Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНЫХ ФОРМ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНЫХ ФОРМ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ЮКИГАССЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Якушев Филипп Рустемович

Важность приобщения старшеклассников к состязательным формам физкультурноспортивной деятельности обусловлена необходимостью формирования их личностных качеств и стимулирования здорового образа жизни. Перспективным видится вовлечение молодых людей в нетрадиционные состязательные практики, способные повысить эмоциональный фон занятий физической активностью. Задачами исследования явились: адаптировать правила игры «Юкигассен» к условиям урока физической культуры; оценить эффективность ее внедрения в практику физического воспитания старшеклассников. В исследовании приняли участие 49 учеников 10-х классов. Для решения поставленных задач проводилось анкетирование с использованием Google forms: изучалось отношение к участию в игре «Юкигассен» и отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности; проектирование применялось для внедрения игры «Юкигассен» в образовательный процесс по физическому воспитанию старшеклассников; методы статистики - для обработки результатов. Положительная реакция школьников на участие в досуговой игре «Юкигассен» способствовала включению ее в содержание программы по физическому воспитанию старшеклассников. Положительные изменения субъективного отношения обучающихся к соревновательной физкультурно-спортивной деятельности доказали эффективность применения нетрадиционных состязательных практик на уроках физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Якушев Филипп Рустемович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE INTRODUCTION OF COMPETITIVE FORMS OFPHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES IN THE PRACTICE OFPHYSICAL EDUCATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

The importance of introducing high school students to competitive forms of physical culture and sports activities is due to the need to form their personal qualities and stimulate a healthy lifestyle. It seems promising to involve young people in non-traditional competitive practices that can increase the emotional background of physical activity. The objectives of the study were: to adapt the rules of the game "Yukigassen" to the conditions of the physical culture lesson; to evaluate the effectiveness of its implementation in the practice of physical education of high school students. The study involved 49 students of the 10th grade. To solve the tasks, a questionnaire was conducted using Google forms: the attitude to participation in the game "Yukigassen" and the attitude to competitive activity in the process of physical activity was studied; the design was used to introduce the game "Yukigassen" into the educational process of physical education of high school students; statistical methods for processing the results. The positive reaction of schoolchildren to participation in the leisure game "Yukigassen" contributed to its inclusion in the content of the program for physical education of high school students. Positive changes in the subjective attitude of students to competitive physical culture and sports activities have proved the effectiveness of the use of non-traditional competitive practices in physical education lessons.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНЫХ ФОРМ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

A.А. Тащиян, О.Г. Матонина, Н.А. Маслобоева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2021. - № 3 (193). - С. 320-325.

8. Буриков А.В. Формирования мотивации здоровье сберегающего поведения средствами физической культуры / А.В. Буриков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №6 (1). - С. 58-60.

9. Сидоров, Н.С. Роль студента и преподавателя по физической культуре в осуществлении студентом здорового образа жизни / Н.С. Сидоров // Scientist (Russia). - 2018. - № 1(1). - С. 14-15.

10. Тащиян А.А. Обучение студентов физической культуре в России: проблемы и перспективы развития / А.А. Тащиян // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей Всероссийского круглого стола, Орёл, 27 июня 2019 года.

- Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени

B.В. Лукьянова. - 2019. - С. 258-261.

REFERENCES

1. Podrezov, I.N. and Eremin, R.V. (2018), "Problems of the formation, strengthening and preservation of the health of children, adolescents, young people by means of physical training, tourism and sports, attracting the younger generation to a healthy lifestyle", Science-2020, No. 1-1 (17), pp. 163168.

2. Osipov, D.V. (2018), "Sport and its influence on the human body", Science-2020, No. 2-2 (18), pp. 92-95.

3. Bolotin, A.E. (2019), "Developing forms of physical activity to keep fit", Vestnik sportivnoy nauki, No. 5, pp. 14-20.

4. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2015), "The structure and content of educational technologies for managing the healthy lifestyle of students", Journal of Physical Education and Sport, No. 15 (3), pp. 362-364.

5. Patarkatsishvili, N.Yu., Zavyalov, D.A. and Bliznevsky, A.A. (2020), "Individual ways of using modern electronic devices for physical load control", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 288-292.

6. Patarkatsishvili, N.Yu., Zavyalov, D.A., Isaev, R.S., Bikbulatov, A.V. and Mikhailova, S.A. (2021), "Motivation of students to engage in physical education with modern electronic applications and devices", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 248-253.

7. Patarkatsishvili, N.Yu., Zavyalov, D.A., Bliznevsky, A.A., Tashchiyan, A.A., Matonina, O.G. and Masloboeva N.A. (2021), "Substantiation of the effectiveness of the use of modern electronic technologies for monitoring health indicators in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 320-325.

8. Burikov, A.V. (2018), "Formation of motivation health-saving behavior by means of physical culture",Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh iyestestvennykh nauk, No. 6 (1), pp. 58-60.

9. Sidorov, N.S. (2018), "The role of the student and the teacher of physical education in the implementation of a healthy lifestyle by the student", Scientist (Russia), No. 1(1), pp. 14-15.

10. Tashchiyan, A.A. (2019), "Teaching physical culture students in Russia: problems and development prospects", Improving the physical training of law enforcement officers: a collection of articles from the All-Russian round table, Oryol, 27 iyunya 2019 goda, pp. 258-261.

Контактная информация: nputincev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2021

УДК 372.879.6

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ФОРМ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Филипп Рустемо-вич Якушев, магистрант, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Аннотация

Важность приобщения старшеклассников к состязательным формам физкультурно-спортивной деятельности обусловлена необходимостью формирования их личностных качеств и стимулирования здорового образа жизни. Перспективным видится вовлечение молодых людей в нетрадиционные состязательные практики, способные повысить эмоциональный фон занятий физической активностью. Задачами исследования явились: адаптировать правила игры «Юкигассен» к условиям урока физической культуры; оценить эффективность ее внедрения в практику физического воспитания старшеклассников. В исследовании приняли участие 49 учеников 10-х классов. Для решения поставленных задач проводилось анкетирование с использованием Google forms: изучалось отношение к участию в игре «Юкигассен» и отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности; проектирование применялось для внедрения игры «Юкигассен» в образовательный процесс по физическому воспитанию старшеклассников; методы статистики - для обработки результатов. Положительная реакция школьников на участие в досуговой игре «Юкигас-сен» способствовала включению ее в содержание программы по физическому воспитанию старшеклассников. Положительные изменения субъективного отношения обучающихся к соревновательной физкультурно-спортивной деятельности доказали эффективность применения нетрадиционных состязательных практик на уроках физической культуры.

Ключевые слова: физическая активность, состязательная деятельность, эмоциональное состояние, физкультурно-спортивное мероприятие, Юкигассен.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p202-206

EFFECTIVENESS OF INTRODUCTION OF COMPETITIVE FORMS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES IN THE PRACTICE OF PHYSICAL EDUCATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

Lena Grigorievna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Philip Rustemovich Yakushev, the master's student, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Abstract

The importance of introducing high school students to competitive forms of physical culture and sports activities is due to the need to form their personal qualities and stimulate a healthy lifestyle. It seems promising to involve young people in non-traditional competitive practices that can increase the emotional background of physical activity. The objectives of the study were: to adapt the rules of the game "Yukigassen" to the conditions of the physical culture lesson; to evaluate the effectiveness of its implementation in the practice of physical education of high school students. The study involved 49 students of the 10th grade. To solve the tasks, a questionnaire was conducted using Google forms: the attitude to participation in the game "Yukigassen" and the attitude to competitive activity in the process of physical activity was studied; the design was used to introduce the game "Yukigassen" into the educational process of physical education of high school students; statistical methods for processing the results. The positive reaction of schoolchildren to participation in the leisure game "Yukigassen" contributed to its inclusion in the content of the program for physical education of high school students. Positive changes in the subjective attitude of students to competitive physical culture and sports activities have proved the effectiveness of the use of non-traditional competitive practices in physical education lessons.

Keywords: physical activity, competitive activity, emotional state, physical culture and sports event, Yukigassen.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования ориентирована на подготовку социально активных, здоровых членов общества. От молодежи ждут активности, инициативности, целеустремленности. Все эти качества не только проявляются, но и активно формируются в процессе занятий физической культурой и спортом, особенно в соревновательной физ-культурно-спортивной деятельности. Наряду с этим, участие в школьных соревнованиях в период обучения в образовательных учреждениях имеет взаимосвязь с состоянием здоровья и уровнем физической активности в зрелом и старшем возрастах [6]. Этим обусловлена важность разработки и внедрения мероприятий состязательной направленности

в практику физического воспитания общеобразовательного учреждения.

Результаты проведенных исследований показали, что причинами низкой активности участия обучающейся молодежи в массовых формах физической активности являются: отсутствие свободного времени, низкий уровень подготовленности, недостаточная мотивация, не желание соревноваться и проявлять максимальные возможности, а также причины, связанные с условиями и реализуемыми технологиями организации спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях [1, 3, 4]. При этом, положительным аспектом участия в состязательных формах физической активности, по мнению ряда ученых, является формирование волевых качеств и стимулирование здорового образа жизни. По мнению E.K. Howie et al. участие молодых людей в непродолжительных по времени мероприятиях физкультурно-спортивной направленности невысокой интенсивности, имеющих развлекательную направленность, несмотря на минимальное воздействие на физическое здоровье имеют эффективность в изменении состояния психического здоровья [6].

В связи с этим, обнаруживается необходимость вовлечения обучающейся молодежи в нетрадиционные состязательные практики, способные повысить их эмоциональное состояние, а также общую и моторную плотность занятий физической активностью. К числу таких практик относится досуговая командная игра «Юкигассен», набирающая популярность в молодежной среде.

Задачи исследования: адаптировать правила игры «Юкигассен» к условиям урока физической культуры и оценить эффективность ее внедрения в практику физического воспитания старшеклассников.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование осуществлялось на базе МБОУ «Средняя школа №8» г. Нижневартовска. В период с января 2021 года по май 2021 года проводилась работа по адаптации досугового физкультурно-спортивного мероприятия «Юкигассен» и внедрению в уроки по физической культуре старшеклассников. В исследовании приняли участие 49 учеников 10-х классов (из их числа девушек - 29, юношей - 20). Для решения поставленных задач проводилось анонимное анкетирование с использованием Google forms, позволившее получить информацию об отношении испытуемого контингента к участию в игре «Юкигас-сен», также применялся опросник «Отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности» https://forms.gle/y6Zdg94n1GCdZaCXA [2]. Метод проектирования применялся для разработки проекта по внедрению игры «Юкигассен» в образовательный процесс по физическому воспитанию старшеклассников. Для статистической обработки результатов использовались показатели: процентное отношение, среднее арифметическое, ошибка среднего, темп прироста, рассчитанный по формуле Броуди. Применялся статистический пакет MS Office Excel 2013.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Игра в снежки «Снежная битва» (Юкигассен) зародилась в Японии, на острове Хоккайдо, более 30 лет назад. В настоящее время эта игра набирает популярность в Европе, Канаде, США, Австралии, а также в России.

Проведение игры «Юкигассен» в рамках внутришкольного спортивно-массового мероприятия для старшеклассников позволило выявить отношение юношей и девушек к участию в ней. 87% опрошенных ответили утвердительно на вопрос о добровольности участия в игре. Основной целью участия в мероприятии для 27% обучающихся явилось желание испытать свои силы, для 7% - поддержать команду, для 33% - хорошо провести время, для 33% - желание познакомиться с новым видом физкультурно-спортивной деятельности. На вопрос «Готовы ли старшеклассники играть в эту игру в дальнейшем?» 80% опрошенных отметили, что расскажут и научат правилам своих знакомых для ис-

пользования на досуге, лишь 7% не будут использовать полученный опыт в будущем. Желание участвовать в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях по правилам игры «Юкигассен» возникло у 93% учеников, 7% затруднились ответить.

Для вовлечения старшеклассников в состязательные формы физической активности игра «Юкигассен» была введена в учебный процесс. Один раз в неделю (в рамках игрового модуля) организовывались турниры для юношей, для девушек, для смешанных команд. Целью введения данной игры в образовательный процесс по физическому воспитанию являлось: повышение интереса школьников к состязательным формам физической активности. Основные задачи: 1) пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся образовательного учреждения; 2) сформировать знания о набирающих популярность физкультурно-спортивных видах физической активности; 3) повысить эмоциональное состояние школьников; 4) сформировать чувство сплочённости в игровой деятельности; 5) повысить активность участия старшеклассников в спортивно массовых мероприятиях.

Игры проводятся в соответствии с правилами «Юкигассен», адаптированными к условиям спортивного зала образовательного учреждения. Для игры используются насыпные мячи, мягкие защитные блоки. Численность команды составляет до семи человек. Команды могут дифференцироваться по полу, либо быть смешанными. Команда состоит из капитана (находится вне поля и руководит игрой команды), нападающих и защитников. Судейская бригада состоит из главного судьи (либо учитель физической культуры, либо подготовленный обучающийся) и 2-3-х боковых судей на каждую команду. К судейству могут привлекаться, в том числе, юноши и девушки, имеющие освобождение от уроков физической культуры по состоянию здоровья. Одна игра состоит из трёх таймов, продолжительностью по 3 минуты каждый. Задачами команды могут быть: захват флага противника или сохранение численного преимущества перед другой командой к концу тайма.

Нами была изучена динамика субъективного отношения школьников к участию в соревновательной физкультурно-спортивной деятельности в процессе реализации проекта (таблица).

Таблица - Сравнительный анализ отношения к соревновательной физкультурно-спортивной деятельности школьников (М±т)_

Компоненты До реализации проекта После реализации проекта Т, % Р

Эмоциональный 12,5±0,3 15,0±0,4 18 <0,05

Познавательный 10,3±0,5 13,3±0,4 25 <0,05

Деятельностный 9,8±0,5 13,2±0,4 30 <0,05

Поступочный 9,9±0,5 12,7±0,4 25 <0,05

Интенсивность показателя 41,7±1,9 53,9±1,3 26 <0,05

Как следует из таблицы, показатель эмоционального компонента, характеризующего эмоциональную чувствительность индивида к происходящим спортивным событиям, к окончанию реализации проекта составил 15,0 баллов из 18 максимально возможных. Отмечается достоверное улучшение показателя по отношению к началу реализации проекта. Увеличение показателя деятельностного компонента на 30% позволяет говорить о повышении готовности обучающихся к участию в соревнованиях, вступлению в состязательные отношения в условиях физкультурно-спортивной деятельности. Наблюдается достоверное (р<0,05) улучшение показателей познавательного компонента, характеризующего степень заинтересованности обучающихся в организационной и содержательной составляющей состязательной деятельности, а также поступочного компонента, отражающего сознательность отношения к другим людям с позиции приобщения их к физкультурно-спортивному движению.

ВЫВОДЫ

Таким образом, участие старшеклассников в досуговой игре «Юкигассен», реализуемой на уроках физической культуры, позволило изменить субъективное отношение юношей и девушек к состязательной физкультурно-спортивной деятельности и повысить их заинтересованность в участии в спортивно-массовых мероприятиях. Результаты опросника позволяют говорить о важности эмоционального насыщения физкультурно-спортивных мероприятий при подборе их содержательной составляющей. Полученные результаты необходимо учитывать при организации учебного процесса по физическому воспитанию старшеклассников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курамшин Ю.Ф. Отношение студенческой молодежи к физической культуре и спорту в аспекте теоретического анализа / Ю.Ф. Курамшин, Л.В. Люйк, Г.Б. Дьяченко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 42-44.

2. Пащенко Л.Г. Диагностический инструментарий оценки субъективного отношения студентов к состязательной деятельности в процессе физической активности / Л.Г. Пащенко // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 446. - С. 183-190.

3. Пащенко Л.Г. Мотивы занятий спортом и отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности у подростков / Л.Г Пащенко, В.Г. Жалбэ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 198-202.

4. Ценностные ориентации учащихся в формировании здорового образа жизни и реализации ВФСК ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, Е.В. Дмитриева, А.И. Петров // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - Т. 2, № 4. - С. 101-104.

5. Physical Education and Leisure-Time Physical Activity in Youth Are Both Important for Adulthood Activity, Physical Performance, and Health / E. Ekblom-Bak, O. Ekblom, G. Andersson, P. Wallin, B. Ekblom // Journal of Physical Activity and Health. - 2018. - № 15 (9). - P. 661-670.

6. Ten Research Priorities Related to Youth Sport, Physical Activity, and Health / E.K. Howie, J.M. Guagliano, K. Milton, S.A. Vella, S.R. Gomersall, T.L. Kolbe-Alexander, J. Richards, R.R. Pate // Journal of Physical Activity and Health. - 2020. - №17 (9). - P. 920-929.

REFERENCES

1. Kuramshin, Yu.F., Luik, L.V. and Dyachenko, G.B. (2020), "Formation of conscious attitude of student youth to physical education and sports: problems and solutions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 42-44.

2. Pashchenko, L.G. (2019), "Diagnostic tools for evaluating students' subjective attitude to competing during physical activity", Bulletin of the Tomsk State University, No. 446, pp. 183-190.

3. Pashchenko, L.G. and Zhalbe, V.G. (2019), "Motives to sports occupations and attitude towards competitive sports activities among the adolescents", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 198-202.

4. Fursov, A.V., Sinyavskiy, N.I., Dmitrieva, E.V. and Petrov, A.I. (2017), "Value Orientations of Students in the Formation of a Healthy Lifestyle and Implementation of the all-Russian Sports Complex Ready for Labor and Defense", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, Vol. 2, No. 4, pp. 101-104.

5. Ekblom-Bak, E., Ekblom, O., Andersson, G., Wallin, P. and Ekblom, B. (2018), "Physical Education and Leisure-Time Physical Activity in Youth Are Both Important for Adulthood Activity, Physical Performance, and Health", Journal of Physical Activity and Health, No. 15 (9), pp. 661-670.

6. Howie, E.K., Guagliano, J.M., Milton, K., Vella, S.A., Gomersall, S.R., Kolbe-Alexander, T.L., Richards, J. and Pate, R.R. (2020), "Ten Research Priorities Related to Youth Sport, Physical Activity, and Health ", Journal of Physical Activity and Health, No. 17 (9), pp. 920-929.

Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.