УДК 377
В.Б. Сажин, Г. Горенко, М. Вакарь, Е.В. Матушкина, Э.Р. Кушпанов, В.В. Песковой, Т.А. Вилкова, Е.С. Бородина, М.Б. Сажина, В.В. Козляков, Л.М. Кочетов, М.П. Тюрин, А.С. Белоусов, И.А. Попов
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Теоретический лицей, с. Марандены, Фалештский район, Республика Молдова Политехнический колледж, Бельц, Республика Молдова
Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления им. В.К. Разумовского, Москва, Россия
Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН И ВЫБОР ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обсуждены результаты введения единого государственного экзамена (ЕГЭ). Констатируется, что средства, выделяемые на введение ЕГЭ и его совершенствование, регулярно осваиваются, но по-прежнему у общества и профессионального учительства есть серьезные претензии к процедуре проведения ЕГЭ, его содержательной части и использованию его результатов в приемной кампании. Приведены статистические данные по критериям выбора вуза и направления специализации, представлениям о перспективности, престижности и востребованности профессии молодых россиян в сравнении с выбором американцев. Показано, что процессы модернизации экономики должны сопровождаться изменением сознания молодежи.
Results of the introduction of the unified state examination (USE). It is noted that the funds for the introduction of USE and its improvement are regularly being developed, but still have social and professional teachers, there are serious complaints about the procedure of the exam, its content and use its results in the admission campaign. Presents statistical data on the selection criteria of the university and the direction of specialization, conceptions of perspective, the prestige of the profession and the demand of young Russians in comparison with the choice of the Americans. It is shown that the processes of modernization of the economy should be accompanied by a change in the consciousness of young people.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ), с 2009 года стал обязательной формой выпускных экзаменов в школе и преимущественной формой приема абитуриентов в вузы (ряд вузов проводит дополнительные испытания). ЕГЭ характеризуется едиными сроками и правилами проведения, использованием стандартизированной формы заданий. В ФЦП в 2006-2010 годах на завершение эксперимента по введению ЕГЭ было выделено (и успешно освоено) 975,6 млн. рублей.
Волну пристального общественного интереса к единому государственному экзамену (что стало причиной публичных дебатов о необходимости серьезных реформ), вызвала приемная кампания 2011 года, вновь связанная с шумными скандалами вокруг госэкзаменов. Реакция Минобрнауки, оперативно внесшего коррективы в правила приема в вузы, образовательным сообществом была признана очевидно недостаточной. Главным нововведением Минобрнауки стало усиление ответственности за нарушения на экзаменах. В документе подчеркивается, что виновными могут быть как организаторы ЕГЭ, так и его участники: они «несут ответственность в соответствии с законодательством». В Рособрнадзоре пояснили, что будут добиваться внесения в
Уголовный кодекс статей, посвященных нарушениям процедуры ЕГЭ. Другие изменения оказались не столь значительными. Так, Рособрнадзор разрешил победителям олимпиад воспользоваться своей льготой только один раз (использовать результаты ЕГЭ они, как и остальные абитуриенты, смогут в пяти вузах). Также решено заранее установить минимальный проходной балл обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике (раньше его обнародовали только после сдачи экзамена). Кроме того, в Минобрнауки планируют расширить сферу применения ЕГЭ. Уже сейчас результаты госэкзамена являются важным критерием оценки работы школ и конкретных учителей (критики утверждают, что из-за этого учеников «натаскивают» на ЕГЭ в ущерб остальные предметам). В ближайшем будущем ЕГЭ будет не менее значимым и для вузов. Дело в том, что ректоры самостоятельно выставляют проходные баллы госэкзамена для поступления. В результате МГУ или МГИМО фиксируют запредельно высокий проходной балл, который могу преодолеть только самые лучшие выпускники. Другие не столь популярные вузы, напротив, берут даже откровенных троечников.
По данным эксперта А. Черныха, значительная часть образовательного сообщества считает эти меры недостаточными и настаивает на радикальном реформировании системы ЕГЭ. Флагманом этой группы выступает глава комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, ректор Высшей школы экономики профессор Я. Кузьминов. На форуме «Умная школа» в сентябре 2011 года он признавал, что «принимал участие в здании концепции единого госэкзамена», но «впоследствии власти пошли не по тому пути». Изменения, лоббируемые профессором Я. Кузьминовым, затрагивают сразу несколько направлений. Прежде всего предлагается лишить Минобрнауки и Рособрнадзор права проведения ЕГЭ - считается, что мера повысит объективность экзамена. Другая важная инициатива: разделение ЕГЭ на два уровня сложности. Причем «продвинутый» вариант будет мало похож на нынешний госэкзамен: «Никаких тестовых вопрос это нормальный жесткий письменный экзамен. Литература - это сочинение, если история - тоже сочинение, если математика - это нетривиальная задача».
По мнению профессора Я. Кузьминова, надо ввести портфолио, свидетельствующее о знаниях школьника. Причем, чтобы художественное портфолио школьника не превратилось в соревнование его родителей надо четко прописать все критерии этого документа. Оно может включать средний балл ученика за последние пять лет в школе по всем предметам или по профильным для вуза. Одна эта мера поможет отсечь купленные результаты ЕГЭ, когда троечник внезапно оказывается обладателем 90 баллов. Кроме того, это должно противостоять тенденции ухода в экстернат, когда школьники фактически бросают школу и занимаются с репетиторами только по нескольким предметам. В портфолио можно добавить и достижения школьников на олимпиадах. Тогда в вузе увидят, что человек несколько лет подряд участвовал в олимпиадном движении. Необязательно, чтобы он все время побеждал, зато в вузе поймут, что человек всерьез увлекается предметом, а не использует олимпиаду просто в качестве льготы для поступления. Также необходимо ввести перекрестную проверку работ. Чтобы хотя бы часть «С», самую сложную, проверяли не в том регионе, где ее писали. Надо дать выпускникам воз-
можность выбрать из двух вариантов экзамена — стандартного и продвинутого. Технически в этом нет никакой проблемы, просто делаются дополнительные контрольные измерительные материалы (КИМ). Вузы смогут выбирать, ЕГЭ какого уровня им учитывать. Если вуз в себе уверен, он будет принимать результаты только продвинутого экзамена. Выпускники смогут лучше понять свой уровень и подобрать подходящий вуз, где им будет комфортнее учиться. По данным агентства Career.ru, полученным путем анонимного опроса нескольких тысяч респондентов, главным критерием выбора вуза является его престижность (табл. 1).
Табл.1. Основания выбора вуза (данные портала Career.ru в 2011 году)
Престижность учебного заведения 63%
Качество обучения 58%
Востребованность на рынке выпускников данного учебного 44%
заведения
Отзывы друзей, знакомых 35%
Выбор родителей 25%
Близость к месту жительства 20%
Доступность поступления (невысокий прошлогодний проходной балл) 20%
Наличие общежития 18%
Стоимость обучения 17%
Хорошие отзывы в прессе и рекламу 13%
Наличие отсрочки от армии, военной кафедры 13%
Другое 10%
Наличие дополнительных экзаменов при поступлении 8%
Наличие блата (связей) 7%
Доступность дальнейшего обучения (где легче учиться) 6%
Профессор Я. Кузьминов полагает полезным включить иностранный язык в число обязательных ЕГЭ, также настаивает на том, чтобы все задания по всем предметам были открыты заранее: «Эта мера нужна не только детям, хотя им важно заранее увидеть, с чем придется столкнуться на экзамене. Если в публичном доступе появятся все вопросы части А и В, это позволит выявить задания, которые вызывают сомнения у специалистов. Практика показывает, что в учебниках есть далеко не все. Часто вопрос имеет двойное толкование, а какой именно ответ посчитают правильным — неизвестно. Открытый банк КИМов поможет избежать такого брака. Не нужно бояться, что вопросы зазубрят: если будет 10 тыс. заданий, запомнить их решение просто невозможно». Только 5 % выпускников, по данным агентства Career.ru, не имели сложностей со сдачей ЕГЭ (табл. 2).
По мнению профессора Я. Кузьминова, проведение экзаменов должно быть отделено от Минобрнауки, от Рособрнадзора и особенно от региональных органов управления образованием: «Есть несколько вариантов, как это должно выглядеть на практике. Например, правительство может создать независимое аккредитационное агентство. Оно будет заниматься не только ЕГЭ — это может быть и аккредитация выпуска бакалавров, установление качества эксплуатации судов, другие подобные действия. Главное, эта структура не должна зависеть от министерства, работу которого оценивает. Конечно, за один год та-
кую организацию не создать, но двигаться в этом направлении надо».
Табл.2. Наиболее сложный из сдаваемых экзаменов (данные портала Career.ru в 2011 году)
Математика 30%
Обществознание 10%
Иностранный язык 10%
Физика 8%
Литература 5%
Экономика 3%
Русский язык 3%
История 3%
Другое 5%
Не сдавали экзаменов 18%
Сложностей со сдачей экзаменов не возникло 5%
Позицию Рособранадзора представила в конце 2011 года глава ведомства Л. Глебова. Она согласилась с идеей, что проведением ЕГЭ в идеале должны заниматься независимые организаторы. Вместе с тем заверила, что именно такой структурой и является Рособрнадзор. Столь же уклончива Л. Глебова была по предложению заранее открывать всю базу заданий контрольно-измерительных материалов: «Мы не перестаем напоминать, что школьный учебник и есть база заданий ЕГЭ». Она считает возможным переход на двухуровневый ЕГЭ: «Это вопрос устройства системы образования. Как только образовательные стандарты будут разделены на базовый и профильный, тогда и процедура экзамена сразу же станет двухуровневой. В рамках апробации мы предлагаем уже сейчас растянуть экзаменационную пору: часть предметов сдавать в девятом классе (например, русский язык), часть — в десятом классе (география) и так далее». По данным, представленным экспертом А. Черныхом, уже в 2011 году в контрольных измерительных материалах все вопросы были разделены по уровням. Например, в заданиях по математике часть «В» определяет базовый уровень освоения предмета, а часть «С» содержит вопросы, оценивающие уровень углубленного профильного изучения. Поэтому в рамках 100-балльной шкалы результатов ЕГЭ есть возможность оценки и базового уровня, и профильного. Причем, КИМы, образца 2012 года, усовершенствованы по всем предметам, наиболее существенно — по информатике и ИКТ, истории и литературе. Увеличено число заданий, оценивающих умение применять полученные знания в различных ситуациях (основной показатель в международном образовательном тесте PISA, последний из которых школьники России, по существу, провалили). Больше заданий на анализ и обобщение информации, высказывание и аргументацию оценочных суждений. В КИМах по истории, обществознанию, химии, географии серьезно сокращено число заданий с выбором ответа.
По информации замминистра Минобрнауки И. Реморенко, процедура приема в вузы в 2012 году не претерпела существенных изменений: «Совмещенная аттестация и прием в вузы в виде ЕГЭ продолжают существовать. И какие бы альтернативные модели ни предлагались — альтернативный ли ЕГЭ
или некие комиссии, которые будут принимать экзамены, основной принцип остается неизменным: совмещенный независимый экзамен при выпуске из школы и при поступлении в вуз. Это удобно для всех». С 2012 года действует нормативно закрепленное положение: абитуриент может выбирать пять вузов и по три направления подготовки в каждом вузе (табл. 3). Попытка абитуриента превысить норматив сразу будет отражена в единой базе данных, в которую вузы вносят информацию об абитуриентах».
Табл. 3. Стратегия поступления в вуз и результаты зачисления (данные портала Career.ru в 2011 году)
Абитуриенты, поступавшие в вузы
Число вузов, в которые подавались заявления и статус зачисления
1 вуз 2-3 вуза 4-5 вузов 1 вуз 2-3 вуза 4-5 вузов
33% 50% 17% 76% 12% 12%
Зачислены на бюджетной основе Зачислены на коммерческой основе
Эксперт Е. Данилова отмечает важность того, что впоследствии количество бюджетных мест, которое получает вуз, будет зависеть от числа талантливых ребят, пришедших в этот вуз учиться (от среднего балла поступивших абитуриентов). Поэтому принимать троечников вузу станет невыгодно. От этого и репутация страдает, и финансирование уменьшается. Вузы не принимают результаты ЕГЭ, которые ниже установленного Рособрнадзором минимального количества баллов по тому или иному предмету. При этом вуз имеет право установить еще и свой порог, который должен быть выше ро-собрнадзоровского, но никак не ниже. И в соответствии уже со своими повышенными требованиями принимать абитуриентов. Внесены некоторые коррективы в правила поступления для лиц, имеющих право на льготное поступление в вузы. Теперь льготники могут воспользоваться своим правом при поступлении только в один вуз и на одно направление подготовки. А не во всех пяти вузах и по трем направлениям. Установлено, что количество мест целевого приема (поступающих по направлению предприятия с обязательством возвращения для работы на предприятии по окончании вуза) не должно превышать 15 процентов. В конкурсе на получение бюджетных мест с 2012 года могут участвовать и негосударственные вузы. И если они предоставят студентам действительно хорошие условия обучения, то получат право обучать за бюджетные средства. Минобрнауки будет контролировать качество реализации образовательных программ, уровень профессорско-преподавательского состава, оснащенность оборудованием, наличие необходимого аудиторного фонда. Теперь члены приемной комиссии, экзаменационной комиссии, проводящие вступительные испытания, вправе за нарушение установленных правил удалить с экзамена, причем с составлением специального акта. Не произошло существенного сужения числа олимпиад, победители которых имеют льготы при поступлении. Год от года около 20 тысяч школьников поступают
в вузы через олимпиады, при выпуске — 700 тысяч. Сохраняется на прежнем уровне показатель доступности бюджетного обучения (соотношение числа выпускников и количества бюджетных мест). Имеется лишь перераспределение мест по направлениям подготовки: вузы получают меньше бюджетных мест на непрофильные для них специальности.
С мая 2012 года в Минобрнауки - новый министр - Д. Ливанов (бывший ректор НИУ МИСиС, с 2004 года работавший под руководством министра А. Фурсенко руководителем департамента государственной научно-технической и инновационной политики, затем - зам. министра Минобрнауки в ранге статс-секретаря). По мнению эксперта О. Шкуренко, экс-министр А. Фурсенко (ныне - помощник Президента, курирующий науку и образование) за время своего руководства (с марта 2004 года) сделал немало, вопреки открытому недовольству широкой российской общественности. Так, согласно опросам Левада Центра в мае 2011 года только 27% целевых респондентов были довольны современным состоянием системы образования в России (рис. 1).
24%
1-е-о
Рис. 1. Состояние российской системы образования (по данным опроса Левада-центр, май 2011 года
По мнению экспертов А. Васильевой и Н. Сергеевой, Одна из главных декларируемых целей введения школьного ЕГЭ достигнута: существенно снизилась коррупция при поступлении в вузы. Есть, правда, два побочных эффекта. Во-первых, этот сегмент коррупции в значительной степени сместился непосредственно в школу, и во-вторых, вузы восполнили, как сумели, выпадающие доходы от абитуриентов доходами уже от студентов.
Исследование интернет-библиотеки СМИ Public.Ru показало, что последние несколько лет первое место по количеству фактов коррупции, упомянутых в СМИ, безраздельно принадлежит школам (рис. 2). Коррупция в школах в связи с введением ЕГЭ выросла в 20-25 раз, и по итогам 2010 года, например, ее доля в общем количестве фактов взяточничества и злоупотреблений в образовательном сегменте составляла 43%. Вузы, конечно, со своими 37% отстают от школ не сильно, однако раньше с вузами были связаны почти все проявления коррупции, обнаруженные в сфере образования. По выводам А. Васильвой и Н. Сергеевой, перетянув на себя «вступительный» сегмент коррупции, школа сильно снизила «коррупционные тарифы». До тотального введения ЕГЭ взятка за поступление в московский вуз составляла от 300 тыс. до 1,5 млн руб. Выявленные многочисленные факты покупки ЕГЭ «под ключ» (то есть когда речь идет о взятке не за подсказки, не за репетиторство, а за пра-
вильные ответы на все вопросы экзамена) в 2011 году рисуют такой ценник: в столице — 50-70 тыс., в регионах — 8-20 тыс. руб. Максимальная стоимость успешно сданного ЕГЭ была зафиксирована в 2010 году: 150 тыс. руб.
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2<> 1 О
201 1
60 80 ЮО 1 2<>
Рис. 2. Средняя стоимость успешного ЕГЭ (2004 - 2011 гг.), тыс. руб. (данные интернет-библиотеки СМИ Public.ru)
Что касается собственно ЕГЭ, как бы ни менялась политика в сфере образования, почти все эксперты уверены — его отмены и возврата к прежней системе вступительных экзаменов не произойдет. Заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ, депутат О. Смолин уверен: «сам принцип независимой оценки останется, а вот оценочные процедуры изменятся. Со временем тесты будут заменяться традиционными задачами и устными экзаменами». Директор открытого института «Развивающее образование» А. Воронцов настаивает на необходимости максимально уравнять условия сдачи ЕГЭ и предлагает «вывести его из школ в независимые экзаменационные центры. Конечно, когда вся страна в один день сдает экзамен, школы остаются единственным местом, способным принять такое число экзаменуемых. Так нужно просто позволить сдавать ЕГЭ в любое время в течение года, что удобно само по себе». В 2012 году, пока в рамках эксперимента, экзаменационные центры созданы в Иркутской, Ульяновской и Пензенской областях.
По решению Минобрнауки, выпускники 9-х классов также будут проходить государственную итоговую аттестацию (ГИА). На ее основании будет производиться зачисление и в 10-й класс по выбранному профилю обучения и в учреждения среднего профессионального образования. Пока ГИА проходит апробацию — она добровольна, например, в 2011 году участие в эксперименте принимали 82 субъекта РФ.
Табл.4. Основания выбора направления обучения (данные портала Career.ru в 2011 году)
Экономическое Юридическое Естественнонаучное Техническое Гуманитарное
Направление соответствует личным интересам 30 40 44 34 53
Учиться на данном направлении престижно 13 18 10 10 11
Выбор родителей 7 10 5 6 6
Данное направление выбрали все друзья 2 0 2 2 0
Специалисты данной области наиболее востребованы на рынке труда 16 8 12 19 7
Специалисты данной области хорошо зарабатывают 25 20 17 18 11
Направление выбрано случайно 6 5 10 10 12
По мнению замминистра Минобрнауки А. Пономарева, общемировой практикой становится создание очень гибкой системы образования, которая позволяет каждому выбирать эффективные для него лично траектории. Общая тенденция — человек уже не готовится в высшем учебном заведении один раз на всю жизнь. Все равно при нынешней динамике смены технологий он вынужден несколько раз обновлять свою профессиональную квалификацию. Общемировой тренд — это непрерывное образование. В России же до 12% абитуриентов (данные портала Career.ru) выбирают направление обучения случайным образом (табл. 4).
Причем, главным фактором, определяющим выбор учебного заведения, является возможность сделать карьеру (именно им мотивировали свой выбор 86 процентов опрошенных учеников), а наиболее востребованным направлением, по мнению абитуриентов, является специализация в сфере банков и инвестиций (табл. 5). Характерно, что мнение потенциальных абитуриентов не поддерживают работодатели (табл. 6).
Табл.5. Рэнкинг наиболее востребованных специальностей в 2011 году по мнению учащихся 9-х - 11-х классов (допускалось несколько ответов) (данные: ВЦИОМ)
Специальности и специализации Условные баллы
Банки и инвестиции 40
Медицина, фармацевтика 34
Строительство, архитектура 31
Производство, технологии, техника 30
Маркетинг, реклама 29
Экономика, коммерция 29
Юриспруденция, право 29
Финансы, бух. учет, налогообложение 28
IT и коммуникации 27
Транспорт, логистика, таможня 23
Кадровые службы HR, управление персоналом 22
Наука, культура, искусство 20
Туризм, досуг, отдых, сфера услуг 20
Охрана и безопасность 17
Товары народного потребления 12
Делопроизводство, секретариат 11
Табл. 6. Десять наиболее востребованных специальностей в 2011 году (по данным рекрутинговой компании «Анкор»)
Место Востребованные специальности
1. Специалисты по продажам во всех отраслях
2. Торговые и медицинские представители
3. Руководители клиентских служб, отделов продаж
4. Инженеры, технологи, технические специалисты со знанием английского языка
5. ГГ-программисты, ВЕБ-разработчики, специалисты по техподдержке
6. Линейный и рабочий персонал: кассиры, продавцы, операторы СЛЬЬ-центра, повара, электромонтеры, строители, трактористы, бульдозеристы, сварщики, каменщики
7. Специалисты по маркетингу и продвижению
8. Риск-менеджеры, инвестиционные консультанты
9. Финансовые аналитики, консультанты
10. Специалисты по закупкам, логистике
Если сравнить реальные кадровые потребности российской экономики и перспективные предпочтения молодых россиян с выбором американцев (табл. 7), хочется отметить, что курс на модернизацию, озвученный и поддержанный российской властью можно было бы взять и пораньше.
Табл. 7. ТОП-Ю самых популярных и перспективных профессий в США (данные телеканала MSNBC (США), портала «Dpmoney.ru», эксперта Е. Даниловой)
№ Профессия Комментарии и обоснование
Производители и распространители органических продуктов Экологически чистые продукты и напитки занимают на продовольственном рынке США 10 процентов. С этим связан повышенный спрос на производителей, ритейлеров и ученых, специализирующихся на работе с органическими продуктами. Менеджер фермы, выращивающей органические продукты, сможет зарабатывать до 172 тысяч долларов в год.
2. Вычислительный биолог Суть профессии заключается в использовании математических и алгоритмических методов для предсказания будущего развития живой клетки. Метод делает возможным предсказание будущего человеческого организма.
3. Специалист по параллель- В 2012 году большинство компьютеров пере-
ному программированию ходит от двухъядерных процессоров к мульти-ядерным. На одной машине можно устанавливать до 80 процессоров. Разные процессоры могут работать параллельно, удовлетворяя потребности пользователя с невероятной скоростью.
4. Специалисты по хранению данных В 2012 году Ш-чипы, работающие на радиочастотах, видеокамеры и компьютеры начнут генерировать значительно больше информации, чем нам нужно. Специалисты создают структуры, трансформирующие эту реку информации.
5. Создатели симуляторов Эксперты утверждают, что симуляторы придут во все отрасли промышленности. Люди с их помощью будут пробовать новые лекарства и виды лечения, бизнес - создавать новые продукты. С помощью симуляторов можно даже воссоздавать прошлое - Древний Рим или высадку на Луну.
6. Компаньоны, домохозяйки Поколение беби-бумеров стареет. Большинство из них в ближайшие годы выйдет на пенсию. Им потребуется достойный уход. Сейчас помощники по хозяйству - в числе самых востребованных профессий.
7. Генетический консультант У докторов появилась возможность проверить пациента с помощью десятков генетических маркеров, чтобы распознать потенциальные угрозы для организма. Консультанты-генетики нужны для того, чтобы помочь людям принять решение о возможном лечении или коррекции рисков будущих заболеваний.
8. Мозговой аналитик Используя более совершенные технологии изучения мозга, ученые могут определять человеческий потенциал, диагностировать заболевания мозга, определять интеллектуальный уровень и даже выбирать карьеру, максимально соответствующую умственным возможностям.
9. Космический гид Для обслуживания возрастающего количества желающих улететь за пределы стратосферы компании, занимающиеся космическим туризмом, предполагают нанять 10 гидов по космосу.
10. Строители роботов Компоненты, процессоры и сенсоры для роботов дешевеют с каждым кварталом. Уже сейчас роботы играют в футбол, работают в исследовательских лабораториях и фабриках. В ближайшем будущем роботы придут в каждый дом.
Замминистра образования и науки РФ И. Реморенко дал рекомендацию всем абитуриентам ознакомиться с прогнозами научно-технологического развития: «Если посмотреть научно-технологический прогноз, мы увидим, что имеют перспективу, а значит, испытывают потребность в хороших специалистах лесная отрасль, химическая промышленность, энергетика и ряд других отраслей». При этом он заверил общественность, что Минобрнауки отслеживает трудоустройство выпускников вузов по показателю «трудоустраивае-мость за один год после обучения». Однако, пока этот показатель не стал элементом государственной статистики и определяется на основании опроса вузов, даже министерство не очень уверено в достоверности результатов, согласно которым, «безработица среди выпускников невелика; как правило, абсолютное большинство в течение года находит себе работу».
УДК 377
В.Б. Сажин, М. Вакарь, Л.М. Кочетов, М.П. Тюрин, А.С. Белоусов, И.А. Попов, З.Н. Османов, Е.В. Матушкина, М.А. Апарушкина, М.Б. Сажина, Э.Р. Кушпанов, В.В. Песковой, Т.А. Вилкова, Е.С. Бородина
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Теоретический лицей, с. Марандены, Фалештский район, Республика Молдова Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления им. В.К. Разумовского, Москва, Россия
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПРОВОДИМЫХ РЕФОРМ
Приводятся данные участия российских школьников в международных конкурсах PISA и PIRLS. Установлено, что учащиеся младших классов в целом превосходят сверстников зарубежья, российские старшеклассники существенно уступают сверстникам из других стран. Проведен анализ реформ школьного образования. С введением ЕГЭ существенно снизилась коррупция при поступлении в вузы, этот сегмент коррупции в значительной степени сместился непосредственно в школу. Реальные зарплаты рядовых учителей выросли незначительно и существенно ниже тех, что официально озвучиваются. Планируется введение в учебный процесс электронных учебников и дневников.
The data of the participation of Russian schoolchildren in international conferences, courses, PISA and PIRLS. Found that elementary school students outperform their peers in general, foreign and Russian high school students are much smaller than their peers from other countries. The analysis of the reforms of education. With the introduction of the USE significantly reduced corruption for admission to universities, this segment of corruption is largely shifted to the school directly. Real wages of ordinary teachers increased slightly and significantly lower than those officially voiced. The introduction of the educational process of electronic books and journals.
По мнению экспертов К. Журенкова и С Мельникова, тесты PISA (Programme for International Student Assessment), хорошо известные в профессиональном учительском сообществе, являются одним из главных индикаторов качества школьного образования в мире. Если в 2000 году по результатам самых первых тестов Россия была на 27-м месте, то в 2003-м опустилась на