Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ МУЗЫКИ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория/ пения. / pedagogy / music / organization of activity / team / student / lesson / theory / singing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарина Комилжон Кизи Холикова

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять изучает элементы построения музыки. Цель статьи – расширить представления читателей, с учебными дисциплинами, который показывает изящество элементарную теорию музыки и сольфеджио, музыкальную гармонию, полифонию, инструментоведение (оркестровку), анализ музыкальных форм и другие и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE METHODS OF STUDY THEORY OF MUSIC

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand, studies the elements of building music. The purpose of the article is to expand the understanding of readers, with academic disciplines, which shows the elegance of elementary music theory and solfeggio, musical harmony, polyphony, instrumentation (orchestration), analysis of musical forms and others and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ МУЗЫКИ»

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Зарина Комилжон кизи Холикова

Учитель английского языка, специализированная школа, Бухарский область

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять изучает элементы построения музыки. Цель статьи - расширить представления читателей, с учебными дисциплинами, который показывает изящество элементарную теорию музыки и сольфеджио, музыкальную гармонию, полифонию, инструментоведение (оркестровку), анализ музыкальных форм и другие и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория/ пения.

EFFECTIVE METHODS OF STUDY THEORY OF MUSIC

Zarina Komilzhon kizi Kholikova

English teacher, specialized school, Bukhara region

ABSTRACT

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand, studies the elements of building music. The purpose of the article is to expand the understanding of readers, with academic disciplines, which shows the elegance of elementary music theory and solfeggio, musical harmony, polyphony, instrumentation (orchestration), analysis of musical forms and others and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / organization of activity / team / student / lesson / theory / singing.

Теория музыки изучает элементы построения музыки - звук, мелодию, ритм, гармонию, тембр, форму и другие. ... Включает в себя ряд учебных дисциплин: элементарную теорию музыки и сольфеджио, музыкальную гармонию, полифонию, инструментоведение (оркестровку), анализ музыкальных форм и другие. Теория музыки - общее обозначение комплекса дисциплин (учебных и научных) музыковедения, занимающихся теоретическими аспектами музыки. Важнейшие научные и учебные дисциплины: гармония, полифония, музыкальная форма, сольфеджио, инструментоведение. К теории музыки также

относят ритмику (научную дисциплину, занимающуюся изучением метра и ритма), а также различные учебные курсы, не имеющие всеобщего (общепризнанного) характера, например, «Музыкально-теоретические системы». Теоретические положения о музыке, изложенные в упрощённой форме, носят название элементарной теории музыки.

Основы теории музыки

Высота тона

Это позиция тона, низкая или высокая. Частота звуковых волн, производящих высоту тона, может быть точно измерена, но восприятие тона сложнее для понимания, потому что отдельные ноты, основанные на звуках из природных источников, как правило, представляют собой сложное сочетание нескольких частот. Соответственно, теоретики часто описывают высоту звука как субъективное ощущение, а не как объективное измерение звука.

Разница в высоте тональности между двумя нотами называется интервалом. Самый основной интервал, это прима, то есть просто две ноты одной и той же высоты тона. Октавный интервал, это две ступени, которые либо вдвое больше, либо вдвое меньше частоты друг друга.

Гаммы и тональности

Западная теория музыки обычно разделяет октаву на ряд из двенадцати тонов, называемый хроматической шкалой, в пределах которой интервал между смежными тонами называется полушагом или полутоном.

Наиболее часто встречающиеся гаммы - натуральная мажорная, натуральная минорная, гармоническая минорная и мелодическая минорная. По мере развития музыкального произведения используемые тональности могут меняться и вводить иную гамму. Музыка может быть перенесена из одной тональности в другую для различных целей, часто для удобства вокалиста или инструменталиста.

Консонанс и диссонанс

Консонанс и диссонанс — субъективные качества интервалов, которые широко варьируются в разных культурах. Консонанс, это качество интервала или аккорда, который сам по себе кажется стабильным и полным, хорошо звучит. Диссонанс противоположен в том, что он ощущается неполным и "хочет" перейти к консонансному интервалу, "режет" слух.

Год за годом твердят, что-то нового придумать новые методы и технологии по данному курсу, и по всем предметам вообще. Я категорически против этого. Потому что, раньше мы сами учились по принципу Ольги Александровны Рыбиной. Она была и есть кумир всех педагогов в Узбекистане и в Российской Федерации по теории музыки. Я не вижу смысла, что- то менять по сфере музыкальной педагогики- теорию музыки. Сухомлинский раскрыл все тайны педагогики. Ещё что надо поменять? Ни чего!!! У каждого учителя свой принцип

и форма деятельности. «Золотая середина урока» должна быть у каждого педагога.

Методы обучения, это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием, это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

словесные методы (источником является устное или печатное слово);

наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

методы проблемного обучения.

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Беседа, в сравнении с другими информационными методами, обеспечивает относительно высокую познавательную и мыслительную активность студентов. Она может быть применена при изучении любого учебного предмета.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции. Лекция — самый экономичный путь получения информации студентами, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках.

Самостоятельная работа - важный и нужный этап в организации урока, и ею необходимо продумывать наиболее тщательно.

Семинар - один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и вниманию студентов. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

Творческие работы студентов. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей студентов, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. К творческим работам студентов относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка курсовых и дипломных проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

Лабораторные работы, это проведение студентами по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение студентами каких- либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие, это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Методы проблемного обучения

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

В зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения.

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников и т. д. Как и при других методах проблемного обучения, преподаватель в начале занятия ставит перед студентами проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, устройстве различных машин, агрегатов, механизмов студенты сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в

зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор метода обучения зависит:

от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики; от особенностей изучаемого предмета;

от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору обще-дидактических методов; от цели, задач и содержания материала конкретного урока; от времени, отведенного на изучение того или иного материала; от возрастных особенностей студентов;

от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);

от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3.Холиков К.Б. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)

4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности (pp. 715-721)

5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)

6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)

7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)

12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)

18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора (pp. 1074-1079)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.