Научная статья на тему 'ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИСТОВ'

ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ВИДЫ ВЫНОСЛИВОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патаркацишвили Николай Юрьевич

Исследуются средства и методы развития выносливости, рассматриваются два важнейших вида выносливости: общая и специальная, важнейшие составляющие учебного процесса в вузе и развитие выносливости у студентов вне зависимости от рода профессиональной деятельности. Общая выносливость считается основой в развитии физической работоспособности на высоком уровне, которая необходима для успешного решения задач профессиональной деятельности. Рассматриваемый нами элемент способствует преодоление такого негативного явления, как стресс, причины которого могут быть внешними, но и также может возникнуть из-за нарушения душевного равновесия человека. Исследователями доказан факт влияния выносливости на психоэмоциональное состояние человека. В связи с рассмотренной нами темой было предложено 5 методов повышения такого, на наш взгляд, важнейшего элемента физической подготовки, как выносливость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патаркацишвили Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDURANCE AS A SPECIAL ELEMENT OF THE PHYSICAL TRAINING OF LAW STUDENTS

The means and methods of endurance development are investigated, two most important types of endurance are considered: the general and special, the most important components of the educational process at the university and the development of endurance in students, regardless of the type of professional activity. General endurance is considered as the basis in the development of physical performance at high level, which is necessary for the successful solution of problems of professional activity. The element considered by us contributes to overcoming such negative phenomenon as stress, the causes of which can be external, but can also arise from violation of the mental balance of the person. Researchers have proven the fact of the influence of endurance on the psychoemotional state of the person. In connection with the topic considered by us, 5 methods were proposed for increasing such, in our opinion, the most important element of physical training as endurance

Текст научной работы на тему «ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИСТОВ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ 1 КОНТРОЛЬНАЯ 2

104 98 101

104 103 99

99 102 98

102 102 100

105 95 97

- 99 98

- 98 92

- 101 99

- 104 102

- 99 98

- 97 91

- - 99

СРЕДНИМ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОГРЕССА %

103,1538462 100,2105263 98,05

ДИАГРАММА ПРОГРЕССА. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ

110 -

85 -

80 -

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ 1 КОНТРОЛЬНАЯ 2

Рисунок - Диаграмма прогресса. Официальный протокол, %

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гипотеза о значительной важности подготовительного этапа, на фоне проведенного исследования, позволяет предположить, что работа в подготовительный этап является не менее приоритетной в подготовке к стартам, чем специальная подготовка, которая неразрывно продолжает процесс подготовки к выступлению на соревнованиях. На наш взгляд показатели в электронной системе оценки результатов SPLASH MEET MANAGER Progression может служить объективным показателем проведенной работы. В исследовании делался акцент именно на сберегающий режим работы организма спортсмена. Инструментом контроля в данном случае являлся показатель индекса ПАРС, а также принципы его использования и оценки полученных данных. По итогам исследования можно также предположить, что тренерские предпочтения в направлениях подготовки могут основываться кроме специфики работы по возрастному принципу, также могут иметь специализацию по этапам подготовки.

Контактная информация: wimmings98@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 09.09.2021

УДК 796.012.12

ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ ЮРИСТОВ

Николай Юрьевич Патаркацишвили, старший преподаватель Сибирский федеральный

университет, Красноярск

Аннотация

Исследуются средства и методы развития выносливости, рассматриваются два важнейших вида выносливости: общая и специальная, важнейшие составляющие учебного процесса в вузе и развитие выносливости у студентов вне зависимости от рода профессиональной деятельности. Общая выносливость считается основой в развитии физической работоспособности на высоком уровне, которая необходима для успешного решения задач профессиональной деятельности. Рассматриваемый нами элемент способствует преодоление такого негативного явления, как стресс, причины которого могут быть внешними, но и также может возникнуть из-за нарушения душевного равновесия человека. Исследователями доказан факт влияния выносливости на психоэмоциональное состояние человека. В связи с рассмотренной нами темой было предложено 5 методов повышения такого, на наш взгляд, важнейшего элемента физической подготовки, как выносливость

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая активность, физическая культура, физические упражнения, физическое воспитание, учебный процесс, физическая подготовленность, студент, выносливость, виды выносливости.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p197-202

ENDURANCE AS A SPECIAL ELEMENT OF THE PHYSICAL TRAINING OF LAW

STUDENTS

Nikolay Yurievich Patarkatsishvili, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Abstract

The means and methods of endurance development are investigated, two most important types of endurance are considered: the general and special, the most important components of the educational process at the university and the development of endurance in students, regardless of the type of professional activity. General endurance is considered as the basis in the development of physical performance at high level, which is necessary for the successful solution of problems of professional activity. The element considered by us contributes to overcoming such negative phenomenon as stress, the causes of which can be external, but can also arise from violation of the mental balance of the person. Researchers have proven the fact of the influence of endurance on the psychoemotional state of the person. In connection with the topic considered by us, 5 methods were proposed for increasing such, in our opinion, the most important element of physical training as endurance

Keywords: health, healthy lifestyle, physical activity, physical culture, physical exercise, physical education, educational process, physical fitness, student, endurance, types of endurance.

Обзор публикаций ведущих ученых в области физического воспитания студентов и подросткового поколения, формирования личности средствами физической культуры позволяет сделать вывод о ее значимости. Недооценка роли физического воспитания в сохранении здоровья молодежи и студентов [1; 2].

Среди основных физических качеств человека выделяется самое важное качество, такое как выносливость, которую необходимо постоянно совершенствовать и развивать. Она является неотъемлемой частью повседневной жизни и всевозможных занятий у каждого студента. С помощью выносливости формируется общий уровень работоспособности каждого человека.

С точки зрения методологии и теории физической культуры под выносливостью понимается способность сохранять неизменной выбранную мощность нагрузки и одновременно противодействовать процессу утомления, возникновение которого, так или иначе, неизбежно в организме в ходе какой либо деятельности. Также рассматриваемый нами данный элемент физической подготовки, который повседневно необходим в быту и используется человеческим организмом в профессиональной деятельности, все это служит связующим звеном для большего объема происходящих процессов, от клеточного уровня до стадии формирования целостного организма.

В рассматриваемых нами источниках выносливость может быть выражена в следующих формах:

- при длительной эксплуатации организма на заданном уровне мощности до момента выявление первичных признаков выраженной утомляемости;

- в скорости снижения работоспособности в процессе утомления.

Очень часто люди проводят время изо дня в день, в одной и той же рабочей обстановке или ситуации, однако, такие условия могут время от времени меняться, и человек может столкнуться с незнакомой для него ситуацией. Затем он будет вынужден перестроиться и адаптироваться к новым для него реалиям, но как правильно подготовить себя, свое тело и организм к такому процессу адаптации - никто не знает. Вот почему на этом этапе возникает проблема адаптации, которая связана, с одной стороны, с физиологическими и биологическими особенностями личности, а с другой - с развитием общества с профессиональной точки зрения. Ученые в этой области выделяют множество факторов, положительно влияющих на процесс адаптации, но авторы данной статьи решили обратить внимание на такой фактор, как физическая подготовка в вузе, которая создает условия для развития выносливости к профессиональной деятельности [3; 4].

Начальный этап обучения связан с постановкой задач, решение которых в будущем поспособствует поддержанию и развитию работоспособности. Как правило, такие задачи связаны с выбором средств физической подготовки, обеспечивающих положительное влияние на группу факторов, отражающих специфику того или иного типа профессиональная деятельность. С нашей точки зрения, положительного результата в таком деле можно добиться только путем проведения общефизических и специальных тренировок. Поэтому целесообразно различать два типа выносливости: общую и специальную.

Предлагаем более детально изучить каждый из рассматриваемых нами типов данного элемента. Начнем с общей выносливости. Первый вид выносливости подразумевает объединение функциональных возможностей организма в общую группу, которая:

1) определяет его способность выполнять длительные упражнения с высокой эффективностью и интенсивностью в умеренном темпе;

2) представляет собой неспецифическое начало демонстрации исполнения в различных видах, не только профессиональной, но и спортивной деятельности.

Общая выносливость является «стержнем» физической работоспособности, если ее развитие не на достаточно высоком уровне, то достижение положительных результатов и успех в профессиональной деятельности будет невозможен. Сюда также входят определенные компоненты, характеризующиеся аэробным характером. Благодаря данному компоненту, весь спектр благоприятных условий для накопления потенциала и положительного переноса или распределения выносливости будет способен из одной области в другую.

Общая выносливость должна развиваться равномерно и непрерывно. Например, при его формировании и развитии могут использоваться следующие упражнения: бег в медленном темпе; езда на велосипеде; ходьба и т.п.

Залог успеха при выполнении вышеперечисленных упражнений - это темп выполнения. Изначально рекомендуется выбирать невысокий темп, чтобы подготовить организм к следующему нагрузка. Со временем, постепенно, этот показатель должен увеличиваться, тем самым человеческий организм готовится и переходит к более сложному этапу выполнения. Таким образом, согласно мнению многих авторов, в оздоровительной и подготовительной физической культуре вуза имеет значение постепенное увеличение нагрузки. Далее рассмотрим второй типа выносливости - специальная выносливость. Ее суть заключается в приобретенных человеком навыках, которые помогают ему выдерживать тяжелые нагрузка при смене определенного вида профессиональной деятельности. При этом необходимо научить студентов вуза самостоятельно выбирать темп нагрузки, при помощи электронных гаджетов здоровья, а преподавателям корректировать парамет-

ры их упражнений с целью улучшения и изменять отдельные составляющие получаемой нагрузки основываясь на полученных индивидуальных для каждого показателях здоровья через современные электронные гаджеты с функцией здоровья [5; 6; 7]. Для достижения профессионального уровня физической активности у студентов вуза, можно разработать конкретный состав компонентов для выполняемой нагрузки, согласно данному контролю на каждом занятии.

Если рассматривать данную проблему, более конкретизировано, то в рамках данной статьи авторы предлагают сделать акцент на выносливости студентов юристов, как будущих сотрудников правоохранительных органов и, конечно же, как военнообязанных граждан. С нашей точки зрения, в подобных видах трудовой деятельности очень важна физическая и психофизическая подготовка студентов как будущих сотрудников правоохранительных органов. Несмотря на то, что в рассматриваемой сфере деятельности используется большое количество различных технологий нового поколения, основополагающим фактором в такой деятельности по-прежнему остается человек. Например, при исполнении обязанностей по соблюдению правопорядка, сотрудник непременно должен иметь хорошую физическую подготовку, чтобы успешно выполнять поставленные рабочие задачи, как уже привычные рабочие моменты, так и иметь возможность перестроиться при резкой смене условий, не только в положительном, но и в отрицательном направлении внешних условий. Совсем иная картина представляется проходящим военно-призывную службу или службу по контракту, для них уже предъявляются очень высокие требования к здоровью и физической подготовке [8]. Итак, если рассматривать выносливость в данном контексте, то можно сказать, что и в этом случае она специфична, потому что формируется еще в процессе школьной и студенческой подготовки. В целом такая подготовка имеет свои особенности, а потому физическая подготовка студентов, проходящих обучение в вузе, имеет свои особенности для дальнейшего профессионального образа жизни. Это является особенно важным процессом. Еще одним критерием квалификации выносливости является степень задействования мышц, которые непосредственно участвуют в её развитии. Выделяют следующие виды:

1) глобальный (задействовано 75% мышц);

2) регионарный (задействовано от 25 до 75% мышц);

3) локальный или местный (задействовано менее 25% мышц).

В процессе регионарной выносливости метаболические изменения в организме уменьшаются, и, наоборот, активируются анаэробные процессы, происходящие в организме. Мы поддерживаем точку зрения А.В. Бурикова о том, что считается самым эффективным глобальная выносливость. Потому что именно такая выносливость способствует более эффективной деятельности организма с точки зрения «кардиореспираторной системы». Локальная выносливость, с нашей точки зрения, в большинстве случаев приводит к мышечной усталости за счет ослабления энергетической базы работающих мышц. Такой вид выносливости, как правило, характерен для крупномасштабных трудовых операций [9].

Поэтому при проведении занятий по физической культуре с целью формирования у студентов высокого уровня выносливости необходимо использовать один или несколько из указанных нами методов:

1) единый метод, не предполагающий изменений в течение длительного периода действие режима работы, которое должно функционировать на одном уровне с выбранной скоростью и интенсивностью прилагаемых усилий. Студенту, который только начинает заниматься физической культурой в вузе, рекомендуется при выполнении упражнений на выносливость сохранять неизменными скорость, ритм и темп движений;

2) вариативный метод, суть которого заключается в последовательном внесении изменений в нагрузке при непрерывных упражнениях путем изменения, например, скорости и темпа;

3) интервальный метод, включающий выполнение упражнений с заранее выбранной всей нагрузкой, изменяющаяся нагрузка в соответствии со строго установленными и заранее подобранными интервалами отдыха;

4) круговой метод, для него также характерно выполнение упражнений на различные типы мышечных групп, за счет реализации принципа непрерывного или интенсивного выполнения заданной работы;

5) игровой метод направлен на развитие выносливости в рамках игры, которая должна обладать двумя такими свойствами, как постоянная изменчивость и эмоциональность.

Как в быту, на работе, так и на занятиях по физической культуре в вузе хорошая выносливость нужна всем без исключения будущим профессионалам в своей деятельности. С нашей точки зрения, выносливость у студентов должна развиваться различными спортивными специализациями в вузе по физической культуре, такие как легкая атлетика, спортивное ориентирование, футбол и лыжная подготовка. Однако нельзя сказать, что в других сферах, какой либо деятельности это менее важно. Напротив, нужна выдержка всем, независимо от специальности или профессии. Потому что все должны знать и уметь поддерживать свою работоспособность и формировать хорошую физическую форму и улучшить свое здоровье. Ведь на самом деле здоровый образ жизни, частью которого является спорт, положительно влияет не только на физическое самочувствие человека, но и на его общее состояние, в том числе эмоциональное и психофизическое [10].

Таким образом, выносливость - необходимый элемент физической подготовки в различных видах профессиональной деятельности, которая во многом способствует достижению положительных результатов в достижении поставленных целей и решении поставленных служебных задач. Выносливость также может положительно или в некоторых случаях отрицательно влиять на работоспособность человеческого тела, в зависимости от ситуации. Рассматриваемый нами элемент способствует преодоление такого негативного явления, как стресс, причины которого могут быть внешними, но и также может возникнуть из-за нарушения душевного равновесия человека. Исследователями доказан факт влияния выносливости на психоэмоциональное состояние человека. В связи с рассмотренной нами темой было предложено 5 методов повышения такого, на наш взгляд, важнейшего элемента физической подготовки, как выносливость [7; 10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Подрезов И.Н. Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья детей, подростков, молодых людей средствами физической подготовки, туризма и спорта, привлечение молодого поколения к здоровому образу жизни / И.Н. Подрезов, Р.В. Еремин // Наука-2020. - 2018. - № 1-1 (17). - С. 163-168.

2. Осипов Д.В. Спорт и его влияние на организм человека / Д.В. Осипов // Наука-2020. -2018. - № 2-2(18). - С. 92-95.

3. Болотин, А.Э. Развитие форм физической активности для поддержания физической формы / А.Э Болотин // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 5. - С. 14-20.

4. Болотин А.Э. Структура и содержание образовательных технологий управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Журнал физического воспитания и спорта. - 2015. - № 15 (3). - С. 362-364.

5. Патаркацишвили Н.Ю. Индивидуальные способы применения электронных современных устройств за контролем физической нагрузки / Н.Ю. Патаркацишвили, Д.А. Завьялов, А.А. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 288-292.

6. Мотивация студентов к занятиям физической культурой современными электронными приложениями и устройствами / Н.Ю. Патаркацишвили, Д.А. Завьялов, Р.С. Исаев, А.В. Бикбула-тов, С.А. Михайлова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 248-253.

7. Обоснование эффективности применения современных электронных технологий контроля показателей здоровья у студентов / Н.Ю. Патаркацишвили, Д.А. Завьялов, А.А. Близневский,

A.А. Тащиян, О.Г. Матонина, Н.А. Маслобоева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2021. - № 3 (193). - С. 320-325.

8. Буриков А.В. Формирования мотивации здоровье сберегающего поведения средствами физической культуры / А.В. Буриков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №6 (1). - С. 58-60.

9. Сидоров, Н.С. Роль студента и преподавателя по физической культуре в осуществлении студентом здорового образа жизни / Н.С. Сидоров // Scientist (Russia). - 2018. - № 1(1). - С. 14-15.

10. Тащиян А.А. Обучение студентов физической культуре в России: проблемы и перспективы развития / А.А. Тащиян // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей Всероссийского круглого стола, Орёл, 27 июня 2019 года.

- Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени

B.В. Лукьянова. - 2019. - С. 258-261.

REFERENCES

1. Podrezov, I.N. and Eremin, R.V. (2018), "Problems of the formation, strengthening and preservation of the health of children, adolescents, young people by means of physical training, tourism and sports, attracting the younger generation to a healthy lifestyle", Science-2020, No. 1-1 (17), pp. 163168.

2. Osipov, D.V. (2018), "Sport and its influence on the human body", Science-2020, No. 2-2 (18), pp. 92-95.

3. Bolotin, A.E. (2019), "Developing forms of physical activity to keep fit", Vestnik sportivnoy nauki, No. 5, pp. 14-20.

4. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2015), "The structure and content of educational technologies for managing the healthy lifestyle of students", Journal of Physical Education and Sport, No. 15 (3), pp. 362-364.

5. Patarkatsishvili, N.Yu., Zavyalov, D.A. and Bliznevsky, A.A. (2020), "Individual ways of using modern electronic devices for physical load control", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 288-292.

6. Patarkatsishvili, N.Yu., Zavyalov, D.A., Isaev, R.S., Bikbulatov, A.V. and Mikhailova, S.A. (2021), "Motivation of students to engage in physical education with modern electronic applications and devices", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 248-253.

7. Patarkatsishvili, N.Yu., Zavyalov, D.A., Bliznevsky, A.A., Tashchiyan, A.A., Matonina, O.G. and Masloboeva N.A. (2021), "Substantiation of the effectiveness of the use of modern electronic technologies for monitoring health indicators in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 320-325.

8. Burikov, A.V. (2018), "Formation of motivation health-saving behavior by means of physical culture",Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh iyestestvennykh nauk, No. 6 (1), pp. 58-60.

9. Sidorov, N.S. (2018), "The role of the student and the teacher of physical education in the implementation of a healthy lifestyle by the student", Scientist (Russia), No. 1(1), pp. 14-15.

10. Tashchiyan, A.A. (2019), "Teaching physical culture students in Russia: problems and development prospects", Improving the physical training of law enforcement officers: a collection of articles from the All-Russian round table, Oryol, 27 iyunya 2019 goda, pp. 258-261.

Контактная информация: nputincev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2021

УДК 372.879.6

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ФОРМ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Филипп Рустемо-вич Якушев, магистрант, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.