Научная статья на тему 'Рефлексивные технологии преодоления деструктивных стереотипов'

Рефлексивные технологии преодоления деструктивных стереотипов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / MANAGEMENT STEREOTYPE / РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / REFLEXIVE TECHNOLOGY / ДЕСТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / СЛУХИ / RUMORS / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / SELF-MANAGEMENT / DESTEREOTIPIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вервейко О.И., Данакин Николай Семенович

Оптимизация управленческой деятельности связана с преодолением деструктивных стереотипов. В статье раскрыто содержание рефлексивных технологий их преодоления, которые основаны на оценке и предвидении поведения управляемого объекта и включают технологий дестереотипизации, нейтрализации слухов, неранговых сравнений, многокритериальной оценки, достижения взаимопонимания участников конфликтного взаимодействия, самоменеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexive technologies to overcome destructive stereotypes

Optimization of management activities is associated with overcoming of destructive stereotypes. The article reveals the content of reflexive technologies to overcome them, which are based on the assessment and anticipation of behavior of the controlled object and include technologies of destereotipization, neutralizing rumors, nonranked comparison, multicriteria assessment, reaching an understanding of conflict interaction participants, self-management.

Текст научной работы на тему «Рефлексивные технологии преодоления деструктивных стереотипов»

О.И. ВЕРВЕЙКО аспирант кафедры социологии и управления

Н.С. ДАНАКИН доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Рефлексивные технологии преодоления деструктивных стереотипов

Предварительно уточним понятия «рефлексивное управление» и «рефлексивная технология» применительно к задачам диссертационного исследования.

По определению, сформулированному В. Лефевром, рефлексивное управление - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому1. Рефлексивное управление характеризуется осознанием и оценкой человеком своей роли как субъекта управленческой деятельности, своих ориентации, мотивов, эмоциональных и поведенческих реакций, а также способностью предвидеть такие же реакции у других людей. Управленческая деятельность выступает предметом специальных мыслительных действий оценивания, сопоставления, анализа и синтеза. Для образной характеристики рефлексивного управления воспользуемся иллюстрацией, которая приводится в известной книге В. Лефевра «Конфликтующие структуры»2.

Во II тысячелетии до н.э. библейский полководец Гедеон использовал светильники как средство рефлексивного управления своим противником - армией мадианитян. По нормам тех времен на каждую сотню бойцов полагался один трубач и один факельщик. Гедеон постарался довести эти нормы до сведения мадианитян, после чего каждому из 300 бойцов выдал по факелу и по трубе и ночью провел демонстрацию. Произведя несложные подсчеты, мадианитяне предположили, что войско Гедеона составляет 30 тыс. человек, и обратились в бегство. Противнику передавался сигнал (репер) -светильники, который вызывал соответствующие - желательные -действия.

Соответственно, рефлексивную технологию можно определить как способ осуществления деятельности с учетом рефлексивной оценки управленческой ситуации. Применительно к преодолению деструктивных управленческих стереотипов можно предположить, на

* Данакин Николай Семенович, e-mail: synergy7@mail.ru

1 Лефевр В. Конфликтующие структуры. М.: Мир, 1972.

2 Лефевр В. Конфликтующие структуры. М.: Мир, 1972.

наш взгляд, технологии 1) дестереотипизации, 2) нейтрализации слухов, 3) неранговых сравнений, 4) многокритериальной оценки, 5) достижения взаимопонимания участников конфликтного взаимодействия, 6) самоменеджмента.

1. Технологию дестереотипизации рассмотрим на примере нейтрализации деструктивных гендерных стереотипов. Сначала укажем на идеи Е. Джоунса, Р. Лайдена и Т. Митчелла, которые, развивая концепцию токенизма, предложили способы преодоления негативных побочных явлений, связанных со стереотипностью и преувеличением в восприятии деловых и личностных свойств токенов. Они предположили, что разрушить стереотипы можно, используя методы ингратиации3 (впечатляющего менеджмента), эффективного влияния на окружающих с помощью слов, невербальных методов и действий. При эффективном использовании инграциации устанавливаются более глубокие межличностные отношения и культурные стереотипы разрушаются, а токены занимают равное положение в группе с доминантами.

Особо важную роль в процессе дестереотипизации отводится средствам массовой информации (СМИ). В то же время проблематизация гендерных стереотипов в управлении в СМИ не способствует их преодолению, поскольку превалирующим является дискурс различий и лишь в последние годы начали появляться публикации, отражающие объективную тенденцию к появлению женщин на «политическом Олимпе». Противодействуя гендерным стереотипам, СМИ вместе с тем фактически порождают новые («дискурс жертвы»). На уровне саморефлексивного конструирования ярко выраженным является присутствие имплицитных гендерных стереотипов, с одной стороны, и депроблематизация «женского вопроса» - с другой4.

Особо важное значение имеет метод использования альтернативных стереотипов. Речь идет о целенаправленном формировании гендерных стереотипов в сфере управления - но теперь уже в пользу женщин. Показательна в этом отношении позиция Т.П. Хохловой5. Она выделяет и описывает ряд гендерных особенностей в пользу утверждения о том, что женский стиль управления гораздо разнообразнее и богаче по своим проявлениям благодаря многоликости женской натуры. Суть этих особенностей сводится к следующему:

- женщины имеют более подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями, и реакция будет выражена ярче, чем у мужчин;

- женщина-руководитель больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива;

3 Подгурецкий Ю., Хухрак М. Ингратиация как коммуникативная стратегия: учеб. пособие // Социальная коммуникация. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000.

4 Ахмадеева К.Н. Конструирование гендерных стереотипов в управлении: тематический репертуар дискур-сивных практик и стратегий: автореф. дис ... канд. социол. наук. Казань, 2011.

5 Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 2.

- женщина более эмоциональна, при принятии решений чаще полагается на свои ощущения, интуицию;

- в отношениях с внешней средой женский стиль управления отличается большей гибкостью, ситуативностью, умением адаптироваться к сложившимся обстоятельствам;

- деятельность женщины-руководителя благодаря ее извечной терпеливости направлена на последовательные, постепенные преобразования без ориентации на сиюминутный результат;

- стиль женщины-руководителя отличается большей демократичностью, готовностью к сотрудничеству;

- женщине-менеджеру присуща такая черта, как склонность к наставлениям, назиданиям;

- особенность женщины-руководителя - любознательность;

- в экстремальных ситуациях женщина-руководитель демонстрирует не стратегию страха и избегания, а стратегию активного противостояния;

- женщины-руководители владеют мягкими конфликтными технологиями, быстрее и легче «отходят» и успокаиваются.

Автор приходит к заключению: «Женщины - менеджеры достигают успехов не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих только женщине черт и качеств. Полученные выводы указывают на необходимость переосмысления возможностей женского лидерства в экономике России»6.

2. Приступая к рассмотрению технологии нейтрализации слухов, отметим, что слухи, выступая проявлением общественного мнения и настроения, являются ценной информацией о состоянии организации. Подчас по неформальным каналам циркулирует информация более адекватная, чем сведения, фигурирующие в отчетах, докладах или полученные в результате официальных проверок. В отдельных случаях к слухам можно прибегнуть как к эффективному средству воздействия, осуществляемому и в пределах организации и за её пределами. Вместе с тем, в одном случае слухи - это эффективное средство управления людьми, в другом - бомба замедленного действия. Поскольку в общем случае достоверность не является сильной стороной слухов, их «искры» могут вызвать «пожар», в организации, наносящей огромный ущерб. Борьба со слухами предполагает жесткость и настойчивость, но, прежде всего, следует определиться, как и с чем бороться.

В имеющихся публикациях сформулированы практические рекомендации по работе со слухами7.

6 Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 2.

7 Беззубцев С.А. Слухи в управлении персоналом - эффективное средство или бомба замедленного действия // Управление персоналом, 2001, № 12.

Наиболее эффективное «лекарство против слухов» - устранение причин, их вызывающих. Профилактика слухов подразумевает прогнозирование социальных последствий, провоцируемых теми или иными организационными изменениями, и противостояние чувствам тревоги и неопределенности. Главная цель мероприятий по профилактике слухов - своевременное и исчерпывающее информирование сотрудников обо всех аспектах жизнедеятельности организации.

Если слух уже получил свое распространение, необходимо оказать ему противодействие. Зарубежные авторы предлагают поэтапное противодействие слухам, включающее в себя: 1) всесторонний анализ обстановки, 2) оценку деструктивных последствий слуха, 3) решение о необходимости или необязательности принятия мер, 4) проведение

о

официальной кампании по опровержению слуха8.

Обоснованы и сформулированы специальные методы

9 10

нейтрализации слухов9,10 а именно:

- метод прямого опровержения, основанный на использовании фактов, направленный непосредственно против слухов;

- метод альтернативной информации, основанный на использовании фактов, исключающих содержание слуха, но без демонстрации их противоположности;

- метод косвенного опровержения, основанный на определенных действиях, исключающих содержание слуха, так, например, сплетня о предстоящем освобождении от обязанностей руководителя отдела тут же исчезает, если ему повышается оклад, или он получает ощутимую премию;

- метод демонстрируемого безразличия, т.е. демонстрация того, что слух человеку нипочем, что он его «не трогает»;

- метод гиперболизации, т.е. преднамеренное преувеличение слуха с целью его сведения к абсурду;

- метод информационной девальвации, основанный на нейтрализации слуха противоположным ему слухом;

- метод нейтрализации источника, основанный на выявлении источника слухов и блокировании коммуникативного шантажа;

- метод информационного упреждения, предполагающий предварительное, профилактическое информирование заинтересованных лиц по «слухоопасным» вопросам.

3. Обращаясь к технологии неранговых сравнений, обратим внимание на то, что в процессе социального сравнения, как и при любом сравнении, используется определенная шкала, которая, правда, не

8 Donovan P. How Idle Is Idle Taik? One Hundred Years of Rumor Research // Diogenes. 2007. Vol. 213. P. 59-82.

9 Данакин Н.С., Конев И.В., Коротицкая М.В. Коммуникативная технология: монография. Белгород: Белгородское областное издательство, 2007.

10 Тоцкая И.В. Социально-технологическая модель управления коммуникациями в организации: под ред. проф. Н.С. Данакина. Белгород: Изд-во БГТУ, 2009.

всегда четко выражена и сформулирована, но это не меняет того обстоятельства, что она постоянно присутствует и используется. Обычно используется ранговая шкала: "лучше-хуже", "выше-ниже" и т.п. Так чаще всего мы воспринимаем и оцениваем себя (свои качества) в сравнении с другими и других в сравнении с собой. Но есть еще одна шкала - неранговая, в которой сравниваемые объекты располагаются не в ряду "лучше-хуже", а в ряду "это (одно) - другое - еще друге и т.д.". Если в первой шкале фиксируется различная степень выражения социально значимого качества, то во второй шкале - различные равнозначные формы выражения данного качества. При вертикальном типе социального сравнения используется ранговая шкала, при горизонтальном типе - неранговая.

Есть множество типичных ситуаций, где вертикальная модель сравнения вполне приемлема и даже незаменима, скажем, в альтернативных политических выборах, отборе и служебном продвижении персонала организации, конкурсном отборе студентов, брачном выборе и т.д. Горизонтальная модель сравнения в этих и подобных ситуациях просто неуместна.

Однако использование вертикальной модели сравнения связано с определенными оценочными отклонениями11. Во-первых, это -тенденция оценочной поляризации, когда происходит неумеренное и необоснованное приписывание достоинств одному компаративному объекту, а недостатков - другому.

Во-вторых - вертикальная модель сравнения приводит к ложно-иллюзорной, нереальной картине мира, его мифологизации. Так, в условиях крайней поляризации общественных систем "социализм -капитализм" первый освобождался от каких ли то ни было недостатков. При их очевидном существовании (преступность, социальная инертность и др.) они приписывались капитализму в виде "пережитков" капиталистического прошлого). Тем самым мы переставали замечать действительные язвы общества, видеть и находить их реальные причины.

В-третьих, с доминированием вертикальной модели оценки связаны бесконечные "маятниковые" колебания. Коль скоро мы провели изначальное разведение достоинств и недостатков по разным компаративным объектам и коль скоро реальная жизнь складывается не по нашей схеме оценочной поляризации, демонстрируя, напротив, качественную "пестроту" реальных явлений, то мы оказываемся вынужденными полностью поменять вектор оценок. То что, только вчера боготворили, сегодня срываем со стен и сбрасываем с пьедесталов.

В-четвертых - вертикальная модель компаративной оценки, поляризующая различия в социуме, способствует росту социальной

11 Данакин, Н.С. Компаративный механизм социальной регуляции. Белгород: Изд. центр ООО "Логия", 2003.

напряженности, конфликтности, ухудшению морально-психологического климата в обществе. Растет число социально неудовлетворенных, не определивших свое место в жизни, отверженных обществом.

4. Еще одна рефлексивная технология - технология достижения взаимопонимания участников конфликтного взаимодействия -предусматривает поэтапную деятельность, включающую:

- исключение ложных предубеждений;

- формирование общего языка общения;

- нейтрализацию действия механизмов психологической защиты;

- улучшение процесса непосредственного общения.

На процесс и результаты конфликтного взаимодействия постоянно влияют скрытые предубеждения его участников. Предубеждения формируются под влиянием личного опыта, поэтому одни и те же понятия имеют разный смысл для разных людей. Более того, людям свойственно путать свое восприятие с реальностью. Из этого следует важное технологическое требование: "слушая оппонента, следует помнить: наша картина мира носит субъективный характер; наши "объективные" взгляды - всего лишь личные мнения; наша концепция

Л О

морали пригодна только для нас самих12. И есть только один метод убедить людей: представить им факты, их совокупность и последовательность - и рано или поздно они отбросят предвзятые мнения.

Заметим, что для установления взаимопонимания важное значение имеет не одиночное, а совместное установление фактов. «Факты, установленные одной стороной, могут нести на себе отпечаток ее

Л ^

концепции и оставаться спорными для другой»13. Поэтому можно сформулировать правило совместного поиска и установления фактов.

Что касается формирования общего языка общения, то следует учитывать три типичные ситуации недопонимания, связанные с использованием языков разных типов: первая ситуация - два разных профессиональных языка, вторая ситуация - хаотическая речь, третья ситуация - совмещение профессионального и непрофессионального

14

языков14.

Взаимопонимание участников конфликтного взаимодействия затрудняется также действием механизмов психологической защиты, для нейтрализации которого Дж. Ниренберг предлагает несколько психологических клише, способных дать ключ к пониманию взаимодействующих и вступающих в переговоры людей.

Рационализация (логическое обоснование) - обычно люди истолковывают ситуацию таким образом, чтобы самим выглядеть в лучшем свете.

12 Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. Деловой бестселлер. Мн., 1996.

13 Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. Деловой бестселлер. Мн., 1996.

14 Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры (пособие для деловых людей). Ростов-на-Дону, 1997.

Сублимация - если человека, скажем, отвергает группа, он видит своего рода эмоциональный реванш в том, чтобы принять ее ценности и превзойти остальных.

Проекция - приписывание своих мотивов другим людям.

Замещение - склонность человека направлять отрицательные эмоции на более доступный объект.

Вытеснение - склонность человека исключать из своего сознания мысли, чувства и желания, которых он стыдится или которые причиняют ему страдания.

Реактивные образования - зачастую люди подавляют сильные, однако нежелательные импульсы, а затем, мыслят и поступают противоположным образом в утрированной манере.

"Образ себя" - зная, каким человек видит себя, можно строить предположения о его мотивах и возможной реакции на будущие события.

"Играние роли" - этот вариант поведения строится главным образом на предшествующем жизненном опыте15.

Соглашаясь с целесообразностью рекомендуемых психологических клише, И.В. Конев и А.В. Сакулин считают полезным их дополнение такими объяснительными схемами, как переоценка мелочей, "синдром чужой вины", нарушение психологической дистанции, эффект контрастных концепций, затруднения в эмоциональной экспрессии16.

Переоценка мелочей - психологическая установка партнеров на то, чтобы "не спускать" друг другу мелочей, взять "принципиально верх" над другими из-за каждой мелочи.

"Синдром чужой вины" - склонность человека сваливать вину с "больной головы на здоровую", чтобы обелить себя в глазах окружающих и своих собственных ("Все из-за вас!"). Люди берут на себя все грехи мира: мы же подчас обвиняем в собственных грехах.

Нарушение психологической дистанции - вмешательство человека в личную жизнь или дела партнера, выходящие за рамки их сотрудничества.

Эффект контрастных концепций выражает склонность человека замечать в партнере "одни только минусы" в соответствии с общей негативной установкой к нему. Эти концепции усиливаются почти независимо от того, как действительно ведет себя партнер. Если он держится мужественно, его называют фанатиком, если осторожно -трусом.

Затруднения в эмоциональной экспрессии - существует такая закономерность: если человек не способен по каким-то причинам выразить свои эмоции в социально одобряемой форме (так, как обычно

15 Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. Деловой бестселлер. Мн., 1996.

16 Конев И.В., Сакулин А.В. Арбитражно-посреднические технологии регулирования социальных конфликтов. Белгород: Изд-во БГТУ, 2008.

принято), то его внешние действия оказываются по своему "знаку" даже противоположными, появляется противоположная реакция.

5. Технологию многокритериальной оценки можно выразить в положении: эффективность оценки зависит от правильного выбора оценочных критериев17. В самом общем виде оценка осуществляется посредством сопоставления достигнутых результатов с намеченными целями и произведенными затратами. Однако в реальных ситуациях, где связь «цель - затраты - результат» имеет весьма опосредованный характер, приходится пользоваться более дифференцированной и гибкой системой оценочных критериев. И чем больше этих критериев, чем разнообразнее они, тем выше уровень эффективности оценочной системы. Под оценочным критерием понимается при этом базовый показатель, в сопоставлении с которым осуществляется оценка достигнутых результатов. Ниже представлены наиболее распространенные оценочные критерии:

- сравнительный критерий, который используется повсеместно и особенно там, где очевидны состязательные тенденции и целесообразно их усиление;

- заданный критерий: оценка производится сопоставлением достигнутых результатов с заранее заданными показателями;

- критерий достигнутого уровня. Использование этого критерия целесообразно при решении задачи значительного улучшения результатов деятельности в том или ином направлении;

- усредненный критерий, т.е. усредненный результат деятельности участников совместной или сопоставимой по показателям деятельности;

- ресурсный критерий, т.е. критерий, учитывающий потенциальный ресурс участников совместной деятельности, с которым сопоставляется достигнутый результат;

- нормативный критерий - критерий, установленный расчетным путем и учитывающий как реальные возможности участников совместной деятельности (ресурс), так и лучшие достижения в соответствующей области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- критерий удовлетворения общественных потребностей. Применение этого критерия имеет особо важное значение при оценке деятельности органов регионального и муниципального управления, ориентированной на повышение качества жизни населения;

- критерий упущенной выгоды, который целесообразно использовать при оценке результативности проектно-конструкторской деятельности, эффективности управленческих решений и т.п., то есть тех видов деятельности, где сравнительно высока вероятность ошибок и высока их цена.

17

Питка С.Н., Тихонова Е.П. Критерии социальной оценки // Этносоциум и межнациональная культура, 2013, № 8.

6. Проблемы и стереотипы социального руководства управления организацией имеют тенденцию к разрастанию по мере повышения руководителя в должности, а также с возрастом. В связи с этим

актуализируются задачи самоменеджмента. Позитивными

18

управленческими установками можно считать

- открытость руководителя для нового, готовность к изменениями;

- уважение к подчиненным, партнерам и вышестоящему руководству;

- стремление к гармоничному разрешению конфликтных ситуаций;

- творческий подход даже к типовым, стандартным ситуациям;

- оправданный и обоснованный риск;

- стремление к саморазвитию.

Вместе с тем, недостаточная эффективность практических руководителей коренится:

- в недостаточно прочных мировоззренческих позициях, не осведомленности о философии и этике управления и администрирования, неспособности осуществить обоснованный, уверенный выбор управленческих решений в нестандартной, нештатной ситуации. В боязни ответственности, ожидании конкретных указаний «сверху»;

- в чрезмерном прагматизме, отсутствии стратегического видения проблем, недостаточности представлений о макропроцессах общественного развития;

- в неумении нейтрализовывать действие собственных отрицательных качеств (агрессивность, высокомерие, раздражительность и т.д.), провоцируемых нередко подчиненными или складывающимися неблагоприятными ситуациями, не позволяющими им адекватно реагировать на вопросы, которые ставит перед ними жизнь;

- в подверженности управляющему воздействию со стороны возникающих у них спонтанно или под воздействием ситуаций негативных психических состояний («административного восторга», ощущения собственного величия, сведения счетов, всезнайства и т.д.);

- в уязвимости для рефлексивного управления и манипулятивного воздействия со стороны средств массовой информации и отдельных недобросовестных личностей.

Вервейко О.И., Данакин Н.С. Рефлексивные технологии преодоления деструктивных стереотипов. Оптимизация управленческой деятельности связана с преодолением деструктивных стереотипов. В статье раскрыто содержание рефлексивных технологий их преодоления, которые основаны на оценке и предвидении поведения управляемого объекта и включают технологий дестереотипизации, нейтрализации слухов, неранговых сравнений,

18 Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность. Учебное пособие для вузов. Москва, 2004, §8.3. Управленческие стереотипы.

многокритериальной оценки, достижения взаимопонимания участников конфликтного взаимодействия, самоменеджмента.

Ключевые слова: управление, управленческий стереотип, рефлексивная технология, дестереотипизация, слухи, самоменеджмент.

Verveyko O.I., Danakin N.S. Reflexive technologies to overcome destructive stereotypes. Optimization of management activities is associated with overcoming of destructive stereotypes. The article reveals the content of reflexive technologies to overcome them, which are based on the assessment and anticipation of behavior of the controlled object and include technologies of destereotipization, neutralizing rumors, nonranked comparison, multicriteria assessment, reaching an understanding of conflict interaction participants, self-management.

Keywords: management, management stereotype, reflexive technology, destereotipization, rumors, self-management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.