Научная статья на тему 'Эффективные инструменты моделирования карьеры молодых специалистов'

Эффективные инструменты моделирования карьеры молодых специалистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные инструменты моделирования карьеры молодых специалистов»

ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАДРОВ И УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ

Эффективные инструменты моделирования карьеры молодых специалистов

Ежегодно на рынок труда выходят более полумиллиона выпускников колледжей и техникумов. Это наиболее уязвимая категория соискателей вакансий, поскольку молодые люди зачастую плохо представляют требования работодателей и не имеют опыта работы.

Студентов нужно еще на студенческой скамье готовить к современным условиям рынка труда, формировать навыки непрерывного профессионального развития. Отсутствие у многих выпускников ключевой компетенции — умения строить и перестраивать свои образовательные и карьерные траектории — становится серьезной проблемой в ситуации постоянных изменений и неопределенности.

Современный молодежный рынок труда имеет ряд болевых точек, которые являются следствием дисбаланса между позициями работодателя и молодого специалиста. Среди них:

■ чрезмерная амбициозность вчерашних выпускников, которая проявляется в желании сразу занять высокий пост и получать большую заработную плату;

■ недоверие работодателей к квалификации и мотивации молодых специалистов;

■ разница в приоритетах разных поколений, к которым, как правило, относятся работодатели и выпускники образовательных организаций.

КОНСТРУКТОР КАРЬЕРЫ

Однако именно молодежь во многом определяет общественно-политические и социальные процессы в обществе, обладает высоким трудовым потенциалом, социальной и трудовой мобильностью, характеризуется энергичностью, быстрой обучаемостью и оперативной адаптивностью к новым технологиям. Поэтому важно помочь выпускникам не только в трудоустройстве, но и в самостоятельном моде-

лировании своей карьеры. Эту задачу может выполнить национальная система квалификаций (НСК), которая обеспечивает разработку и актуализацию профстандартов, основанных на современных и перспективных требованиях рынка труда.

В 2019 году Базовый центр подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций запустил перспективный проект «НСК — конструктор карьеры».

Необходимость запуска такого проекта стала понятна после опросов, которые Национальное агентство провело среди студентов выпускных курсов организаций СПО и вузов. Результаты показали, что более половины респондентов не имеют верного представления о своей будущей профессиональной деятельности. Многие не могут указать квалификацию, которая будет

Проект «НСК — конструктор карьеры» решает следующие задачи:

■ дает студентам и выпускникам источники информации о требованиях рынка труда к молодым специалистам;

■ вовлекает в профориентационную деятельность педагогов и наставников, которые работают со школьниками

и студентами, организуют профессиональные пробы и сами осваивают новые квалификации;

■ информирует широкую аудиторию о новых и перспективных профессиях и специальностях, о вариантности карьерных траекторий;

■ помогает молодым людям осознать свои профессиональные предпочтения и возможности, правильно ставить карьерные цели и адаптироваться

в ситуациях неопределенности.

им присвоена по завершении обучения. И уж совсем единицы понимают, какие варианты карьерной траектории они смогут выстраивать и каким образом будут достигать поставленные карьерные цели.

Молодые люди с трудом ориентируются в потенциальном уровне дохода, на который смогут претендовать. Они не знают основных инструментов адаптации на новом рабочем месте, не представляют, какие требования будет к ним предъявлять работодатель и какие трудовые функции им придется выполнять. Помочь с нужной информацией способна НСК. Но у студентов не сформированы ни умения, ни мотивы пользования системой.

По результатам тех же опросов, всего 2% респондентов в своих ответах опирались на сведения из профессиональных стандартов. Именно поэтому роль главного компонента проекта «НСК — конструктор карьеры» принадлежит учебной дисциплине «Карьерное моделиро-

ч

вание», которая может быть встроена в любую образовательную программу.

Этот практический курс позволяет научить студентов, например, использовать цифровые ресурсы для поиска вакансий, сравнивать условия работы в тех или иных организациях и регионах, видеть свои преимущества и дефициты как специалиста, давать развернутую характеристику своей квалификации. Результатом курса для студента является готовая вариативная траектория профессионального развития на 5, 10 лет.

НОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Для подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения к реализации дисциплины разработана программа повышения квалификации, в результате которой они осваивают новый набор компетенций:

■ анализировать требования профстандар-тов, прочих квалификационных характеристик, требования, предъявляемые профессией к человеку (набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии);

■ адаптировать примерную программу учебной дисциплины «Карьерное моделирование», в том числе разрабатывать учебные материалы с учетом конкретной профессии, специальности, осваиваемой студентами;

■ подбирать формы, методы и приемы обучения, реализовывать образовательную технологию с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, особенностей современных студентов;

■ ориентироваться в информационных источниках по вопросам востребованности специалистов определенной квалификации на рынке труда, трудоустройства и перспектив выстраивания вертикальной и/или горизонтальной карьеры;

■ обучать применению инструментов и информационных ресурсов НСК для построения и развития профессиональной карьеры.

Примечательно, что получение новых знаний и умений в рамках задач проекта сопровождается освоением и новых для преподавателей методов работы. Ролевые игры, творческие задания, работа в группах, тематические брейн-ринги, дискуссионные клубы, нетворкинги, онлайн-бат-тлы сделали процесс интерактивным, интересным, а главное — вдохновляющим.

В реализации дисциплины участвуют не только преподаватели, но и представители органов исполнительной власти, бизнеса, отраслевые эксперты.

Проект поддерживается электронным учебником. Пособие в непринужденной и увлекательной форме погружает молодых людей в задачи проектирования карьеры и пути их решения на первых этапах профессионального становления. Учебник состоит из пяти глав, связанных с темами учебной дисциплины.

Первая глава раскрывает особенности современного рынка труда, его участников, варианты продвижения, новые профессии. Вторая — предлагает проанализировать и выбрать свою образовательную траекторию через довольно подробное описание разных видов и форм получения про-

фессиональных знаний и умений. Третья — рассказывает, как использовать профессиональные стандарты, квалификации, другие инструменты НСК для формирования конструктивных элементов карьеры. Заканчиваются эти главы тестами для самопроверки на усвоение теории и диалоговыми тренажерами, которые сопровождают выполнение практических заданий.

Четвертая и пятая главы носят сугубо прикладной характер: они помогают обоснованно выбрать составные части карьерного плана и построить такой план на определенный период. Причем план этот будет вариативным, с возможностью его изменения на любом этапе.

В пособии много диалогов между героями, мотивирующие цитаты успешных людей, удобное расположение текста, возможность возвращаться к интересующему разделу в любое время. Электронная книга дает возможность выбрать наиболее интересные материалы, изложенные на понятном языке, проанализировать их, а затем направляет к различным информационным источникам с исчерпывающим объемом необходимых сведений через специальный раздел «Ссылки».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ НСК

Проект «НСК — конструктор карьеры» формирует инфраструктуру для своей реализации, что обеспечивает его доступность для всех новых участников и долгосрочное функционирование. Он опирается на информационные ресурсы НСК.

Так, Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (nok-nark.ru) поможет изучить требования к квалификации, процедуру независимой оценки квалификации, принять решение о своей готовности пройти такую оценку и найти место, где проходят профессиональные экзамены.

Сервис «Демоэкзамен» позволяет испытать себя, попробовать сдать экзамен по выбранной для оценки квалификации безо всяких рисков (demo.nark.ru). На платформе «Онлайн-экза-мен» (ok.nark.ru) можно подать заявку на теоретическую часть экзамена и потом пройти ее на выбранной площадке.

Каждый информационный ресурс имеет форму обратной связи, в социальных сетях есть

аккаунты Национального агентства и Базового центра подготовки кадров: vk.com/anonark, ^е/ getskills. Получить профессиональный и оперативный ответ специалистов Базового центра подготовки кадров Национального агентства можно по любому вопросу:

■ инструменты НСК для карьерного развития;

■ профориентация и планирование карьеры;

■ лучшие практики подготовки кадров;

■ трудоустройство молодежи.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И БУДУЩЕЕ ПРОЕКТА

Проект «НСК — конструктор карьеры» стал своеобразным путеводителем для молодых людей в условиях трансформации рынка труда и образовательных услуг. Сегодня в нем участвуют 34 региона, 220 образовательных организаций, более 30 тыс. студентов СПО.

Анкетирование студентов, освоивших новую учебную дисциплину «Карьерное моделирование», показывает, что этот курс они назвали

одним из самых интересных и полезных за все годы обучения.

Интервьюирование выпускников подтвердило гипотезу о том, что навыки, полученные ими при освоении курса, помогли составить резюме, правильно объяснить, что они умеют и знают, какие функции готовы выполнять, ответить на вопросы о том, как они представляют свое рабочее место, и сформулировать реалистичный запрос заработной платы. Многие респонденты отмечали, что увереннее чувствовали себя на собеседовании с работодателем.

Бенефициарами чувствуют себя не только студенты, но и образовательные организации. Участие в проекте позволило им улучшить образовательные программы, создать эффективную систему профессиональной мотивации студентов, выстроить взаимодействие с работодателями, привлечь их к реализации образовательного процесса и профориентационных программ. Да и сами работодатели, вошедшие в проект, признают, что качество подготовки выпускников выросло.

В то же время очевидно, что аудитория распространения проекта не может быть ограничена только студентами и молодыми специалистами. Важно, чтобы у детей уже со средней или даже с начальной школы формировалось представление о мире профессий в современных реалиях, о путях их освоения и перспективах профессионального роста. Эту задачу невозможно решить без привлечения школьных учителей и родителей.

С продвижением НСК не меньше вопросов будет появляться и у людей среднего и старшего возраста, которые в силу разных обстоятельств снова встали перед выбором профессиональной деятельности или нацелены на профессиональное развитие и рост.

Все это определяет план работ на ближайшую и среднесрочную перспективу по проекту, итоговым результатом которого станет доступная информационная среда для всех категорий граждан. Так, в 2023 году запущен проект «Шаг в профессию», целевая аудитория которого — старшеклассники, для которых будет создано электронное пособие «Выбор профессии. Шпаргалка для школьников и абитуриентов», организованы профессиональные пробы.

Любая организация, которая хотела бы включиться в проект, может сделать это, выбрав один из двух сценариев:

■ получить все материалы, выставленные на сайте Базового центра подготовки кадров в открытом доступе: программу учебной дисциплины и курса повышения квалификации, онлайн-учебник, рекомендации по построению системы поддержки трудоустройства, профессионального и карьерного развития молодых специалистов — и использовать их самостоятельно;

■ подать заявку на участие в проекте и получать регулярную поддержку от специалистов и экспертов Базового центра подготовки кадров.

Подробная информация о проекте размещена по https://clck.ru/34bavZ. Возникающие вопросы можно направлять по адресу: lfirsova@ nark.ru.

От редакции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.