О.И. ВЕРВЕЙКО аспирант кафедры социологии и управления'
Е.П. ТИХОНОВА соискатель кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет
им. В. Г. Шухова
Эффекты оценочных стереотипов
Многие люди руководствуются в своем подходе к другим людям так
л
называемыми «житейскими представлениями»1. Последние складываются на основе их собственного жизненного опыта и несистематизированных обрывочных сведений, почерпнутых из различных, часто устаревших, психологических теорий. Встречая нового человека, человек сразу относит его к определенной категории и строит свое поведение с имеющимся стереотипом. Работник отдела кадров, например, увидев в трудовой книжке поступающего несколько записей о перемене места работы, может отнести его к «летунам», хотя в действительности человек менял работу из-за серьёзных причин. Обнаружив одну знакомую черту в новом человеке, администратор, да и любой другой человек, склонен приписать ему целый ряд качеств, присущих, на их взгляд, всем людям данного типа.
Стереотипам подвержены оценки не только самих людей, но и результатов их деятельности. Жизнь провела своего рода эксперимент с оценкой картин Николая Рериха. Ценители высказались по-разному об одних и тех же полотнах, которые первоначально были выставлены как оригиналы, а затем - как воспроизведение сгоревших, якобы, оригиналов. При осмотре «копий» ценители, разочарованные, разошлись. Сработал стереотип: копия не может быть лучше оригинала.
Рассмотрим наиболее распространенные эффекты оценочных стереотипов.
Эффект «ореола». Суть этого эффекта в том, что на восприятие и оценку частных свойств человека заметно влияет общее впечатление о нем. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо стушевываются, либо, так или иначе, оправдываются. И наоборот: если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. Это относится, в частности, к оценке людей с так называемой «подмоченной репутацией».
' Вервейко Олег Иванович, е-таП: [email protected]
1 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1998.
Под влиянием эффекта «ореола» руководитель может, к примеру, проглядеть первые шаги «вечного нарушителя» к исправлению. Тогда, естественно, он его не поддержит, а тот в чем-то не устоит, и, смотришь, снова подкрепит каким-то поступком негативное представление о себе.
Эффект «ореола» проявляется и в инерции поощрений. В. Белинский как-то говорил о литературе: «У нас шутить не любят: как примутся хвалить, так в боги запишут и храм соорудят». Подобное встречается и при оценке людей. Чем сильнее свет на одном человеке, тем больше остаются в тени другие. Между ними появляется полоса отчужденности.
Эффект «эха». При оценке может возникнуть и другое искажение -эффект «эха», т.е. неправомерное обобщение частных черт оцениваемого человека, его поведения. Зная только отдельные качества человека и оценивая их положительно или отрицательно, мы склонны зачастую заранее давать соответствующие оценки и другим -пока неизвестным его качествам: «хороший специалист» - значит и «хороший, приятный человек», «неважный специалист» - значит и «плохой человек».
Подобное «авансирование» человеку тех или иных качеств имеет довольно широкое распространение. Так, например, одной из типичных учительских ошибок в школе оказывается неумение разглядеть глубинные свойства личности учащегося, оценка его по усредненным формальным показателям - таким, как дисциплина и успеваемость. Спору нет, и то, и другое существенно, но самый послушный ребенок не всегда является самым инициативным или самым искренним. Далеко не обо всем говорит и успеваемость того или иного ученика. Известный исследователь Т.Н. Мальковская поинтересовалась кругом интересов и стилем жизни «круглых троечников» из одного класса. Учителя считали их посредственностями, И что же оказалось? Все они, юноши и девушки -без единого исключения (!) - оказались яркими индивидуальностями со своими интересами и увлечениями, которые, однако, не вписывались в школьную программу и не проявлялись в классе. А ведь если учитель не разглядел в ученике чего-то ценного и интересного, свойственного только ему, то, как может учитель влиять при этом на ученика, воспитывать его?
В связи с этим поучителен случай из прошлого. У сероглазого русоволосого мальчишки были скверные замашки - то он гвоздем прибил классный журнал, то на спор перепрыгнул через преподавателя. Хуже, как говорится, не бывает. И однажды было решено исключить смутьяна. Но исключение все-таки не состоялось. За учащегося вступился преподаватель: «Нет, такого способного ученика нельзя исключать. Верю, что он исправится». ...Этот юноша -
Николай Лобачевский - впоследствии стал гордостью отечественной науки и педагогики.
Эффект первого впечатления. Многие уверяют, что первое впечатление о человеке их не обманывает. Однако подобная уверенность - иллюзия, и объясняется она тем, что люди умеют находить подтверждения своим первоначальным гипотезам, В самом деле, если человек при первой встрече произвел на нас благоприятное впечатление, мы начинаем относиться к нему благожелательно, как бы предоставляя ему «кредит» уважения и симпатии. Это вызывает ответную реакцию нашего нового знакомого, и он старается сделать что-либо приятное нам. Его поведение еще более убеждает нас в безошибочности первого впечатления.
При неблагоприятном первом впечатлении мы также стараемся найти ему подтверждение и поэтому пристально следим за малейшими промахами несимпатичного нам человека. Понятно, что наши старания вскоре вознаграждаются, поскольку людей, свободных от недостатков, практически не существует. Скрыть свою недоброжелательность чрезвычайно трудно, люди ее чувствуют, и у них возникает ответная антипатия к нам.
Первое впечатление задает, таким образом, направление эмоционального отношения к человеку. Взаимная симпатия или, напротив, антипатия получают как бы самостоятельное движение.
Трудно предусмотреть, какая черта человека проявится в первом контакте. У каждого есть и положительные и отрицательные качества, которые воспринимаются нами в зависимости даже от собственного настроения по-разному. Опыты показали, что в практике человеческого общения существенную роль играет внешность, поскольку она воспринимается людьми как неотделимая от личности характеристика.
Исследователи отмечают стойкость первоначальных впечатлений. Этот феномен, названный «стойкостью убеждения», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Так, например, когда мы приписываем неудачу своей собственной некомпетентности, а не некомпетентности ответственного за нее руководителя, мы будем продолжать упорно придерживаться низкого мнения о своем Я.
Действительность такова: наши убеждения и ожидания сильно влияют на интерпретацию нами событий. Обычно мы извлекаем выгоду из предубеждений, так же как ученые извлекают пользу, создавая теории, которые ведут их к вычленению и интерпретации событий. Но за выгоду иногда приходится платить — мы становимся пленниками моделей своего мышления. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследования судебных процессов, в которых
неизбежно проявляется так называемый обвинительный уклон2. Как показывают данные исследования, проведенного А.Ю. Панасюком, примерно у 4/5 судей выражено негативное отношение к подсудимому. Иными словами, подавляющее большинство наших судей априори смотрят на подсудимого как на лицо, совершившее преступление. Причем механизм такой фиксированной установки, как
о
правило, не поддается контролю их сознания3. И все это при том, что судопроизводство осуществляется формально в соответствии с принципом «презумпции невиновности». Заметим в связи с этим, что суд присяжных, который находится ближе к режиму социального саморегулирования, сравнительно больше выносит оправдательных приговоров4.
Эффект ожидания выражает зависимость оценки человека от оправдания им ожиданий оценивающего. Очевидно, чем больше ожидается от того или иной человека, тем больше требований предъявляется к нему при его оценке, тем критичнее эта оценка. И наоборот, чем меньше ожидается от него, тем легче оправдать ему эти ожидания, тем больше вероятность того, что он будет восприниматься и оцениваться положительно. Если, скажем, мы ожидаем, что направленный к нам молодой специалист «семи пядей во лбу», а он оказывается самым обыкновенным, то мы наверняка оценим его ниже, чем он того заслуживает. Завышенную оценку склонны давать ему. Напротив, при более скромных ожиданиях. Такова психологическая закономерность, хотя возможны и исключения из нее.
Иногда мы сознаем, что ни хорошее, ни плохое не может длиться вечно. Опыт научил нас знанию: если все идет великолепно, рано или поздно случится что-то неприятное; а когда жизнь наносит нам жестокие удары, мы обычно ждем, что дела обернутся к лучшему. Хотя часто мы не сознаем этот эффект. Мы недоумеваем, почему лучший футболист прошлого года не проявляет себя в следующем году - он что, стал слишком самоуверенным или самонадеянным? Мы забываем, что яркие периоды сменяются более обыденными.
Эффект проекции. Словом «проекция» обозначают неосознаваемую склонность человека воспринимать собственные нежелательные, противоречащие представлению о себе состояния и черты как качества другого человека, переносить, «проецировать» их на другого. Так, человек, не выполнивший задание, но отказывающийся признать собственную неспособность или оплошность, заявляет, что «ему не объяснили толком, что надо
2 См.: Смирнов В.П. Противоборство сторон как сущность принципа состязательности уголовного судопроизводства // Государство и право, 1998, № 3.
3 См.: Панасюк А.Ю. Презумпция виновности» в системе профессиональных установок судей // Государство и право, 1994, № 3.
4 См.: Бернем У. Суд присяжных. М.: Юристъ, 1995.
делать». Или другой пример. Человеку не дают покоя, скажем, честолюбивые устремления на работе, желание во что бы то ни стало выдвинуться. Вытесняя эти психологические тенденции из сознания (но не из поведения) и испытывая в то же время потребность в самоуважении, он начинает «проецировать» их на других людей, видеть в первом попавшемся человеке карьериста и тому подобное. О таком человеке обычно говорят, что он видит соринку в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Он находит «удобный» способ критиковать свои недостатки, приписывая их всем другим, но ... только не себе. На поле соседа, как говорятся, свои недостатки видней. Понятно, что такая критика создает психологический камуфляж для его сомнительных практических ориентации.
И еще одно. Обычно говорят, скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто есть ты. Истина в этом утверждении, безусловно, есть. Однако с не меньшим основанием можно утверждать и другое: выскажи свое мнение о незнакомом человеке, и я узнаю, кто есть ты. Дело в том, что человек склонен бессознательно равнять всех остальных «под себя».
Если мы симпатизируем другим, то будем склонны к мнению, что и другие воспринимают нас с лучшей стороны.
Ослабленным вариантом «проекции» выступают приписывание другому человеку мотивов поведения «по своему образу и подобию», неспособность понимать высокие мотивы поступков. Кто-то что-то изобретает - значит, чтобы «нажиться», или «выдвинуться». Кто-то женился на девушке, имеющей собственную квартиру -значит, женился «на квартире», жена ушла от мужа к другому - значит, этот другой «больше зарабатывает». Или «лучше, как мужчина». Или «заморочил ей голову» какими-то обещаниями. Человека назначили на высокий пост - значит «втерся в доверие к начальству». Молодую актрису пригласили сниматься в фильме - значит «любовница режиссера». Другие объяснения кажутся неубедительными: ведь своих-то высоких мотивов и идеалов нет...
Рассмотрение помех во взаимном восприятии и оценке людей продолжим указанием еще на один эффект - эффект «последовательности», который вызывается тем, что на оценку человека наибольшее влияние оказывают (при противоречивой информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, - самые последние сведения о нем. Иногда соответственно выделяют «эффект упреждения» и «эффект новизны». Во втором случае самые последние сведения о человеке могут оказаться или «ложкой дегтя в бочке меда» или своего рода индульгенцией, «отпущением» его прошлых, гораздо более значимых в сравнении с его сиюминутными успехами «грехов».
Эффект предубежденности. Этот эффект общеизвестен: кандидаты в президенты и их сторонники почти всегда считают, что программы новостей не сочувствуют их мотивам. Спортивные
болельщики считают, что судьи хотя бы чуть-чуть, но все-таки подыгрывают другой стороне. Конфликтующие (супружеские пары, рабочие и руководство, оппозиционные расовые группы) считают беспристрастным посредников предубежденными против них.
Таким образом, оценочные стереотипы проявляются в эффектах «ореола», «эха», первого впечатления, ожидания, проекции, «последовательности» и предубежденности.
Вервейко О.И., Тихонова Е.П. Эффекты оценочных стереотипов. В статье выделены и раскрыты эффекты оценочных стереотипов - эффекты «ореола», «эха», первого впечатления, ожидания, проекции, «последовательности» и предубежденности.
Ключевые слова: оценка, оценочный стереотип, первое впечатление, оценочная проекция, предубежденность.
Verveiko O.I., Tikhonova E.P. Valuation effects of stereotypes. The paper identifies and discloses the effects of evaluative stereotypes - the effects of the "halo", "echo", the first impression, expectation, projection, "consistency" and prejudice.
Key words: assessment, assessment stereotype, the first impression, the estimated projection, prejudice.