Научная статья на тему 'Влияние восточных танцев на показатели репродуктивно-физического потенциала студенток в процессе физического воспитания'

Влияние восточных танцев на показатели репродуктивно-физического потенциала студенток в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ / РЕПРОДУКТИВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / A REPRODUCTIVE AND PHYSICAL HEALTH / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL UPBRINGING / THE EASTERN DANCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстова Н. Н.

В условиях демографических ситуаций и здоровьеукрепляющих технологий в нашей стране необходимым фактором подготовки девушек к детородной функции является формирование и оценка возможностей и способностей, определяющих здоровье. Формирование предлагаем рассматривать в контексте использования различных видов двигательной активности, в том числе восточных танцев, в процессе физического воспитания в вузе. Оценка проводилась с учетом исследования динамики показателей репродуктивно-физического потенциала по стандартным методикам, принятым в теории и методике физического воспитания. Методы исследования: тест для оценки психоэмоционального состояния студенток по методике САН; педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности; соматофизиометрическое тестирование; экспресс-оценка физического здоровья по Г.Л. Апанасенко; метод оценки силовой выносливости мышечного корсета; анамнез; методы математической статистики. Материалы: В содержание программы был включен вид танцевальной аэробики восточные танцы. Типовая структура занятий включала аэробную часть, калланетику, стретчинг, дыхательные упражнения на расслабление, а обязательным элементом являлось соответствующее музыкальное сопровождение. Первая экспериментальная группа занималась согласно разделам традиционной программы (2 часа в неделю) и согласно экспериментальному разделу (2 часа в неделю "Восточные танцы"). Вторая экспериментальная группа занималась согласно экспериментальному разделу "Восточные танцы" вариативного компонента программы «Физическая культура» (4 часа в неделю), который утвержден ученым советом университета для студенток 3 курса от 2006 г. В контрольной группе занятия проводились согласно программе по физической культуре, рекомендованной Минвузом РФ для высших учебных заведений. Содержанием занятий являлось традиционное прохождение в течение обучения в вузе основных видов спортивной деятельности (волейбола, гимнастики, баскетбола, легкой атлетики и т.п.), где немалое количество времени уделялось совершенствованию студенток в этих видах спорта. Учебным планом на предмет «Физическая культура» отводится 2 занятия в неделю (4 учебных часа), что за семестр составляет 68 часов, а годовой объём учебных занятий по восточным танцам для студенток вуза равен 136 часам, что составляет 32,8% от 408 обязательных согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Результаты: Восточные танцы оказывают благотворное влияние на составляющие репродуктивно-физического потенциала студенток, что способствовало положительному изменению изученных показателей (р<0,01) за время педагогического эксперимента в ЭГ-1 и ЭГ-2: совершенствование психоэмоционального состояния к концу эксперимента на 1,52% (р<0,01) и 2,12 % (р<0,01) соответственно; повышение физической подготовленности на 6,31% и на 13,79% (р<0,01); увеличение физического развития произошло на 4,07% и 5,38%; улучшение функционального состояния на 2,85% и на 4,14% соответственно; укрепление физического здоровья на 3,24% и на 9,33% (р<0,01) соответственно; упрочение состояния репродуктивного потенциала на 13,75% и на 19,79% (р<0,05) соответственно. В КГ за время эксперимента средний показатель репродуктивно-физического потенциала улучшился на 0,76%, за счет более низких сдвигов по составляющим. Заключение: Нами установлено, что введение в процесс физического воспитания студенток восточных танцев способствует более эффективному улучшению показателей репродуктивнофизического потенциала, а их комплексная оценка способствует получению оптимальной и объективной информации о состоянии функционирования различных отделов, систем и способностей девушек: психоэмоциональной, функциональной и физической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиверстова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the eastern dancing on female students'' indices of reproductive - physiacl potential during the process of physical upbringing

In terms of demographic situation and health-improving technologies in this country, an important factor of girls' preparation for a reproductive performance is abilities and skills formation and evaluation, which determine health. We offer to consider formation in the context of different motional activity use, including the eastern dancing, during physical upbringing at a higher educational establishment. The evaluation was held taking into account the indices dynamics study of a reproductive-physical potential, using standard methodologies, common in the theory and methodology of physical upbringing. Research methods: a test for psychoemotional state evaluation of female students according to HAM methodology; pedagogical experiment, a test of physical fitness; somaticphysiometric testing; an expressevaluation of physical health according to G.L. Apanasenko; a methodology of power endurance evaluation of a muscular corset; anamnesis; the methods of mathematical statistics. Materials: The eastern dancing, as a kind of dancing aerobics, was included into a program. A typical structure of lessons included an aerobic part, callanetics, stretching, breathing exercises for relaxation, and a required element was a suitable music. The first experimental group studied according to the units of a traditional program (2 hours a week) and according to an experimental unit (2 hours a week "The Eastern dancing"). The second experimental group studied according to the experimental unit "The Eastern dancing" of a variative component of a program "Physical culture " (4 hours a week), which is adopted by the academic board of a University for female students of the 3 rd course (2006). In the control group the lessons were held according to the program on physical culture, recommended by the Ministry of Higher Education of the Russian Federation for higher educational establishments. The content of the lessons was a traditional study of the main kinds of sports activity (volleyball, gymnastics, basketball, athletics and others), where a lot of time was devoted to skills improvement of the female students in these kinds of sport. The curriculum gives 2 lessons a week (4 academic hours) for the subject "Physical culture ", in a semester it is 68 hours and yearly volume of the eastern dancing lessons for the female students of a higher educational establishment is 136 hours, which is 32,8% from 408 hours of obligatory ones, according to a state educational standard of higher professional education. Results: The eastern dancing makes a positive impact on the components of a reproductive-physical potential of female students and it provided a positive change of the studied indices (р<0,01) during the pedagogical experiment in the experimental group-1 (EG-1) and the experimental group-2 (EG-2): the development of psychoemotional state to the end of the experiment to 1,52% (р<0,01) and 2,12 % (р<0,01); the increase ofphysical fitness to 6,31% and to 13,79% (р<0,01); the increase of physical development was to 4,07% and 5,38%; the improvement of a functional state to 2,85% and to 4,14%; -physical health improvement to 3,24% and to 9,33% (р<0,01); the improvement of a reproductive potential to 13,75% and to 19,79% (р<0,05). In the control group during the experiment the average index of a reproductive-physical potential improved to 0,76%, by means of lower shifts on the components. Conclusion. We stated that the introduction of the eastern dancing into the female students' physical upbringing provides more effective improvement of a reproductive-physical potential indices and their complex evaluation, provides optimal and objective information about the functioning of different parts, systems and girls' skills in psycho-emotional, functional and physical spheres.

Текст научной работы на тему «Влияние восточных танцев на показатели репродуктивно-физического потенциала студенток в процессе физического воспитания»

УДК 796.01+378

ВЛИЯНИЕ ВОСТОЧНЫХ ТАНЦЕВ НА ПОКАЗАТЕЛИ РЕПРОДУКТИВНО-ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Н.Н. Селиверстова - кандидат педагогических наук, доцент НФ ФГБОУ ВПО

«Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,

Набережные Челны, Россия

THE INFLUENCE OF THE EASTERN DANCING ON FEMALE STUDENTS' INDICES OF REPRODUCTIVE- PHYSIACL POTENTIAL DURING THE PROCESS OF PHYSICAL

UPBRINGING

N.N. Seliverstova - candidate of pédagogies, associate professor

Naberezhnye Chelny Branch of Fédéral State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism". Naberezhnye Chelny, Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: восточные танцы, репродуктивное н физическое здоровье, потенциал, физическое воспитание.

Аннотация: В условиях демографических ситуации и здоровъеукрепляющих технологии в HCtuieîi стране необходимым фактором подготовки девушек к детородной функции является формирование и оценка возможностей и способностиi, определяющих здоровье. Формирование предлагаем рассматривать в контексте использования различных видов двигательного активности, в том числе восточных танцев, в процессе физического воспитания в вузе. Оценка проводилась с учетом исследования динамики показателегО репродуктивно-физического потенциала по стандартным методикам, принятым в теории и методике физического воспитания.

Методы исследования: тест для оценки психоэмоционального состояния студенток по методике САН; педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности; сомато-физиометрическое тестирование : экспресс-оценка физического здоровья по Г.Л. Апанасенко; метод оценки силовой выносливости мышечного корсета; анамнез; методы математической статистики.

Материалы: В содержание программы был включен вид танцевальной аэробики - восточные танцы. Типовая структура занятий включала аэробную часть, калланетику, стретчинг, дыхательные упражнения на расслабление, а обязательным элементом являлось соответствующее музыкальное сопровождение. Первая экспериментальная группа занималась согласно разделам традиционного программы (2 часа в неделю) и согласно экспериментальному разделу (2 часа в неделю - "Восточные танцы"). Вторая экспериментальная группа занималась согласно экспериментальному разделу "Восточные танцы" вариативного компонента программы «Физическая культура» (4 часа в неделю), который утвержден ученым советом университета для студенток 3 курса от 2006 г. В контрольного группе занятия проводились согласно программе по физического культуре, рекомендованной Минвузом РФ для высших учебных заведений. Содержанием занятии являлось традгщионное прохождение в течение обучения в вузе основных видов спортивного деятельности (волейбола, гимнастики, баскетбола, легкой атлетики и т.п.), где немалое количество времени уделялось совершенствованию студенток в этих видах спорта. Учебным планом на предмет «Физическая культура» отводится 2 занятия в неделю (4 учебных часа), что за семестр составляет 68 часов, а годовой объём учебных занятии по восточным танцам для студенток вуза равен 136 часам, что составляет 32,8% от 408 обязательных согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

Результаты: Восточные танцы оказывают благотворное влияние на составляющие репродуктивно-физического потенциала студенток, что способствовало положительному изменению изученных показателей (р<0,01) за время педагогического эксперимента в ЭГ-1 и ЭГ-2:

- совершенствование психоэмогщонального состояния к конг{у эксперимента на 1,52% (р<0,01) и 2,12 % (р<0,01) соответственно;

- повышение физической подготовленности - на 6,31% и на 13,79% (р<0,01);

-увеличение физического развития произошло на 4,07% и 5,38%;

-улучшение функционального состояния - на 2,85% и на 4,14% соответственно;

-укрепление физического здоровья - на 3,24% и на 9,33% (р<0,01) соответственно;

- упрочение состояния репродуктивного потенциала - на 13,75% и на 19,79% (р<0,05) соответственно. В КГ за время эксперимента средний показатель репродуктивно-физического потенциала улучшился на 0, 76%, за счет более низких сдвигов по составляющим.

Заключение; Нами установлено, что введение в процесс физического воспитания студенток восточных танцев способствует более эффективному улучшению показателеft репродуктивно-физического потенциала, а их комплексная оценка способствует получению оптимального и объективной информации о состоянии функционирования различных отделов, систем и способностей девушек: психоэмоциональной, функциональной и физическог! сферы.

Keywords: the eastern dancing, a reproductive and physical health, potential, physical upbringing.

Annotation: In terms of demographic situation and health-improving technologies in this country, an important factor of girls' preparation for a reproductive performance is abilities and skills formation and evaluation, which determine health. We offer to consider formation in the context of different motional activity use, including the eastern dancing, during physical upbringing at a higher educational establishment. The evaluation was held taking into account the indices dynamics study of a reproductive-physical potential, using standard methodologies, common in the theory and methodology of physical upbringing.

Research methods; a test for psvchoemotional state evaluation of female students according to HAM methodology; pedagogical experiment, a test of physical fitness; somatic- phvsiometric testing; an expressevaluation of physical health according to G.L. Apanasenko; a methodology of power endurance evaluation of a muscular corset; anamnesis; the methods of mathematical statistics.

Materials; The eastern dancing, as a kind of dancing aerobics, was included into a program. A typical-structure of lessons included an aerobic part, callanetics, stretching, breathing exercises for relaxation, and a required element was a suitable music. The first experimental group studied according to the units of a traditional program (2 hours a week) and according to an experimental unit (2 hours a week - "The Eastern dancing"). The second experimental group studied according to the experimental unit "The Eastern dancing" of a variative component of a program "Physical culture " (4 hours a week), which is adopted by the academic board of a University for female students of the 3rd course (2006). In the control group the lessons were held according to the program on physical culture, recommended by the Ministry of Higher Education of the Russian Federation for higher educational establishments. The content of the lessons was a traditional study of the main kinds of sports activity (volleyball, gymnastics, basketball, athletics and others), where a lot of time was devoted to skills improvement of the female students in these kinds of sport. The curriculum gives 2 lessons a week (4 academic hours) for the subject "Physical culture ", in a semester it is 68 hours and yearly volume of the eastern dancing lessons for the female students of a higher educational establishment is 136 hours, which is 32,8% from 408 hours of obligatory ones, according to a state educational standard of higher professional education.

Results; The eastern dancing makes a positive impact on the components of a reproductive-physical, potential of female students and it provided a positive change of the studied indices (p<0,01) during the pedagogical experiment in the experimental group-1 (EG-1) and the experimental group-2 (EG-2);

- the development of psvchoemotional state to the end of the experiment to 1,52% (p<0,01) and 2,12 % (p<0,01);

- the increase ofphysical fitness to 6,31% and to 13, 79% (p<0,01);

- the increase of physical development was to 4,07% and 5,38%;

- the improvement of a functional state to 2,85% and to 4,14%;

-physical health improvement to 3,24% and to 9,33% (p<0,01);

- the improvement of a reproductive potential to 13,75% and to 19,79% (p<0,05). In the control group during the experiment the average index of a reproductive-physical, potential improved to 0,76%, by means of lower shifts on the components.

Conclusion. We stated that the introduction of the eastern dancing into the female students' physical-upbringing provides more effective improvement of a reproductive-physical, potential indices and their complex evaluation, provides optimal and objective information about the functioning of different parts, systems and girls ' skills in psycho-emotional, functional and physical spheres.

Введение. Современная технология требования к физическому развитию,

подготовки студенток в физическом функциональной и физической

воспитании вуза предусматривает высокие подготовленности как необходимому условию

подготовки девушек к детородной функции в условиях демографических и

здоровьеукрепляющих технологий в нашей стране, и как следствие, оказывающему положительное влияние в достижении высокого уровня репродуктивного здоровья.

Исходя из составляющих понятий репродуктивного, физического здоровья, потенциала как категории еще не реализованных возможностей [7,8,10] мы рассматриваем репродуктивно-физический потенциал девушек как комплекс возможностей и способностей, определяющий здоровье будущего поколения, интегрально-

оцениваемый показателями социального, психического и физического состояния.

На фоне ухудшения здоровья нации [2,5,6,13] одной из существующих возможностей его улучшения может стать формирование репродуктивно-физического потенциала

студенток.

При организации учебных занятий на основе различных видов спорта особое положение занимают восточные танцы. Их преимущество состоит в том, что для организации учебных занятий не требуется больших спортивных сооружений, дорогостоящего оборудования и инвентаря. Занятия можно проводить в гимнастическом или хореографическом залах. Во время танца в активную работу вовлекается большая группа мышц, усиливается деятельность сердечно-сосудистой и

дыхательной систем. Восточные танцы рекомендуются в качестве лечения больным, страдающим бесплодием и молодым девушкам для укрепления мышечного корсета и психоэмоциональной разгрузки [1,3,12].

Объект исследования - процесс физического воспитания в вузе.

Предмет исследования - восточные танцы как средство формирования репродуктивно-физического потенциала студенток.

Организация исследования. Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях, в нем приняли участие студентки 3-го курса НФ ТГ1 У в количестве 90 человек в возрасте 19-20 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, с равными исходными данными физического развития и исследуемых уровней физической и функциональной подготовленности (р>0,05).

Из них методом случайных чисел были образованы три группы — две экспериментальные (по 30 человек) и контрольная (30 человек).

Расчет средней оценки репродуктивно-физического потенциала производился по формуле:

Хр<ш = (Хфп+ Хфр + Хфс+ Хф3 + ХрП) / 5

Помимо расчета статистических параметров выборки, осуществляли сравнение выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, посредством критерия Крамера-Уэлча (Т-распределение) для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга (Орлов А.И., 2002).

Наиболее часто применялся уровень значимости а=0,05 и а=0,01. Тогда значение модуля статистики Т Крамера-Уэлча нужно сравнивать с граничным значением Ф (1- а/2) = 1,96 и 2,58.

Содержание раздела «Восточные танцы» в рамках программы "Физическая культура" составлено с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и

программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе.

Занятия во всех группах проводились два раза в неделю в соответствии с учебным планом и расписанием (2 раза в неделю по 2 часа). В ходе эксперимента на учебных занятиях девушки занимались по подгруппам в количестве 12-18 человек.

В содержание программы были включен вид танцевальной аэробики - восточные танцы. Типовая структура занятий включала аэробную часть, калланетику, стретчинг, дыхательные упражнения на расслабление, а обязательным элементом являлось соответствующее музыкальное сопровождение.

Первая экспериментальная группа занималась согласно разделам традиционной программы (2 часа в неделю) и согласно экспериментальному разделу (2 часа в неделю - "Восточные танцы").

Вторая экспериментальная группа занималась согласно экспериментальному разделу "Восточные танцы" вариативного компонента программы «Физическая культура» (4 часа в неделю), который утвержден ученым советом университета для студенток 3-го курса (2006 г.).

В контрольной группе занятия проводились согласно программе по физической культуре, рекомендованной Минвузом РФ [9] для высших учебных заведений. Содержанием занятий являлось традиционное прохождение в течение обучения в вузе основных видов спортивной деятельности (волейбола, гимнастики, баскетбола, легкой атлетики и т.п.), где немалое количество времени уделялось

совершенствованию студенток в этих видах спорта.

Учебным планом на предмет «Физическая культура» отводится 2 занятия в неделю (4 учебных часа), что за семестр составляет 68 часов, а годовой объём учебных занятий по восточным танцам для студенток вуза равен 136 часам, что составляет 32,8% от 408 обязательных согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования [4].

Результаты исследования и их обсуждение.

Изменение показателей физического подготовленности. Нами выявлено влияние восточных танцев на показатели физической подготовленности. В целом, судя по значениям показателей физической подготовленности, для развития гибкости уже достаточно двух часов в неделю на восточные танцы, а для развития локальной силовой выносливости сгибателей и разгибателей рук требуется четыре часа в неделю приоритетного применения восточных танцев. Ухудшение (р>0,05) показателей в беге на 1000 м (мин) указывает на необходимость включения беговых нагрузок при занятиях восточными танцами. Статистически достоверно (р<0,05) выше средние показатели физической подготовленности у студенток экспериментальных групп - соответственно 6,31% (ЭГ-1) и 13,79% (ЭГ-2), против 1,88% в контрольной группе.

Изменение сомато-физиометрических

показателег/ за период исследований. У студенток ЭГ-1 различия оказались достоверными лишь по трем показателям: по ЧСС в покое - с 74,77±1,87 до 70,12±0,93 уд/мин (р<0,05); в пробе Ромберга (р<0,01) и в увеличении жизненного индекса на 7,45% с 54,08±2,35 до 61,53±2,19 сек (р<0,05), что и сказалось на характерном изменении уровня с "ниже среднего" до «среднего», что, вероятно, связано с использованием аэробно-анаэробных комплексов восточных танцев.

У студенток ЭГ-2 различия оказались достоверными практически по всем показателям: повышение на 7% массы тела (с 50,25±1Д5 до 53,26±1,01 кг); увеличение на 23% экскурсии грудной клетки (с 5,82±0,44 до 7,56±0,63 см); увеличение на 7,43% жизненной ёмкости легких (с 2,99±0,09 до 3,23±0,06 мл), что свидетельствует о наличии тренировочного эффекта.

В частности, о позитивном изменении функционального состояния сердечнососудистой системы, физической работоспособности и координационной функции нервной системы свидетельствуют

урежение ЧСС (р<0,05), уменьшение на 7,18% систолического АД, улучшение на 8,54% индекса Руффье и увеличение на 15,72% в пробе Ромберга, а также статистически достоверные изменения (р<0,01) показателей пяти индексов «экспресс-оценки»: увеличение весо-ростового индекса на 26,6% (с 310,81±6,33 до 337,36±7,87 г/см); увеличение жизненного индекса на 9,93% (с 53,25±2,12 до 63,18±2,43 мл/кг); увеличение силового индекса на 0,04% (с 0,35±0,011 до 0,39±0,01%); уменьшение индекса Робинсона на 9,3% (с 89,44±2,57 до 80,14±2,16 уд/мин); сокращение времени восстановления ЧСС после дозированной нагрузки на 0,04%.

Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что не количество занятий в неделю, а качественное их содержание является определяющим для проявления

положительного влияния занятий восточными танцами в неделю на общую оценку уровня здоровья.

Изменения показателег/ составляющих репродуктивного потенгщала. В оценке репродуктивного потенциала девушек немаловажное значение имеет выявление характера и особенностей менструальной функции, силовой выносливости мышечного корсета и возможных отклонений (в частности дефицит веса).

Показатели репродуктивного потенциала у девушек, занимающихся по

экспериментальному разделу, улучшились статистически достоверно в ЭГ-1 на 13,75% (р<0,05), а в ЭГ-2 - на 19,79% (р<0,01).

С учетом данных литературы [11] полагаем, что в любом случае не стоит под предлогом болезненных регул отстранять девушек от физкультурно-двигательной деятельности. Данное мнение подтверждает наш эксперимент, так как у студенток, занимающихся в ЭГ-1 и ЭГ-2, процент болезненности соответственно сократился с 86,66% до 70% и с 96,66% до 50%, при (р>0,01), соответственно.

Таким образом, в ЭГ-1 статистически достоверное изменение (р<0,01) наблюдалось лишь в приросте силовой выносливости мышечного корсета - на 13,3%. В ЭГ-2 достоверные изменения (р<0,01) происходили во всех изученных показателях, кроме изменений в состоянии кожи.

Анализ результатов оценки репродуктивно-физического потенциала студенток по пяти исследуемым признакам (рисунок) показал, что в КГ они достоверно не изменились (р>0,05).

Хфа Хфр Хфс Хф| Хрп

Примечание. Различия средних

арифметических по критерию Крамера - Уэлча между показателями в группах исследуемых: * - достоверно при р<0,05; ** - при р<0,01

Рисунок - Изменение репродуктивно-физического потенциала студенток за время эксперимента, %

Для ЭГ-1 достоверные изменения (р<0,05) произошли лишь в физической подготовленности. Во второй

экспериментальной группе достоверные

положительные изменения выявлены по всем компонентам РФП. Наблюдается значимое различие репродуктивно-физического

потенциала между контрольной и экспериментальными группами по средней оценке за время эксперимента (между КГ и ЭГ-1 - на 4,03% (р<0,05); между КГ и ЭГ-2 - на 8,33% (р<0,01), а между ЭГ-1 и ЭГ-2 - на 4,3%.

Таким образом, нами установлено, что введение в процесс физического воспитания студенток восточных танцев способствует более эффективному улучшению показателей репродуктивно-физического потенциала, а комплексная оценка способствует получению оптимальной и объективной информации о состоянии функционирования различных отделов, систем и способностей девушек: психоэмоциональной, функциональной и физической сферы.

Литература

1. Боссонис, P.A. Танец живота / P.A. Боссонис; пер. Л.Г. Шириминская. - пер. с англ. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 192 с.

2. Братухин, А.Г. Профилактика риска нарушений репродуктивной функции у девушек-подростков в период профессионального обучения / А.Г. Братухин // Здоровье нации - основа процветания России : материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума. - Т. 2. - Ч. 2. -М„ 2007. -С. 68.

3. Верещагина, Т.Н. Секреты арабского танца / Т.Н. Верещагина. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 160

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования : официальное издание Госкомитета по высшему образованию. - М., 1995. - 383 с.

5. Здоровье нации - основа процветания России : материалы II Всероссийского форума. - М„ 2006. -286 с.

6. Здоровье нации - основа процветания России : проекты итоговых резолюций научно-практических конгрессов III Всероссийского форума. - М„ 2007. -34 с.

7. Крюкова, А.Я. Преподавание вопросов здорового образа жизни студентам при прохождении ими цикла поликлинической терапии / А.Я. Крюкова // Современные технологии обучения и роль преподавателя в образовательном процессе высшей школы : материалы межвуз. учеб.-метод, конф. - Уфа, 2001. - С. 60-61.

8. Маскаева, Т.Ю. Физическое воспитание как средство улучшения репродуктивной функции девочек-подростков (на примере ритмической гимнастики) : дис. ... канд. пед. наук / Т.Ю. Маскаева. - М„ 2003. - 212 с.

9. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» Федерального компонента цикла обще гуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / авт.-сост. В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - М„ 2000. -34 с.

10. Савченко, C.B. Методика повышения эффективности физического образования студенток педагогических вузов с отклонениями в репродуктивной функции : дис. ... канд. пед. наук / C.B. Савченко. - M., 2003. - 176 с.

П.Селиверстова, H.H. Изменение показателей функционального мышечного тестирования как составляющих репродуктивно-физического

потенциала студенток педагогического вуза / H.H. Селиверстова [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - № 8. -Режим доступа :

http://www.kamgifk.ru/inagazin/journal.htm.

12. Хворостухина, С.А. Танец живота: самоучитель для начинающих / С.А. Хворостухина. - М. : ACT, 2006.-61 с.

13. Шевелева, И.Н. Профилактика нарушения репродуктивного здоровья студенток средствами физической культуры / И.Н. Шевелева, Ж.Б. Сафонова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 1. - С. 17-19.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bossonis, R.A. Belly dancing / R.A. Bossonis; translation by L.G. Shiriminskaya. - translation from English into Russian. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. -192 P.

2. Bratukhin A.G. The prevention of a reproductive function disorder among the girls - teen-agers during the period of professional training / A.G. Bratukhin // National health - the base for Russia development: the materials of scientific-practical congresses of the 3rd All-Russian forum. - Volume 2. - Part 2. - Moscow, 2007. - P.68.

3. Vereschagin, T.N. The secrets of Arabian dance / T.N. Vereschagin. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. -160 p.

4. State educational standard of higher professional education: an official edition of the Sate committee on higher education. - Moscow, 1995,- 383 p.

5. National health - the base for Russia development: the materials of the II nd All-Russian forum. - Moscow, 2006. - 286 p.

6. National health - the base for Russia development: the projects of the final resolutions of the scientific-practical congresses of the 3rd All-Russian forum. -Moscow, 2007. - 34 p.

7. Kryukova, A.Y. Teaching students the questions of a healthy life-style when they go through a cycle of clinical therapy / A.Y. Kryukova // Modern technologies of teaching and a role of a teacher in an educational process at a higher educational establishment: the materials of an interuniversity methodical conference. -Ufa, 2001.-P. 60-61.

8. Maskaeva, T.Y. Physical upbringing as the means of a reproductive function improvement of girls- teenagers (by the example of a rhythmic gymnastics): dissertation of a candidate of pedagogics / T.Y. Maskaeva. - Moscow, 2003. - 212 p.

9. The example of a program of the discipline "Physical culture" of a Federal component of all humanities and social-economic disciplines in a state educational standard of higher professional education of the second generation / the author V.I. Ilinich Y.I. Evseev. - Moscow, 2000. - 34 p.

10. Savchenko, S.V. The methodology of effectiveness improvement of physical education at pedagogical higher educational establishments among the female students, who have deviations in a reproductive function: dissertation of the candidate of pedagogics / S.V. Savchenko. - Moscow, 2003. - 176 p.

11. Seliverstova, N.N. The change of the indices of a functional muscular testing as the parts of a reproductive-physical potential among the female students at a pedagogical higher educational establishment / N.N. Seliverstova [Electronic recourses] // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. - 2008. - No 8.

Access mode:

http://www.kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

12. Khvorostukhina, S.A. Belly dancing: a manual for beginners / S.A. Khvorostukhina. - Moscow: AST, 2006.-61 p.

13. Sheveleva, I.N. The prophylaxy of a reproductive health disorders among female students by means of physical culture / I.N. Sheveleva, Z.B. Safonova // Theory and practice of physical culture. - 2007. - Nol. -P. 17-19.

Статья поступила в редакцию: 25.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.