Научная статья на тему 'Эффективные стратегии педагогической работы с детьми из семей, проживающих в неблагоприятных социальных условиях'

Эффективные стратегии педагогической работы с детьми из семей, проживающих в неблагоприятных социальных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДДЕРЖКИ ШКОЛ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ / ПОДДЕРЖКА ШКОЛ / ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ / ТИПИЧНЫЕ КОНТЕКСТЫ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / СИСТЕМА СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодкова М.И., Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Борченко И.Д.

В существующей практике работы педагогов с детьми из неблагополучных семей сложилась некая позиция «избавления от такого ребенка», однако такие дети, при эффективном педагогическом воздействии, могут показывать неожиданные результаты. Целью данной статьи является раскрытие стратегий педагогической работы из семей, проживающих в неблагоприятных социальных условиях. Показаны технологии работы с разными категориями детей, в том числе акцентировано внимание на педагогических приемах и технологиях, в том числе в поведении самого педагога, демонстрирующего «эластичность». Авторами предложена модель стратегий педагогической работы, в которой определены типичные проблемы, вероятные побочные эффекты, рекомендуются педагогические решения выделенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодкова М.И., Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Борченко И.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные стратегии педагогической работы с детьми из семей, проживающих в неблагоприятных социальных условиях»

Эффективные стратегии педагогической работы с детьми из семей, проживающих в неблагоприятных социальных условиях

Солодкова Марина Ивановна

первый проректор, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», chippkro@ipk74.ru)

Ильясов Динаф Фанильевич

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», chippkro@ipk74.ru)

Селиванова Елена Анатольевна

доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», chippkro@ipk74.ru

Борченко Ирина Дмитриевна

заведующий учебно-методическим центром профессиональной переподготовки, кандидат культурологии, гБу ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», chippkro@ipk74.ru)

В существующей практике работы педагогов с детьми из неблагополучных семей сложилась некая позиция «избавления от такого ребенка», однако такие дети, при эффективном педагогическом воздействии, могут показывать неожиданные результаты.

Целью данной статьи является раскрытие стратегий педагогической работы из семей, проживающих в неблагоприятных социальных условиях.

Показаны технологии работы с разными категориями детей, в том числе акцентировано внимание на педагогических приемах и технологиях, в том числе в поведении самого педагога, демонстрирующего «эластичность». Авторами предложена модель стратегий педагогической работы, в которой определены типичные проблемы, вероятные побочные эффекты, рекомендуются педагогические решения выделенных проблем.

Ключевые слова: качество образования; поддержки школ с низкими результатами; поддержка школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; типичные контексты неблагоприятного воздействия; неблагополучная семья; система стратегий педагогической работы

Одной из основных задач для современного образования на сегодняшний день становится обеспечение качественного образования, в том числе равного доступа к нему для всех детей, вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей. Данное направление было прописано как приоритетное для государственной политики в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы и, в последующем, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы6.

В связи с этим, институту образования, стали предъявлять особые требования, касающиеся качества образования, выделяя при этом для оценки особые критерии. При этом для улучшения качества образования педагогическое сообщество нуждается в поддержке со стороны государства, в том числе органов управления образованием. Немаловажную роль представляет формирование грамотно выстроенной системы оценки качества образования.

Политика в сфере образования долгое время была нацелена, в основном, на поддержку школ-лидеров, которых в Российской Федерации не так много, при этом остальные школы оставались «в стороне». И только в последние годы, в рамках обеспечения современного качества образования, появляются проекты поддержки школ с низкими результатами обучения, оказывая при этом поддержку общеобразовательным организациям, в которых на протяжении нескольких лет обучающиеся показывают устойчиво низкие образовательные результаты, а также школам, находящимся в неблагоприятных социальных условиях.

Анализ зарубежной, а также региональной практик поддержки школ с низкими результатами, а также школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, показывает однонаправленность такой поддержки, так как не учитывается связь между образовательными результатами школьников и внешними факторами, не зависящими от школы, определяющими условия ее деятельности. Не менее важными составляющими являются характеристики школьных ресурсов и школьного контингента.

6 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/#1000, (дата обращения 05.10.2018).

О О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т

о т; О т

О го

-о А

ы О

го А

X

^

т

Показательным элементом оценки качества образовательной организации является территориальная принадлежность, а также социальные условия, в которых работают школы. Именно социально-экономические условия могут дать эффект «отставания» образовательных результатов обучающихся.

Как показывает зарубежный опыт, для эффективной работы образовательные организации, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, нуждаются в дополнительных ресурсах - кадровых и материально-технических. Однако авторами игнорируются такие ресурсы как методическая помощь педагогам по работе с детьми из неблагополучных семей, детьми мигрантами и т. п.

В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие» или «неблагополучная семья». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья».

Из существующих в научной литературе трактовок неблагополучия семьи нам ближе определение М. М. Буянова, который выводит главный показатель неблагополучия семьи - дефекты воспитания, характеризующие степень благополучия или неблагополучия семьи.7

Профессор Людмила Яковлевна Олиференко под неблагополучием семьи определяет различные направления, такие как: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)8

Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Один член семьи, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех остальных близких ему людей. Неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на ребенка, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков - семейное заболевание, семейная проблема9.

В 2017-2018 годах в Челябинской области было проведено исследование, которое установило

о

с ^

00

о сч <е

О!

7 Буянов, М. М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М. М. Буянов. -М. : Просвещение, 1988. - 207 с.

8 Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л. Я. Олиференко [и др.]. -М. : Академия, 2002. - 256 с.

9 Догина, М. А. Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе / М. А. Догина, Л. О. Пережогина. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.globalteka.ru/referat, 2009 (дата обращения

04.10.2018).

несколько кластеров общеобразовательных организаций, куда вошли школы:

а) демонстрирующие низкие образовательные результаты и осуществляющие деятельность в неблагоприятных социальных условиях;

б) демонстрирующие низкие образовательные результаты, но не характеризующиеся наличием неблагоприятного социального бэкграунда;

в) находящиеся в социально неблагоприятных условиях, но не относящиеся к группе школ с низкими образовательными результатами.

При этом особого внимания заслуживает такой кластер общеобразовательных организаций -школы, которые функционируют в неблагоприятных социальных условиях, но при этом не демонстрируют низких образовательных результатов и имеют детей из маргинальных семей.

Данная категория школ заслуживает особого внимания, так как эти школы относятся к так называемой «зоне риска».

В ходе анализа данных проведенного исследования были выявлены типичные контексты неблагоприятного воздействия как10:

1. Наличие обучающихся из семей, испытывающих проблемы с трудовой занятостью.

2. Наличие обучающихся из маргинальных семей (находящихся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающих влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей).

3. Наличие обучающихся из семей с низким образовательным уровнем (как следствие низкий уровень притязаний к качеству образования детей).

4. Наличие обучающихся из малообеспеченных семей.

5. Наличие обучающихся из неполных семей.

6. Наличие обучающихся из семей, в которых хотя бы один из родителей ведет асоциальный образ жизни.

7. Наличие обучающихся, для которых русский язык не является родным и т.д.

Авторами был предложен методологический принцип работы со школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях: соотношение общего, особенного и единичного; предложена модель, в которой определяются типичные проблемы, вероятные побочные эффекты, а также рекомендованы педагогические решения.

Предполагается, что в результате освоения таких знаний учителя смогут проводить эффективную работу со сложными детьми по следующим стратегиям:

- активизация познавательных мотивов школьников из семей с низким уровнем требований к качеству образования.

10 Модели поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами общего образования и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях : методические рекомендации / авторы: М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина и др.; под ред. Е. А. Коузовой, В Н. Кеспикова, - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - С. 10.

Таблица 1

Показатели Вероятные побочные эффекты Педагогические решения

Контекст «общее»

Недостаточно высокий уровень привлекательности территории для проживания и работы. - Хаотичность целевых установок школьников во внеучебное время, - Вероятность усиления девиантного поведения (в том числе противоправного). - Усиление социокультурной составляющей школы; - Вовлечение детей и родителей во внеурочную деятельность.

Наличие учащихся из семей с низким уровнем притязаний к качеству обучения и воспитания своих детей, в том числе обусловленное низким образовательным уровнем родителей. - Снижение мотивов учебной деятельности; (вероятно) наличие (большого удельного веса) низкомотивированных школьников; - Слабость жизненных целевых ориентиров. - Активизация учебно-познавательной мотивации школьников. - Активизация профо-риентационной работы в школе.

Наличие учащихся из семей с низким уровнем материального достатка. - Эффект замещения ценностей; - Формирование состояния фрустрации. - Формирование у школьников системы духовных ценностей через вовлечение в социально значимые проекты; - Психолого-педагогическая поддержка.

Контекст «особенное»

Неразвитая инфраструктура, включая низкокачественный доступ к Интернет или его отсутствие - Склонность к депрессивным состояниям; - Заниженная самооценка. - Усиление социального направления внеурочной деятельности; - Формирование мотивации достижения успеха.

Наличие в образовательной организации учащихся из семей, для которых остро строит проблема трудовой занятости. - Эмоциональная усталость; - Нарастание конфликтности. - Активизация профо-риентационной работы в школе; - Психолого-педагогическая поддержка.

Наличие учащихся из неполных семей. - Нивелирование ценностей семьи; - Формирование комплекса семейной неуспешности. - Приобщение к ценностям института семьи на уроках социально-гуманитарного цикла, а также во внеурочной деятельности.

Наличие учащихся из семей, которые ведут асоциальный образ жизни или хотя бы один из родителей осуществляет асоциальный образ жизни. - Склонность к моделям иждивенческого поведения; - вероятность формирования зависимости от психоактивных веществ. - Психологическая поддержка; - Воспитательная работа, вовлечение во внеурочную деятельность спортивно-оздоровительной направленности.

Наличие учащихся с отклоняющимся проведением. - Многочисленные агрессивные проявления; - Склонность к ави-тальному поведению и противоправному. - Воспитание жизнестойкости в урочной и внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, общекультурное и социальное развитие)

- формирование системы духовных ценностей у школьников из семей с низким уровнем материального достатка;

- преодоление заниженной самооценки и склонности к фрустрационному поведению у школьников из семей, в которых родители

потеряли работу;

- преодоление склонности к моделям иждивенческого поведения у школьников из семей, в которых родители ведут асоциальный образ жизни;

- активизация профориентационной работы в школе с целью формирования жизненного и профессионального самоопределения школьников;

- преодоление склонности к агрессивному и девиантныму (авитальному, зависимому) поведению у школьников.

Данные стратегии могут осуществлять в единстве урочной и внеурочной деятельности. Причем внеурочную деятельность важно выстраивать по разным направлениям в зависимости от выявления возможных негативных эффектов. Опишем более детально выделенные стратегии.

Активизация познавательных мотивов важна для школьников из семей с низким уровнем требований к качеству образования. Совершенно очевидно, что учебные достижения зависят от мотивации школьников. Есть примеры, когда дети, имеющие отклонения в развитии, демонстрировали высокие результаты при правильно выстроенной мотивации. Если школьнику интересно учиться, его не нужно к этому принуждать. Соответственно желание побуждает к качественной и результативной деятельности. Учебная мотивация определяется двумя группами факторов: мотивами достижения успехов и мотивации избегания неудачи. Многие школьники, учатся не ради успешной самореализации, а потому что это требования взрослых. Важно перестроить вектор мотивация с избегания неудачи, на достижение успехов. Учителю важно учитывать не только познавательные, но и социальные, волевые и эмоциональные методы мотивации. В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей важно выбрать и соответствующие мотивационные механизмы. Так в младшем школьном возрасте хорошо воспринимаются игровые приемы, наглядность на уроках, деятельностные формы работы. Подросткам интересна коммуникация в процессе учебной деятельности. Для ее осуществления учитель может создавать разные формы работы (в парах, мини-группах, командах). В старшем школьном возрасте ученик должен уверенно ориентироваться в будущей профессии, поэтому важно показать ему значимость той или иной дисциплины для его личностного и профессионального совершенствования. Также применение современных образовательных технологий (тексты новой природы, исследовательские проекты, здоровьесберегающие технологии) помогут по-новому и с интересом усваивать ребенку школьный материал.

Формирование системы духовных ценностей позволит школьникам из семей с низким уровнем материального достатка компенсировать нехватку данных средств. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания четко прописаны базовые национальные ценности (семья, наука, труд, искусство, природа, человечество, гражданственность и солидарность). Эти ценности можно формировать в различных формах работы: в урочной и внеурочной деятельности. На уроках гуманитарного цикла (истории, общество-знания, литературы) целесообразно рассматривать не только события и даты их свершения, но и ценностный смысл определенных поступков исторических личностей. Современные школьники выросли на западных ценностях, в частности на поступках выдуманных супергероев (Человек-паук, Халк, Супермен). Учителю необходимо напомнить

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о

с ^

00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 сч

<0

01

ученикам о личностях настоящих героев в отечественной истории, совершивших отважные действия (великие полководцы, герои второй мировой войны), Также важно формировать ценности семьи, Родины во внеурочной деятельности (в рамках разных конкурсов, выставок, проектов). И в этом направлении необходимо привлекать самих родителей, чтобы работа была выстроена не только в направлении дети - родители, но и наоборот родители - дети. К примеру, можно проводить дни семьи или конкурсы для семей (на праздниках 23 и 8 марта, день матери и отца и пр.) На уроках основ безопасности жизнедеятельности можно рассмотреть экстремальные ситуации и выход из них на реальных примерах современных людей. К примеру, на портале детской безопасности (http://www.spas-extreme.ru/) есть истории про детей, совершивших героические поступки и спасших других. Также существует множество конкурсов, направленных на формирование гражданско-патриотического воспитания.

Преодоление заниженной самооценки и склонности к фрустационному поведению позволит школьникам, родители которых потеряли работу увидеть не только сложности, но и возможности в жизни. Современные школьники остро ощущают социальное и материальное неравенство. XXI век называют обществом потребления, в котором снижены притязания к духовным ценностям и повышены требования к материальным благам. В семьях, в которых родители имеют низкий денежный достаток вследствие безработицы, дети чувствуют себя обделенными некими «индикаторами успешности» (хорошим телефоном, планшетом, красивой одеждой, яркими и качественными учебными принадлежностями). Они видят красивую жизнь известных актеров, политиков и чувствуют собственную неуверенность в связи с этим. Отличие от материально обеспеченных сверстников приводит к снижению их самооценки и появлению фрустрации. Поэтому важно показать обучающимся, что внутренние ресурсы могут компенсировать их внешние (материальные) недостатки. Если заниматься саморазвитием, повышать свою уверенность, развивать ресурсы, реализовать в деятельности свои способности, то и достижения будут соответствующие. Учитель может показать, что в истории, литературе, кинематографе есть масса примеров, свидетельствующих о возможности достичь желаемого при соответствующих усилиях. На примерах фильмов, рассказов, притч можно показать школьникам, родители которых потеряли работу, возможности саморазвития, преодоления фрустрирующих факторов через собственную мотивацию к саморазвитию. Применение метода кинопедагогики научит школьником анализировать трудные жизненные ситуации, верить в возможности стать успешной личности при соответствующих усилиях. Это повысит уверенность в себе (самооценки) и снизит состояние фрустрации (неудовлетворенности жизнью).

Преодоление склонности к моделям иждивенческого поведения у школьников из семей, в ко-

торых родители ведут асоциальный образ жизни необходимо формировать в школе. Иждивенческое поведение характерно для большинства современных школьников, которые привыкли все решать за счет взрослых. Дети развиваются по подражанию, они моделируют поведение людей из ближайшего социального окружения. Если ребенок видит иждивенческую модель поведения у своих родителей, то быстро ее отражает. Она является наиболее удобной, не требующей волевых усилий. Поэтому важно найти способы преодоления сформировавшихся негативных установок. Некоторые школьники, воспитывающиеся в асоциальных семьях, занимают позицию выученной беспомощности. «Я не могу», «У меня нет возможностей, связей и пр.», «Что с меня возьмешь, мои родители пьют», «У меня нет связей, денег...». И здесь учитель может использовать разные подходы. Например, показать более сложные ситуации, в которых пребывают дети из стран третьего мира. Можно познакомить школьников с книгой «Где спят дети» (2010 г.), созданной журналистом К. Бутом и фотографом Д. Моллисон («Where Children Sleep»). Это истории с фотографиями (детей и их комнат) о школьниках (от 4 до 18 лет) из разных слоев общества, живущих в разных странах. Показаны порой жуткие условия жизни некоторых подростков. Также некоторые школьники не понимают, что имеют возможность бесплатного обучения. Поэтому на примерах жизни других целесообразно показать ценность образования и возможно его получения независимо от условий жизни ребенка. Рекомендуется посмотреть со школьниками документальный сериал «Дорога в школу». В нем отражены реальные истории детей, которые в сложных (иногда опасных для жизни условиях) добираются до школы, имея страстное желание учиться. Используя метод проекции (рассказы, фильмы, истории) важно показать школьникам к каким последствиям могут привести иждивенческие стратегии в поведении.

Активизация профориентационной работы в школе позволит учащимся определить для себя жизненные ориентиры и снять страх будущего. Некоторые школьник даже не проявляют в учебе усердия, считая, что они не достойны качественного образования и успешной работы. Отчасти они правы, в том, что им сложнее «пробиваться» в жизни, у них нет мощной поддержки от семьи. Учитель может показать, что даже в обычных профессиях, рабочих и не требующих серьезных интеллектуальных операций ребенок может быть успешным. Всегда будут востребованы профессии связанные с практическим трудом (слесарь, повар, электрик). Такой труд и обучение в профессиональных учреждениях (училищах, техникума) может быть доступно детям, которые не могут получить образование в вузе. В этой связи учитель может поддержать ребенка, показывая важные смысла в каждой профессии, пусть порой и не престижной. И наоборот, можно обратить внимание школьников на то, что многие специалисты с высшим образованием остаются не вос-

требованными. Выпускники институтов с дипломом юриста идут работать продавцом. Таким образом, ученик из неблагополучной семьи может понять, что он сам выбирает свой путь и при желании можно быть хорошим специалистом.

Преодоление склонности к агрессивному и девиантныму (авитальному, зависимому) поведению у школьников необходимо осуществлять в процессе психолого-педагогического сопровождения учеников. Неблагоприятные социальные условия влияют на эмоциональное состояние личности, вызывая его ухудшение. Недовольство условиями жизни часто проявляется в агрессивных реакциях (словах, физических действиях). Агрессивное поведение можно снизить, направив агрессивную активность в нужное русло. Агрессия может преодолеваться за счет физической активности (спорта, труда), творческой деятельности (рисование, музыка, сочинение стихотворений) и конструктивного общения учителю важно с одной стороны понимать источник агрессии школьников, а с другой не потакать ее усилению. На классных часах со школьниками рекомендуется затронуть тему буллинга (психофизического насилия), его причины, проявления и способы предотвращения. На уроках окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры показывать ценность здорового и безопасного образа жизни. Отметить, что сейчас уже не модно курить, а модно быть здоровым. Также в спортивно-оздоровительном направлении урочной и внеурочной деятельности необходимо создавать условия для выплеска агрессии. Снятию напряжения способствует творчество: драматизация, музыка, живопись, которые выполняют важную функцию снятия агрессивности.

Таким образом, реализация предлагаемых стратегий будет компенсировать недостаточный воспитательный потенциал семьи, и создавать ситуации успеха у школьников.

Проведенное исследование подтверждает:

- дети их семей с неблагополучным социально-экономическим контекстом могут показывать неожиданно высокие результаты, если школа сфокусируется на учебных достижениях и удержит внимание и усилия учителей и учеников на их улучшении;

- важно, чтобы все сообщество, окружающее школу, разделяло уверенность в том, что все дети способны учиться;

- в этих школах осознают и то, что ответственность и мотивация растут в результате общей вовлеченности, и умеют создавать команду, члены которой чувствуют личную ответственность за происходящие изменения.

Таким образом, представленное исследование не является затратным и может быть применимо в любой школе, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях.

Как нам видится, основной задачей школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, но не показывающих низкие результаты обучения является:

- повышение имиджа школы;

- четко выстроенный мониторинг качества образования в рамках внутренней системы оценки качества, позволяющий превентивно реагировать на малейшие отрицательные отклонения, оказав методическую помощь педагогам, родителям и детям;

- выработка четкой стратегии, направленной на получение конкурентных преимуществ на муниципальном и региональном уровнях.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7174842 6/#1000, (дата обращения 05.10.2018).

2. Буянов, М. М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М. М. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

3. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л. Я. Олиференко [и др.]. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

4. Догина, М. А. Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе / М. А. Догина, Л. О. Пережогина. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.globalteka.ru/referat, 2009 (дата обращения 04.10.2018).

5. Модели поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами общего образования и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях : методические рекомендации / авторы: М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина и др.; под ред. Е. А. Коузовой, В Н. Кеспикова, - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - 133 с.

Effective strategies of pedagogical work with children from

families living in adverse social conditions Solodkova M.I., Ilyasov D.F., Selivanova E.A., Borchenko I.D.

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of

professional skill of Educators In the existing practice of teachers with children from dysfunctional families, there is a certain position of «getting rid of such a child», but such children, with effective pedagogical influence, can show unexpected results. The purpose of this article is to reveal the strategies of pedagogical work from families living in adverse social conditions. The technologies of work with different categories of children are shown, including emphasis on pedagogical techniques and technologies, including the behavior of the teacher himself, demonstrating "elasticity". The authors proposed a model of strategies for pedagogical work, in which typical problems, possible side effects are identified, and pedagogical solutions to the problems identified are recommended. Keywords: the quality of education; supporting schools with poor results; support of schools operating in adverse social conditions; typical adverse impact contexts; dysfunctional family; system of strategies of pedagogical work References

1. Government Decree of December 26, 2017 No. 1642 "On Approval of the State Program of the Russian Federation" Development of Education ". - [Electronic resource]. - Access mode:

О О

ГО

-о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m о т; О m

О го -о А ы О ГО А X S

m

http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71748426/#1000, (appeal date 05/10/2018).

2. Buyanov, M. M. A child from a dysfunctional family: notes det.

Psychiatrist: book. for teachers and parents / M. M. Buyanov. -M .: Enlightenment, 1988. - 207 p.

3. Oliferenko, L. Ya. Socio-pedagogical support for children at risk:

studies. allowance / L. Ya. Oliferenko [et al.]. - M .: Academy, 2002. - 256 p.

4. Dogina, M. A. Concept, types of dysfunctional families in modern

society / M. A. Dogina, L. O. Perezhogin. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.globalteka.ru/referat, 2009 (application date 04.10.2018).

5. Models of support of general educational organizations with low

results of general education and general educational organizations operating in adverse social conditions: guidelines / authors: M. I. Solodkova, E. A. Tyurina and others; by ed. E. A. Kouzova, N. Kespikova, - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2016. -133 p.

o

c ^

00

0 cs to

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.