«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.
JVb7 (2/2008)
УДК 796.856.2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ТАЭКВОН-ДО НА ФИЗИЧЕСКОЕ
СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ
Аспирант М.В. Малахов Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
EFFICIENCY OF TAEKVON-DO INFLUENCE ON 8-9 AGED CHILDERN
PHYSICAL STATE M.V. Malahov, post-graduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: maksim-kwon@mail. ru
Ключевые слова: таэквон-до, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое состояние, физические качества, экспериментальная группа, контрольная группа.
Аннотация. В данной статье рассматриваются: влияние таэквон-до на физическое состояние детей 8-9 лет, развитие физических качеств и физического здоровья, определение понятий - Таэквон-до и основных технических принципов.
Keywords: taekvon-do, physical preparation, physical preparedness, physical condition, physical quality, experimental group, checking group
Summary. The article tells about efficiency of taekvon-do influence on 8-9 aged childern physical state, physical quality development and physical health, definition taekvon-do and main technical principles.
Таэквон-до - боевое искусство, не имеющее себе аналогов, как в силе, так и в технике. Несмотря ни на что, предназначение таэквон-до воспитание чувства справедливости, силы воли, твердого духа, скромности и рассудительности. Во время занятий таэквон-до красной нитью проходят его морально-этические категории - человеколюбие, справедливость, пристойность, мудрость и надежность, которые так необходимы для воспитания молодого поколения. Таэквондо, как система двигательных упражнений, подходит и для старых, и для молодых, как для мужчин, так и для женщин. Но, не смотря на свою молодость, таэквон-до сумело заинтересовать большое количество населения нашей страны и оправдать эффективность его воздействия на организм занимающихся.
Правильное понимание неизбежно приводит людей к осознанию факта, что таэквон-до есть боевое искусство, которое может быть использовано только для самообороны и в целях справедливости. История Кореи не содержит ни одного примера, чтобы ее вооруженные силы использовались для вторжения на соседние территории или каких-либо других целей, кроме национальной обороны (20).
Чой хон Хи создал целый ряд технических приемов, которые могут быть использованы практически в любой ситуации. Они основаны на следующих принципах:
1. Все движения должны быть построены так, чтобы получить максимальное количество энергии в соответствии с принципами биомеханики.
2. Принципы, на которых базируются технические приемы, должны быть столь ясны, что даже далекие от таэквон-до люди могли бы отличить правильно е движение от неверного.
3. Амплитуда и кинематика каждого движения должны быть точно определены, чтобы добиться наиболее эффективной атаки и защиты.
4. Цель и способ каждого действия должны быть ясными и простыми, для того чтобы облегчить процесс изучения и преподавания таэквон-до.
5. Надо развивать рациональные методы преподавания с тем, чтобы преимущества таэквондо могли почувствовать все - молодые и старые, мужчины и женщины.
6. Необходимо придумать методику правильного дыхания, увеличивающую скорость каждого движения и снижающую усталость.
7. Атака должна быть возможна относительно любой жизненно важной точки тела соперника, а защита должна быть способной противостоять атаке любого типа.
8. Любое атакующее действие должно быть ясно определено, и основываться на анатомических особенностях человеческого тела.
9. Каждое движение должно быть легко исполняемо, так чтобы таэквон-до служило источником удовольствия, как спорт и отдых.
10. Для предотвращения травм и улучшения здоровья необходима хорошая концентрация.
11. Каждое движение должно быть гармоничным и ритмичным, эстетически приятным.
Следование этим основным принципам - это то, что превращает боевое искусство таэквондо в эстетическое искусство, науку и спорт.
Исходя из выше изложенного нами была поставлена цель исследования: проанализировать эффективность влияния таэквон-до на физическое состояние занимающихся. Исследование должно подтвердить нашу гипотезу о том, что таэквон-до положительно влияет на физическое состояние занимающихся и способствует развитию физических качеств.
Задачи исследования:
1. Оценить физическое состояние детей 8-9 лет.
2. Определить оздоровительный эффект занятий таэквон-до:
• Изменение уровня физического здоровья;
• Изменение физической подготовленности.
Предметом исследования явилось физическое здоровье и физическая подготовленность занимающихся таэквон-до. Так как, исследования проводились на базе спортивного клуба «Квон» и состояло из начальной группы обучения дети 8-9 лет, то следовательно объектом нашего исследования явился процесс занятий таэквон-до детей 8-9 лет занимающихся в спортивном клубе «Квон» и не занимающихся таэквон-до.
Методы исследования:
1. Литературный анализ,
2. Экспресс-оценка физического здоровья, (комплекс состоит из 5 морфологических и функциональных показателей, поскольку, предлагаемые 5 показателей измеряются в разных единицах, мы применяли, по примеру других авторов (Руффье, М.А.Годик, Г.А.Апанасенко, В.А.Шаповалова и др.), формализованную оценку каждого показателя в баллах).
3. Методика тестирования физического состояния детей 8-9 лет.
4. Метод констатирующего эксперимента.
5. Метод математической статистики.
Организация исследования:
Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое проходило в шесть этапов.
На первом этапе (октябрь - март 2004 г.) изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (апрель - август 2005 г.) проводился подбор методов тестирования.
Третий этап (сентябрь - ноябрь 2005 г.) был посвящен проведению предварительных исследований, в котором применялись: метод экспресс оценка физического здоровья, методика тестирования физического состояния и методика констатирующего эксперимента. Для этого были созданы две группы: 1) экспериментальная - занимающаяся таэквон-до плюс уроки физкультуры (15 человек); 2) контрольная - только уроки физкультуры (15 человек).
На четвертом этапе (декабрь 2005 г. - август 2006 г.) была проведена работа по систематизации полученного материала и обработка согласно методам математической статистики.
На пятом этапе (сентябрь 2006- ноябрь 2006 г.) нами были проведены заключительные исследование, в котором применялись: метод экспресс-оценки физического здоровья, методика тестирования физического состояния, методика констатирующего эксперимента. Также была
проведена работа по систематизации полученного материала и обработка согласно методам математической статистики, с целью выявления изменений физических показателей.
На шестом этапе (декабрь 2006 - апрель 2007 г.) графически оформлялись полученные данные, писались выводы и практические рекомендации; оформлялась работа.
Оценка физического здоровья детей 8-9 лет, приступивших к занятию таэквон-до. Нами было проведено исследование физического здоровья детей в возрасте 8-9 лет, приступивших к занятию таэквон-до в спортивном клубе «КВОН», и детей, не занимающихся таэквон-до. Результаты представлены на диаграмме:
Контрольная гр. до Экспериментальная гр. до
эксперимента эксперимента
I Индекс Кетле ■ Индекс Робинсона
> Индекс Скибинского I Индекс Мощ. Шаповаловой
■ Индекс Руфье
Диаграмма 1. Оценка физического здоровья детей 8-9 лет до начала эксперимента.
Результаты исследования оказались следующими:
До начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы были протестированы по методике экспресс-оценки физического здоровья. Выявленный нами результат показал, что по общей сумме баллов уровень физического здоровья детей составил 8 баллов, как в одной, так и в другой, что свидетельствует о ниже среднем физическом здоровье в обеих группах.
Показатели в конце эксперимента оказались следующими. Протестировав детей в возрасте 8-9 лет, приступивших к занятию таэквон-до в спортивном клубе «КВОН», и детей, не занимающихся таэквон-до, мы получили следующий результат: уровень здоровья в контрольной группе вырос и составил - 13 баллов, что свидетельствует о среднем уровне физического здоровья; уровень здоровья в экспериментальной группе вырос и составил - 18 баллов, что свидетельствует о выше среднем уровне физического здоровья.
Контрольная гр. после эксперимента Экспериментальная гр. после
эксперимента
Диаграмма 2. Оценка физической подготовленности детей 8-9 лет Нами было проведено исследование уровня физической подготовленности детей в возрасте 8-9 лет, приступивших к занятию таэквон-до в спортивном клубе «КБОН», и детей, не занимающихся. Результаты оказались следующими.
Оценив уровень физической подготовленности детей 8-9 лет до начала эксперимента, мы получили следующее:
Контрольная группа:
- Челночный бег 3 * 10 - 34% - низкий уровень, 66% - средний, 0% - высокий;
- 6 - мин. бег - 80% - низкий уровень, 20% - средний, 0% - высокий;
- Наклон вперед из положения сидя - 33% - низкий уровень, 60% - средний, 7%- высокий;
- Подтягивания - 80% - низкий уровень, 20% - средний, 0% - высокий;
- Бег на 30 м - 67% - низкий уровень, 33% - средний, 0% - высокий;
- Прыжок в длину с места - 86% - низкий уровень, 14% - средний, 0% - высокий.
Экспериментальная группа:
- Челночный бег 3 * 10 - 20% - низкий уровень, 66% - средний, 14% - высокий;
- 6 - мин. бег - 47% - низкий уровень, 47% - средний, 0% - высокий;
- Наклон вперед из положения сидя - 20% - низкий уровень, 73% - средний, 7% - высокий;
- Подтягивания - 93% - низкий уровень, 7% - средний, 0% - высокий;
- Бег на 30 м - 73%- низкий уровень, 27% - средний, 0% - высокий;
- Прыжок в длину с места - 67% - низкий уровень, 33% - средний, 0% - высокий. Изменение уровня физического здоровья в процессе эксперимента:
Протестировав детей в контрольной группе в конце нашего эксперимента, мы получили результат - 13 баллов, а это значит, что уровень физического здоровья детей в процессе эксперимента улучшился и стал средним.
Процентный прирост индексов УФЗ в контрольной группе:
- Индекс Кетле - 3%;
- Индекс Робинсона - 0%;
- Индекс Скибински - 15%;
- Индекс мощности Шаповаловой - 10%;
- Индекс Руфье - 20%.
Протестировав детей в экспериментальной группе в конце нашего эксперимента, мы получили результат - 18 баллов, а это значит, что уровень физического здоровья детей в процессе эксперимента улучшился и стал выше среднего.
Процентный прирост индексов УФЗ в экспериментальной группе:
- Индекс Кетле - 4%;
- Индекс Робинсона - 4%;
- Индекс Скибински - 29%;
- Индекс мощности Шаповаловой - 26%;
- Индекс Руфье - 33%.
Изменения уровня физической подготовленности детей 8-9 лет в процессе эксперимента. Для сравнения уровня физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп, до эксперимента и после эксперимента, нами была выбрана и проведена методика, определяющая уровень развития физических качеств.
Вашему вниманию представлена диаграмма, в которой отражен процентный прирост показателей физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп в ходе нашего эксперимента.
Диаграмма 3. Средний процентный показатель физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.
100% 90% 80% 70% 60% % 50% 40% 30% 20% 10% 0%
■а к § о 2
н н р а * к о 3
о 0 л н ■а 4
ь * н О н-
н а % ь о4 3 в а
Н
к о п п ■а 3
н * в а 3* л
контрольная и экспериментальная. гр. до эксперимента контрольная и экспериментальная. гр. после эксперимента
низкии уровень
средним уровень
высокий уровень
Диаграмма 4. Процентный прирост физической подготовленности детей 8-9 лет контрольной и экспериментальной групп к концу эксперимента
100% 4
90%
80%
70% В
60%
% 50%
40%
30% т
■ На 23% повысился низкий уровень ФП в контрольной группе, в экспериментальной - на 37%,
■ 16 % составил прирост средний уровень ФП контрольной группы, 9% - в экспериментальной,
■ В высоком уровне ФП процентный прирост контрольной группы составил - 7%, а в экспериментальной -28%.
Выводы:
1. Оценка физического состояния детей 8-9 лет показала, что:
а) В контрольной группе 64% детей имеют низкий уровень физической подготовленности, 36% -средний; а в экспериментальной группе 53% - низкий уровень физической подготовленности, 42% детей - средний и 5% - высокий уровень.
б) Физическое здоровье детей контрольной и экспериментальной групп до эксперимента -находилось на уровне «ниже среднего».
2. Выявлено, что занятия таэквон-до оказали положительное эффективное влияние на физическое состояние занимающихся, улучшив:
а) Уровень физического здоровья у 100% детей, в среднем в 2,3 раза (у 93% став на уровень выше).
б) Уровень физической подготовленности у 100%, в среднем на 74% (у 80% став на уровень выше).
3. Занятия таэквон-до положительно влияют на физическое состояние детей 8-9 лет и способствуют развитию всех физических качеств особенно таких как: координационные способности, гибкость и общая выносливость.
Литература:
1. Александрова, Л.А. Физиологические основы воспитания и спорта / Л.А.Александрова, А.С.Чинкин, Ш.В.Садетдинова. - Чебоксары: Изд-во УГПУ, 2000. - 78 с.
2. Голубева, Г.Н. Методика хронометрирования и пульсометрии урока физической культуры в школе / Г.Н.Голубева, А.И.Голубев. - Набережные Челны, 1998. - 45 с.
3. Зотова, Ф.Р. Современные методы исследований адаптации к учебной и физической нагрузкам / Ф.Р.Зотова, Т.Г.Кириллова. - Набережные Челны: КамГИФК, 2002. - 115 с.
4. Ли, Б. Боевая школа Брюса Ли: книга 2: Основной курс тренировок / Б.Ли, М.Уехара. - Ростов Н/Д : Феникс, 2003. - 144 с.
5. Лигай, В.В. Таэквон-до - путь к совершенству / В.В.Лигай. - Ташкент, 1994. - 156 с.
6. Лигай, В.В. Таэквон-до - пособие для обучающихся / В.В.Лигай. - Набережные Челны, 1992. - 25с.
7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И.Лях. - М.: АСТ, 1998. - 272 с.
8. Маслов, А. Небесный путь боевых искусств / А.Маслов. - СПб.: Текс, 1996. - 484с.
9. Настольная книга тренера: наука побеждать/ Н.Г. Озолин. - М.: Астрель, 2004. - 863 с.
10. Сафонкин С.Н. Таэквон-до / С.Н.Сафонкин. - СПб.: СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгавта, 2001. -182 с. 21.
11. Соколов И.С. Основы Таэквон-до / И.С.Соколов. - М.: Советский спорт, 1994. - 356 с.
12. Таэквон-до - образ жизни: учебное пособие. - Набережные Челны: Издательство «Хэерле иртэ», 2000. - 226 с.
13. Чой, Хон Хи. Энциклопедия таэквон-до (ИТФ) / Чой Хон Хи. - 1993. - 762 с.
Glossary:
1. Aleksandrova, LA. Physical base of upbringing and sport / LA.Aleksandrova, А.8.СЫпкт, S.V.Sadetdinova. -Cheboksary: Pub. UGPU, 2000. - 78 p.
2. Golubeva, G.N. Method of chronometric and pulsator at physical culture lesson / G.N.Golubeva, А.I.Golubev. -Naberezhnye Chelny, 1998. - 45 p.
3. Zotova, F.R. Modern methods pf physical stress adaptation / F.R.Zotova, Т.G.Kirillova. - Naberezhnye Chelny: KamGAFKSiT, 2002. - 115 p.
4. Li, B. Brus Li fight school: book 2: Main course of trainings / B.Li, М.Uearkha. - Rostov na Don: Fenniks, 2003. - 144 p.
5. Ligai, V.V. Taekvon-do - the ways to perfection / V.V.Ligai. - Tashkent, 1994. - 156 p.
6. Ligai, V.V. Taekvon-do - St. book / V.V.Ligay. - Naberezhnye Chelny, 1992. - 25p.
7. Ljah V.I. Physical education texts: St. book / V.I.Liah. - М.: АСТ, 1998. - 272 p.
8. Maslov, А. Star way of fights / А.Maslov. - SPb. : Text, 1996. - 484p.
9. Trainer board book: Science to win/ N.G. Ozolin. - М. : Astrel, 2004. - 863 p.
10. Safonkin S.N. Taekvon-do / S.N.Safonkin. - SPb.: SPB GAFK named after P.F. Lesgaft, 2001. - 182 p. 21.
11. Sokolov I.S. Taekvon-do base/ I.S.Sokolov. - М.: Soviet sport, 1994. - 356 p.
12. Taekvon-do- life style: St. Book. - Naberezhnye Chelny: Publisity «Herle Irte», 2000. - 226 p.
13. Choi, Hon Hi. Encyclopaedia taekvon-do / Choi Hon Hi. - 1993. - 762 p.