Научная статья на тему 'Егэ есть ли предел совершенству?'

Егэ есть ли предел совершенству? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
156
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / ДИСКУССИЯ: Т. БАРХОТОВА / М. ЛУКЬЯНОВА / В. ДМИТРИЕВ / А. ЛЕДЯЕВ / В. ПАВЛОВА / DISCUSSION: T. BARHOTOVA / M. LUKJANOVA / V. DMITRIEV / A. LEDYAEV / V. PAVLOVA / UNIFORM STATE EXAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

В статье изложены дискуссионные оценки значимости ЕГЭ в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the discussion assessing the significance of the Unified State Exam in the educational process.

Текст научной работы на тему «Егэ есть ли предел совершенству?»

нию конкретных способностей каждого школьника, а также процедуры итоговой аттестации.

7. Разрешить всем вузам Российской Федерации вводить свои дополнительные вступительные экзамены и тесты, отвечающие профилю вуза.

8. Объявлять минимальный порог баллов заранее, до проведения соответствующего экзаме-

на, предусмотрев, что пороговые значения не могут быть ниже, чем оценка «удовлетворительно» по пятибалльной шкале.

9. Усовершенствовать технологию обработки данных с учетом специфики регионов.

10. Решить вопрос подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих контроль за проведением ЕГЭ.

THE RESULTS OF THE COMMISSION FOR STUDY AND EVALUATION OF EXPERIMENTAL RESULTS ON THE INTRODUCTION OF THE UNIFIED STATE EXAMINATION

The article describes the materials hearings in the Federation Council of Federal Assembly of Russian Federation, December 24, 2009.

Keywords: experiment, the Unified State Exam, the committee on the evaluation of the Unified State Exam.

УДК 373..5.016

ЕГЭ ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ СОВЕРШЕНСТВУ?

В статье изложены дискуссионные оценки значимости ЕГЭ в образовательном процессе. Ключевые слова: ЕГЭ, дискуссия: Т. Бархотова, М. Лукьянова, В. Дмитриев, А. Ледяев, В. Павлова.

На видеомосте Москва - Санкт-Петербург обсуждались поправки в закон «Об образовании», принятые в конце декабря 2010 г. Они ужесточили правила проведения ЕГЭ. Смогут ли данные меры улучшить процесс проведения ЕГЭ? Будет ли результат единого государственного экзамена более объективным? На эти вопросы должны были дать ответы начальник Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора Татьяна Бархотова, председатель Управления оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Марина Лукьянова, а также участники в Санкт-Петербурге: депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя комиссии по образованию, культуре и науке Владимир Дмитриев; первый проректор Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Ледяев; ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии Вера Павлова.

Итог работы комиссии

Представители Рособрнадзора проинформировали о тех изменениях, которые нас ожидают в следующем году в проведении единого государственного экзамена. Эти изменения стали итогом работы комиссии при Президенте РФ, задачей которой была выработка конкретных предложений по совершенствованию ЕГЭ. Предложения комиссии вошли в законопроект по внесению изменений в закон РФ «Об образовании» и закон «О высшем и послевузовском образовании в части совершенствования ЕГЭ».

В частности предлагается законодательно урегулировать деятельность общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ. В настоящее время готовится акт Рособрнадзора, в котором будет урегулирован вопрос аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей.

Также в данном законопроекте затронут вопрос защиты контрольно-измерительных материалов. В соответствии с данным законопроектом КИМы приравниваются к материалам ограниченного доступа. Конкретные меры защиты

будут в ближайшее время утверждены Рособр-надзором. Законопроект урегулирует и вопрос, связанный с открытием ряда заданий ЕГЭ в сети Интернет. Как известно, существует открытый банк тестовых заданий, который ежегодно пополняется. Теперь вопрос его пополнения будет регулироваться отдельным документом.

Одно из важнейших положений законопроекта

- ограничение пользования мобильными телефонами, другими средствами связи и электронной техники во время проведения единого государственного экзамена. Категорически запрещается экзаменуемым иметь при себе мобильные телефоны. Нарушителей будут удалять с экзамена. Конкретный механизм реализации этого положения будет описан в соответствующих нормативных актах, в частности в Порядке проведения ЕГЭ.

В законопроекте урегулированы вопросы, связанные с созданием информационной системы проведения ЕГЭ и приема в вузы и ссузы. Если раньше у нас была региональная и федеральная база данных ЕГЭ, которая содержала сведения только об участниках и результатах ЕГЭ, то теперь будет создана федеральная информационная система, которая будет включать информацию об обучающихся в выпускных классах, об участниках ЕГЭ и их результатах, а также сведения о приеме в вузы и ссузы: перечень поступающих, списки зачисленных, в том числе и рекомендованных к зачислению, приказы о зачислении. С 2011 г. будет вводиться государственная электронная услуга по расширению сервиса для приемных комиссий, а в последующем и для самих абитуриентов. При наличии условий в вузе абитуриенты смогут подавать заявление в электронном виде.

По итогам предыдущей приемной кампании Рособрнадзор проанализировал проблемные точки и, по сути сохранив порядок приема прошлого года, предусмотрел некоторые уточнения. Будет введено ограничение на подачу заявлений абитуриентами-победителями олимпиад. Вуз имеет право принимать решение: учитывать результаты олимпиад или нет, но своей льготой абитуриент сможет воспользоваться только в одном вузе. В остальных он будет участвовать на общих основаниях. Это была просьба Совета ректоров.

Кроме того, для повышения прозрачности целевого приема по аналогии с приказами о зачислении с набранными баллами на сайтах ву-

зов должны быть размещены и находиться в открытом доступе до 31 декабря текущего года договора на целевой прием.

Зачислять можно только лиц, рекомендованных к зачислению приемной комиссией, представивших подлинники документов, но если списки будут не закрыты, то можно во вторую волну провести дозачисление из лиц, представивших подлинники.

Будут четко прописаны нормы и сроки регистрации в Федеральной базе данных, повышена ответственность вузов за это.

Еще одно новшество распространяется на неаккредитованные вузы. Теперь и они будут осуществлять прием по тем же правилам, что и аккредитованные, т.е. по ЕГЭ.

В законопроекте нашли отражение все предложения, которые сформулировала комиссия по совершенствованию ЕГЭ. Однако на этом комиссия не закончила свою работу. В настоящее время появились дополнительные предложения, направленные на расширение полномочий общественных наблюдателей, в частности на необходимость их присутствия не только на экзамене, но и при рассмотрении апелляции. Рособрнадзор разрабатывает план реализации этих предложений.

Лекарство для «больного»

Питерцы не разделили умиротворенных взглядов чиновниц Рос-обрнадзора на «совершенствование ЕГЭ». Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя комиссии по образованию, культуре и науке Владимир Дмитриев напомнил, какие цели ставила перед собой страна, когда вводили единый госэкзамен. Главной из них было повышение качества образования. Но, увы, этой цели достигнуть не удалось.

Проведя аналог с медициной, депутат так обрисовал ситуацию: больному человеку (нашему образованию, не поспевающему за мировыми тенденциями) дают лекарство, над улучшением которого еще работают лаборатории. И совершенно неясно, каким будет результат.

«Куда мы торопимся? Ведь у нас было одно из лучших в мире образование», - задал риторический вопрос депутат, припомнивший, что при обсуждении закона в Совете Федерации представители регионов все как один довольно критически высказались в адрес ЕГЭ.

«Пытались победить коррупцию в вузах - спустили ее чуть ниже, но главного вопроса не решили. Коррупционная составляющая присутствует, что доказывают определенные факты. ЕГЭ показал, что в тех регионах, где русский язык не является основным, его, оказывается, знают лучше, чем в центральных регионах России», - заметил Владимир Дмитриев.

С этим согласилась и Вера Павлова, ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. «Я как ответственный секретарь приемной комиссии вижу, что для многих выпускников составляет трудность заполнить заявление без ошибок, хотя у них очень высокий балл ЕГЭ по русскому языку», - подметила она.

«Конечно, внедрение ЕГЭ разгрузило работу приемной комиссии, поскольку она не проводит вступительные испытания. Идет работа только по приему и проверке ЕГЭ по Федеральной базе свидетельств. Но, с другой стороны, введение ЕГЭ как бы перекрыло вузам кислород. Приняв по 60 заявлений и более на специальность, мы не можем быть уверенными, что закроем прием на все 100%, потому что даже ограничение подачи документов в 5 вузов не дает такой возможности. Хотелось бы спросить, кто отслеживает, во сколько вузов подал абитуриент заявление? На сегодняшний день это просто невозможно отследить. Это же касается и олимпиад школьников. Теперь они смогут воспользоваться льготой при подаче заявления в один вуз, но каким образом это будет урегулировано? Поскольку мы не имеем права забирать оригиналы документов, как мы узнаем, что он не подал их в другой вуз? Выходит, что это опять остается на совести самого абитуриента?» - обратилась с вопросом к представителям Рособрнад-зора Вера Павлова.

«В прошлом году мы мониторили ситуацию через Федеральную базу свидетельств, - прореагировала Татьяна Бархатова. - Более чем в 5 вузов подали заявления порядка 7 тыс. абитуриентов. В этом году информация об этом будет в приемных комиссиях. Что касается олимпиадников, то они должны будут представить подлинник документа об образовании в вуз до 29 июля». Говоря о неподтвержденных знаниях высокобалльни-ков, Бархатова заметила, что процент таковых незначителен: «Мы проводили мониторинги, посмотрели в ведущих вузах и должны сказать, что

отчисления высокобалльников при наличии задолженности по учебе, конечно, есть. Но это единичные случаи. Мы обращаемся к вузам с просьбой предоставлять нам фактуру по подобным случаям, но вузы не откликаются. А ведь при наличии информационных ресурсов мы можем выйти на экзаменационную комиссию любой территории, дойти до ситуации просмотра, что там произошло. Есть рычаги воздействия на это и мы готовы работать».

Кот в мешке

Первый проректор Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Ледяев констатировал, что наше образование стало резко отставать не только от западного, но и от восточного и южного. Причины, по его мнению, в том, что мы «что-то упускаем прежде всего в средней школе». «Падает общий уровень образования. Какой бы мы не придумывали выпускной экзамен: тестирование или собеседование. Знания по математике и физике уже не того уровня, что были лет 20-30 назад. В связи с этим я предложил бы возможность введения 12-летнего образования. Если взять европейский опыт, то там в вузы поступают ребята года на 2 старше. А наши 17-летние абитуриенты обладают еще неустойчивой психикой. К тому же если бы они изучили часть математики, физики, теоретической механики, которую мы даем на первом курсе, то нам было бы гораздо легче готовить бакалавров», -считает Ледяев.

Совершенствование ЕГЭ проректор сравнил с заменой обычной очереди в различных организациях электронной: «Вам дают номерок, на табло высвечиваются номера очередников, но отсиживать в очереди приходится столько же, сколько и раньше. И совершенствовать систему этого сидения можно до бесконечности. Но цель-то была другая: уничтожить саму очередь! Вот и мы совершенствуем ЕГЭ, пытаемся закрыть лазейки. Но может не надо, чтобы он был единственным? Ведь во многих странах это не единственный вариант получения документа о завершении среднего учебного заведения. Кроме того, есть маленький процент тех, кто не прошел ЕГЭ. О них мы даже не говорим. Но какова же их судьба? Через год они могут пересдать, но давайте будем реалистами. Этот год ребята будут работать и уровень знаний у них отнюдь не повысится».

Александр Ледяев согласился, что в приемных комиссиях вузов работа, конечно, упростилась, хотя бумажной волокиты стало значительно больше, чем раньше. Но в качестве главного минуса он отметил потерю профориентационной работы вуза со школьниками. «Сегодня мы работаем с детьми, не зная, будут ли они нашими студентами и какой будет их дальнейшая судьба. То, что мы получаем в виде заявлений, - это кот в мешке. Мы лишены возможности даже побеседовать с этим человеком. Закон можно совершенствовать до бесконечности, но ситуация такова, что на качество образования как среднего, так и высшего это вряд ли повлияет», - сделал вывод Александр Ледяев.

«Вы затронули главную тему - качества образования в школе, - согласилась Татьяна Бархатова. - Мы делали анализ - мало детей выбирают физику, большинство сориентированы на гуманитарный цикл. А это обусловлено тем, что много вузов имеют непрофильные гуманитарные специальности, и школы стали меньше ориентироваться на естественнонаучные циклы образования. Надо начинать выправлять ситуацию с профильных школ. И профориентационная работа должна изменить свою форму в соответствии с изменениями в системе образования».

ЕГЭ - не таблетка

На Всероссийском съезде учителей математики, который проходил в МГУ им. М.В.Ломоносова в прошлом году, на вопрос, способствует ли ЕГЭ улучшению преподавания математики в школе, положительный ответ дали только 17% респондентов из числа участников съезда. Зато отрицательно на это ответили целых 70%. В своей резолюции съезд констатировал, что прямое влияние на снижение качества математического образования оказывают:

- сокращение числа часов, отводимых на изучение математики, особенно в начальной школе;

- совмещение в ЕГЭ итоговой аттестации и вступительного испытания;

- непосредственное использование результатов ЕГЭ при оценке работы учителя. Съезд выразил озабоченность тем, что перечень реально изучаемых в школах вопросов программы по математике фактически сужается только до вопросов, фигурирующих в заданиях ЕГЭ. Он предложил отделить в ЕГЭ итоговую аттестацию от вступительных испытаний и применять дифференцированный подход при проведении ЕГЭ по математике для различных групп выпускников. Рассматривались ли эти предложения в Минобрнауки? На этот вопрос редактора «Ректора вуза» ответила Марина Лукьянова: «Эти предложения должны рассматривать профессионалы-специалисты, а не чиновники. Вопрос о необходимости вводить базовое и профильное ЕГЭ сейчас рассматривается специалистами, в нем много и плюсов, и минусов, пока решение не принято. ЕГЭ в первую очередь у нас является государственной итоговой аттестацией. И если будет принято решение о двух уровнях ЕГЭ, это потребует отражения в законодательстве. Хочу напомнить, прибегая снова к медицинским терминам, что ЕГЭ - это не таблетка, а градусник. Он предназначен не для лечения, а для диагностирования. ЕГЭ позволяет нам показать, какого уровня образование, но не позволяет его изменить. Для изменения нужны какие-то другие меры: экономические, связанные с новой системой оплаты труда, введение 12-летки и т. д.». С утверждением, что ЕГЭ показывает уровень образования, не согласились журналисты, напомнившие, что далеко не всегда балл ЕГЭ соответствует реальным знаниям. Завязалась дискуссия, которую пришлось прервать из-за истекшего времени. Однако оппоненты остались при своих мнениях...

UNIFIED STATE EXAM IS A LIMIT TO PERFECTION?

The article presents the discussion assessing the significance of the Unified State Exam in the educational process.

Keywords: Uniform State Exam, Discussion: T. Barhotova, M. Luk’janova, V. Dmitriev, A. Ledyaev, V. Pavlova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.