Научная статья на тему 'Екатерининский парк и дворец в ретроспективе прошлого и настоящего (к 300-летию Царского села, г. Пушкин)'

Екатерининский парк и дворец в ретроспективе прошлого и настоящего (к 300-летию Царского села, г. Пушкин) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1351
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ И ПАРК / ЕКАТЕРИНА II / АРХИТЕКТОРЫ Ф.-Б. РАСТРЕЛЛИ И Ч. КАМЕРОН / РЕГУЛЯРНЫЙ И ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРКИ / ВЫСТАВКИ И ЭКСКУРСИИ В 2009Г / CATHERIN PALACE AND PARK / CATHERINA / ARCHITECTRASTRELLI / KAMERON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лавренюк И. Л.

В статье рассматривается история создания Екатерининского дворца и парка, построенных в XVIII в. Начиная с каменных палат о шести светлицах Екатерины I и создания регулярного парка на голландский манер в истории Царскосельского дворцово-паркого ансамбля меняются эпохи, стили. По про-ектам Ф.-Б. Растрелли и Ч. Камерона, других выдающихся зодчих строятся павильоны в парке и реконструируется парк, становясь пейзажным англий-ским под руководством В. Неелова и садового мастера И. Буша. Затронута тема Екатерининского парка в поэзии поэтов серебряного века. Представлена тематика выставок и экскурсий в 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about historical creation of palace and park, in which Catherina the Great was living Since stone chambers of six rooms of womens dwellings and parks creation in a holland manner, different styles and epochs changed in a tsars history about palace and park. By projects of Rastrelli, Kameron and other well known architects, different pavilions are reconstructed. This park became the English park under V. Neelov and I. Bush supervision. We can read about it even, in different poems of Silver century. There are a lot of exhibitions and excursions in 2009 about it.

Текст научной работы на тему «Екатерининский парк и дворец в ретроспективе прошлого и настоящего (к 300-летию Царского села, г. Пушкин)»

УДК 331

И. Л. Лавренюк

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК И ДВОРЕЦ

В РЕТРОСПЕКТИВЕ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

(К 300-ЛЕТИЮ ЦАРСКОГО СЕЛА, Г. ПУШКИН)

Не се ль Элизиум полнощный, Прекрасный Царскосельский сад, Где, льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад?

А.С. Пушкин

Ключевые слова: Екатерининский дворец и парк, Екатерина II, архитекторы Ф.-Б. Растрелли и Ч. Камерон, регулярный и пейзажный парки, выставки и экскурсии в 2009г.

Catherin Palace and Park, Catherina, architectRastrelli, Kameron.

В статье рассматривается история создания Екатерининского дворца и парка, построенных в XVIII в. Начиная с каменных палат о шести светлицах Екатерины I и создания регулярного парка на голландский манер в истории Царскосельского дворцово-паркого ансамбля меняются эпохи, стили. По проектам Ф.-Б. Растрелли и Ч. Камерона, других выдающихся зодчих строятся павильоны в парке и реконструируется парк, становясь пейзажным английским под руководством В. Неелова и садового мастера И. Буша. Затронута тема Екатерининского парка в поэзии поэтов серебряного века. Представлена тематика выставок и экскурсий в 2009 г.

This article is about historical creation of palace and park, in which Catherina the Great was living Since stone chambers of six rooms of women’s dwellings and parks creation in a holland manner, different styles and epochs changed in a tsars history about palace and park. By projects of Rastrelli, Kameron and other well - known architects, different pavilions are reconstructed. This park became the English park under V. Neelov and I. Bush supervision. We can read about it even, in different poems of Silver century. There are a lot of exhibitions and excursions in 2009 about it.

В 2010 году город Пушкин (Царское село) будет отмечать 300-летие со дня основания. В юбилейный год будут проводиться мероприятия, посвященные этому историческому событию.

Шедевры дворцово-паркового искусства - Екатерининский дворец и парк станут важной составляющей праздничной программы. История создания этих жемчужин архитектуры примечательна и богата.

Когда-то территория Саарской мызы (по-фински Саари-мойс - «мыза на возвышенном месте») была подарена Петром I своей жене - Екатерине Алексеевне. В 1717-1723 гг. по ее приказу были построены скромные каменные палаты о шести светлицах и разбит регулярный сад на голландский манер, спланированный голландскими мастерами - Я. Ро-озеном и И. Фохтом [1]. Кусты в парке были аккуратно подстрижены, деревья высажены стройными и ровными рядами, а дорожки четкими линиями расчертили сад. Название -

голландский - сад сохранял еще в XX веке. Жене Петра I, Екатерине, парк и дворец обязаны своим именем. Её вензель украшает дворец и герб города Пушкина.

После кончины Екатерины I дочь Петра I - Елизавета Петровна принялась за строительство. «Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспиталась среди новых европейских веяний и преданий благочестивой отечественной старины» [2]. В моде того времени - стиль барокко. Итальянский архитектор Ф.-Б. Растрелли перестраивает дворец в этом пышном и роскошном стиле. Шесть раз дворец разбирали до основания и снова отстраивали. Говорят, что Екатерина II сравнивала работу по перестройке дворца с работой Пенелопы, которая весь день ткала покрывало, чтобы ночью его распускать, а поутру снова принималась за работу. На оформление только наружного покрытия дворца уходит 6 пудов, 17 фунтов, 2 золотника червонного золота, была потрачена большая по тем временам сумма - 1 млн. 200 тыс. рублей. В 60-е годы XVIII века при Екатерине II дворец обретает свой теперешний вид, которая, зная опыт своих предшественниц, строительные работы вела более экономно. Во время ее правления Саарское село стало называться царским.

Руководил работами итальянский архитектор Ф.-Б. Растрелли. «Франческо Бартоломео Растрелли в 1736 г. был назначен главным архитектором русского императорского двора» [3]. В его работе - вся палитра солнечной Италии - небо (голубой цвет дворца), белые облака (колонны), свечение южного солнца (позолота лепнин). Дворец был так украшен, что, как утверждали современники, при ярком солнечном освещении нельзя было смотреть на него. Французский посол остроумно заметил в связи с этим, что только футляра недоставало на эту драгоценность. Золотом покрыты и стены других дворцов эпохи барокко. «Золото на черном или белом фоне - такова скала абсолютизма в период его расцвета, на высоте его мощи и власти» [4].

Екатерина II любила Екатерининский дворец и парк, проводя здесь не только летнее, но и зимнее время. Во дворце давались аудиенции, устраивались балы и маскарады. Екатерина II, устраивая аудиенцию, продвигалась через всю анфиладу дворца к своим гостям неспешно и величественно, напоминая издалека золотую прекрасную статуэтку из драгоценной шкатулки. На Екатерининских маскарадах дамы могли появиться в мужских костюмах, а мужчины в женских платьях [5]. Иногда царица собственноручно брала кисть и метила несмываемой краской платье «провинившейся дамы» - позволившей одеть не новое платье на бал.

Интерьеры Екатерининского дворца поражали современников богатством отделки. Среди выдающихся интерьеров «Золотой» или парадной анфилады были Большой тронный зал, Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Зеленая и Малиновая столбовые, Янтарная комната, Картинный зал. Тронный зал Екатерининского дворца, построенный Ф.-Б. Растрелли впечатлял не только золоченными украшениями, огромным плафоном работы Валериани, но и остроумно встроенными зеркалами.

Одновременно со строительством дворца проводятся работы в парке. По замыслу Ф.-Б. Растрелли в регулярном парке возникают трельяжные беседки, мраморные античные скульптуры, павильоны «Эрмитаж» и «Грот».

Восьмым чудом света называют Янтарную комнату Екатерининского дворца. Янтарная комната была создана немецкими мастерами в 1710 году для Монбежу - дворца прусского короля. Петр I по преданию купил комнату у прусского короля, отдав взамен 55 русских гренадёров, свой токарный станок и бокал ручной работы, собственноручно изготовленный царем.

В Янтарной комнате давались аудиенции зарубежным послам, показывая мощь и богатство своей державы. Собирали Янтарную комнату в царствование Елизаветы Петровны (вначале в Зимнем дворце), а позже комната была перенесена в Царское село. Ели-

завета Петровна боялась за сохранность комнаты - 22 больших панно, 180 янтарных досок полк солдат нес на руках 25 км из Петербурга в Царское село, как малых детей. Монтировал комнату Ф.-Б. Растрелли. Цвет янтаря от пылающего красного до светло-лимонного. Уникальны флорентийские мозаики Янтарной комнаты из яшмы, нефрита, агата и змеевика, представляющие аллегории пяти телесных чувств.

Во второй половине XVIII века появляется новый тип парка - пейзажный. Свободный рост деревьев символизирует свободное развитие человека. Екатерина бережно относится к созданному её царственными предшественницами, отделяя старый парк с постройками от нового рядами деревьев.

Новый этап в царскосельской резиденции - 1770 год, когда приглашенный Екатериной II шотландский архитектор Ч. Камерон создает для императрицы интерьеры в стиле классицизм. «Творческая жизнь Ч. Камерона прошла в России, куда он приехал в 1778 г. и оставался до конца своих дней. Находясь на службе у Екатерины I Великой, проектировал различные сооружения в Царском селе. О раннем периоде творчества Ч. Камерона известно мало, установлено, что в 1768 г. он был в Риме, а в 1772 г. издал книгу рисунков «Римские термы», являющуюся фундаментальным учебником по классическому орнаменту» [3].

Камеронова галерея была возведена им в античном стиле, которым была увлечена Екатерина II. На втором этаже галереи бронзовые бюсты кумиров императрицы, изготовленных в литейной мастерской Академии художеств - античных полководцев, философов. Бюст только одного отечественного ученого - М.В. Ломоносова был помещен среди великих людей античного мира. Бронзовые скульптуры Геркулеса и богини Флоры также придавали особое величие Камероновой галереи. Ч. Камерон создает для Екатерины II, не любившей русских парных, павильон «Холодная баня». Это - двухэтажное здание, в нижнем этаже которого располагались Купальный зал, теплая ванная и русская парная, а в верхнем - шесть помещений для отдыха, известные как «Агатовые комнаты», по роскоши отделки сравнимые с Янтарной комнатой.

По проекту Ч. Камерона в Екатерининском дворце оформляются личные комнаты для наследника престола - Павла Петровича и его супруги - Марии Федоровны. Зеленая столовая, официантская, Парадная Голубая гостиная, Китайская гостиная, опочивальня, отличались благородством пропорций и строгостью декоративного оформления.

Ведутся постоянно работы по благоустройству парка. Архитектор В. Неелов и садовые мастера И. Буш и Т. Ильин создают этот парк, украшенный постройками в стиле классицизм. Постройки выполнены В. Нееловым и его сыновьями И. и П. Нееловыми. Ими сооружены Адмиралтейство, Вечерний зал, Мраморный мост, на создание которого В. Неелова вдохновило творчество итальянского мастера - Палладио. В пейзажном парке Ч. Камерон построил Висячий сад, Пандус и пирамиду в 1782-1783 гг.

У подножия пирамиды, вначале кирпичной, а позже облицованной гранитными плитами захоронены любимые собачки Екатерины II - Том Андерсон, Земира, Дюшес.

Одна из знаменитых статуй пейзажного парка - фонтан «Молочница» или «Девушка с кувшином», созданная в 1810-1816 гг. П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена. В 1850 годах И. Монигетти сооружает турецкую баню, как символ победы над Турцией в войне 1828-1829 гг. В. Стасов создает во дворце для Александра I парадный кабинет и ряд комнат, связанных с победой России в войне 1812 года. В 1863 году И. Монигетти включил в число интерьеров Екатерининского дворца Парадную лестницу, которая органично вписалась в ансамбль «Золотой анфилады». Екатерининский дворец пополнялся новыми интерьерами, залы дворца поражали воображение.

Тема Екатерининского парка и дворца часто присутствовала в творчестве российских поэтов, как и в творчестве великого лицеиста А. С. Пушкина. В лицеистской лирике А.С. Пушкина присутствует семантика садов рококо и периода предромантизма.

В книге Д.С. Лихачева - его знаменитые стихи «Воспоминания в Царском селе», где «воспоминания» - это памятники русским победам и где встречаются оссианические мотивы (скалы, мхи, «седые валы», которых на самом деле на Большом озере в Царском селе и не бывало) [6].

Поэтесса серебряного века - А. А. Ахматова, воспитанная на образцах Царского села, посвятила ему и его более старшему «воспитаннику» такие стихи:

«Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных глухих берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов»

Тема Екатерининского парка, садов звучала в творчестве поэтов - Леонида Семёнова, Василия Комаровского («В царском селе», 1912 г.) [7].

В сегодняшней ретроспективе Екатерининский парк и дворец открыты для всех сословий, конфессий. Парк и дворец участвуют в общекультурной миссии, воспитывая, приобщая к мировому и культурному наследию. К слову, иногда своеобразными являются мероприятия, проводившиеся в музее - заповеднике. Например - концерт британского музыканта Элтона Джона в Тронном зале Екатерининского дворца, где певец казался невиданной заморской птицей, залетевшей в блестящие интерьеры дворца, или некогда состоявшейся в парке свадьбы примы - балерины А. Волочковой, спустившейся в наряде невесты к гостям в Екатерининском парке на воздушном шаре.

Очаровательным представляется сегодня парк в летние месяцы. В выходные дни при входе в парк звучит флейта, где флейтист исполняет известные мелодии композиторов прошлого - Глюка, Баха и др., наполняя окружающее пространство той особой ноткой ностальгии, где в воздухе «разлиты» сердечные признания, шорох дамских платьев различных исторических эпох и лица иных, ушедших в недавнее прошлое людей. Летом на террасе Екатерининского дворца до 21 ч. вечера играет духовой оркестр, звуки меди слышны во всех уголках парка, придавая ему торжественность и величие.

На аллеях парка сегодня курсирует конный экипаж, где за 20 минут желающие могут увидеть лучшие уголки Екатерининского парка. На большом пруду, как когда-то в прошлые века, излюбленным занятием было катание в лодках, курсирует гондола, управляемая гондольером. Скользя на ней по пруду можно любоваться видами парка и павильонов. Действует также и паром, который курсирует от берега к Чесменской колонне и Концертному залу на острове.

Летом парк наполнен ароматом цветущих растений, которых здесь великое множество. Петр I, обожавший цветочные запахи, привозил когда-то не только голландские тюльпаны, но и семена редких изысканных цветов из разных мест Европы. Животный мир парка богат: выводки уток, чирков, ондатр, обилие белок и других представителей данного класса.

В парке и в Екатерининском дворце действуют выставки и выставочный календарь обширен. В 2005 году, осенью на нижнем этаже Холодной бани действовала временная выставка «Интимная жизнь российских монархов», где были представлены эротические предметы - фарфоровые статуэтки, рисунки, книги, картины, находившиеся в личных покоях российских государей. В 2009 году там размещена временная выставка «Императорский фарфор. Диалог времен». В «Мыльне их высочеств» (павильон « Верхняя ванна»)

размещена еще одна временная выставка - «И куклами воспитывать княжон». В «Камероновой галерее» действует выставка «Александр II и Царское село».

Сегодня экскурсионная программа Екатерининского парка включает следующую тематику экскурсий.

1. Екатерининский парк - образец садово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Обзорная экскурсия знакомит посетителей с Екатерининским парком - замечательным произведением русского паркостроения XVIII - XIX веков.

2. Пейзажная часть екатерининского парка. Экскурсия во время водной прогулки по Большому озеру на пароме образца XIX века, с посещением острова, «Зала на острове» и Чесменской колонны.

3. Романтический парк XIX века. Экскурсия с посещением Башни-руины знакомит с отдалёнными уголками Екатерининского парка: районами Розовое поле и Малые прудки.

4. Поэзия царскосельских прудов. Царское Село называют Городом муз. Экскурсия знакомит с творчеством поэтов, живших в Царском Селе и посвятивших царскосельским паркам свои произведения.

5. Мифологические и аллегорические сюжеты в скульптурном «убранстве» Екатерининского парка (для школьников). Экскурсия рассказывает об истории коллекции парковой скульптуры и о том, как трактовались мифологические и аллегорические сюжеты в XVIII и XIX веках.

6. Царское село - пантеон воинской славы. Экскурсия рассказывает о чудесах мужества моряков в ходе русско-турецких войн 1770-х годов и о традиции украшать памятники военной славы.

7. Водная стихия царскосельских прудов. Многочисленные водоёмы, запруды, ручьи, каскады и плотины, созданные искусственным путем, придают неповторимую прелесть царскосельским паркам. В ходе экскурсии посетители узнают, что с водой связаны главные символы Царского Села - Чесменская колонна, Мраморный мостик и фонтан «Девушка с кувшином».

8. Экскурсия по Екатеринискому парку в конном экипаже (продолжается 20 минут). Реставрацию многих павильонов парка планируется завершить в 2010 году - 300-

летию Царского села. Великое творение российских императриц и императоров, лучших зодчих России и Европы засияет как бриллиант, и этот свет будет не только развлекать, но и воспитывать, образовывать будущие поколения.

Литература

1. Кулибанов, В.С. Ленинград/ В.С. Кулибанов, А.И. Чистобаев. - М.: Мысль, 1990. - С. 199.

2. Ключевский, В.О. Русская история/ В.О. Ключесвский - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С. 729.

3. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: в 9 т., Т. 5. Искусство- М.: Издательский дом «Инфра - М», Изд-во «Весь мир», 2001. - С. 167, 330.

4. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век/ Э. Фукс; пер. с нем. М. Фриче. -М.: Республика, 1994. - С. 145.

5. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII-XIX вв.) / Ю.М. Лотман.- СПб: Искусство - СПб, 1996. - С. 101.

6. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Д.С. Лихачев; сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской. - М.: Детская лит-ра, 1989. - С. 186.

7. Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX - начала XX вв. - Л.: Лениздат, 1991. - С. 266.

© И. Л. Лавренюк - канд. ист. наук, ст. препод. каф. гуманитарных дисциплин КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.