УДК 371.7:796.01
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ
Н.Н. Мугаллимова - аспирант кафедры теории и методики борьбы
и восточных единоборств Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
MOTOR ACTIVITY AS A TOOL FOR PRIMARY PREVENTION OF ADOLESCENT DRUG ADDICTION
N.N. Mugallimova - postgraduate of theory and methodology of wrestling and martial arts department The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mai: kzm_diss@,mail. ru
Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие и физическое здоровье, психоэмоциональная устойчивость, первичная профилактика наркомании, двигательная активность, контрактный метод, экспериментальная программа.
Аннотация. Актуальность профилактики приобщения современной российской молодежи к злоупотреблению психоактивными веществами несомненна. Наиболее доступной, эффективной и явно недооцененной сферой деятельности, способной сформировать у детей, подростков и молодежи надежные и устойчивые ценностные позиции, является физическая культура и спорт.
Key words: physical training, physical development and physical health, psycho-emotional stability, primary prevention of drug addiction, motor activity, the contract method, the experimental program.
Summary. Actuality of preventing initiation of modern Russian youth to psychoactive substances abuse is certain. The most affordable, effective and clearly underestimated scope of activity that can form in children, adolescents and young adults secure and sustainable value positions, is the physical culture and sport.
Введение. В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к значительному росту потребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи [5].
Актуальность профилактики приобщения современной российской молодежи к злоупотреблению психоактивными веществами (ПАВ) несомненна.
Поскольку лечебные мероприятия при сформированной физиологической и психологической зависимости от наркотиков крайне неэффективны (по данным ВОЗ стойкая ремиссия наблюдается не более чем у 5% пациентов), особенно актуальным представляется повышение эффективности и широкое внедрение технологий первичной профилактики приобщения к злоупотреблению ПАВ. Так как более 80% наркозависимых впервые приобщаются к этому в подростковом и юношеском возрасте, основные усилия должны быть направлены на профилактические мероприятия именно с этим контингентом [3].
Наиболее доступной, эффективной и явно недооцененной сферой деятельности, способной сформировать у детей, подростков и молодежи надежные и устойчивые ценностные позиции, является физическая культура и спорт.
Богатый опыт и яркие образцы физкультурно-спортивной деятельности свидетельствуют о широких возможностях воспитания таких психологических качеств и особенностей детей, подростков и молодежи, которые способны обеспечить стойкое отрицательное отношение к наркомании [1].
Представление об актуальности темы, степени ее разработанности в научной литературе и реальном состоянии дают основание для формулировки основной проблемы исследования, которая заключается в существовании противоречия между применяемыми в настоящее время средствами и методами профилактической работы с подростками, которые не отвечают потребностям формирующейся личности, и необходимостью поиска более эффективных средств и методов профилактики наркомании среди подростков, в том числе средствами физической культуры.
В связи с вышеизложенным, целью исследования является разработка и экспериментальное обоснование программы первичной профилактики наркомании по популярным видам двигательной активности.
Предполагалось, что использование контрактного метода в программе первичной профилактики наркомании по популярным видам двигательной активности улучшит показатели здоровья подростков 10-12 лет, повысит их уровень физической подготовленности, и будет способствовать улучшению психоэмоционального состояния и профилактике негативных форм поведения.
Для решения задач исследования применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, анкетный опрос, антропометрические измерения, контрольные испытания, медико-биологические методы исследования, диагностика психических состояний и свойств личности, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2007 по 2010 гг., на базе образовательных учреждений города Набережные Челны, школ № 47, 37, 29, молодежного центра «Шатлык». Исследование проходило в три этапа.
В эксперименте принимали участие подростки 10-12 лет. Были сформированы три экспериментальные и одна контрольная группы по 15 человек каждая, имеющие примерно одинаковый исходный уровень физического здоровья и развития, уровень физической подготовленности, уровень психоэмоционального состояния.
С учетом выявленных данных анкетирования, а также особенностей здоровья и физического развития, психоэмоционального состояния подростков была разработана экспериментальная программа первичной профилактики наркомании по популярным видам двигательной активности в подростковой среде.
Задачи экспериментальной программы первичной профилактики:
Образовательные: Формирование системы знаний о сохранении и улучшении здоровья, использование их для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, саморазвития и самореализации подростков. Повышение социально-психологической компетентности родителей и специалистов, работающих с подростками по проблеме детско-подростковой наркомании.
Воспитательные: Воспитание у подростков потребности в систематических занятиях физической культурой. Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении поставленной цели, уверенности и самооценки. Формирование социально адаптированной личности. Формирование сплоченного коллектива, разделяющего социально значимые ценности.
Развивающие: Развитие функциональных возможностей организма, основных физических качеств. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
Физкультурно-оздоровительные занятия проводились три раза в неделю во внеурочное время по два часа каждое занятие, в период с августа по июнь месяцы. Основу содержания занятий экспериментальных групп составили программы по привлекательным и популярным в подростковой и молодежной среде видам двигательной активности: спортивно-эстрадные танцы (ЭГ-1), тэквондо (ЭГ-2), паркур (ЭГ-3). На каждом занятии включался комплекс педагогических приемов, направленных на коррекцию физического, психического и нравственного состояния испытуемых. Контрольная группа (КГ) занималась общей физической подготовкой три раза в неделю во внеурочное время по два часа каждое занятие.
Экспериментальная программа первичной профилактики наркомании базируется на следующих принципах: доступности, индивидуализации, систематичности и последовательности, принципа «не навреди», принципа биологической целесообразности, программно-целевого принципа, принципа взаимосвязи и взаимодействия психических и физических сил человека, принципа возрастных изменений в организме, принципа гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека, комплексности, дифференцированности, аксиологич-ности, многоаспектности, последовательности.
В программе предусмотрено обязательное условие. Перед тем, как приступить к физкультурно-оздоровительным занятиям, каждый подросток заполнял контракт, в котором основными пунктами являлись такие как: отказ от курения, употребления алкоголя; соблюдение режима дня; посещение тренировок; посещение всех школьных занятий; хорошая успеваемость; ведение дневника самоконтроля; отказ от конфликтов; тактичное поведение и т.д. Данный контракт подписали подростки, один из родителей, классные руководители и тренеры. Каждые две недели тренер проверял выполнение условий контракта. В процессе занятий ни у одного подростка не было выявлено нарушений контракта. Дети посещали занятия с желанием и были увлечены общим делом.
Если подросток в течение 9 месяцев занятий выполняет все пункты контракта, то ему выдается членская карточка, которая дает юному гражданину преимущество при поступлении в спортивные секции и кружки по интересам, всевозможные льготы в некоторых магазинах, развлекательных, детских и спортивных учреждениях.
В общую структуру профилактической деятельности, объединенной основной концептуальной программой, входят следующие направления: работа подростками; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и подростками; работа с родителями.
В программе используются следующие формы работы: групповая работа, дискуссия, ролевые игры, тренинг поведения, подвижные игры, народные подвижные игры, игры-энергизаторы, диагностика, анкетирование, способы самоконтроля, совещания, семинары, «круглые столы», родительские собрания, соревнования, домашние задания.
Результаты и их обсуждение. Для определения эффективности экспериментальной программы первичной профилактики наркомании нами были рассмотрены показатели физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, а также психоэмоциональное состояние подростков. Уровень физической подготовленности определялся по методике Ю.Н. Вавилова «Проверь себя», которая включает в себя следующие тесты: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания); прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа на спине; удержание тела в висе на согнутых руках; наклон вперед из положения сидя; бег 1000 м с высокого старта; челночный бег 3х10 м [2]. С помощью экспресс-оценки физического здоровья определялся уровень здоровья детей, который оценивался по показателям физического развития (рост, масса тела, окружность грудной клетки, сила кисти, жизненная емкость легких) и функциональной подготовленности (артериальное давление, частота сердечных сокращений, задержка дыхания). Количественная оценка здоровья определялась с помощью пяти индексов: индекса Кетле, индекса Робинсона, индекса Скибински, индекса Шаповаловой, индекса Руфье [7]. Для изучения психоэмоционального состояния подростков использовались следующие тесты: состояние личностной тревожности (опросник Спилберга); уровень агрессивности (опросник Басса-Дарки); «эмо-
циональная атмосфера в коллективе» (тест А.Н. Лутошкина) [8]. Тестирование занимающихся осуществлялось дважды - в начале и в конце учебного года.
По результатам проведенного исследования были получены данные, представленные в таблицах 1-3, рисунках 1-4. Из материалов таблиц видно, что в начале исследования достоверных различий между экспериментальными и контрольной группами практически не обнаружено.
В таблице 1 представлены изменения показателей физического здоровья подростков, занимающихся различными видами двигательной активности, до и после эксперимента.
Таблица 1
Изменение показателей физического здоровья подростков, занимающихся различными видами двигательной активности
Показатели Этапы Группы
ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 КГ
Х±Бх
индекс Кет-ле, кол-во баллов I 4,13±0,26 4,27±0,21 3,93±0,23 3,67±0,03
II 4,33±0,21 4,47±0,22 4,13±0,19 3,73±0,28
Хр р 6,24 <0,05 6,52 <0,05 7,62 <0,05 1,42 <0,05
Хр * р* 2,29 >0,05 1,92 >0,05 3,52 >0,05
индекс Робинсона, кол-во баллов I 3,07±0,07 3,07±0,15 3,0±0 3,13±0,09
II 3,2±0,11 3,2±0,14 3,2±0,11 3,2±0,11
Хр р 9,66 <0,05 7,54 <0,05 9,61 <0,05 6,28 <0,05
Хр * р* 8,18 <0,05 7,2 <0,05 6,55 <0,05
индекс Ски-бински, кол-во баллов I 2,2±0,17 2,2±0,11 2,13±0,15 2,33±0,16
II 3,2±0,2 3,27±0,15 3,13±0,09 3,13±0,09
Хр р 8,02 <0,05 9,26 <0,05 9,61 <0,05 8,77 <0,05
Хр * р* 4,67 >0,01 9,61 <0,05 7,92 <0,05
индекс Шаповаловой, кол-во баллов I 2,4±0,16 2,47±0,16 2,27±0,21 2,47±0,19
II 3,13±0,09 3,8±0,24 3,33±0,19 3,07±0,15
Хр р 6,66 <0,05 6,76 <0,05 4,47 <0,01 1,88 <0,05
Хр * р* 4,12 <0,01 0,93 >0,05 1,69 >0,05
индекс Ру-фье, кол-во баллов I 2,87±0,09 2,87±0,13 2,87±0,09 2,83±0,07
II 3,2±0,11 3±0 3,27±0,12 3,07±0,07
Хр р 8,55 <0,05 9,08 <0,05 7,07 <0,05 9,61 <0,05
Хр * р* 7,92 <0,05 9,6 <0,05 1,84 >0,05
общий балл I 14,67±0,29 14,87±0,27 14±0,34 14,53±0,47
II 17,07±0,28 17,73±0,33 17,07±0,37 16,2±0,4
Хр р 8,08 <0,05 8,25 <0,05 6,75 <0,05 2,4 >0,05
Хр * р* 1,75 >0,05 0,92 >0,05 1,44 >0,05
Примечание: Х - среднее арифметическое; 8 - стандартное отклонение среднего арифметического; I - до эксперимента, II - после эксперимента, х-критерий Ван-дер-Вардена ; I - до эксперимента, II - после эксперимента, Хк = 4,88 (при а=0,05 для п=30) Хк = 3,35 (при а=0,01 для п=30); Хр - Х критерий расчетный внутри-групповые различия, р - достоверность различий показателей до и после педагогического эксперимента внут-ригрупповые различия; Хр * - Храсчетное различия между данной экспериментальной группой и контрольной группой на конец эксперимента, р* - достоверность различий показателей после педагогического эксперимента между данной экспериментальной группой и контрольной группой.
Анализ полученных данных показывает, что общий уровень здоровья, который определялся по индексам физического развития за время эксперимента повысился у всех подростков. Показатели физического здоровья подростков экспериментальных групп повысился
более значительно, чем у сверстников контрольной группы: в ЭГ-1 14%, в ЭГ-2 16%, в ЭГ-3 18%, в КГ 10% (рис. 1).
Сравнивая показатели физического здоровья испытуемых по окончании педагогического эксперимента можно отметить, что среди подростков экспериментальных групп больше подростков со средним и выше среднего уровнями физического здоровья. В то время как в контрольной группе подростков с вышесреднего уровнем физического здоровья по окончании эксперимента отмечено не было.
За период проведения эксперимента была выявлена положительная динамика показателей физического развития у подростков экспериментальных групп по сравнению с контрольной (рис. 2).
□ ЭГ-1 □ ЭГ-2 □ ЭГ-3 □ КГ
индекс Кетле индекс индекс индекс индекс Руфье общий балл
Робинсона Скибински Шаповаловой
Рис. 1. Прирост показателей индексов физического развития
□ ЭГ-1 □ ЭГ-2 □ ЭГ-3 □ КГ
о4
W 12
Н и о
о, - 8
& 8 в
0-1
1 01 1
HLTHJ
3
13
2 33
üffi
1616
Q
рост, см масса, кг ЖЕЛ, мл САД, мм рт.ДАД, мм рт. ЧСС в Проба
ст. ст. покое, Штанге, сек
уд/мин
Рис. 2. Прирост показателей физического развития (0Л
4
Таблица 2
Изменение показателей физического развития и физического здоровья, занимающихся _различными видами двигательной активности_
Показатели Этапы группы
ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 КГ
Х± 5
рост, см I 142±1,33 138,9±1,42 140,1±0,89 141,9±2,02
146,8±1,48 144,07±1,55 145,3±0,95 146,8±2
Хр р 0,68 >0,05 4,37 <0,01 2,7 >0,05 5,99 <0,05
Хр * р* 3,1 >0,05 2,1 >0,05 0,2 >0,05
масса, кг 33,1±0,92 32,6±0,72 32,93±0,48 33,2±0,68
37,5±0,89 36,33±0,71 36,8±0,55 36,53±0,68
Хр р 0,22 >0,05 8,3 <0,05 4,99 <0,05 6,72 <0,05
Хр * р* 4,7 >0,05 4,04 >0,05 0,81 >0,05
ЖЕЛ, мл 1909±32,68 1928±15,19 1915±22,53 1929±31,84
2073±33,85 2116±20,91 2163±21,56 2077±123,31
Хр р 0,85 >0,05 8,74 <0,05 3,88 <0,01 2 >0,05
Хр * р* 3,85 >0,05 2,16 >0,05 6,45 <0,05
САД, мм рт. ст. 109±2 108,6±3,17 108,7±1,53 105,9±1,71
109±1,68 108,9±2,48 107,7±1,23 105,3±1,95
Хр р 2,69 >0,05 1,05 >0,05 1,5 >0,05 3,33 >0,05
Хр * р* 2,39 >0,05 0,04 >0,05 0,12 >0,05
ДАД, мм рт. ст. 64,47±1,45 65,93±1,82 63,33±0,91 63,47±1,36
63,93±1,11 64,73±1,12 31,6±0,95 63,13±1,38
Хр р 0,18 >0,05 1,32 >0,05 1,01 >0,05 1,5 >0,05
Хр * р* 2,59 >0,05 0,33 >0,05 3,51 >0,05
ЧСС в покое, уд/мин 82,07±0,37 82,07±0,38 82,27±0,48 82,07±0,47
80,2±0,4 79,8±0,44 80±0,51 81,3±0,38
Хр р 0,37 >0,05 4,53 <0,01 3,37 <0,01 2,1 >0,05
Хр * р* 4,88 <0,05 5,27 <0,05 4,97 <0,05
Проба Штанге, сек 31,8±1,32 32,1 ±0,55 31,5±0,67 32,1 ±0,79
36,7±1,28 37,9±0,7 37,5±0,68 35,1 ±0,73
Хр р 2,5 >0,05 8,9 <0,05 5,67 <0,05 5,32 <0,05
Хр * р* 0,48 >0,05 0,58 >0,05 5,01 <0,05
Примечание: Х - среднее арифметическое; 8 - стандартное отклонение среднего арифметического; I - до эксперимента, II - после эксперимента, х-критерий Ван-дер-Вардена ; I - до эксперимента, II - после эксперимента, Хк = 4,88 (при а=0,05 для п=30) Хк = 3,35 (при а=0,01 для п=30); Хр -Х критерий расчетный внутригрупповые различия, р - достоверность различий показателей до и после педагогического эксперимента внутригрупповые различия; Хр * - Храсчетное различия между данной экспериментальной группой и контрольной группой на конец эксперимента, р* - достоверность различий показателей после педагогического эксперимента между данной экспериментальной группой и контрольной группой.
В показателях физической подготовленности, до и после педагогического эксперимента, по всем показателям в каждой из трех ЭГ и КГ произошли существенные изменения результатов. Межгрупповые показатели различаются существенно: в ЭГ-1 - внаклоне вперед, в ЭГ-2 - в тестах, характеризующих развитие силы: отжимание, поднимание туловища из положения лежа, удержание тела в висе на перекладине, бег 1000 м; в ЭГ-3 - в тестах, характеризующих скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места, бег 1000 м с высокого старта, челночный бег (р<0,05). Наиболее значительные изменения отмечены у подростков экспериментальных групп, что подтверждается положительной динамикой прироста показателей физической подготовленности (рис. 3).
□ ЭГ-1 □ ЭГ-2 □ ЭГ-3 □ КГ
Сгибание и Прыжок в Поднимание Удержание Наклон вперед Бег 1000 м с Челночный разгибание длину с места туловища из тела в висе на из положени высокого бег 3х10 м рук в упоре положения перекладине сидя старта
лежа лежа на спине
за 30 сек.
Рис. 3. Прирост показателей физической подготовленности
По нашим исследованиям физическая подготовленность и уровень здоровья подростков изменяется в зависимости от их двигательной активности.
Сравнительный анализ данных психоэмоционального состояния, в начале и в конце эксперимента, показал, что занятия двигательной активностью независимо от вида оказали положительное влияние, что вполне закономерно (табл. 3).
□ ЭГ-1 □ ЭГ-2 □ ЭГ-3 □ КГ
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Рис. 4. Прирост показателей психоэмоционального состояния (%)
К завершению экспериментальных занятий у испытуемых наметилась тенденция к улучшению показателей. Наибольшие положительные изменения произошли в группе занимающихся спортивно-эстрадными танцами: уровень личностной тревожности снизился на 17%, агрессивность на 40% (р<0,01). Преимущественное использование средств силовой направленности в ЭГ-2 позволяет более эффективно воздействовать на психическое состояние и нормализовать уровень агрессивоности (32% при р<0,01), повысить атмосферу в группе на 23% (р<0,01). В группе занимающихся паркуром при недостоверном снижении ситуационной и личностной тревожности, при сравнении с контрольной группой, отмечается снижение уровня агрессивности и повышение атмосферы в группе. В контрольной группе отмечается недостоверное снижение враждебности и повышение атмосферы в группе.
I
Таблица 3
Изменение показателей психоэмоционального состояния, занимающихся различными видами
двигательной активности
Показатели Этапы группы
ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 КГ
Х± 5
Ситуационная тревожность, кол-во баллов I 37,87±0,52 37,87±0,95 37,46±0,98 37,8±1,1
32,47±0,56 33,13±0,94 33±1,03 34,2±1,1
Тр р 7,1 <0,05 3,52 <0,05 3,13 <0,05 2,05 <0,05
Тр * р* 1,71 >0,05 1,01 >0,05 1,06 >0,05
Личностная тревожность, кол-во баллов 40,33±1,08 40,8±0,84 40,87±0,63 40,73±0,65
34,47±1,05 35,87±0,88 35,8±0,96 37,87±0,82
Тр р 3,89 <0,01 4,03 <0,01 4,38 <0,01 2,72 <0,01
Тр * р* 2,54 <0,05 1,65 >0,05 1,63 >0,05
Агрессивность, кол-во баллов 25,53±0,85 25,47±0,67 25,4±0,67 25,4 ±0,68
18,2±0,71 19,27±0,57 19,13±0,63 22,67±0,47
Тр р 6,64 <0,01 7 <0,01 6,82 <0,01 3,77 <0,01
Тр * р* 4,79 <0,01 4,04 <0,01 3,97 <0,01
Враждебность, кол-во баллов 8,07±0,21 8±0,22 8,07±0,18 8±0,21
6,87±0,25 6,93±0,18 7±0,14 7,53±0,16
Тр р 3,65 <0,01 3,76 <0,01 4,67 <0,01 1,7 >0,05
Тр * р* 2,19 <0,05 2,44 <0,05 2,48 <0,05
Атмосфера в группе, кол-во баллов 34,93±0,97 35,07±0,75 35±0,70 35,07±0,76
43,6±0,93 45,6±0,82 44,67±0,69 37,67±0,63
Тр р 6,45 <0,01 9,42 <0,01 9,77 <0,01 2,61 <0,01
Тр * р* 5,26 <0,01 7,63 <0,01 7,42 <0,01
Примечание: Х - среднее арифметическое; 8 - стандартное отклонение среднего арифметического; Критерий Крамера-Уэлча (Т); I - до эксперимента, II - после эксперимента, Тк = 1,96 (при а=0,05) Тк = 2,58 (при а=0,01); Тр -Трасчетное внутригрупповые различия, р - достоверность различий показателей до и после педагогического эксперимента внутригрупповые различия; Тр* - Трасчетное различия между данной экспериментальной группой и контрольной группой на конец эксперимента, р* - достоверность различий показателей после педагогического эксперимента между данной экспериментальной группой и контрольной группой.
Заключение.
Таким образом, разработанная экспериментальная программа оказала позитивное влияние на интересы и поведение подростков, способствовала повышению уровня здоровья и физической подготовленности; развитию положительных личностных качеств и межличностных отношений между подростками; повышению устойчивости к различным негативным социальным явлениям; привлечению детей к активным занятиям спортом.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.
2. Вавилов, Ю.Н. Проверь себя (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю.Н. Вавилов, Е.А. Ярыш, Е.П. Кокорекина // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 9. -С. 58-63.
3. Грецов, А.Г. Профилактика наркозависимости подростков и молодежи : подходы, разработки, опыт внедрения : монография / А.Г. Грецов. - СПб. : СПбНИИФК, 2009. - 72 с.
4. Грецов, А.Г. Возрастные особенности развития и педагогического взаимодействия в сфере физического воспитания : методическое пособие / А.Г. Грецов, Е.Г. Попова; под общ. ред. С.П. Евсеева. - СПб. : СПбНИИФК, 2009. - Кн. 3: Подростки. - 64 с.
5. Евсеев, С.П. Эффективная профилактика наркозависимости : вопросы и ответы / С.П. Евсеев, А.Г. Грецов // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 4. - С. 34-37.
6. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учебное пособие / Л.И. Лубышева. -2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 240 с.
7. Поляков, С. Д. Физическое здоровье школьников : система мониторинга, оценка и коррекция : пособие для врачей / С. Д. Поляков и др. - М., 2004. - 65 с.
8. Психологические тесты : в 2-х т. / под общ. ред. А. А. Карелина. - М. : ВЛАДОС, 2005. - Т. 2. - С.
26.
Literature
1. Balsevich, V.K. Physical education for all and for each / V.K. Balsevich. - М. : Physical Culture and Sports, 1988. - 207 p.
2. Vavilov, Yu.N. Test yourself (to the individual system of man's self-improvement) / Yu.N. Vavilov, E.A. Yarysh, E.P. Kokorekina // Theory and Practice of Physical Culture. - 1997. - № 9. - P. 58-63.
3. Gretsov, A.G. Prevention of teenagers' and young adults' drug addiction : approaches, development, experience of implementation: monograph / A.G. Gretsov. - SPb. : SPbNIIFK, 2009. - 72 p.
4. Gretsov, A.G. Age peculiarities of development and pedagogical collaboration in the field of physical education : handbook / A.G. Gretsov, Е^. Popova; under general editorship. S.P. Evseev. - SPb. : SPbNIIFK, 2009. - Kn. 3: Teenagers. - 64 p.
5. Evseev, S.P. Effective prevention of drug abuse: questions and answers / S.P. Evseev, A.G. Gretsov // Adaptive physical culture. - 2008. - № 4. - P. 34-37.
6. Lubysheva, L.I. Sociology of physical culture and sport: a study guide / L.I. Lubysheva. - 2-vol., stereotype. - М. : Academy, 2004. - 240 p.
7. Polyakov, S.D. Physical health of schoolchildren: a system of monitoring, evaluation and correction: a guide for physicians / S.D. Polyakov and others. - M., 2004. - 65 p.
8. Psychological tests: in 2 vol. / under general editorship. A.A. Karelin. - M. : VLADOS, 2005. - Т. 2. - P.
26.