Научная статья на тему 'Эффективные практики применения информационных образовательных ресурсов при создании личного интернет-пространства педагога дошкольной образовательной организации.'

Эффективные практики применения информационных образовательных ресурсов при создании личного интернет-пространства педагога дошкольной образовательной организации. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / дистанционные образовательные технологии / интернет-пространство / информационные технологии / информационно-коммуникативная компетентность / персональный сайт педагога / единое информационное образовательное пространство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поликарпова Н.В., Рисованная О.А.

В статье рассмотрены формы работы с информационным пространством, представлен эффективный способ использования единого информационного образовательного пространства для вовлечения в образовательный процесс семьи ребенка. Описан опыт работы по созданию и продвижению персонального сайта педагога дошкольной образовательной организации как результата развития ИКТ-компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поликарпова Н.В., Рисованная О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные практики применения информационных образовательных ресурсов при создании личного интернет-пространства педагога дошкольной образовательной организации.»

Использование отчетов модуля «Сетевой город. Образование» государственной информационной системы в Челябинской области (ГИС «Образование») в процессе контроля качества образовательного процесса

УДК 004.738.5 :373.2

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ СОЗДАНИИ ЛИЧНОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н.В. Поликарпова, О.А. Рисованная

В статье рассмотрены формы работы с информационным пространством, представлен эффективный способ использования единого информационного образовательного пространства для вовлечения в образовательный процесс семьи ребенка.

Описан опыт работы по созданию и продвижению персонального сайта педагога дошкольной образовательной организации как результата развития ИКТ-компетентности педагога.

Ключевые слова: дошкольное образование, дистанционные образовательные технологии, интернет-пространство, информационные технологии, информационно-

коммуникативная компетентность, персональный сайт педагога, единое информационное образовательное пространство, информа-

ционные образовательные ресурсы, качество дошкольного образования.

Дошкольное образование выступает важным этапом в жизни ребенка. Именно оно оказывает огромное влияние на его дальнейшее развитие и становление как личности. В федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» говорится о миссии дошкольного образования, которая состоит в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формировании предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. [4]

Всё это невозможно осуществить, если не ответить на современные вызовы, которые

ставить перед нами современный мир. Перед дошкольным образованием становиться задача обеспечить детям качественное и эффективное обучение путем развития и улучшения существующих подходов к образовательному процессу.

Так одним из способов обеспечить качественное и эффективное образование в дошкольных образовательных организациях является информатизация образования. Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций информационно-коммуникационных технологий, а также нового оборудования в образовательной деятельности позволяет значительно расширить возможности работы с детьми и повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива дошкольной организации и родителей в процессе организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Именно на это направлена цифровая трансформация образования, под которой понимается обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося [6].

Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса сегодня идет семимильными шагами. Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий, изучения и применения возможностей нового оборудования и желания их применять в образовательном процессе современному педагогу не обойтись.

В связи с этим возникает вопрос об информационно- коммуникационной компетентности педагога, которая представляет собой способность решать воспитательные, учебные, профессиональные задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), осваивать новые знаковые программы в сети интернет, использовать современное

оборудование и программное обеспечение.

В данной статье представлен опыт работы по созданию и продвижению персонального сайта педагога дошкольной образовательной организации как результата развития ИКТ-компетентности педагога в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 481 г. Челябинска» (далее - МБДОУ «ДС № 481 г. Челябинска»).

Началом работы по созданию открытого интернет пространства педагога дошкольной образовательной организации в МБДОУ «ДС №481 г. Челябинска» стала закрытая страница в социальной сети ВКонтакте, предназначенная для родителей адаптационных групп. Наиболее востребованными контентом для родителей стали консультации педагога-психолога и учителя-логопеда. Подписавшись на страницу в ВКонтакте, родители смогли открыто задавать вопросы в комментариях и в личных сообщения. Но для достижения необходимых образовательных результатов и движения к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровой трансформации необходимо было сделать следующий шаг.

Поэтому перед педагогами МБДОУ «ДС № 481 г. Челябинска» встали задачи по внедрению в практику работы современных образовательных технологий, обеспечивающих повышение качества воспитательно-образовательного процесса через повышение уровня собственной информационной компетентности.

Решить поставленные задачи помогло создание персонального сайта педагога дошкольной образовательной организации, который представляет возможность обмениваются информацией, создавать оригинальный контент, общаться и находить нужную информацию. Это своеобразная визитная карточка педагога, электронное портфолио, которое является удобной площадкой для размещения и хранения собственных материалов педагога

[3].

Персональный сайт - образовательный ресурс, поэтому к нему предъявляются ряд

требований: уникальность, оригинальность, удобная навигация, грамотность, с точки зрения русского языка, систематическое обновление информации, отсутствие ненужной информации, отсутствие рекламы, адекватное цветовое оформление, отсутствие излишней анимации, возможность использования информации для лиц с ОВЗ. [3]

На создание персонального сайта педагога МБДОУ «ДС № 481 г. Челябинска» Рисованной Ольги Александровны повлияло несколько причин. Первая связана с необходимостью презентации педагогического опыта, систематизации архива собственных методических материалов, создания условий для профессионального роста и творческого развития.

Вторая причина связана с часто болеющими детьми, в которой работает Ольга Александровна, и чтобы иметь возможность охватить весь детский коллектив, было принято решение создать сайт для родителей и детей (https://risovannaya.ucoz.ru). Сайт создан для в первую очередь для родителей и воспитанников Ольга Александровны, но может быть интересен и полезен коллегам. Родители в любой удобный для них момент могут посетить страничку сайта, ознакомиться с темой недели, играми, котопъте ппеллагалисъ на

1203 1225

■ 2016 »2017

Рисунок 1 - Информация о количестве

занятиях, и поиграть с ребенком, узнать об успехах и неудачах, ведь неудачный опыт, это результат, который так же достоин внимания, как и успех.

На главной странице сайта размещена информация о владельце сайта, о категории детей, с которыми работает педагог. В структуре сайта, в соответствии с требованиями и рекомендациями, есть разделы: мои достижения, новости, каталог статей, домашние задания, гостевая книга, карта сайта. Сайт удобен тем, что в нем можно сохранять разные консультации, программы, планирование, конспекты и доступ к ним будет возможен с любого устройства.

За время существования сайта (с 2016 года) возросло количество просмотров страниц сайта. Наибольшей популярностью пользуется раздел «Родителям на заметку». Популярность данного раздела объясняется тем, что МБОУ «Детский сад №481 г. Челябинска» посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, а на данной странице размещены консультации для родителей, а также для родителей будущих первоклассников. На рисунке 1 можно проследить положительную динамику просмотров данного раздела.

^^^ \656

1-126 I

2019 »2023

смотров раздела «Родителям на заметку»

Особенно востребованным сайт стал в период пандемии. Именно тогда формой организации образовательного процесса стало обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, под которыми понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогичес-

кого работника» [1].

Сайт стал наполняться видео материалами, в которых педагоги дошкольных образовательных организаций проводили занятия для своих воспитанников, текстовыми файлами, содержащие конспекты занятий, дидактические игры, загадки, картинки. Ольгой Александровной были разработаны методические рекомендации для своих коллег и родителей по использованию данного контента. Так в меню сайта появилась страница

«Дистанционное обучение». Количество просмотров данной страницы также возросло. Исходя из того, что наполняемость группы составляет 12 человек, можно сделать вывод о том, что страница востребована не только среди родителей, но и среди гостей сайта. На странице сайта «Домашнее задание» можно найти материал для занятий с ребенком по темам недели, а также задания на обогащение словарного запаса ребёнка, речевые игры и многое другое. На этой же странице размещен комплекс домашних заданий для закрепления пройденного материала. В конце недели родителям, на странице объявлений, дается активная ссылка на задания и игры, в которые родители могут поиграть с ребенком дома, по той теме, которую дети изучили на текущей недели.

Проведенный опрос среди родителей позволил сделать вывод, что большая часть родительского коллектива с большим интересом использовали данные материалы при занятиях со своими детьми.

Кроме этого, учитывая особенности развития детей с речевыми нарушениями, на странице размещена статья, в которой описываются возможные речевые диагнозы, упражнения, которые в доступной игровой форме помогут обогатить словарь ребенка, артикуляционные гимнастики и многое другое. Эта страница полезна также и для тех родителей, дети которых заболели и не могут посещать дош-

кольное образовательное учреждение.

В верхнем правом углу сайта есть активная ссылка на игры текущей недели. Эта ссылка присутствует при переходе на каждую страницу, для удобства, как постоянных гостей, так и новых посетителей.

Еще одним преимуществом использования персонального сайта педагога в современных условиях - это возможность поддержания мгновенной обратной связи между всеми участниками процесса коммуникации [2]. Как показал опыт и положительные отзывы родителей, данная форма взаимодействия является актуальной, современной и востребованной.

Таким образом, доказана важность образовательных информационных ресурсов в современном образовательном процессе. Они предоставляют воспитанникам, их родителям и педагогам доступ к разнообразным и актуальным материалам, способствуя повышению качества обучения и привлекательности образовательного процесса.

Изучая результаты освоения образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с годом обучения детей, можно проследить положительную динамику высокого уровня освоения и снижения низкого уровня. Теперь даже часто болеющие дети имеют возможность хоть и опосредованно участвовать в образовательном процессе, успевать наравне с другими детьми (рисунок 2).

« Г в. в т.

2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2020 2022-2023

■ Высокий Средний ■ Низки»

Рисунок 2 - Динамика освоения образовательной программы

Таким образом, можно сделать вывод, что личное интернет-пространство педагога дошкольной образовательной организации позволяет оказывать поддержку родителям в трёх формах:

информационная поддержка - распространение знаний о том, как быть эффективным и юридически грамотным и т.д.;

образовательная поддержка - развитие навыков или изменение установок, специфических для определенной группы, например, для родителей детей с ОВЗ, или общих для всего населения;

консультационная поддержка - индивидуальные и групповые консультации по поддержанию здоровья детей и родителей, особенностям воспитания ребенка в том или ином возрасте, взаимодействию с государством и т.д. [5].

Но нельзя забывать, что создание и поддержка личного интернет-пространства требует от педагога дошкольной образовательной организации определенных навыков работы с информационными технологиями и ресурсами, что способствует развитию его профессиональных компетенций. Эффективное применение информационных образовательных ресурсов при создании личного интернет-пространства педагога дошкольной образовательной организации способствует повышению качества образования, развитию профессиональных навыков и совершенствованию педагогического мастерства.

Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учеб. пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязно-ва, В. А. Шитова; под общ. ред. М. Е. Вай-ндорф-Сысоевой. - Москва : Юрайт, 2018. -194 с.

2. Ганский, П. Н. Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества / П. Н. Ганский // Теория и практика общественного развития. -2015 - № 17. - С.118-121.

3. Неваева, Т. А. Персональный сайт

воспитателя как один из показателей профессиональной компетентности педагога / Т. А. Неваева // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th74/archive/168/5287/ (дата обращения: 16.10.2023).

4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 06.12.2023).

5. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / И. В. Абанкина, А. А. Бочавер, А. А. Вавилова [и др.]; под ред. И. В. Абанкиной, К. Н. Поливановой, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики,

2019. — 342 с.

6. Уваров, А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др. ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

References

1. Vayndorf-Sysoeva, M. E. Metodika distantsionnogo obucheniya : ucheb. posobie dlya vuzov / M. E. Vayndorf-Sysoeva, T. S. Gryaznova, V. A. Shitova; pod obshch. red. M. E. Vayndorf-Sysoevoy. - Moskva : Yurayt, 2018. - 194 s.

2. Ganskiy, P. N. Internet-prostranstvo kak osobaya kommunikatsionnaya sreda i ego vliyanie na sovremennye obshchestva / P. N. Ganskiy // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. -2015 - J№ 17. - S.118-121.

3. Nevaeva, T. A. Personal'nyy sayt vospitatelya kak odin iz pokazateley professional'noy kompetentnosti pedagoga / T. A. Nevaeva // Obrazovanie i vospitanie. —

2020. — №° 3 (29) . — S. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th74/archive/168/5287/ (data obrashcheniya: 16.10.2023).

4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii :

Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (data obrashcheniya 06.12.2023).

5. Ot universal'noy dostupnosti k sovremennomu kachestvu: doshkol'noe obrazovanie v Rossii / I. V. Abankina, A. A. Bochaver, A. A. Vavilova [i dr.]; pod red. I. V. Abankinoy, K. N. Polivanovoy, I. D. Frumina ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. — Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. — 342 s.

6. Uvarov, A. Yu. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya i dr. ; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina ; Nats. Issled. Un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. Dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.

Сведения об авторах

Поликарпова Надежда Владимировна -

методист отдела учебной работы и контроля качества дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт р азвития образов ания», Челябинск

Рисованная Ольга Александровна -воспитатель МБДОУ «Детский сад № 481 города Челябинска», Челябинск

Information about authors Polikarpova N.V. - Methodologist of Department of Training Work and Controlling the Additional Professional Education Quality, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

Risovannaya O.A. - Educator of Municipal Budget Preschool Education Institution «Kindergarten J№481», Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.