Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / СОТРУДНИКИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ / PHYSICAL TRAINING / CADETS / EMPLOYEES / FEDERAL SERVICE OF EXECUTIONS OF PUNISHMENTS / PENAL SYSTEM / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / TRAINING SESSIONS / COMBAT MISSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин Максим Борисович, Звягинцев Максим Валерьевич

Физическая подготовка курсантов является необходимым элементом для дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Регламентируется физическая подготовка Наставлением по физической подготовке сотрудников УИС Минюста России. Актуальность темы подтверждается тем, что в образовательные программы образовательных учреждений ФСИН России включена дисциплина «Физическая подготовка». В ходе проведения данных занятий курсантов готовят по физическим показателям, которым они должны соответствовать при дальнейшем прохождении службы. Стоит отметить, что эффективность различных упражнений зависит от различных внешних факторов. В данной статье предлагаем рассмотреть основные виды упражнений, способствующие качественному развитию навыков по физической подготовке курсантов образовательных учреждений ФСИН России, определить их эффективность по различным аспектам, а также ввести новые упражнения в образовательную программу по физической подготовке в целях усовершенствования данной деятельности и повышения ее результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугин Максим Борисович, Звягинцев Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF LESSONS IN PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Physical training of cadets is a necessary element for further service in institutions and bodies of the penal system (hereinafter - the penal correction system). Physical training is regulated by the Manual on the physical training of the staff of the correctional system of the Ministry of Justice of Russia. The relevance of the topic is confirmed by the fact that the discipline "Physical Training" is included in the educational programs of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. During the course of these classes, cadets are prepared according to physical indicators, which they must correspond to with during further service. It is worth noting that the effectiveness of various exercises depends on various external factors. In this article, we propose to consider the main types of exercises that contribute to the qualitative development of skills in physical training of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, to determine their effectiveness in various aspects, as well as introduce new exercises in the educational program in physical training in order to improve this activity and increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ»

2, pp. 60.

3. Pigareva, S.N. (2018), "Scientific methodical regularities of the rider's balance in dressage with regard of the physiological indicators of the leading muscle groups", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6 (158), pp. 170-174.

4. Federation Equestrian of Russia (2019), Rules for Dressage, 25th edition, Moscow.

5. Suzanne von Dietze (2001), Equilibrium in motion. Landing of the rider, Moscow Equestrian Club Disabled, Moscow.

6. Milovzorova M.S. (1872), Anatomy and human physiology, Medicine, Moscow.

7. Pigareva, S.N. (2016), "The new approach to a methodical and physiological control of a functional state of the athletes organism in dressage during the special training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (139), pp. 148-151.

8. Ivanova, G.P. Lavrukhina, G.M. and Weber, A. (2020), "Universal basic skills formation among the choreographic institutions students during beginning classical dance training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 162-168.

9. Pigareva, S.N. (2019), "The biomechanical and physiological parameters of saddle balance for athletes of different levels during "instruction ride" on a dressage simulator", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 170-175.

Контактная информация: fotinippa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.06.2020

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Максим Борисович Пичугин, преподаватель, Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России, Новокузнецк

Аннотация

Физическая подготовка курсантов является необходимым элементом для дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Регламентируется физическая подготовка Наставлением по физической подготовке сотрудников УИС Минюста России. Актуальность темы подтверждается тем, что в образовательные программы образовательных учреждений ФСИН России включена дисциплина «Физическая подготовка». В ходе проведения данных занятий курсантов готовят по физическим показателям, которым они должны соответствовать при дальнейшем прохождении службы. Стоит отметить, что эффективность различных упражнений зависит от различных внешних факторов. В данной статье предлагаем рассмотреть основные виды упражнений, способствующие качественному развитию навыков по физической подготовке курсантов образовательных учреждений ФСИН России, определить их эффективность по различным аспектам, а также ввести новые упражнения в образовательную программу по физической подготовке в целях усовершенствования данной деятельности и повышения ее результативности.

Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, сотрудники, Федеральная служба исполнения наказаний, уголовно-исполнительная система, образовательные организации, учебные занятия, служебно-боевые задачи.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p297-301

EFFICIENCY OF LESSONS IN PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF

RUSSIA

Maxim Borisovich Pichugin, the teacher, Maxim Valeryevich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, Kuzbass Institute of the Federal Service for the Execution of the Punish-

ments of Russia, Novokuznetsk

Annotation

Physical training of cadets is a necessary element for further service in institutions and bodies of the penal system (hereinafter - the penal correction system). Physical training is regulated by the Manual on the physical training of the staff of the correctional system of the Ministry of Justice of Russia. The relevance of the topic is confirmed by the fact that the discipline "Physical Training" is included in the educational programs of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. During the course of these classes, cadets are prepared according to physical indicators, which they must correspond to with during further service. It is worth noting that the effectiveness of various exercises depends on various external factors. In this article, we propose to consider the main types of exercises that contribute to the qualitative development of skills in physical training of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, to determine their effectiveness in various aspects, as well as introduce new exercises in the educational program in physical training in order to improve this activity and increase its effectiveness.

Keywords: physical training, cadets, employees, Federal service of executions of punishments, the penal system, educational organizations, training sessions, combat missions.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, для более качественной подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН России уделяется внимание именно физической подготовке. При осуществлении служебных обязанностей уже после окончания учебных заведений некоторые сотрудники испытывают определенные трудности. Связано это непосредственно как с психологическими особенностями, так и с уровнем физической развитости. Важно учитывать, что физические способности у лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, могут быть намного выше, чем у самих сотрудников УИС. В связи с этим, возникает необходимость о более качественной и эффективной подготовке сотрудников.

Саунина Г.Н. отмечает, что важным моментом при организации учебного процесса, касаемо занятий по физической подготовке, является чередование умственных и физических нагрузок, что позволит снизить негативные последствия на организм курсанта [2]. Мы считаем, что данное суждение имеет место быть. Тем самым при такой организации учебных занятий будет зависеть эффективность упражнений по физической подготовке.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведя опрос среди курсантов Кузбасского института ФСИН России по поводу эффективности упражнений по физической подготовке, мы сформулировали соответствующие выводы. Как мы отмечали выше, физическая подготовка зависит не только от физических возможностей курсантов, но и от их психического состояния. Тут следует согласиться с мнением Ускова В.М. о том, что воздействие физической подготовки является многогранным, поскольку в ее процессе происходит формирование различных качеств личности [3].

Результаты нашего исследования показывают, что у курсантов различное мнение по поводу эффективности физической подготовки (таблица).

Курсанты, занимающиеся каким-либо видом спорта в свободное от учебы время, заявили, что упражнения по физической подготовке в рамках учебной дисциплины позволяют им более успешно осваивать определенный вид спорта, и уверены, что в дальнейшем прохождении службы физическая подготовка поможет им справиться с определенными сложностями. Тем самым, данные курсанты говорят о высокой эффективности физической подготовки.

Курсанты, не занимающиеся постоянно спортом, утверждают, что эффективность физической подготовки мала. Данные курсанты относятся к занятиям по физической подготовке как попросту к обязанностям курсанта, которые заключаются в посещении занятий, соответственно занимаются не в полной мере. Курсанты не уделяют должного вни-

мания данным занятиям, что является их ошибкой, не осознают всех сложностей предстоящей после выпуска службы. Зачастую, такие курсанты сталкиваются с определенными сложностями при сдаче зачетов или экзаменов в рамках учебной дисциплины. Но 40% опрошенных курсантов все-таки говорят об эффективности физической подготовки. Связано это с тем, что уровень их физической развитости вырос по сравнению с тем уровнем, который они имели до поступления в высшее учебное заведение.

Курсанты, осваивающие учебные дисциплины надлежащим образом, говорят, что эффективность физической подготовки находится на высоком уровне. Большая часть таких курсантов высказалась именно о том, что физическая подготовка проводится эффективно и окажет должный эффект на их службу в будущем. 15% опрошенных курсантов указанной категории высказались о неэффективности упражнений по физической подготовке. Мы считаем, что на мнение данных курсантов повлияли внешние факторы, такие

Эффективно Неэффективно

Курсанты-спортсмены 97,9% 2,1%

Курсанты, надлежаще относящиеся к физической подготовке 85% 15%

Курсанты, не занимающиеся спортом 40% 60%

Одним из оснований выявления эффективности упражнений по физической подготовке, независимо от мнения курсантов, является сдача курсантами зачетов или экзаменов по дисциплине «Физическая подготовка».

Элементами сдачи зачета или экзамена по данной дисциплине является бег на 3000 м, подтягивание на перекладине, бег на 100 м.

Часть курсантов имеют проблемы по сдаче указанных нормативов. Требования по сдаче нормативов увеличиваются с каждым курсом, что вызывает сложности у курсантов. Крайнее беспокойство вызывает категория курсантов, не занимающихся дополнительно спортом и высказывающие мнение о том, что данный процесс не вызывает определенной эффективности. У данной категории курсантов опускаются руки вместо того, чтобы улучшать свои физические показатели. Следует отметить, что того объёма, который предусмотрен программой, для них недостаточно, и в связи с этим, несмотря на постоянные занятия по расписанию, показатели и уровень их подготовки не улучшаются.

Во многом эффективность физической подготовки заключается в отношении к ней, качественном выполнений упражнений, предусмотренных образовательной программой.

Издание ТАСС сообщает о том, что нападение на сотрудников УИС растет из года в год. Так, например, по словам Рудого А. А. в 2018 году в 61 территориальном органе ФСИН зарегистрировано 203 случая неправомерных действий со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных в отношении персонала учреждений, связанных с применением насилия (в 2017 году - 197 случаев). Лишь в 20 территориальных органах ФСИН России фактов насилия в отношении сотрудников не зарегистрировано. По данным фактам в 2018 году возбуждено 186 уголовных дел - на семь больше, чем в 2017 году (https://tass.ru/obschestvo/6208805).

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы должен обладать высоким уровнем физической подготовки, что является полезным и крайне необходимым при выполнении служебно-боевых задач, также для того, чтобы в рамках закона противодействовать данным явлениям.

В целях корректировки мнения курсантов по поводу эффективности физической подготовки и улучшению их физических данных целесообразно предусмотреть в проведении занятий по физической подготовке дифференцированный подход в выполнении упражнений. Например, в рамках одного занятия помимо разминки, комплекса силовых упражнений, уделять внимание отдельным нормативам, не путем их сдачи, а путем выполнения упражнений, способствующих качественной сдаче нормативов. К примеру, для выполнения нормативов по подтягиванию сделать акцент на упражнения, способствую-

щие увеличению количества раз при сдаче данного норматива. К таким упражнениям можно отнести жим гири, отжимания от пола.

Также, для преодоления внешних факторов, влияющих на эффективность физической подготовки целесообразно внедрить в учебную дисциплину занятия психофизической практики. Психофизические практики - оздоровительные системы, направленные на укрепление физического, психического, социального, биоэнергетического и нравственно-духовного здоровья [4].

ВЫВОДЫ

Таким образом, эффективность упражнений по физической подготовке курсантов зависит от различных факторов. Курсанты, имеющие на высоком уровне навыки по физической подготовке более адаптированы к прохождению дальнейшей службы в УИС. В связи с этим необходимо обеспечивать наличие высоких показателей абсолютно у всех курсантов. В связи с этим у нас возник ряд предложений, реализация которых окажет положительное влияние на общий уровень физической подготовки курсантов:

1. Внедрение в образовательную программу по дисциплине «Физическая подготовка» психофизических практик, которые будут предусматривать занятия по йоге, аэробике. Эмоциональная разгрузка у курсантов позволит более эффективно выполнять упражнения по физической подготовке.

2. Предусмотреть в практических занятиях по «Физической подготовке», часы, которые будут отдельно уделяться каждому нормативу для более качественной их сдаче на промежуточной или итоговой аттестации.

Мы уверены, что реализация предложенных нами рекомендаций поспособствует более качественной организации и высокому уровню физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России : приказ Минюста России от 12.11.2001 № 301 (ред. от 19.05.2008). - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=647909-0&rnd=33D01E33698A7ED0368E679CBE63F606&req=doc&base=EXP&n=664174&REFD0C=64790 9&REFBASE=EXP#1ivmiu8qavz (дата обращения: 01.01.2020).

2. Саунина, Г.Н. Особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с использованием психофизических практик // Пенитенциарная наука. - . - №. 1 (21). - С. 56-61.

3. Радченко, О.В. Специальная физическая подготовка как основа становления профессионально-важных свойств личности курсантов вузов ФСИН России / О.В. Радченко, В.М. Усков, Б.В. Кузнецов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2018. - № 9. - С. 773-776.

4. Бердичевский, А.И. Китайские психотелесные гимнастики в структуре готовности к деятельности инженерно-технических работников : дис. ... канд. психол. наук / Бердичевский Андрей Иванович. - Москва, 2008. - 148 с.

REFERENCES

1. Ministry of Justice of Russia (2001), Order of the Ministry of Justice of Russia dated 12.11.2001 № 301 (as amended on May 19, 2008) "On the approval of the Manual on the physical training of the employees of the penitentiary system of the Ministry of Justice of Russia", available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=647909-

0&rnd=33D01E33698A7ED0368E679CBE63F606&req=doc&base=EXP&n=664174&REFD0C=64790 9&REFBASE=EXP#1ivmiu8qavz.

2. Saunina G.N. (2013), "Features of the physical preparation of cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the process of physical education using psycho-physical practices", Prison science, No. 1 (21), pp 56-61.

3. Radchenko O.V., Uskov V.M. and Kuznetsov B.V. (2018), "Special physical training as the basis for the formation of professionally important personality traits of cadets of higher educational insti-

tutions of the Federal Penitentiary Service of Russia", Fire safety: problems and prospects, No. 9, pp. 773776.

4. Berdichevsky A.I. (2008), Chinese psycho-physical gymnastics in the structure of readiness for the activities of engineering and technical workers, dissertation, Moscow.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2020

УДК 378.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДЫ SIMINTECH В ФОРМИРОВАНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Алексей Валерьевич Полковников, начальник учебной лаборатории, Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии

Российской Федерации, Пермь

Аннотация

Целью исследования является обоснование эффективности использования среды SimlnTech в формировании инженерной культуры курсантов. Практическая значимость заключается в возможности использования представленного программного обеспечения в системе подготовки офицеров. Представлено описание российской среды моделирования SimlnTech. Раскрываются возможности представленного программного обеспечения в формировании каждого из компонентов инженерной культуры курсантов военных вузов. Представлен пример, демонстрирующий модель шагового механизма перезарядки артиллерийской пушки с расчетом параметров нагрузки в процессе интегрирования.

Ключевые слова: инженерная культура, курсанты военных вузов, среда моделирования SimInTech.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p301-303

USE OF SIMINTECH ENVIRONMENT IN FORMATION OF FUTURE OFFICERS

ENGINEERING CULTURE

Aleksey Valeryevich Polkovnikov, the head of the training laboratory, Alexander Vasilyevich

Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Perm Military Institute of the Forces of the National

Guard of the Russian Federation

Abstract

The aim of the study is to substantiate the effectiveness of using the SimlnTech environment in the formation of engineering culture of cadets. The practical significance lies in the possibility of using the presented software in the officer training system. The description of the Russian SimInTech simulation environment is presented. The possibilities of the presented software in the formation of each of the components of the engineering culture of cadets of military universities are revealed. The example is presented that demonstrates the model of the stepping mechanism for reloading the artillery gun with the calculation of the load parameters during the integration process.

Keywords: engineering culture, cadets of military universities, SimlnTech simulation environment.

ВВЕДЕНИЕ

Использование в войсках современных высокотехнологичных образцов вооружения, военной и специальной техники накладывают определенный отпечаток на систему военного образования. Научно-педагогический состав военных вузов находится в постоянном научном поиске новых способов изучения сложных технических систем военного назначения. Одним из направлений научных изысканий ученых является моделирование технических систем с использованием различных программных продуктов. Так на современном этапе внедрена в образовательный процесс методика твердотельного моделиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.