3
_Искусствознание_
Исследования молодых ученых
В. Б. Сназина
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ В ВОСПРИЯТИИ ТЕОФИЛЯ ГОТЬЕ
Статья посвящена Екатерининскому дворцу Царского Села, каким его видел французский путешественник и критик искусства Теофиль Готье (1811-1872). В результате его поездки в 1858-1859-х годах в Россию появилась серия альбомов о русском искусстве, один из них был посвящен летней царской резиденции - Екатерининскому дворцу в Царском Селе. Ключевые слова: искусствознание, Екатерининский дворец, Царское Село, ансамбль, стиль барокко, янтарная комната, интерьер.
The article is devoted the Catherine Palace in Tsarskoye Selo what as sawn the French traveler and the critic of art Theophile Gautier (1811-1872). The result of his visit in 1858-1859 in Russia was a series of albums about the Russian art, one of which was devoted to the summer imperial residence - the Catherine Palace in Tsarskoye Selo. Keywords: art education, Catherine Palace, Tsarskoye Selo, the ensemble, the baroque style, the Amber Room, the interior.
Историческая и художественная ценность Царского Села заключается в том, что это место в художественной топонимике России является как бы наглядной энциклопедией развития русской архитектуры, куда вошли примеры лучших творений прославленных зодчих, скульпторов, художников, садоводов, резчиков по дереву, камнерезов, мебельщиков. При этом памятники искусства Царского Села, несмотря на различие стилей и творческих индивидуальностей их создателей, объединены в единый, неповторимый по богатству и разнообразию деталей ансамбль, по праву занимающий одно из значимых мест в мировой сокровищнице архитектуры.
Проследим историю создания ансамбля Большого Екатерининского дворца, к тому времени, на которое приходится его посещение французским писателем Теофилем Готье. В середине XIX века в Париже он издал серию альбомов «Художественные сокровища древней и новой России». Второй альбом он посвятил Екатерининскому дворцу в Царском Селе. Текст в этом альбоме был сопровожден пятнадцатью гелиографиями, сделанными придворным фотографом Пьером-Амбруазом Ришбуром. Готье свой альбом открывал словами: «Царское Село -два слова, которые означают: деревня или, скорее всего, императорская усадьба, название, которое теперь не актуально, так как Царское Село стало активно превращаться в густонаселенное место, - оно расположено на возвышенности, в двадцати четырех километрах от Санкт-Петербурга» (6, с. 1). Лучшие творческие силы принимали участие в создании Царскосельского ансамбля: И. Браунш-тейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Б.Ф. Растрелли, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, И. Монигетти, В. Стасов и многие другие. Ведущая роль в строительстве принадлежала Б. Ф. Растрелли, который с 1748 года руководил всеми работами по созданию этого сложного архитектурно-художественного комплекса,
в целом завершенного в начале XIX века. Начав с незначительных переделок, Растрелли постепенно перестраивает здание и весь дворцово-парковый ансамбль. Говоря о непрекращающихся переделках в Большом Царскосельском дворце, известный русский художественный критик Александр Николаевич Бенуа в своей книге о Царском Селе ссылается на альбом Теофиля Готье «Художественные сокровища древней и новой России»: «В 1860-х годах перестроено по совершенно непонятным причинам и парадное крыльцо с его грациозными колоннами и статуями, взамен которых поставлены "термусы", заимствованные у Растреллиевских "галерей". Прежнее крыльцо еще видно на фотографии, помещенной в увраже Теофила Готье» (2, с. 86). Уже одно это замечание такого критика, как А. Н. Бе-нуа, говорит о том, что альбом Готье имеет большую документальную ценность для изучения памятников русского искусства, тем более в настоящее время, спустя сто лет после выхода в свет очерка А. Н. Бенуа о Царском Селе.
Окончательное завершение сооружения и отделки дворца, названного Екатерининским, относится к 1756-1757 годам. Лазурного цвета стены оттеняли покрытые золотом лепные и резные детали. Золотое сияние, игра бликов и полутеней превращали дворец в драгоценное ювелирное украшение невообразимых размеров. Он буквально ослеплял современников блеском и великолепием декоративного убранства фасадов, где воплотились художественные формы барокко, особенностями которого являются грандиозность, сложность плана построек, необычайно пышная декоративность, причудливые формы украшений. Царское Село становится достопримечательностью Российской империи, громкая слава о нем распространяется далеко за пределами России. Дворец ошеломлял своей пышностью и являлся излюбленным местом отдыха всех российских монархов. Традиционно здесь устраивались парадные балы и маскарады, торжественные дипломатические приемы. Позолоте архитектурных и скульптурных деталей фасада дворца вторило обилие золота в его интерьерах. Среди них выделялся общий вид парадной анфилады Екатерининского дворца, которую современники называли «Золотой». Длинный ряд уходящих в перспективу дверных проемов, обрамленных золоченой резьбой, поражал разнообразием форм, игрой светотени в фигурах различного рельефа. Этот золотой коридор, воспринимающийся сначала как единое целое, постепенно раскрывал красоту отдельных залов, расположенных к северу от Парадной лестницы. Теофиль Готье в своем альбоме о Царском Селе писал о нем: «Перед нами открывается перспектива десяти-двенад-цати дверей, наличники которых отделаны скульптурными композициями и позолочены. Без сомнения, потрясающий эффект, благодаря которому получается длинная и просторная галерея. Создается впечатление иллюзорности! Наличники отделаны золотом, и от их блеска все сияет и искрится вокруг. Орнаментальный сюжет повторяется, но на каждой двери имеет свои вариации - фигуры амуров и всевозможные завитки во всем богатстве, какое может только представить воображение» (6, с. 6). Пятьдесят семь залов Екатерининского дворца составляли так называемую Золотую анфиладу, однако они были разрушены во время Второй мировой войны, ныне из них воссоздано двадцать девять.
Самой изумительной и блестящей залой Екатерининского дворца был Большой зал, который занимал всю ширину дворца, в нем устраивались самые грандиозные церемонии, проводились бесчисленные торжества и маскарады. Готье писал: «Эта огромная комната занимает всю длину здания и высоту двух этажей, освещается тринадцатью окнами с каждой стороны. Окна оформлены в двух архитектурных орнаментах. Первый мотив представляет маленьких амурчиков,
замысловатую композицию сопровождают херувимы, образующие тему второго сюжета. Это изобретательное положение позволяет избавиться от монотонности, не нарушая симметрии оконного фриза. Между двумя окнами простенки покрыты зеркальными панелями, на которых расположены бесчисленные золоченые бра» (6, с. 9). В оформлении этого зала Растрелли использовал известный в Европе, а впоследствии ставший популярным и в России прием: во всех межоконных и междверных простенках он расположил большие зеркала. В вечернее время, когда опускали шторы и в зале зажигали сотни свечей, свет, многократно отражаясь в зеркалах, становился ярче, а сами зеркала производили впечатление сказочных окон, обрамленных в драгоценную, украшенную завитушками золотую раму. Большой зал стал визитной карточкой эпохи императрицы Елизаветы Петровны, а зеркало - обязательным предметом почти всех жилых помещений. Большое количество зеркал в домах русской аристократии отмечал и Теофиль Готье. Т. Готье увидел Большой зал Царскосельского дворца как раз при Александре II, то есть в эпоху, когда отделка дворца была уже завершена и еще не произошли те переделки, о которых пишет А. Н. Бенуа, и позднейшие катастрофические разрушения. Ибо, как известно, во время Второй мировой войны крупные снаряды, попавшие в кровлю Большого зала, обрушили перекрытие и часть стены паркового фасада, остатки уцелевших зеркал и масса золоченых фигур были растащены фашистами. То, что было разрушено в течение нескольких месяцев, годами восстанавливалось кропотливым трудом реставраторов. К настоящему времени, ценой невероятных усилий многих людей Большой зал распахнул свои двери для посетителей.
Теофилю Готье посчастливилось видеть и легендарный Янтарный зал во всем его блеске, любоваться этим чудом декоративного искусства в его первозданной красоте. Для его описания он нашел следующие слова, приведем их без сокращений: «Мы будем говорить о Янтарной зале. Это совсем не так, как в "Тысяче и одной ночи" или в волшебных сказках, когда архитектура дворцов доверена волшебникам, гениям и джинам; дворцов, в которых мы видим залы из бриллиантов, рубинов и гиацинтов или других драгоценных камней, обычно считаемых сокровищами. Здесь слова "янтарная зала" вовсе не являются выражением поэтической гиперболы, но реальной действительности. Это не тесный будуар или маленький кабинет, но комната довольно больших размеров, с трех сторон сплошь отделанная от пола до фриза янтарной мозаикой. Глаз, непривычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму желтого, от пылающего топаза до светло-лимонного: золото резьбы кажется тусклым и фальшивым на фоне янтаря, особенно тогда, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря» (6, с. 7-8). В Янтарной комнате иногда происходили небольшие вечерние собрания, царедворцы, наиболее приближенные к монаршей особе, играли в карты, а также здесь принимали в торжественной обстановке иностранных послов. Как известно, Янтарная комната исчезла во время Великой Отечественной войны. Не желая мириться с утратой бесценного сокровища, в 1983 году работники музея стали воссоздавать утраченный шедевр. Для восстановления Янтарной комнаты потребовалось шесть тонн янтаря. Благодаря многолетней кропотливой работе художников, архитекторов, камнерезов, химиков, архивистов и библиографов было заново рождено янтарное убранство.
Далее шли комнаты, созданные шотландским архитектором, знатоком античной архитектуры Чарльзом Камероном. Созданные им интерьеры - Арабесковая
и Лионская гостиные отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. В Арабесковой часто проводили камерные концерты. К сожалению, убранство комнаты не сохранилось: в годы Великой Отечественной войны эта зала погибла, а вместе с ней и те предметы, которые не удалось эвакуировать. За Арабесковым залом следовал Лионский зал. Этот зал отличала особо богатая отделка. Свое название Лионский зал получил от золотистых шелковых обоев, вытканных на Лионской мануфактуре во Франции. С этой комнатой, как замечает Готье, немногие залы во дворцах Европы могут идти в сравнение, если судить по ценности отделки. Паркет из амаранта, оливкового и розового дерева, сандала, инкрустирован узором из перламутра, который напоминал цветы водяных лилий. Двери — казанского дуба, с тончайшей перламутровой отделкой, в виде растительных завитков, изящных вазочек и фигурок сфинксов. Чарльз Камерон облицевал карниз, фриз, панели в нижней части стен, обрамлявших зал по всему периметру, лазуритом или ляпис-лазурью — природным полудрагоценным камнем синего цвета с белыми вкраплениями известняка и золотистыми включениями слюды и колчедана. Лазуритовая отделка была выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу, в технике, получившей впоследствии название «русская мозаика», заключавшейся в облицовке больших поверхностей крупных изделий тонко напиленными пластинами цветного камня, точно подогнанными друг к другу и создававшими впечатление монолитности. Лазуритовые панели Лионского зала были декорированы накладными деталями золоченной бронзы в виде различных гротесков. Теофиль Готье отмечал: «широкие полосы ляпис-лазури, также отделанные бронзой, по краю поднимаются вдоль наличника. Впрочем, в этой комнате изобилие ляпис-лазури» (6, с. 11-12). В решении интерьера архитектор использовал ляпис-лазурь не только в декоре стен, но и в предметах меблировки. В Лионском зале докладчики императрицы ожидали, когда их позовут в кабинет, в этом зале устраивались приемы для высшей дворянской знати, здесь же одевались к венцу русские великие княжны, если венчание происходило в Царском Селе. Отделка Лионского зала являлась безусловным шедевром декоративно-прикладного искусства середины XIX века. Вплоть до 1941 года лазуритовый декор и меблировка Лионского зала Екатерининского дворца и лазуритовые колонны иконостаса Исаакиевского собора являлись примерами самого масштабного использования лазурита в отделке интерьера в России ХУШ-Х1Х веков. Архитектурная отделка Лионского зала была утрачена во время Великой Отечественной войны. И лишь сохранившиеся архивные материалы, в том числе альбом Теофиля Готье о Царском Селе, дают возможность представить этот зал и убранство дворца - последние жилые комнаты императорской семьи в Екатерининском дворце.
Примечания
1. Бардовская Л. В. Янтарная комната: Екатерининский дворец, Царское Село / Л. В. Бардовская. - СПб.: Аврора; Калининград: Янтарная сказка, 2000. - 60 с.
2. Бенуа А. Н. Царское Село в царствование Императрицы Елисаветы Петровны / А. Н. Бенуа. - СПб.: Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 262 с.
3. Вильчковский С. Н. Царское село / С. Н. Вильчковский. - СПб.: Р. Голике и А. Вильборг, 1911. - 277 с.
4. Воронов М. Г. Янтарная комната: Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея / М.Г. Воронов, А.М. Кучумов. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - 285 с.
5. Голлербах Э. Ф. Детскосельские дворцы, музеи и парки: Путеводитель / Э. Ф. Гол-
лербах. - Пг.: Госиздат, 1922. - 126 с.
6. Gautier T. Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. Palais Impérial de Tsarskoe-Selo / T. Gautier. - Paris: Gide, 1859. - V. 2. - 19 p.
М. Г. Макиенко
ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ НАРОДА В РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Большинство исторических фильмов отражают судьбу народа в тот или иной период времени. В связи с возникновением в конце XIX века и бурным развитием в последующие десятилетия нового вида искусства - кино заметно увеличились возможности художественной реконструкции прошлого и образного раскрытия ментальных свойств народа, а также его культурных традиций. Ключевые слова: исторический кинематограф, культурный потенциал народа, эстетика кинопроизведений, спектр изобразительно-выразительных средств экрана, художественное пространство, достоверная историческая атмосфера, интерпретация исторических событий, правда времени.
The majority of historical films reflect destiny of people during this or that period of time. With origin in the end of the XIXth century and rapid development in the next decades a new art form - cinemas, have considerably increased possibilities of art reconstruction of the past and figurative disclosing of mental people properties, and also its cultural traditions. Keywords: art education, a historical cinema, cultural potential of people, an aesthetics of film products, a spectrum of graphic-expressive means of the screen, art space, authentic historical atmosphere, interpretation of historical events, time truth.
С возникновением в конце XIX века и бурным развитием в последующие десятилетия нового вида искусства — кино заметно увеличились возможности художественной реконструкции прошлого и образного раскрытия ментальных свойств народа, а также его культурных традиций. С этой точки зрения особого внимания заслуживают вопрос, поставленный Н. А. Хреновым, и данный им же самим ответ: «Является ли кино просто способом отражения ментальности народа или оно в то же самое время — эффективный способ формирования и поддержания его цивилизационной идентичности? Есть основание полагать, что кино осуществляет и ту и другую функции» (6, с. 304).
Вопросы, связанные с культурным потенциалом народа, касаются не только его жизни «здесь и сейчас», но и специфики опыта коллективных переживаний важных событий в его истории. Уникальность многовекового опыта народа обусловлена тем, что он представляет собой, по словам Г. Г. Шпета, «исторически образующийся коллектив, по-своему воспринимает, воображает, оценивает, любит и ненавидит объективно текущую обстановку, условия своего бытия, само это бытие — и именно в этом его отношении ко всему, что объективно есть, выражается его "дух", или "душа", или "характер" в реальном смысле» (7, с. 479).
Поскольку нравственная, религиозная, творческая составляющие культурного облика народа не могут не нести на себе следы прошлых эпох, особое значение имеют те произведения искусства, в которых реконструируются и исторические события, и отношение к ним различных слоев общества. К художественным произведениям такого типа относятся кинофильмы на историческую тему и больше всего — киноэпопеи. Их панорамный характер, сюжетно-содержательная определенность и насыщенность, изобразительная достоверность деталей-примет времени и психологическая атмосфера эпохи позволяют определить и сам исторический