Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ / ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Д. В., Гимазова Ю. В.

Эффективность законодательства об организации физической и огневой подготовки полицейских в Российской Федерации сформулирована в работе как решение задачи оптимизации подготовки сотрудника полиции к правомерному и результативному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в ситуациях оперативно-служебной деятельности. Исходя из практикоориентированного подхода к формированию компетентности полицейских в области применения физической силы и огнестрельного оружия, исследован доступный автору опыт (статистика, кейсы) в изучаемой сфере. В результате анализа действующего законодательства сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правовых основ применения сотрудниками органов внутренних дел (далее - ОВД) физической силы и огнестрельного оружия. Для обеспечения адекватности реформ по нормативно-правовому обеспечению физической и огневой подготовки сотрудников ОВД предложено организовать всероссийское исследование фактов применения сотрудниками ОВД физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия с классификацией по направлениям применения физической силы и огнестрельного оружия, изложенным в федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Предлагаемое исследование должно носить межведомственный характер, при его организации должен быть использован проектный подход. Ожидаемый результат: выявление и классификация проблем, затруднений в процессе использования сотрудниками ОВД физической силы и оружия, определение причин таких «недоработок», а также выявление территориальных особенностей, которые влияют на эффективность применения сотрудниками ОВД физической силы и огнестрельного оружия. Итоги этого исследования должны стать основой для совершенствования действующей системы физической и огневой подготовки сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Д. В., Гимазова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION EFFECTIVENESS ON THE ORGANIZATION OF POLICE OFFICERS’ FIRE AND PHYSICAL TRAINING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The legislation effectiveness on the organization of police officers’ physical and fire training in the Russian Federation is formulated in the work as a solution to the problem of optimizing the police officer training for the lawful and effective use of physical force, special means and firearms in situations of operational and service activity. Based on a practiceoriented approach to the formation of police competence in the field of the use of physical force and firearms, the experience available to the author (statistics, cases) in the field under study is investigated. As a result of the current legislation analysis, proposals to improve the regulatory framework for the use of physical force and firearms by police officers have been formulated. To ensure the adequacy of the reforms on the regulatory and legal provision of physical and fire training of police officers, it is proposed to organize an All-Russian study of the facts of physical force, special equipment and firearms use by police officers, with classification according to the directions of the physical force and firearms use set out in the Federal Law dated February 7, 2011 No. 3-FZ “On Police”. The proposed study should be of an interdepartmental nature, and a project approach should be used in its organization. Expected result: identification and classification of problems, difficulties in the process of using physical force and weapons by police officers, determination of the causes of such “shortcomings”, as well as identification of territorial features that affect the effectiveness of the use of physical force and firearms by police officers. The results of this study should become the basis for improving the current system of physical and fire training of police officers.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УДК 343 JEL K14 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-1-5-15

Получено: 09.01.2023 Статья доработана после рецензирования: 06.02.2023 Принято: 17.02.2023

Эффективность законодательства об организации огневой и физической подготовки полицейских в Российской Федерации

Иванов Денис Валерьевич12

Магистрант1, начальник отделения2 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7599-9240, e-mail: batal52@bk.ru

Гимазова Юлия Владимировна3

Канд. полит. наук, начальник отдела организации защит диссертаций Управления аспирантуры и докторантуры3 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5581-5758, e-mail: 3j@mail.ru

''Академия управления МВД России, 125171, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8, г. Москва, Россия

2Отделение МВД по городскому округу Жуковский Московской области, 140181, ул. Гагарина, 8,

г. Жуковский, Московская обл., Россия

3Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

119571, пр-т Вернадского, 82, г. Москва, Россия

Аннотация

Эффективность законодательства об организации физической и огневой подготовки полицейских в Российской Федерации сформулирована в работе как решение задачи оптимизации подготовки сотрудника полиции к правомерному и результативному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в ситуациях оперативно-служебной деятельности. Исходя из практикоориентированного подхода к формированию компетентности полицейских в области применения физической силы и огнестрельного оружия, исследован доступный автору опыт (статистика, кейсы) в изучаемой сфере. В результате анализа действующего законодательства сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правовых основ применения сотрудниками органов внутренних дел (далее - ОВД) физической силы и огнестрельного оружия. Для обеспечения адекватности реформ по нормативно-правовому обеспечению физической и огневой подготовки сотрудников ОВД предложено организовать всероссийское исследование фактов применения сотрудниками ОВД физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия с классификацией по направлениям применения физической силы и огнестрельного оружия, изложенным в федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Предлагаемое исследование должно носить межведомственный характер, при его организации должен быть использован проектный подход. Ожидаемый результат: выявление и классификация проблем, затруднений в процессе использования сотрудниками ОВД физической силы и оружия, определение причин таких «недоработок», а также выявление территориальных особенностей, которые влияют на эффективность применения сотрудниками ОВД физической силы и огнестрельного оружия. Итоги этого исследования должны стать основой для совершенствования действующей системы физической и огневой подготовки сотрудников ОВД.

Ключевые слова: полиция, огневая подготовка, физическая подготовка, профессиональные качества, эффективность работы, правовые основы, применения физической силы, применение огнестрельного оружия, профессиональная подготовка

Цитирование: Иванов Д.В., Гимазова Ю.В. Эффективность законодательства об организации огневой и физической подготовки полицейских в Российской Федерации // Управление. 2023. Т. 11. № 1. С. 5-15. DOI: 10.26425/2309-3633-2023-11-1-5-15

© Иванов Д.В., Гимазова Ю.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

Received: 09.01.2023 Revised: 06.02.2023 Accepted: 17.02.2023

Legislation effectiveness on the organization of police officers' fire and physical training in the Russian Federation

Denis V. Ivanov1,2

Graduate Student1, Head of the Department2 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7599-9240, e-mail: batal52@bk.ru

Yulia V. Gimazova3

Cand. Sci. (Polit.), Head of the Dissertation Defense Organization Department at the Postgraduate and Doctoral Studies Department3

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5581-5758, e-mail: 3j@mail.ru

''Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 8, ul. Zoi i Aleksandra Kosmodemjanskikh,

Moscow 125171, Russia

2Department of the Ministry of Internal Affairs in the Zhukovsky city district of the Moscow Oblast, 8, ul. Gagarina,

Zhukovsky 140181, Moscow Oblast, Russia

3Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 82, prospekt Vernadskogo,

Moscow 119571, Russia

Abstract

The legislation effectiveness on the organization of police officers' physical and fire training in the Russian Federation is formulated in the work as a solution to the problem of optimizing the police officer training for the lawful and effective use of physical force, special means and firearms in situations of operational and service activity. Based on a practice-oriented approach to the formation of police competence in the field of the use of physical force and firearms, the experience available to the author (statistics, cases) in the field under study is investigated. As a result of the current legislation analysis, proposals to improve the regulatory framework for the use of physical force and firearms by police officers have been formulated. To ensure the adequacy of the reforms on the regulatory and legal provision of physical and fire training of police officers, it is proposed to organize an All-Russian study of the facts of physical force, special equipment and firearms use by police officers, with classification according to the directions of the physical force and firearms use set out in the Federal Law dated February 7, 2011 No. 3-FZ "On Police". The proposed study should be of an interdepartmental nature, and a project approach should be used in its organization. Expected result: identification and classification of problems, difficulties in the process of using physical force and weapons by police officers, determination of the causes of such "shortcomings", as well as identification of territorial features that affect the effectiveness of the use of physical force and firearms by police officers. The results of this study should become the basis for improving the current system of physical and fire training of police officers.

Keywords: police, fire training, physical training, professional qualities, work efficiency, legal framework, use of physical force, use of firearms, professional training

For citation: Ivanov D.V., Gimazova Yu.V. (2023) Legislation effectiveness on the organization of police officers' fire and physical training in the Russian Federation. Upravlenie /Management (Russia), 11 (1), pp. 5-15. DOI: 10.26425/23093633-2023-11-1-5-15

© Ivanov D.V., Gimazova Yu.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Введение / Introduction

В современных условиях множественных кризисов и вызовов системе обеспечения и защиты внутренней безопасности государства развитие профессионально-квалификационных качеств сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД) представляется одной из важнейших и до конца не решенных задач совершенствования деятельности полиции.

К числу приоритетных профессионально-квалификационных качеств сотрудников ОВД относится уровень их физической и огневой подготовки. Данные виды подготовки направлены на формирование и развитие физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности, а также на уверенное владение табельным оружием в различных ситуациях служебной деятельности.

Достижение указанных целевых ориентиров качества физической и огневой подготовки сотрудников ОВД в современной России предполагает, прежде всего, необходимость развития нормативно-правового и организационного обеспечения в данной сфере. За последние 15 лет в Российской Федерации (далее — РФ) законодательное и организационно-правовое обеспечение организации физической и огневой подготовки сотрудников ОВД претерпело существенные изменения в аспектах регламентации занятий по физической и огневой подготовке.

Вместе с тем, по свидетельствам специалистов-практиков, на сегодняшний день морально устарели нормы положенности учебного оружия и боеприпасов для тренировок; не урегулирована проблема поддержания учебного оружия в исправном состоянии; нет единых требований к уровню подготовки и статусу инструкторов [Шишалов, Старосельцева, 2020]. Не решена однозначно законодательная дилемма о возможности использовать в процессе обучения табельное или личное оружие [Кобленков, 2019].

Указанные и иные проблемы усиливают противоречие между требованиями нормативных документов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) к уровню профессиональной подготовленности сотрудников полиции и практикой применения физической силы и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД РФ. По данным МВД РФ, число раненых и погибших сотрудников ОВД при несении службы, по крайней мере, не уменьшается за последние годы. В 2018 г. при

исполнении служебных обязанностей погибло 45 сотрудников МВД и более 1 300 пострадали12, за 2019 г. — 59 погибших сотрудников и 3 500 сотрудников, получивших ранение3, в 2020 г. при исполнении служебного долга погибли 26 сотрудников органов внутренних дел4. Наиболее типичными обстоятельствами гибели или ранения сотрудников ОВД явились: задержание преступников, атака для завладения оружием, нападение опасного животного, незаконное проникновение на охраняемый объект. В числе лидеров применения огнестрельного оружия— сотрудники дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ДПС ГИБДД), уголовного розыска и участковые оперуполномоченные [Струганов и др., 2020]. При этом более подробная единая статистика в общероссийском масштабе недоступна в официальных источниках, а отдельные тематические исследования по регионам основаны на небольшой по объему выборке [Каплунов, 2018; Кобленков, 2019; Пырчев, 2021]. Также в открытом доступе отсутствует информация о количестве лиц, пострадавших в результате применения сотрудниками ОВД огнестрельного оружия.

Вместе с тем в доступных авторам исследованиях делаются схожие выводы о недостаточной решительности в использовании табельного оружия, отсутствии навыков ведения единоборств в экстремальных ситуациях, недостаточной реализации физических способностей на практике, об опасениях сотрудников ОВД в отношении юридических последствий применения табельного оружия, о пренебрежении мерами личной безопасности.

Изложенное актуализирует необходимость проведения комплексных научных исследований по проблематике повышения эффективности правового регулирования и организации физической и огневой подготовки сотрудников ОВД в Российской Федерации, что и предпринято авторами данной статьи.

1 РИА Новости (Четверг 23 мая 2019). МВД уточнило количество сотрудников, погибших при исполнении в прошлом году. Режим доступа: https://ria.ru/20190523/1554855465.html (дата обращения: 29.12.2022).

2 Интерфакс (Среда 7 нояб. 2018). При исполнении обязанностей в 2018 году в России погибли 37 полицейских. Режим доступа: https:// www.interfax.ru/russia/636877 (дата обращения: 29.12.2022).

3 РИА Новости (Среда 26 февр. 2020). В России за год погибли 59 полицейских. Режим доступа: https://ria.ru/20200226/1565226184. html (дата обращения: 29.12.2022).

4 РИА Новости (Понедельник 8 нояб. 2021). День памяти погибших сотрудников органов внутренних дел России. Режим доступа: https:// ria.ru/20211108/pamyat-1757371631.html (дата обращения: 29.12.2022).

Основы оценки эффективности организации и правового регулирования физической и огневой подготовки полицейских / Fundamentals of evaluating the organization and legal regulation effectiveness of police officers' physical and fire training

Прежде всего, следует конкретизировать категорию «эффективность организации и правового регулирования» применительно к области физической и огневой подготовки в ОВД.

Несмотря на то, что именно в уголовной сфере накоплен наиболее богатый опыт по применению термина «эффективность» к характеристике нормативно-правового регулирования, многие аспекты этой проблемы до сих пор остаются дискуссионными.

В традициях советского права эффективность правовой нормы означала «свойство, которое выражает меру ее пригодности своевременно при определенных социальных затратах вызывать достижение конкретного научно обоснованного положительного результата» [Баранов, 1989; Кудрявцев и др., 1980].

Таким образом, эффективность правовой нормы — это соотношение достигнутого при ее применении результата с затратами на ее применение. Вместе с тем эти результаты и затраты должны корреспондировать с целями нормативно-правового регулирования. Вот почему первичным этапом в оценке эффективности тех или иных правовых норм всегда будет установка цели развития нормативно-правового обеспечения данного вопроса. Такой подход получил в юриспруденции наименование функционально-целевого [Курылева, 2007].

Вопрос, касающийся характеристики результата нормативно-правового регулирования и способов его оценки, также трактуется неоднозначно. Под результатом понимается в частности:

• влияние на общественные отношения в определенном направлении [Кудрявцев и др., 1980];

• достижение социально значимой цели [Баранов, Байтин, 1989];

• реально наступившие изменения в той или иной сфере общественных отношений [Курылева, 2007].

В целом, для оценки эффективности применения нормативных актов в анализ включаются такие аспекты, как соотношение запланированных законодателем целей и фактически достигнутых результатов и последствий нормативно-правового регулирования; соотношение результатов и издержек, затраченных на реализацию правовых норм; оценка социальной пользы от результатов применения данных правовых норм; оценка времени, которое потребовалось для

изменений в социальной сфере вследствие внедрения анализируемой правовой нормы.

При этом реальная эффективность действия нормативных актов практически всегда ниже, чем прогнозируемая или потенциальная. Исследователи связывают это с тем, что реальная эффективность нормы права зависит от совокупного действия множества социально-экономических и социально-политических факторов, многие из которых лежат вне зоны правового регулирования. К числу этих факторов можно отнести: материально-техническую, организационную, профессионально-кадровую обеспеченность исполнения вновь принятых правовых норм, а также общественное мнение, слаженность работы в области правоприменения [Зайцев, 2015].

В контексте исследуемой темы, под эффективностью организации и правового регулирования в сфере организации огневой и физической подготовки в органах внутренних дел целесообразно понимать решение задачи оптимизации подготовки сотрудника полиции к правомерному и результативному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Соответственно, указанная цель должна удовлетворять критериям правомерности и результативности применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия.

Критерий «правомерность» означает адекватность физической силы и спецсредств, применяемых полицейским, конкретной ситуации, а также соответствие применяемых сотрудником мер законности. То есть, с одной стороны, сотрудник ОВД должен быть готов к адекватному ситуации применению физической силы и огнестрельного оружия, а с другой - избегать причинения вреда иным лицам, находящимся поблизости.

Критерий «результативность» трактуется как соответствие плановых показателей и фактических результатов (количественных и качественных) деятельности полиции по направлениям профессионально-служебной деятельности.

Нормативно-правовое обеспечение применения физической силы и огнестрельного оружия полицией Российской Федерации / Regulatory and legal support for the use of physical force and firearms by the police of the Russian Federation

Статьи 18-19 действующего федерального закона «О полиции»5 (далее - Закон) отчасти раскрывают

5 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 29.12.2022).

значение критерия «правомерность» использования физической силы и огнестрельного оружия сотрудником ОВД, применяя категории «необходимая оборона», «крайняя необходимость», «непосредственная угроза жизни и здоровью», «право сотрудника полиции применять физическую силу и огнестрельное оружие без предупреждения». Статьи 20—21 Закона раскрывают случаи применения физической силы и специальных средств полицейским при выполнении возложенных на него служебных задач (пресечение преступлений и административных правонарушений, преодоление противодействия законным требованиям полицейского, доставление в служебное помещение правонарушителей и другое).

Полицейский имеет право применять физическую силу и спецсредства, если иные (несиловые) методы не могут способствовать эффективному выполнению обязанностей, возложенных на полицейского. Статьи 22—24 Закона содержат законодательные основы, разрешающие сотруднику ОВД применять огнестрельное оружие, а также соответствующие запреты.

Отметим, что вопросы разрешенного и допустимого применения полицейским физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регулируются в России лишь Закона. Специальных подзаконных актов, а также обзоров правоприменительной практики не существует. Соответственно, это создает определенные трудности при толковании степени дозволенного и запрещаемого. Действительно, в федеральном законе невозможно учесть все фактические условия и обстоятельства, при которых сотрудники ОВД применяют физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие. Кроме того, не урегулирован на правовом уровне вопрос об ответственности и мерах отчетности полицейских за применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Отсутствие дополнительных рекомендаций по применению статей 18—24 Закона существенно снижает эффективность применения этих норм в аспектах:

• необходимости полицейским и их руководителям составлять подробную отчетность о причинах применения физической силы, специальных средств либо огнестрельного оружия, доказывать правомерность такого применения;

• затруднений недостаточно опытных сотрудников полиции в диагностике ситуации применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, на предмет адекватности этих мер конкретной ситуации.

Довольно противоречивой исследователи считают норму Закона о применении «физической силы для пресечения преступлений и нормативных

правонарушений», позволяющую применять сходные приемы как в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, участников какого-либо политического собрания, так и в отношении преступников-рецидивистов [Баркалов, 2019].

О необходимости повышения эффективности нормативно-правового регулирования вопросов правомерности применения полицейскими физической силы, специального или огнестрельного оружия свидетельствует судебная практика по применению статей 20 и 21 Закона.

Чаще всего полицейские, неправомерно применившие огнестрельное оружие, обвиняются в уголовном преступлении по статье 286 части 3 Уголовного кодекса Российской Федерации6. Однако остается невыясненным, насколько данные судебные решения справедливо и однозначно трактуют указанную норму Уголовного кодекса. Правоприменительная практика свидетельствует, что даже если лицо по злому умыслу неоднократно нарушило нормы закона, правомерность его задержания сотрудниками ОВД должна быть доказана в суде [Кобленков, 2019].

Как следует из анализа содержания постановлений судов и приговоров, неоднозначность и непредсказуемость ситуаций применения полицейскими физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия требует дополнительного правового регулирования данных вопросов в части разъяснений Верховным судом Российской Федерации обзора типовых ситуаций. Вместе с тем в настоящее время исследований по практике правоприменения в данной сфере проводится недостаточно.

Результативность мер применения сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации физической силы и огнестрельного оружия / Efficiency of measures for the physical force and firearms use by employees of the Russian Ministry of Internal Affairs

Оценивая действующее законодательство на предмет результативности мер применения сотрудниками ОВД физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, можно отметить следующее. Во-первых, проводимых российскими учеными исследований в области практики применения сотрудниками МВД РФ физической силы и огнестрельного оружия

6 Статья предусматривает ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; с причинением тяжких последствий.

явно недостаточно для того, чтобы адекватно оценить, насколько действующие нормативные и правовые акты в данной сфере соответствуют многообразной практике с учетом специфики несения службы в конкретном органе внутренних дел или конкретном субъекте РФ. Имеющиеся немногочисленные исследования [Ермолаев, Терёнина, 2018; Кобленков, 2019; Пырчев, 2021; Тагиров, Бутинов, 2015] позволили выявить две группы проблем.

1. Проблемы, связанные с отсутствием либо неадекватностью правовых актов в части регулирования конкретных ситуаций применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия.

2. Проблемы, связанные с неучетом специфики территориального фактора в связи с применением огнестрельного оружия сотрудниками ОВД.

В отношении оценки результативности применения сотрудниками ОВД физической силы анализ служебных проверок, проведенный сотрудниками средств массовой информации (далее — СМИ) в 2020 г., позволил вывить факты халатного (небрежного) и недисциплинированного несения службы, а также несоблюдения мер безопасности и взаимостраховки7. Разумеется, данная информация и иные материалы СМИ могут содержать некоторые неточности интерпретации; однако, несомненно, подобные публикации в СМИ негативно влияют на имидж сотрудников ОВД.

Как следует из немногочисленных доступных авторам исследований, наибольшее число выстрелов производится сотрудниками дорожно-постовой службы, сотрудниками уголовного розыска, участковыми полиции. В большинстве случаев выстрелы производятся на улице, автодорогах и в жилых помещениях. Чаще всего огнестрельное оружие применяли сотрудники ОВД со стажем 10—15 лет. При этом чем длиннее была дистанция выстрела, тем больше выстрелов производилось.

Наконец, в процессе анализа установлено, что территориальные, ландшафтные и климатические различия регионов также оказывают влияние на результативность применения сотрудниками ОВД огнестрельного оружия. Однако действующее Наставление об организации огневой подготовки сотрудников ОВД (далее — Наставление)8 не позволяет

7 Газета.ру (Четверг 14 сент. 2017). Полиция боится бить и не умеет стрелять. Полиция боится применять оружие и спецсредства под страхом наказания. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ social/2017/09/12/10885490.shtml (дата обращения: 23.12.2022).

8 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

учесть изложенное в процессе обучения полицейских. Так, в Наставлении нет возможности учитывать региональные различия территориальными подразделениями, осуществляющими подготовку сотрудников ОВД.

В Наставлении представлено недостаточно упражнений с использованием огнестрельного оружия на 15—30 м из движущегося автомобиля. Не закреплены в Наставлении упражнения с оружием на коротких дистанциях (3—5 м и 8—10 м). В действующей редакции Наставления отсутствуют упражнения стрельб для огнестрельного оружия ограниченного поражения, несмотря на то что такое оружие часто используется полицейскими на практике. Недостаточно конкретизированы упражнения по стрельбе из огневого оружия в темное время суток. Несмотря на то что огнестрельное оружие довольно часто применялось в отношении опасных животных, в Наставлении отсутствуют упражнения стрельб, имеющих объектом данных животных.

Имеются некоторые противоречия между нормами Наставления. С одной стороны, в статье 81 Наставления указывается недопустимость «...обнажения огнестрельного оружия и приведения его в готовность, если нет оснований его применения»; с другой стороны, в статье 96 того же Наставления говорится о том, что группа задержания обнажает огнестрельное оружие.

В действующем Наставлении практически ничего не говорится об упражнениях с использованием огнестрельного оружия ограниченного поражения. Вместе с тем результаты исследования [Сапунов, 2020] подтверждают, что данные виды оружия часто используются на практике при пресечении попытки сопротивления, а также при задержании лица, застигнутого на месте преступления. Дело в том что, в соответствии с действующими правовыми нормами, получение табельного оружия, равно как и разрешения на его хранение и постоянное ношение, является достаточно долгим процессом. При этом обеспечение личной безопасности — насущная задача для сотрудников ОВД. Вот почему многие из них имеют разрешение на хранение огнестрельного оружия ограниченного поражения, имеющего полную конструктивную схожесть с пистолетом Макарова. Однако законодательные условия применения такого оружия довольно противоречивы. Так, статья 23 федерального закона «О полиции» разрешает сотрудникам ОВД использовать лишь табельное огнестрельное оружие ограниченного

Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292172/ (дата обращения: 29.12.2022).

поражения. В то же время этот же закон позволяет полицейскому при отсутствии у него иных средств самозащиты в состоянии необходимой обороны или при задержании преступника «применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие (статья 18 часть 3 закона «О полиции»). Такой правовой дуализм, по свидетельству опрошенных, создает дополнительные препятствия при отчетности полицейских о фактах применения личного оружия в необходимых ситуацией случаях.

Как отмечается в исследовании [Сапунов, 2020], часто во время несения сотрудниками ОВД службы с оружием «наблюдались случаи разночтения, субъективной трактовки имеющихся нормативных и правовых актов, возникали вопросы по полноте и правильности квалификации того или иного нарушения требований техники безопасности при обращении с оружием. Это приводит к применению аналогичных нормативных актов, что зачастую ставит под вопрос объективность и грамотность действий должностного лица, осуществляющего контролирующие функции» [Подойма, Цветов, 2015]. Отсутствуют правила, которые определяли бы порядок обращения с огнестрельным оружием в повседневной деятельности.

Рекомендации по развитию организационного и правового обеспечения эффективного применения полицией физической силы и огнестрельного оружия / Recommendations on the development of organizational and legal support for the effective use of physical force and firearms by the police

Разрабатывая рекомендации по повышению эффективности действующих организационных и правовых основ физической и огневой подготовки российских полицейских, прежде всего, необходимо отметить, что в основе изменений действующих нормативно-правовых и организационно-методических актов должно лежать масштабное исследование практик (фактов) применения физической силы и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное исследование должно быть осуществлено по следующему алгоритму.

1. Моделирование исследования. Поскольку необходимо отталкиваться от реальных ситуаций оперативного реагирования, в рамках модели исследования должны быть предусмотрены все реальные ситуации применения физической силы и огнестрельного оружия, в соответствии со статьями 20, 21 и 23 Закона. Соответственно, факты

применения сотрудниками ОВД физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия должны классифицироваться по этим направлениям. В рамках каждого направления деятельности сотрудников ОВД должны проводиться исследования, в результате которых будут выявлены проблемы, затруднения, «слабые звенья» использования сотрудниками ОВД физической силы и оружия, а также будут определены причины таких «недоработок».

2. Определение программы и исполнителя исследования, объема выборки, инструментов исследования.

Разумеется, исследования должны быть масштабны, проведены во всех субъектах РФ; в регионах с выраженными природно-климатическими и ландшафтными условиями особое внимание должно быть уделено выявлению специфики применения физической силы и огнестрельного оружия. Учитывая масштабность исследования, для его организации целесообразно задействовать Федеральную службу государственной статистики (Росстат).

Из-за специфики объекта исследования (факты применения сотрудниками ОВД физической силы и огнестрельного оружия) целесообразно использовать метод сплошного статистического наблюдения. После составления программы наблюдений Росстат взаимодействует с территориальными подразделениями МВД РФ в субъектах РФ, с периодичностью раз в месяц собирая информацию о фактах применения физической силы и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД. Далее эта информация обрабатывается и классифицируется Рос-статом с разбивкой по субъектам РФ и типовым ситуациям оперативно-служебной деятельности. В особый пул могут выделяться так называемые нестандартные ситуации. Сводный годовой отчет Росстата предоставляется в МВД РФ. Несмотря на то что за работу с кадрами в министерстве отвечает Главное управление по работе с личным составом МВД РФ, ввиду комплексности и масштабности проблемы к анализу отчета предлагается привлечь не только специалистов Управления, но и экспертов из научно-исследовательских, образовательных организаций и подразделений, подведомственных МВД РФ. Предлагается организовать рабочую группу по анализу практики применения сотрудниками ОВД физической силы и огнестрельного оружия.

3. Сопоставление результатов исследования с действующими нормами права и наставлениями об организации физической и огневой подготовки в ОВД.

В результате такого анализа рабочей группой должны быть предложены корректировки в части

номенклатуры и содержания физических упражнений и упражнений по огневой стрельбе; скорректированы образовательные программы в отношении объема часов, отводимых на то или иное упражнение; уточнены минимально необходимые требования к материально-техническому обеспечению и оснащенности учебных заведений, подведомственных МВД РФ; определены квалификационные требования к инструкторам.

4. Итоговый отчет должен быть представлен к обсуждению на конференции МВД РФ. На основе этого отчета целесообразно сформировать и реализовать приоритетный ведомственный проект по развитию физической и огневой подготовки сотрудников ОВД.

Предложенный проектный подход видится более результативным с точки зрения повышения эффективности действующей системы физической и огневой подготовки сотрудников ОВД, чем использовавшаяся ранее практика ежегодного анализа и направления обзоров в территориальные органы МВД РФ по вопросам применения боевого стрелкового ручного оружия с доведением его результатов до личного состава территориальных органов МВД РФ на всех уровнях. Во-первых, методология таких исследований требует корректировки. Во-вторых, у ведомств обычно не хватает ресурсов для проведения качественных исследований подобного рода. В-третьих, эти обзоры носят рекомендательный характер и практически никак не влияют на коррекцию практики. В-четвертых, проблема носит системный и многоуровневый характер, потому для эффективного ее решения требуется координация МВД РФ всех подведомственных организаций, а также, что касается изменения законодательства, внесения соответствующих законотворческих инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Вот почему рекомендуется при проведении исследований задействовать проектный подход, который позволил бы скоординировать все заинтересованные ведомства (а не только МВД РФ) и был бы проведен методологически более качественно.

Задача повышения эффективности физической и огневой подготовки сотрудника ОВД должна решаться одновременно в двух направлениях:

1) развитие нормативно-правового регулирования вопросов использования физической силы и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД в ситуациях оперативно-служебной деятельности;

2) совершенствование законодательства по вопросам организации физической и огневой подготовки сотрудников ОВД.

Оба указанных компонента должны быть взаимосвязаны, поскольку даже очень хорошо подготовленный сотрудник ОВД должен иметь адекватные нормативно-правовые основания для применения освоенных умений и навыков физической и огневой подготовки в конкретных ситуациях.

Значимым направлением в изложенном контексте становится совершенствование действующего федерального закона «О полиции». Для повышения эффективности норм данного закона в аспекте физической и огневой подготовки следует.

1. Разграничить и конкретизировать вопросы применения физической силы отдельно для пресечения административных правонарушений и отдельно для пресечения преступлений (статья 20 часть 1 пункт 1 Закона). Представляется, что внедрение такого принципа «пропорциональности» позволит дифференцировать меры использования физической силы к лицам, которые совершили незначительные правонарушения, и к преступникам. Целесообразно предложить изложить норму в следующей редакции: «.для пресечения административно наказуемых действий и преступлений». Это поможет избежать необоснованного применения физической силы по отношению, например, к бездействующим правонарушителям, которые не сопротивляются сотрудникам полиции при задержании. В то же время это даст возможность адекватно отвечать сотрудникам полиции на неправомерную активность со стороны правонарушителей/преступников.

2. Регламентировать порядок действий сотрудников ОВД в части применения физической силы и огнестрельного оружия в различных ситуациях (путем утверждения соответствующей инструкции). Этот нормативно-правовой акт должен содержать комплекс алгоритмов (последовательностей действий) сотрудников ОВД при применении специальных приемов, с оружием, спецсредствами и боеприпасами в различных ситуациях. Такая регламентация успешно зарекомендовала себя в ряде западноевропейских стран (Германия, Австрия, Бельгия).

3. Устранить неясности и противоречия в действующем законодательстве относительно разрешения сотрудникам ОВД применять личное огнестрельное оружие ограниченного поражения без обязательных ссылок на нормы «крайняя необходимость» и «необходимая оборона». Это позволит избежать избыточной отчетности сотрудникам ОВД при применении личного огнестрельного оружия ограниченного поражения в ситуациях производства предупредительного выстрела, пресечения сопротивления сотруднику полиции (эти случаи являются наиболее распространенными).

Для развития нормативно-правовых основ организации физической и огневой подготовки сотрудников ОВД на уровне ведомственных актов, наставлений и инструкций целесообразно принять следующие меры.

1. Проработать и утвердить в качестве дополнительных приложений к Наставлению об организации огневой подготовки: инструкцию по мерам безопасности для лиц, организующих и обеспечивающих стрельбы (гранатометание); типовую схему тира (стрельбища, полигона) с указанием его границ, размеров, запретной зоны, имеющегося оборудования, расположения постов оцепления (при их выставлении). При этом необходимо установить законодательный запрет оборудования под тиры и полигоны подвальных помещений и иных непригодных для этого мест. Целесообразно установить минимальную норму обеспеченности интерактивными тренажерами для стрельб с различных расстояний (что позволит сэкономить боеприпасы). Это позволит прийти к единым нормам и нормативам организации упражнений стрельб и обеспеченности этих упражнений, позволит исключить практику приспособления под стрельбища помещений и территорий, не пригодных для целей эффективной огневой подготовки сотрудников ОВД.

2. Разработать Положение о материально-технической обеспеченности подведомственных МВД РФ образовательных организаций и центров подготовки сотрудников МВД РФ, которое бы содержало, в частности:

• нормы годовой обеспеченности учебным оружием и боеприпасами на одного курсанта;

• нормы и нормативы обеспеченности применяемого для учений оружия запасными частями, а также ответственность за поддержание оружия в исправном состоянии;

• нормы обеспеченности полигонами для организации упражнений стрельб (вместе с техническими характеристиками, позволяющими смоделировать реальные ситуации применения огнестрельного оружия в соответствии с действующей классификацией этих ситуаций).

Данные нормы, нормативы и технические характеристики установить в соответствии с реальными потребностями физической и огневой подготовки сотрудников ОВД на современном этапе.

3. Предусмотреть дифференцированный подход к упражнениям стрельб для различных категорий сотрудников ОВД и различных ситуаций оперативного реагирования, в частности:

• дифференцировать упражнения стрельб для сотрудников ДПС ГИБДД, которым нужны упраж-

нения с применением большего количества боеприпасов на расстояния 20—25 м по движущейся мишени; упражнения стрельб на более короткие расстояния для различных практических ситуаций для других категорий сотрудников ОВД (3—5 м, 8—10 м), но с меньшим количеством боеприпасов;

• предусмотреть в действующем Наставлении упражнения стрельб в случае нападения опасного животного, смоделировав такие упражнения;

• уделить больше внимания вопросам обучения стрельбе в темное время суток, а также в условиях ограниченной видимости.

4. Особое внимание следует уделить вопросам обучения стрельбе из огнестрельного оружия ограниченного поражения, смоделировав соответствующие применению этого оружия ситуации (например, пресечение сопротивления; задержание лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться).

5. Предусмотреть в действующем Наставлении по организации огневой подготовки сотрудников ОВД возможность «подстраивать» упражнения учебных стрельб в соответствии с особенностями территории будущей службы сотрудников ОВД (поскольку было выявлено, что ситуации применения огнестрельного оружия, например, в Республике Ингушетия и Красноярском крае имеют свою специфику, связанную с особенностями климата и ландшафта);

6. Усилить комплекс упражнений и проработки практических навыков, связанных с обращением с боевым и гражданским огнестрельным оружием, предусматривающий меры безопасности при обращении с таким оружием в ходе повседневной деятельности, при несении службы в составе следственно-оперативных групп, нарядов патрульно-постовой службы полиции, совместных специализированных групп и т.д.

7. Конкретизировать термин «кратчайшие сроки», предоставляемые сотруднику для самостоятельной физической подготовки, если он не прошел успешно контрольные мероприятия;

8. Привести в соответствие количество часов, уделяемых определенным приемам и техникам, реальным потребностям. Нужно преодолеть существующую ситуацию, когда при значительном общем количестве часов, уделяемых физической подготовке, на обучение востребованным практикой боевым приемам, ударной технике, защите от холодного и огнестрельного оружия, болевым приемам задержания и сопровождения для ограничения двигательных возможностей сопротивляющегося задержанного, приемам борьбы лежа, бросковым приемам времени уделяется недостаточно.

Заключение / Conclusion

Таким образом, в статье обоснован подход к пониманию эффективности действующего законодательства Российской Федерации в области организации физической и огневой подготовки сотрудников ОВД как обеспечения правомерности и результативности применения сотрудниками ОВД физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия при выполнении служебных задач; раскрыты критерии такой правомерности и результативности.

В результате исследования доступного практического опыта применения сотрудниками ОВД физической силы и огнестрельного оружия выявлены

и охарактеризованы проблемы их недостаточной профессиональной подготовленности, которые, очевидно, связаны с неполным соответствием действующих правовых основ организации подготовки сотрудников ОВД реальности.

Предложенные в статье мероприятия направлены на повышение эффективности действующего законодательства в области применения полицейскими Российской Федерации физической силы и огнестрельного оружия посредством совершенствования организационных и правовых основ их профессионально-служебной подготовки.

Список литературы

Баранов В.М., Байтин М.И. (1989). Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 286 с.

Баркалов С.Н. (2019). Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: уточнение понятий и конкретизация задач // Наука-2020. Т. 8, № 33. С. 45-52.

Ермолаев А.П., Терёнина Т.Ю. (2018). Физическая подготовка как часть профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел системы МВД РФ // Коуа1п&). Ид. Т. 1. № 82. С. 140-144.

Зайцев Н.В. (2015). Основы совершенствования огневой, тактической, психологической подготовки сотрудников полиции // Евразийский юридический журнал. № 5(84). С. 218-219.

Каплунов А.И. (2018). Применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия: законодательство, теория и практика: монография. СПб.: Питер. 190 с.

Кобленков А.Ю. (2019). Неправомерное применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции: юридические последствия и риски // Вестник Нижегородской академии МВД России. Т. 1, № 45. С. 251-253.

Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Гла-зырин В.В. (1980). Эффективность правовых норм. М.: Научная литература. 225 с.

Курылева В.Н. (2007). Эффективность уголовно-правовых норм // Бизнес в законе. № 2. С. 114-117.

Подойма Л.Ю., Цветов С.В. (2015). Проблемы регламентации безопасного обращения сотрудников полиции с огнестрельным оружием // Проблемы правоохранительной деятельности. № 3. С. 59-61.

Пырчев С.В. (2021). Анализ практики применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел как основа для модернизации законодательства // Труды Академии управления МВД России. Т. 1, № 57. С. 74-86.

References

Baranov V.M., Bajtin M.I. (1989), The truth of the norms of Soviet law. Problems of theory and practice, Saratov university Publ. House, Saratov, Russia (in Russian).

Barkalov S.N. (2019), "Physical training of staff ofbodies of internal affairs: specification of concepts and specification of tasks", Nauka-2020, vol. 8, no. 33, pp. 45—52, (in Russian).

Ermolaev A.P., Terenina T.Yu. (2018), "Physical training as part of the professional training of employees of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", NovaInfo.Ru, vol. 1, no. 82, pp. 140—144, (in Russian).

Kaplunov A.I. (2018), Use of firearms by police officers: legislation, theory and practice: monograph, Piter, St. Petersburg, Russia (in Russian).

Koblenkov A.Yu. (2019), "Illegal use of firearms by police officers: legal consequences and risks", Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii], vol. 1, no. 45, pp. 251—253, (in Russian).

Kudryavtsev V.N., Nikitinsky V.I., Samoshchenko I.S., Glazyrin V.V. (1980), The effectiveness of legal norms, Scientific literature, Moscow, Russia (in Russian).

Kuryleva V.N. (2007), "The effectiveness of criminal law norms", Business in law [Biznes v zakone], no. 2, pp. 114—117, (in Russian).

Podoyma L.Yu., Tsvetov S.V. (2015), "Problem of regulation of safe handling of firearms by police officers", Problems of Law Enforcement Activity, no. 3, pp. 59—61, (in Russian).

Pyrchev S.V. (2021), "Analysis of the practice of using firearms by employees of the internal affairs bodies as a basis for the modernization of legislation", Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii], vol. 1, no. 57, pp. 74—86, (in Russian).

Sapunov A.S. (2020), "Physical training as one of the foundations of professional suitability of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation ", Internauka, vol. 192, no. 148, pp. 25—27, (in Russian).

Сапунов А.С. (2020). Физическая подготовка как одна из основ профессиональной пригодности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Интернаука. Т. 19-2, № 148. С. 25-27.

Струганов С.М., Литинцева Т.Э., Гаврилов Т.А. (2021). Актуальные проблемы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудником полиции в ходе решения оперативно-служебных задач // Наука-2020. № 5 (50). С. 114-120.

Тагиров З.И., Бутинов К.В. (2015). Практика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в Республике Татарстан: аналитический обзор. Казань. 211 с.

ШишаловАО., СтаросельцеваМ.М. (2020). Правовые основы организации огневой и физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. № 1. С. 51-55.

Struganov S.M., Litvintseva T.E., Gavrilov T.A. (2021), "Actual problems of the use of physical force, special means and firearms by a police officer in the course of solving operational and service tasks", Nauka-2020, no. 5 (50), pp. 114-120, (in Russian).

Tagirov Z.I., Butinov K.V. (2015), The practice of usingfirearms by police officers in the Republic of Tatarstan: an analytical review, Kazan, Russia (in Russian).

Shishalov A.O., Staroseltseva M.M (2020), "Legal bases of the organisation of firearm and physical training of officers of territorial bodies ofthe MIA of Russia", Problems of Law Enforcement Activity, no. 1, pp. 51-55, (in Russian).

Zaitsev N.V. (2015), "Bases of improvement of the fire, tactical and psychological training of police officers", Eurasian Legal Journal [Evraziiskii yuridicheskii zhurnal], vol. 5(84), pp. 218-219, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.