Ван Юй
"ГОРНОЕ УБЕЖИЩЕ ОТ ЛЕТНЕГО ЗНОЯ" ("БИШУ ШАНЬЧУЖУАНЬ") В ЧЭНДЭ И ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЕФИКАЦИИ
В статье анализируется история развития двух дворцово-парковых ансамблей Китая и России, сравниваются причины их образования, особенности, а также их переход в музейное состояние (музеефикация). Автор доказывает, что рассматриваемые объекты развивались сходным образом, и проводит исторические параллели между ними. В то же время были найдены характерные отличия между западным и восточным архитектурными стилями и садово-парковым строительством. Автором предложены параметры структурного анализа развития дворцово-парковых ансамблей. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИб/Э/б.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 9(71) C. 27-32. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 712.03 Искусствоведение
В статье анализируется история развития двух дворцово-парковых ансамблей Китая и России, сравниваются причины их образования, особенности, а также их переход в музейное состояние (музеефикация). Автор доказывает, что рассматриваемые объекты развивались сходным образом, и проводит исторические параллели между ними. В то же время были найдены характерные отличия между западным и восточным архитектурными стилями и садово-парковым строительством. Автором предложены параметры структурного анализа развития дворцово-парковых ансамблей.
Ключевые слова и фразы: дворцово-парковый ансамбль; «Горное убежище от летнего зноя» («Бишу шань-чжуань»); Царское село; садово-парковое строительство; музеефикация; архитектурный стиль; культурное наследие.
Ван Юй
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена [email protected]
«ГОРНОЕ УБЕЖИЩЕ ОТ ЛЕТНЕГО ЗНОЯ» («БИШУ ШАНЬЧУЖУАНЬ») В ЧЭНДЭ И ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЕФИКАЦИИ
Ни один архитектурный стиль, ни один культурный объект не остаются неизменными. С течением времени все модернизируется или приходит в упадок. Поэтому важно понимать, через какие этапы развития проходят те или иные культурные ценности, чтобы не допустить утраты значимых объектов культуры.
Так как одними из основных функций культуры являются просветительская и воспитательная, то потеря культурного наследия может отразиться на последующих поколениях, их восприятии исторической действительности и изменении ценностных ориентаций.
В данной статье рассматриваются этапы становления и развития значимых дворцово-парковых ансамблей России и Китая - Царское село и «Горное убежище от летнего зноя», которые являются летними императорскими резиденциями, дополняющими основные дворцовые комплексы, репрезентирующие власть. Выбор на них пал не случайно, так как и Россия, и Китай являются сверхдержавами, на которые, во многом, ориентируется мировое сообщество. Принятие решений по вопросам сохранения мирового культурного наследия не проходит без участия представителей данных стран. Поэтому можно сказать, что развитие и сохранение культурных ценностей в России и Китае является неким ориентиром для всего мирового сообщества. Также это ведет к развитию сотрудничества и взаимопомощи в самих этих странах, что благотворно влияет на коммуникацию между ними в целом. Исходя из этого, автор считает необходимым рассмотреть такой процесс, как музеефикация, который выступает гарантом сохранения и дальнейшей передачи следующим поколениям мирового культурного наследия.
Дворцово-парковый ансамбль был тесно связан с уровнем производительности прошлых времен, с эстетическими вкусами правителя, с главной культурной традицией нации, с философской идеологией, общественно-экономической формацией и характерными особенностями природной среды. Эстетика западного исторического парка конкретна, эта контролируемая зона обязательно должна была иметь положение, выражающее какую-либо закономерность. В разработке китайского исторического сада преследовалась следующая идея: «как будто небеса сотворили сад, а не человек сделал его». Несомненно, между Западом и Китаем есть некоторые различия. В западном парке основное внимание уделяется конкретному, прямому описанию, поэтому в стиле парка демонстрируется открытый и публичный характер - это яркая специфичная черта экстравертности. Композиция русского садово-паркового строительства, в отличие от китайского, как правило, более склонна к европейской манере и стилю.
В Х1-ХУ11 века Русская Православная церковь оказала влияние на развитие городских, частных и монастырских парков и садов. В конце XVII - начале XVIII века Петр Великий насильно проводил реформирования, изучая европейскую культуру, науку, искусство. Он прорубил «окно в Европу» и основал новую столицу в Санкт-Петербурге. Петр I пригласил европейских специалистов заниматься градостроительством, также были приглашены скульпторы, художники и архитекторы. Они вместе с русскими мастерами принимали участие в проектировании и строительстве целого города, императорского дворца и парков.
Екатерининский дворец был построен в 1717 году. Петр I для своей жены Екатерины I построил каменные палаты по проекту архитектора И. Ф. Браунштейна, строительство длилось семь лет. Основное здание включает шестнадцать главных комнат, два двухэтажных здания, окруженных роскошными садами и парками, - все эти постройки образуют первоначальную структуру Екатерининского дворца.
В 1741 году взошла на престол дочь Петра Великого Елизавета Петровна, которая пригласила лучших архитекторов в Санкт-Петербург для того, чтобы произвести реконструкцию родового поместья. В непрерывном крупномасштабном проекте не только построили новый дворец, но и расширили сады и парки. После преобразования дворцовой палаты до 306 метров, дворец, возведенный в стиле барокко, стал выгодно отличаться своей мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Небесно-синий цвет фасада дворца ослепляет глаза, создает праздничную атмосферу, богатая скульптура и вогнуто-выпуклые
конструкции, расположенные на несколько сотен метров вдоль дворца, созданы для того, чтобы он не казался однообразным и неподвижным. Пять характерных луковичных завершений круглых башен дворцовой церкви под лазурно-голубым небом сверкают золотом, поэтому практически в любом месте парка можно увидеть эту необычайную красоту. Б. Ф. Растрелли (1700-1771) - выдающийся архитектор, изобрел для русской императрицы собственную версию европейского рококо, получившего название русского, или рас-треллиевского, барокко, и его царскосельский дворец, воздвигнутый «для единой славы российской», знаменовал вершину созданного им стиля [1, с. 6].
Во время правления Екатерины II (1762-1796) Царское село становится воплощением блестящей культуры все более могучей и сильной Русской империи. В это время пейзажный (английский) парк становится популярным в Европе, а в России в это же время в литературных произведениях и пейзажной живописи массово прославляется прекрасная русская природа, леса и сельский пейзаж. Литературные произведения и пейзажная живопись также в значительной степени способствовали изменению эстетического восприятия русской аристократии и верхов общества. Екатерина II стала третьим владельцем Царского села. Изначальная геометрическая планировка парка была преобразована в модный естественный стиль пейзажного парка. Таким образом, вместо извилистых тропинок появились прямые аллеи, ухоженные газоны начали густо разрастаться и превратились в цветущие луга, пруд правильного радиуса стал извилистым ручьем, деревья начали вырастать сами, образуя рощу, подобную природному происхождению. В развитии ансамбля наступал период раннего классицизма, продолжавшийся около двух десятилетий [2, с. 194].
По сравнению с прочими загородными дворцами императоров, Царское село имеет два дворца - Екатерининский и Александровский. Кажется, что они представляют собой единое композиционное садово-парковое образование. Но это не так. Парки Царского Села отделяются друг от друга небольшим аристократическим городком, ставшим крупнейшим центром русской поэзии и культуры [6, с. 137].
В 1796 году в новом парке закончили постройку Александровского дворца по проекту Джакомо Кваренги, особые страницы в истории этого памятника, подаренного Екатериной II своему старшему внуку великому князю Александру Павловичу, связаны с эпохами двух императоров: Николая I и Николая II. Первый превратил дворец в родовое гнездо и много сделал для его благоустройства. Для второго Александровский дворец стал местом постоянного пребывания, чтобы навсегда остаться в истории России последним домом последнего русского монарха [1, с. 8]. В Х1Х-ХХ веках, соответствуя представлениям того времени европейской литературы и изобразительных искусств, возникло новое направление - романтизм. В новом саду возвели шпили, замки, руины, часовню и ряд сооружений, имитирующих средневековье, которые гармонично сочетаются воедино с породами изобильно процветающих деревьев и цветущих лугов, представляя собой пейзаж, наполненный романтическими цветами.
Изменения во все последующие царствования не повлияли в решающей степени на изначальный импульс придания дворам и паркам особого горделивого величия. Величия, связанного не с пышным городским окружением, а с богатством живописного преображенного природного ландшафта [5, с. 198-199].
Интересно заметить, что один из представителей восточной культуры - китайский стиль ландшафтной архитектуры, получил всеобщее одобрение. После правления Петра Великого, Елизавета и Екатерина II также проявляли интерес к созданию парка в китайском стиле. В Царском селе они постепенно вводили «китайский стиль». В синем китайском зале Екатерининского дворца и китайской гостиной Александра I на стенах в рамках висят росписи по шелку с китайской живописью гор и рек, людей, на комодах стоят вазы для цветов. Архитектор умело интегрировал элементы китайского стиля в западный стиль дворца. Садовый павильон, китайский театр, перекрестный мост и китайская деревня с рядом архитектурных сооружений с загнутыми углами у крыш, с китайскими архитектурными сооружениями, украшенными резьбой с изображением дракона, - все это добавило саду неповторимый шарм.
В ХУ1-ХУШ веках в России и Китае создаются великолепные дворцово-парковые ансамбли, происходит обмен традициями и знаниями в области ландшафтной архитектуры. Мы до сих пор можем наблюдать элементы китайской культуры в русских парках того времени.
В это же время в Китае ремесленники создают крупномасштабный императорский дворцово-парковый ансамбль. Строительство «Горного убежища от летнего зноя» («Бишу шаньчжуань») ведется начиная с 1703 г. до 1792 г., в общем счете строительство продлилось 89 лет. Императоры Цзяцин и Сяньфэн умерли в этом месте. «Бишу шаньчжуань» процветал и разрушился во время правления династии Цин. Бишу шаньчжуан (большой дворцовый парковый ансамбль, г. Чэндэ, пров. Хэбэй) и Вайбамяо (Восемь внешних монастырей, г. Чэндэ, пров. Хэбэй) - крупные национальные политические постройки династии Цин, они были тесно связаны с проводимым на тот момент политическим курсом. Именно здесь произошло становление Китая как единой многонациональной страны, здесь находятся важные исторические памятники и духовное наследие Китая.
Строительство «Бишу шаньчжуань» подразделяется на два этапа:
1 этап 1703-1713 гг.: осваиваются озера, строятся острова, вместе с тем строится царский дворец, царские деревянные павильоны и ограда, так что «Бишу шаньчжуань» приобретает масштабные размеры. Император Канси выбрал 4 слова для названия прекрасного сада: «36 пейзажей»;
2 этап 1741-1754 гг.: император Цяньлун разворачивает крупномасштабную реконструкцию для «Бишу шаньчжуань», строит дворцовое здание и начинает искусное садово-парковое строительство. Цяньлун подражает своему предшественнику Канси, и название «36 пейзажей» - собирательный термин «Бишу шаньчжуань» - превращает в «72 пейзажа». Многие из этих «пейзажей» вызывают поэтические чувства [9].
Озеро расположено на юго-востоке, к северу от дворца. Площадь озера включает в себя острова и примерно составляет 49,6 м2. Озерный край в общей структуре представляет собой: воду, острова, традиционную китайскую ландшафтную архитектуру, а также возведенные композиции из традиционных китайских мифов. Несколько искусных дворцов расположены на островах, набережной и на поверхности воды, из дворцов открывается прекрасный вид на водоемы. Внутри гор также расположено большое количество озер, главный источник берет свое начало из реки Вулье.
Река Вулье не только дополняет общий вид горного дома, но и является источником дефицитной воды, которую можно использовать в целях создания неповторимого пейзажа. Императоры Канси и Цяньлун неоднократно увеличивали правобережье реки Янцзы, они высоко ценили сады города Сучжоу. Таким образом, при строительстве «Бишу шаньчжуань», территория которого необъятна и обширна, был учтен сложный рельеф местности. Яньюйлоу («Башня туманов и дождей»), Цзиньшаньтин («Павильон золотой горы»), Цанланюй («Острова лазурной воды»), Шицзылинь («Сада каменных львов») и др. [8, а 97]. В «Бишу шань-чжуань» учитывалось сочетание цвета и пространства, которое воссоздало, возобновило, сформировало наиболее естественное, типичное, обобщенное название сада, соответствующее его общей компоновке. Это все дало людям новое, яркое, положительное душевное восприятие. В то же время цель постройки этого вида сооружения заключается не только в наслаждении пейзажем, развлечении и восхищении природой, но еще и имеет глубокую мораль в объединении Поднебесной.
Внешний вид дворца чрезвычайно прост: темно-синяя или серая высокопрочная кирпичная плитка, без какой-либо росписи, крыша имеет форму сешань (одна из форм китайской крыши с поднятыми углами), укладка балок и стропил крыши дома с опорой на боковые стены (без помощи опорных столбов), фасон крыши представлен двумя видами [7, с. 72]. Несмотря на то, что крыша дворца выполнена как у обычного здания, в ней отражено много разных стилей, с большим количеством различных особенностей, что делает ее весьма привлекательной. Вся вилла выполнена в простом, естественном стиле. Золотой цвет, тщательная и тонкая гравировка стиля барокко, напротив, делают все сооружения дворца изящными.
Императорский дворец расположен к югу от берега озера, главное сооружение занимает центральное положение, дополнительные постройки расположены по обеим сторонам от него, симметрично. Для сохранения естественной окружающей среды приходится заниматься реконструкцией здания, но природный и культурный ландшафт искусно сочетаются между собой. Площадь дворца составляет 10 000 м2, императорский дворец, Сонхэ Джай, руины восточного дворца и Ванхэ Сонфэн («бесчисленные сосны») образуют королевский дворец. Император Цин решал политические вопросы на территории дворца, а также организовывал торжественные церемонии и просто останавливался пожить в этом месте. Императорские покои подразделяются на зоны «до сна» и «после сна». В зоне «до сна» император занимался военными и политическими вопросами - это рабочая часть дворца; «после сна» император, императрица и вторые жены вместе проводили время в спальной зоне дворца. В настоящее время дворец является музеем с площадью в 7400 м2. Рядом с императорским дворцом стоит Сонхэ. Дворец также подразделяется на зоны «до сна» и «после сна». В нем живет вдовствующая императрица.
Горная усадьба расположена на севере, в равнинной области, занимает территорию площадью 6 070 000 м2. Еще задолго до строительства «Бишу шаньчжуань» там протекала река и к западу от реки Вулье была равнина. Река была хорошим источником воды, поэтому земли здесь всегда были плодородными, богатыми пышными лесами и цветущими лугами. В то время там еще не было большого количества монгольских пастбищ. Пришло время Канси в провинции Жэхэ. Император Сюанье в 1703 году основал «Бишу шаньчжуань», где по-прежнему зеленел травяной ковер, и возвышались могущественные деревья. Из-за необходимости император превратил юго-восточную часть территории горной усадьбы в сад с дынями, две южных дороги стали дорогами для конных скачек, но большая часть природного ландшафта по-прежнему сохраняла свою оригинальность и была названа «Путянь Цунюэ» (густое заросшее поле). Тут также было небольшое поле для императорской охоты.
Рассматривая конструкции садово-паркового строительства, можно увидеть, что китайские сады или парки представляют собой закрытую местность, ориентированную на внутреннее содержание, часто озеро или пруд, которые имеют различную, непостоянную форму и являются центром парка, поэтому у каждого парка есть своя уникальная особенность. Каждый парк имеет таинственную, спокойную и загадочную атмосферу. Русское садово-парковое строительство в большинстве своем сосредоточено на внешних формах, таких как дворец, расположенный на возвышенности или на горе, дорога в парк, расположение объектов рассеянно по парку.
Таблица
Название музея Музей-заповедник «Горное убежище от летнего зноя» («Бишу шаньчжуань») Государственный музей-заповедник «Царское село»
Екатерининский дворец и парк Александровский дворец и парк
Период строительства музея 1703-1713 Срок правления Канси 1741-1792 Срок правления Цяньлун 1717-1720 Этап правления Петра Великого 1742-1761 Этап правления императрицы Елизаветы 1762-1796 Этап правления Екатерины II 1792-1796 Этап правления Александра Павловича
Год создания музея 1949 1918
Название музея Музей-заповедник «Горное убежище от летнего зноя» («Бишу шаньчжуань») Государственный музей-заповедник «Царское село»
Екатерининский дворец и парк Александровский дворец и парк
Статус музея Охраняемый государством памятник культуры Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Примечание • 1961 г. Музей горного убежища от летнего зноя был первым в списке охраняемых объектов Культурного наследия Китая. • В 1994 г. 8 монастырей вместе с резиденцией «Бишу шаньчжуань» были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. • 28 марта 2001 года городской совет образовал Музей горного убежища от летнего зноя. • В 2007 музей горного убежища от летнего зноя вошел в пятерку туристических мест с красивым пейзажем Китая. • В 1918 году город был переименован в Детское Село. • В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем. • В 1989 г. Дворцы и парки ансамблей Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. • В 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника. • В1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Общая площадь дворца и парка 564 га 107 га Около 200 га
Общее число реконструированных мест Из-за военных действий из 72 мест уцелело 7, завершилось восстановление 56. Из 58 помещений дворца, разрушенных в годы войны, восстановлено 32. В сентябре 2015 года Александровский дворец-музей был закрыт для проведения реставрационных работ. Планируемый срок окончания реставрации в 2018 г.
Постоянно действующие выставки • Выставка Эмали. • Выставка Ваз. • Выставка часов. • Фарфоровая выставка. • «Некоронованный король». • Выставка бытовой утвари императрицы Цыси. • Выставка счастливого орнамента. • Выставка придворного экипажа. • Выставка стеклянной посуды. • Усадьба императора Ичжу (Сяньфэн) и императрицы Цыси. • Выставка восковых фигур маньчжурской эпохи. • Памятные комнаты Александра I. • Придворный экипаж XVIII - начала XX века. • Романовы в Царском Селе.
Первоначальная экспозиция выставочных павильонов • Данбо Цзинчэн (главный зал, место, где император корректировал доклад, место проведения торжественных церемоний). • Яньбо Чжишуан (частные покои в императорском дворце). • Кабинет Сы Чжи (боковой зал, где император отдыхал после ежедневной аудиенции). • Лэшоу (место жительства вдовы императрицы Цыси). • Терем Лэшоутан (покои вдовствующей императрицы). • Зал Ци Дэ (портрет минувшей династии придворных и императора). • Ванхэ Сонфэн (основное место, где император Сюанье занимался рукописью, музыкой, исполнением пьес, официально принимал приближенных и подданных). • Тронный зал. • Белая Парадная столовая. • Малиновая и Зеленая Столбовые. • Янтарная комната (над ее созданием 5 лет трудились лучшие мастера из разных стран). • Картинный зал (в нем представлены более 100 картин из произведений западно европейских мастеров живописи ХУЛ - начала XVIII века различных национальных школ). • Зеленая столовая. • Официантская. • Опочивальня. • 1-я выставочная комната (бывшая уборная императрицы Александры Федоровны). • 11-я выставочная комната (бывшая Спальня). • Ш-я выставочная комната (бывший Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны). • 1У-я выставочная комната (бывшая Палисандровая гостиная). • У-я и VI-я выставочные комнаты (бывшая Кленовая гостиная императрицы Александры Федоровны). • У11-я выставочная комната (бывший Рабочий кабинет императора Николая II). • УШ-я выставочная комната (бывшая Уборная императора Николая II). • 1Х-я выставочная комната (Гардеробная и купальня императора Николая II).
Анализируя Таблицу образования двух императорских дворцово-парковых ансамблей, можно сказать, что есть определенные сходства в их развитии вплоть до настоящего времени: во-первых, схоже время начала строительства, к тому же, оба дворца непрерывно строились и преобразовывались в рамках одного века и с участием нескольких поколений императоров. Во-вторых, смена политической власти приводила императорский сад и дворец к существенным изменениям и преобразованиям, начиная с королевской резиденции до государственного музея. В-третьих, в середине XX века архитектурные сооружения пережили войну и смуту того времени, двум зданиям и подавляющему большинству садово-паркового строительства не удалось избежать военного ограбления, построенные в наследие потомкам сооружения получили серьезные повреждения. Императорский парк - это не только символ экономического и культурного богатства, но и место жительства господствующего класса времен жестокой войны. С конца XX века и по сей день правительства двух стран активно занимаются охраной, реконструкцией, а также исследованием садово-паркового строительства.
В 1976 году государственный совет одобрил «десятилетний план реконструкции «Бишу шаньчжуань» и Вайбамяо. 10 лет длилась реконструкция старинных зданий площадью 20 000 м2, из которых 6 358 м2 вернули первоначальный вид. Озеро, острова и «Юесэ Цзяншэн» «Звучание реки при лунном свете» слились воедино, вдоль озера Жуи («озера исполнения желаний») и озера Чэн восстановили шесть беседок. В 1978 году был реализован второй десятилетний план по реставрации и восстановлению 30 старинных сооружений. После реализации вышеупомянутого плана, прежняя разрушенная вилла превратилась вновь в изящное сооружение тех лет, реконструкция и охрана - первый шаг на пути к сохранению культурного наследия страны.
Попасть в «Бишу шаньчжуань» вы можете с входа Дэхуй Мэн («ворота нравственности»), это единственная сохранившаяся с того времени часть дворца, по которой мы можем судить о его архитектуре. Сейчас это древние исторические руины, до наших дней сохранились только ступени. Пользуясь возможностью посетить эти исторические постройки, можно разглядеть былой масштаб и ослепительное великолепие этих мест. После культурной революции в 1979 году был восстановлен зал Цзюаньа Шэнцзин. В 1984 году на территории Восточного дворца проводились отделочные работы в зале Цинь Чжэн Дянь («зал для работы, связанной с управлением страной»), в парке Фушоу Юань восстановили разрушенные постройки («парк Счастья и Долголетия»), в кабинете Цининь Гэ («кабинет министров Цин Ин»), а также и в других залах дворца восстановили обстановку, для того, чтобы показать былую жизнь Восточного дворца.
Падение династии Цин и разрушительные войны привели к зарыванию речной системы горной усадьбы, и тем самым был утрачен способ забора воды. Для празднования 300-летней годовщины горной усадьбы в апреле 2002 года этот процесс запустили снова, раскопали 100-летнюю 3-х километровую водную систему. Ландшафт местности восстановился в 20-кратном размере, туристический район горной усадьбы преобразился [8, а 96].
В 2005 году городской совет города Чэндэ выдвинул стратегическую идею по строительству «Бишу шаньчжуань» в Чэндэ, так как в пределах города можно было восстановить характерные черты горной усадьбы. В июле 2009 года городские власти города и правительственные органы власти совместно положили начало строительным работам тесно примыкающей к горному убежищу от летнего зноя дороги района Ляочэн. Постепенно были выполнены задачи, поставленные перед 12 предприятиями. В районе Ляочэн общая площадь демонтажных работ составила 300 000 м2. Территория Вайбамяо тесно примыкает к 5 селам. Во время демонтажных работ территория «Бишу шаньчжуань», Вайбамяо, большой каменный мост, а также исторические здания и вековые деревья получили надлежащую защиту. В 2011 году восстановили внутренний сад и торговую улицу горной усадьбы, возобновили работу старых предприятий, организовали торговлю. Реконструкцию Храма Конфуция также завершили в октябре 2011 года и открыли его для посещений. Реку Вулье, а также объекты особого назначения, по возможности, старались восстановить для того, чтобы оживить древнюю историю, а также для того, чтобы Всемирное культурное наследие ЮНЕСКО и естественная живая природа гармонично сосуществовали друг с другом [4, а 34].
Вторая мировая война нанесла серьезный урон Царскому селу. В 1945 году, сразу же после окончания войны, приступили к восстановительным и ремонтным работам. К счастью, во время военных действий на лицевой стороне центрального дворца фигуры атлантов и лепной декор в основном сохранились. Ремонтные работы были сосредоточены на колоннах, капителях, карнизах, металлических решетках балконов и на отбеливании стен дворца. Реставрация Екатерининского дворца ведется с 1957 года и по сей день. С 2009-2010 гг., в честь 300-й годовщины со дня основания Царского села, в Екатерининском дворце и в парке развернулись крупномасштабные восстановительные работы. Завершился реставрационный ремонт (2010-2014) приспособления цокольного этажа павильона «Камеронова галерея».
Арсенал Александровского парка - это первый русский государственный музей оружия. Во время войны музей был сильно поврежден, почти полвека находился в полуразваленном состоянии. С 2011 по 2016 гг. были проведены реставрационные работы для того, чтобы восстановить первоначальный вид большинства строительных конструкций.
В настоящее время реставрационные работы Царского села продолжаются, в том числе возобновлена реставрация в Александровском дворце, в музее и выставочном павильоне, реставрация Металлических мостов на прудах «Озерки»; установка ограды Александровского парка; реставрация и приспособление под выставочные цели Молочни и Дома высочайшего присутствия. Музейная группа помещений включает в себя все помещения Молочного павильона: Летний ледник, Сыроварня, Маслобойня, Приёмная, Посудная, Зимний ледник. Проводится реставрация Мраморного (Сибирского) моста на Большом пруду, реставрация интерьера церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце, реставрация павильона Шапель, ведутся первоочередные противоаварийные и консервационные мероприятия на каменном мосту через Виттоловский канал [3].
В 1918 году Царскосельская императорская резиденция стала музеем двора императорской семьи. «Горное убежище от летнего зноя» («Бишу шаньчжуань») в Чэндэ в 1949 году стало музеем аналогичным образом.
По опыту смены политической власти и военной разрухи бывший императорский дворец изменил и свою историческую функцию, процесс таких перемен был сложен и извилист. «Горное убежище от летнего зноя» и Царское Село стали примером типичной музеефикации. После Второй мировой войны в бывших императорских дворцах и прилегающих парках и садах Китая и России активно развернулось проведение работ по реставрации построек, представляющих собой памятники материальной культуры. Реставрированные выставочные зоны предстали на показ, экспонировались семейные драгоценности, произведения живописи императорского дворца, а также на выставке был представлен прежний быт и условия жизни императорской семьи. Поэтому в обоих дворцовых комплексах параллельно воплощались аналогичные направления музейной деятельности.
Однако архитектурные стили императорских садово-парковых комплексов отличаются друг от друга, поскольку различна и история их духовной культуры. В процессе полномасштабной реконструкции и реставрации музеев Китай и Россия подготовили определенные обязательства по проведению работ в соответствии с современной обстановкой, например, проведение очистных работ в акватории «Горного убежища от летнего зноя», перемещение районных предпринимательств и правительственных учреждений городского округа Лаочэн. Проводятся работы по реставрации стен Екатерининского дворца и постоянное улучшение выставочных функций территории дворцово-паркового музейного ансамбля Александровского дворца. Такие меры в процессе музеефикации обнаруживают и демонстрируют различия.
Дворцово-парковый ансамбль - вид культуры, который формируется и развивается независимо, тем самым, образуя особый, своеобразный, законченный стиль. Дворцово-парковый ансамбль включает в себя культурно-исторический фон, естественные условия, с помощью которых создаются многообразные конструкции садово-паркового строительства. Однако музеефикация рассмотренных дворцово-парковых ансамблей и цель их создания остаются неразрывными между собой. Они пережили 300-летнюю «непогоду». Сейчас охранные работы по защите культурно-исторического ландшафта и экспонатов материальной культуры передаются по наследству из поколения в поколение. Сегодня ведется изучение особенностей культурно-исторического ландшафта России и Китая, между ними происходит активный обмен и сотрудничество, большое внимание уделяется охране общенационального материального культурного наследия. Все это было доказано в статье.
Автором был проведен анализ развития двух дворцово-парковых ансамблей, выявлены некоторые общие и различные черты их становления. Было показано, насколько важно сохранение культурного наследия, и какие меры для этого предпринимаются. Впервые для этой цели были рассмотрены Царское село (Россия) и «Горное убежище от летнего зноя» (Китай), как яркие примеры летних императорских резиденций. Для более детального изучения и, как следствие, сохранения мирового культурного наследия, автор считает целесообразным дальнейшее рассмотрение общемирового опыта музеефикации, поиск наиболее эффективных путей спасения культурных объектов и их реализацию. Также важно вести международный открытый диалог по привлечению спонсорской помощи и меценатства, когда это необходимо, так как не все развивающиеся страны могут позволить себе выделять средства для сохранения культурных ценностей.
Список литературы
1. Бардовская Л. В., Ботт И. К., Епаринова Е. С. Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини: альбом. СПб.: Изд-во Аврора, 2010. 304 с.
2. Горохов В. А. Зеленая природа города. Садово-парковое искусство России: учебное пособие для вузов: в 2-х т. 3-е изд. М.: Изд-во Архитектура-С, 2012. Т. 2. 592 с.
3. Государственный музей-заповедник Царское Село [Электронный ресурс]. URL: http://www.tzar.ru/museums/history (дата обращения: 19.06.2016).
4. Гу Сюешан. Гармония общества и культурного наследия - пример: Горное убежище от летнего зноя в г. Чэндэ // Научные труды Хэбэйского национального педагогического университета. Чэндэ. 2012. Т. 32. № 4. С. 33-35.
5. Кючарнанц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб.: Паритет, 2003. 448 с.
6. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры. М.: Архитектура-С, 2004. 232 с.
7. Сюе Хуи. Архитектурный орнамент императорского дворца «Бишу шаньчжуань» // Научные труды Хэбэйского национального педагогического университета. Чэндэ. 2013. Т. 33. № 4. С. 72-73.
8. Цзи Гуйчжэнь. Краткая история садово-паркового искусства «Бишу шаньчжуань» // Научное издание профессиональной академии города Чэндэ. 2005. № 4.
9. (Музей-заповедник «Горное убежище от летнего зноя» («Бишу шаньчжуань»)) [Электронный ресурс]. URL: http://www.bishushanzhuang.org/ (дата обращения: 03.06.2016).
"THE MOUNTAIN RESORT IN CHENGDE" ('BÎSHÛ SHÄNZHUÄNG") AND THE ROYAL RESIDENCE TSARSKOYE SELO: HISTORICAL PARALLELS AND FEATURES OF MUSEUMIFICATION
Wang Yu
Herzen State Pedagogical University of Russia [email protected]
The article analyzes the history of the development of two palace and park ensembles of China and Russia, and compares the reasons for their formation, features, and also their transition to the state of museum (museumification). The author proves that these objects developed in a similar manner, and conducts historical parallels between them. At the same time the specific differences between Western and Eastern architectural styles and landscape construction were found out. The author suggests the parameters for the structural analysis of the palace and park ensembles development.
Key words and phrases: palace and park ensemble; "The Mountain Resort in Chengde" ("Bishü Shanzhuang"); Tsarskoye Selo ("Tsar's Village"); landscape construction; museumification; architectural style; cultural heritage.