авторы большое внимание уделяют экуменизму как самому широкому объединению христиан, вплоть до пятидесятников, и также рассматривают его как необходимое действие Благодати Божией, усматривая благоприятные предпосылки для этого (в частности, участие католических представителей в Ламбетской конференции 2008 г.), но все же и для них это вопрос неопределенного будущего. Очевидно, после Второй мировой войны, в том числе в связи с началом женских ординаций, о серьезных попытках литургического и тем более административного объединения с другими христианскими деноминациями дискуссий уже не было — экуменизм рассматривается общающимися сторонами лишь как ни к чему не обязывающий диалог. Примечательно, что обширные дискуссии по поводу объединения ан-гликан с православными Церквами, как Константинопольской, так и Русской, актуальные на начало XX в., также оказываются за пределами внимания англиканских богословов.

По сути, основа единства Англиканского сообщества для них, с одной стороны, — апеллирование к харизматической духовной жизни, которая не стоит на месте, а постоянно развивается, а с другой — полное признание новых ценностей современного Западного мира, связанных с приоритетом прав человека. Показательно, что дискуссии о женском священстве сняты с повестки дня для англиканских богословов, уже ожидающих в будущем назначение женщины на пост архиепископа Кентерберийского, равно как и вопрос о допустимости ординации геев и благословении однополых браков, видимо, будет разрешен положительно. По последнему вопросу, как и в целом к браку, позиция Англиканского сообщества с конца XX в. изменилась от строго ригористичного к либеральному.

Очевидно, последние десятилетия стали для Англиканского сообщества своего рода «Вторым Ватиканом», временем его реформирования в соответствии с

21 Tooley H. First openly gay bishop elected to Anglican church in Canada. 23.09.2016. URL: https://www.premierchristianradio.com/News/World/First-openly-gay-bishop-elected-to-Anglican-church-in-Canada? (дата обращения: 20.08.2018).

Rass F. D. Die Suche nach Wahrheit im Horizont fragmentarischer Existenzialität.

духом времени, однако отсутствие (и более того, отрицание) неизменной канонической традиции, свойственной Церкви, неизбежно превращает новаторские процессы в опасные для христиан уступки секуляризованному миру и направляет их к окончательному размыванию экклесиологии, удаляя Англиканское сообщество от других христианских Церквей.

Постернак Андрей Владимирович, священник канд. ист. наук,

декан Исторического факультета ПСТГУ Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2, 5 этаж, комн. 511 posternakav@inbox.ru

ORCID: 0000-0003-1310-3503

Revd. Andrey Posternak, Candidate of Sciences in History, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russian Federation posternakav@inbox.ru

ORCID: 0000-0003-1310-3503

Рец. ra: Rass F. D. Die Suche nach Wahrheit im Horizont fragmentarischer Existenzialität — Eine Studie über den Sinn der Frage nach Gott in der Gegenwart in Auseinandersetzung mit Gianni Vattimo, John D. Caputo und Jean-Luc Nancy. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. XIV, 227 S.

Rev. op.: Rass F. D. Die Suche nach Wahrheit im Horizont fragmentarischer Existenzialität — Eine Studie über den Sinn der Frage nach Gott in der Gegenwart in Auseinandersetzung mit Gianni Vattimo, John D. Caputo und Jean-Luc Nancy. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. XIV, 227 S.

Данная монография представляет результаты диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора систематического богословия в университете Цюриха. Его автор — Фредерика Расс — за свою недолгую академическую карьеру была удостоена нескольких научно-исследовательских стипендий, а также отмечена премией в номинации за лучшую диссертацию года на своем факультете. В сферу интересов автора рецензируемой монографии входят философия религии, герменевтика, фундаментальная теология, метафизика и критика метафизики, философия науки, основания этики1. С 2015 г. по настоящее время Ф. Расс занимает должность ассистента кафедры систематического богословия, возглавляемой профессором Элизабет Грэб-Шмидт в университете Тюбингена.

Представленное исследование отталкивается от центрального богословского вопроса («как возможно говорить о Боге?») и нацелено прийти к ответу, который был бы адекватным современности, где жизнь общества расщеплена

1 Информация с личной страницы Фредерики Расс: http://www.uni-tuebingen.de/ fakultaeten/evangelisch-theologische-fakultaet/lehrstuehle-und-institute/systematische-theologie/ systematische-theologie-ii/mitarbeitende/ehemalige-mitarbeitende/rass-friederike-dr-des.htmI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.