«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '
№8 (3/2008)
УДК 796.011
ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЫШЕЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ РЕПРОДУКТИВНО-ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОК
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Старший преподаватель Н.Н. Селивёрстова, Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
STATE OF FUNCTIONAL MUSCLES TESTING CHANGING AS A PART OF REPRODUCTIVE PHYSICAL PEDAGOGICAL SCHOOLINGS STUDENTS
POTENTIAL
N.N. Seliverstova, senior teacher Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: изменение показателей, функционально мышечное тестирование, репродуктивно-физический потенциал, студенты педагогического вуза.
Аннотация. В данной статье рассматривается изменение показателей функционального мышечного тестирования как составляющих репродуктивно-физического потенциала студенток педагогического вуза. Студенческому возрасту присущи недостаточность двигательной активности, психо-эмоциональной разрядки и, как следствие, болезни, которые могут иметь самые разрушительные последствия.
Key words: state changing, functional muscles testing, reproductive physical potential, pedagogical schoolings students.
Summary: This article tells about state of functional muscles testing changing as a part of reproductive physical pedagogical schoolings students potential. The students age has not so much activity to do, psycho emotional relaxation and as a result of the sickness could have the most disposal effects.
Социально-экономические изменения, характерные ХХ1 веку, произошли и в такой сфере жизнедеятельности общества, как образование. Студенческому возрасту присущи недостаточность двигательной активности, психо-эмоциональной разрядки и, как следствие, болезни, которые
могут иметь самые разрушительные последствия. Это особенно верно в отношении демографического кризиса, когда здоровье девушек определяет здоровье общества. Наметившиеся тенденции демократизации общества предъявляют качественно новые требования к организации и планированию физического воспитания в вузе. Сохранение здоровья и полноценное развитие личности являются в конечном итоге основной целью образования, что отмечается в исследованиях Л.И. Лубышевой, В.И. Столярова, В.К. Бальсевича, А.В. Лейфа и др.
Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что в современной высшей школе недостаточно внимания уделено: использованию упражнений эстетико-технических видов двигательной активности; неразработанности и необоснованности системы занятий, позволяющих учитывать мотивационные потребности студенток; развитию физических качеств и функциональных возможностей. Согласно исследованиям Ф.А. Иорданской, Л.Ф. Колокатовой, М.Д. Романовой и др., только 5% абитуриентов могут считаться здоровыми. По мнению Г.Л. Апанасенко, В.В. Пономарёва и других, на фоне ежегодного снижения уровня здоровья и физической подготовленности студенток наблюдаются осложнения, опасные для жизни, у 20% девушек в период беременности. Как отмечает профессор Л.И. Левина, у 63% современных женщин фертильного возраста репродуктивная функция крайне затруднительна.
Комплексное изучение данной проблемы свидетельствует о потенциале восточных танцев в гендерном подходе к обучению. Однако отсутствие исследований по данной проблеме, свидетельствует о неразработанности программно-методического обеспечения, норм данного раздела или курса в физическом воспитании. В программах «Физическая культура» педагогических вузов отсутствует теоретический курс, рассматривающий влияние восточных танцев на организм девушки, не выделяется социально-психологический и физкультурно-оздоровительный компоненты физического воспитания, содержащие сведения по сохранению, укреплению, коррекции репродуктивно-физического потенциала, не разработан рациональный двигательный режим применения восточных танцев в практических занятиях.
Отсюда вытекает следующее противоречие - восточные танцы имеют существенный потенциал в области репродуктивного и физического совершенствования личности, но этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке проблемы репродуктивного здоровья девушек средствами образовательных дисциплин, в том числе восточных танцев.
Под репродуктивно-физическим потенциалом, по нашему мнению, следует подразумевать уровень физического и психического состояния, который при достижении социальной зрелости, определит качество здоровья рожденного поколения. При оценке репродуктивно-физического потенциала целесообразно учитывать: распространенность общесоматических заболеваний; распространенность нарушений репродуктивной системы; уровень физического развития;
физических возможностей и адаптационных способностей и уровень психо-эмоциональной сферы, а также функциональную силу мышц корпуса, несущих основную нагрузку в беременности, родах и послеродовом периоде.
В трех группах (КГ, ЭГ-1, ЭГ-2) учебные занятия проводились соответственно учебному плану по расписанию 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа).
Контрольная группа занималась согласно программе по физической культуре, рекомендованной Минвузом РФ (2000г).
Первая экспериментальная группа занимались по программе "традиционная + экспериментальная" (2 часа в неделю - занятия проводились, соответственно разделам программы от 2000г., вторые 2 часа - по программе "Восточные танцы").
Вторая экспериментальная группа занимались по программе "Восточные танцы" (экспериментальная программа ФК для студенток 3 курса от 2006 г., утвержденная ученым советом университета).
Изучив 90 медицинских карт девушек, участвующих в экспериментальных исследованиях (студентки НФ ТГГПУ в возрасте 19-20 лет 2006-2007 учебного года), мы определили, что все девушки относятся ко II медицинской группе и не имеют серьезных гинекологических заболеваний.
Методом функционального мышечного тестирования мы определили недостаточную развитость мышц корпуса, показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица статистических оценок
Функциональная сила мышц корпуса Срезы Группы (количество студенток)
Кг (п=30) Эг-1 (п=30) Эг-2 (п=30)
Хср+ Бх, сек Т Хср+ Бх, сек Тр Хср+ Бх, сек Тр
Прямых мышц живота I 19,47± 2,033 Тр < 0,05 20,67± 1,912 Тр> 0,01 18,93± 1,524 Тр > 0,01
II 20,37± 2,062 29,57± 2,015 34,33± 2,158
Косых мышц живота левой 1) наружной и правой внутренней I 12,2± 1,27 11,83± 1,25 10,3± 0,912
II 13,6± 1,324 17,3± 1,367 19,53± 1,343
правой 2) наружной и левой внутренней I 12,27± 1,433 11,93± 1,357 11,33± 0,99
II 13,6± 1,397 18,7± 1,542 21,4± 1,702
Выпрямитель туловища I 27,7± 2,097 28,27± 1,814 30,2± 2,202
II 28,03± 2,308 38,17± 2,29 50± 2,566
На начальном этапе все показатели между группами практически не различимы. Так, средняя арифметическая функциональной силы прямых мышц живота находится в диапазоне 18,93-20,67 сек; косых мышц живота от 10,3 до 12,27 сек, а мышц спины от 27,7 до 30,2 сек, что соответствует неудовлетворительным уровням.
Достоверные изменения (Тр>0,01) функциональной силы мышц корпуса, за период эксперимента, произошли в двух экспериментальных группах по всем исследуемым показателям. Однако до удовлетворительного уровня по средней арифметической не дошла к концу исследования ни одна группа, но приближена к нему была ЭГ-2, по показателям прямых мышц 34,33±2,158, относительно 45-ти раз и по показателям мышц выпрямителей туловища 50±2,566 относительно 60-ти раз.
Анализируя динамику уровней показателей связочно-мышечного аппарата корпуса студенток, мы констатируем минимальное число девушек, имеющих удовлетворительный уровень и, как следствие, огромен процент студенток, имеющих недостаточную функциональную силу мышц корпуса: во-первых, мышц брюшной стенки, а во-вторых, мышц спины. Если показатели слабости брюшной стенки в первом срезе - от 96,7 до 98,89 %, то во втором: КГ- 97,78%, в ЭГ-1 на 4,48%, а в ЭГ-2 на 12,22% меньше, относительно КГ. Показатели слабости мышц спины в КГ имеют отрицательную динамику (разность = - 3,33, от 96,7% до 10%), а в экспериментальных достоверно (Тр>0,01) положительную. Так, прирост в ЭГ-1 составил 13,33% (от 100% до 86,67%), а в ЭГ-2 равен 33,34% (от 93,34 % до 60%).
Таким образом, изменение показателей функционального мышечного тестирования как составляющих репродуктивно-физического потенциала студенток педагогического вуза произошло не вследствие влияния случайных причин, а именно вследствие применения предложенного нами раздела программы «Восточные танцы». Отсюда следует, что в рамках физического воспитания студенток педагогических вузов она является более эффективной, достоверной и надежной по сравнению с традиционными программами.