Научная статья на тему 'Екатерина Максимова, владимир Васильев: акме в балетном творчестве'

Екатерина Максимова, владимир Васильев: акме в балетном творчестве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
468
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фетисова Елена Васильевна, Зазыкин Владимир Георгиевич

Опираясь на сформулированные ранее теоретические аспекты проблемы акме в художественно-творческой деятельности, авторы анализируют результаты конкретных прикладных акмеслогических исследований в таком виде художественно-творческой деятельности как балет В центре исследования были личностные условия и факторы акме таких выдающихся представителей русской балетной шкалы, как Е.С. Максимова и В. Васильев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ekaterina Maksimova, Vladimir Vasiliev: Acme in ballet creative work

Basing on the earlier formulated theoretical aspects of the problem of acme in the art-creative activity the authors analyze the results of concrete applied acmeological researches in such kind of art-creative activity as ballet. In the centre of the researches were personality conditions and factors of acme of such outstanding representatives of the Russian ballet school as E. Maksimova and V. Vasiliev.

Текст научной работы на тему «Екатерина Максимова, владимир Васильев: акме в балетном творчестве»

ект самоуправления. Это означает, что, выполняя функцию посредника между личностью и обществом, группа вместе с тем создает непосредственную благоприятную среду для самореализации, самораскрытия и саморазвития каждой личности, используя для этого многочисленные механизмы и методы стимулирования активности, как индивидуальной, так и групповой.

Совершенно понятно, что достигнутое группой акме требует значительных усилий для его поддержания. Вместе с тем, учитывая сложность и многообразие внутренних и внешних факторов жизнедеятельности группы, ее динамику, нельзя себе представить, что невозможен и "обратный" ход, могут наступить периоды спада, кризиса, даже - разрушения. В этой связи, исследуя группу в акмеологии, важно учитывать разработанные в философии понятия, характеризующие субъект в такие кризисные периоды. Употребляя понятие "субъект" в позитивном плане (как "работающий" на общество, группу, других, себя), исследователи считают возможным говорить и о субъекте в негативном, деструктивном смысле, то есть о субъекте, активность и деятельность которого носит разрушительный характер или, во всяком случае, по своей направленности противостоит или не совпадает с общепринятыми нормами и ценностями. В таком случае говорят об "асоциальном субъекте", который характеризуется девиантным поведением. Таким образом, оставаясь внешне вполне активным, субъект направляет свою активность не на конструктивные задачи, а на разрушительные, и вряд ли в таком случае можно применить к нему критерий акме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века // Под ред. A.A. Деркача. М„ 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1969.

3. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969.

4. Богданов E.H., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. М., 2000.

5. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

6. Яблокова Н.И. Социальный субъект: генезис, сущность и факторы становления. М„ 2000.

1—I

в? Н

Ен

О

ч о

ы §

<

Е.В. Фетисова, В. Г. Зазыкин

ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ: АКМЕ В БАЛЕТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Обосновав свою позицию в отношении теоретических аспектов проблемы акме в художественно-творческой деятельности, хотелось бы перейти к результатам конкретных прикладных акмеологических исследований. Для этого нами был выбран вид художе-ственно-творческой деятельности — балет. В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые важнейшие характеристики акме в этом сложнейшем виде творчества. Почему был выбран именно балет? Со времен Мариуса Петипа русский балет составлял гордость нашего отечественного искусства. Хореографические шедевры, созданные русскими балетмейстерами, — такие как "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Шопениана" и др. — стали классикой и составляют основу репертуара всех знаменитых театров мира. Великие композиторы — П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Д.Д. Шостакович создавали музыку балетного театра, выдающиеся художники — К.А. Коровин, А .Я. Головин, JI.C. Бакст, А.Н. Бенуа — костюмы и декорации. Но особую славу отечественному балетному искусству принесли исполнители - Анна Павлова и Вацлав Нижинский (их имена являются синонимами понятий "лучшая танцовщица мира" и "лучший танцовщик мира" в премиях Парижской Академии танца), Владимир Васильев (в конце нашего столетия признанный ведущими специалистами "Танцовщиком XX века"), Галина Уланова, Марина Семенова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников и многие другие.

Авторам довелось не только видеть многих замечательных артистов на балетной сцене, но и общаться с ними, наблюдать за репетициями некоторых из них, присутствовать при рождении хореографических импровизаций при создании новых балетов. Общаясь с артистами, мы не скрывали свой интерес к их творчеству с позиций психологической и ак-меологической науки. В этих исследованиях нами были использованы апробированные психологические методы: наблюдение, интервью, а так же методы неинструментальной психологической диагностики. Кроме того, феномен акме артистических личностей изучался с помощью анализа публикаций (искусствоведческих, журналистских, научных) и ме- . муарной литературы. В центре исследования были, прежде всего, личностные условия и факторы акме таких выдающихся представителей русской балетной школы, как Е.С. Максимова, В.В. Васильев.

Екатерина Сергеевна Максимова — великая русская балерина. Родилась в Москве. Еще будучи ученицей Московского хореографического училища, она завоевала 1-е место и золотую ^ медаль на Всесоюзном конкурсе артистов балета. В 1958 году, сразу по окончании МХУ, она л\ была принята в Большой театр, где вскоре стала ведущей балериной, непревзойденной исполни- ^ тельницей партий как классического (Жизель, Китри, Аврора, Маша и т.д.), так и современно-го репертуара (Джульетта, Катерина, Фригия, Анюта, Эола и др.). Восторженные оценки £н зрителей и специалистов вызвала интерпретация Максимовой хореографии Л. Лавровского и Р. Захарова, К. Голейзовского и Ю. Григоровича, В. Васильева, Д. Брянцева, Н. Касаткиной и В. Василёва, во многих балетах которых она была первой исполнительницей главных партий.

С триумфальным успехом танцевала Максимова на лучших сценах мира - "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Гранд Опера", "Колон" и др. Необычайно интересными оказались ее выступления в спектаклях таких знаменитых зарубежных балетмейстеров, как М. Бежар, ^ Дж. Кранко, Р. Пети, Л. Мясин.

Исключительное драматическое дарование блистательной балерины воплотилось в ори- ^ гинальных телебалетах "Галатея", "Старое танго", "Анюта", потрясло тонким психология- <J

О

ч о

мом в художественных фильмах "Фуэте", "Жиголо и жиголетта", "Классная дама", искренностью и необычайной глубиной прочтения Библии в музыкально-драматической композиции "Песнь песней".

Педагогический талант Екатерины Максимовой нашел свою реализацию в многолетней преподавательской деятельности на кафедре хореографии Российской Академии театрального искусства (РАТИ) и в творческой подготовке юных балерин Большого театра и Кремлевского театра балета, где она работает балетмейстером-репетитором.

Екатерина Сергеевна — профессор РАТИ, почетный профессор МГУ, действительный член Международной Академии творчества и Академии Российского искусства, член Исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. Среди ее наград — ордена Ленина, Трудового Красного знамени, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством"Шстепени.

Народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР и РФ Екатерина Максимова — золотой лауреат Международных конкурсов артистов балета в Вене и в Варне. Бесконечное восхищение великой балериной выразилось в премиях и наградах множества стран мира, среди которых такие престижные как премии им. Анны Павловой — "Лучшая танцовщица мира " и им. Мариуса Петипа — "Лучший дуэт мира" (совместно с В. Васильевым) Парижской академии танца, премия Академии Симба (Италия), им. Джино Тани (Италия), премия им. С.П. Дягилева, премия ЮНЕСКО и медаль им. Пабло Пикассо.

Владимир Викторович Васильев - великий русский артист балета, танцовщик и балетмейстер, родился в Москве. По окончании Московского хореографического училища в 1958 году был принят в балетную труппу Большого театра и с первых же ролей поразил любителей балета и профессионалов не только невероятной техникой исполнения, но и ярко индивидуальным прочтением даже самых традиционных партий. Многие выдающиеся балетмейстеры - такие как К. Голейзовский, Ю. Григорович, Л. Якобсон, А. Радунский — доверяли ему первое исполнение центральных ролей в своих постановках и даже создавали партии специально для Васильева. До сих пор воплощенные им образы Спартака, Данилы-мастера, Альберта, Меджнуна, Ивана Грозного, Макбета являются недосягаемым эталоном для последующих поколений танцовщиков, а его редакция партии Базиля в балете "Дон Кихот" признана классической во всем мире. Знаменитые зарубежные хореографы - М. Бежар, Л. Мясин, Р. Пети — приглашали Васильева для участия в своих спектаклях и ставили балеты специально для него.

Однако неуспокоенность, вечная неудовлетворенность художника постоянно подталкивают Владимира Васильева к поиску новых форм творческого самовыражения. В самом расцвете своей блистательной карьеры первого танцовщика он начинает ставить балеты — "Икар", "Макбет", "Эти чарующие звуки...", "Анюта" и др., которые открывают зрителям удивительно музыкального хореографа, мастерски выстраивающего цельные эмоционально-захватываю-щие спектакли. Васильев пробует свои силы в постановке опер, музыкально-драматических композиций, с большим успехом выступает как режиссер художественных фильмов (снимаясь и как драматический актер) и фильмов-балетов, ведет телевизионные передачи, пишет картины и стихи.

Владимир Викторович Васильев - народный артист СССР и РФ, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР, РСФСР, РФ, золотой лауреат Международного фестива-^ ля в Вене и обладатель (до сих пор единственный) Гран-при Международного конкурса артис-,01 тов балета в Варне, кавалер многих отечественных и международных орденов: ордена Ленина, Трудового Красного знамени, Дружбы народов, орденов Св. Константина Великого, Св. Благо-эд верного князя Даниила Московского, "За заслуги" (Франция), "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

^ Всемирное признание великого артиста выразилось во многих премиях, почетных звани-

м ях, медалях и других знаках отличия, среди которых: премии им. Вацлава Нижинского - "Луч-м ший танцовщик мира" и Мариуса Петипа - "Лучший дуэт мира" (совместно с Е. Максимовой) Парижской Академии танца, премия Римского муниципалитета "Европа 1972", Медаль АЛаде-® мии искусств Аргентины, премия Академии Симба (Италия), премия "Вместе за мир" (Ита-^ лия), премии им. Джино Тани — "Лучшему балетмейстеру" и "Лучшему дуэту" (совместно с Е. ¡5; Максимовой; Италия), премия ЮНЕСКО и медаль им. Пабло Пикассо, премия им. С.П. Дягиле-ва, премия г.Террачина (Италия), Почетная медаль Фонда Карины Ари (Швеция), медаль "За •<5 заслуги" (Бразилия).

Владимир Васильев — профессор РАТИ, почетный профессор МГУ, действительный член Международной Академии творчества и Академии Российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Дуэт Максимовой и Васильева признан специалистами всего мира лучшим дуэтом, легендой XX века, это "...совершенное олицетворение творческой и человеческой слиянности, нерасторжимости, неразрывности..." (БЛ. Львов-Анохин). Они одновременно учились в МХУ, начали танцевать вместе со второго класса, одновременно были приняты в Большой театр (а позднее - были вынуждены вместе покинуть его), вместе принимали участие во многих новаторских начинаниях, многие балетмейстеры ставили специально в расчете на этот неповторимый дуэт, многие почетные звания и награды они получали одновременно или совместно.

Таким образом, нам представилась уникальная возможность изучить две выдающиеся творческие индивидуальности, которые находятся в одних и тех же жизненных (они состоят в браке с 1961 года) и профессиональных условиях и ситуациях, занимаются всю жизнь творчеством, в том числе и сотворчеством, добились в нем выдающихся результатов и достигли своего акме. Данное акмеологическое исследование удовлетворяет всем необходимым требованиям:

— авторам довелось видеть подавляющее большинство их сценических работ;

— присутствовать при их создании (репетиции, постановочные эксперименты и пр.);

— обсуждать с ними созданные ими образы и произведения;

— хорошо знать их как личностей;

— изучать искусствоведческие и иные публикации о их творчестве.

Если говорить об акме Максимовой и Васильева, то оно удовлетворяет всем предложенным критериям: их творчество всегда носило ярко выраженный гуманистический характер, отличалось высокой художественной ценностью, их профессиональное исполнительское мастерство даже после того, как они перестали выступать на сцене, продолжает считаться эталонным, они всегда отличались ярчайшей творческой индивидуальностью, проявляя себя подлинными новаторами, их искусство получило признание не только в нашей стране, но и во всем мире. Об этом свидетельствуют тысячи публикаций, всевозможные профессиональные и государственные награды.

Искусство Е.С. Максимовой и В.В. Васильева является ярким примером успешного стремления к акме, потому что саморазвитие, самосовершенствование и самореализация стали одними из главных целей их творческой деятельности. В.В. Васильев в одной из публикаций писал: "Развитие таланта в большой степени зависит от работы художника над собой (выделено нами — Е.Ф., В.З.). И если талантливый человек будет критически относиться прежде всего к самому себе, оставаясь вечно неудовлетворенным своим творчеством и собой, тогда, я думаю, талант его будет действительно развиваться и укрепляться... Необходимо учиться, учиться постоянно. Мне кажется, что процесс обучения истинного художника продолжается всю его жизнь" [ 1 ]. Сходные мысли высказывала и Е.С. Максимова: "Во мне живет постоянная потребность искать новое, пробовать новое. И я не считаю, что уже всё постигла в этом мире — ведь если думать, что всего достиг, нужно заканчивать с искусством"'. Это стало важным ориентиром в их творчестве, способствовавшим достижению акме.

С психологической точки зрения — это очень разные люди. Поведение, характер общения и отношений свидетельствуют, что Е.С. Максимова — интроверт, В.В. Васильев же — классический экстраверт. В процессе работы над образами для Васильева важны в первую очередь настроения, эмоциональные стимулы, которые он находит в музыке. Главное для него — "понять, зачем, во имя чего исполняется то или иное движение". Он много и увлеченно импровизирует, постоянно увлекаясь новыми идеями и выразительными средствами, быстро переключается с одного на другое. Максимова же необычайно педантична в своей работе — только в совершенстве освоив "технику", она приступает к поиску актерских и эмоциональных выразительных средств: "У нас с Володей абсолютно разный подход к подготовке роли. Начиная готовить спектакль, он сразу входит в роль, как бы рисует широкими мазками. А уже потом начинает искать какие-то детали. А у меня — наоборот. Сначала

" Здесь и далее высказывания Е.С. Максимовой и В.В. Васильева приводятся по [3]. Используются также материалы личных, бесед авторов с Е.С. Максимовой и В.В. Васильевым.

я должна выучить все эти детали, чтобы не думать, куда мне девать руки-ноги, получается поддержка или нет. А уж потом постепенно, постепенно из всех мелочей, изо всего вырастает целое полотно". На репетициях Максимова предельно сосредоточена только на предмете своей деятельности, не отвлекается ни на что. По-разному они настраиваются перед выступлением: Васильев задолго до спектакля сосредоточен, мысленно находясь уже в образе, но при этом открыт для общения. Максимова же за несколько дней полностью уходит в себя, замкнута, необщительна, внешне даже недоброжелательна. Такой сравнительный анализ можно было бы продолжать на многих примерах несхожести манеры, привычек, поведения, реакций и т.д. Но при всей несхожести оба необыкновенно точны в своих поисках и находках и при этом в результате: "Мне было всегда хорошо, спокойно с ней на сцене" (Васильев); "... когда рядом танцовщик, который не отвечает тебе взаимностью, — это очень трудно, спектакль получается пустой. С Володей так никогда не бывает" (Максимова).

С акмеологической же точки зрения у них очень много общего. При описании этого общего мы не рассматриваем многообразие и высокий уровень их творческих и специальных способностей, это очевидно — с первых лет учебы все отмечали их феноменальную одаренность. Однако одаренность — акмеологическое условие необходимое, но не достаточное; можно привести немало печальных примеров, когда одаренные артисты так и не стали выдающимися мастерами. Нас в первую очередь интересовало то, что позволило природный талант развить до высочайшего уровня, что сделало Максимову и Васильева великими артистами. Проведенные психологические и акмеологические исследования выявили общие и особенные характеристики, немало способствовавшие достижению акме в их творчестве. Остановимся на этом подробнее.

В первую очередь хотелось бы отметить такое важнейшее, характерное и для Максимовой, и для Васильева качество, как силу личности. В психологии характеристика "сила личности" в настоящее время изучена явно недостаточно. По мнению Н.И. Конюхова "...практика настоятельно требует относительно простых и объективных методик изучения личности, нацеленных не на диагностику отдельных качеств, а какого-то интегративного показателя, обладающего высокой прогностичностью. Таким показателем может служить ЭГО личности. Сам термин "ЭГО" принадлежит к психоанализу и характеризует не что иное, как силу личности, ее способность достигать поставленных целей в любых условиях, реализовывать свое "Я" [2]. Сила личности коррелирует с ее достижениями, в том числе и профессиональными. По данным М.Ф. Секача, сила личности является главнейшим качеством, обусловливающим успешность деятельности в особых и экстремальных условиях. Балет, с его огромными физическими и нервно-психическими нагрузками и даже перегрузками как раз и попадает в данную категорию: "Нагрузки и перегрузки мыщц, срывы, травмы, усталость - это все постоянная часть нашей жизни" (Е. Максимова).

Сила личности может бьггь определена как путем психологического тестирования (ММР1 в модификации Н.И. Конюхова), так и с помощью психобиографического метода. Психологическое тестирование - метод надежный, но мало приемлемый по отношению к выдающимся артистам. Анализ психобиографии Максимовой и Васильева показывает высокий уровень этого показателя. Сила личности проявляется и в таких личностных качествах, как целеустремленность, упорство в достижении поставленных целей, работоспособность и самоотдача. Эти качества у Максимовой и Васильева развиты очень сильно, достаточно понаблюдать, как они работают: "...так всю жизнь — класс, репетиции, спектакль. А между спектаклями опять - репетиции, репетиции, репетиции... В день спектакля — обязательный станок, потом опять надо разогреваться и повторять, проходить мизансцены, отрабатывать и все сложные места, и простые переходы, и взгляды, и жесты, и позы. Работа, работа, работа..." (Максимова). Следует подчеркнуть, что когда сила личности дополнена направленностью на творческую самореализацию — а им это также присуще в большой степени — впечатляющие результаты очевидны.

Важным признаком высокой силы личности является поведение и деятельность в экстремальных ситуациях и в процессе преодоления сложных преград и жизненных кризисов. У Максимовой и Васильева эти показатели также очень высоки.

В 1975 году Екатерина Максимова во время репетиции с другим партнером получила тяжелейшую травму позвоночника. Специалисты делали пессимистические прогнозы, она могла

остаться инвалидом на всю жизнь, о танце не было и речи. Но когда нашелся врач, который дал ей надежду вернуться на сцену, но предупредил, что будет очень трудно и больно, Максимова сразу же приняла все его условия. Боль и труд, действительно, часто казались ей невыносимыми, но уже через год она вышла на сцену Большого театра в сложнейшей партии Жизели.

Сила личности коррелирует с волевыми качествами. Максимова и Васильев — люди необычайно волевые. Это проявляется прежде всего в целенаправленной самодетерминации и саморегуляции. Сильная воля — необходимое профессионально важное качество балетных артистов, потому что сама профессия требует умения в нужный момент мобилизовать свои психические и физические ресурсы, что очень важно при огромных нагрузках, свойственных балету. "Я просто не помню, чтобы что-то не болело - спина, рука, нога" — рассказывает Максимова о буднях артиста балета. Вообще в балете часто возникают экстремальные ситуации, требующие значительных волевых усилий.

Известен случай, когда во время балета "Щелкунчик"Васильева сильно ошпарили кипятком, однако он дотанцевал спектакль и только потом обратился к врачу, хотя ожог был так силен, что со спины сошла вся кожа. Максимова на гастролях танцевала в спектакле "Анюта" с сильнейшим отравлением, преодолевая тошноту и головокружение. У обоих не раз были случаи, когда из-за серьезных травм и невыносимой боли им за кулисами постоянно приходилось вкалывать болеутоляющее или делать заморозку поврежденной ноги, но спектакль всегда доводился до конца. А уж выступления во время болезни, когда температура у артистов поднимается за 38 градусов, являются чуть ли не рядовой ситуацией.

У звезд балета, как показывают наблюдения, волевой потенциал очень большой, но что важно — волевые качества в процессе профессиональной деятельности ими постоянно развиваются и совершенствуются. Обычно это проявляется в сознательном усложнении творческих задач, ужесточении личностных творческих стандартов, активном преодолении сложных ситуаций. Как говорит Максимова: "Постоянно приходится заставлять себя делать что-то однообразное, монотонное. Класс, например, — это очень скучно. Каждый день сама себя уговариваю, придумываю отговорки, оттягиваю необходимость идти на класс. Но — каждый день иду — и на класс, и на репетиции, как бы плохо себя ни чувствовала, какое бы ни было настроение... Но когда ты чувствуешь, что публика дышит вместе с тобой, — испытываешь ту ни с чем не сравнимую радость, к которой так долго идешь месяцами упорных репетиций, работы, преодоления боли и уныния".

У Е.С. Максимовой и В.В. Васильева — огромный творческий потенциал. Это находит свое отражение во всех сферах их творческой деятельности, и прежде всего — творческой интуиции. В психологических исследованиях не раз отмечалась ее большая роль. Максимова и Васильев обладают потрясающей интуицией, которая помогает им в творчестве, дает основание для убежденности в правильности своей творческой позиции — зачастую вопреки общему мнению, даже вопреки мнению очень уважаемых ими людей. Максимова вспоминает, какой скандал был в театре, когда Васильев внес свои изменения в классическую партию Базиля в балете "Дон Кихот": "После спектакля на сцене стояли — как в деревне "стенка на стенку" — раздавались крики: "Убирайтесь из Большого театра! Мальчишка! Вы здесь всё разрушили!" Среди противников был и обожаемый нами Асаф Михайлович" (A.M. Мессе-рер — педагог Максимовой и Васильева — прим. В.З., Е.Ф.). Однако Васильев доверился своей творческой интуиции — и менее чем через два года именно его редакция уже исполнялась молодыми артистами на Международном конкурсе артистов балета в Варне как классическая (каковой она признается и до сих пор). А как трудно было Максимовой противостоять общему мнению, когда она — совершенный образец классической балерины — "опустилась чуть ли не до оперетты" — снялась в гротескной роли Элизы Дулитл в телебалете "Галатея": "Помню, я на этой "Галатее" рыдала сколько, а ругалась сколько!" (Максимова). Речь о той самой "Галатее", которая потом получила массу наград и призов, о которой Борис Петрович Чирков написал: "Телевизионный экран открыл нам превосходную актрису — и комедийную, и драматическую... По-моему, балетный театр сегодня не имеет АКТРИСЫ, равной Екатерине Максимовой". Таких примеров в их творческой биографии можно привести множество. Им самим непросто объяснить психологические механизмы интуитивного, их творческих озарений. Интуиция проявляется зачастую неосознанно, во внезапно найденном верном решении: "Я начинаю импровизировать, потому что сразу хочется поймать

пластическую сущность музыкального ряда. И как правило, как ни странно, самое первое решение оказывается наиболее верным для меня. Так было с "Макбетом", так было с "Ромео и Джульеттой" (постановки В. Васильева — прим. В.З., Е.Ф.). С самого начала работы и в процессе ее многие куски, переделанные мною, иногда по многу раз, возвращены были к первому пластическому видению". Хотелось бы отметить, что с годами их творческая интуиция усилилась, дополненная опытом.

У Максимовой и Васильева высокий уровень постоянно развиваемой продуктивной рефлексии. Известно, что рефлексивная организация личности проявляется в поведении, деятельности, отношениях и общении. Наблюдение за работой артистов и общение с ними показывают, что у них сильно развиты все компоненты продуктивной рефлексивной организации: перцептивный, когнитивный, аффективный, оценочный и регулятивный. Важно, что ими найдена та тонкая чувственная мера рефлексии, которая позволяет черпать необходимые для творческой личности впечатления, осуществлять эффективные профессиональные взаимодействия, но в то же время ограждать себя от навязчивого, зачастую бестактного любопытства и попыток частного общения, которое сопровождает звезд на протяжении всей жизни.

Продуктивная рефлексия немало способствует эффективности творческих контактов. Являясь яркими творческими личности с огромным потенциалом, они постоянно привлекали внимание других выдающихся деятелей искусства, таких как Касьян Ярославич Голей-зовский, Юрий Николаевич Григорович, Морис Бежар, Пьер Лакотт, Франко Дзефирелли, Лорка Мясин, Беппо Менегатти и многих других, которые ставили специально для них или с которыми они осуществляли совместные проекты. Такое взаимодействие, безусловно, способствовало их творческому росту, но при этом Максимова и Васильев никогда не теряли свою индивидуальность художников. По мнению Васильева: "Самое интересное, когда есть сотворчество балетмейстера и танцовщика, когда есть исполнительская импровизация. И я, работая с разными постановщиками, всегда что-то пытался предложить от себя, всегда искал какие-то краски, основу которых, кончено, давал автор, хореограф, а я ее развивал интонационно, какими-то оттенками, деталями. И почти все балетмейстеры откликались на это".

Высокий уровень продуктивной рефлексии немало способствует успеху также и в балетмейстерской, и в педагогической деятельности. При постановке своих балетов Васильев очень тонко чувствует творческую индивидуальность артистов, находя для каждого иные выразительные средства, зачастую изменяя даже техническую сторону партии в соответствии с личностью конкретного исполнителя. Вникая во внутренний мир артиста, он всегда умеет найти необходимое качество их диалога, когда общение является мобилизующим, вдохновляющим: "...если актеры привносят что-то интересное, что делает богаче, красочнее палитру мою собственную, — я только радуюсь этому. Обожаю людей, которые подбрасывают мне идеи! Мне неинтересно с теми, кто просто слепо исполняет то, что я прошу. Ужасная скука!" Такое же заинтересованное в личности другого человека отношение просматривается и в педагогической деятельности Васильева: "С интересом, с удовольствием работаю с молодыми артистами — это всегда какие-то открытия, столкновения с неожиданностью. Происходит просто чудо — иногда поначалу незаметные, излишне застенчивые ребята друг преображаются, расцветают, начинают творить. И мне кажется, что это не просто результат обретения сценического опыта, но плоды нашего взаимного доверия, сознания, что я на них надеюсь". Раскрытие особой индивидуальности каждой своей ученицы является главным и в педагогической деятельности балетмейстера-репетитора Е. Максимовой: "Это и есть самое сложное — не просто разучить порядок движений.., но найти к каждому свой подход, кого-то погладить, другого, наоборот, побранить. Мне самой интересно работать с такой танцовщицей, которая не просто копирует, а думает, ищет свое, не принимает, что я говорю, пока сама не разберет, не переварит, не воспримет. С такими личностями труднее, но — интереснее". Для Максимовой и Васильева характерным является желание отдать накопленное, поделиться своим опытом, но при этом не навязывая себя как эталон и не пытаясь делать свои копии. Их ученики стали для них буквально родными: "Надо понять каждого, к каждому подойти: одна влюбилась, летает; у другой плечи опущены, глаза не глядят — поссорилась. Они же мне свои секреты рассказывают... Я постоянно ощущаю ответственность за своих учениц" — говорит Е. Максимова.

Саморазвитие и самосовершенствование в творчестве у Васильева и Максимовой так же отличаются сходными характеристиками. В первую очередь это касается выбора творческих стандартов и эталонов — они всегда у них были наивысшими. Акмеологическим эталоном для них была, конечно, великая Галина Сергеевна Уланова, "обыкновенная богиня" -как ее называли современники, "долгие годы бывшая другом, педагогом и репетитором, учившая проникновению во внутренний мир танцевальных образов без излишней аффектации, учившая ясности и простоте понимания" (Васильев); она "...не только педагог, но и прекрасный человек, многому научивший меня в жизни и искусстве. Сила ее художественного и человеческого влияния — беспредельна" (Максимова).

Второе — постоянное раскрытие своих нереализованных творческих резервов, желание попробовать себя в различных жанрах и других сферах искусства: "По себе знаю, как тяжело себя переламывать, отказываясь от ранее найденного. Но всякая попытка зафиксировать свое кредо уже ставит тебя в определенные рамки, формирует штампы. А это мешает творить. У меня же всю жизнь, всегда было стремление ко всему новому — новым ролям, идеям, новым жанрам" (Васильев); "Мне всегда было интересно пробовать себя в разном, новом неожиданном, создавать непохожие характеры" (Максимова). Действительно, и Максимова, и Васильев всю свою творческую жизнь преодолевали попытки закрепить за ними какое-то определенное театральное амплуа, опровергали установившееся мнение о себе. Так, Максимова—лиричная Жизель, Сильфида, Мария — неожиданно для всех блистательно танцует бравурно-комедийную партию Китри в "Дон Кихоте", признанная прима-балерина идет на рискованные эксперименты в художественном кино и на драматической сцене. Васильев же, который вообще выпускался из училища как деми-харакгерный танцовщик, последовательно доказывает свое право на лирических, романтических персонажей и благородных героев, а после небывалого успеха "Спартака" преодолевает неверие в его способность воплотить на сцене роль царя-злодея Ивана Грозного. Но особенно трудно было ему бороться со стереотипом восприятия себя только как танцовщика, когда Васильев обратился к хореографии. Артисту, привыкшему только к восторженным отзывам о своем творчестве танцовщика, нужно было обладать действительно огромным желанием "донести до зрителя то, что виделось в музыке, сделать танец осязаемым" (Васильев), чтобы, не обращая внимание на критические статьи и высказывания, которые последовали за некоторыми его постановками, продолжать создавать балеты (надо отметить, что в отличие от критиков публика принимала его спектакли очень горячо).

Третье, это стремление к интеллектуальному развитию. Еще Б.Г. Ананьев подчеркивал, что в основе всякого развития лежит развитие интеллектуальное. Васильев неоднократно отмечал, что "...чем шире кругозор балетмейстера или актера, чем шире круг его интересов, тем, разумеется, будет ярче и его собственное творчество". Для Васильева — это интеллектуальное развитие, помимо, естественно, профессиональных интересов, связано с живописью (у него были персональные выставки), поэзией (в прошлом году был издан сборник его стихов), для Максимовой — прежде всего с педагогической и преподавательской деятельностью. Оба они очень много читают — мемуарная, историческая литература, книги по искусству, издания о балете, живописи, драматическом театре, музыке. В своих многочисленных гастрольных поездках всегда находят время для посещения музеев, выставочных и концертных залов, исторических памятников, старясь глубже узнать культуру каждой страны.

В заключение хотелось бы отметить, что нами были рассмотрены лишь некоторые личностные характеристики Е.С. Максимовой и В.В. Васильева, способствовавшие достижению акме в их творческой деятельности. Уверены, что существуют и другие, не менее значимые, однако их выявление и описание потребуют углубленных акмеологических исследований. Думается, данная работа продемонстрировала еще и продуктивность акмеоло-гического подхода. Хотелось бы надеяться, что все это даст импульс к проведению и других исследований акме в художественно-творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В.В. Путь к мастерству / Художественное творчество. Л., 1983.

2. Конюхов Н.И., Шаккум МЛ. Акмеология и тестология. М., 1996.

3. Фетисова Е.В. Екатерина Максимова. Владимир Васильев. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.