Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями
Ажищева Татьяна Александровна
МДОУ "Райсеменовский детский сад КВ "Родничок", Серпуховский
район
Ключевые слова:
ФГОС ДО, взаимодействие с родителями, эффективность, формы работы, коррекция
В настоящее время педагоги дошкольных организаций уделяют особое внимание общению с родителями. Направленность задач ФГОС ДО на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей требует описания особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Каждый коллектив выделяет приоритетные виды взаимодействия с родителями. В основном это родительские собрания, консультации, информация на стендах, работа родительских клубов. Все чаще информация для родителей представляется на сайте детского сада. Но многие ли педагоги задумывались о необходимости данной поддержки конкретной семье? Если помощь нужна, то в какой форме её оказать? Какую часть представленного педагогом материала родитель понимает и принимает, а какую пропускает «мимо ушей».
В МДОУ «Райсеменовский детский сад «Родничок»взаимодействие с родителями выстраивается на основе партнерства. Общение не ограничивается проведением родительских собраний и консультаций - в запасе педагогов есть и более эффективные способы.
Педагоги, в том числе и я как учитель-логопед, ставят перед собой цель выявить родителей, нуждающихся в помощи специалистов, определить их потребности в информации. Начинаем с исследования интересов родителей и выяснения уровня их психолого-педагогической компетенции и компетентности. Иными словами, родители могут владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в их применении для решения конкретных задач или проблемных ситуаций со своим ребенком дома. Определив это, переходим к выявлению наиболее приемлемых форм передачи информации родителям.
Для этого обращаем внимание на социальный паспорт семей. Детский сад посещают дети, проживающие не только в деревне Райсемёновское, соседних деревнях, но и в городе Серпухове. Из всех семей 28% относятся к многодетным семьям. Большая часть из их числа имеет статус приёмных.Это жители Семейного городка, где в каждой семье живет 8-10 детей, двое из которых дети-инвалиды. Воспитывая столько детей не всегда есть время на посещение консультаций в ДОУ. Одни родители владеют ИКТ, другие нет. Есть родители-педагоги, родители, интересующиеся вопросами педагогики и психологии, молодые родители, родители, приехавшие из стран ближнего зарубежья. Для каждой категории родителей мы подбираем оптимально удобные и эффективные формы работы.
Остановлюсь на наиболее популярных формах работы среди родителей группы компенсирующего развития для детей с нарушениями речи.
1.Совместные занятия детей и родителей.
Такие занятия проводятся ежемесячно. На них дети и родители играют, вместе выполняют задания. Во время этих занятий учу родителей на практике:
-выполнять артикуляционную гимнастику, указывая на успехи или неточности в выполнении движений;
- играть в речевые игры, обращая внимание на звукопроизношение, грамматический строй речи, ударение, словоизменение;
- составлять схему слога, слова, давать характеристику звукам, соблюдая алгоритм действий;
- выполнять пальчиковую гимнастику, упражнения для развития мелкой моторики рук, обращая внимание на динамику в развитии мышц руки;
- общаться и заниматься с детьми, обращая внимание на ведущий вид деятельности - игру.
В результате и дети, и родители получают положительные эмоции, необходимый опыт, видят затруднения и успехи своих детей. Для меня, же это бесценный материал для выстраивания дальнейшей работы с семьей с целью восстановления речи ребенка.
1.Индивидуальные аудиозадания.
Эту форму я использую, когда необходимо дать образец четкой и правильной речи, с требующейся силой голоса, интонацией, выделением главного. Для этого я использую звуковую мини колонку с флешкой. Записав слова для произношения, стихи, скороговорки, музыку к логоритмическим песенкам, тематические артикуляционные гимнастики, я отдаю колонку ребенку домой среди недели или на выходные дни. Дома ребенок самостоятельно или под руководством родителей прослушивает, заучивает или повторяет нужный мне материал в качественном произношении.
1.Использование «Говорящей ручки» (фирма «Знаток»).
В прошлом году, здесь на Четвертой конференции «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста» одна из выступающих представила свой опыт работы с «Говорящей ручкой». Я применила ее опыт в своей работе. Оказалось, что многие родители приобрели это пособие, но использовали его только для прослушивания книг и изучения букв.
Прилагающиеся стикеры я клею в тетрадь и записываю на них задания или необходимую информацию для родителей. Часто записываю тексты для пересказа, причем дома ребенок с родителями может записать свою версию пересказа. Такая обратная связь дает мне возможность понять уровень выполнения заданий дома и возможных трудностей с запоминанием.
1.Общение через сайт.
У меня нет собственного сайта. Я использую страницу с сайта нашего учреждения МДОУ «Родничок». На странице логопеда я выкладываю упражнения, задания, алгоритмы работы по тем или иным направлениям логопедической работы. Это текстовые документы, презентации, схемы, иллюстративный материал, а также видеоуроки. В зависимости от поставленной цели, я выбираю игру или упражнение и записываю ход игры с ребенком на видеокамеру. По ходу игры, я комментирую, объясняю особенности, уточняю значимость момента. Это видео я и размещаю на странице сайта, где родители, которые не присутствовали на занятиях или консультациях, могут посмотреть, как играть, какие требования предъявлять к ответам ребенка, к качеству речи, какой иллюстративный материал подобрать для игр дома. На страничке представлены разные речевые игры, направленные на решение логопедических проблем у детей дошкольного возраста. Но их могут использовать как воспитатели логопедической группы для наибольшей преемственности в работе, так и другие родители, чьи дети не попали в речевую группу.
Таким образом, используя в общении с родителями различные формы взаимосвязи, я эффективно решаю поставленные передо мной задачи по коррекции речевых недостатков. При этом выбираю наиболее удобные, доступные и интересные для родителей формы работы. Родители получают интересующую их информацию в доступной и наглядной форме, к детям предъявляются единые требования со стороны логопеда, воспитателей и родителей, а сэкономленное время логопеда идет на дополнительные занятия с дошкольниками и профессиональное саморазвитие.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. С.Н.Полькина . Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования. URL: http://www.orenipk.ru/kp/didakt/docs/2b/lek2_1.html. Дата обращения 10.03.2016г.