Научная статья на тему 'Профессиональные коммуникации как фактор успешного вовлечения молодежи в профессиональную деятельность'

Профессиональные коммуникации как фактор успешного вовлечения молодежи в профессиональную деятельность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные коммуникации / профориентация / профессиональное самоопределение / профессиональное развитие / молодежь / наставничество. / professional communications / professional orientation / professional self-determination / professional development / youth / mentoring.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авакова Э. Б., Кузнецов А. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с вовлечением молодежи в профессиональную деятельность, успешным профессиональным самоопределением, мотивацией профессионального развития молодежи. Авторы обосновывают необходимость налаживания и развития профессиональных коммуникаций между молодежью и профессиональным сообществом для успешного решения задачи вовлечения молодежи в профессиональную деятельность и повышения трудовой мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional communications as a factor for the successful involvement of youth to professional activity

The article discusses issues related to the involvement of young people in professional activities, successful professional self-determination, motivation of professional development. The authors substantiate the need to develop professional communications between young people and the professional community in order to successfully solve the problem of involving young people in professional activities and increasing their motivation.

Текст научной работы на тему «Профессиональные коммуникации как фактор успешного вовлечения молодежи в профессиональную деятельность»

Социология молодежи

DOI: 10.24412/1994-3776-2023-1-62-68 УДК: 331.54

Э.Б. Авакова, А.А. Кузнецов

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

E. Avakova, A. Kuznetsov. Professional communications as a factor for the successful involvement of youth to professional activity

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с вовлечением молодежи в профессиональную деятельность, успешным профессиональным самоопределением, мотивацией профессионального развития молодежи. Авторы обосновывают необходимость налаживания и развития профессиональных коммуникаций между молодежью и профессиональным сообществом для успешного решения задачи вовлечения молодежи в профессиональную деятельность и повышения трудовой мотивации.

Ключевые слова: профессиональные коммуникации, профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, молодежь,

наставничество.

Контактная информация: Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29; тел.:+7 (911)751-58-21; e-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses issues related to the involvement of young people in professional activities, successful professional self-determination, motivation of professional development. The authors substantiate the need to develop professional communications between young people and the professional community in order to successfully solve the problem of involving young people in professional activities and increasing their motivation.

Keywords: professional communications, professional orientation, professional self-determination, professional development, youth, mentoring..

Contact information: Russia, 195251, Saint-Petersburg, Polytechnicheskaya, 29; tel.:+7 (911)751-58-21; e-mail: [email protected]

Выбор профессии представляется одним из ключевых событий и решений для человека, во многом определяющим вектор его будущей жизни. Профессиональная деятельность обеспечивает его самореализацию, развитие, благосостояние, душевное благополучие. Неверный или недостаточно осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с течением времени может негативно повлиять на различные составляющие жизни человека: его удовлетворенность, успехи, достижения, социальный статус и пр.

16Авакова Элина Борисовна - кандидат социологических наук, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Кузнецов Артем Александрович - преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

E. Avakova - PhD in Sociology, Associate Professor of the Higher School of Media Communications and Public Relations of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

Associate Professor, Department of Advertising and Public Relations, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

A. Kuznetsov - Lecturer, Department of Advertising and Public Relations, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design. ©Авакова Э.Б., Кузнецов А.А., 2023

Проблема профессионального выбора важна не только для отдельного индивида. Одновременно можно говорить и о заинтересованности предприятий и государства в целом в успешном профессиональном самоопределении граждан, их последующем профессиональном развитии. Ведь ключевым источником и одновременно ресурсом развития экономики являются кадры - специалисты, обладающие набором востребованных экономикой и бизнес-средой компетенций. Государству нужны профессионалы, которые готовы к изменениям, готовы к непрерывному обучению и повышению своей квалификации [1, с. 117-118].

При этом важно обозначить, что в подростковом и юношеском возрасте, когда перед человеком встает первый выбор своей будущей профессиональной деятельности, а именно выбор образовательного учреждения (среднего специального или высшего), в котором он будет продолжать свое обучение и получать специальность, многие молодые люди оказываются не готовы к принятию данного решения. Причины неготовности обусловлены различными обстоятельствами.

Проводимые исследования свидетельствуют о том, что большинство подростков, которым предстоит сделать выбор образовательного учреждения для получения будущей профессии, имеют сложности, часто не понимают своих желаний в контексте будущей трудовой жизни, не знают, куда обратиться за помощью. Многие из них, например, не видят необходимости в тщательном подходе к изучению всех аспектов и перспектив выбора той или иной будущей профессиональной деятельности. С одной стороны, в молодом возрасте эти проблемы могут казаться незначительными и отдаленными. С другой стороны, молодые люди не всегда видят смысл в постоянной профессии, учитывая быстро меняющуюся социокультурную, экономическую, политическую ситуации в мире. Так, еще в 2019 году был проведен опрос в рамках проекта Минпросвещения России «Билет в будущее», результаты которого были представлены на пленарном заседании «Professional update: образовательная экосистема для человека новой экономики» на Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В исследовании приняло участие около 200 тыс. школьников из 30 регионов России. Согласно полученным результатам 90% респондентов не определились с профессией и не знают, где искать информацию для профориентации; 10% - понимают, чего хотят, но не знают, что искать; только 1,5% детей что-то выбрали и даже следуют в этом направлении [10].

Наличие обозначенной проблемы подтверждают и результаты другого исследования -исследования образовательной компании Maximum Education (резидент «Сколково»), проведенного в 2022 г среди 2000 школьников - учащихся 11-х классов всех регионов России. Так, 42% опрошенных признались, что на данный момент не определились с профессией и не знают, кем хотят стать в будущем; 30% отметили, что уже выбрали свое призвание; 28% считают, что планировать в текущей ситуации не стоит, так как жизнь слишком непредсказуема [11].

В рамках проекта «Шаг в профессию» в 2022 году был проведен опрос студентов СПО, в рамках которого респондентов спросили о том, что повлияло на их выбор профессии (специальности) для обучения. Результаты опроса показали, что самым популярным оказался ответ - «случайное стечение обстоятельств», так ответили 38,8% опрошенных. В тройку самых популярных также вошли следующие ответы: «родители/родственники» (28,1%) и «информация из Интернета» (18,9%) [8].

Целесообразно обратить внимание на то, что родители, действительно, были и остаются ключевыми агентами профессионального самоопределения детей. Однако, они далеко не всегда могут оказать объективную помощь в этом вопросе. Так, например, родители бывают очень мало осведомлены о профориентационной деятельности школ и специализированных центров, не пользуются их услугами. По результатам исследования системы

профессиональной ориентации молодежи, которое было проведено в 2019 году в Санкт-Петербурге, о специальных мероприятиях и занятиях, проводимых по профориентации в школе, знает не более трети родителей, основным источником информации при выборе профессии родители называют советы знакомых и друзей (52,4%) и интернет (42,8%). 40% опрошенных родителей признались, что у них нет намерения обращаться в центры профориентации, некоторые родители считают посещение центра профориентации бесполезным и малоэффективным [12]. Низкая осведомленность родителей о профориентационной деятельности школ и специализированных центров, а также недоверие к ним, напрямую влияет на то, что родители не могут использовать их ресурсы, чтобы помочь своему ребенку сделать правильный выбор профессии.

В связи с вышеназванными сложностями выбора профессионального пути, с которыми сталкиваются молодые люди, актуальной задачей современной системы образования на всех ее уровнях видится помощь обучающимся в осознанном, максимально эффективном выборе профессии с учетом одновременно собственных личностных особенностей и реальных возможностей в окружающей общественной среде, а также с учетом объективных требований работодателей и будущей трудовой действительности.

Среди задач профориентационной работы в целом можно сформулировать следующие: развитие у обучающихся интереса и положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, диагностика и раскрытие склонностей и способностей к ней, развитие стремления к получению новых знаний в будущей профессиональной деятельности в процессе учебы и вне ее рамок, помощь в оценке своих перспектив, формирование и укрепление ощущения престижности сделанного выбора и др.

Положения, связанные с обоснованием необходимости помощи молодежи в профессиональном самоопределении и профессиональном становлении отражены в документах федерального и регионального значения, среди которых, например:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в ст. 2 одной из целей образования указывается профессиональное развитие человека; в ст. 75 в качестве одной из целей дополнительного образования определяется профессиональная ориентация

[15];

- Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (в п. 2.б) в качестве одного из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году, устанавливается формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [13];

- Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга (в целом предметом Концепции является система деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях Санкт-Петербурга) [6];

- Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы», разработанная в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (одно из направлений реализации Концепции - Поддержка индивидуальности юного петербуржца и создание условий для самоопределения «Выбор будущего в твоих руках»; в качестве одного из аспектов воспитательного потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга как территории профессиональной самореализации определяется система профессиональной ориентации, помогающая молодому поколению осуществить свой профессиональный выбор) [5] и др.

Действительно, сегодня существует большое количество профориентационных программ, проектов и отдельных мероприятий федерального, регионального, муниципального уровней, среди которых проекты: «Национальная система квалификаций -конструктор карьеры», «Шаг в профессию», «Проектория», «Билет в будущее, «Кадры будущего для регионов» и пр.

Если приводить примеры региональных проектов, то, например, в Санкт-Петербурге на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия цифровых технологий» создана городская информационная система «Навигатор профессий», которая обеспечивает возможность быстро и просто получать рекомендации о выборе образовательной организации (дополнительного, профессионального и высшего образования), а в последующем - места работы. Другой пример - проект «Твой первый шаг в карьере», реализуемый Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением «Центр трудовых ресурсов», способствующий трудоустройству выпускников образовательных организаций, их профессиональному становлению, ориентации на актуальные требования рынка труда [5].

Эти и другие проекты направлены на повышение информированности молодежи о рынке труда, о востребованных и перспективных профессиях, на создание условий для осознанного выбора профессии, образовательной траектории и построения карьеры. И важное значение в реализации таких проектов приобретают коммуникации молодежи с представителями профессионального сообщества, знатоками своего дела, которые могут дать ценную информацию о самой профессии, о возможностях и сложностях в ней.

В юном возрасте, когда у подростков не хватает ни знаний, ни жизненного опыта, очень важны помощь и поддержка взрослых в этом направлении, важно подсказать, показать, разъяснить особенности той или иной профессиональной деятельности, помочь определить собственные интересы, способности и стремления. Необходимо предоставлять обучающимся возможности познакомиться с профессиональной сферой, с ее особенностями изнутри, в определенной мере попробовать себя в ней через познавательные, игровые, коммуникативные, общественно-полезные виды деятельности. И здесь особую значимость приобретают профессиональные коммуникации и профессиональные контакты. Школьникам и студентам нужны наставники - специалисты, которые могут помочь определиться с профессиональными склонностями, овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, пройти социальные и профессиональные пробы.

В последние годы вновь наблюдается стремительный рост интереса к наставничеству: многие предприятия и образовательные учреждения, общественные организации и государство запускают различные инициативы в этой сфере.

В 2022 году Президентом России В.В. Путиным был подписан Федеральный закон о создании нового движения детей и молодежи [14], которое впоследствии получило название «Движение первых». Одной из целей движения является содействие профессиональной ориентации детей и молодежи. Символичным было создание такого движения в преддверии 2023 года - Года педагога и наставника в России. Именно наставникам молодого поколения отводится важнейшая роль в Движении. На встрече, посвященной будущему новой молодежной организации, в которой принимали участие сами школьники, их учителя, родители и Президент РФ, В.В. Путин отметил: «Наставник - это как лоцман, он должен помочь пройти верным курсом между Сциллой и Харибдой молодым людям, молодым душам, помочь не потерпеть кораблекрушение в море этих вызовов и опасностей» [4].

В качестве еще одного примера целесообразно привести проект «Квалификация Наставник», реализуемый Национальным агентством развития квалификаций, который представляет собой продвижение лучших практик наставничества, формирование

методического и кадрового обеспечения развития наставничества на рабочем месте. В настоящее время в проекте участвуют более 300 организаций из 24 субъектов России. Логика, подтверждаемая практическим опытом, свидетельствует о том, что пользу от развития системы наставничества получают и предприятия, и образовательные организации, и, конечно, обучающиеся. Для последних выгода от наставничества заключается в профессиональной и эмоциональной поддержке, необходимой для освоения профессии и адаптации в трудовом коллективе; поддержке профессионального развития, горизонтальной и вертикальной карьеры; росте мотивации освоения профессии и пр. [7]

Однако, несмотря на то что подобные проекты активно функционируют и их перечень регулярно пополняется, представления молодежи о существующих профессиях и их содержании зачастую слабо соотносятся с реальной ситуацией на рынке труда и формируются достаточно поздно, уже после получения трудового опыта, что порой является запоздалой реакцией.

Потому, в том числе, и важно расширять контакты молодежи с работодателями для развития профессионального потенциала молодежи. Задачами выстраивания таких профессиональных коммуникаций должно являться не просто информирование молодежи о современном рынке труда, о содержании и особенностях различных профессий, соответствующих им сложностях, требованиях, предъявляемых к представителям данных профессий, предоставление различных рекомендаций, а создание условий, при которых они будут мотивированы к последовательному развитию, в результате чего смогут самостоятельно и осознанно делать профессиональный выбор в понимаемых ими условиях.

Связь образовательных учреждений и предприятий должна осуществляться на протяжении всего периода обучения, только тогда обучающийся получит нужные знания, навыки и умения, неформальные связи и сможет устроиться работать по специальности или осознанно изменить ее при необходимости. При этом мы говорим о важности привлечения к образовательному процессу специалистов-практиков на этапе обучения не только в профессиональных учебных заведениях, но и раньше - в процессе получения среднего общего образования: организация экскурсий (в том числе виртуальных) на предприятия, встречи со школьниками в рамках профориентационных проектов (в том числе в «онлайн» формате), проведение конкурсных испытаний среди перспективных выпускников, ярмарки вакансий, дни карьеры, дни открытых дверей; производственные практики на базе предприятий; участие работодателей в учебном процессе и реализации образовательных программ; участие предприятий и организаций в проведении итоговой государственной аттестации; выполнение проектов и выпускных квалификационных работ по заказу предприятий-работодателей и др. [3]

Профессиональные контакты в разных формах с представителями различных сфер деятельности способствуют включению молодежи во внутреннюю среду профессиональной деятельности организаций, знакомству с организационной культурой, деловой этикой, особенностями документооборота, условиями подбора, отбора и адаптации персонала, возможностями карьерного развития в условиях современного рынка труда.

При этом целесообразно обозначить и некоторые существующие проблемы в организации эффективного профессионального взаимодействия работодателей и молодежи, которые в том числе снижают и мотивацию обучающихся.

Так, многие студенты не пользуются теми возможностями, которые предоставляет им образовательное учреждение, а также государство. Они не участвуют в профессиональных конкурсах, стажировках и др. мероприятиях. Конечно, причины отсутствия активности с их стороны могут быть связаны и с тем, что тематика проводимых мероприятий не совпадает со сферой их интересов, но при этом многие из них и не понимают выгоду для себя от подобных мероприятий, не осознают в полной мере перспективы своего участия и пр. В

вопросах приобщения молодежи к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, основой формирования стратегии действий должно стать определение их социальных притязаний, ценностных ориентаций и стремлений. Речь идет об обращении к ценностно-мотивационной структуре личности.

Молодежь хочет развиваться, овладевать профессиональными компетенциями и обеспечивать себе возможность будущего успешного трудоустройства. В молодежной среде все заметнее такие черты характера как самопоиск, самопознание, самоутверждение своих личных, профессиональных и общественных качеств. Заглядывая в свое будущее, молодежь (жизненные планы на ближайшие 5-7 лет) определяет свое положение следующим образом: стать высококвалифицированным специалистом - 53,8%; найти хорошую работу, удовлетворяющую личным запросам - 50,8%; добиться материального благополучия -44,9% [9].

Говоря об особенностях современной молодежи и ее ожиданиях от профессиональной деятельности, можно выделить некоторые аспекты, актуальные для современного поколения. А именно. Молодежь, хочет, чтобы работа приносила удовольствие, при этом ищет возможности для самореализации. Соответственно, потенциальному работодателю важно показать, что содержание работы будет соответствовать интересам молодого человека. Опыт показывает, что некоторые организации привлекают молодежь на наименее квалифицированные позиции, рутинную работу, причем как в рамках приема студентов на практику, так и в рамках официального трудоустройства. Это, в свою очередь, сильно демотивирует молодых специалистов, может привести к разочарованию не только в конкретном работодателе, но и в выбранной профессиональной сфере, т.к. с первых шагов своей профессиональной деятельности у молодых людей не возникает интереса к работе, она их, наоборот, отталкивает.

Для молодежи, как и для любого человека, важны и складывающиеся отношения в коллективе, то, как их примут, как будут к ним относиться коллеги и руководитель. Их разочаровывает то, что часто к ним относятся снисходительно-пренебрежительно, как к тем, у кого нет пока ни достаточного уровня знаний, ни опыта. Тем временем молодые люди хотят быть воспринятыми как равные участники рынка труда.

Современная молодежь заинтересована в личностном и профессиональном развитии, она приходит работать в организацию не только чтобы приложить свои знания и умения на практике, но и для того, чтобы получить от организации новые знания и опыт участия в различных успешных проектах. Не почувствовав к себе интерес со стороны работодателя, они могут с легкостью уйти искать другое место, т.к. еще одной из особенностей современного поколения является отсутствие такой ценности как работа в одной организации на всю жизнь.

Конечно, есть компании, которые не просто осознают преимущества привлечения молодых сотрудников, но и активно стараются этими преимуществами пользоваться. Так, например, некоторые организации выступают заказчиками и партнерами в различных профессиональных конкурсах, которые проводятся на разных уровнях: локальном, региональном, всероссийском, международном. Они активно используют программы привлечения студентов и выпускников вузов как выгодные инвестиции в будущее. Привлекая молодежь, такие компании приобретают персонал инициативный и ориентированный на развитие, обладающий гибкостью мышления, креативностью и, что очень ценно, свежим взглядом [2].

Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - ключевое звено в подготовке кадров для новой экономики [6]. Возможность такого выбора обеспечивается для молодого поколения совместными усилиями всех заинтересованных сторон: самой молодежи, профессионального сообщества, государства. Лучшим источником актуальной

2023 №1(9)

информации для молодых людей является первоисточник - через профессиональные коммуникации и налаживаемые профессиональные контакты молодое поколение сможет быть максимально вовлечено в процесс выстраивания и корректировки своего будущего профессионального пути.

Литература

1. Авакова Э.Б., Асадов А.Н., Кузнецов А.А. Формирование цифровых компетенций при подготовке управленческих кадров // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. -2021.-№2(128).-С. 116-121.

2. Авакова Э.Б., Кузнецов А.А. Корпоративные коммуникации в условиях цифровизации / Социальные институты в цифровой среде. Сборник трудов второй международной научно-практической конференции "SOCIAL SCIENCE (Общественные науки)" г. Ростов-на-Дону, 19-20 ноября 2020 г. Под редакцией Игнатовой Т.В., Корсунова Д.А., Брюхановой Н.В. - Ростов-на-Дону: ЮРИУ РАНХиГС, 2020. - 761 с.

3. Авакова Э.Б., Кузнецов А.А. Привлечение работодателей к образовательному процессу в рамках сотрудничества с образовательными учреждениями // Современное образование: традиции и инновации. 2021. -№ 1.-С. 101-105.

4. Владимир Путин обсудил со школьниками и министрами новое детское движение [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2022/09/02/vse-po-vzroslomu.html (дата обращения 18.02.2023).

5. Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы [Электронный ресурс] URL: https://k-obrspb.ru/media/content/docs/5752/document2.pdf (дата обращения 14.01.2023).

6. Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: https://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/06/15/Концепция.pdf (дата обращения 14.01.2023).

7. Методические рекомендации по развитию наставничества на рабочем месте в целях организации практической подготовки студентов [Электронный ресурс] URL: https://bc-nark.ru/upload/iblock/bbe/19di3j8520mgumxbk885kx4pb6jbqtp1/Metod-rek-redakt-itog-_2_.pdf (дата обращения 18.02.2023).

8. Образование и бизнес: лучшие практики взаимодействия [Электронный ресурс] URL: https://bc-nark.ru/upload/medialibrary/171/gbv7x9d9he3fllpsmfiu909zmkj3v02p/Ustanovochnyy-seminar_13.02.pdf (дата обращения 16.02.2023).

9. Потемкин В.К. Самопознание, самопоиск и саморазвитие молодежи в современной России // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2021. - № 4. - С. 61-68. - DOI 10.51692/1994-3776_2021_4_61.

10. Почти 90% опрошенных по проекту Минпросвещения школьников не определились с профессией [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/6454660 (дата обращения 15.02.2023).

11. Почти треть 11-классников в России определилась с будущей профессией [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20220418/professiya-1784018299.html (дата обращения 15.02.2023).

12. Профориентация школьников в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] URL: https://slonhse.ru/data/2019/03/04/! 196336512/НУЛ%20СОН%20профориентация.pdf (дата обращения 16.02.2023).

13. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 14.01.2023).

14. Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48153 (дата обращения 11.01.2023) Владимир Путин обсудил со школьниками и министрами новое детское движение [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2022/09/02/vse-po-vzroslomu.html (дата обращения 18.02.2023).

15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 14.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.