78
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2010
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ШКОЛЫ
©гою Мусаева С.Д., Гаджиев Г.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья детей, в связи с чем особую актуальность приобретает социально-педагогическая поддержка учащихся в условиях внутрибольничной школы. В статье раскрыто содержание социально-педагогической поддержки учащихся, подробно рассмотрена роль педагога в организации педагогического процесса во внутрибольничной школе.
Nowadays there is children's health change for worse. So, the social-pedagogical child's support acquire special urgency within the frames of hospital schools. The authors of the article reveal contents of the “pupils’ social-pedagogical support" notion, consider the teacher’s role in the pedagogical process organizing at hospital school.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, внутрибольничная школа, больные дети, педагог.
Keywords: social-pedagogical support, hospital school, sick children, teacher.
Многообразие социально-
педагоги-ческих проблем, сопутствующих преобразованиям в современном обществе, в большей степени затрагивают подрастающее поколение, подтверждением чего является постоянное возрастание количества учащихся с теми или иными отклонениями в развитии, для которых осложнен процесс социализации, характерна социальная дезадаптация личности и т.д. Кроме того, свидетельством неблагополучного состояния здоровья учащихся выступают данные государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации», «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации», а также статистика учреждений образования и здравоохранения по Республике Дагестан, согласно которым 67,2% детей, обучающихся в школе, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья [3].
С учетом того, что ребенок, вне зависимости от состояния здоровья,
имеет право на образование, создана внутрибольничная школа при республиканской клинической больнице (РКБ), открытая более 19 лет назад, где школьники, находящиеся на обследовании и лечении в 8 отделениях больницы, имеют возможность обучаться в средней общеобразовательной школе № 34 г. Махачкалы. Общий контингент, проходящий через внутрибольничную школу в учебном году, составляет более 3600 детей с 1 по 9 класс [4. С. 248].
Сравнительный анализ данных указывает на неуклонный рост количества школьников, обучающихся во внутрибольничной школе, где традиционная форма организации образовательного процесса не вписывается в режим работы учреждения здравоохранения, что актуализирует поиск специфических подходов к обучению и воспитанию учащихся, длительное время находящихся в замкнутом пространстве больницы. Это требует разработки образовательной модели
Психолого-педагогические науки
79
• • •
внутрибольничной школы, где особое внимание следует обратить на организацию педагогического процесса, поскольку учащиеся-пациенты, имеющие различные заболевания, прикованные к постели, соблюдающие строгий постельный режим и т.д.), даже в течение урока могут почувствовать изменение самочувствия и т.д.
Вышеизложенное актуализирует проблему социально-педагогической поддержки школьников в условиях внутрибольничной школы по причине недостаточной разработанности ее содержания и технологии осуществления.
Проведенный анализ социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что социально-педагогическая поддержка представляет собой особый вид деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем личности с целью реализации и защиты ее прав на развитие и образование [5].
Следует отметить, что идеи социально-педагогической поддержки в современной отечественной педагогике разрабатывали известные педагоги О. С. Газман, Н. Харитонова, В. Бедерханова, М. Гусаковский, С. Поляков, В. Хорош и др., которые экспериментально выявляли характеристики педагогической поддержки как особой области педагогической деятельности на современном этапе развития образования, представляющей собой одну из форм реализации личностно-ориентирован-ного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения [1. С. 39].
По мнению Л. Я. Олиференко, рассмотрение понятия «социальнопедагогическая поддержка детства» необходимо осуществлять с позиций того, что она представляет собой особый вид социально-
педагогической деятельности, направленный на выявление, определение и разрешение проблем личности с целью обеспечения и защиты
его прав на полноценное образование» [5. С. 18].
Под «педагогической поддержкой» О. С. Газман понимает «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и т.д.» [2].
Обобщая различные позиции, можно констатировать, что социально-педагогическая поддержка представляет собой процесс посредничества, когда деятельность педагога направлена на решение социальных проблем личности школьника, в которой он выступает как посредник между человеком (ребенком), обремененным проблемами, и различными структурами, призванными оказывать ему помощь.
Под эмоциональным неблагополучием понимаем состояние, при котором в эмоциональной сфере отмечаются повышенный уровень тревожности, невротические реакции, страхи, неадекватная самооценка, а поведенческая сфера характеризуется двигательной возбудимостью или чрезмерной заторможенностью, негативистскими проявлениями, затрудненностью установления адекватных контактов со сверстниками и взрослыми, демонстративностью, агрессивным поведением. В социально-педагогическом аспекте все вышеперечисленные составляющие эмоционального неблагополучия могут привести к социальной дезадаптации личности и в целом негативно отразиться на процессе и результате его социализации. Следовательно, эмоциональное неблагополучие у школьников следует рассматривать как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых конфликтов различной природы, спектр проявлений которых включает: тревожность, агрессивность, эмоциональные лабильность, впечатли-
80
Известия ДГПУ, №1, 2010
тельность, конфликтность, застенчивость и т.д.
С учетом сказанного целью исследования выступает обоснование социально-педагогической поддержки детей школьного возраста, для которых характерно состояние эмоционального неблагополучия. Исследование осуществлялось на базе РКБ им. Н. М. Кураева г. Махачкалы. В нем приняли участие 309 детей школьного возраста, их родители, а также 35 учителей и воспитателей.
Проведенное исследование показывает, что свыше 80% детей школьного возраста, принявших участие в констатирующем эксперименте, характеризуются эмоциональным неблагополучием с разным уровнем его выраженности и особенностями его проявления, что говорит о значимости социально-педагогической поддержки. Притом, что эмоциональное неблагополучие характерно не только для учащихся внутрибольничной школы, здесь оно значительно осложняет и снижает эффективность диагностической и коррекционно-развивающей работы.
По мнению специалистов больницы, для большинства детей младшего школьного возраста и их семей в целом наиболее типичными проявлениями эмоционального неблагополучия выступают повышенный уровень тревожности, неадекватная самооценка и большое число страхов. Следует отметить, что ближайшее социальное окружение ребенка (семья, сверстники, учителя, воспитатели и т.д.) нередко способствуют появлению или обострению уже существующих у школьников-пациентов внутрибольничной школы эмоциональных трудностей.
Результаты исследования подтвердили особую актуальность повышения эмоционального благополучия детей школьного возраста, значимость социально-
педагогической поддержки данной категории в условиях внутрибольничной школы. Была разработана
• • •
программа социально-
педагогической поддержки эмоционально неблагополучных детей школьного возраста, которая представляет собой прикладную социально-педагогическую технологию, состоящую из трех блоков, где первый определяет содержание работы с детьми, второй - специфику работы с родителями, а третий - деятельность воспитателей. При этом технология социально-
педагогической поддержки реализуется через подготовительный, непосредственной реализации и итоговый этапы, направленные на создание единого социально-педагогического пространства внутрибольничной школы, предполагающего:
- одновременное участие в социально-педагогической поддержке детей, родителей и учителей с позиций учета личностного своеобразия и потребностей личности учащихся;
- использование широкого спектра игровых и тренинговых технологий;
- оказание мультидисциплинарной командой специалистов комплексной помощи учащимся внутрибольничной школы;
- наличие специально оборудованного помещения, пакета методических и дидактических материалов.
Следовательно, социально-
педагогическая поддержка во внутрибольничной школе осуществляется с учетом запросов, потребностей и интересов учащихся-пациентов, которые включаются преимущественно в индивидуальные формы работы, применяемые в случае необходимости. Как правило, индивидуальные формы работы проводятся с гиперактивными, агрессивными детьми, а также с детьми, имеющими проблемы в общении.
В качестве социально-педагогичес-кой поддержки родителей предлагаются индивидуальные консультации специалистов внутрибольничной школы, исходя из запроса и специфики проблем ребенка. Родители имеют возможность ветре-
Психолого-педагогические науки
• • •
81
титься с врачами, учителями, психологами и т.д. и получить необходимые рекомендации. Кроме того, родители активно включаются в занятия как во взрослых группах, так и совместно с детьми. Во внутрибольничной школе представлена особая форма работы с родителями - «Родительская академия», в рамках которой предусмотрены регулярные встречи родителей с различными специалистами, где они могут получать информацию по интересующим их темам и различные методические материалы, рекомендации психологов, педагогов и т.д.
В качестве основной формы работы социально-педагогической поддержки во внутрибольничной школе выступают занятия в виде лекций, тренингов и семинаров, в рамках которых предоставляется возможность для повышения уровня знаний по педагогике, психологии, методике воспитательной работы и т.д.
Специалисты внутрибольничной школы (психологи, воспитатели, методисты, педагоги и т.д.) отмечают, что с учащимися-пациентами, включенными в экспериментальную работу по социально-педагогической поддержке, произошли значительные положительные изменения, связанные с улучшением эмоционального состояния школьников-пациентов, сокращением периода адаптации к условиям больницы, повышением активности родителей, которые стали более внимательны к проблемам и особенностям развития собственного ребенка, а также ответственно относиться к занятиям и рекомендациям специалистов (табл.).
Таблица
Показатели социальнопедагогической поддержки школьников
Проявления эмоциональ- Эксперимент
ного неблагополучия конст. (в %) форм. (в %)
Нарушения аппетита 24,4 12,3
Нарушения сна 18,0 9,2
Потливость 6,0 4,6
Недержание мочи, стула 9,2 4,6
Жалобы на самочувствие 14,8 6,1
Заикание 4,8 3,0
Тики 8,0 6,1
Отрицательный 34 0 108
эмоциональный фон
Уровень тревожности:
ВЫСОКИЙ 42,8 7,7
средний 57,2 52,3
низкий 0,0 40,0
Двигательная активность:
гиперактивность 26,0 10,8
заторможенность 18,0 6,1
Трудности общения 37 6 20 0
со сверстниками
Вредные привычки 6,8 4,6
Самооценка:
завышенная 47,2 29,2
заниженная 33,2 15,4
адекватная 19,6 55,4
Агрессивность, враждебность 10,0 6,1
Конфликтность, негативизм 9,2 4,6
Страхи:
выше СЧС 65,2 15,4
соответствует СЧС 20,0 23,1
ниже СЧС 14,8 61,5
Динамика основных показателей эмоциональной сферы школьников (тревожность, самооценка, страх, задействованных в формирующем этапе эксперимента) указывает на значительные изменения в положительную сторону уровня тревожности (уменьшилось количество респондентов с высоким уровнем с 42,8% до 7,7%); появились учащиеся с низким (40,0%) уровнем тревожности, что также позитивно. Почти в два раза уменьшилось количество детей с неадекватно заниженной и завышенной самооценкой. При этом школьников с адекватной самооценкой стало в три раза больше, а количество с адекватным уровнем самооценки возросло с 19,6% до 55,4%.
Анализ результатов по показателю числа страхов показывает, что в результате проведенной работы их количество уменьшилось у 61,5% школьников, что характеризует уровень ниже возрастной нормы.
Сравнительный анализ результатов эксперимента позволяет судить о положительной динамике в преодолении наиболее распространенных эмоциональных трудностей (повы-
82
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2010
шенная тревожность, неадекватная самооценка, число страхов) у школь-ников-паци-ентов внутрибольничной школы.
Следовательно, можно сделать вывод, что внутрибольничная школа
Примечания
представляет собой особую структурную единицу системы образования, которая имеет большой потенциал для осуществления социально-педагогичес-кой поддержки школьни-ков-пациен-тов.
1. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 39-50. 2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 294 с. 3. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). М. : Министерство здравоохранения РФ, 2003. 96 с. 4. Мусаева С. Д. Особенности организации учебновоспитательного процесса в условиях внутрибольничной школы (на материале Детской республиканской клинической больницы) // Вестник Костромского университета им. Н. А. Некрасова. Психологические науки. 2008. № 1. С. 248-251. 5. Олиференко Л. Я., Шульга T. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 256 с. 6. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей / под общ. ред. Р. А. Литвак. Челябинск : Дворец пионеров и школьников, 2001. 104 с.
Статья поступила в редакцию 25.02.2010 г.
УДК 37.01:39
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ
© гою уЛубекова Н.Ш., Мирзоев Ш.А.*
Махачкалинский промышленно-экономический колледж *Да геста нс кий государственный педагогический университет
В статье раскрываются проблемы формирования гуманистического мировоззрения учащихся старших классов на основе изучения и осмысления этно-педагогического потенциала дагестанской национальной культуры. На конкретных примерах определена значимость этнопедагогики в формировании мировоззренческих ценностей и смыслосозидающих жизненных ориентаций старшеклассников. Представлены результаты и выводы формирующего эксперимента по выявлению роли воспитательного потенциала различных средств народной культуры в формировании гуманистических мировоззренческих ценностей учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Махачкалы.
The author of the article describes the problems of the development of senior schoolchildren’s humanistic world-view on the basis of the study and comprehension of the ethnopedagogical potential of Dagestan national culture. The specific examples identify ethnopedagogy significance in the forming the worldview values and senior schoolchildren’s meaningful vital orientations are given. The results and conclusions of