к саморефлексии, тем самым создавая благоприятные условия для становления личностно значимого взаимодействия с текстом. По ходу бесед мы время от времени кратко рассматриваем различные свойства и механизмы того или иного познавательного процесса, без которого не может состояться полноценное чтение и осмысление лирики.
Таким образом, при реализации инновационного подхода к построению учебной книги по литературе она может стать полноправным участником учебного процесса, помогающим учащимся в развитии понимания художественного текста, а учителю - в организации на уроке плодотворного коллективного обсуждения изучаемых произведений.
Список литературы
1. Граник Г.Г. Концепция курса «Русская филология». - М., 2007.
2. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Динерштейн Е.Е., Миронова К.В. Я - другой. М.Ю. Лермонтов: учеб. кн. по рус. филологии. - М., 2011.
3. Миронова К.В. Психодидактические принципы развития понимания лирической поэзии подростками с помощью учебных книг нового типа // Материалы VI Междунар. конф. мол. ученых «Психология - наука будущего». - М.: ИП РАН, 2015. - С. 296-300.
4. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избр. тр.: в 2 т. - Т.1. - М., 1985. - С. 306-312.
5. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопр. образования. - 2011. № 2. -С. 123-150.
6. OECD (2014). PISA 2012 Results: What Students Know and Can Do - Student Performance in Mathematics, Reading and Science (Volume I, Revised edition, February 2014), PISA, OECD Publishing.
О. Н. Морозова
Историко-культурное наследие Царского Села как основа патриотического воспитания молодежи
Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.
Р.У. Эмерсон
Историко-культурное наследие России является основой гражданского патриотического воспитания молодежи. На сегодня это и главная задача в образовании. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения
чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, приумножение духовных и материальных ценностей может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны. «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». Мысль, выраженная в Послании В.В. Путина Федеральному собранию РФ в 2007 г., актуальна и по сей день.
На факультете естествознания, географии и туризма в учебные планы по подготавливаемым направлениям бакалавриата на I курсе включена дисциплина «Природные и культурные достопримечательности г. Пушкина» с целью познакомить учащихся с наследием уникального города, в котором пройдет один из лучших периодов их жизни. Преподавание его особенно актуально в настоящее время, когда студентами вуза являются молодые люди со всей России.
Для большинства населения страны Царское Село известно как резиденция российских монархов. Однако памятники русской национальной культуры, которыми богат город, делают его образ многограннее. Каждый человек может создать свой уникальный образ города, например, такие как: Царское Село - город-музей; Царское Село - город дворцов и парков; Царское Село - город русской поэзии; Царское Село - город воинской славы; Царское Село - город образованных людей; Царское Село - идеальный город и др.
Царскому Селу повезло с царями, которые любили его, сочиняли его пространство, приглашая лучших архитекторов и художников.
В двадцатилетнее царствование Елизаветы начинается бурный расцвет Царского Села. С 1741 г. это официальная резиденция русских монархов. Великий зодчий Ф. Б. Растрелли в 1756 г. продемонстрировал свое творение - Большой Царскосельский дворец с регулярным парком венценосной заказчице и иностранным послам. В парки завозится итальянская скульптура из Летнего сада, а для увеселения государыни и ее гостей строится огромная катальная гора, которая была уникальна и не имела аналогов в Европе - прообраз нынешних американских горок. Царское Село получает свой классический вид именно в царствование Елизаветы. Смысл творчества архитекторов, строителей, художников, создавших величественные памятники искусства, каким является ансамбль Царскосельской резиденции, заключался не в том, чтобы прославить монархов, а том, чтобы в красочных, полных жизнерадостности и праздничности архитектурных формах Царского Села звучала те-
ма триумфа, величия и могущества России, так как после победы в Северной войне Россия становится одной из ведущих держав в Европе. Здесь складываются новые традиции русского государства, рождаются и закрепляются новые формы придворной русской жизни, культуры развлечений и быта, заимствованные из Западной Европы, преломленные через традиционные национальные обычаи.
После Елизаветы Петровны все русские императоры отдавали должное Царскому Селу: любили его, работали над его развитием, способствовали его украшению и модернизации. С каждым годом Царское Село росло, обретало новые черты, становясь очаровательным неповторимым городом со своим лицом.
Екатерина Великая бесконечно любила Царское Село, называла его «любезным» и «прелестным», она реализовывала здесь свои мечты и творческие фантазии, одновременно одухотворяла его и вдохновлялась им. Она преображает Екатерининский парк, появляется его вторая часть - выполненная в пейзажном стиле, с просторными лужайками, насыпными горками, извилистыми дорожками, живописными группами деревьев, с искусственными прудами, каскадами и протоками. В парке строятся павильоны и беседки, мостики и арки, возводятся триумфальные ворота и памятники воинской славы. О чуткости Екатерины к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. А сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности.
В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха. «Одним из первых увеселительных замков Европы» называл Большой Царскосельский дворец академик Российской Императорской Академии наук И.Г. Георги.
В настоящее время парк и дворец выполняют общекультурную миссию, воспитывая, приобщая к мировому и культурному наследию.
В парке появляются памятники, посвященные нашим победам в русско-турецкой войне, такие как комплекс Адмиралтейства, монументальная башня Руина, Кагульский обелиск, Чесменская, Морей-ская, Крымская колонны, Турецкий киоск и Турецкий каскад. Эту традицию продолжает Александр I, который в честь русского воинства, изгнавшего Наполеона с российской земли, в 1817 г, устанавливает в Екатерининском парке ворота «Любезным моим сослуживцам», где мощный внешний вид четырех пар дорических колонн, поддерживающих мощное перекрытие, как будто говорит, что Российской империи по величию и славе военных побед во все времена равна была только лишь Священная Римская империя. По
приказу Николая I в 1850 годах сооружается павильон Турецкая баня как символ победы над Турцией в войне 1828-1829 гг. Дух эпохи, застывший в памятниках воинской славы Царского Села, оказал огромное влияние на формирование взглядов воспитанников Царскосельского лицея.
Царское Село - город-музей под открытым небом, город архитектурной гармонии, энциклопедия архитектурных стилей.
Городские постройки не уступают дворцово-парковому ансамблю. Город поражает геометрической строгостью улиц, напоминающих аллеи регулярного сада. Поражает роскошь дворцовых фасадов, монументальность соборов и храмов. Весь облик города создает особую атмосферу чистоты, ясности, спокойствия. К созданию этого великолепия приложили своё умение и сердце многие выдающиеся архитекторы, среди которых выделяются придворный архитектор Ч. Камерон, который спроектировал «идеальный город» Софию (1780 г.) и составитель генерального плана застройки Царского Села, обывательских домов В. И. Гесте (1808-1832 гг.). Когда-то Екатерина II мечтала о создании образцового города Российской империи. Эту идею унаследовал Александр I.
На смену «женскому» XVIII веку - веку красоты и гармонии -пришел век XIX, «мужской» - век технического прогресса, просвещения и благотворительности.
Россия при Екатерине Великой значительно приросла и землями, и населением. Но земли надо обживать (в том числе и исконные), а население - приподнять из бедности, а для того обучить. Этот лозунг и ставится императором Павлом на повестку дня: не новые территориальные приобретения, а интенсивное осваивание уже имеющихся и грамотное современное землепользование их. Важным начинанием Павловского времени было создание Школы практического земледелия. Школа практического земледелия - ранний проект модернизации и начало аграрного образования в России. С этого начинания Царское Село становится центром российской сельскохозяйственной науки в России. Последнее столетие связано со становлением аграрной науки и образования в Царском Селе - Пушкине, а именно: учебно-педагогической и научно-исследовательской работой Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. История Сп6гАу неотрывно связана со зданиями университета, включенными в перечень памятников истории и культуры России и Санкт-Петербурга. А главное здание дачи великого князя Бориса Владимировича Романова в настоящее время занимает Институт растениеводства им. Н.И. Вавилова.
Вдоль Московского шоссе при императоре Александре I была основана колония переселенцев из Германии «Фриденталь» («долина дружбы и согласия» в переводе с немецкого). Жители Фриден-
тальской колонии ткали шелковые ленты для царского двора. Колония просуществовала вплоть до 1917 г., затем распалась. Сегодня о ней напоминает всем знакомый Колонистский пруд, Колоничка, как называют его местные жители.
В этом городе прошли годы юности А.С. Пушкина. Он был одним из воспитанников Императорского лицея - привилегированного учебного заведения для подготовки «юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», когда России особенно нужны были универсально подготовленные люди, государственные деятели. И с тех пор город навсегда связан с именем поэта. Ему посвящены многочисленные памятники и там, где он не бывал, но где о нем живет благодарная память потомков. После окончания лицея выпускники разъехались к месту своей государственной службы. А их имена составили яркую страницу в истории и культуре России.
Многие новшества, появившиеся в Царском Селе, становились первыми и для страны. В 1835 г. в Белой башне (одном из павильонов Александровского парка) был установлен семафорный оптический телеграф для связи Царского Села с Петербургом, а в 1843 г. в кабинете Николая I в Александровском дворце - первый в России электромагнитный телеграфный аппарат для связи с Петербургом. И, конечно, самым значимым нововведением Николая I, можно даже сказать, «памятником его царствования» стала железная дорога.
30 октября 1837 г. состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги, которая позволяла преодолевать расстояние между Петербургом и Царским Селом всего за один час. Заканчивался долгий век конного транспорта.
Первый телеграф, действовавший в Александровском дворце с 1843 г., впоследствии был преобразован в самую мощную в стране Царскосельскую радиотелеграфную станцию.
История электрического освещения в Царском Селе началась с 1887 г., первая в России электростанция помещалась в Певческой башне и давала свет в 3000 ламп. К 1896 г. Царское Село стало первым европейским городом, уличное освещение которого было полностью электрическим.
Здесь также впервые появились образцовое водоснабжение, канализация, охватывавшие всю территорию города. Также впервые в России здесь в 1904 г. соорудили городские очистные сооружения, на которых применялась раздельная система биологической очистки сточных вод и мусоросжигательная станция.
Но наряду с этим город своей известностью обязан также нескольким поколениям поэтов, писателей, деятелей русской культуры, которые жили или бывали в нем. Его по праву называют «городом муз». Здесь жили и работали М.В. Ломоносов, Г.Р. Держа-
вин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, О.Д. Форш, А.Р. Беляев, П.П. Чистяков, И.Е. Репин, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов.
В связи с этим, на наш взгляд, Царскому Селу подошло бы еще одно поэтическое сравнение, такое как: Царское Село - место интеллектуального пиршества. Так называли в 30-е гг. прошлого века гостеприимный дом Алексея Толстого писатели и музыканты, актеры и художники (Алексей Николаевич жил в Детском Селе с 1928 г. по 1938 г.).
В 1913 г., в царствование Николая II в Царском Селе строится Федоровский городок, который представляет собой комплекс построек в стиле XVII в., расположенных в Фермском парке: Федоровский собор, Дома для причта, Ратная палата, Императорский павильон, казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя. Это архитектурное воплощение популярной в николаевское время идеи возрождения России через Церковь. Федоровский городок рассматривался как архитектурный и художественный манифест 300-летия дома Романовых. В одном из зданий был открыт Музей древнерусского искусства и зодчества. Здесь была собрана богатая коллекция предметов русского искусства: орнаменты, оружие, парча, иконы и церковная утварь XVI-XVII вв. В настоящее время в Ратной палате открыт единственный в России музей «Россия в Великой войне», посвященный истории Первой мировой войны. Масштабная экспозиция рассказывает о ходе боевых действий, быте, обмундировании и вооружении солдат, представлены фотографии и боевая техника эпохи Первой мировой войны.
История учебных заведений Царского Села ведет свой счет от школы сарскомызского дьякона, к которому императрицей Екатериной Алексеевной, еще при жизни Петра Великого, отдавались дети крестьян и придворнослужителей ее мыз «в научение и присмотр».
В середине XIX в. в Царском Селе было лишь одно среднее учебное заведение (женское училище духовного ведомства) и несколько начальных, но к 1910 г. на 30 тыс. жителей Царского Села приходилось уже 20 учебных заведений, почти все высокого уровня обучения. Наиболее известными являлись: Николаевская мужская гимназия, Реальное училище, Мариинская женская гимназия, частная школа совместного обучения Е.С. Левицкой и женская гимназия министерства народного просвещения. Окончание этих средних учебных заведений давало право поступления в университет. В царскосельских учебных заведениях работали всесторонне образованные, преданные профессии педагоги, многие школьные здания были построены по специальным проектам, имели хорошо оборудованные кабинеты для различных предметов. Многие директора,
преподаватели и ученики царскосельских учебных заведений составили славу российской культуры и науки.
В годы Второй мировой войны г. Пушкин был оккупирован фашистами. Разграблены и сожжены дворцы, в страшном состоянии находились парки. За 28 месяцев хозяйничанья фашистов в городе он стал неузнаваемым. Вместо уютных домиков и роскошных особняков, занятых до войны санаториями, домами отдыха и детскими оздоровительными учреждениями, повсюду видны были пепелища. Все большие каменные дома были сожжены. Закопченные огнем кирпичные коробки окружали центральную площадь. Гостиный двор стоял разгромленным. В общей сложности из 1557 домов фашисты уничтожили полностью 957, а остальные были разрушены на 4080 %. Были выведены из строя электростанция, водопровод, канализация, телефонная связь и трансляционная сеть.
Сразу же после войны были приняты постановления о восстановлении города и парков, о привлечении всего трудоспособного населения к восстановительным работам, которые были встречены возвращающимся населением с большим энтузиазмом. Город Пушкин - сокровищница русской архитектуры, литературы и искусств, подобно птице фениксу возрождался из руин.
В настоящее время Пушкин по праву считается городом-жемчужиной в ожерелье пригородов Петербурга. Город с богатой историей, сохранивший все накопленные культурные ценности и сумевший пережить все горести, которые на него когда-либо обрушивались. Его история заинтересует любого, ведь здесь каждая улица, каждый уголок волнует своей исторической важностью или причастностью к ней. Бывшая царская резиденция насчитывает более 300 памятников архитектуры, истории и культуры.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что культурное наследие Царского Села, накопленное за трехсотлетнюю историю, обладает богатейшим воспитательным потенциалом и в целом активно используется для патриотического воспитания молодежи, что повышает сознание молодых людей как творцов будущего своей страны и защитников её национальных интересов.
Список литературы
1. Анашина М. История Федоровского городка в Царском Селе [Электронный ресурс] / Блог о путешествиях, природе и культуре «Дорогами Срединного Пути». - URL: anashina.com (дата обращения: 01.03.2016).
2. В Пушкине открылся единственный в России музей Первой мировой войны [Электронный ресурс] / Пушкин.ру - сайт города Пушкин и Пушкинского района Санкт-Петербурга. - URL: http://pushkin.ru/ (дата обращения: 06.03.2016).
3. Екатерининский дворец [Электронный ресурс] / Государственный музей-заповедник «Царское Село». - URL: http://www.tzar.ru/ (дата обращения: 01.03.2016).
4. История Царского Села [Электронный ресурс] / Интернет-журнал «zabort.ru». - URL: http://zabort.ru/blog/poznavatelno/6230.html (дата обращения: 02.03.2016).
5. Крылова В. П. Город Пушкин в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / Город Пушкин. ИНФО. (Царское Село, информационный сайт). - URL: http://gorod-pushkin.info/gorod-pushkin-v-gody-vojny (дата обращения: 06.03.2016).
6. Семенова Г. В. Царское Село: знакомое и незнакомое. - М.: Центрполи-граф, 2010.
7. Царское Село на рубеже XIX-XX веков [Электронный ресурс]. - URL: http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Uch_zav.htm (дата обращения: 01.03.2016).
М. И. Морозова, В. В. Штерн
Возможности развивающего обучения в решении проблемы последовательности и преемственности формирования познавательных универсальных учебных действий
Переход на новые стандарты образования по-прежнему остается одной из актуальных проблем современной педагогической науки и практики. С одной стороны, это обусловлено естественной длительностью переходного периода, связанной с поэтапностью внедрения ФГОС начального, основного, и в будущем среднего общего образования, а, следовательно, постепенностью возникновения новых проблем, обнаруживающихся при осуществлении образовательного процесса, оценке качества и эффективности его результатов. С другой стороны, перестройка образовательного процесса в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода предполагает теоретическую и методическую проработку вопросов внедрения новых стандартов. Дифференцирование стандартов общего образования на дошкольное, начальное, основное и среднее актуализирует проблему интеграции и обеспечения преемственности результатов.
Одним из объектов внимания, связанных с вопросами преемственности и интеграции стандартов школьных ступеней образования, является проблема освоения учащимися универсальных учебных действий (УУД). Целенаправленно формируемые на начальном уровне образования они должны стать основой для освоения новых УУД на последующих образовательных уровнях.
Освоение школьником универсальных учебных действий предполагает овладение совокупностью способов действий, необходимых для самостоятельного поиска и усвоения новых знаний и умений, включая самостоятельную организацию этого процесса [1]. По сути, понятие УУД расширяет смысловые рамки принятого в ди-