5. Демин А.Н. Особенности переживания личностью кризисов своей занятости // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 87-96.
6. Джанерьян С.Т. Потеря работы: жизненное событие и ситуация // Психол. вестн. РГУ - 1996. - Вып. 1 (часть 2). - С. 272-282.
7. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. - СПб.: Речь, 2008. - 368 с.
8. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений: дисс. ... канд. психол. наук.
- М., 2002.
9. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9. - № 5. - С. 120-128.
10. Кондаков И.В. Архитектоника события // Мир психологии. - 2000.
- № 4 (24). - С. 38-50.
11. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 26-35.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.
- 713 с.
14. Сайко Э.В. Событийная жизнь человека в его со-бытии // Мир психологии. - 2000. - № 4 (24). - С. 38-50.
15. Тхостов А.Ш., Степанович Д.А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. -С. 128-133.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ПЕРСОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
© Бурова Е.В.*
Белгородский государственный университет, г. Белгород
В статье проведен анализ основных эффектов межличностного восприятия. Представлены характеристики распространенных эффектов самовосприятия (персонального восприятия).
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют социальной перцепцией. Социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, социальных групп и т. д. Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие, самовос-
* Ассистент кафедры Управления персоналом
приятие (персональное восприятие) и межгрупповое восприятие. На основе внешней стороны поведения другого человека мы расшифровываем значение его внешних данных и внутреннее содержание. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения на любом уровне и в любой ситуации.
Разумеется, в процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия [2]. Рассмотрим самые распространенные из них.
1. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. Несмотря на то, что позднее человек получает информацию, которая опровергает первичную, первое впечатление является крайне устойчивым и трудно поддается корректированию, причем негативное первое впечатление намного труднее изменить, чем позитивное. На восприятие другого влияет и настроение самого воспринимающего: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные ощущения и эмоции. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него». Иногда, при последующем общении и получении значимой информации, первое впечатление может меняться, но это происходит не так часто, в превалирующем большинстве случаев оно является верным.
Частным случаем эффекта первичности является эффект «физиогномической редукции». Он проявляется в не вполне обоснованном и, как правило, поспешном заключении о психологических особенностях человека на основе его внешнего облика.
2. «Эффект ореола» («гало-эффект») тесно связан с эффектом первичности. В зависимости от того, каким было первое впечатление о человеке (положительным или отрицательным), и сформируется эффект ореола. Он проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, он вызывает симпатию, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. В этом случае говорят об эффекте положительного ореола. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, он вызывает антипатию, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как корыстные, т.е. проявляется эффект отрицательного ореола.
Существуют ситуативные вариации проявления эффекта ореола. «Эффект снисходительности» является производным от эффекта поло-
жительного ореола и проявляется в необоснованно позитивном восприятии человеком окружающих и гипертрофировании их позитивных черт при недооценке негативных; в мнении, что они «еще исправятся» и тенденции «все прощать». Его основа - стремление обезопасить себя от возможных конфликтов, неизбежно возникающих при объективной оценке негативных черт. Существует и антипод этого эффекта - «эффект гипер-взыскателъности», который представляет собой частный случай проявления эффекта отрицательного ореола.
Еще два феномена - «эффект зеркального образа» и «эффект фаворитизма» - имеют сходное содержание, их суть состоит в следующем. Члены двух групп (особенно конфликтующих) воспринимают одни и те же личностные черты как положительные у членов своей группы и как отрицательные - у членов другой группы.
3. «Эффект недавности» («новизны», «эффект последней информации») проявляется в том, последняя полученная информация о человеке может перечеркнуть все предыдущие сложившиеся представления о нем. Чаще этот эффект проявляется в случае, когда последняя значимая информация была негативной и в одночасье перечеркнула все устоявшееся позитивное мнение о человеке, которое иногда формировалось годами. Намного реже встречается обратная ситуация, когда человек, на протяжении длительного времени вызывавший у индивида антипатию, совершил по отношению к нему какой-либо чрезвычайно значимый благородный поступок, чем и заставил его поменять свое мнение с отрицательного на положительное.
4. «Эффект проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества, черты, эмоциональные состояния, причины поведения или ход рассуждений. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне, другие противоположны мне». Другими словами, люди склонны судить о других, примеряя к ним собственные шаблоны поведения и суждений. Зачастую, люди указывают на недостатки другим, не замечая при этом их в самих себе. Эффект проецирования по своему проявлению тесно связан с таким механизмом социальной перцепции как каузальная атрибуция.
Существуют производные от «эффекта проекции». Во-первых, это феномен «презумпции взаимности» (иллюзии взаимности), который проявляется в устойчивой тенденции человека воспринимать отношения к нему со стороны окружающих его людей подобными его собственным отношениям к ним. Именно такое - подобное, т.е. равноправное отношение, субъективно представляется как наиболее справедливое. Предположение о взаимности - своеобразная точка отсчета, с которой начинают строиться межличностные отношения. Именно оно заставляет помнить людей о том, что несправедливые оценки могут вызвать «эффект бумеранга» со стороны окружающих.
Во-вторых, это феномен «предположения о сходстве», который проявляется в тенденции субъекта считать, что другие значимые для него люди воспринимают окружающих так же, как он сам. Другими словами, индивид переносит свое восприятие других людей на окружающих. Так, многие люди, как правило, склонны считать, что восприятие окружающими и других людей, и их самих является именно таким же, как их собственное.
5. «Эффект структурирования» проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, зачастую не связанные между собой (например, по случайному стечению обстоятельств), и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. Таким образом, не разобравшись в ситуации и не получив достаточно информации, делаются искаженные поспешные выводы о человеке.
6. На восприятие людей влияют и «эффект стереотипизации», проявляющийся в привычных упрощенных или «шаблонных» представления о других людях, явлениях или ситуациях, основанных на владении скудной информацией и складывающихся под влиянием социума. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще они приобретаются в конкретной социальной референтной (значимой для индивида) группе - от родителей, учителей, друзей, коллег, из средств массовой информации. На их основе формируются привычки и, таким образом, можно заранее предопределить поведение или суждения человека в конкретных ситуациях. Но они стираются при обогащении личного социального и когнитивного опыта.
7. В результате стереотипизации формируется социальная установка -предрасположенность, неосознаваемая готовность человека воспринимать и оценивать людей и ситуации определенным привычным образом, а также мыслить и действовать определенными сформировавшимися способами в конкретных ситуациях без их детального анализа. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия. Установки являются крайне устойчивыми образованиями, центральные установки личности очень трудно изменить. Они, аналогично стереотипам, формируются под влиянием других людей (СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; а также на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Ситуация, когда сформированные стойкие убеждения вступают в противоречие с реальными фактами, называется когнитивным диссонансом. Переживается она индивидом крайне болезненно как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. Чтобы разрешить ее, необходимо либо изменить установки, либо опровергнуть представленные факты, либо найти веские основания для сохранения прежних установок.
Очень трудно опровергнуть ложную идею (или неправду), если человек логически обосновал ее. Этот феномен получил название «стойкости
убеждений». Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.
Помимо вышеперечисленных эффектов межличностного восприятия, существует еще ряд дополнительных эффектов [1], мешающих человеку объективно (правильно) воспринимать и оценивать людей, а также самого себя. К ним относятся:
- Эффект дезинформации. Во-первых, это включение человеком ложной информации в собственные воспоминания о событии, свидетелем которого он был, после того как эта ложная информация была им получена. Во-вторых, это восприятие события собственными глазами, получение ложной информации о нем и последующее «встраивание» её в собственные воспоминания об этом событии.
- Эффект ложного консенсуса - это склонность переоценивать распространенность собственного мнения и собственного нежелательного или не приносящего успеха поведения.
- Эффект ложной уникальности проявляется как склонность индивида недооценивать распространенность его способностей и его желательного или приносящего успех поведения.
- Эффект недостаточного оправдания - это уменьшение диссонанса за счет внутреннего оправдания собственного поведения в ситуации, когда внешние обстоятельства не дают достаточно оснований для этого.
- Эффект однородности чужой группы проявляется как восприятие членов чужой группы как более похожих друг на друга, чем члены собственной группы. Говоря другими словами, «они все на одно лицо», а мы все - «индивидуальности».
- Эффект очевидца - это феномен, заключающийся в том, что люди менее склонны оказывать помощь пострадавшим, если рядом оказываются и другие очевидцы события.
- Эффект простого попадания в поле зрения проявляется как тенденция проникаться большей симпатией к новому стимулу или выше оценивать его после его неоднократного появления в поле зрения оценщика.
- Эффект сверхоправдания - проявляется как результат поощрения людей за то, что они и так делают с удовольствием; при этом у них появляются основания для того, чтобы рассматривать свои действия скорее как результат внешних обстоятельств, а не их внутренней потребности.
- Эффект спящего - это отложенное влияние какой-либо информации. Проявляется в том, что сообщение, которое индивид вначале не оценил, «доходит до него», когда он вдруг вспоминает о нем, но не может припомнить, почему сразу не придал ему значения.
- Эффект ссылки на самого себя проявляется как склонность □ ндиивида хорошо запоминать и эффективно обрабатывать информацию, имеющую к нему непосредственное отношение.
- Феномен игнорирования информационной ценности неслучивше-гося. Многие хорошо знают, что чаще более важным является не то, что человек сказал или сделал, а то, что он не сказал и не сделал. На практике это понимание далеко не всегда подкрепляется действиями в силу указанного эффекта. Причем информация «о неслучившемся» не только недооценивается, но часто игнорируется и поэтому вообще не принимается в расчет, что очень часто приводит к ошибкам в восприятии окружающих. Важнейшей чертой профессиональной компетентности в сфере работы с людьми является правильная оценка того, что могло произойти, но не произошло, и осознание того, почему этого не случилось.
Подводя итог всему вышесказанному, очевидно, что процесс общения постоянно сопровождается межличностным восприятием собеседников. Для эффективного общения необходимо научиться объективно воспринимать и оценивать других людей, а также самого себя, т.е. обладать адекватной самооценкой и достаточно развитой рефлексией. А для профессий в сфере «человек-человек», особенно при педагогическом взаимодействии, это становится одним из важнейших условий успешной профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.
2. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1969.
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ К БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Никитина И.И.*, Комаров А.И/
Королевский институт управления, экономики и социологии, г. Королёв
Статья посвящена изучению процесса социально-психологической адаптации молодых специалистов к банковской деятельности. Мате-
* Преподаватель кафедры Прикладной психологии, ведущий психолог лаборатории Психологии, соискатель
♦ Заместитель заведующего кафедрой Прикладной психологии, кандидат медицинских наук, доцент