Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1983
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РИСКИ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙФЕДЕРАЛЬНОГО / РЕГИОНАЛЬНОГО И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомицкая Галина Николаевна

Во введении обоснованы проблемы современной воспитательной практики, актуальность совершенствования законодательства в области воспитания, поиска новых подходов и инструментов к организации воспитательной деятельности. Материалы и методы. На основе использования методов теоретического и эмпирического исследования, системно-деятельностного подхода обоснованы закрепление на законодательном уровне понятия воспитания, определение цели, задач, направлений современной воспитательной работы с детьми, раскрыты эффективные инструменты организации воспитательной деятельности в региональной системе общего образования. Результаты: реализован комплекс мероприятий на институциональном уровне по апробации примерной программы воспитания, созданы условия для успешной разработки и реализации рабочих программ. Выводы: определены основные направления анализа результатов реализации программы воспитания, способы получения информации, критерии оценивания, ключевые вопросы, определяющие перспективы развития системы воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE TOOLS FOR ORGANIZING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE NEW REALITIES

Introduction. The introduction substantiates the problems of modern educational practice, the relevance of improving legislation in education, and the search for new approaches and tools for organizing educational activities. Materials and methods. Theoretical and empirical research methods are employed to corroborate the consolidation of the concept of education at the national level; identify the goals, objectives, and directions of modern educational work with children; and reveal effective tools for organizing educational activities in the regional general education system. Results. A set of measures has been implemented at the institutional level to test an exemplary educational program, and conditions have been created for the successful development and implementation of working programs. Conclusions. The main lines for the analysis of the educational program implementation results, methods of obtaining information, evaluation criteria, and key issues that determine the prospects for the educational system development are determined.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371. 4

Эффективные инструменты организации воспитательной деятельности в новых реалиях

Г. Н. Фомицкая

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова,

г. Улан-Удэ

Аннотация.

Ключевые слова:

Для

цитирования:

Во введении обоснованы проблемы современной воспитательной практики, актуальность совершенствования законодательства в области воспитания, поиска новых подходов и инструментов к организации воспитательной деятельности. Материалы и методы. На основе использования методов теоретического и эмпирического исследования, системно-деятель-ностного подхода обоснованы закрепление на законодательном уровне понятия воспитания, определение цели, задач, направлений современной воспитательной работы с детьми, раскрыты эффективные инструменты организации воспитательной деятельности в региональной системе общего образования. Результаты: реализован комплекс мероприятий на институциональном уровне по апробации примерной программы воспитания, созданы условия для успешной разработки и реализации рабочих программ.

Выводы: определены основные направления анализа результатов реализации программы воспитания, способы получения информации, критерии оценивания, ключевые вопросы, определяющие перспективы развития системы воспитания.

воспитание, риски, направления воспитательной деятельности, примерная программа воспитания, комплекс мероприятий федерального, регионального и институционального уровней по развитию системы воспитательной работы с обучающимися.

Фомицкая Г. Н. Эффективные инструменты организации воспитательной деятельности в новых реалиях // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 139-148. БОТ: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-139-148

Дата поступления статьи в редакцию: 16 мая 2021 г.

Введение

Одним из приоритетов государственной политики является инновационное развитие образования с целью повышения его общедоступности и достижения современного качества. Реализация государственной политики, в том числе и через национальный проект «Образование», сопровождается существен-

ными изменениями в направлениях деятельности органов управления образованием на всех уровнях образования.

В настоящее время серьёзным содержательным и организационным изменениям подвержена сфера воспитания, где активно идёт обновление системы работы с детьми в соответствии с современными реалиями общественного развития.

Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание отнесено к социальной функции системы образования и определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[8]. Приведённое определение даёт основание утверждать, что границы процесса воспитания выходят за рамки системы образования, поскольку в данном процессе задействованы все социальные институты, ответственные за формирование личности.

Таким образом, воспитание сегодня - это постоянно меняющаяся, динамично развивающаяся система взаимодействия социальных институтов и ребёнка с целью формирования социально ценных качеств личности, необходимых для его успешной социализации и самореализации. Постоянные изменения в системе воспитания влекут за собой необходимость разработки нового содержания, что, в свою очередь, актуализирует поиск новых, эффективных форм воспитания. Это достаточно сложный процесс, который усугубляется наличием ряда проблем, существующих в воспитательной практике.

Так, в настоящее время имеется множество социальных рисков в процессе воспитания и социализации подрастающего поколения. Среди существующих рисков исследователи особо выделяют информатизацию, открывающую возможность для неограниченного доступа к информационным источникам, и неготовность детей адекватно воспринимать информацию. Существенным риском также являются проявления экстремизма, провоцирующие асоциальную активность подростков. Существуют серьёзные риски в семейном воспитании, где имеет место насилие, что порождает агрессию подростков по отношению к окружающим людям, одноклассникам, сверстникам. Риски неблагополучной окружающей социальной среды, провоцирующие приобретение детьми вредных привычек, угрожающих здоровью и др. [2].

Воспитательная работа в школе призвана способствовать формированию таких социально ценных качеств личности учащихся, которые позволяют противостоять названным рискам, отличать плохое и хорошее, красивое и некрасивое, прекрасное и безобразное. Однако формы воспитательной работы в современной школе всё больше срастаются с формами учебного процесса, копируют формы телевизионных передач, что приводит к риску недостижения ожидаемых результатов. Примером тому могут служить классные часы - уроки на разные темы, имеющие особый воспитательный контекст: «Урок мужества», «Урок мира», «Урок финансовой грамотности», «Урок цифры» и др.

Отметим, что воспитание школьников не ограничивается учебным процессом, оно выходит за рамки учебных занятий и в большей степени реализуется во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Законодательно закреплено, что деятельность учреждений дополнительного образования детей направлена на «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенство-

вании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [8]. Отсутствие должного взаимодействия между школой и учреждением дополнительного образования в определении целеполагания и выборе ценностных ориентиров приводит к тому, что цели воспитания формируются каждым учреждением самостоятельно и не всегда пересекаются. Также достаточно сильно разнятся подходы и принципы организации воспитательной деятельности в зависимости от типа образовательного учреждения и детского объединения. Это создаёт риск разбалансированно-сти воспитательной работы.

В последнее десятилетие в системе образования свершилось множество инноваций, поэтому педагоги с осторожностью относятся к появлению новых и не всегда психологически и профессионально готовы к их внедрению, что создаёт риск незаинтересованности педагогов в поиске и реализации новых форм воспитания.

Указанные проблемы свидетельствуют о необходимости определения единых методических и методологических подходов к реализации на региональном, муниципальном и институциональном уровнях направлений современной воспитательной работы, созданию условий для реализации воспитательной работы, отвечающей современным требованиям и соответствующей законодательно закреплённым единым подходам к определению терминов, целей и задач воспитания.

Цель нашего исследования заключалась в анализе эффективности реализации на институциональном уровне примерной программы воспитания, отражающей современные требования к организации воспитательного процесса в соответствии с едиными подходами к определению терминов, целей и задач воспитания.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Провести анализ законодательных и нормативных документов, закрепляющих единые подходы к определению терминов, целей и задач воспитания.

2. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.

3. Описать институциональный опыт реализации в регионе примерной программы воспитания, подтверждающий единство методологических и методических подходов к организации воспитательного процесса.

4. Обосновать результаты и перспективность развития направлений воспитательной работы, закреплённых в примерной программе воспитания.

Формы и методы

Рассмотрим, как решаются обозначенные проблемы на современном этапе. Отметим, что в последнее десятилетие разработаны законодательные и нормативные документы, регламентирующие организацию воспитательного процесса школьников и молодёжи.

Так, в 2015 году утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой является «определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе» [10].

В Стратегии закреплены основные направления воспитательной деятельности, по сути, являющиеся ориентиром для системы образования при обновлении воспитательной работы: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе

образования, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений, расширение государственно-частного партнёрства. Обновление воспитательной деятельности предполагается через развитие следующих направлений: гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное развитие; приобщение детей к культурному наследию; популяризация научных знаний, физическое развитие и формирование культуры здоровья; трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; экологическое воспитание [10].

В 2017 году объявлено Десятилетие детства, в рамках которого запланирована реализация комплекса мероприятий по реализации Стратегии [9].

В Федеральном законе «О поправке к Конституции Российской Федерации», принятом путём всенародного общероссийского голосования 1 июля 2020 года, определено, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России», таким образом закреплён принцип единой системы воспитания и образования в России [7].

Вышеизложенное свидетельствует, что в настоящее время на законодательном уровне установлены единые подходы к определению терминов, целей и задач воспитания, направлений современной воспитательной работы, определяющих содержание воспитания: формирование коммуникативной и информационной компетентностей, патриотизма и гражданственности, здорового образа жизни; социализация и адаптация к условиям взрослой жизни. Одно из главных решений: воспитательная работа стала частью образовательной программы.

Вместе с тем, как справедливо отмечает И. В. Вагнер, современная ситуация характеризуется «интенсивной трансформацией феномена детства» [1], связанной с необходимостью принятия общечеловеческих ценностей, национальных традиций и обычаев и новых социокультурных норм. Такая ситуация неопределённости требует научной рефлексии, междисциплинарного подхода к исследованию сущности, закономерностей, содержания воспитания.

В педагогических исследованиях серьёзное внимание уделяется разработке методологии, содержания процесса воспитания, стартапов в организации воспитательной деятельности. Практически с конца 80-х годов прошлого столетия методологической основой системы воспитания выступали теория воспитательных систем Л. И. Новиковой, В. А. Караковского [4], Н. Л. Селивановой [11], концепция воспитания Н. Е. Щур-ковой [12]. При всём многообразии теорий воспитательных систем их авторы были едины во мнении, что «воспитательная система школы не должна быть замкнутой. Она должна «выходить в среду» или, по крайней мере, включать в себя часть среды» [5]. Поэтому при организации процесса воспитания необходимо учитывать не только половозрастные, индивидуальные особенности воспитанников, но и факторы окружающей среды, стремиться к расширению применения индивидуальных методов педагогического воздействия.

Совершенно очевидно, что в организации современного процесса воспитания вместе с представителями системы образования должны участвовать на основе взаимодействия и сотрудничества все государственные и общественные институты, представители бизнеса, промышленности, культуры, общественных и профессиональных объединений, родителей.

На основе обозначенных позиций организована реализация новой стратегии воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Со стороны государства приняты беспрецедентные меры по ресурсному обеспечению процесса воспитания, обновлена и модернизирована материальная база учреждений дополнительного образования, создаются условия для духовно-нравственного становления детей и молодёжи в других институтах социализации. С учётом анализа существующих программ воспитания и социализации обучающихся и требований ак-

туализированного федерального государственного стандарта общего образования Министерством просвещения Российской Федерации разработана примерная программа воспитания для всех уровней общего образования, которая призвана помочь педагогам реализовать воспитательный потенциал учебного процесса для решения проблемы успешной самореализации и социализации школьников.

Примерная программа воспитания представляет собой описание системы возможных форм и способов работы с детьми, на основе которой каждая образовательная организация может разработать собственную рабочую программу воспитания [3].

Программа содержит инвариантные и вариативные модули, и это даёт возможность каждой образовательной организации выбрать направление, которое в наибольшей степени отвечает укладу организации, менталитету среды, воспитательным традициям, тем самым позволяет избежать заорганизованности и превращения серьёзного воспитательного процесса, требующего реализации индивидуального подхода, в меро-приятийную педагогику. Организация также имеет право добавить своё направление, например, здоровье, любовь к природе, стремление к знаниями т. д.

Для апробации примерной программы воспитания на региональном уровне было отобрано 25 пилотных школ республики. Опорными площадками для этих школ стали МАОУ «СОШ № 47 г. Улан-Удэ», МАОУ «Физико-математическая школа № 56 г. Улан-Удэ», МБОУ «Мухоршибирская СОШ № 2». На подготовительном этапе была проведена серия совещаний регионального уровня, педагоги - участники апробации прошли специальные курсы повышения квалификации, структура программы обсуждена на заседаниях предметных ассоциаций учителей. Региональным учебно-методическим объединением создана телефонная «Горячая линия» для оперативного решения возникающих проблем.

В настоящее время апробация программы прошла уже два этапа. В качестве примера рассмотрим деятельность МАОУ «СОШ № 47 г. Улан-Удэ», которая принимает участие в апробации проекта примерной программы воспитания с I этапа.

Основой методологического подхода к разработке рабочей программы воспитательной работы школы стали системно-деятельностный и компетентностный подходы.

Принцип единства цели позволил определить цель воспитания в соответствии с целью примерной программы, а именно: «обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике» [3] Исходя из реальных потребностей школы определены целевые приоритеты, соответствующие уровням образования, сформулированы основные задачи, разработана школьная модель примерной программы, состоящая из инвариантного и вариативного блоков-модулей.

Название инвариантных и вариативных модулей определено в соответствии с примерной программой:

Инвариантный блок представлен 7 модулями: «Классное руководство», «Школьный урок», «Профориентация» «Внеурочная деятельность», «Дополнительное образование», «Работа с родителями», «Самоуправление» [3].

Вариативный блок программы включает в себя 7 модулей: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные движения», «Волонтёрство», «Я познаю мир», «Школа - мой дом», «Булаг. Истоки», «Растим гражданина и патриота России».

Содержание каждого модуля предусматривает сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, взаимодействие с родителями и партнёрами. В школе созданы подсистемы педагогического поиска и руководства воспитательным процессом: методическое объединение классных руководителей (в том числе по ступеням образова-

ния), родительские комитеты классов, Совет профилактики, Совет отцов, заключены договорные отношения с Улан-Удэнским городским центром психолого-педагогического консультирования и сопровождения воспитательного процесса образовательной организации.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса выступает воспитание патриота: формирование чувства любви к Родине, гордости за Отчизну, ответственности за её могущество, честь и независимость. Эти задачи в программе решаются через модули «Растим патриота и гражданина» и «Булаг. Истоки».

Реализация модуля «Булаг. Истоки» проходит через изучение истории и традиционной культуры народов, проживающих на территории Республики Бурятия. Основными формами воспитательной работы являются:

- проведение месячников, декад, недель бурятской, старообрядческой, эвенкийской культуры;

- участие в квест-играх, олимпиадах, конкурсах, фестивалях, форумах районного, городского, республиканского уровня;

- организация работы школьного музея;

- посещение театров, очных, виртуальных экскурсий в музеи города.

В рамках модуля реализованы проекты «Возьмёмся за руки, друзья», «Шэдитэ Са-гаалган» («Волшебный Белый месяц»), «Мунгэн шурэнууд» («Серебряные бусы»). С большим удовольствием ребята приняли участие в подготовке и проведении интеллектуального конкурса «Мэргэн бодол» («Игры разума»), литературного праздника - кон -курсов «Аялгата мурнууд» («Поющие стрелы») и др.

Школа носит имя народного писателя Бурятии Исая Калистратовича Калашникова. На пришкольной территории в год 80-летия писателя установлен его бюст, создан школьный литературный музей имени писателя; стали традиционными ежегодные Республиканские (малые) детско-юношеские Калашниковские чтения. Ребята не только читают отрывки из его произведений, но и с удовольствием участвуют в инсценировках.

Многообразие форм стало возможным благодаря взаимодействию с Центрами национальных культур, зарегистрированных на территории республики; Городской библиотекой им. И. К. Калашникова, Национальной библиотекой им. М. Горького, Национальным музеем Республики Бурятия, музеем истории г. Улан-Удэ, Художественным музеем им. Ц. С. Сампилова. Такое активное сотрудничество, взаимодействие в многонациональном образовательном пространстве являются эффективными технологиями социализации детей.

В декабре 2019 г. опыт реализации программы был представлен на Всероссийской конференции по реализации Государственных приоритетов воспитания, где были обозначены проблемы внедрения программы на I этапе, определены пути их решения.

На II этапе апробации некоторые вариативные модули были изменены.

В программе были оставлены модули, которые действительно соответствуют целевым приоритетам воспитания образовательной организации и для реализации которых школы имеются соответствующая материально-техническая база и подготовленные кадровые ресурсы. Это модули «Детские общественные объединения», «Волонтёр-ство», «Экскурсии, экскурсии, походы», «Организация предметно-эстетической среды», «Булаг. Истоки» (этнокультурное воспитание школьников), «Растим патриота и гражданина».

В реализации модуля «Растим патриота и гражданина» активное участие принимают такие партнёры проекта, как Пограничное управление ФСБ России по Республике Бурятия, региональное отделение российской общественной организации «Боевое братство», федерация самбо в Республике Бурятия. Мероприятия модуля реализуются на всех уровнях образования. Так, на среднем уровне по параллелям созданы классы

гражданско-патриотической направленности, курируемые Пограничным управлением ФСБ России по Республике Бурятия. Активную деятельность осуществляет военно-спортивный клуб «Топаз». Реализуются проекты «Живая нить», «Памяти героев», «Я помню, я горжусь». Работает музей Боевой славы, поиском экспонатов и их описанием занимаются ученики. На музейных уроках школьники выступают в роли экскурсовода и представляют рассказ о своих экспонатах. Такая форма работы позволяет поддерживать интерес обучающихся к проводимому исследованию, а также формировать высокую мотивацию к его выполнению.

Таким образом, участие в апробации примерной программы воспитания позволила образовательной организации переосмыслить свою деятельность, определить ориентиры воспитания на основе сложившихся традиций и анализа текущей ситуации, определить эффективные инструменты и действенные механизмы реализации воспитательной работы.

Результативность программы определяется по следующим показателям:

1. Динамика личностного развития школьников каждого класса. Способом получения информации является анализ результатов выполнения планов воспитательной работы, направленный на выявление причинно-следственных связей выполнения и невыполнения планируемой деятельности, а также личностного развития воспитанников; определения задач на следующий учебный год.

2. Удовлетворённость детей, их родителей и педагогов результатами совместной деятельности. Сбор информации по показателю осуществляется через анкетирование школьников, лидеров ученического самоуправления, родителей и педагогов.

3. Качество воспитательной работы классного руководителя. Индикаторами достижения показателя выступают соответствие содержания воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, актуальность и разнообразие форм воспитательной работы, их направленность на личностное развитие воспитанников.

4. Качество управления воспитательным процессом школы. Индикаторами достижения показателя выступают: качество планирования и организации воспитательной деятельности педагогов, сокращение количества нарушений правил поведения в школе, общественного порядка, приводов в милицию, постановок на внутришкольный учёт, а также увеличение количества участников и призёров гражданско-патриотиче-ских акций, мероприятий экологической, нравственной-эстетической направленности.

Показатели результативности программы позволяют выявить сильные и слабые стороны воспитательного процесса, наиболее действенные формы и технологии, адекватность и эффективность управленческих решений, а также обозначить круг проблем, на решение которых будет направлена воспитательная работа в течение будущего учебного года.

Вместе с тем анализ апробации показал, что для превращения программы в реальное методическое пособие школам необходимо разработать инструментарий оценки уровня воспитанности учащихся, работы классного руководителя, воспитательной деятельности учителя-предметника, а также оценки эффективности взаимодействия с социальными партнёрами.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Вагнер И. В. Теоретические основания развития социокультурного опыта школьников в процессе воспитания // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодежи: сборник научных статей. М. : Институт изучения детства,

семьи и воспитания РАО, 2018. 248 с.

2. Волосовец Т. В. Стратегические приоритеты развития воспитания детей и молодежи // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодежи : сб. науч. ст. М. : Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2018. С. 4-11.

3. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с.

4. Караковский В. А. Воспитание для всех. М. : НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.

5. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. М. : ПЕР СЭ, 2010. 335 с.

6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 10.12.2020).

7. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти [Электронный ресурс] : Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации : одобрен Гос. Думой 11 марта 2020 года ; одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года. URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102693962 (дата обращения: 22.06.2020).

8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.02.2021).

9. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 14.09.2020).

10. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р // URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420277810 (дата обращения: 14.11.2020).

11. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике: монография. Тверь : ИПФ Виарт, 2010. 168 с.

12. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология ; 2-е изд. М. : Пед. о-во России, 2005. 255 с.

References

1. Vagner I. V. Teoreticheskie osnovaniya razvitiya sotsiokul'turnogo opy'ta shkol'nikov v protsesse vospitaniya) [Theoretical foundations of the development of the socio-cultural experience of schoolchildren in the process of education]// Vospitanie i sotsializastiya: razvi-tie sostial'noj aktivnosti detej i molodezhi: sb. nauch. st. Moscow.: Publ. Institut izuche-niya detstva, sem'i i vospitaniya RAO [Education and socialization: the development of social activity of children and youth: collected papers]. Moscow: Institute for the Study of Childhood, Family and Education, RAE, 2018, 248 p. (in Russian)

2. Volosovets T.V. Strategicheskie prioritety' razvitiya vospitaniya detej i molodezhi. [Strategic priorities for the development of the education of children and youth]// Vospitanie i sotsializatsiya: razvitie sotsialnoj aktivnosti detej i molodezhi [Education and socialization: the development of social activity of children and youth: collected papers]. M.: Publ. Institut

izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO [Institute for the Study of Childhood, Family and Education of RAE], 2018. pp. 4-11. (in Russian)

3. Vospitanie v sovremennoj shkole: ot programmy' k dejstviyam. Metodicheskoe poso-bie [Education in a modern school: from program to action. Methodological manual]/ P. V Stepanov, N. L. Selivanova, V. V. Kruglov, I. V. Stepanova, I. S. Parfenova, M. R. Miroshki-na, T. N. Tixonova, E. F. Dobrovol'skaya, I. N. Popova/ed. by P. V. Stepanov. Seriya: Prim-ernaya programma vospitaniya [Series: Approximate Program of Education]. M.: FGBNU "ISRO RAO"[Institute of the Strategy for the Development of Education of RAE], 2020. 119 p. (in Russian)

4. Karakovskij V. A. Vospitanie dlya vsekh [Education for all]. Moscow: Publ. NII shkol'ny'kh tekhnologij [Research Institute of School Technologies], 2008. 240 p. (in Russian)

5. Novikova L. I. Pedagogika vospitaniya: Izbranny'e pedagogicheskie trudy'. [Pedagogy of education: Selected pedagogical works]. Moscow: Publishing House Per Se, 2010, 335p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» po voprosam vospitaniya obuchayushchihsya: Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 goda № 304-FZ (poslednyaya redaktsiya). [On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students: Federal Law No. 304-FZ of July 31, 2020 (latest version) Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (accessed: 10.12.2020).

7. O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'ny'kh voprosov organizatsii i funktsioniro-vaniya publichnoj vlasti /Konsul'tantPlyus (consultant.ru)).[On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities] Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation: approved by the State. The Duma on March 11, 2020; approved by the Federation Council on March 11, 2020. Available at: URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&last-Doc=1&nd=102693962 (accessed: 22.06.2020).

8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (last edition). Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_140174/. (accessed: 14.02.2021)] (in Russian)

9. Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federatsii Desyatiletiya detstva: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 29 maya 2017 goda № 240. [On the declaration of the Decade of Childhood in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 2017 No. 240]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (accessed 14.09.2020). (in Russian)

10. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 goda № 996-r [About the approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r.] Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 420277810URL: http://docs.cntd.ru/doc-ument/ 420277810.] (accessed: 14.11.2020) (in Russian)

11. Selivanova N.L. Vospitanie v sovremennoj shkole: ot teorii k praktike. [Education in the modern school: from theory to practice: a monograph]. - Tver' : IPF Viart Publ., 2010, 168 p. (in Russian)

12. Shhurkova N.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical technology]; 2-nd ed.. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii [Pedagogical Community of Russia], 2005, 255 p. (in Russian)

Effective Tools for Organizing Educational Activities

in the New Realities

Galina N. Fomitskaya

Dorzhi Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude

Abstract. Introduction. The introduction substantiates the problems of modern educational practice, the relevance of improving legislation in education, and the search for new approaches and tools for organizing educational activities.

Materials and methods. Theoretical and empirical research methods are employed to corroborate the consolidation of the concept of education at the national level; identify the goals, objectives, and directions of modern educational work with children; and reveal effective tools for organizing educational activities in the regional general education system. Results. A set of measures has been implemented at the institutional level to test an exemplary educational program, and conditions have been created for the successful development and implementation of working programs.

Conclusions. The main lines for the analysis of the educational program implementation results, methods of obtaining information, evaluation criteria, and key issues that determine the prospects for the educational system development are determined.

Keywords: education, risks, directions of educational activity, an exemplary program of education, a set of measures at the federal, regional and institutional levels for the development of the system of educational work with students.

Галина Николаевна Фомицкая

доктор педагогических наук, доцент, кафедры общей педагогики

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-6989-2164

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова

670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

тел.: +7 (3012) 297170 е-mail: galinaf1961@mail.ru

Galina N. Fomitskaya

Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of Department of General Pedagogy

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-6989-2164

Banzarov Buryat State University

24 A Smolina St, Ulan-Ude, Russia, 670000

tel.: +7 (3012) 297170 e-mail: galinaf1961@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.