ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
УДК 316.346.32-053.6 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-218-221
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕ НИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
кандидат социологических наук, доцент кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (191023, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21). E-mail: [email protected] доктор социологических наук, профессор кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (191023, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21). E-mail: [email protected] специалист отдела обучения персонала, ООО «НоваФабрик» (196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Яковлевский пер., 2). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлены результаты исследования объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение современной российской учащейся молодежи и определяющих ее готовность к будущей профессиональной деятельности. Молодежь представляет собой самую динамичную, но в то же время и самую уязвимую часть общества в силу возраста, отсутствия жизненного опыта, зависимости от условий социальной среды, а значит, нуждается в помощи со стороны государственных структур, бизнеса, некоммерческих организаций и других субъектов, оказывающих влияние на процесс самоопределения молодежи и осуществляющих контроль за ним. Представленный анализ результатов исследований ВЦИОМ, а также ряда других исследовательских организаций подтверждает актуальность поставленной авторами проблемы выстраивания системы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации. Авторами сформулированы предложения, направленные на решение проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащейся молодежи с учетом координации и консолидации усилий всех участников этого процесса.
Ключевые слова: молодежь, учащаяся молодежь, ценности, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, рынок труда, выбор профессии, группы учащихся.
Непредсказуемость и переменчивость условий современной жизни затрагивают в определенной степени любую часть общества и, в особенности, влияют на молодежь, которая является, с одной стороны, самой мобильной и динамичной частью общества и, в то же время, самой уязвимой.
В широком смысле молодежь уязвима, т.к. зависима от условий социальной среды, на которые молодым людям сложно повлиять. В узком смысле уязвимость связана с внутриличностными проблемами, развивающимися как на фоне, так и в следствии объективных и субъективных жизненных трудностей, сопутствующих молодежи в процессе взросления. Молодежь стоит перед неизбежной необходимостью определения своего места и завоевания статуса в социальной структуре общества, а, значит, находится под постоянным давлением, связанным, в том числе, с важностью «правильного выбора» профессии и решением задачи будущего трудоустройства.
Проблеме профессионального самоопределения молодежи в рамках социологического подхода посвящены труды отечественных социологов Е.С. Баразговой, Ю.Р. Вишневского, М.К. Горшкова, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, Д.Л. Константиновского, В.Т. Лисовского, А.В. Меренкова, Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевича, Е.Э. Смирновой, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, Ф.Э. Шереги, В.Т. Шапко, В.Н. Шубкина и др. Одновременно анализ научной литературы по обозначенной проблеме свидетельствует о сохранении актуальности изучения проблемы профессионального самоопределения молодежи в рамках социологической науки по причине недостатка социологического изучения тех особенностей, противоречий, которые характеризуют данный процесс у разных групп учащихся в современных российских условиях.
С точки зрения социологического подхода, основу самоопределения составляет ситуация и результат включения молодых людей в различные части социальной инфраструктуры, а также стабилизация внутри нее, как элемента той или иной социальной сферы. В ходе приобщения молодежи к определенной сфере происходят качественные изменения в структуре самоопределения [1].
Авакова
Элина
Борисовна
Бразевич
Святослав
Станиславович
Кузнецов Артем
Александрович
Профессиональное самоопределение понимается как процесс определения личностью содержания тех или иных видов трудовой деятельности, возможностей, которые она открывает для человека, удовлетворения его разнообразных потребностей [2].
Развитие профессионального самоопределения происходит в двух аспектах: ценностно-ориентационном, представляющим собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, и деятельностном, предполагающем учет реальных действий и результатов труда человека [3, с. 68]. Необходимым условием профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом собственных особенностей и возможностей, а также требований будущей профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. Профессиональное самоопределение является принципиальной чертой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации [4, с. 400].
Современные условия жизни диктуют выбор «престижной» специальности, имеющей востребованность в понимании молодежи. Личностная предрасположенность и психологическая склонность к той или иной сфере деятельности в таких условиях могут отходить на второй план, в особенности, под влиянием субъективных факторов, например, искусственно составленных рейтингов профессий и уровня дохода, искажающих объективное восприятие молодежью ситуации на рынке труда. Неудивительно, что регулярно результаты проводимых социологических исследований свидетельствуют о завышенных требованиях молодежи к своей будущей заработной плате. Молодые соискатели претендуют на высокие зарплаты и должности, опираясь только на собственные желания, которые не соотносятся с накопленными за период обучения знаниями и опытом1.
Можно сказать, что в молодежной среде произошла девальвация ценности труда как такового, потребность в труде ушла на второй план, а на первое место вышли потребности более низкого уровня: молодежь сосредоточилась в основном на удовлетворении своих потребностей физиологического и гедонистического характера. Так, основной сферой жизнедеятельности для большей части молодежи становится досуг, преимущественными составляющими которого являются отдых, развлечение, удовлетворение сиюминутных удовольствий [5].
Согласно результатам всероссийского опроса, проведенного в марте-апреле 2017 года ^ 9000] в иерархии ценностей молодежи лидирующее место занимает доход (15%]. Порядок и стабильность идут на втором месте (11%), третье место занимает самореализация (8%)2.
Интересными для анализа представляются и другие результаты. Так, например, по итогам социологического исследования, проведенного в ноябре 2018 года многофункциональным молодежным центром «Шанс» на тему «Ориентации молодежи в сфере труда и занятости» ^ 1000), большинство (27%] респондентов в качестве главного параметра, на который они опираются при выборе профессии, назвали любовь к профессии. Способность к определенному виду профессиональной деятельности оказалась главным для 20% опрошенных. Престижность также была названа в качестве определяющего фактора, ее выбрали 18%. При этом, первостепенным фактором при выборе места работы молодежь назвала профессиональный рост (59%). Не менее важным фактором является уровень предполагаемого заработка (57%), далее идет сфера деятельности, она важна для 46% опрошенных, так же, как и получение практического опыта (41%)3.
Молодежь в силу возраста и отсутствия жизненного опыта не всегда может верно определить свои потребности при выходе на рынок труда в начале своего профессионального пути. Представители молодежи на этом этапе еще не обладают сформированной жизненной целью, выработанной моделью поведения и устойчивым отношением к пониманию своего будущего - они находятся под воздействием множества внешних факторов. Так, влияние на самоопределение при выборе профессии оказывают различные субъекты: члены семьи, друзья, педагоги школы, герои художественных произведений, работодатели, СМИ и др.
Проведенное в августе-декабре 2017 г. исследование качества высшего образования в Санкт-Петербурге по заказу Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга показало,
1 Молодежь на рынке труда Москвы: спрос и предложение /Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=249 (дата обращения 25.04.2019).
2 Молодежь и политика: актуальные вызовы /Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс] URL: https://www.wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2017/2017-05-22_cennosti.pdf (дата обращения 20.04.2019).
3 Социологическое исследование «Ориентации молодежи в сфере труда и занятости» / Официальный сайт многофункционального молодежного центра «Шанс» [Электронный ресурс] URL: http://dmoshans.ru/shans-press/sociologicheskie-issledovaniya/sociologicheskoe-issledovanie-orientacii-molodezhi-v-sfere-truda-i-zanyatosti-- / (дата обращения 26.04.2019).
Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3
что первые места при выборе вуза занимают такие причины выбора учебного заведения, как «рекомендация родителей / друзей / знакомых» (41,7% оценок опрошенных студентов, причем этот фактор лидирует с большим отрывом при выборе вуза на магистерском уровне - 64,6%], «рейтинг вуза в СМИ» (аналогичен фактору «престижный диплом» - 25,4% у всех опрошенных студентов, несколько более значим для бакалавров - 26,3%]. «Востребованность выпускников конкретного вуза ведущими предприятиями» занимает в этой группе 3-е место (20,1%) с несущественными различиями между бакалаврами и магистрами [6, с. 127 - 128].
Возникает вопрос - сложный и дискуссионный по своей сути - возможно ли задать молодым людям правильный вектор развития, исходя из их психологических и личностных потребностей и запросов? Ведь в процессе профессионального самоопределения важно учитывать не только и не столько свои текущие потребности, сколько будущие. Ориентация исключительно на сиюминутные желания представляется ошибочной. С возрастом приходит переосмысление жизненных ценностей и, вместе с тем, возможное разочарование. Неправильный выбор в молодости под влиянием внешних факторов не способствует самореализации и достижению новых целей в условиях новых потребностей. Молодежь при выборе будущей профессии должна понимать цену своего выбора. Поэтому в современных условиях необходим комплекс мер по развитию системы раннего профессионального самоопределения.
Приведем слова Р. Уразова - генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»: «Одной из ключевых проблем в ранней профориентации является отсутствие у ребят возможности «примерить» на себя ту или иную профессию, что-то реально сделать руками, погрузиться в работу, почувствовать, как там все устроено... Профориентация должна проходить в практической плоскости и под руководством опытного наставника, который в профессии уже реализовался, обладает необходимыми навыками на современном уровне. Только такой человек может показать картинку изнутри, рассказать обо всех тонкостях и подводных камнях, вовлечь в профессию»1. Комментарий Р. Уразова относится к всероссийскому проекту по профориентации школьников 6-11 классов, инициированному президентом Российской Федерации В.В. Путиным во время встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» в феврале 2018 года: «Нам нужно выстроить современную профориентацию, здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии, в ведущих компаниях страны2. Подобные проекты способствуют повышению степени осведомленности о содержании и особенностях профессиональной деятельности, приобретению и развитию первичных профессиональных навыков.
В современных условиях особую значимость для личности в плане необходимости адаптации в условиях рыночной экономики приобретают такие качества, как готовность к риску, предприимчивость; рационализм, умение принимать обдуманное решение; исполнительность, твердая воля, эффективность в делах. К важным конкурентоспособным личностным качествам относятся: творческий подход к делу; инициативность, стремление быть лидером; независимость, самостоятельность в поведении; смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; широта взглядов, умение понять чужую точку зрения [7, с. 21]. Все эти качества могут быть развиты только в случае выстроенной системы. Процесс профессионального самоопределения должен запускаться как можно раньше. Контроль за этим процессом должен осуществляться постоянно вплоть до успешного выхода молодежи на рынок труда.
Для эффективного решения проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащейся молодежи представляются целесообразными:
- проектирование и практическая реализация программы исследования в рамках социального, профессионального и личностного самоопределения;
- сбор и анализ ресурсов научно-исследовательского потенциала ученых, а также консолидация с разработками практиков в данной области;
- активное использование в практике профориентационной работы с учащейся молодежью информационных источников и сетевых ресурсов;
- широкое привлечение в ходе профессиональной ориентации социальных партнеров с максимальным использованием их потенциала в сфере государственных структур, бизнеса и некоммерческих организаций;
1 Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее» стартует в семи регионах России / Официальный сайт Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» [Электронный ресурс] URL:
https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/proekt-rannej-proforientaczii-shkolnikov-«bilet-v-budushhee»-startuet-v-semi-regionax-rossii.html (дата обращения 27.04.2019).
2 Путин: на проект ранней профориентации школьников выделят миллиард рублей/ Сетевое издание «NTV.RU» [Электронный ресурс] URL: https://www.ntv.ru/novosti/1986606/ (дата обращения 27.04.2019).
- подготовка высококвалифицированных кадров по профессиональной ориентации в условиях непрерывного образования с обеспечением преемственности на всех возрастных этапах подготовки учащейся молодежи к жизненному и профессиональному самоопределению.
Таким образом, успешное решение интегративной, комплексной и междисциплинарной проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации современной молодежи, возможно только при объединении усилий ученых-исследователей, государственных органов и бизнес-сообщества.
Литература
1. Алейникова Н.Ю. Психологический и социологический подходы к понятию «самоопределение» [Электронный ресурс]. URL: http://tsutmb.ru/nauka/internet-
konferencii/2018/prepodavatel_vysshej_shkoly/2/Alejnikova.pdf (дата обращения 27.05.2019).
2. Левицкая И.А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. №2-2 (58). С. 136 - 140.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Воронеж, 2003. 454 с.
4. Чернухина Е.Е., Мартынова Е.В. Профессиональное самоопределение современной студенческой молодежи // Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. № 4(54). С. 399 - 404.
5. Авакова Э.Б. Профессиональное определение молодежи под влиянием общественной среды // Современные аспекты экономики. 2009. № 10 (147). С. 270 - 277.
6. Авакова Э.Б., Покровская Н.Н., Кузнецов А.А. Социологическое сопровождение образовательного процесса как предмет управления интеллектуальным капиталом в информационном обществе // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С.123 - 130.
7. Пасовец Ю.М. Конкурентоспособность как характеристика адаптационного потенциала личности // Труд и социальные отношения. 2017. №1. С. 14 - 24.
Avakova Elina Borisovna, PhD in Sociology, Associate Professor at the Department of International Relations, Medial-ogy, Political Science and History, Saint-Petersburg State University of Economics (21, Sadovaya St., Saint Petersburg, 191023, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Brazevich Svyatoslav Stanislavovich, Doctor of social sciences, full professor, professor at the Department of International Relations, Medialogy, Political Science and History, Saint-Petersburg State University of Economics. (21, Sadovaya St., Saint Petersburg, 191023, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Kuznetsov Artem Aleksandrovich, specialist at the Department of staff education, NovaFabric, LLC (2, Yakovlevsky per., Saint Petersburg, 196105, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDYING YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Abstract
The article presents the results of the research of objective and subjective factors affecting the professional self-determination of modern Russian studying youth and determining their readiness for future professional activity. Young people are the most dynamic, but at the same time the most vulnerable part of society because of their age, lack of life experience, dependence on the conditions of the social environment, and therefore they need assistance from state structures, businesses, non-profit organizations and other actors that influence and control the process of self-determination of young people. The article presents the analysis of the results of research by number of research organizations confirm the relevance of the problem posed by the authors of building a system of professional self-determination and professional orientation. As a result of the analysis, the authors formulate proposals aimed at solving the problem of professional self-determination and professional orientation of students, taking into account the coordination and consolidation of efforts of all participants in this process.
Keywords: youth, studying youth, values, value orientations, professional self-determination, career guidance, labour market, choice of profession, groups of pupils.
References
1. Alejnikova N.YU. Psihologicheskij i sociologicheskij podhody k ponyatiyu «samoopredelenie» [Elektronnyj resurs]. URL: http://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2018/prepodavatel_vysshej_shkoly/2/Alejnikova.pdf (data obrashcheniya 27.05.2019).
2. Levickaya I.A. Professional'noe samoopredelenie kak sociokul'turnyj process // Vestnik Kemerovskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2014. №2-2 (58). P. 136 - 140.
3. Klimov E.A. Psihologiya professionala. - M.: Voronezh, 2003. 454 s.
4. CHernuhina E.E., Martynova E.V. Professional'noe samoopredelenie sovremennoj studencheskoj molodezhi // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 4(54). P. 399 - 404.
5. Avakova E.B. Professional'noe opredelenie molodezhi pod vliyaniem obshchestvennoj sredy // Sovremennye aspekty ekonomiki. 2009. № 10 (147). P. 270 - 277.
6. Avakova E.B., Pokrovskaya N.N., Kuznecov A.A. Sociologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa kak predmet upravleniya intellektual'nym kapitalom v informacionnom obshchestve // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2019. № 2 (116). S.123 - 130.
7. Pasovec YU.M. Konkurentosposobnost' kak harakteristika adaptacionnogo potenciala lichnosti // Trud i social'nye otnosheniya. 2017. №1. P. 14 - 24.