Научная статья на тему 'Эффективные методики формирования гражданской активности старшеклассников'

Эффективные методики формирования гражданской активности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неофилология
Область наук
Ключевые слова
CIVIL ACTIVITY / UPPER-FORM PUPILS / MICROENVIRONMENT / EDUCATIONAL WORK / VALUE ORIENTATIONS / VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джумагулова Гульнара Шингисовна, Бейсекова Райхан Тузельбаевна

The analysis of formation process of civil activity’s strategies of upper-form students as task-oriented process of educational and extra-curricular forms of life activity of students, aimed at becoming and development among teenagers of integral and acknowledged notion about the essence of civic consciousness, positive motivation and valuable orientations on the development of active civic position is carried out. The structure of civil activity model of pupils-teenagers is described. It marks the components: motivational, cognitive and procedural. Motivational component is defined by the conditions of teenagers’ personality formation which reflects the satisfactions of wants in self-expression and self-realization. Cognitive component defines the content of process of civil activity of pupils-teenagers as this process as other activity is possible basing on concrete composite of essence knowledge and content of civic position as integral quality of personality. Procedural component as actuator component is one of the most significant because we can see through it the degree of expression of personality’s features at this age stage. It is established that civic activity is realized with the help of some functions: informative-oriented, mobilization, integration-stimulating, regulative-estimating which are complex expression of personality’s ability to define the correspondence to the interest of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джумагулова Гульнара Шингисовна, Бейсекова Райхан Тузельбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE METHODS OF CIVIL ACTIVITY OF UPPER-FORM PUPILS’ FORMATION

The analysis of formation process of civil activity’s strategies of upper-form students as task-oriented process of educational and extra-curricular forms of life activity of students, aimed at becoming and development among teenagers of integral and acknowledged notion about the essence of civic consciousness, positive motivation and valuable orientations on the development of active civic position is carried out. The structure of civil activity model of pupils-teenagers is described. It marks the components: motivational, cognitive and procedural. Motivational component is defined by the conditions of teenagers’ personality formation which reflects the satisfactions of wants in self-expression and self-realization. Cognitive component defines the content of process of civil activity of pupils-teenagers as this process as other activity is possible basing on concrete composite of essence knowledge and content of civic position as integral quality of personality. Procedural component as actuator component is one of the most significant because we can see through it the degree of expression of personality’s features at this age stage. It is established that civic activity is realized with the help of some functions: informative-oriented, mobilization, integration-stimulating, regulative-estimating which are complex expression of personality’s ability to define the correspondence to the interest of the country.

Текст научной работы на тему «Эффективные методики формирования гражданской активности старшеклассников»

УДК 371.035.6

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© Гульнара Шингисовна ДЖУМАГУЛОВА

кандидат психологичеких наук, доцента кафедры педагогики Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева 160013, Республика Казахстан, г. Шымкент, ул. Мадели кожа, 137 E-mail: zhumagulova-73@mail.ru © Райхан Тузельбаевна БЕЙСЕКОВА старший преподаватель кафедры педагогики Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева E-mail: almirasat@mail.ru

Дан анализ стратегий процесса формирования гражданской активности старшеклассников как целенаправленного процесса организации учебных и внеучебных форм жизнедеятельности учеников, направленных на становление и развитие у подростков целостного и осознанного представления о сущности гражданственности, позитивной мотивации и ценностных установок по развитию активной гражданской позиции. Описывается структура модели гражданской активности школьников-подростков, в которой выделяются компоненты: мотивационный, когнитивный и процессуальный. Моти-вационный компонент определяется из условий формирования личности подростка, которые отражают удовлетворение потребности в самовыражении и самореализации. Когнитивный компонент определяет содержание процесса гражданской активности школьников-подростков, так как этот процесс как никакая другая деятельность возможен на основе конкретной совокупности знаний сущности и содержания гражданственности как интегрального качества личности. Процессуальный компонент как исполнительный компонент является одним из самых значимых, потому что через него мы видим степень выраженности свойства личности на данном возрастном этапе. Устанавливается, что гражданская активность реализуется с помощью ряда функций, а именно: информативно-ориентировочной, мобилизационной, интеграционно-побудительной, регулятивно-оценочной, которые в своей совокупности выражают способность личности определять соответствие своих действий интересам Отечества.

Ключевые слова: гражданская активность; старшеклассники; микросреда; воспитательная работа; ценностные ориентации; ценностные установки

В современном мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития, исследователи В.Г. Бочарова, Р.Г. Гурова, Н.И. Иорданский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик и другие выделяют несколько факторов, влияющих на личностное развитие детей и молодежи.

Первая группа факторов связана с общими процессами - достижениями научно-технического прогресса и связанными с ним требованиями к молодому поколению независимо от личностных способностей, склонностей; сложной структурой, насыщенностью и противоречивостью информации, разнопланово действующей на растущую личность, еще не имеющей четкой жизненной позиции; экологическим, социально-экономическим и политическим кризисом, который вызывает у молодых людей чувство безнадежности и безысходности.

Вторая группа факторов связана с новой системой связей и отношений в производственной и социокультурной жизнедеятельности людей. На смену централизации, стандартизации все более активно молодые люди стремятся к оригинальному, самостоятельному проявлению, действию, вычленению и освоению общечеловеческих проблем. На смену массовому производству и массовому распределению, массовому отдыху и массовому образованию приходит стремление к индивидуализации, самостоятельности.

В связи с этим В.Г. Бочарова при изучении микросреды личности подчеркивает необходимость разделять ее институциональную (формальную) и неинституциональную (неформальную) сферы. Данный факт имеет важное значение для нашего исследования в целом и для определения содержания учебно-воспитательной работы по формированию

гражданской активности школьников-подростков.

Подчеркивая неравномерность влияния сфер микросреды на формирование и развитие личности, В.Г. Бочарова отмечает, что институциональная (формальная) сфера (к данной сфере относятся социальные институты воспитания) по своей природе является более организованной, имеющей, как правило, педагогически целесообразную направленность [1, с. 8-12].

Что касается микросреды, окружающей людей вне официальных, государственно-учрежденных институтов, то есть неинституциональной (неформальной) открытой микросреды, то она характеризуется отсутствием четких, строго очерченных формализованных структур.

Характеризуя неформальную микросреду В.Г. Бочарова пишет: «Обеспечивая свободу входа и выхода на добровольных началах, этот микросоциум сохраняет неформальную, нерегламентированную структуру, он постоянно открыт для влияния извне. Но это совсем не означает, что в нем царит хаос. Напротив, жизнь в этом микросоциуме может быть подчинена достаточно жестким правилам и законам, но это «свои» законы, выработанные самим этим «свободным» сообществом и им же исполняемые. Управление поведением и деятельностью людей в открытом микросоциуме осуществляется на иных, специфических (принципиально отличной от институциональных) основах и механизмах, учитывающих специфику условий многофакторного воздействия» [1, с. 34].

Это тем более становится важным, поскольку в наше время сложилась особая подростковая субкультура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника.

Субкультура подростков представляет сложное, противоречивое социальное явление и оказывает столь же неоднозначное влияние на учащихся. С одной стороны, она отчуждает, отделяет подростков от всеобщей, «большой» культуры, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей, облегчает подросткам вхождение в жизнь.

Проблема также состоит и в том, что ценности и интересы подростков ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой,

развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Подростковая субкультура носит в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий.

Неформальные объединения подростков -это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные отношения есть в формальных группах - классных, школьных коллективах; наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений.

Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

По мнению исследователей, свое социальное назначение гражданская активность выполняет через реализацию ряда функций.

1. Информативно-ориентировочная функция, которая состоит в том, что гражданственность несет в себе определенную совокупность знаний о своем Отечестве и обязанностях, которые, будучи усвоенными личностью, преобразуются в ее поступки и действия.

2. Мобилизационно-побудительная функция, которая в условиях активной деятельности личности выражается в том, что чувство гражданственности вдохновляет и побуждает граждан на активные действия, помогает преодолевать трудности и достигать конкретных результатов в повседневной деятельности. Данная функция реализуется в готовности к учебе, труду, героическим поступкам, самопожертвованию, стремлении к самовоспитанию.

3. Регулятивно-оценочная функция гражданской активности выражает способность личности определять соответствие своих действий интересам Отечества. Она является мерилом нравственной оценки ее поведения со стороны окружающих.

4. Интеграционная функция проявляется в единении соотечественников независимо от их возраста, социальной и национальной принадлежности.

Гражданская активность человека не только социально-историческое явление, но и качество личности, выражающееся в преданности и любви к своей родине, своему народу. По мнению исследователя Н.И. Рейн-вальда, моральный долг человека - это осознанная потребность поступать в соответствии с той или иной этической нормой поведения или, другими словами, осознание своих обязанностей перед обществом. Человек, проникшийся чувством долга, считает себя обязанным действовать должным образом. Он испытывает при этом чувство личной ответственности за осуществление порученного или добровольно взятого на себя дела [2, с. 160-161].

Н.И. Рейнвальд отмечает, что чувство долга (переживание своей обязанности действовать определенным образом) в ясно осознаваемом или скрытом виде является обязательной составной частью всех моральных и морально-политических чувств. Это чувство может достигать такой силы, что человек действует так, «как велит ему долг», даже при угрозе гибели [2, с. 15-18].

Рассматривая деятельность субъектов воспитания в контексте формирования гражданской активности учащейся молодежи, можно констатировать, что они зачастую не имеют научно-обоснованных развернутых программ деятельности, они ориентированы на выполнение весьма ограниченных задач. Степень их организованности, как правило, является невысокой, а эффективность функционирования зависит от самых различных факторов, среди которых особую роль играют местные условия, материальная база, финансовая поддержка со стороны спонсоров и т. д.

Кроме того, каждое из ведомств и общественных объединений исходит из своих собственных представлений об организации и механизме осуществления формирования гражданской активности учащейся молодежи, основы которого определяются не столько интересами общества, сколько их спецификой и реальными возможностями.

Поэтому, оценивая деятельность основных субъектов, непосредственно призванных

осуществлять формирование гражданской активности подрастающего поколения на современном этапе, можно констатировать, что важнейшим на сегодняшний день среди этих субъектов осталась в основном семья. Но и здесь мы наблюдаем негативные изменения такого плана, что за последние годы возможности семьи в деле формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности оказались подорванными. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми [3]. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства повлекли за собой резкие формы асоциального поведения.

Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в настоящее время детские и молодежные объединения, в основном, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал оказывается не востребованным обществом в полном объеме.

Рассматривая роль общеобразовательной школы как непосредственного субъекта процесса формирования гражданской активности школьников, исследователи подчеркивают кризисное состояние в решении данной проблемы. Анализируя состояние воспитательной работы в школе, ученые утверждают, что она в настоящее время не выполняет свою педагогическую функцию по ряду причин. Прежде всего, это - «отсутствие гибких целеполагающих ориентиров воспитания личности молодого человека» [4]. В школе таким понятиям, как нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, порядочность перестали уделять должное внимание, а взамен этих ценностей в практику обучения и воспитания внедряются выгода, главенствующая роль денег.

Так, например, вместо высокогуманного и бескорыстного тимуровского движения появились бизнес-планы, общественно-полезную работу подменили развлекательные шоу-программы и конкурсы.

Свертывание деятельности детских и подростковых организаций, пропаганда по телевидению и видео насилия, психология индивидуализма и потребительства нанесла огромный ущерб делу воспитания подрастающей молодежи. Дискредитации в значительной мере подверглась не только практика гражданского воспитания, но и сама идея формирования личности гражданина-патриота [5]. Таким образом, сегодня особенно актуально встает вопрос об идеологических, ценностных и жизненных ориентирах в воспитании подрастающего поколения.

Специфика формирования гражданской активности подрастающего поколения определяет место этого направления в общей системе воспитания молодежи Казахстана. Мы считаем, что знание этой специфики и учет ее в практике воспитательной работы позволят более четко планировать и осуществлять процесс формирования гражданской активности школьников-подростков в общеобразовательных школах [6-9].

Вместе с тем, исходя из принципа комплексного подхода к воспитанию, важно помнить и о следующем. Являясь частью воспитания, гражданское воспитание органически связано также с другими его сторонами: с духовным, политическим, патриотическим, нравственным, правовым и другими. Гражданская активность и гражданственность, воспитанные у людей с ранних лет, со школы, на всю жизнь остаются первоосновой их поступков и поведения во имя благоденствия и процветания своего Отечества.

Согласно теоретическим положениям отечественных и зарубежных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мя-сищева, С.Л. Рубинштейн и других «личность» означает целостность человека в единстве его индивидуальных свойств и качеств (характер, темперамент, способности, направленность преобладающих чувств и мотивов его деятельности, особенности протекания психических процессов). На основе понятия «гражданская активность личности», теоретических положений психологии о лич-

ности и роли деятельности в ее формировании с помощью мысленного эксперимента мы построили модель исследуемого интегра-тивного качества применительно к учащимся-подросткам.

На первое место в структуре модели гражданской активности школьников-подростков мы поставили мотивационный компонент, так как в качестве исходной посылки служило утверждение личностно-ориенти-рованного подхода в современной психологии и педагогике о том, что одним из условий формирования личности подростка является удовлетворение потребности в самовыражении и самореализации. Без учета интересов, индивидуальных особенностей, ценностных ориентаций никакое воспитание, в том числе и процесс формирования гражданской активности, не будет иметь положительного результата.

Когнитивный компонент определяет содержание процесса гражданской активности школьников-подростков, так как этот процесс как никакая другая деятельность возможна на основе конкретной совокупности знаний сущности и содержания гражданственности как интегрального качества личности. Кроме того, в структуре модели изучаемого качества мы выделяем процессуальный компонент, поскольку данный компонент как исполнительный является одним из самых значимых, потому что через него мы видим степень выраженности этого свойства личности на данном возрастном этапе.

Таким образом, под формированием гражданской активности школьников-подростков мы понимаем целенаправленный процесс организации учебных и внеучебных форм жизнедеятельности учеников, направленный на становление и развитие у подростков целостного и осознанного представления о сущности гражданственности, позитивной мотивации и ценностных установок соблюдения прав и обязанностей граждан, развития активной гражданской позиции, умений и навыков ее выражения в поведении и деятельности учащихся.

Список литературы

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. 208 с.

2. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.,

1987.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. 232 с.

4. Сазонов В. Организация воспитательной работы в классе. М.: Педагогический поиск, 2000. 160 с.

5. Алмонд Г., Верба И. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. Политические исследования. 1992. № 4. С. 122-134.

6. Савченко Н.М. Нравственно-правовое воспитание старшеклассников в деятельности классного руководителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.

7. Байбородова Л.В. Классному руководителю о воспитательной системе класса // Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Ярославль, 1992. 39 с.

8. Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект // Православие и культура. 11 Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2002.

9. Поляков С. Коллективное творческое дело // Воспитательная работа в школе. М., 2004. № 1. С. 79-84.

References

1. Bocharova V.G. Pedagogika sotsial'noy raboty [Pedagogics of Social Work]. Moscow, 1994, 208 p. (In Russian).

2. Reynvald N.I. Psikhologiya lichnosti [Psychology of Personality]. Moscow, 1987. (In Russian).

3. Kulikova T.A. Semeynaya pedagogika i do-mashnee vospitanie [Family Pedagogy and Home Education]. Moscow, Akademiya Publ., 1999, 232 p. (In Russian).

4. Sazonov V. Organizatsiya vospitatel'noy raboty v klasse [Organization of Educational Work in

the Class]. Moscow, Pedagogicheskiy poisk Publ., 2000, 160 p. (In Russian).

5. Almond G., Verba I. Grazhdanskaya kul'tura i sta-bil'nost' demokratii [Civil culture and stability of democracy]. Polis. Politicheskie issledovaniya -Polis. Political Studies, 1992, no. 4, pp. 122-134. (In Russian).

6. Savchenko N.M. Nravstvenno-pravovoe vospitanie starsheklassnikov v deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya. Avtoref. ... diss. kand. ped. nauk [Moral and legal education of students in the activities of the class teacher. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 1998. (In Russian).

7. Bayborodova L.V. Klassnomu rukovoditelyu o vospitatel'noy sisteme klassa [To the class teacher about the educational system]. Formy vzaimo-deystviya pedagogov, uchashchikhsya i roditeley [Forms of Interaction of Teachers, Students and Parents]. Yaroslavl, 1992, 39 p. (In Russian).

8. Nikolina V.V. Dukhovnye tsennosti i vospitanie lichnosti: psikhologo-pedagogicheskiy aspekt [Spiritual values and upbringing of personality: psychological and pedagogical aspect]. Pravoslavie i kul'tura. 11 Rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya [Christianity and Culture. 11th Christmas Orthodox and Philosophical Readings]. Nizhny Novgorod, 2002. (In Russian).

9. Polyakov S. Kollektivnoe tvorcheskoe delo [Collective creative work]. Vospitatel'naya rabota v shkole [Educational Work in School]. Moscow, 2004, no. 1, pp. 79-84. (In Russian).

Поступила в редакцию 02.11.2016 г. Received 2 November 2016

UDC 371.035.6

EFFECTIVE METHODS OF CIVIL ACTIVITY OF UPPER-FORM PUPILS' FORMATION Gulnara Shingisovna DZUMAGULOVA

Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogy Department

M. Saparbayev South Kazakhstan Humanitarian Institute

137 Madeli kozha St., Shymkent, the Republic of Kazakhstan, 160013

E-mail: zhumagulova-73@mail.ru

Raykhan Tuzelbaevna BEYSEKOVA

Senior Lecturer of Pedagogy Department

M. Saparbayev South Kazakhstan Humanitarian Institute

E-mail: almirasat@mail.ru

The analysis of formation process of civil activity's strategies of upper-form students as task-oriented process of educational and extra-curricular forms of life activity of students, aimed at becoming and development among teenagers of integral and acknowledged notion about the essence of civic consciousness, positive motivation and valuable orientations on the development of active civic position is carried out. The structure of civil activity model of pupils-teenagers is described. It marks the components: motivational, cognitive and procedural. Motivational component is defined by the conditions of teenagers' personality formation which reflects the satisfactions of wants in self-expression and self-realization. Cognitive component defines the content of process of civil activity of pupils-teenagers as this process as other activity is possible basing on concrete composite of essence knowledge and content of civic position as integral quality of personality. Procedural component as actuator component is one of the most significant because we can see through it the degree of expression of personality's features at this age stage. It is established that civic activity is realized with the help of some functions: informative-oriented, mobilization, integration-stimulating, regulative-estimating which are complex expression of personality's ability to define the correspondence to the interest of the country.

Key words: civil activity; upper-form pupils; microenvironment; educational work; value orientations; value system

Информация для цитирования:

Джумагулова Г.Ш., Бейсекова Р.Т. Эффективные методики формирования гражданской активности старшеклассников // Вестник Тамбовского университета. Серия Филологические науки и культурология. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 1 (9). С. 35-40.

Dzhumagulova G.S., Beysekova R.T. Effektivnye metodiki formirovaniya grazhdanskoy aktivnosti starsheklassnikov [Effective methods of civil activity of upper-form pupils' formation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Filologicheskie nauki i kul'turologiya - Tambov University Review. Series: Philology and Culturology, 2017, vol. 3, no. 1 (9), pp. 35-40. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.