УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Е.Л. Рябова
Журнал «Этносоциум и межнациональная культура»
Кропоткинский пер., 10/6а, Москва, Россия, 119034
В статье определяется понятие культуры конфликтного взаимодействия, раскрываются ее функции и структура, анализируются ее элементы и компоненты, исследуются конфликтные взаимодействия.
Ключевые слова: социальный конфликт, культура, взаимодействие, управление конфликтами.
Формирование культуры конфликтного взаимодействия в современном обществе — достаточно долгий и сложный процесс. Он предполагает использование новых подходов и технологий регулирования социальных конфликтов, их апробации, адекватного восприятия обществом и управленческой элитой, разумного использования с учетом соответствующих условий.
Нынешнее состояние культуры конфликтного взаимодействия не соответствует задаче эффективного регулирования социальных и международных конфликтов. Повышение культуры конфликтного взаимодействия в современном мире возможно посредством нормативно-правового, психологического, коммуникативного, поведенческого и социально-технологического обеспечения.
Многозначность понятия культуры предопределяет необходимость введения его определения, валидного для целей данной статьи. В «Современном философском словаре» культура определяется как деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального опыта; как включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Суть культуры выражается в закреплении, воспроизводстве, передаче форм человеческой деятельности и ее результатов, ее характерной особенностью является генерализация единичных проявлений человеческой деятельности и ее результатов; в утверждении и сохранении их общезначимости. Благодаря генерализирующей функции культура упорядочивает социальный хаос, формирует человекосообразный порядок во внешнем и внутреннем мирах.
Исходя из данного определения культуры, можно сделать вывод о том, что управление культурой конфликтного взаимодействия — это способ закрепления и воспроизводства определенных форм конфликтного взаимодействия посредством их генерализации.
Остановимся на вопросе о функциях культуры конфликтного взаимодействия. К ним можно отнести:
— герменевтическую функцию, которая заключается в интерпретации, толковании и понимании актов конфликтного взаимодействия;
— ценностно-ориентационную функцию, которая заключается в ценностном обосновании и ориентировании конфликтного взаимодействия;
— нормативную функцию, которая заключается в конституировании и трансляции определенных норм взаимодействия в процессе конфликта;
— мотивационную функцию, которая заключается в побуждении к тем или иным действиям в процессе конфликта, осознания и формирования целей;
— коммуникативную функцию взаимного восприятия и понимания участников конфликтного взаимодействия, взаимного обмена информацией;
— функцию социальной интеграции и дифференциации (с одной стороны, общность культурных норм и ценностей объединяет людей, с другой стороны, различие этих ценностей и норм разъединяет их);
— оценочную функцию, которая заключается в оценке отдельных актов конфликтного взаимодействия;
— селективную функцию, которая заключается в отборе и «эталонизации» отдельных актов конфликтного взаимодействия, их возведении в ранг «культурного образца» и вместе с тем отклоняет непригодные формы конфликтного взаимодействия.
Культура управления конфликтами может быть двух типов — профессиональной и социальной (массовой). Профессиональная культура относится к деятельности специалистов по регулированию конфликтов (по конфликтному менеджменту), социальная культура — к деятельности всех людей, связанных так или иначе с регулированием конфликтов, в особенности к деятельности всех специалистов в области управления, политических, общественных и международных деятелей, представителей посольств и органов управления.
Культура конфликтного взаимодействия — довольно сложное образование. Среди ее компонентов необходимо выделить прежде всего нормативно-правовой компонент. Можно говорить о нормативно-правовой культуре конфликтного взаимодействия.
В культуру конфликтного взаимодействия входит также коммуникативный компонент, включающий в себя способ обмена информацией между участниками конфликта и уровень их взаимопонимания. Коммуникативная культура обмена информацией направлена на оптимизацию сознательных процессов. На примере социальных связей ведущих культурных и научных организаций отчетливо прослеживается коммуникативная культура взаимодействия, ставящая своей целью конструктивное развитие межнационального социума и образцовых международных отношений.
Важная составляющая культуры конфликтного взаимодействия — психологическая культура, которая связана с восприятием и пониманием конфликта, его реальных и потенциальных последствий для других людей и общества в целом, для самооценки самоидентификации индивида.
Следует выделить также поведенческий компонент культуры конфликтного взаимодействия, включающий в себя совокупность действий людей.
Постановка вопроса о культуре конфликтного взаимодействия в проблемном поле социологии управления предполагает возможность повышения культурного уровня конфликтных взаимодействий в современном обществе на разных уровнях,
включая международный. Возможно проведение детального анализа социального конфликта как объекта культурного воздействия. Такой анализ предполагает выделение и характеристику переменных конфликтного взаимодействия как «точки приложения» культурных воздействий. Можно выделить: структурные переменные (содержание конфликтного взаимодействия, его участники и их роли, формы проявления и масштаб); динамические переменные (стадии конфликтного взаимодействия, его продолжительность, темп, интенсивность, состояние и обратимость); функциональные и факторные переменные.
Принципиально важное значение для понимания конфликтов, возможностей и масштабов их урегулирования имеет выделение двух концепций — атрибутивной и релятивистской. Согласно первой концепции конфликт и конфликтность — это неотъемлемые и неизменные свойства тех или иных социальных явлений (объектов, систем). Релятивистская концепция исходит из того, что конфликтность или бесконфликтность не являются неотъемлемыми и неизменными свойствами людей (социальных групп). Они являются, скорее всего, признаками их взаимодействия, и в одном взаимодействии проявляется конфликтность, в другом — бесконфликтность.
Конфликтное взаимодействие, как и любое другое социальное взаимодействие, невозможно без коммуникации, обмена информацией. В структуре конфликтного взаимодействия коммуникация играет важную роль: во-первых, она выступает формой и способом конфликтного взаимодействия; во-вторых, коммуникация является как источником конфликтов (из-за коммуникативных барьеров или помех), так и способом их урегулирования. Коммуникация в контексте конфликтного взаимодействия осуществляется в форме диалога, спора, дискуссии, переговоров. В качестве субъекта коммуникации выступают средства массовой информации, государственные и общественные организации, отдельные личности.
Управление культурой конфликтного взаимодействия может включать в себя следующие этапы:
1) на основе соглашений о взаимном сотрудничестве выстраиваются каналы эффективного взаимодействия с организациями, заинтересованными в урегулирования конфликтов, конфликтологических услугах, повышении культуры конфликтного взаимодействия;
2) руководители международных организаций или подразделений научных организаций социально-гуманитарного профиля включаются в исследование культуры конфликтного взаимодействия, акцентируя внимание на вопросах культуры межличностного конфликта, организационного конфликта, межэтнического конфликта, международного конфликта, социокультурных особенностей и моделей регулирования конфликтов для дальнейшего внедрения наиболее прогрессивных инноваций в основные подразделения органов управления, Государственной службы, международных отношений;
3) создается международный совет по управлению культурой конфликтного взаимодействия для дальнейшего продвижения и внедрения перспективных инноваций в сфере международных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Арутюнян Ю.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе (по материалам социологического исследования в Москве) // Социологические исследования. — 2007. — № 7.
[2] Данакин Н.С. Типы социального сравнения (компаративных отношений) // Теоретическая и прикладная социальная технология: Сб. научных статей. — Вып. 1. — Белгород: Логия, 2003.
[3] Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технологии сотрудничества и противоборства. — Белгород: Центр социальных технологий, 1993.
[4] Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технологии их предупреждения. — Белгород: Центр социальных технологий, 1996.
[5] Данакин Н.С., Хухрак М. Правила и методы коммуникативной оптимизации // Социальная коммуникация. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000.
[6] Даниленко О.А. Язык конфликта как объект лингвосоциологии // Социологические исследования. — 2006. — № 4.
[7] Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, 2000.
[8] Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. — 2003. — № 8.
CONFLICT INTERACTION MANAGEMENT AS A CULTURAL PHENOMENON
Е.L. Ryabova
Journal of Ethnosocium and Ethnic Culture
Kropotkinsky lane., 10^, Moscow, Russia, 119034
The article provides the definition for the concept of conflict interaction culture, reveals its functions as well as the structure of its elements and components. Conflict interactions are also examined in the paper.
Key words: social conflict, culture, interaction, conflict management.